СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Петр I - гений или злодей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Петр I - гений или злодей"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная Дмитриевская школа»














Проектно-исследовательская работа

«Петр I – гений или злодей?»






Выполнил:

Федотов Александр,

учащийся 8 класса



Руководитель:

Дымова Анжелика Николаевна,

учитель начальных классов













с. Дмитриевка

2 018

Содержание




стр.


Введение

3


Личность Петра I

4-5

1.

7 самых масштабных реформ Петра I

6-9

2.

Общая оценка личности и деятельности Петра I

10-11


Заключение

12


Список используемой литературы

13






































Введение


В истории России период, именуемый Петровской эпохой, занимает особое место. В этот период отечественной истории свершились преобразования, которые затронули все сферы и оказавшие огромное влияние на развитие политической, экономической и культурной жизни страны.

Мой интерес к жизни и деятельности Петра I вызван тем, что его деятельность, продолжает и в настоящее время вызывать резкие споры у историков, публицистов, философов. Оценка деятельности царя-реформатора и самой его личности была, крайне противоречивой и остается таковой поныне: одни восхищаются им как гениальным политическим деятелем, переломившим ход русской истории, другие гневно осуждают за самовластье, а подчас и самодурство.

Данная тема является актуальной, так как возникает вопрос: кто он, Пётр I – гений или злодей? Реформы Петра I – прогресс в истории России или откат назад?

Объект:  Петр I, его личность и реформы.

Предмет исследования:  источники о Петровской эпохе.

Цель: используя материалы различных источников взглянуть на личность Петра I глазами разных историков, философов и современников Петра I.

Задачи:

1.Рассмотреть личность Петра I.

2.Изучить и сравнить работы известнейших историков, философов разных времен и современников Петра I.

3.Проанализировав источники, сделать вывод о значении исследуемых событий.

Гипотеза: Пётр I – гений и злодей.










Личность Петра I


Пётр родился в ночь на 30 мая (9 июня) 1672 года в Теремном дворце Кремля. Отец-царь Алексей Михайлович имел многочисленное потомство: Пётр был 14-м ребёнком, но первым от второй жены, царицы Натальи Нарышкиной. Провозглашён царём в 1682 году в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года. С юных лет он проявлял интерес к наукам и заграничному образу жизни.

В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I, Россия переживала переломный момент своей истории. В отличие от основных западноевропейских стран, в России почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям – ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела, собственного военного флота, сухопутная армия строилась по устаревшим принципам, дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий.

Петр не только постиг веление времени, но и отдал на службу этому велению весь свой талант, упорство одержимого, присущее русскому человеку терпение и умение придать делу государственный размах. Он властно вторгался во все сферы жизни страны и намного ускорил развитие начал, полученных в наследство. Проведенные Петром I преобразования сделали Россию сильной, развитой, цивилизованной страной, ввели ее в сообщество великих мировых держав.

По сравнению со своими старшими братьями, рожденными другой матерью от их общего отца, Петр казался довольно здоровым. Но на самом деле его почти всю жизнь мучили сильнейшие головные боли, а в последние годы правления Петр страдал от почечнокаменной болезни. Приступы еще больше усилились после того, как император вместе с рядовыми солдатами вытаскивал севший на мель бот, но он старался не обращать на недуг внимания.

В конце января 1725 года правитель уже не мог терпеть боли и слег в своём Зимнем дворце. После того как сил кричать у императора не осталось, он только стонал, а все окружение поняло, что Петр Первый умирает. Смерть Петр принял в страшных муках. Официальной причиной его смерти врачи назвали воспаление легких, но позднее у докторов возникли сильные сомнения на счет такого вердикта. Было проведено вскрытие, которое показало страшное воспаление мочевого пузыря, которое уже переросло в гангрену. Похоронили Петра Великого в соборе при Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, а наследницей трона стала его супруга, императрица Екатерина I.






















I. 7 самых масштабных реформ Петра I

Петр I стал автором ряда реформ, коренным образом, изменившим российское государственное устройство. Он заявлял, что Россия должна развиваться в общеевропейском русле.

Его реформы затронули многие области жизнедеятельности государства, включая, в том числе и работу органов местного управления. Выделяется 7 самых масштабных реформ Петра I.

  1. Церковь – не государство.

«Церковь не есть иное государство», — считал Пётр I, и потому его церковная реформа была направлена на ослабление политического могущества церкви. До неё лишь церковный суд мог судить духовенство (даже по уголовным делам), и робкие попытки предшественников Петра I изменить это встречали жёсткий отпор. Наравне с другими сословиями духовенство после реформы должно было подчиняться общему для всех закону. В монастырях должны были жить только монахи, в богадельнях – только больные, всех остальных велено было выселить оттуда.

Пётр I известен терпимостью к другим конфессиям. При нем было разрешено свободное исповедование своей веры иностранцами и браки христиан разных конфессий. «Господь дал царям власть над народами, но над совестью людей властен один Христос», — считал Пётр. С противниками Церкви он предписал архиереям быть «кроткими и разумными». С другой стороны, Пётр ввёл штрафы для тех, кто исповедовался реже раза в год или дурно вёл себя в храме во время службы.

2. Налог на баню и бороду.

Масштабные проекты по обустройству армии, строительству флота требовали огромных денежных вложений. Для того чтобы обеспечить их, Пётр I ужесточил налоговую систему страны. Теперь налоги собирались не по дворам (ведь крестьяне тут же стали обносить одним забором несколько дворов), а по душам. Существовало до 30 разных налогов: на рыбную ловлю, на бани, мельницы, на исповедование старообрядчества и ношение бороды и даже на дубовые колоды для гробов. Бороды было велено «рубить по самую шею», а для тех, кто носил их за плату, был введён специальный жетон-квитанция, «бородатый знак». Солью, алкоголем, дёгтем, мелом, рыбьим жиром теперь могло торговать только государство. Основной денежной единицей при Петре стала не деньга, а копейка, вес и состав монет был изменён, а неразменный рубль перестал существовать. Доходы казны увеличились в несколько раз, правда, за счёт обнищания народа и ненадолго.

3. В армию на всю жизнь.

Чтобы выиграть Северную войну 1700-1721 гг., необходимо было модернизировать армию. В 1705 году каждый двор должен был отдавать на пожизненную службу одного рекрута. Это касалось всех сословий, кроме дворянства. Из числа этих рекрутов составлялась армия и флот. В воинском уставе Петра I впервые на первое место было поставлено не нравственное и религиозное содержание преступных действий, а противоречие воле государства. Петру удалось создать мощнейшую регулярную армию и военно-морской флот, которых до сих пор не было в России. К концу его правления в численность регулярных сухопутных войсках была 210 тыс., нерегулярных – 110 тыс., и более 30 тыс. людей служили на флоте.

4. «Лишние» 5508 лет.

Пётр I «отменил» 5508 лет, изменив традицию летоисчисления: вместо счета лет «от сотворения Адама» в России стали считать годы «от Рождества Христова». Применение юлианского календаря и празднование Нового года 1 января – тоже нововведения Петра. Он также ввёл употребление современных арабских цифр, заменив ими старые цифры – буквы славянской азбуки с титлами. Начертание букв упростилось, буквы «кси» и «пси» «выпали» из алфавита. Для светских книг теперь полагался собственный шрифт – гражданский, а богослужебным и духовным оставлялся полуустав.

В 1703 году начала выходить первая русская печатная газета «Ведомости», а в 1719 – действовать первый в русской истории музей – Кунсткамера с публичной библиотекой.

При Петре открыты Школа математико-навигацких наук (1701 г.), Медико-хирургическое училище (1707 г.) – будущая Военно-медицинская академия, Морская академия (1715 г.), Инженерная и Артиллерийская школы (1719 г.), школы переводчиков при коллегиях.

5. Ученье через силу.

Все дворяне и духовенство отныне должны были получать образование. Успех дворянской карьеры зависел теперь от этого напрямую. При Петре создавались новые школы: гарнизонные – для детей солдат, духовные – для детей священников. Более того, в каждой губернии должны были быть цифирные школы с бесплатным обучением для всех сословий. Такие школы обязательно снабжались букварями на славянском и латинском языках, а также азбуками, псалтирями, часословами и арифметиками. Обучение духовенства было принудительным, противившимся ему грозила военная служба и налоги, а тем, кто не окончил обучения, нельзя было вступить в брак. Но из-за принудительного характера и жёстких методов обучения (битье батогами и сажание на цепь) такие школы просуществовали недолго.

6. Раб лучше холопа.

«Менее низости, более усердия к службе и верности ко мне и государству — сия то почесть свойственна царю…» — это слова Петра I. В результате такой царской позиции произошли некоторые изменения в отношениях царя и народа, которые были в диковинку на Руси. Например, в челобитных посланиях не разрешалось более унижать себя подписями «Гришка» или «Митька», а необходимо было ставить своё полное имя. Не обязательно стало снимать шапку на крепком русском морозе, проходя мимо царской резиденции. Не полагалось падать перед царём на колени, а обращение «холоп» заменилось на «раб», что было в те времена не уничижительно и ассоциировалось с «раб Божий».

Прибавилось свободы и молодым людям, желающим вступить в брак. Насильственная выдача девушки замуж была отменена тремя указами, а обручение и венчание теперь необходимо было разделить во времени, чтобы жених и невеста «могли распознать друг друга». Жалобы на то, что один из них аннулировал помолвку, не принимались – ведь теперь это стало их правом.

7. Новое ощущение территории.

При Петре I быстро развивалась промышленность и расширялась торговля. Возник всероссийский рынок, а значит, вырос экономический потенциал центральной власти. Величайшим государством мира сделало Россию воссоединение с Украиной и освоение Сибири. Возникали новые города, ведь прокладывались каналы и новые стратегические дороги, активно шла разведка рудных богатств, строились чугунолитейные и оружейные заводы на Урале и в Центральной России.

Пётр I провёл областную реформу 1708–1710 гг., разделившую страну на 8 губерний во главе с губернаторами и генерал-губернаторами. Позже появилось деление на провинции, провинции на уезды.

























II. Общая оценка личности и деятельности Петра I

Многоплановость и противоречивость оценок личности и деятельности Петра I сохранились до сих пор. Можно выделить три основные группы мнений и оценок:

1. «Панегиристы».

2. «Обличители».

3. «Объективисты».

1. «Панегиристы» считали, что: Петр Великий — уникальная личность во всей русской истории. Петр полностью разрушил сложившийся столетиями образ русского царя. Петр ввел множество изумлявших современников новшеств в придворный быт и повседневную жизнь дворян. В отличие от всех предшествующих российских государей, он лично участвовал во всех своих начинаниях. Это он находился в пекле всех сражений и одерживал победы, странствовал по бездорожью России и столицам западноевропейских дворов, чтобы возвести страну в ранг европейских государств. Это он, наряду с другими кораблестроителями, работал топором, овладел в совершенстве кораблевождением и артиллерийским делом, фортификацией и градостроительством.

Русский историк М.П. Погодин отмечает: «…Да, Петр Великий сделал много в России. Смотришь и не веришь, считаешь и недосчитаешься. Мы не можем открыть своих глаз, не можем сдвинуться с места, не можем оборотиться ни в одну сторону без того, чтобы он везде не встретился с нами, дома, на улице, в церкви, в училище, в суде, в полку, на гулянье — везде он, всякий день, всякую минуту, на всяком шагу!...».

Многим современникам импонировала простота царя, его неприхотливость, умение, напрягая волю, физические и нравственные силы, преодолевать препятствия.

2. «Обличители» считали, что: Петр I полностью разрушил идущую с древности традицию в представлениях о личности российского государя. Всё это делалось Петром совершенно сознательно, он стремился к разрушению традиций, к уничтожению всего традиционно русского. Петр впервые узаконил нравственную распущенность при царском дворе. Именно он, еще в юности учредив «Всепьянейший собор», ввел в качестве нормы при царском дворе безудержное пьянство и публичные разгулы. 

Историк С.Ф. Платонов писал: «Петр нарушил это развитие. Он своей насильственной реформой внес к нам чуждые, даже противоположные начала западной германской цивилизации. Он повернул правильное течение народной жизни на ложную дорогу заимствований. Он не понимал заветов прошлого, не понимал нашего «национального духа».

3. «Объективисты» считали, что Петр I — сложная, противоречивая личность. В его натуре сочетались совершенно противоположные качества. Доброта, иногда доходившая до необъяснимого всепрощения (так он относился к своим любимцам, к тем, кому полностью доверял, и жестокость, переходившая в столь же необъяснимое). Искреннее желание превратить Россию в великую европейскую державу, имеющую большое политическое влияние, обладающую развитыми культурой и наукой, мощной промышленностью и полное отрицание старых русских традиций, неприятие древней России, погрязшей, как считал Петр, «во мраке невежества», т.е. неприятие реальной России. 

Известный русский историк Н.М. Карамзин отмечал: «Мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России. Виною Петр. Он велик без сомнения; но еще мог бы возвеличиться больше, когда бы нашел способ просветить ум россиян без вреда для их гражданских добродетелей».










Заключение


В заключение подведем некоторые итоги и сделаем выводы. За три столетия, прошедшие со дня смерти императора Петра Алексеевича и в отечественном общественном сознании, и в научной литературе возникло множество различных мнений и оценок его личности и деятельности. Оценки эти, зачастую, противоположны, причем так было изначально и между собой спорили уже современники Петра.

Были озвучены три основные группы мнений и оценок:

- «Панегиристы» (восхвалявшие Петра I);

- «Обличители» (осуждавшие Петра I);

- «Объективисты» (признающие заслуги в деятельности Петра, но показывающие, одновременно многие недостатки его деяний).

ВЫВОД: изучив и проанализировав материалы, я склоняюсь к мнению «Объективистов».

Петр Великий был и его деяния велики. Я думаю, что царь Петр I воплотил в себе столько разных и порой противоречивых качеств, что трудно его охарактеризовать однозначно. Заслуги Петра I настолько велики, что его стали называть Великим, а государство превратилось в империю.

Петр естественно был реформатором, но методы, которые он выбирал для проведения реформ были радикальными. Да, Пётр предстаёт перед нами неистовым и жестоким, но таков был век. Новое пробивало себе дорогу. Так же свирепо и беспощадно, как цеплялось за жизнь отжившее старое.

Петровская эпоха во многом поучительна для нас именно сегодня, когда приходится, как и довелось в свое время Петру Великому, на старой отжившей основе создавать и защищать новую Россию, реформировать армию и флот, воспитывать трудолюбие, деятельный патриотизм, преданность государственным интересам и любовь к военному делу.




Список используемой литературы


1. Анисимов Е.В. Петр Первый: рождение империи //История Отечества: люди, идеи, решения.

2. Карамзин H. M. История государства Российского. Калуга, 1993 год.

3. Ключевский В.О. Курс лекций по русской истории. Ч. IV.М., 1989.

4. Кушнир А.Г. Хрестоматия по истории. Т.II.М.,1999.

5. Ломоносов М.В. Петр Великий, героическая поэма // Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений / АН СССР. - М.; Л., 1950-1983. Т.8.

6. Пушкин А.С. "Медный Всадник" // сборник "Герои Пушкина" - М., 1999.

7. Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом. - М., 1984.













12