Применение игровых технологий на уроках математики.
Кулдышева Елена Ивановна
учитель математики
ГБОУ школы 609
г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье рассмотрены методы, технологии и формы проведения занятий с использованием игры, вовлечение учеников в процесс изучения математики, как прикладной науки с использованием игровой формы.
Ключевые слова: игровые технологии, игровые методы, игровые формы, деловые и дидактические игры.
Прикладная направленность обучения математике состоит в использовании межпредметных связей, что вносит элемент занимательности в учебный процесс. Огромные возможности для активации познавательного интереса учащихся имеют уроки обобщения и систематизации знаний, интегрированные уроки, нетрадиционные уроки (деловые игры, уроки-соревнования и др.)
Игровая технология обеспечивает единство эмоционального и рационального в обучении. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревнования, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
Игровая форма занятий создаётся на уроке при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Важный вопрос, который волнует каждого учителя, - как сделать уроки математики интересными, нескучными и запоминающимися? Задача учителя - организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирование у них таких основных приёмов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение. Учитель должен суметь передать красоту математических методов своим ученикам, развивая в каждом из них, всесторонне развитую личность. В процессе обучения в школе формируется человеческое сознание, взгляды, мировоззрение, убеждения, творческие способности. «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений» Л.Н.Толстой.
Игровые методы включают в себя познавательно-дидактические, ролевые и деловые игры. Изучаемый учебный материал включается в необычный игровой контекст. Применяемые активные методы обучения на уроках способствуют запоминанию материала, развитию мышления, творческих способностей учащихся, самостоятельности.
Огромное значение для развития творческой деятельности учащихся играют дидактические игры, которые можно использовать на различных этапах урока. Определение места игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависят от правильного понимания учителем функций дидактических игр и их классификации. Коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим целям урока: обучающие, контролирующие, обобщающие. Обучающей будет игра, если учащийся, участвуя в ней, приобретает новые знания, умения и навыки. Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний.
Организация игровой формы урока
При организации игровой формы урока необходимо придерживаться следующих положений:
1. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала - доступно пониманию школьников.
2. Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности.
3. Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании.
4. При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль над её результатами со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учёт результатов соревнования должен быть открытым, ясным и справедливым.
5. Каждый ученик должен быть активным участником игры.
6. Игровой характер при проведении уроков по математике должен иметь определённую меру.
7. В процессе игры учащиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, чёткой, краткой.
Игровые занятия лучше всего проводить на повторительно-обобщающих уроках при контроле знаний.
Игра «Магический квадрат» В клетки квадрата запишите такие числа, чтобы сумма чисел по любой вертикали, горизонтали и диагонали была бы равна. Числа можно заменить и записать так, чтобы сумма была равна нулю.
Игра «Кто хочет стать миллионером?» Эту игру можно использовать на этапе актуализации знаний или при подведении итогов урока при изучении любой темы в любом классе. Правила: требуется выбрать один правильный вариант ответа на каждый из поставленных вопросов.
Игра «Морской бой». Эти игры развивают внимание, наблюдательность, сообразительность, ученики быстрее усваивают и убеждаются, что положение точки на плоскости определяется с помощью двух её координат.
Игра «Забег по кругу». На доске записана цепочка примеров, которые нужно выполнить строго по указанию стрелки. При правильном выполнении заданий получают первое число цепочки. Эта игра помогает усвоить все действия с действительными числами, отработать вычислительные навыки, сообразительность, внимательность.
Игры-соревнования. Игра-соревнование между командами при изучении нового материала «Научился сам. Научи товарища». Соревнование между командами в групповых технологиях на основе математических боёв.
С помощью игр можно снять утомление, её можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях.
В.А.Сухомлинский писал: «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В играх активизируется внимание детей, творческая фантазия, формируются вычислительные навыки, нравственные качества личности, развивается чувство ответственности, коллективизма, дисциплина, воля, характер.
Список использованной литературы
1. Ремчукова И.Б. Игровые технологии на уроках, математика. - Волгоград, 2008.
2. Ляшова М.Н., Кумскова Е.Н. и др. Математика, открытые уроки. - Волгоград, 2005.
3. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. – М., 1990.
4. Занько С. Ф. и др. Игра и ученье. — М., 1992.
5. Шафигулина Л. Р. Математика 5-9 классы. Проблемное и игровое обучение. Волгоград: Учитель, 2012.