Проект «Сам себе психолог»
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования большое внимание уделяется работе с родителями (законными представителями). В нем говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированныйподход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью детского сада, а также способствовать повышению педагогической грамотности семьи.
Основное условие ФГОС ДО: взаимодействие педагогического коллектива с семьямивоспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй.
Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. В нём говорится: «Детство обеспечивается - и это главное - поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка».
Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным.
Внедрение инноваций в работе детского сада – важное условие совершенствования иреформирования системы дошкольного образования.
Но проблема взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе развития общества очевидна.
Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие, построенное на принципе взаимопроникновения двух социальных институтов, а не на принципе параллельности.
Педагогическая практика и данные научных исследований показывают, что многие семьииспытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются личностными проблемами родителей: усталостью, психическим и физическим перенапряжением, тревогой в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества в неполных семьях, отсутствием понимания, трудностями организации семейной жизни на фоне кризисов, происходящих в обществе; ухудшением состояния психического и физического здоровья детей. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, поэтому осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно.
Педагогам детского сада, в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних во все тайныжизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей.
Новизна и оригинальность проекта заключается в том, что признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательного учреждения, а именно – сотрудничества, взаимодействия идоверительности.
В результате анализа консультативной деятельности с педагогами и родителями выявлены следующие проблемы:
С каждым годом все более заметной стала тенденция разделения функций воспитания в семье и образовательном учреждении. Педагоги сетуют на то, что родители не уделяют должного внимания своему ребенку. Родители в свою очередь жалуются, что их ребенок не получает того, что они ожидали от данного образовательного учреждения.Требования, предъявляемые родителями к детскому саду и педагогам, возрастают.
Низкие адаптивные возможности детей, поступающих в детский сад. Затруднение процесса адаптации негативно сказывается на состоянии физического и психологического здоровья воспитанников. Это опять же обусловлено низким уровнем психолого-педагогической культуры родителей. В результате наблюдений и общения с родителями было установлено: многие родители не знают, что процесс привыкания ребенка к детскому саду, не просто определенный период в его жизни, а очень важный, значимый и ответственный момент для ребенка. Они не понимают опасности адаптационного периода для здоровья и психики ребенка, поэтому стремятся как можно скорее отдать ребенка в детский сад. При этом ответственность за организацию адаптационного периода целиком возлагают на педагогов и специалистов и дошкольных учреждений.
Таким образом, вышеобозначенные проблемы требуют выстраивания диалога детского сада и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, что в итоге приведет к созданию единого пространства развития каждого ребенка.
Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов.
Поэтому вопрос психолого-педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым. Для более эффективного взаимодействия детского сада с родителями должна быть создана система педагогического сопровождения семьи от первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении до его поступления в школу, учитывающая возрастные периоды развития детей и педагогическую компетенцию каждой семьи.
Основная идея проекта:создание и внедрение в образовательный процесс формы работы с семьями воспитанников, позволяющей установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей в рамках социального партнерства в контексте ФГОС ДО.
Объект проектной деятельности: психолого-педагогическое сопровождение семьи в условияхдошкольного учреждения.
Предмет проектной деятельности: инновационные формы работы с семьей в условиях детского сада.
Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный.
Участники реализации проекта:
- педагог-психолог, воспитатели групп раннего и дошкольного возраста – взаимодействуют с родителями в рамках социального партнерства;
- родители – повышают педагогическую компетентность, участвуют в совместныхмероприятиях.
Гипотеза: совместная работа по воспитанию и развитию детей позволит создать единое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Обеспечить эффективное взаимодействие семьи и детского сада возможно если:
установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединить усилия дляразвития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов;
активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержать ихуверенность в собственных педагогических возможностях.
Если правильно организовать взаимодействие семьи и детского сада, сформироватьпедагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей, то можно добиться повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
В связи с выдвинутой гипотезой определилась цель проекта:
Цель: психолого-педагогическое сопровождение семьи в условиях дошкольного учреждения посредством инновационных форм работы с родителями через реализацию проекта «Сам себе психолог».
Задачи проекта:
Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей.
Установить отношения сотрудничества, положительную эмоциональную среду общения между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами.
Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрениенаиболее эффективных форм взаимодействия.
Повышать правовую культуру родителей для формирования сознательного отношения к воспитанию детей.
Повышать психолого-педагогическую культуру родителей.
Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.
Риски:
- трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях детского сада, особенно из проблемных семей.
- участие одних и тех же семей в организуемых мероприятиях в рамках проекта.
Предполагаемый результат.
Создание единого образовательного пространства в рамках социального партнерства детского сада и семьи будет способствовать:
повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи;
формированию мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогическим коллективом детского сада, а также участию в образовательном процессе;
установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания и обучения дошкольников между детским садом, семьей и школой;
открытости и доступности деятельности детского сада для родителей и общественности.
Критерии оценки эффективности реализации проекта.
Успешность реализации проекта будет оцениваться по следующим показателям:
изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю детского сада, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать;
рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей;
проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в мероприятиях разного уровня (клубы, семейные конкурсы, праздники, субботники, походы и т.п.). Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи детскому саду в педагогической деятельности;
положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в детском саду.
Сроки реализации проекта – 2 года.
Формы работы с родителями:
коллективные – родительские собрания, круглые столы, мастер-классы и др.
индивидуальные – педагогические беседы, консультации с родителями, посещение семьи;
наглядно-информационные – родительские уголки, папки-передвижки, семейные и групповые альбомы, фотомонтажи, выставки совместных работ.
информационно-аналитические – направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми (анкетирование, сбор сведений и т.д.);
досуговые – призваны устанавливать теплые доверительные отношения, позволяют родителям увидеть изнутри своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, попробовать разные подходы, приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с другими детьми и родителями (совместные праздники, выставки поделок и рисунков);
познавательные – направлены на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями, формирование у родителей практических навыков воспитания детей;
информационно-ознакомительная форма – ознакомление с родителей с особенностями работы детского сада;
информационно-просветительская форма – направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Схема реализации проекта
Этап проекта | Содержание деятельности | Прогнозируемый результат |
Прогностический Ноябрь 2020г. | Разработка модели социального партнерства с семьями воспитанников. | Формулировка проблем. Выбор форм взаимодействия с семьями воспитанников. |
Теоретический Декабрь 2020г. | Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по взаимодействию с родителями для составления перспективного плана по проекту «Сам себе психолог» на II младшие и средние группы. Анализ семейного социума для определения целесообразности установления социального партнерства. | Перспективное планирование. |
Технологически-проектировочный Январь – февраль 2021г. | Провести анкетирование родителей. Выявить актуальные вопросы, волнующие родителей по воспитанию детей. Разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями на II младшие и средние группы. Пополнить развивающую среду в соответствии с возрастом детей. | Достаточность дидактического и методического обеспечения для реализации проекта |
Деятельностный Март - май 2021-2022г.г. | Внедрить проект «Сам себе психолог» в работу с родителями IIмладших и средних групп. | Динамика взаимодействия с родителями. |
Контрольно-аналитический Октябрь 2022г. | Провести анализ проделанной работы. Обработать результаты реализации проекта. Оформить методические рекомендации для родителей. Провести презентацию проекта в рамках мастер-класса. | Оценка педагогической деятельности |