Применение здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
п. Соколовка Зуевского района
Кировской области»
Учитель истории и обществознания
ПОКЛОНОВА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА
Обучение – самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…».
В.А.Сухомлинский
Школьные факторы риска:
1. Стрессовая педагогическая тактика
2. Школьный цейтнот
3. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным возможностям учащихся
4. Углубленное изучение отдельных предметов:
А) высокий уровень трудностей;
Б) большой объём;
В) быстрый темп изучения учебного материала
Г) неизбежные перегрузки
5. Интенсификация учебного процесса в целом
(увеличение учебных часов, факультативов, внеурочных занятий)
6. Нарушение гигиенических требований в организации учебного режима,
питания и медицинского обслуживания
7. Неграмотность педагогов в области психофизиологии
8. Нерациональная организация учебного процесса
(составление расписания без учёта требований СанПиНов)
Здоровьесберегающие образовательные технологии
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.
Здоровьесберегающие педагогические технологии
Должны обеспечить развитие природных способностей ребёнка: его ума, нравственных и эстетических чувств. Потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
Принципы здоровьесбережения :
- Комплексный, междисциплинарный подход
- Успех порождает успех
- Активность
- Ответственность за свое здоровье
- «Не навреди!»
- Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося
- Непрерывность и преемственность
- Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся
Здоровье ученика в норме, если:
- в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;
- в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
- в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
- в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
- в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.
Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока
Критерии здоровьесбережения
Характеристика
Количество видов преподавания
Рациональный уровень
Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная или практическая работа, аудиовизуальный
Чередование видов преподавания
Недостаточно рациональный
Не менее
3-х
Плотность урока
Количество времени, затраченное школьником на работу
Нерациональный уровень
2
Не позже, чем через 10-15 мин.
Наличие, место, содержание и продолжитель-
ность на уроке моментов оздоровления
Физкультминутки, динамические паузы, гимнастика для глаз, массаж активных точек
Через
15-20 мин.
Не менее 60% и не более
75-80%
1
Через
15-20 мин.
На 20 и 35 минуте по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого
85-90%
1 физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью
Более
90%
Отсутствует
Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников
- Правильная организация урока
- Использование каналов восприятия
- Учёт зоны работоспособности учащихся
- Распределение интенсивности умственной деятельности
Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока
Основные составляющие здоровьесберегающего пространства
- минимальное действие звуковых раздражителей;
- нормальный воздушно-тепловой режим;
- пропорциональное естественное и искусственное освещение;
- видеоэкология (цветовая гамма в интерьере, дизайн помещения, форма мебели и предметов);
- экосоставляющая (наличие растений,
приборов климат–контроля);
- нейтрализация действия персональных компьютеров и других технических средств.
Работоспособность в течение учебного дня 1-6 классы
Работоспособность в течение учебного дня 7-11 классы
Работоспособность в течение рабочей недели 1-6 классы
Работоспособность в течение рабочей недели 7-11 классы
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения
- Снятие эмоционального напряжения
- Создание благоприятного психологического климата на уроке
- Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
- Комплексное использование личностно-ориентированных технологий
- Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности
- Технологии развивающего обучения
- Технология психологического сопровождения учебной группы
Психология здоровьесберегающего урока заключается в умении учителя:
- спокойно и быстро реагировать на нестандартное развитие урока, иметь варианты разрешения ситуации;
- быть сдержанным и деловитым, личным примером побуждать учеников ценить время на уроке;
- быть готовым к сотрудничеству и сотворчеству с учеником;
- терпимо относится к индивидуальным особенностям учеников, отличать их от нарушения дисциплины.
- Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, нужно проводить физкультминутки , кроме того, определять и фиксировать психологический климат на уроке, проводить эмоциональную разрядку, строго следить за соблюдением учащимися правильной осанки, позы, за её соответствием виду работы и чередованием в течение урока.
Требования к проведению физкультминуток
- Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания
- Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц
- Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата
- Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность
- Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой
Виды физкультминуток
- Упражнения для снятия общего или локального утомления
- Упражнения для кистей рук
- Гимнастика для глаз
- Гимнастика для слуха
- Упражнения корректирующие осанку
- Дыхательная гимнастик а