Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 5
« Здоровьесберегающие технологии»
Проблемы заболевания глаз
у школьников
Работу выполнил (а, и):
Порубаева Дарья Александровна,
ученица 10 класса, МБОУ СОШ №5
Руководитель: Ширнина Ирина Витальевна,
учитель биологии
МБОУ СОШ №5
Бердск- 2018
Содержание
Введение ………………………………………………………………….стр.3
Основная часть
1. Строение глаза ………………………………………………………...стр.4
2. Глазные патологии………………………………………………….. стр.6
3. Опытно- экспериментальная часть………………………………….стр.8
4. Что является причиной ухудшения зрения? ………………………..стр.13
5. Гигиена зрения и гимнастика для глаз..……………………………...стр.14
6. Результаты анкетирования учащихся……..………………………….стр.16
Заключение. ……………………………………………………………....стр.17
Информационные ресурсы ……………………………………………....стр.19
Приложение ……………………………………………………………....стр.20
Введение
Кроме знанья и уменья,
Всем необходимо зренье!
Чтобы книгу прочитать,
Нужно зреньем обладать.
Если хочешь ты в кино —
Тоже зрение нужно,
Да и в цирке представление
Посмотреть нельзя без зрения.
Значит, каждому из нас
Нужна пара зорких глаз!
Тема моей исследовательской работы по биологии «Проблемы заболевания глаз у школьников». Во-первых, мне эта тема показалась интересной потому, что это одна из проблем здоровья человека. Во-вторых, хочется узнать какие меры нужно предпринять, чтобы избежать проблем со зрением.
Современные технологии значительно облегчили труд человека, но во много раз увеличили нагрузку на глаза. Исследования показывают, что более 90% младенцев рождаются с нормальным зрением, но мало людей сохраняют его в пожилом возрасте. Отклонение от нормы человеческого зрения - один из самых серьезных дефектов современной цивилизации.
Перегрузка глаз объясняется тем, что человек использует глаза в других условиях, чем те, при которых глаз первоначально развивался и для которых он приспосабливался. Первобытный человек пользовался глазами для того, чтобы смотреть вдаль при ярком солнечном свете. Когда солнце заходило, обязанности глаз заканчивались. И, конечно, первобытный человек не работал с предметами, расположенными вблизи глаз, не смотрел телевизор, не читал книги и не работал с компьютерами.
Цель: выявить причины распространенных заболеваний глаз у школьников, изучить простейшие методики по их самостоятельной проверки.
Задачи:
Изучение теоретического материала по теме, изучение различных источников.
Подбор методик для исследования глаз, их проверки на наличие дефектов, консультации со специалистами.
Запуск проекта в действие: распространение программы исследования глаз и комплексов упражнений для их коррекции.
Предмет исследования: глаз, свойства глаза, причины снижения зрения, гимнастика для глаз.
Практическая значимость: применение полученных знаний для корректировки своего образа жизни, привычек для сохранения органа зрения.
1. Строение глаза
Античный философ Гераклит Эфесский заметил, что «глаза – более точные свидетели, чем уши». Действительно, 90 % всей информации люди получают через глаза. Долгое время считали, что глаза испускают особые лучи и таким образом человек видит. Развеял этот миф знаменитый Абу Али ибн Сина. Великий врач первым пришел к выводу, что человеческий глаз всего лишь улавливает отраженные предметами лучи солнца или осветительных приборов.
Наши глаза специально предназначены для того, чтобы снабжать нас информацией о глубине, расстоянии, величине, движении и цвете. К тому же они способны двигаться вверх, вниз и в обе стороны, давая нам максимально широкий обзор.
Человеческий глаз имеет форму шара, из–за этого его иногда называют глазным яблоком. Диаметр глаза – 2,5 см, вес около 7 – 8 г. Глазное яблоко располагается в глазнице, стенки которой образованы костями черепа.
Глаз - волшебный теремок,
Круглый маленький домок.
Этот дом со всех сторон
Стенкой тонкой окружен -
Стенкой гладкой, белой,
Назвали ее склерой.
Впереди кружочек тонкий -
Роговица, словно пленка,
Вся прозрачна, как стекло, -
В мир чудесное оконце
В глаз проходит свет от солнца.
В центре радужки - зрачок,
Черный маленький кружок.
Коль светло - зрачок поуже,
Чтобы видел глаз не хуже.
Лишь стемнеет - наш зрачок
Станет сразу же широк.
А за радужкой лежит
Маленький хрусталик.
Он такой имеет вид,
Как стеклянный шарик.
Изнутри весь этот дом
Выстлан, будто бы ковром,
Оболочкой гладкой -
Тоненькой сетчаткой.
А внутри лежит большое
Тело стекловидное,
Все прозрачное такое
И почти невидное.
Глаз защищен веками от действия света, кроме того, при моргании происходит равномерное распределение по глазу слезной жидкости, которая предохраняет глаза от высыхания. Слезная жидкость вырабатывается слезными железами, (она содержит 97,8% воды , 1,4% органических веществ и 0,8% солей). Важной особенностью слезной жидкости является то, что она обладает бактерицидным действием. Брови предохраняют глаза от попадания пота, а ресницы задерживают пылевые частицы.
Как же человек видит?
Мы видим предмет, когда свет, отразившись от него, попадает в глаз, прямо в центр зрачка. Лучи света проникают через зрачок в глаз, фокусируются хрусталиком и на сетчатке, на задней стенке глаза, возникает уменьшенное обратное изображение видимого. Нервные окончания сетчатки посылают сигналы по зрительному нерву в мозг, где и происходит превращение полученной информации в картинки или изображения. Каждый глаз видит предметы под определенным углом. А мозг соединят две эти картинки и создает трехмерное изображение.(9 с .27)
К сожалению, хорошее зрение бывает не у всех.
2. Глазные патологии
Из разговора с нашим школьным фельдшером я выяснила, что первое место среди заболеваний у учащихся школы занимают болезни глаз, они даже потеснили заболевания опорно- двигательной системы. Проанализировав состояние зрения у учащихся 8 классов по годам, мы пришли к выводу: ежегодно увеличивается число детей с пониженным зрением. Ольга Александровна считает, что основная причина снижения зрения у детей заключается в повышенной нагрузке на глаза во время пользованием компьютером.
2011г-16 чел. из 63
2014г-19 чел.из 75
2016г-25 чел.из 77
2017г-29 чел.из 77
И вот самые распространенные:
Близорукость (миопия) называют неспособность четко видеть отдаленные предметы. В этом случае мышцы недостаточно расслабляют хрусталик, поэтому лучи света фокусируются перед сетчаткой и изображение на ней получается расплывчатым. Исправить этот недостаток можно с помощью контактных линз или очков с вогнутыми стеклами-линзами, которые рассеивают световой пучок, с минусовыми диоптриями.
Дальнозоркость - это неспособность четко видеть близкие предметы. У дальнозорких людей мышцы недостаточно сильно сжимают хрусталик, поэтому световые лучи фокусируются позади сетчатки и изображение тоже расплывается. От дальнозоркости помогают очки с выпуклыми стеклами, концентрирующими свет, с плюсовыми диоптриями.
Косоглазие вызвано плохой работой глазных мышц, из-за чего глаза смотрят в разные стороны. Мозг в этом случае принимает во внимание только одно изображение. Чтобы заставить работать глаз с ослабленными мышцами, ребенку временно закрывают правильно действующий глаз.
Астигматизм – это комбинация различных видов рефракции (близорукость в одном глазу и дальнозоркость в другом). При астигматизме некоторые участки изображения могут фокусироваться на сетчатке, другие - за или перед ней (бывают и более сложные случаи). В результате человек видит искаженное изображение. Астигматизм может причинять головные боли и создавать расплывчатость, в особенности, если читать длительное время.
Существуют различные заболевания глаз:
Катаракта - это помутнение прозрачного хрусталика. Точно неизвестно, отчего возникает катаракта, почему один глаз поражается больше другого и что необходимо предпринять, чтобы замедлить процесс развития помутнений в хрусталике.
Возможные симптомы катаракты включают:
- Расплывчатость изображения, которое не поддаётся очковой коррекции.
-Изменение рефракции в сторону близорукости. Некоторые пациенты начинают читать без очков.
-Ощущение бликов, вспышек, особенно в ночное время.
-Чувствительность к свету, но без боли.
-Появление ореолов вокруг источников света, двоение.
-Ухудшение цветового зрения.
Медикаментозное лечение катаракты малоэффективно. Единственный, наиболее верный путь избавления от катаракты - это хирургический, который сегодня усовершенствован до такой степени, что операцию можно проводить даже в амбулаторных условиях.( 12 с.56)
Глаукома - это хроническое заболевание глаза, при котором повышается внутриглазное давление и поражается зрительный нерв. При этом зрение снижается, вплоть до наступления слепоты. Слепота, порожденная глаукомой, носит необратимый характер, так как погибает зрительный нерв. Вернуть зрение ослепшему в этом случае больному уже невозможно! К сожалению, глаукома - довольно распространенное заболевание. Им страдают преимущественно люди в возрасте старше 40 лет. Но этот недуг может поразить и молодых людей (юношеская глаукома) и даже новорожденных (врожденная глауком
В настоящее время существуют три основных направления в лечении глаукомы: медикаментозное (консервативное), лазерное и хирургическое. (12 с.69)
Макулодистрофия — понятие объединяющее группу заболеваний, при которой поражается сетчатка глаза и нарушается центральное зрение. В основе болезни лежит патология сосудов и ишемия (нарушение питания) центральной зоны сетчатки, ответственной за центральное зрение. Нарушение питания макулы может происходить по многим причинам: травма, инфекционные заболевания, близорукость. Но в основном — из-за нарушения кровообращения в сетчатке глаза и повышения активности свободных радикалов (молекул-разрушителей). Когда мы молоды, наш организм легко справляется с радикалами и разрушает их. Этим занимаются вещества-антиоксиданты, поступающие с пищей: витамины С, Е, микроэлементы цинк и селен, каротиноиды. Но с возрастом их усвоение из пищи ухудшается, что приводит к болезням.( 12 с.30)
Дальтонизм был «открыт» английским ученым Джоном Дальтоном, который до 26 лет даже не подозревал о том, что не различает красный цвет. Дальтонизм – довольно распространенное нарушение зрения, которое выражается в неспособности глаз воспринимать один или несколько основных цветов.
Как правило, большинство дальтоников не различают какой-то один цвет – красный, зеленый или сине-фиолетовый, но есть и такие, кто не видит сразу несколько цветов – парная слепота, или не различает вообще ни одного цвета – цветовая слепота. «Невидимые» цвета дальтоники воспринимают как серый.
Причиной нарушения цветового восприятия, вернее, его отсутствия, являются проблемы в функционировании цветочувствительных рецепторов, которые находятся в центральной части сетчатки глаза.
АККОМОДАЦИЯ ГЛАЗА - способность глаза приспособляться к различным расстояниям при рассматривании предметов. Когда впереди находятся два предмета на различных расстояниях, то отчетливо виден либо один, либо другой предмет, но нельзя видеть отчетливо оба предмета одновременно. Это зависит от того, что оптическая система нашего глаза дает на сетчатке отчетливое изображение только применительно к одному какому-либо расстоянию, и именно к тому, на котором в данный момент находится рассматриваемый предмет; предметы, находящиеся ближе или дальше фиксируемого, дают на сетчатке расплывчатые изображения и потому видны неотчетливо. Врач, специализирующийся на анатомии и физиологии органов зрения, болезни глаза и разрабатывающий методы лечения и профилактики—Офтальмолог. Обязанности офтальмолога схожи с обязанностями окулиста. Но в отличие от обычного окулиста офтальмолог - это чаще всего хирург, т.е. врач, который хирургическим путем исправляет зрение и лечит глазные болезни.( 5 с. 45)
3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Для проверки качества зрения в сети Интернет я нашла специальные методики. Используя их, с учетом предложенных рекомендаций, мы проверяли качество зрения и наличие вероятности глазных патологий у учащихся 8 ( А и В) классов. В результате нами были получены следующие результаты:
Тест на выявление наличия близорукости или дальнозоркости.
Тестирование производится каждым глазом в отдельности. Закрывается один глаз (не зажмуриваем его). Смотрим, на каком фоне буквы видны ярче, темней и чётче, на красном или на зелёном?
Р
ис.1
красный — наличие близорукости (−),
зелёный — наличие дальнозоркости (+),
одинаково — эмметропия (норма).
Мы получили следующие результаты:
Таблица 2
Класс | Красный | Зелёный | Одинаково | Всего принимали участие |
8 А | 13 | 1 | 7 | 21 |
8 В | 13 | 3 | 6 | 22 |
Вывод: При проведения исследования по обнаружению признаков развивающейся близорукости ( дальнозоркости), было обнаружено, что многие учащиеся лучше видят буквы на красном фоне, что говорит о развитии близорукости и поэтому им необходимо ежедневно выполнять комплекс упражнений для ее профилактики .
Исследования аккомодации глаза.
Наблюдение изменения диаметра зрачка и аккомодации глаза можно произвести следующим образом:
1.Повернитесь в сторону какого-нибудь темного предмета и поднесите к глазу плоское зеркало. Наблюдая в зеркале изображение глаза, заметьте диаметр зрачка. Повернитесь вместе с зеркалом в сторону хорошо освещенного предмета (окна или плафона горящей лампы) и снова заметьте диаметр зрачка. Изменяется ли диаметр зрачка при изменении освещенности глаза? Опыт повторите несколько раз. Если не изменяется, у вас серьезные нарушения и надо обратиться к врачу.
2. Посмотрите одним глазом через малое отверстие в черной бумаге на какой-нибудь освещенный предмет. Запомните, каким вам кажется диаметр отверстия. Закройте второй глаз рукой, а через несколько секунд откройте. Изменяется ли кажущийся диаметр отверстия в бумаге? Опыт повторите несколько раз.
3. Посмотрите одним глазом на карандаш, расположенный на расстоянии 20—30 см. от глаза на фоне удаленного предмета. Четко ли виден удаленный предмет при рассматривании карандаша? (При хорошей аккомодации вы карандаш увидите четко)
4. Переведите взгляд на удаленный предмет. Четко ли виден карандаш при рассматривании удаленного предмета?
5. Приближайте медленно к глазу печатный текст книги до тех пор, пока буквы перестанут быть ясно видимы. Измерьте расстояние от глаза до книги. Чему равно расстояние до ближайшей точки аккомодации вашего глаза?
Таблица 3
Класс | Изменяется | Не изменяется |
8 А | 21 | - |
8 В | 22 | - |
Вывод: При исследовании аккомодации глаза было обнаружено, что у всех учащихся 8 классов происходит изменения диаметра зрачка при изменении освещенности глаза.
Исследования астигматизма.
Астигматизм - это самая частая причина низкого зрения, часто сопровождающая близорукость или дальнозоркость. Его причиной является неправильная форма роговицы, что исправляется очками, контактными линзами или рефракционной хирургией.
Если у Вас только малая степень астигматизма, Вы можете его не замечать или испытывать лишь несколько расплывчатое зрение. Иногда неисправленный астигматизм может вызывать частые головные боли или повышенную утомляемость глаз при зрительной нагрузке.
В норме некоторая степень астигматизма присутствует всегда. Другой вопрос - насколько мешает это качеству зрения? На рисунке все линии одинакового цвета и толщины. Однако некоторым может показаться, что одни из линий более светлые, другие более темные, одни толще, другие тоньше. Это и есть доказательство существующего астигматизма.
Р
ис.2
Таблица 4
Класс | Есть астигматизм | Нет астигматизма |
8 А | - | 21 |
8 В | 1 | 21 |
Вывод: Проведения исследования на астигматизм было установлено, что только в 8 В классе есть учащийся страдающий астигматизмом. После разговора с ним выяснилось, что она давно стоит на учете у офтальмолога с близорукостью и астигматизмом.
Исследования патологии центральной части сетчатки («жёлтого пятна»).
Тест Амслера представляет собой изображение листа в клетку, в середине которого расположена черная точка. Для прохождения этого теста нужно сначала отодвинуться от монитора на 30-35 сантиметров. Затем закрыть один глаз рукой, а вторым в течение нескольких секунд смотреть на расположенную в центре черную точку. Потом проделать эту же процедуру с другим глазом.
Р
ис.7
Если все линии на картинке Вы видели отчетливо, то с центральной частью Вашей сетчатки все в порядке, если же линии клеток были размытыми или Вы видели на изображении серые пятна, то есть вероятность отклонений от нормы и Вам нужна консультация офтальмолога.
Таблица 6
Класс | Есть патология | Нет патологии |
8 А | - | 21 |
8 В | - | 22 |
Вывод: Все линии сетки ровные. Нет серых пятен и искривлений. Оказалась, что макулярная (центральная) область сетчатки у всех учащихся 8 классов в норме.
Исследования на наличие «слепого пятна».
Слепо́е пятно́ (оптический диск) — имеющаяся в каждом глазу здорового человека область на сетчатке, которая не чувствительна к свету. Нервные волокна от рецепторов к слепому пятну идут поверх сетчатки и собираются в зрительный нерв, который проходит сквозь сетчатку на другую её сторону и потому в этом месте отсутствуют световые рецепторы.
С
лепое пятно можно обнаружить с помощью простого теста. Это делается так: закройте правый глаз и левым глазом посмотрите на правый крестик, который обведён кружочком. Держите лицо и монитор горизонтально. Не сводя взгляда с правого крестика, приближайте (или отдаляйте) лицо от монитора и одновременно следите за левым крестиком (не переводя на него взгляд). В определённый момент он исчезнет. Это означает, что крестик попал в слепое пятно.
Рис.8
Вывод: Итак, тест на слепое пятно показывает наличие слепых пятен в глазах!
4. Что является причиной ухудшения зрения?
Наиболее важные исследования были проведены в 1968 году американским ученым Янгом, который работал на Аляске, изучая семейства эскимосов. Эскимосы – родители были неграмотными людьми, а их дети - первым поколением, начавшим посещать школу. Из 130 родителей 128 имели прекрасное зрение на расстоянии и только у двух наблюдались небольшие проблемы. С другой стороны, у более половины детей была выявлена значительная близорукость. Зрение у родителей и детей должно быть одинаковым, так как племя жило обычной жизнью эскимосов, то есть охотой и рыболовством, у них были равные условия проживания, одинаковая пища. Ясно, что дети – эскимосы не унаследовали эту болезнь. Янг сделал заключение, что долгое время, проводимые детьми за чтением и приготовлением школьных заданий, вызвали близорукость. Также можно выделить еще несколько фактов:
Наследственность
Неправильное питание
Перенапряжение глаз
Бодрствования по ночам, сон днем
Сдерживание слез
Удары по пяткам
Злоба, зависть, ненависть.
Меня заинтересовал вопрос: Что такое перенапряжение глаз и от чего оно возникает? Чтобы ответить на этот вопрос я отправились к медицинской сестре нашей школы. Ольга Александровна пояснила, что перенапряжение глаз это – чувство усталости - астенопия, когда после длительной зрительной работы, после чтения мелких текстов или после нескольких часов работы на компьютере появляется покраснение глаз, чувство усталости и тяжести век, зуд и ощущение инородных тел в глазах. Данная ситуация не является заболеванием. Глаза, как и любой другой орган человека состоят из тканей, которые имеют определенный предел усталости. Для того, что бы понять как устают наши глаза я провёл такой эксперимент:
Если на несколько секунд поднять руку, то не испытываешь никакого неудобства. Но если держать её так на протяжении нескольких минут, то ощущаешь напряжение. Мышцы начинают сводить судороги, и чувствуется утомление, а затем и некоторая боль. Так же глазные мышцы реагируют судорожным сжатием на длительные периоды работы на близком от глаз расстоянии.(2 с. 55)
Сначала это ощущается как быстрая утомляемость глаз, обычно сопровождаемая головными болями, удвоенным изображением и снижением выработки слёзной жидкости, что вызывает сухость глаз, покраснение и часто бывает очень болезненно. Глазные мышцы постепенно привыкают к этим условиям и человек становится близоруким.
5. Гигиена зрения и гимнастика для глаз
Исследования показали, что у учащихся при обычном режиме занятий к концу третьего, а особенно 4-го урока наблюдается значительное понижение остроты зрения, устойчивости ясного видения, скорости зрительно-моторных реакций, общей работоспособности. Таким образом, количество уроков и их чередование по трудности и степени зрительного напряжения заметно уменьшает зрительную утомляемость.
Сейчас разработаны различные методики по профилактики и лечению зрения, и некоторые из них Вы можете самостоятельно выполнять их дома и в школе в перерывах между уроками.
Можно выделить несколько основных правил гигиены зрения:
1.Не читать лёжа, поскольку невозможно сохранить расстояние до текста (не ближе 35 см.)
2.Не читать в транспорте, поскольку присутствуют постоянные установочные движения глаз, что сильно утомляет зрительный аппарат.
3.Не читать и не писать при плохом освещении, поскольку зрачку глаза трудно быть суженым для поддержания глубины резкости.
4.Не читать и не писать «носом», т.е. ближе 30-35 см от текста, поскольку при этом глаза сильно смещаются к носу (конвергенция), фиксируя каждую точку.
5.Длительность допустимой зрительной нагрузки без отдыха не более 45 минут, после чего 15 минут надо посидеть с закрытыми глазами или смотреть вдаль.
6.Без отрицательного влияния на зрительный аппарат человек может смотреть телевизор не более двух часов подряд, после чего необходимо на 1 час сделать перерыв. Работа на компьютере с телемонитором допустима в течение 1 часа с 15 минутным перерывом.
На освещенность помещения влияет чистота оконных стекол. Немытые стекла поглощают 20 % световых лучей. К концу зимы, когда на окнах накапливается особенно много пыли, грязи, эта цифра достигает 50 %.
Нельзя приступать к выполнению домашнего задания тотчас по приходу из школы.
При искусственном освещении настольная лампа должна находиться слева и быть обязательно прикрытой абажуром, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза. Мощность лампы рекомендуется в пределах от 60 до 80 ватт, при этом не исключается общее освещение в комнате.
Лучше всего расположиться от телевизора не ближе, чем на 3 метра, при этом следует сидеть не сбоку, а прямо перед экраном. Если школьник носит очки для дали, ему следует их надеть, чтобы излишне не напрягать зрение.
Комплекс упражнений для снятия усталости.
Смотрите вдаль прямо перед собой 2-3 секунды. Поставьте палец на расстояние 25-30 см. от глаз, смотрите на него 3-5 секунд. Опустите руку, снова посмотрите вдаль. Повторить 10-12 раз.
Перемещайте карандаш от расстояния вытянутой руки к кончику носа и обратно, следя за его движением. Повторить 10-12 раз.
Прикрепите на оконном стекле на уровне глаз круглую метку диаметром 3-5 мм. Переводите взгляд с удаленных предметов за окном на метку и обратно. Повторить 10-12 раз.
Открытыми глазами медленно, в такт дыханию, плавно рисуйте глазами "восьмерку" в пространстве: по горизонтали, по вертикали, по диагонали. Повторить 5-7 раз в каждом направлении.
Поставьте большой палец руки на расстоянии 20-30 см. от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, закройте один глаз на 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, закройте другой глаз. Повторить 10-12 раз.
Смотрите 5-6 секунд на большой палец вытянутой на уровне глаз правой руки. Медленно отводите руку вправо, следите взглядом за пальцем, не поворачивая головы. То же выполните левой рукой. Повторить 5-7 раз в каждом направлении.
Не поворачивая головы, переведите взгляд в левый нижний угол, затем - в правый верхний. Потом в правый нижний, а затем - в левый верхний. Повторить 5-7 раз, потом - в обратном порядке.
Комплекс упражнений для профилактики близорукости.
Для профилактики близорукости полезны следующие упражнения (исходное положение сидя, каждое повторяется 5-6 раз):
Откинувшись назад, сделать глубокий вдох, затем, наклонившись вперед, выдох.
Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки.
Руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение.
Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
Руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за движением рук, не поднимая головы, руки опустить (выдох).
Указанные упражнения желательно повторять через каждые 40-50 минут работы за компьютером. Продолжительность однократной тренировки 3-5 минут.
6. Результаты анкетирования учащихся
В процессе исследования мне стало интересно, а соблюдают ли ребята нашей школы элементарные правила гигиены зрения? Учащимся 8 классов было предложено ответить на вопросы анкеты. (Приложение №2). В анкетировании приняло участие 43 ребят:
16 опрошенных ответили, что имеют плохое зрение, но только 7человек из них носят очки.
Для выяснения наследственных факторов на снижение зрения мы выяснили, что 11 родителей имеют плохое зрение( носят очки).
Большая часть опрошенных детей тратит около 1,5-2 часов на выполнение домашнего задания (есть те, которые затрачивают 10-20 минут на выполнение домашней работы и те, которые занимаются больше 5 часов).
25 опрошенных проводит за компьютером от 3до 5 часов ( в выходные дни от 5 и более часов)
Все учащиеся смогли ответить, кто такой врач – офтальмолог.
Исходя из полученных данных по всем анкетам, можно сделать следующие ВЫВОДЫ:
1. Существуют наследственные факторы, влияющие на снижение зрения у детей.
2. Некоторые учащиеся не соблюдают режим зрительных нагрузок, что приводит к переутомлению глаз.
3.Большинство учащихся не выполняют гимнастику для глаз, способствующую расслаблению и укреплению зрительных мышц.
4. Некоторые родители недостаточно ограничивают по времени своих детей в работе за компьютером.
5. Не все учащиеся имеют достаточное освещение для работы за письменным столом.
Зрение и рациональное питание
Большое значение для хорошего зрения имеет правильное питание, включающее достаточное количество витаминов. Обязательно в нашем рационе должны быть овощи и фрукты: морковь, черника, красный сладкий перец и шпинат. кукуруза, апельсины, манго и персики, рыба, шиповник, цитрусы.
Интересные факты
Глаз способен различать 130-250 чистых цветовых тонов и 5-10 миллионов смешанных оттенков.
Женщины моргают примерно в 2 раза чаще, чем мужчины.
Н
10
и мужчина, ни женщина не может чихнуть с открытыми глазами. Около 2% автомобильных аварий, происходящих в мире, вызвано чиханием за рулем. Глаза человека, работающего за компьютером, за день перефокусируются с экрана на бумагу или клавиатуру около 20 тысяч раз.
Полная адаптация глаза к темноте занимает 60-80 минут. Через минуту пребывания в темноте чувствительность глаз к свету возрастает в 10 раз, через 20 мин. – в 6 тыс. раз. Именно поэтому, выйдя на яркий свет после долгого пребывания в темноте, можно ослепнуть.
У коз, овец и осьминогов прямоугольные зрачки.
Заключение
Исследования проводимые нами позволили сделать следующие выводы:
Некоторые учащиеся 8 классов страдают близорукостью и поэтому им необходимо ежедневно выполнять комплекс упражнений для профилактики близорукости, а так же те кто не страдает близорукостью выполнять комплекс упражнений для снятия усталости и напряжения с глаз при работе на компьютере.
У всех учащихся 8 классов происходит изменения диаметра зрачка при изменении освещенности глаза.
В 8 А и 8 В классах учащихся страдающими астигматизмом нет, а только в 8 В классе есть ученик, страдающий астигматизмом. После разговора с ним выяснилось, что он давно стоит на учете у офтальмолога.
При прохождении теста Амслера, у всех учащихся все линии сетки ровные. Нет серых пятен и искривлений. Оказалась, что макулярная (центральная) область сетчатки у всех учащихся 8 классов в норме.
Тест на слепое пятно показывает наличие слепых пятен в глазах у всех учащихся 8 классов.
Цель нашей работы достигнута, на небольшом количестве учащихся нам удалось провести диагностику зрения школьников, выявить причины снижения зрения и изучить комплекс упражнений, чрезвычайно полезных для профилактики болезней глаз. Так как гимнастика для глаз имеет многоцелевое назначение — она обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата, развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах, повышает способность зрительного восприятия и оценки объектов окружающего пространства, корректирует функциональные дефекты зрения. Состояние зрительной функции в значительной степени влияет на психическую работоспособность и общее самочувствие. Гимнастика для глаз должна использоваться всеми, кто носит очки, ощущает тяжесть и головные боли вследствие зрительного переутомления. Комплексы упражнений для глаз могут выполняться в течение дня как активный отдых.
Большой объем информации, которую мы "поглощаем" каждый день, требует от наших глаз почти постоянного напряжения. И, естественно, они устают. Многие проблемы со зрением возникают именно от перенапряжения.
Здесь надо отметить, что для достижения наилучшего результата, нужно следить за своим здоровьем в целом. По мнению специалистов, хорошее зрение во многом зависит и от правильного питания, в том числе от наличия достаточного количества витаминов.
Мы предлагаем следующие действия по итогам нашей исследовательской работы ( практическая значимость):
Предложить программу исследования свойств и дефектов глаз родным и друзьям, рассказать им об изученных мной комплексах ежедневных упражнений для улучшения зрения.
Распечатать и раздать в школе программу упражнений для исследования глаз и улучшения зрения с призывом заботиться о своих глазах.
Запустить программу на школьном сайте, школьном видео, где пользователи и гости сайта, учащиеся и педагоги смогут проверить свое зрение по предложенным методикам.
Информационные ресурсы:
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2010 год.
Энциклопедия «Мне интересно все» 2006. (DVD)
Детская энциклопедия «Хочу все знать».
Лечебный справочник «Домашний доктор». Изд. Эксмо Москва 2002 год.
Американский институт зрения. Избавьтесь от очков и линз. Изд. Попурри Минск 2003 год
Глушкова Е. К., “Береги зрение”, Медицина, 1987.
Справочник офтальмолога. Спецлитература, 2006
Перельман, Я. И. Слепое пятно нашего глаза // Занимательная физика, в 2-х книгах. Книга 2 — Д.: ВАП, 1994. — С. 222.
Дашевский А. И., Рефракция и аккомодация глаза, в кн.: Многотомное руководство по глазным болезням, под ред. В. Н. Архангельского, т. 1, кн. 1, М., 1962; Физиология человека, под ред. Е. Б. Бабского, М., 1966.
Интернет ресурсы:
http://www.contlenses.com/tests/
http://www.contlenses.com/tests/
Консультант:
Лошакова Ольга Александровна, медицинская сестра МОУ СОШ № 5
Приложение 1
Тест на наличие близорукости или дальнозоркости
Тест на астигматизм
Тест Амслера
Тест на наличие «слепого пятна»
Приложение 2
Анкетирования учащегося …..« » класса
Хорошее ли у тебя зрение? ………………………………………………………………………………..
Носишь ли ты очки? …………………………………………………………………………………………….
Носят ли очки родители? …………………………………………………………………………………….
Сколько времени ты тратишь на выполнение домашнего задания? ………………..
Сколько времени ты проводишь за компьютером? …………………………………………..
Есть ли на рабочем столе у тебя дома настольная лампа? ………………………………..
Делаешь ли ты ежедневно гимнастику для глаз? ……………………………………………..
Кто такой офтальмолог? ………………………………………………………………………………………..
Работа с учащимися (проведение тестов)
25