№ 3 «Солнышко» р. п Куйтун
ноябрь- декабрь 2023 год.
Разработчики проекта | Рыкова Елена Валериевна ,Покацкая Анна Николаевна |
Актуальность | Детей всегда интересует устройство всего живого на Земле. Они ежедневно задают десятки сложнейших вопросов. Особенный интерес вызывает все неизвестное, что нельзя увидеть невооруженным глазом. Это микромир, который существует вокруг нас и его можно увидеть только под микроскопом. Узнать законы его жизни и развития. Не просто послушать рассказ педагога, а посмотреть все собственными глазами. Даже представить трудно, насколько захватывающие картинки можно увидеть в микроскоп, какие удивительные открытия сделать. Занятия с микроскопом помогут ребенку расширить знания об окружающем мире, создадут необходимые условия для познавательной деятельности, экспериментирования, систематического наблюдения за всевозможными живыми организмами. У ребенка будет развиваться любознательность, интерес к происходящим вокруг него явлениям. |
Вид проекта | Познавательно – исследовательский. |
Цель проекта | Формирование представлений у дошкольников о плесени, какие нужны условия для её развития и её влияние на человека. |
Задачи проекта | Для детей: - способствовать умению выдвигать гипотезы и делать логические выводы основываясь на добытых знаниях. - продолжать знакомить с оборудованием для проведения опытов – микроскопом; - расширять и обобщать представления детей о плесени, как живом организме. - развивать любознательность, пытливость, терпение, умение ставить вопрос и находить на него ответ посредством экспериментально-исследовательской деятельности. - воспитывать у детей любовь и уважение к труду людей разных профессий ученых, врачей. Для воспитателя: - дать детям знания о плесени; - подбор методических, дидактических материалов по данной теме; - вместе с детьми уметь ставить вопрос и находить ответ в центрах актости, - организовать партнерские отношения между детьми. Для родителей: - раскрывать ценность совместного творчества и чтения художественной литературы с детьми; - становиться активными участниками процесса обучения своих детей; |
Целевая аудитория | Воспитатель, помощник воспитателя, дети, родители. |
Проблема | В этом году работая на площадках «Юные овощеводы» и «Юные садоводы», дети собрали невиданный урожай овощей и ягод! Мы стали с ребятами обсуждать, как его сохранить? Дети стали искать ответы на вопросы. В этом поиске детям помогали воспитатели, родители. Совместными усилиями была создана «Большая книга Лучших рецептов домашних заготовок», так же дети выяснили, что в овощах и фруктах содержится много полезных витамин для человека. Но у нас возникла не предвиденная ситуация. На утреннем круге Василиса поделилась со сверстниками своими наблюдениями. Оказывается, что не все овощи и фрукты можно сохранить до весны. На некоторых из них может появиться плесень. У детей возникли вопросы: «Откуда же берется плесень, и что это такое?» Таким образом, в нашей группе возник познавательно – исследовательский проект «Что такое плесень?». К нам активно подключились родители. Опытная работа проводилась не только в детском саду, но и дома. Своим опытом работы «Чудо плесень» поделилась Василиса из подготовительной группы «Знайки». |
Продолжительность проекта | Долгосрочный 15.11.2023 -15.12.2023г. |
Ресурсное обеспечение | Художественная литература, ИКТ, презентации, атрибуты к играм, наглядный и демонстрационный материал, энциклопедии. |
Материально-техническая база | Центры активности в группе, участок детского сада. |
Формы реализации проекта | - занимательная деятельность в центрах активности - игры - беседы -рассматривание иллюстраций, энциклопедий - использование мультимедийных презентаций - изобразительная деятельность - чтение художественной литературы - работа с родителями |
Ожидаемый результат | - приобрели знания о пользе овощей и фруктов, расширили представление о видах плесени - расширили кругозор, познакомились с микроорганизмом плесень, и какая она бывает, - побывали в роли исследователя, лаборанта, научного руководителя, врача. |
Продукт проекта | мультфильм «Удивительная плесень», доклад детей «Чудо плесень», |
Образовательная область/ раздел | Форма реализации | Задачи |
Воспитатель | Дети | Родители |
1 этап – подготовительный |
- Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов. - Сбор информации по данной теме. - Создание необходимых условий для реализации проекта | | |
2 этап – активная деятельность |
Физическое развитие | Физическая культура | Центр активности: Подвижные игры 1.«Я, по кругу пойду, свою ягодку найду», 2.«Найди, где спряталась плесень», 3. «Собираем урожай», 4. «Раз, два, три спелый фрукт найди», 5 «Собери корзину полезных продуктов» 6. Игра – эстафета «Полезные продукты». | Проведение игр и эстафет с физ. Инструктором, на прогулке. | Проигрывание игр, четкое проговаривание слов и соблюдение правил. | Разучивание речёвок к играм. |
ЗОЖ | Центр безопасность Беседа «О правильном питании и пользе витаминов». Подвижно-дидактическая игра «Съедобное – несъедобное» по теме «Фрукты, овощи». Презентация «Польза и вред плесени». | Разработка картотеки. | В ходе беседы и игр по теме, дети закрепляют знания о правилах сбора овощей и фруктов , их пользе сформировать представление об основных мерах предосторожности. | Закрепляют дома правила ЗОЖ. |
Социально- коммуникативное развитие | Труд | Центр труда: Игровое развлечение: «Поможем лесным жителям сделать заготовки на зиму, убрать мусор на поляне и рассортировать его». | Разработка развлечения. | Участие в развлечении, в ходе игровых упражнений происходит прививание любви и бережному отношению к природе. | Помощь в организации проведения развлечения. |
| | Цент кулинарии Пирог с клубникой. Компот из вишни. Полезный рецепт салата из фруктов», «Здоровей-ка». | Подборка иллюстраций, схем Для приготовления теста. | Просматривание иллюстраций, беседа, выпекание, сравнение полученного результата, выводы. | Помощь в нахождении компонентов для теста , поиск рецепта . |
Безопасность | Центр безопасности Рассматривание и обсуждение: плакаты на темы «Какие витамины живут в фруктах и чем они полезны». Беседа: «Вредная плесень и что, с ней делать?». | Подборка плакатов. Д.и. «Собери и объясни!» (разрезные картинки). | Вместе с родителями подбирают картинки к игре. | Помощь в подборка демонстрационного материала плакатов., картинок. |
| | | | |
Социализация | Центр игры: С.Р.И. «Исследовательская - лаборатория» - готовим костюмы и атрибуты для проведения игры. С.Р.И «Больница». С.Р.И. «Сыровар». | Наполнение центра игры. Распределяют роли. Играют дружно. Закрепляет знания о различных профессиях через игру. | Распределяют роли. Готовят костюмы для проведения игр. | Помощь в изготовлении костюмов и атрибутов. |
Познавательное развитие | ФЭМП | Центр математики 1.«Сколько нас посчитай?», 2.«Найди пару», 3.Математические пазлы «Из каких фигур состоит плесень» 4.Математические «Фруктовые задачки» Цель: различать и называть свойства предмета, оперировать сразу двумя свойствами. 5.Интерактивная игра «Битва за урожай» 6.Создание мини – садов с помощью планшета «Геометрик». | Готовит пособия к дидактическим играм. | Выполнение математических заданий | Помощь в пополнении картотеки математических игр. Разработка игр. Анкетирование родителей: «Есть ли у вашего ребенка математические способности» |
Ребенок и окружающий мир | Центр экспериментирования Опыты: «Почему плесень разная?» Опыты: «Как вырастить плесень». Просмотр научного фильма «Где, можно встретить плесень?». | Готовит материалы для экспериментирования. Презентация «Где выращивают плесень?» | Проводят опыты, наблюдение с помощью схем. | Провести эксперимент и зарисовать его. |
Конструирование | Центр конструирования Конструирование, составить схему хранилища для овощей и фруктов, а потом его построить. «Хранилище для фруктов и овощей». Упражнять в плоскостном моделировании «Хранилище» в составлении целого из частей по образцу и по замыслу, развивать способность к зрительному анализу. | Подготовка материалов для работы в центре. Закрепляет конструктивные навыки. | Конструируют «Хранилище», «Сушилка», изготавливают макеты. | Изготовление макетов, закрепить навыки конструирования. |
Речевое развитие | Развитие речи | Центр литературы: Рассматривание книг, иллюстраций о плесени. Д.и. «Цепочка слов», «Кого не стало». Просмотр научного фильма "Как получают пенициллин". Речевая игра с движениями «Посадили огород». | Готовит иллюстрации, загадки, стихи. | Заучивание стихотворений, Составление рассказов по мнемотаблицам. | Чтение сказок и стихов о фруктах и их пользе. |
Чтение художественной литературы | Центр литературы: Чтение 1. Энциклопедии «Хочу все знать». 2.«Сказка о плесени». Митрофанова Наталья 3. «Овощная сказка» Автор: Костоусова Ольга Николаевна | Наполнение центра литературы произведениями по теме проекта. | Вместе с родителями подбирают дома иллюстрации к проекту. | Приносят литературу и иллюстрации по теме проекта. Оформление папки-передвижки. |
Художественно- эстетическое развитие | Художественное творчество | Центр искусства: Аппликация «Натюрморт из фруктов». Рисование «Сбор урожая». Лепка «Фрукты и овощи в корзине». | Готовит материалы, организует работу в центрах активности. | Выполняют аппликацию, коллаж и панно. | Изготавливают поделки, помогают в центре искусства. |
Музыкальное воспитание | Центр музыки. Музыкально – театрализованная сказка «Жила – была плесень », «Как плесень вылечила детей». | Подобрать музыкальные произведения в соответствии с возрастом. | Разучивание песен и танцев. | Повторяют песню «Огород». |
3 этап – презентация проекта |
Итог проекта мультфильм «Удивительная плесень». Доклад детей с презентацией «Чудо плесень». | Воспитатели Дети Родители | |
Работа с родителями |
Создание макетов «плесени». Создание атрибутов и костюмов к играм. «Жила – была плесень». Оформление альбомов «какая бывает плесень». | |