Обзор теоретических исследований по теме
«Проблемы активизации познавательной активности младших школьников»
Исследованием активизации познавательной активности младших школьников занимались многие авторы.
Анализ литературы по проблемам развития познавательной активности свидетельствует, что термин этот ученые понимают по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность - более широкое понятие, чем деятельность.
Познавательная активность:
- ценное и сложное личностное образование школьника, интенсивно формирующееся в школьные годы. Проявление его в каждом последующем возрасте шире, богаче; оно оказывает влияние на продуктивность обучения и учения, на активизацию всей учебной деятельности. Ценность урока чаще всего определяют через активность учащихся. Познавательную активность можно считать подготовительной ступенью самостоятельности.
Проявления познавательной активности и самостоятельности многообразны, их трудно обособить. Они выражены:
- в целенаправленности познавательных действий, в их целесообразности, характеризуемой смыслообразующей мотивацией;
- в характере знаний, умений, способов деятельности, в мобильности их использования, в содержательности вопросов, обращённых к учителю;
- в желании расширить, углубить познавательную деятельность за счёт источников социальной коммуникации, через широкий круг чтения, телевидение, радио.
Идея формирования познавательной деятельности имеет большую историю. Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует лучшему запоминанию, более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. В основе стремления к побуждению интеллектуальной активности лежат определенные философские взгляды. Постановка проблемных вопросов собеседнику и его затруднения в поисках ответов на них были характерны для дискуссий Сократа, этот же прием известен в школе Пифагора .
За активизацию познавательной деятельности в обучении выступал Руссо Ж.Ж.: - «Сделайте вашего ребенка, внимательным к явлениям природы. Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, вы сказали, а что он сам понял»1. В этих словах Руссо четко выражена идея обучения на повышенном уровне трудности, но с учетом доступности.
Идея формирования обучения, с помощью самостоятельного решения учеником сложных вопросов, получила свое дальнейшее развитие в трудах Дистерверга Ф.К., который утверждал: - «Хорош только тот метод обучения, который активизирует его только на запоминание изучаемого материала, то, что человек не приобрел путем своей самостоятельности - не его»2.
Ушинский К. Д. выдвинул идею познавательной самостоятельности учащихся, «ученикам следует передавать не только те или иные знания, но и способствовать самостоятельно без учителя приобретать новые познания»3.
Во второй половине XIX века, с критикой методов обучения выступал Армстронг, который опытным путем ввел в преподавание химии «Эвристический метод», развивающий мыслительные способности учащихся. Суть его состояла в том, что ученик ставится в положение исследователя, когда вместо изложения учителем фактов и выводов науки ученик сам их добывает и делает нужные выводы.
В поисках новых активных методов обучения большого успеха добился Герд А.Я., который сформулировал важные положения развивающего обучения4. А.Я. Герд довольно полно выразил суть процесса самостоятельного приобретения новых знаний, утверждая, что если ученик сам наблюдает и сам сравнивает, то «знание его отчетливее, определеннее и составляют его собственность, приобретенную им самим и поэтому ценнее».
Разработкой методов формирования познавательной деятельности занимались в 20 - х годовXX века советские педагоги Половцев В.В.5, Шацкий С.Т.6, Ягодовский Г.Т. и другие .
Махмутов М.И.7 исследуя работы советских педагогов 20-х годов, пришел к выводу, что была сделана, лишь неудачная попытка создать дидактическую систему формирования познавательной деятельности, и соответствующие взгляды не имели необходимой гносеологической, социологической, психологической и практической базы .
Начиная со второй половины 50-х годов XX века, советские дидакты по-новому и более остро ставят вопрос о необходимости формирования учебного процесса. В этом вопросе определенных успехов добился Оконь В., который исследовал основы возникновения проблемных ситуаций на материале различных предметов. Совместно с Куписевичем И. Оконь В. доказал преимущество обучения путем решения проблем для развития умственных способностей учащихся.
Выготский Л.С.8 утверждал, что для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, т.е., чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли отклик в его переживаниях.
В настоящее время существуют разные подходы к определению формирование познавательной деятельности младших школьников.
Батышев С. Я9 утверждает, что в педагогике под формированием познавательной деятельности понимают совокупность мер, предпринимаемых с целью её эффективности.
Сущность формирования познавательной деятельности, по словам Астапова А.В. заключается в том, что учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе, т.е. настоятельно выдвигается деятельностный подход к проведению учебно-воспитательного процесса .
Есипов Б. П. считает, что формирование познавательной деятельности - сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками10 .
Лебедев Г. М. указывает, что «познавательная деятельность - это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а так. же проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении» .
Богоявленский Д.Н. и Менчинская Н.М. утверждали, что для формирование познавательной деятельности важно возникновение проблемной ситуации, так как без нее новая задача не в состоянии активизировать мышление. «Проблемная ситуация» является главным средством формирования познавательной деятельности учащихся и управления процессом усвоения новых знаний. Именно проблемная ситуация помогает вызвать формирование познавательной деятельности младших школьников, дать им необходимую направленность мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала, обеспечить возможность управления со стороны педагога .
А.Н. Нефедова выделяет следующие компоненты познавательной активности:
- Личностный, обнаруживающий себя в определенных изменениях поведения ребенка, которые взаимосвязаны с его познавательной сферой;
- Мотивационный, характеризующий уровень развития мотивационно-потребностной сферы обучающегося и являющийся основой для развития его познавательных потребностей, а также познавательного интереса.
- Эмоционально-волевой, который выражается в существовании эмоциональных состояний ребенка и проявлении его волевых побуждений. Данный компонент представляет собой своеобразный этап подкрепления, корректировки и обновления познавательной активности, при котором эмоции обеспечивают непосредственное протекание самой активности, окрашивают активность, придают ей эмоциональный смысл.
- Деятельностный, который характеризует саму деятельность обучающегося, ее интенсивность и характер11.
Советский философ М.С. Каган выделяет пять компонентов познавательной активности младших школьников12:
- Мотивационный компонент (потребности, интересы, мотивы). Обеспечивает включение школьников в процесс активного учения и поддерживает эту активность на протяжении всех этапов учебного познания.
- Ориентационный компонент. Принятие учеником цели учебно-познавательной деятельности, планирование и прогнозирование.
- Содержательно-операционный. Состоит из системы ведущих знаний (представления, факты, понятия, законы, теории) и способов учения.
- Ценностно-волевой компонент, включающий в себя внимание и волю.
- Оценочный компонент. Получение обратной информации о ходе совершения действия на основе сличения результатов деятельности с выполняемой задачей.
И.С. Морозова и И.С. Штепина выделяют наиболее специфические компоненты, которые отражают процесс развития познавательной активности детей младшего школьного возраста13:
- Когнитивный. Включает в себя наглядно-действенное мышление, память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, качество усвоения знаний, способность к их интеграции, уровень усвоения знаний, умений и навыков.
- Эмоциональный, включающий в себя состояние и эмоции. Выражается в проявлении инициативности, ответственности, умении преодолевать трудности.
- Деятельностный компонент, который включает в себя умения и навыки.
Раскрытие содержания феномена познавательной активности предполагает, в том числе описание и характеристику её уровней. Э.И. Леонгард и Е.Г Самсонова определяют следующие уровни активности в зависимости от характера познавательной деятельности субъекта:
- Репродуктивно-подражательная активность, при помощи которой опыт деятельности накапливается через опыт другого;
- Поисково-исполнительная активность. Данный уровень характеризуется высокой степенью самостоятельности; необходимо понять задачу и отыскать средства ее выполнения;
- Творческая активность. Это высокий уровень, поскольку и сама задача может ставиться ребенком, и пути ее решения избираются новые, нешаблонные, оригинальные.
Т. И. Шамова выделяет три уровня познавательной активности и определяет их по образцу действия14
- Воспроизводящая. Характеризуется стремлением ребёнка понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу.
- Интерпретирующая. Стремление ребёнка к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способом применения знаний в иных условиях.
- Творческая. Стремление ребёнка не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этого новый способ.
И. А. Редковец рассматривает четыре уровня познавательной активности (на основе состояния готовности познавательной активности)15:
- Репродуктивная активность, характеризующаяся готовностью овладеть готовыми знаниями;
- Аппликативная активность, которая характеризуется готовностью к энергичной выборочно-воспроизводящей деятельности;
- Интерпретирующая активность, характеризуется готовностью к энергичному толкованию, объяснению, раскрытию смысла того или иного процесса или явления;
- Продуктивная активность, характеризуется готовностью к творческому созданию чего-то нового.
Таким образом, сущность понятия «познавательной деятельности» младших школьников заключается не в обычной умственной активности и мыслительных операциях по решению стереотипных школьных задач, а состоит в формировании их мышления, путем создания проблемных ситуаций, в формировании познавательного интереса и моделирования умственных процессов, адекватных творчеству. Все это приводит к положительному отношению к учебной деятельности, осознанному интересу к предмету, стремлению к более глубокому познанию изучаемого предмета младшими школьниками.
Таким образом, можно сделать вывод, что научные идеи по вопросам активизации познавательной активности младших школьников эволюционировали параллельно тому, как структурно углублялось само понятие. Познавательный интерес служит побуждающим стимулом к познавательной активности и является обязательным компонентом здоровой личности. Взаимосвязь познавательной активности и уровня развития личности школьника имеют как прямую, так и обратную зависимость. Высокий уровень познавательной активности способствует гармоничному развитию личности школьника и, наоборот, чем богаче теоретический и практический опыт ребенка, тем выше его потребность в детализации и обогащении этого опыта.
1 Руссо, Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании / Ж.-Ж. Руссо // Пед. соч.: / В 2 т. – М. : Педагогика, 1981. – Т. 1. 190 с.
2 Давыдов В.В. Труды Дистервега и современная педагогика // Педагогика. - 1992. - № 1- 2.
3 Гончаров Н.Н. Педагогическая система К.Д. Ушинского. - М., 1974 г. 160 с.
4 Герд А.Я.. Избранные педагогические труды. Издательство Академии педагогических наук РСФСР.1953г, 270с.
5 Половцев, Валериан Викторович. Избранные педагогические труды [Текст] / Ред., вступ. статья и коммент. действ. чл. АПН РСФСР Б. Е. Райкова ; Акад. пед. наук РСФСР. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук, 1957.
6 Шацкий С.Т. Педагогические сочинения в 4-х т. - М., 1964.
7 Махмутов, М. И. Организация проблемного обучения в школе [Текст] / М.И. Махмутов. - М. : Просвещение, 1977. - 240 с.
8 Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Психолог, 2001. 284 с.
9 Батышев С.Я. Блочно-модульное обучение. М.; Педагогика, 1997, 200 с.
10 Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках [Текст] / Б.П. Есипов. - М. : Учпедгиз, 1961. - 239 с.
11 Нефедова, А. Н. Структура познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в предшкольном образовании. Педагогическое образование и наука. – 2011. - № 3. – С. 19-22
12 Каган, М. С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа) / М.С. Каган // М. : Политиздат, 1974. - 328 с.
13 Морозова, И. С. Познавательная активность младших дошкольников / И. С. Штепина, И. С. Морозова // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 12. –162-165 с.
14 Шамова, Т. И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова // М. : Педагогика, 1982 - 209 с.
15 Редковец, И. А. Формирование у учащихся общественно ценной мотивации самообразования / И. А. Редковец // Волгоград : Изд-во ВГПИ, 1986 - 88 с.