Программа патриотического воспитания детей старшего
дошкольного возраста
«СТРАНА ГЕРОЕВ»
Старший воспитатель: Бельская Е.Ю
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе обречены на гибель. Однако осуществляться это воспитание должно очень чутко и тактично, и заниматься им нужно сообща с малых лет, прививая ребенку уважение и любовь к родной земле. Ведь известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре.
В работе по ознакомлению детей с окружающей общественной жизнью значительное место отводится формированию представлений о военной истории нашей Родины, армии, народе.
Методы и приемы патриотического воспитания, используемые педагогами, могут быть разнообразными, но обязательно должны учитывать психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений и др.).
Цели программы
Донести до подрастающего поколения значение Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Вызвать интерес к военной истории нашей Родины, армии, народа. Помочь детям сохранить в памяти этот светлый праздник.
Активизировать работу по пропаганде патриотического (гражданского) воспитания через все доступные средства.
Задачи программы
Создать условия для восприятия целостной картины самой кровопролитной и страшной из войн в истории человечества.
Формировать гражданственность, чувство любви и гордости к Родине на основе изучения военной истории Отечества. Воспитывать защитников своей страны, стремление быть смелым и отважным.
Развивать способности в восприятии и анализе литературных произведений, живописи, музыки, театра, кино, архитектуры. Учить выражать свои чувства, обогащать словарный запас.
Прививать любовь к песням военных лет. Воспитывать чувство солидарности, дружбы, сопричастности.
Ориентировать родителей на гражданское воспитание детей в семье. Проводить обмен опытом по этой проблеме между родителями.
Вести активную пропаганду по данной теме, освещать через наглядную агитацию. Фиксировать результаты каждые два месяца.
Ожидаемый результат
Опрос-анкетирование, где дети покажут свои знания.
Учитывается активное участие детей в выставках, дискуссиях, различных видах деятельности.
Способность воспринимать и анализировать искусство (литературу, живопись, фильм и т. д.).
Выражать собственное мнение по предлагаемым вопросам, на основе выработанных ценностей.
Умение сопереживать, оказывать посильную помощь.
Основные принципы программы
Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками и технологиями.
Принцип активности и сознательности – участие всех педагогов в поиске новых, эффективных методов целенаправленной деятельности.
Принцип комплексности и интегративности – решение задач патриотического воспитания в системе всего воспитательно-образовательного процесса и некоторых видов деятельности.
Формы работы
- занятия,
- экскурсии,
- просмотр фильмов,
- игры,
- беседы,
- тематические вечера,
- праздники и развлечения,
- выставки,
- стенды
Участники программы
Программа рассчитана на две возрастные группы: с 5 до 6 и с 6 до 7 лет. Она не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагает активное участие родителей, детей, педагогов.
Продолжительность, место реализации программы
Программа рассчитана на учебный год, объем в часах индивидуален для каждой группы, в зависимости от восприятия данной темы воспитанниками. Продолжительность занятия: 20-25 мин – старшая группа, 25–30 мин – подготовительная группа.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый – в мае.
«Музыкальное воспитание», где дети учатся слушать музыку, поют, танцуют, играют, участвуют в праздниках.
«Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстраций, рисуют разными материалами.
«Социальный мир», где дети знакомятся с литературными произведениями, слушают рассказы о защитниках страны, беседуют, знакомятся с явлениями общественной жизни.
Место реализации – детский сад, семья.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы включает шесть основных блоков (тем), представленных в таблице. Перечислим их.
Пусть всегда будет мир.
Война и дети.
Героические поступки, мужество, отвага, честь и достоинство.
История в книгах, альбомах, памятниках.
Семейные реликвии, связанные с военной тематикой.
Интересные истории, рассказанные участниками войны и тружениками тыла.
Тематические выставки (по каждой теме - блоку):
Мирное время и начало войны.
Отлитые в бронзе – они не вернулись с войны.
Герои партизанской войны.
Труженики тыла.
Навек запомни.
Блоки | Месяц | Цель | Формы работы с детьми | Формы работы с родителями |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Пусть всегда будет мир | Сентябрь, октябрь | Повысить активность педагогического коллектива в пропаганде патриотического воспитания. Скорректировать представления родителей о целях и содержании гражданского воспитания, согласовывая цели ДОУ и семьи. Привлечь родителей и детей к осознанному изучению литературы, кино, живописи, музыки, архитектуры о войне. Воспитывать патриотов Родины, формировать их духовный мир, помочь ощутить связь времен и поколений, отцов и детей. | - Диагностика знаний детей о ВОВ. - Беседа «Что лучше – худой мир или хорошая война?». - Чтение произведения Е.Благининой «Баллада о добром свете». - Дидактическая игра «Подбери картинки» (показана жизнь детей до войны). - Заучивание стихотворения О.Воробьева «Нет войне». - Рисование плаката «Нет войне!» - Игры состязания: «Кто быстрее?», «Самый меткий», «Самый смелый», «Полоса препятствий» с вручением медалей за отвагу, мужество, ловкость, дружескую поддержку. - Занятие «Так началась война» (на примере Брестской крепости, с использованием плаката М.И.Тоидзе «Родина-мать зовет!»), | - Анкетирование с целью выявления ошибок и коррекции процесса патриотического (гражданского) воспитания в семье. - Вручение родителям памятки-рекомендации по формированию у детей патриотических чувств и приглашения для участия в игре. - Оформление стенда для родителей с указанием темы, над которой работает педагог с детьми. - Просмотр фильмов «Иваново детство», «Судьба» вместе с детьми и их обсуждение. - Просмотр «Ералаша» и обсуждение: как между мальчишками разгорелась война и как можно было ее предотвратить. - Домашнее задание «Семейный герой»: = рассматривание с детьми фотографий, относящихся к периоду ВОВ, рассказ о деятельности близких людей на благо Отечества, о том, чем дорога та или иная вещь для семьи - Тематический вечер совместно с детьми «Нам нужен мир». |
2.Фронтовые дороги | Ноябрь, декабрь | Привить детям понятие, что война – это трагедия и испытание для всего народа (особенно для детей и женщин). Рассказать о мужестве, героизме, отваге всего населения страны, от мала до велика, ставшего на защиту Отечества, Удовлетворять познавательные потребности детей о войне. Сформировать у родителей желание и умение обращаться к искусству (литературе, живописи, кино, театру) в патриотическом воспитании детей. | - Занятия: = «Города-герои» (Севастополь, Брест, Минск, Москва, Тула, Волгоград), = «Они защищали Родину» (о героях войны), слушание песни «Хотят ли русские войны?». - Игры-состязания на военную тематику с участием отцов-военнослужащих: = «Найди секретный пакет», = «Доставь воду на передовую», = «Замаскируйся так, чтобы тебя не увидели», = «Меткий стрелок». - Чтение стихотворения З. Александровой «Прощание», беседа по содержанию. - Рассматривание картины «Письмо с фронта» А.И.Лактионова, - Чтение стихотворения «Посылка» С.Михалкова. - Подвижная игра «Защита границ». - рассматривание картины Б.Окорокова «Пограничники», чтение стихотворения З.Александровой «Дозор», А. Барто «На заставе». - Составление письма «О чем бы я написал папе на фронт». - Рассматривание альбома «Военная техника в годы войны». - Просмотр диафильмов «Руки сапера», «Подвиг Александра Матросова», беседы-диспуты о героях. - Работа выставки «Отлитые в бронзе – они не вернулись с войны», дискуссия по тематике выставки (дети посещают ее несколько раз). - Рассказ «Наш район в ВОВ». | - Просмотр фильмов вместе с детьми «Отец солдата», «В бой идут одни старики». - Разучивание и исполнение военных песен вместе с детьми: «Катюша», «Темная ночь». - Конференция по обмену опытом, предложение родителям создать фильм под названием «Воспитание юного гражданина и патриота». - Чтение книг: = А.Митяев «Землянка», = И.Турчин «Крайний случай», = А.Твардовский «Рассказ танкиста», = С.Андреев «На земле и в воздухе», беседы по прочитанному. - Участие родителей в игре-состязании на военную тематику. - Рисование вместе с детьми на тему «Мой родственник – защитник Родины». - Участие в выставке на тему «Отлитые в бронзе – они не вернулись с войны». |
3.Партизанские тропы | Январь, февраль | Расширить представления о деятельности партизан и их подвигах (устраивали засады, уничтожали фашистов, выпускали листовки, в которых рассказывали о победах армии на фронтах, о приближении дня освобождения). Привить понятие ценности человеческой жизни, рассказать о невосполнимости утрат. (Нет в России такой семьи, где не было своего героя. Родина выжила и победила, потому что фронт и тыл были неразделимы). Рассказать, как тяжело жилось детям в годы войны. Познакомить родителей с ответами детей с целью дальнейшего формирования у них представлений о военной истории Отчизны. | - Прослушивание песен: = «Соловьи», «На солнечной поляночке», «Смуглянка». - Чтение стихотворений: = М.Исаковского «Враги сожгли родную хату», «И снова писем нет из дома». - Просмотр диафильма «Подвиг Зои Портновой». - Чтение рассказов о детях-героях: Боря Зеленевский, Маня Голофанова, Толя Захарченко, Лида Матвеева, беседы по содержанию. - Занятие «Жизнь Тани Савичевой – девочки из блокадного Ленинграда». - Концерт с участием детей и родителей (песни, танцы, сценки на военную тематику). - Открытое занятие для родителей. Составление рассказов на тему «О чем мечтали дети войны». - Ручной труд «Подарки папам к празднику – Дню защитника Отечества». - Чтение отрывков из книги «Хорошая пословица» Н.Богданова, разучивание пословиц, поговорок, частушек, загадок о мужестве, смелости и стойкости воинов. - Выставка «Герои партизанской войны» (дети несколько раз посещают выставку, ведут диспуты). | - Участие в подготовке концерта и изготовлении с детьми диорамы «Бой в городе». - Просмотр с детьми фильма «Помни имя свое», «Крепкий орешек», беседа по содержанию. - Участие в открытом занятии «О чем мечтали дети войны». - Рисование с детьми исторических сюжетов и их раскрашивание. - Предложить родителям посетить памятники, мемориалы, посвященные героям ВОВ. - Участие родителей в подведении итогов игры. - Чтение книг: = «Фюнфкиндер» Н. Богданова, = «900 дней мужества» В.Воскобойникова, = «Крайний случай» И.Туричина, беседа по содержанию. |
4.Труженики тыла | Март, апрель | Закрепить и расширить представления детей о героических делах народа в военные годы. (В войну дети вместе со взрослыми приняли на свои плечи всю тяжесть всенародного бедствия, проявив свою причастность к историческому подвигу). Показать, что бессмертная слава ратного и трудового подвига народа живет в памяти людей. Формировать у родителей положительную мотивацию к подготовке ребенка в будущем к службе в армии. | - Встреча детей с тружениками тыла и людьми, которые в годы войны были детьми. - Чтение стихотворения В.Лифшиц «Баллада о черном куске», беседа по содержанию. - Разучивание песен о войне: - Обрывная аппликация «Защита дома своего». - Занятие «Что такое героизм» - Разучивание стихотворения Р.Рублева «Скольким детям возвратили детство». - Рассматривание альбома «Мамаев курган», беседа по содержанию. | - Помочь воспитателям в оформлении детского альбома впечатлений на тему «Война глазами детей» с детскими рисунками, стихами, рассказами о войне, фотографиями совместной деятельности взрослых и детей. - Чтение произведений для детей: = «Песня смелых» А.Суркова, = «Дети» И. Железнова, = «Песня о незнакомой девочке» М.Дудина. - «По секрету всему свету» - Исполнение песен о войне с детьми. - Рисование на тему «Дети войны». - Участие в работе выставки «Труженики тыла». - Викторина «Герои войны». |
5.Никто не забыт и ничто не забыто | Май | | | - Чтение произведений: = «Последние выстрелы» Е.Воробьева. = «Последний штурм» С.Алексеева, = «День Победы» |
Приложение 1
Конспект занятия
«Воины – пограничники»
На занятии воспитатель предлагает детям рассмотреть картину Б.Окорокова «Пограничники». Суровая северная природа, мужественные лица воинов, настороженность в их взглядах, переданные художником, возбуждают у дошкольников интерес к образу пограничника.
Педагог вопросами направляет внимание детей на особенности пейзажа, одежды воинов, на выражение их лиц и позу собаки. Обобщая ответы, воспитатель подводит детей к выводу: пограничники с оружием и собакой охраняют границу; им не страшен сильный ветер и мороз, они закаленные, сильные.
Картину можно показать и вне занятия. В этом случае открываются большие возможности для проявления эмоциональной активности детей, для общения их друг с другом, с педагогом.
Представления о пограничниках расширяются после чтения стихотворения З. Александровой «Дозор», которые хорошо воспринимаются детьми этого возраста.
Приложение 2
Знакомство с песней «Священная война»
Конспект занятия в подготовительной группе
Программное содержание.
Продолжать знакомить детей с героическими подвигами народа в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать бережное отношение к народной памяти, любовь к защитникам Отечества.
Познакомить детей с военно-патриотической песней А.В.Александрова и В.И.Лебедева-Кумача «Священная война».
Ход занятия
Музыкальный руководитель (М.Р.). Ребята, послушайте стихотворение:
День Победы
День Победы – светлый праздник,
Я ему так рад,
Потому что вместе с дедом
Еду на парад!
Я хочу в строю военном
Вместе с ним пройти,
Знамя красное Победы
Вместе с ним нести!
Пусть мой деда твердо знает –
Буду я в строю,
Защищать, как он, смогу я
Родину свою!
(Н. Майданик)
О чем говорится в этом стихотворении? (О Дне Победы, о внуке и его дедушке, который воевал и защищал нашу Родину).
Только сильные и мужественные люди защищают нашу страну от врагов, это военные – солдаты, офицеры и генералы. Про них написано много стихов и песен.
А какие песни вы знаете о солдатах, о военных?
Почему вам нравятся эти песни? (Они о смелых отважных воинах, которые нас защищают).
Военные песни всегда нравятся людям. Наверное, потому что в них воспевается сила и мужество солдат. Скажите, какой характер этих песен? (Музыка бодрая, сильная, четкая, ритмичная, маршевая).
Правильно, в таких песнях часто звучит маршевая музыка, которая вселяет уверенность, придает бодрость. Военные песни пели в тяжелые годы войны и поют в мирное время.
Я предлагаю вам сейчас исполнить ваши любимые военные песни.
Дети по выбору поют знакомые песни или из всех предложенных песен исполняют по одному куплету: «Бравые солдаты» (муз. А.Филлипенко, сл. Т.Волгиной //Праздники в детском саду. – М., 1976), «Сегодня салют» (муз. М.Протасова, сл. В.Степанова //Дошкольное воспитание. – 1997. - № 7. – С. 108), «Миру – мир» (муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьевой //Музыкальный руководитель. – 2005. - № 2 – С. 69) и др.
М.Р. Знаете ли вы пословицы о Родине, воинах, армии?
Дети
Герой – за Родину горой.
Жить – Родине служить.
Где смелость – там победа.
Смелого враг не возьмет.
Смелый боец – в бою молодец.
Если армия сильна – непобедима и страна.
М.Р. Скоро все люди нашей страны и других стран будут отмечать праздник День Победы. А знаете ли вы, что одной из первых песен, написанных в первые дни войны, была «Священная война» - песня А.Александрова и В. Лебедева – Кумача. На одном из занятий вы ее уже слышали. Она вам запомнилась? Почему?
Знаете, как она была создана?
Александр Васильевич Александров, автор музыки гимна нашей страны, профессор Московской консерватории написал несколько песен для своего ансамбля, многие из них были посвящены солдатской жизни.
В первые дни войны многие артисты ансамбля были отправлены на фронт, лишь одна группа осталась в Москве для проводов солдат, уходящих на войну.
Александру Васильевичу предложили написать музыку к стихам, которые были напечатаны в газете «Известия» на второй день войны. Стихи сразу же понравились композитору. Он отложил все дела, взял газету с напечатанными стихами и срочно уехал домой, чтобы работать над песней. Через несколько часов музыка была готова. Александр Васильевич вернулся к артистам своего ансамбля и исполнил свою новую песню. Она буквально потрясла всех. Тут же песня была выучена и исполнена группой ансамбля. И все, кто слышал ее в те минуты, понял, что родился боевой гимн редкой призывной силы.
Вскоре «Священную войну» пели по всей стране. Она звучала каждое утро по радио сразу после Кремлевских курантов. Ее слышали на переднем краю фронта, в тылу, в партизанских отрядах. Песня шла с солдатами в бой, вливала в них новые силы, отвагу, смелость.
Эту песню знают все люди нашей страны – пожилые и молодые. Эта песня – гимн мужества и стойкости нашего народа. Теперь ее будете помнить и вы. Предлагаю еще раз ее послушать.
Приложение 3
Игровая деятельность
Подвижная игра «Стенка-мишень»
Игра проводится на прогулке. Разбившись на группы по 5-6 человек, дети готовят для себя по 5 мячей (мешочков). На стенке изображен цветной круг диаметром 75 см. Дети становятся в ряд на расстоянии 6 - 9 шагов от стенки-мишени. Сначала один ребенок бросает подряд все свои предметы, стараясь попасть в мишень. Остальные считают вслух попадания. Затем бросает следующий.
Подвижная игра «Снайперы»
Игра проводится на прогулке или в зале. На возвышенность ставят кубики, кегли или другие предметы. Дети стараются сбить их мячом.
Подвижная игра «Кто дальше?»
Игра проводится на прогулке. Играющие становятся в шеренгу, в каждой руке по набивному мячу или резиновому. По указанию воспитателя: «Бросай правой (левой)!» - все одновременно стараются бросить мяч как можно дальше в сторону какого-либо ориентира (забор, елка и т.п.). Побеждает тот, чей мяч пролетит дальше других.
Эстафета «Марш – бросок»
Перед каждой командой стоит вещмешок со снарядами (детский рюкзак зеленого цвета с небольшим грузом). Впереди – зрительный ориентир, например, в виде гранаты (булавы). На расстоянии 4–5 метров ставится препятствие – стойка с горизонтальной палкой, приподнятой на высоте 15-20 см. Первый участник эстафеты быстро надевает рюкзак, бежит вперед, перепрыгивая через препятствия, огибает гранату (булаву) и возвращается обратно, быстро снимает рюкзак и передает его следующему участнику.
Приложение 4
Светлый праздник День Победы
(сценарий праздника, старший дошкольный возраст)
В зале полумрак. В середине зала «горит» костер, на фортепиано стоит свеча. Вокруг костра стульчики. Звучит в аудиозаписи песня «День Победы», дети заходят в зал, садятся.
1-й ведущий. Сегодня мы собрались, чтобы вместе со всей страной отметить праздник Победы. В этот день много лет назад закончилась Великая Отечественная война победой над фашистской Германией.
Звучит «Седьмая симфония» Д.Шостаковича в аудиозаписи.
2-й ведущий.
Летней ночью, на рассвете,
Когда мирно спали дети, Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против русских, против нас!
(Звучит 1-й куплет песни «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача).
Вставай, народ!
Услышав клич Земли,
Отважно шли солдаты в бой
За каждый город и за нас с тобой!
1-й ведущий. Наш народ от мала до велика поднялся на защиту Родины. Люди разных национальностей, взрослые и дети воевали с врагами. Война была очень жестокой, она принесла много горя и слез, разруху и голод. Погибло больше 20 миллионов человек. Но люди выстояли и победили. Война закончилась 9 мая. Этот день и стал в нашей стране великим праздником. Каждый год 9 мая в честь Великой Победы гремит салют. Вечернее небо расцвечивается яркими праздничными огнями.
Обращает внимание детей на репродукцию картины «День Победы» В.Сидорова.
1-й ребенок.
Еще тогда нас не было не свете,
Когда гремел салют из края в край,
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май!
2-й ребенок.
Еще тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой,
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой.
3-й ребенок.
Еще тогда нас не было на свете,
Когда с Победой вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава им навеки
От всей земли, от всей земли!
(М. Владимиров)
Дети исполняют песню о Дне Победы по выбору музыкального руководителя.
2-й ведущий. Мы собрались здесь, вокруг костра, чтобы почтить память наших дедов и прадедов. Возле таких костров часто сидели наши воины в перерывах между боями: кто-то вспоминал родной дом, кто-то писал письмо. Во многих семьях сохранились солдатские треугольники – письма, которые присылали с фронта отцы и братья.
К костру выходит мальчик, разворачивает письмо, свернутое треугольником, читает.
Мальчик.
Здравствуй, дорогой Максим!
Здравствуй, мой любимый сын!
Я пишу с передовой,
Завтра утром – снова в бой!
Будем мы фашистов гнать,
Береги, сыночек, мать,
Позабудь печаль и грусть.
Я с победою вернусь!
Обниму вас, наконец.
До свиданья.
Твой отец.
Выходят четверо детей, читают «фронтовые» письма.
Дети (по очереди).
Дорогие мои, родные!
Ночь. Дрожит огонек свечи.
Вспоминаю уже не впервые,
Как вы спите на теплой печи.
В нашей маленькой старой избушке,
Что в глухих затерялась лесах,
Вспоминаю я поле, речушку,
Вновь и вновь вспоминаю вас.
(Взрослые исполняют под гитару или гармонь песню «В землянке» (муз. К.Листова, сл. А. Суркова).
1-й ведущий. Отгремела война, на землю пришел мир. Благодарные люди поставили памятники воинам-освободителям. Один из них находится в Трептов-Парке в Берлине – это памятник Воину-освободителю с девочкой на руках.
(Можно использовать диапроектор со слайдами, показать памятник).
Это было в мае на рассвете,
Нарастал у стен рейхстага бой…
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.
У столба, дрожа, она стояла,
В голубых глазах стоял испуг,
А куски свистящего металла
Смерть и муку сеяли вокруг…
Тут он вспомнил, как, прощаясь, летом
Он свою дочурку целовал.
Может быть, отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял…
Но сейчас, в Берлине, под обстрелом,
Полз боец и, телом заслоняя,
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.
Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые Армии Советской,
Люди, победившие войну!
И в берлине в праздничную дату
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
Памятник советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.
Он стоит как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он – солдат моей державы,
Охраняет мир на всей земле. (Г. Рублев)
2-й ведущий. На нашей Родине после войны осталось много братских могил, на которых всегда лежат живые цветы. Эти цветы – знак нашей памяти и глубочайшей благодарности тем, кто в боях отстаивал нашу Родину и погиб за нее. НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО.
Дети.
Отстояли деды
Труд и счастье на земле.
Ярко светят в честь Победы
Звезды мира на Кремле.
За страну родную люди
Отдавали жизнь свою.
Никогда мы не забудем
Павших в доблестном бою. (Н.Френкель)
Дети исполняют песню «Вечный огонь» (муз. А.Филиппенко, сл. Д.Чибисова).
2-й ведущий. А теперь давайте встанем и почтим минутой молчания всех героев, павших за мир и счастье на Земле.
(Минута молчания).
Если в вашей семье, в вашем доме живут ветераны, те, кто участвовал в боях с фашистами, не забудьте поздравить их с праздником Победы!
1-й ребенок.
В день Победы утром рано
Выйди в город, погляди:
Вот шагают ветераны
С орденами на груди.
2-й ребенок.
Спасибо ветеранам скажем
За жизнь, за детство и весну,
За тишину, за мирный дом,
За мир, в котором мы живем!
Дети и взрослые исполняют песню «Миру-мир!» (муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой). Звучит песня «День Победы» в аудиозаписи. Дети покидают зал.