МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КРАСНОТУРЬИНСК
ДЕТСКИЙ САД №29
«Нам водичка лучший друг»
Разработчик:
Липарина Оксана Владимировна, воспитатель
г. Краснотурьинск , 2019 г
Актуальность
В дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому формирование у детей основы культуры рационального природопользования необходимо начинать с самого раннего возраста. С целью формирования культуры природопользования, в частности, воспитания бережного отношения к воде, в детском саду был разработан проект «Нам водичка лучший друг» для детей раннего возраста.
Цель проекта:
Формировать знания детей о свойствах воды: холодная, горячая, теплая, умения аккуратно ей пользоваться.
Задачи проекта:
- Подвести детей к пониманию: вода может находиться в жидком и твердом состояниях: при замерзании вода превращается в лед, лед в тепле тает (превращается в воду, летом идет дождь, зимой - снег; в воде растворяются соль, сахар, гуашь; песок - не растворяется; вода прозрачная, без запаха, без вкуса; роли воды в жизни человека, растений, животных.
- Закрепить представления детей: вода бывает холодная, теплая, горячая; вода течет, журчит, разливается, ее можно пить, наливать.
- Развивать у детей стремление отражать свои представления в разных видах деятельности «рисование».
- Учить детей выполнять простейшие опыты, последовательно выполняя указания педагога.
Ожидаемые результаты:
- Развитие познавательно - исследовательских и творческих способностей.
- Повышение речевой активности, активизация словаря по теме «Вода».
Этапы реализации проекта:
Реализация проекта предполагала наличие 3-х последовательных этапов:
1. Подбор материала по интересующей теме.
2. Практическая часть, совместная работа всех участников проекта.
3.Заключительный
Тип проекта: познавательно - поисковый.
Включает в себя творческую, познавательную и практическую деятельность.
Вид проекта: групповой.
Участники проекта: дети детского сада № 29 , педагогический коллектив.
Подбор материала по интересующей теме.
Потешки, стихотворения, рассказы; демонстрационный материал; Подготовка атрибутов для игр, занятий, экспериментов
Практическая часть, совместная работа всех участников проекта
Режимные моменты (умывание)
Цель: Дать представление детям о значение воды в нашей жизни и о том, в каком виде существует вода в окружающей среде, выполнять движения за воспитателем; активизировать словарный запас.
Воспитатель: Ой, а почему вы все такие грязные? Как мы с вами будем пить чай? Ребята, что им нужно сделать? (Ответы). Правильно! Умыться!
Водичка, водичка
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и выполнение трудовых поручений воспитателя.
Цель: Продолжать формировать представление детей о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья; после того, как землю польют, она меняет цвет, становится темней; все живое любит чистую воду, загрязнять ее нельзя.
Вопросы по ходу наблюдения:
Что делаю?
Чем поливаю?
Какая вода?
Для чего поливают комнатные растения?
Игра - эксперимент «Попробуй на вкус»
Цель: Cформировать вкусовое восприятие воды.
Ход эксперимента
По количеству детей ставятся стаканы с водой и столько же стаканов с соком. Один из детей закрывает глаза по просьбе воспитателя и пробует сначала сок, а затем воду.
Воспитатель (после того, как ребенок выпьет сок): что ты выпил?
Ребенок: сок.
Воспитатель: какой он на вкус?
Ребенок: сладкий.
Воспитатель (после того, как выпьет воду): что это?
Ребенок: вода.
Воспитатель: какая она на вкус?
Ребенок: не имеет вкуса.
Игра заканчивается тогда, когда все попробуют воду на вкус.
Игра-эксперимент «Теплое - холодное»
Цель: Сформировать тактильное восприятие теплого и холодного состояния воды.
На столе ставятся два тазика с теплой и холодной водой, накрытых тканью. Воспитатель предлагает детям просунуть руку под ткань в тазик с теплой водой.
Воспитатель: Что там?
Дети: Водичка.
Воспитатель: Какая она?
Дети: Теплая.
Далее воспитатель предлагает просунуть руку под ткань в тазик с холодной водой.
Воспитатель: А что же тут?
Дети: Тоже водичка.
Воспитатель: А здесь она какая?
Дети: Холодная.
Ткань во время игры–эксперимента не снимается с тазиков, для того чтобы активизировать тактильное восприятие.
Игра - эксперимент: «Прозрачная вода».
Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачная. Углублять знания свойств и качеств воды; развивать любознательность.
Материал. Две баночки с водой (первая - с прозрачной, вторая - с подкрашенной, камешки, салфетка из ткани.
Ход эксперимента
1.Что вы видите в баночках? 2.Какого цвета вода? 3.Хотите поиграть с камешками в прятки?
Первый эксперимент. В баночку с прозрачной водой дети опускают камешек, наблюдают за ним. Он тяжёлый, опустился на дно. Почему камешек видно? Вода прозрачная.
Второй эксперимент. Дети опускают камешек в подкрашенную воду. Что происходит? Камешка не видно. Вода подкрашена, непрозрачная
Наблюдения за трудом младшего воспитателя: мытьё посуды.
Цель: Продолжать формировать представления детей о роли воды в жизни человека: нужна для мытья посуды, чтобы посуда была чистая.
Ход наблюдения
1.Что делает Елена Александровна?
2.Какой водой она моет посуду?
3.В какой воде поласкает посуду?
4.Для чего она моет посуду?
Рассматривание иллюстраций с изображением купания в водоемах, бассейне, ванне, под душем, чтение художественных произведений
Цель: Продолжать формировать представления детей о роли воды в жизни человека, воспитывать бережное отношение к воде.
1.А Барто, П. Барто «Девочка чумазая»
2.К. Чуковский «Мойдодыр»,
3.В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»
Коллективная работа «Большие и маленькие лужи» (Рисование).
Цель: Вызвать радостное настроение от совместного творчества; показать детям, что отпечаток на рисунке изображается синей краской; учить детей самостоятельно находить способы изображения (нетрадиционным способом- поролоном); развивать тактильную чувствительность, творческое воображение, мелкую моторику, коммуникативные навыки. Воспитывать наблюдательность, доброжелательное отношение к окружающим.
Ход работы
Ой, ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, давайте поздороваемся. (Здравствуйте). Дети, посмотрите, что это за дорожка, давайте пойдем по ней, посмотрим куда она нас приведет. Да это же полянка с красивыми цветами! Ой, а, что же это зашумело, давайте послушаем.
Звучит музыка «Шум дождя»
- Что шумит? (Дождь). Дождик, дождик, полно лить. Малых детушек мочить! (Шум дождя прекращается). Откуда берется дождик? (Из тучки). А как вода появляется в тучке? Хотите это узнать? Сейчас я вам это покажу.
Эксперимент.
На столе губка и ведерко с водой. Губка похожа на тучку. А тучка состоит из капелек. Давайте сожмем губку и посмотрим, течет из «тучки» вода или нет? Почему не идет вода? (В ней нет воды). Губка - «тучка» сухая. В тучке мало капелек собралось, и поэтому дождик не идет. Давайте положим нашу «тучку» в ведерко. Что будет, если мы поднимем и отожмем тучку? (польется вода).
Пальчиковая гимнастика «Дождик»
Дождик, дождик, веселей! (Хлопают в ладоши)
Капай, капай, воду лей (Сжимают руки в кулачки и разжимают)
На цветочек, на листок (Перекладывают ладошку в ладошку)
Кап, кап, кап, кап! (Сжимают руки в кулачки и разжимают).
Рисование
Дождик вдруг пошел с утра.
По домам вся детвора
Сапоги надеть нам нужно
Чтоб потом гулять по лужам.
Что появляется на земле после дождя? Вы любите ходить по лужам?
Давайте поможем дождику, нарисуем много луж.
Показываем способ рисования луж путем прижимания поролона к листу.
-Посмотрите, ребята, на свои рисунки. Какие красивые лужицы у вас получились! Молодцы! Смотрите, ребята, пока мы с вами рисовали у нас в группе тоже появились лужи, давайте с вами погуляем по ним (гуляют).
Скажем нашим гостям «До свидания».
3.Заключительный
Выявление знаний у детей о воде как источнике всего живого;
Воспитание экологической культуры у детей (выставка рисунков)
Вывод:
Дети больше узнали о воде, ее свойствах, значении и назначении. И это было интересно узнавать, потому что все происходило во время игр и опытов с водой. Дети воспринимали информацию с большим удовольствием.