СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важность и необходимость использования на уроках в младших классах физкультминуток расслабляющего характера, помогающих релаксировать, восстановить свои эмоциональные силы.

Просмотр содержимого документа
«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания»

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Соколовка Зуевского района Кировской области» Учитель истории и обществознания ПОКЛОНОВА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

п. Соколовка Зуевского района

Кировской области»

Учитель истории и обществознания

ПОКЛОНОВА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА

Обучение – самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников   «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…».   В.А.Сухомлинский

Обучение – самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…».

В.А.Сухомлинский

Школьные факторы риска: 1.  Стрессовая педагогическая тактика 2. Школьный цейтнот 3. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным возможностям учащихся  4. Углубленное изучение отдельных предметов: А) высокий уровень трудностей; Б) большой объём; В) быстрый темп изучения учебного материала Г) неизбежные перегрузки  5. Интенсификация учебного процесса в целом (увеличение учебных часов, факультативов, внеурочных занятий)  6. Нарушение гигиенических требований в организации учебного режима,  питания и медицинского обслуживания 7. Неграмотность педагогов в области психофизиологии  8. Нерациональная организация учебного процесса  (составление расписания без учёта требований СанПиНов)

Школьные факторы риска:

1. Стрессовая педагогическая тактика

2. Школьный цейтнот

3. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным возможностям учащихся

4. Углубленное изучение отдельных предметов:

А) высокий уровень трудностей;

Б) большой объём;

В) быстрый темп изучения учебного материала

Г) неизбежные перегрузки

5. Интенсификация учебного процесса в целом

(увеличение учебных часов, факультативов, внеурочных занятий)

6. Нарушение гигиенических требований в организации учебного режима,

питания и медицинского обслуживания

7. Неграмотность педагогов в области психофизиологии

8. Нерациональная организация учебного процесса

(составление расписания без учёта требований СанПиНов)

Здоровьесберегающие  образовательные технологии  Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.

Здоровьесберегающие образовательные технологии

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.

Здоровьесберегающие педагогические технологии  Должны обеспечить развитие природных способностей ребёнка: его ума, нравственных и эстетических чувств. Потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Здоровьесберегающие педагогические технологии

Должны обеспечить развитие природных способностей ребёнка: его ума, нравственных и эстетических чувств. Потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Принципы здоровьесбережения : Комплексный, междисциплинарный подход Успех порождает успех Активность Ответственность за свое здоровье «Не навреди!» Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося Непрерывность и преемственность Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся

Принципы здоровьесбережения :

  • Комплексный, междисциплинарный подход
  • Успех порождает успех
  • Активность
  • Ответственность за свое здоровье
  • «Не навреди!»
  • Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося
  • Непрерывность и преемственность
  • Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся
Здоровье ученика в норме, если: в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость; в социальном плане – он коммуникабелен, общителен; в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться; в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость; в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.

Здоровье ученика в норме, если:

  • в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;
  • в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
  • в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
  • в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
  • в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.
Критерии здоровьесбережения и уровни  гигиенической рациональности урока Критерии здоровьесбережения Характеристика Количество видов преподавания Рациональный уровень Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная или практическая работа, аудиовизуальный  Чередование видов преподавания  Недостаточно рациональный  Не менее 3-х   Плотность урока  Количество времени, затраченное школьником на работу  Нерациональный уровень  2 Не позже, чем через 10-15 мин. Наличие, место, содержание и продолжитель- ность на уроке моментов оздоровления   Физкультминутки, динамические паузы, гимнастика для глаз, массаж активных точек  Через 15-20 мин. Не менее 60% и не более  75-80%  1  Через 15-20 мин. На 20 и 35 минуте по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого  85-90%  1 физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью  Более  90%  Отсутствует

Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока

Критерии здоровьесбережения

Характеристика

Количество видов преподавания

Рациональный уровень

Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная или практическая работа, аудиовизуальный

Чередование видов преподавания

Недостаточно рациональный

Не менее

3-х

Плотность урока

Количество времени, затраченное школьником на работу

Нерациональный уровень

2

Не позже, чем через 10-15 мин.

Наличие, место, содержание и продолжитель-

ность на уроке моментов оздоровления

Физкультминутки, динамические паузы, гимнастика для глаз, массаж активных точек

Через

15-20 мин.

Не менее 60% и не более

75-80%

1

Через

15-20 мин.

На 20 и 35 минуте по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого

85-90%

1 физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью

Более

90%

Отсутствует

Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников Правильная организация урока Использование каналов восприятия Учёт зоны работоспособности учащихся Распределение интенсивности умственной деятельности

Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников

  • Правильная организация урока
  • Использование каналов восприятия
  • Учёт зоны работоспособности учащихся
  • Распределение интенсивности умственной деятельности
Эффективность усвоения знаний  учащихся в течение урока 5-25-я минута - 80%  25-35-я минута – 60-40%  35-40-я минута – 10%

Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока

  • 5-25-я минута - 80%

  • 25-35-я минута – 60-40%

  • 35-40-я минута – 10%
 Основные составляющие здоровьесберегающего пространства  минимальное действие звуковых раздражителей;  нормальный воздушно-тепловой режим;  пропорциональное естественное и искусственное освещение;  видеоэкология (цветовая гамма в интерьере, дизайн помещения, форма мебели и предметов);  экосоставляющая (наличие растений,  приборов климат–контроля);  нейтрализация действия персональных компьютеров и других технических средств.

Основные составляющие здоровьесберегающего пространства

  • минимальное действие звуковых раздражителей;
  • нормальный воздушно-тепловой режим;
  • пропорциональное естественное и искусственное освещение;
  • видеоэкология (цветовая гамма в интерьере, дизайн помещения, форма мебели и предметов);
  • экосоставляющая (наличие растений,

приборов климат–контроля);

  • нейтрализация действия персональных компьютеров и других технических средств.
Работоспособность в течение  учебного дня 1-6 классы

Работоспособность в течение учебного дня 1-6 классы

Работоспособность в течение  учебного дня 7-11 классы

Работоспособность в течение учебного дня 7-11 классы

Работоспособность в течение  рабочей недели 1-6 классы

Работоспособность в течение рабочей недели 1-6 классы

Работоспособность в течение  рабочей недели 7-11 классы

Работоспособность в течение рабочей недели 7-11 классы

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения Снятие эмоционального напряжения Создание благоприятного психологического климата на уроке Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни Комплексное использование личностно-ориентированных технологий Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности Технологии развивающего обучения Технология психологического сопровождения учебной группы

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения

  • Снятие эмоционального напряжения
  • Создание благоприятного психологического климата на уроке
  • Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
  • Комплексное использование личностно-ориентированных технологий
  • Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности
  • Технологии развивающего обучения
  • Технология психологического сопровождения учебной группы
Психология здоровьесберегающего урока заключается в умении учителя:  спокойно и быстро реагировать на нестандартное развитие урока, иметь варианты разрешения ситуации;  быть сдержанным и деловитым, личным примером побуждать учеников ценить время на уроке;  быть готовым к сотрудничеству и сотворчеству с учеником;  терпимо относится к индивидуальным особенностям учеников, отличать их от нарушения дисциплины.

Психология здоровьесберегающего урока заключается в умении учителя:

  • спокойно и быстро реагировать на нестандартное развитие урока, иметь варианты разрешения ситуации;
  • быть сдержанным и деловитым, личным примером побуждать учеников ценить время на уроке;
  • быть готовым к сотрудничеству и сотворчеству с учеником;
  • терпимо относится к индивидуальным особенностям учеников, отличать их от нарушения дисциплины.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, нужно проводить физкультминутки , кроме того, определять и фиксировать психологический климат на уроке, проводить эмоциональную разрядку, строго следить за соблюдением учащимися правильной осанки, позы, за её соответствием виду работы и чередованием в течение урока.
  • Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, нужно проводить физкультминутки , кроме того, определять и фиксировать психологический климат на уроке, проводить эмоциональную разрядку, строго следить за соблюдением учащимися правильной осанки, позы, за её соответствием виду работы и чередованием в течение урока.
Требования к проведению физкультминуток Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата   Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой

Требования к проведению физкультминуток

  • Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания
  • Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц
  • Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата

  • Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность
  • Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой

Виды физкультминуток Упражнения для снятия общего или локального утомления Упражнения для кистей рук Гимнастика для глаз Гимнастика для слуха Упражнения корректирующие осанку Дыхательная гимнастик а

Виды физкультминуток

  • Упражнения для снятия общего или локального утомления
  • Упражнения для кистей рук
  • Гимнастика для глаз
  • Гимнастика для слуха
  • Упражнения корректирующие осанку
  • Дыхательная гимнастик а