СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Математика в литературе"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к защите проекта по математике на тему "Математика в литературе"

Просмотр содержимого документа
«Проект "Математика в литературе"»

«Математик, который не есть поэт, не будет никогда подлинным математиком.»   Карл Вейерштрасс ,  немецкий математик    Подготовила:Бабенко Эльмира Эскендеровна  МБОУ «СОШ№3»

«Математик, который не есть поэт, не будет никогда подлинным математиком.» Карл Вейерштрасс ,

немецкий математик

Подготовила:Бабенко Эльмира Эскендеровна

МБОУ «СОШ№3»

Математики- авторы литературных произведений Стихи о математике Математика в стихах
  • Математики- авторы литературных произведений
  • Стихи о математике
  • Математика в стихах

 Очень интересно явление, когда авторами литературных произведений являются математики. Омар Хайям Софья Васильевна Ковалевская Чарльз Л. Доджсон

Очень интересно явление, когда авторами литературных произведений являются математики.

  • Омар Хайям
  • Софья Васильевна Ковалевская
  • Чарльз Л. Доджсон

Омар Хайям (1048 – 1123 г.)– математик, астроном, философ и поэт, классик персидской и таджикской литературы.  Теория геометрического решения уравнений третей степени. «Трудности арифметики»  «О доказательствах задач алгебры и алмукабалы»  «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида»   «Об искусстве определения количества золота и серебра в состоящем из них теле»

Омар Хайям (1048 – 1123 г.)– математик, астроном, философ и поэт, классик персидской и таджикской литературы.

  • Теория геометрического решения уравнений третей степени.
  • «Трудности арифметики»
  • «О доказательствах задач алгебры и алмукабалы»
  • «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида»
  • «Об искусстве определения количества золота и серебра в состоящем из них теле»

 Поэзия Омара Хайяма - рубаи    Чтоб мудро жизнь прожить, знать  надобно  немало.  Два важных правила запомни для  начала:  Ты лучше голодай, чем что попало ешь,  И лучше будь один, чем вместе с кем попало .    * * *  Меня философом враги мои зовут,  Однако, - видит бог, - ошибочен их суд     Ничтожней много я: ведь мне ничто не  ясно.  Не ясно даже то, зачем и кто я тут.    * * *   Цель творца и вершина творения – мы.  Мудрость, разум, источник прозрения – мы.  Этот круг мироздания перстню подобен, -  В нём граненый алмаз, без сомнения , мы.

Поэзия Омара Хайяма - рубаи

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало. Два важных правила запомни для начала: Ты лучше голодай, чем что попало ешь, И лучше будь один, чем вместе с кем попало .

* * *

Меня философом враги мои зовут, Однако, - видит бог, - ошибочен их суд Ничтожней много я: ведь мне ничто не ясно. Не ясно даже то, зачем и кто я тут.

* * *

Цель творца и вершина творения – мы. Мудрость, разум, источник прозрения – мы. Этот круг мироздания перстню подобен, - В нём граненый алмаз, без сомнения , мы.

Софья Васильевна Ковалевская (1850 – 1891 г.) известный российский математик, педагог, редактор Ученица Вейерштрасса Доктор математических наук  Преподаватель Стокгольмского университета Редактор известного математического журнала « Математические ведомости» Важнейшая научная работа - полное решение задачи о вращении тяжелого твердого тела вокруг неподвижной точки.

Софья Васильевна Ковалевская (1850 – 1891 г.) известный российский математик, педагог, редактор

  • Ученица Вейерштрасса
  • Доктор математических наук
  • Преподаватель Стокгольмского университета
  • Редактор известного математического журнала « Математические ведомости»
  • Важнейшая научная работа - полное решение задачи о вращении тяжелого твердого тела вокруг неподвижной точки.

Драма «Борьба за счастье»   ( в соавторстве с А.Ш.Леффлер) Роман «Нигилистка» Роман «Сёстры Раевские»  Множество стихов ( к сожалению не опубликованных)   «…Мне кажется, что поэт должен только видеть то, что не видят другие, видеть глубже других. Что до меня касается, то я всю жизнь не могла решить: к чему у меня больше склонности, к математике или литературе?...но тем не менее я ни от одной их них не могу отказаться совершенно.»
  • Драма «Борьба за счастье» ( в соавторстве с А.Ш.Леффлер)
  • Роман «Нигилистка»
  • Роман «Сёстры Раевские»
  • Множество стихов ( к сожалению не опубликованных)

«…Мне кажется, что поэт должен только видеть то, что не видят другие, видеть глубже других. Что до меня касается, то я всю жизнь не могла решить: к чему у меня больше склонности, к математике или литературе?...но тем не менее я ни от одной их них не могу отказаться совершенно.»

Чарльз Л. Доджсон  (1832 – 1898 г.) –  математик и логик.    Профессор математики Оксфордского университета Автор множества публикаций и научных работ Сказка « Приключения Алисы в Стране Чудес» Псевдоним - Льюис Кэрролл

Чарльз Л. Доджсон (1832 – 1898 г.) – математик и логик.

  • Профессор математики Оксфордского университета
  • Автор множества публикаций и научных работ
  • Сказка « Приключения Алисы в Стране Чудес»
  • Псевдоним - Льюис Кэрролл

 К теме математики в поэзии обращались очень многие поэты в разное время.  Думы нездешней полна,  Чуть загрустив отчего-то,  Молча стоит у окна,  В мыслях - расчеты,расчеты…  Да, математике надо  Мир постигать наш – и вот  Страсть отстраненного взгляда  В прорву пространства ведёт.  Пусть ей взгрустнется немножко,  Жалобы не услыхать Строгая, смотрит в окошко,  Сущее хочет познать.  В.Михановский

К теме математики в поэзии обращались очень многие поэты в разное время.

Думы нездешней полна, Чуть загрустив отчего-то, Молча стоит у окна, В мыслях - расчеты,расчеты… Да, математике надо Мир постигать наш – и вот Страсть отстраненного взгляда В прорву пространства ведёт. Пусть ей взгрустнется немножко, Жалобы не услыхать Строгая, смотрит в окошко, Сущее хочет познать. В.Михановский

 Числа   Мечтатели, сибиллы и пророки  Дорогами. запретными для  мысли,  Проникли – вне сознанью –далеко,  Туда, где светят  царственные  числа  Предчувствие  разоблачает тайны,  Проводником нелицемерным  светит:  Едва откроется намек случайный,  Объемлет нас непересказный   трепет.  Вам поклоняюсь, вас желаю,  числа!  Свободные, бесплотные, как  тени,  Вы радугой связующей повисли  К раздумиям с вершины   вдохновенья!    Математическая ветвь научной поэзии В.Брюсова включает в себя несколько стихотворений:«Числа», «К портрету Лейбница»,  «Мир N измерений»

Числа

Мечтатели, сибиллы и пророки Дорогами. запретными для мысли, Проникли – вне сознанью –далеко, Туда, где светят царственные

числа Предчувствие разоблачает тайны, Проводником нелицемерным светит: Едва откроется намек случайный,

Объемлет нас непересказный

трепет. Вам поклоняюсь, вас желаю, числа! Свободные, бесплотные, как тени, Вы радугой связующей повисли К раздумиям с вершины

вдохновенья!

Математическая ветвь научной поэзии В.Брюсова включает в себя несколько стихотворений:«Числа»,

«К портрету Лейбница», «Мир N измерений»

Геометрия трав    Математик, несбывшийся  странник,  Оглянись, удивляясь стократ:  В травах – срез волчеца –  пятигранник,  А в сеченье душицы – квадрат.  Всё на свете покажется внове  Под гольцом, чья вершина в снегу:  Водосбор – треуголен в основе  На цветущем альпийском лугу!  Где же круг? Возле иглистой розы.  Там, где луг поднебесный скалист,  Вижу, с ветром играет берёзы  Треугольно-ромбический лист.

Геометрия трав

Математик, несбывшийся

странник, Оглянись, удивляясь стократ: В травах – срез волчеца –

пятигранник, А в сеченье душицы – квадрат. Всё на свете покажется внове Под гольцом, чья вершина в снегу: Водосбор – треуголен в основе На цветущем альпийском лугу! Где же круг? Возле иглистой розы. Там, где луг поднебесный скалист, Вижу, с ветром играет берёзы Треугольно-ромбический лист.

  Посвящение Н.Н.Лобачевскому  и его неевклидовой геометрии     Всё! Перечёркнуты «Начала».  Довольно мысль на них скучала,  Хоть прав почти во всём Евклид,  Но быть не вечно постоянству:  И плоскость свёрнута в     пространство,  И мир иной имеет вид…  О чём он думал во вчерашнем?  О звёздном облаке, летящем  Из ниоткуда в никуда?  О том, что станет новым взглядом:  Две трассы длящиеся рядом,  Не параллельны никогда?  Что постоянному движенью  Миров сопутствует сближенье,  И, значит, встретятся они:  Его земная с неземными  Непараллельными прямыми  Когда-нибудь, не в наши дни?...

Посвящение Н.Н.Лобачевскому и его неевклидовой геометрии

Всё! Перечёркнуты «Начала». Довольно мысль на них скучала, Хоть прав почти во всём Евклид, Но быть не вечно постоянству: И плоскость свёрнута в пространство, И мир иной имеет вид… О чём он думал во вчерашнем? О звёздном облаке, летящем Из ниоткуда в никуда? О том, что станет новым взглядом: Две трассы длящиеся рядом, Не параллельны никогда? Что постоянному движенью Миров сопутствует сближенье, И, значит, встретятся они: Его земная с неземными Непараллельными прямыми Когда-нибудь, не в наши дни?...

  ученица гимназии №1534  Математика во всём…    «Математика во всём», - нам твердят.   Многие не верят, спорить норовят:  «Математика от нас далеко…  Жить на свете без неё так легко!..»  Но пойдёт однажды вечером дождь.  Подойдёшь ты к окну и поймёшь:  Всё на свете, что видишь, давно  Математикой отражено.  Ты вглядись: от фонаря свет  Векторами разлетается. Нет?  Точки капель, окружности луж –  Неужели ты не видишь? Ну ж…  Окошек плоскости отрезками полны…  И вечна траектория Луны…  А по параболе летит метеорит.  Через мгновенье в атмосфере он сгорит…  Многоугольники, квадраты и круги…  Пространства-времени неслышные шаги…  Всё движется и мчится, всё улетает вдаль.  А кто не видит этого…  Того мне просто жаль.

ученица гимназии №1534

Математика во всём…

«Математика во всём», - нам твердят. Многие не верят, спорить норовят: «Математика от нас далеко… Жить на свете без неё так легко!..» Но пойдёт однажды вечером дождь. Подойдёшь ты к окну и поймёшь: Всё на свете, что видишь, давно Математикой отражено. Ты вглядись: от фонаря свет Векторами разлетается. Нет? Точки капель, окружности луж – Неужели ты не видишь? Ну ж… Окошек плоскости отрезками полны… И вечна траектория Луны… А по параболе летит метеорит. Через мгновенье в атмосфере он сгорит… Многоугольники, квадраты и круги… Пространства-времени неслышные шаги… Всё движется и мчится, всё улетает вдаль. А кто не видит этого… Того мне просто жаль.

 « Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».  Анатоль Франс , французский писатель XIX – XX вв.

« Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».

Анатоль Франс ,

французский писатель XIX – XX вв.

 Индийские математики нередко излагали арифметические задачи в стихах. Вот, к примеру одна древнеиндийская задача из математики Сриддхары XI В.:   Есть кадамба-цветок,  На один лепесток  Пчёлок пятая часть опустилась.  Рядом тут же росла  Вся в цвету сименгда  И на ней третья часть поместилась.  Разность их ты найди,  Её трижды сложи,  И тех пчёл на Кутай посади.  Лишь одна не нашла  Себе места нигде  Всё летала то взад, то вперёд и везде  Ароматом цветов наслаждалась.  Назови теперь мне, подсчитавши в уме,  Сколько пчёлок всего здесь собралось?  Ответ: 15 пчёл

Индийские математики нередко излагали арифметические задачи в стихах. Вот, к примеру одна древнеиндийская задача из математики Сриддхары XI В.:

Есть кадамба-цветок, На один лепесток Пчёлок пятая часть опустилась. Рядом тут же росла Вся в цвету сименгда И на ней третья часть поместилась. Разность их ты найди, Её трижды сложи, И тех пчёл на Кутай посади. Лишь одна не нашла Себе места нигде Всё летала то взад, то вперёд и везде Ароматом цветов наслаждалась. Назови теперь мне, подсчитавши в уме, Сколько пчёлок всего здесь собралось? Ответ: 15 пчёл

 В «Самоучителе счёта» известного учителя математики Иоганна Хемелинга (1678 г.) есть такая задача:  Роскошно липа цвела.  Под ней червяк завёлся мал  Да вверх пополз во всю он мочь –  Четыре локтя делал в ночь,  Но днём со слепу полз обратно  Он на два локтя аккуратно.  Трудился наш червяк отважный,  И вот итог работы важной,  Награда девяти ночей:  Он на верхушке липы сей.  Теперь, мой друг, поведай ты,  Какой та липа высоты?  Ответ: 20 локтей

В «Самоучителе счёта» известного учителя математики Иоганна Хемелинга (1678 г.) есть такая задача:

Роскошно липа цвела. Под ней червяк завёлся мал

Да вверх пополз во всю он мочь – Четыре локтя делал в ночь, Но днём со слепу полз обратно Он на два локтя аккуратно. Трудился наш червяк отважный, И вот итог работы важной, Награда девяти ночей: Он на верхушке липы сей. Теперь, мой друг, поведай ты, Какой та липа высоты?

Ответ: 20 локтей

 Можно найти множество задач,  сочиненных в настоящее время по разным  темам, остановимся на логической задаче:  В универмаге встретил я  Осла, козу и кошку,  Они купили красный мяч  И жёлтую гармошку.  Зайдя потом увидел я  Осла, козу и белку,  Они купили красный плащ  И белую тарелку.  Зашёл я в третий, встретил там  Опять осла и кошку.  Они купили в этот раз  Лишь жёлтую матрёшку.  Мне срочно нужен твой совет,  Задумайся немножко.  Скажи: какой любимый цвет  У белки и у кошки.  И кто не сделал ни одной  Покупки в магазинах.  Поскольку не было, увы,  Товаров ярко-синих.  Ответ: любимый цвет у белки – белый, у кошки – жёлтый, ни одной покупки не сделал осёл.

Можно найти множество задач,

сочиненных в настоящее время по разным

темам, остановимся на логической задаче:

В универмаге встретил я Осла, козу и кошку, Они купили красный мяч И жёлтую гармошку. Зайдя потом увидел я Осла, козу и белку, Они купили красный плащ И белую тарелку. Зашёл я в третий, встретил там Опять осла и кошку. Они купили в этот раз Лишь жёлтую матрёшку. Мне срочно нужен твой совет, Задумайся немножко. Скажи: какой любимый цвет У белки и у кошки. И кто не сделал ни одной Покупки в магазинах. Поскольку не было, увы, Товаров ярко-синих.

Ответ: любимый цвет у белки – белый, у кошки – жёлтый, ни одной покупки не сделал осёл.