Проблема преемственности ФГОС начального и общего образования
Проблема преемственности в обучении всегда стояла перед школой. В первые, эта проблема остро встала в 50-е гг. в прежней десятилетней школе, когда начальная школа имела самостоятельное значение для обучающихся. Сейчас, полвека спустя, в преддверие 2016–2017 учебного года проблема преемственности вновь достигает своего пика. Это связано с тем, что выпускники начальной школы все 4 года учились по ФГОС, а основная школа работала по старым стандартам. Таким образом, встает проблема не только преемственности учащихся при переходе из начальной в основную школу, но и проблема преемственности ФГОС начального и общего образования. Процесс перехода ребенка из начальной школы в среднюю для многих детей, родителей и учителей является не только радостным и волнующим событием, но зачастую и очень проблемным. Перевод из начальной школы в основную — переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями.
Четвероклассники — это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников УУД. Рассмотрим основные трудности, которые испытывают учащиеся при переходе из 4-го в 5-й класс. В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе классный руководитель — учителя-предметники, и все должны ставить одну общую цель.
Слайд № 3
В 5-м классе количество предметов увеличивается до 8–12, но самое главное –учителей будет столько же, и у каждого свои требования. Причем все уроки будут вестись в разных кабинетах, что вызывает стресс у каждого ребенка. Ребенок вынужден приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя. Поэтому проблема преемственности в образовательном пространстве средней общеобразовательной школы актуальна всегда. На современном этапе для успешного решения проблемы преемственности необходимо начинать работу как можно раньше. Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности. Приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Научить учиться. Путь достижения этой цели — формирование УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться. Поэтому приоритетной целью обучения становится формирование (начальная школа), а затем развитие личностных и метапредметных УУД в основной школе.
В программе НОО предусматривается формирование УУД, а в программе ООО -дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД, продолжается формирование умения учиться.
Формировать и развивать УУД – значит:
Научить выполнять учебные задания, построенные на способе действия, мышления, коммуникации, на основе образца (эталона).
Передать сам способ выполнения метапредметного действия.
Научить встраивать данный способ в учебную деятельность и при необходимости – развивать его.
УУД – это способность учащегося самостоятельно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, что предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:
1) познавательные и учебные мотивы;
2) учебную цель;
3) учебную задачу;
4) учебные действия и операции.
Различают три группы планируемых результатов:
1. Предметные универсальные учебные действия – лежат в основе изучения самого предмета (опыт получения, преобразования и применения предметных знаний).
2. Метапредметные универсальные действия – центральной составляющей является формирование умения у учащихся работать с информацией (извлекать её, анализировать, воспринимать). Отражают межпредметные понятия.
3. Личностные универсальные учебные действия – эмоциональность и нравственность в изучении предмета, развитии толерантности, здорового образа жизни, мотивация.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
Личностные. К ним относится:
Cпособность к саморазвитию и личностному самоопределению;
Сформированность мотивации к обучению;
Сформированность ценностно-смысловых установок;
Способность ставить цели и строить жизненные планы,
Познавательные включают:
К коммуникативным относятся:
Постановка вопросов;
Разрешение конфликтов;
Умение выражать свои мысли;
Управление поведением партнера;
Планирование учебного сотрудничества.
Регулятивные. К ним относятся:
Целеполагание;
Планирование;
Прогнозирование;
Контроль;
Коррекция;
Оценка.
Слайд №4
Какие же задачи должен решать педагогический коллектив по обеспечению благополучного бесконфликтного протекания адаптационного периода в 5 классах?
Слайд № 5
В первую очередь, учителя-предметники и учителя начальной школы выдвигают единые требования к формированию и развитию УУД, оформлению письменных работ и устных ответов к выпускникам начальной школы. Особое внимание учителя обращают на выставление отметок. Далее, коллектив учителей среднего звена и начальной школы обмениваются своими программами обучения.
Учителя начальной школы должны знать программу средней школы, а учителя среднего звена должны знать программу начального звена. Учителя-предметники изучают методику обучения конкретного учителя начальной школы, от которого класс переходит в основную школу. Для этого учителя-предметники в течение II полугодия посещают уроки учителя начального звена. В свою очередь учителя начальных классов узнают требования учителя — предметника. Учителя начальной школы знакомятся с требованиями, предъявляемыми к учащимся 5 классов, и выстраивают свою программу «на опережение» изучаемого материала. Посещают уроки учителей–предметников с целью изучения организации учебной деятельности. Учителя, выпустившие 4 классы, постоянно поддерживают контакт с классными руководителями и учителями-предметниками, с целью оказания помощи в изучении психологических, индивидуальных особенностей учащихся и микроклимата в семьях.
Обязательно в конце года учителя начальной школы дают подробную письменную характеристику на каждого ученика класса. Также, на первых порах регулярно проводятся мини педсоветы (консилиумы), на которых учителя-предметники и учителя начальных классов находят пути решения для преодоления дезадаптации пятиклассников.
Слайд №6
КАК ПОМОЧЬ УЧЕНИКУ ?
Способствовать формированию социальных навыков, способствующих успешной адаптации;
Способствовать формированию позитивной Я - концепции и устойчивой самооценки;
Помочь учащимся в работе по самоорганизации, самоконтролю;
Помочь учащимся принять новых учителей;
Повысить уровень психологической готовности к обучению;
Развивать у детей творческие способности, способствовать их самовыражению, творческому отношению к общественной жизни.
Помочь принять новую позицию ученика основной школы;
Слайд № 7
Переход из начальной школы в основную волнует не только учителей, но и родителей. За 4 года обучения в начальной школе родители привыкают к методам работы учителя, к его требованиям, для них все ясно и понятно. При переходе в основную школу у родителей возникают вопросы: как их ребенок будет адаптироваться к новым учителям, к их требованиям, к методам оценивания, да и в целом, к системе классный руководитель — учителя-предметники, какие трудности будут возникать. Для решения этих проблем учителя-предметники посещают праздники учащихся начальной школы, на которых присутствуют родители детей. Учителя и родителя принимают непосредственное участие в организованных праздниках, что способствует постепенному знакомству двух сторон. Последнее родительское собрание в 4 классе проводится совместно с будущим классным руководителем и учителями-предметниками, где родителей знакомят с требованиями, предъявляемыми в основной школе, с психологическими особенностями подросткового возраста, даются рекомендации. Тогда этап перехода из начального звена в среднее безболезненно, сохраняя при этом результаты обученности, качество обучения не становится ниже.
Слайд № 8
Осуществление алгоритма «Преемственность»
в образовательной организации
1.Договоренность об общих целях (портрет выпускника).
2.Открытые уроки в 4-м кл. для учителей осн. школы.
3.Диагностика метапредметных результатов на выходе из 4-го кл.
4.Обсуждение и решение проблем адаптации 5-х классов.
5.Определение эффективности – диагностика, анализ
Слайд №9
Для решения этой проблемы предлагаем ряд технологий
«Успешные» технологии
Проблемный диалог - вместо объяснения темы …
– постановка проблем и самостоятельное открытие новых знаний учениками
Продуктивное чтение: вместо скорости прочтения и воспроизведения фактуальной информации…
- вычитывание подтекста и концептуальных смыслов – глубокое понимание текста
Оценивание учебных успехов: вместо внешнего контроля за учениками
с помощью отметок…
- обучение их комфортному и адекватному самооцениванию своих достижений (проверка с помощью приёма самопроверки, взаимопроверки, «Лесенки успеха»).
Вывод: преемственность — это двухсторонний процесс. С одной стороны начальная ступень, которая формирует УУД, необходимые для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны — основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал. Преемственность предполагает плавный переход на среднюю ступень обучения. Такой, чтобы под натиском новых впечатлений, непривычных приемов работы не растерять все хорошие приобретения начальной школы, не утратить интерес к обучению.
Чтобы ученикам было легче адаптироваться к новым условиям, очень важно учителю начать обучение предмету с использованием тех методических приёмов, которыми пользуются учителя начальной школы. Ведь если посмотреть на материал, который изучается в пятом классе, то видно, что он большей частью является обобщением тех знаний, с которыми учащиеся пришли из начальной школы.