СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы музыкальной драматургии

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приёмы музыкальной драматургии

Цели урока: Формировать представление о развитии музыкальных образов и их взаимосвязи - музыкальной драматургии,о музыке в античном театре

Просмотр содержимого документа
«Приёмы музыкальной драматургии»

Урок № 16 8 кл _________________

Приёмы музыкальной драматургии

Цели урока: Формировать представление о развитии музыкальных образов и их взаимосвязи - музыкальной драматургии,о музыке в античном театре.

Задачи урока— изучение особенностей музыки к драматическим спектаклям; актуализация жизненно-музыкальных впечатлений учащихся о роли музыки в сценическом действии; выявление контрастности образных сфер театральной музыки; закрепление знаний о взаимодействии музыки и литературы; понимание выразительности музыкальных характеристик главных героев спектакля или его сюжетных линий.Образовательные:закрепить понятие «конфликтная драматургия»;закрепить полученные знания на предыдущих уроках о музыкальном образе, его средствах выразительности;закрепить понятие «увертюра» Развивающие:развивать ассоциативное мышление;- развивать вокально-хоровые навыки в процессе исполнения песен (чисто интонировать, петь в соответствии с ритмом и темпом, проиграть отдельные фразы в песне « Все пройдет» муз.И. Дунаевского, сл.Дербенева Из кинофильма « Куда он денется» Воспитательные:воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру.прививать эстетический вкус к прекрасному, возвышенному. Музыкальный материал урока: Компьютор,музыкальный центр, презентация, иллюстрации. 1. Людвиг ван Бетховен. Увертюра «Эгмонт»,»Гоголь-сюита»А.Шнитке. 2. Песня «Всё пройдёт» муз.И.Дунаевского.Драматургия урока:-завязка: вступительное слово, слушание и анализ музыкального произведения «Эгмонт» Л. ван Бетховена. Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. «Гоголь-сюита».- развитие и кульминация: Разучивание песни «Всё пройдёт». -развязка: Подведение итогов, обобщение темы урока.

Ход урока.

1. Орг.момент

II. Изучение нового материала ( /)

Музыкальная драматургия - это система выразительных средств и приёмов воплощения драматического действия в произведениях музыкально-театрального жанра (оперы, балета, оперетты и др.) О музыкальной драматургии, как правило, говорят применительно к музыкально-сценическому, театральному произведению: опере, балету, оратории, оперетте, мюзиклу и др. Однако термин МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ используют и для характеристики инструментально-симфонической музыки. Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и его частей, логике их развития, особенностях воплощения муз. образов, их сопоставлении. Главное в музыке, так же, как и в жизни – развитие. Подобно тому, как год от года меняется внутренний мир человека, так же меняются внутри одного произведения, получая развитие, музыкальные интонации, темы, мелодии. Эти изменения отражаются в форме музыкального произведения, способах развития музыкального материала. Одним из самых распространённых способов развития музыки является ПОВТОР. В ПОВТОРАХ ощущается развитие образного строя произведения. Так построены народные песни. Для создания убедительных образов в инструментально-симфоническом произведении композиторы применяют не только точное повторение, но и изменённое - ВАРЬИРОВАНИЕ. ВАРЬИРОВАТЬ (в музыке): изменять главную музыкальную тему разными переходами, удерживая, однако, основную мелодию. (Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910) ВАРЬИРОВАНИЕ – это древнейший способ развития музыки, который встречается в народных песенно-танцевальных жанрах, основанных на импровизации. Более значительные изменения, при которых вместо целой мелодии (темы) излагаются отдельные её фразы, интонации называют РАЗРАБОТКОЙ. как в финале Симфонии № 3 («Героической») Л. Бетховена звучат вариации на две простые темы. Композитор использует мелодию и опорные звуки сопровождения контрданса (от англ. country-dance, буквально — деревенский танец). В финале Симфонии № 4 П. И. Чайковского получает вариационное развитие русская народная песня «Во поле берёза стояла», которая ассоциируется с праздничным гуляньем, весельем. Более значительные изменения, при которых вместо целой мелодии, темы излагаются отдельные её фразы, интонации, называются разработкой. Разработка музыкального материала играет важную роль в драматургическом развитии симфонического жанра. В разработке находят применение такие способы развития, как секвенция и имитация.

Секвенция (от лат. sequential — следование) — перемещение мотива, повторение последовательности звуков на разной высоте, в восходящем или нисходящем направлении. Этот способ создаёт ощущение движения. Вряд ли найдётся музыкальное произведение (от песни до симфонии и оперы), в котором не была бы применена секвенция. Имитация (от лат. immitatio — подражание) — повторение темы или мотива в другом голосе музыкального произведения. Имитация часто используется в народном хоровом музицировании и является основным приёмом развития музыкальной мысли в различных формах полифонии, таких как канон и фуга. Вам уже знакомы многие произведения, в которых музыка развивалась на основе имитации, канонического проведения мелодии разными инструментами или голосами. С имитацией — формой фуги — вы встретились в «Высокой мессе» Баха и в духовном концерте Березовского. Благодаря имитации подчёркивается общность настроения, согласие звучания всех инструментов квартета в «Ноктюрне» из Квартета № 2 А.П. Бородина. В опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила» звучит квартет «Какое чудное мгновенье», в котором благодаря канонической имитации композитору удалось передать оцепенение главных героев в сцене похищения Людмилы и их постепенное пробуждение.

VI. Закрепление. VII. Подведение итогов.