СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Рыцари земли нашей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приоритетной задачей в сфере воспитания детей является развитие высоко нравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, такие как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед Отечеством.

Познать законы духовной жизни, встать на путь добра и любви, впитать нравственную красоту помогает изучение жития великих Святых земли русской.

Знакомство с образом с образом Александра Невского – это возможность для детей приобщиться к источнику духовно-нравственной силы, испытать чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России.

Цель проекта: создать условия для формирования духовно-нравственного развития детей, патриотизма на основе знакомства с образом русского святого Александра Невского

Задачи проекта:

  • создать условия для освоения детьми опыта предшествующих поколений, основанного на патриотизме, духовности и нравственности;
  • познакомить с жизнью и подвигами святого Великого князя Александра Ярославича Невского;
  • дать понятие о рыцарстве в средние века;
  • вызвать интерес к эпохе средневековья, конкретизировать и углублять представления детей о рыцарях, их жизни, традициях, об их внешнем виде;
  • воспитать чувство патриотизма, преданности своей Родине, уважение к защитникам земли русской и памяти об их подвигах;
  • ориентировать семью на духовно-патриотическое воспитание детей;
  • Развивать познавательную и творческую активность, стремление раскрыть свои таланты и способности;

Просмотр содержимого документа
«Проект "Рыцари земли нашей"»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара









Проект на тему:

«РЫЦАРИ ЗЕМЛИ НАШЕЙ»



Автор: воспитатель -

Курьерова Галина Александровна








Сыктывкар, 2024



Место проведения: группа.

Тип проекта: познавательно творческий

Вид проекта: групповой.

Сроки реализации проекта – 1 неделя с 06.11.24 по 12.11.24.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатель, родители.

Количество участников: 20 человек.

Содержание проекта

Пояснительная записка

С давних пор наши предки защищали нашу землю, Святую Русь, нашу Родину от захватчиков. Сегодня, на фоне усиливающегося политического давления на Россию со стороны иностранных держав в условиях отсутствия объединяющей национальной идеи, такая позиция должна стать доминирующей в системе нравственных ценностей россиян. Не зря Президент Путин В.В. решительно поставил вопросы повышения и укрепления престижа российской государственности, вооруженных сил и воспитания чувства патриотизма в молодых гражданах страны в приоритетные задачи национальной политики государства. Во многих дошкольных учреждениях педагоги всерьез задумались о создании условий для знакомства детей с историей и героями нашей Родины. В настоящее время проектная деятельность – одна их эффективных форм воспитательно-образовательной работы с детьми в дошкольных образовательных учреждениях. Проект – это работа, которая должна быть выполнена для достижения уникального, заранее определенного результата в рамках, заданных сроков. В ходе работы над проектом создается что-то новое, укрепляются отношения между педагогами и семьями, создается устойчивый интерес к совместной работе по воспитанию детей.

Актуальность:

Приоритетной задачей в сфере воспитания детей является развитие высоко нравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, такие как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед Отечеством.

Познать законы духовной жизни, встать на путь добра и любви, впитать нравственную красоту помогает изучение жития великих Святых земли русской.

Знакомство с образом с образом Александра Невского – это возможность для детей приобщиться к источнику духовно-нравственной силы, испытать чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России.

Цель проекта: создать условия для формирования духовно-нравственного развития детей, патриотизма на основе знакомства с образом русского святого Александра Невского

Задачи проекта:

  • создать условия для освоения детьми опыта предшествующих поколений, основанного на патриотизме, духовности и нравственности;

  • познакомить с жизнью и подвигами святого Великого князя Александра Ярославича Невского;

  • дать понятие о рыцарстве в средние века;

  • вызвать интерес к эпохе средневековья, конкретизировать и углублять представления детей о рыцарях, их жизни, традициях, об их внешнем виде;

  • воспитать чувство патриотизма, преданности своей Родине, уважение к защитникам земли русской и памяти об их подвигах;

  • ориентировать семью на духовно-патриотическое воспитание детей;

  • Развивать познавательную и творческую активность, стремление раскрыть свои таланты и способности;

Ожидаемые результаты по проекту:

для детей:

  1. Повысить заинтересованность детей к возрождению культуры средневековья.

  2. Активизировать речевую деятельность детей;

  3. Знать и выделять характерные детали одежды и доспехов рыцарей;

для воспитателя:

  1. Изучить литературу по теме, обсуждение вариантов поиска информации.

  2. Создать презентацию по теме: «Рыцари земли нашей».

  3. Овладение педагогами практическими навыками в организации работы по формированию представлений о традициях народа в средневековье.

для родителей: заинтересованность родителей данной темой и вовлечение их в процесс реализации проекта;

  1. Консультации для родителей "патриотическое воспитание в семье"

  2. Помощь родителей в создании библиотеки: тексты былин для чтения, загадки, пословицы о Родине.

  3. Помощь родителей в организации развивающей среды по проекту "Дидактические и настольные игры своими руками"

  4. Помощь родителей в изготовлении элементов детского рыцарского оружия (щит и меч), корон для принцесс.

  5. Пополнение книжного уголка.

Формы работы с детьми:

  • Беседы, игры духовно-патриотического содержания;

  • Продуктивная деятельность детей;

  • Использование художественной литературы;

  • Просмотр презентаций;

  • Организация совместной деятельности детей и родителей.



Форма проведения: развитие темы в разных видах совместной деятельности (интервьюирование детей по теме проекта, подбор иллюстративного материала, беседы и свободное обсуждение, творческая деятельность, организация опытной деятельности, презентация проекта).

В информационном уголке для родителей рассказывалось о работе по проекту с детьми через различные виды познавательной, исследовательской и творческой деятельности: знакомство с литературными источниками, интернет – ресурсами. просмотр видео, художественное творчество, оформление творческой выставки. Приветствовались любые формы участия.

Практический материал: речевые игры «Четвертый лишний», художественное творчество раскраски, «Герб моей семьи», консультация для родителей «Патриотическое воспитание в семье».


Этапы проекта


Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

Цель: Определить основные направления работы.

Цель: провести мероприятия проекта способствующих благоприятному протеканию процесса социализации мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.


Цель: обобщение полученного опыта. 

Составление паспорта проекта.

Подбор детской художественной литературы для чтения детям.

Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

Разработка проекта и конспектов к нему

Создание проблемной ситуации для детей: что мы знаем о рыцарях? Они сражались с врагами. Что мы хотим узнать? Кто такие рыцари? С кем сражались? Кого защищали? Какое оружие у них было? Как стать рыцарем?


Проведение с детьми тематических занятий, бесед.

Рассматривание иллюстраций, фотографий по данной теме.

Привлечение интернет – ресурсов.

Чтение и изучение энциклопедии.

Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр.

Чтение художественной литературы (заучивание стихов, загадывание загадок по теме).

Выставка детских рисунков «Я - рыцарь»,

Изготовление детьми «Герб моей семьи»,


Проведение итогов реализации проекта, обобщение его результатов.

Изготовление презентации.

Итоговое занятие в «Рыцари земли нашей»





Содержание проекта


Формы

Тема

Цель

Пособия

Ответственный

Среда 06.11.2024г

Беседа

«Каким должен быть мужчина, женщина»


Формировать представления детей о освоение культурных норм поведения и общения

презентация

Воспитатель

Дидактическая игра

«Скажи, где правильно»


учить детей находить характерные отличия во внешнем

облике 

Набор карточек

Воспитатель

Чтение художественной литературы:

Русская сказка           

«Былины», русская сказка 

«Бой на калиновом мосту»,         

Знакомство с произведениями

хрестоматия


Консультация для родителей

«Вхождение в проект»


Принятие задач и целей.

Объявление

Воспитатель

Четверг 07.11.2024г

Утренняя гимнастика

«Мы сильные, ловкие, смелые»

Поддержка оптимального физического состояния, нормализация здоровья, приобретение бодрости.

Канат, мешки.

Воспитатель

Дидактическая игра

«Собери героя сказки»

Пазлы "собери рыцаря в путь дорогу".

Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.

Дидактическая игра «Собери героя сказки»

Воспитатель

Рассматривание иллюстраций с изображением 

рыцарейрыцарских доспехов и оружия;

"Рыцари земли нашей".


Продолжить обучение детей внимательному слушанию произведения, выделять из общего текста главную мысль.

Хрестоматия, иллюстрации.

Воспитатель

Подвижная игра

"попади в цель",

Учить детей ставить игровые цели, выполнять соответствующие игровые действия, развивать ролевое поведение детей в игре, учить находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры, воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу.

Костюм пожарного, атрибуты к игре.

Воспитатель

Беседа

«За правое дело сражайся

смело».

познакомить детей с одеждой русских

воинов, ее назначением, функциональными

возможностями и материалами, из которых она

изготавливалась; закреплять названия

предметов защитного вооружения русских

воинов (шлем, доспехи, кольчуга, меч, копье,

палица и т. д.).

иллюстрации

Воспитатель

Рисование на тему

«Я - рыцарь»,



Выставка детских рисунков

Воспитатель

Пятница 08.11.2024 г

Беседа

«Знакомство с Александром Невским».

формирование патриотизма, готовности к

защите Отечества, ответственности за будущее

России на основе знакомства с образом

русского святого Александра Невского.

Презентация

Воспитатель

Продуктивная деятельность

«Герб моей семьи»,


Учить выбирать содержание своего рисунка, продумывать композицию, цветовое решение.

Клей, ножницы, цветная бумага и картон, фломастеры.

Воспитатель

Чтение художественной литературы:

А. Ишимовой «История

России в рассказах для детей»,

расширять кругозор дошкольников

посредством знакомства и дальнейшего

изучения художественной литературы о

культуре славян.

книги

Воспитатель

Консультация для родителей

«Рыцарскаие доспехи, корона »

Изготовление атрибутов


Воспитатель

Понедельник 11.11.2024г





Воспитатель

Дидактическая игра

«Отгадай сказку по иллюстрации»

Выявить у детей умение узнавать и называть произведения.

Дидактическая игра «Отгадай сказку по иллюстрации»

Воспитатель

Беседа

Как наши предки защищали Русь от врагов", "крепости и рыцари",


Дать представление об укладе жизни древних славян;

Иллюстрации.

Воспитатель

Квест-игра

"Путешествие в историю. Защитник Отечества, святой Князь Александр Невский"

духовно-нравственное развитие детей,



Воспитатель

Вторник 12.11.2024г

Обобщающее нод

"Путешествие в страну Мальчиков и Девочек".



Воспитатель

Беседа

«Рыцарский этикет»

«Этикет принцесс»


Познакомить детей с правилами поведения в обществе характерными для их пола


Воспитатель

Художественная литература

Заучивание пословиц и поговорок о смелости, героизме, отваги.              

Приобщение к художественной литературе.

Загадки, пословицы, стихи

Воспитатель, родители



Вывод:

В ходе реализации проекта воспитанники познакомились с жизнью народа средневековья и подвигами святого великого князя Александра Ярославича Невского, у них развился интерес к историческому прошлому России, сопричастности к ее судьбе.

Подводя итоги, можно сказать, что не нужно бояться рассказывать дошкольникам об историческом прошлом страны, о многочисленных войнах того времени. Детям свойственно правильное понимание добра и зла, чувства справедливости и сострадания, они испытывают гордость за подвиг своих предков, за величие своей Родины.


Литература

1. Ветохина А. Я. Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 192 с.

2. Патриотическое воспитание дошкольников в проекте «Недаром помнит вся Россия» «ДС будущего. Гал. творч. проектов»№3/2014. стр20

3. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М.: Элизе Трейдинг, ЦГЛ, 2004

4. Социокультурный системный подход к истокам в образовании. Истоковедение. Том 11. – М.: Издательский дом «Истоки», 2017;

Интернет сайты:

http://a-nevsky.ru/library/shishov-aleksandr-nevskiy3.html

https://infourok.ru/plankonspekt-uroka-aleksandr-nevskiy-3980478.html

 http://www.maam.ru/detskijsad/planirovanie-po-teme-zaschitniki-otechestva-v-podgotovitelnoi-grupe.html

https://infourok.ru/kalendarnotematicheskoe-planirovanie-na-nedelyu-bogatiri-zemli-russkoy-1859044-page2.html

http://www.maam.ru/obrazovanie/bogatyri









ПРИЛОЖЕНИЯ


  1. Конспект беседы: «Древняя Русь»

Задачи: - дать представление об укладе жизни древних славян; - объяснить детям на доступном их пониманию этимологию слов «защитники

Отечества», «славяне», «предки»; - закрепить и расширить знания детей о силе и славе богатырской Руси, о ее

народных героях

- воспитывать интерес к истории Родины, уважение к предкам.

Материал: иллюстрации (внешний вид и древние поселения славян, занятия

предков – охота, земледелие, рыболовство, оружие богатырей – щит, меч,

булава, палица); репродукция картины «Богатыри» В.М. Васнецова;

макеты избы, деревьев, забора, блюдце с водой, , скатерть зеленого цвета (для

создания макета поселения древних славян);

Ход беседы:

Воспитатель сообщает ребятам, что сегодня они будут говорить о прошлом

нашей Родины, о наших предках, объясняет, что предки – это люди, которые

жили перед нами, до нас.

Задает детям вопрос: – А для вас кто предки? Кого мы можем назвать? (Для нас предки – это

бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, прапрабабушки и

прапрадедушки.)

Воспитатель рассказывает, что давным-давно на месте городов и деревень, где

мы с вами живем, находились непроходимые леса, полные зверей и птиц,

равнины, реки, горы. Жить в таких условиях могли только очень сильные,

выносливые и храбрые люди. Среди них были и наши предки – славяне

(показывает иллюстрации).

Воспитатель спрашивает:– На что похоже слово «славяне» по звучанию?

(Это слово напоминает слова «слава», «славный».)

– Да, славяне – это славный, хороший, добрый народ. Им нужно было где-то

жить, и поэтому места для проживания они выбирали рядом с лесами и реками.

Воспитатель предлагает ребятам подумать, почему славяне в древности

селились в лесах и вблизи рек. Затем обобщает ответы детей и объясняет, что

в лесу можно было охотиться, собирать грибы и ягоды, в реках – ловить рыбу.

Они разводили домашних животных, а, расчистив участок леса, выращивали

хлеб.

Воспитатель предлагает детям сесть полукругом у стола и всем вместе

построить макет древнего поселения.

— Каждая семья выбирала себе место для строительства жилья на бескрайних

просторах нашей Родины (стелет на стол зеленую скатерть), место такое

желательно было выбрать на пригорке, чтобы вода не затопила жилище. Рядом

должны быть леса (выставляет макеты деревьев на стол). Есть такая пословица

«У леса жить – голодным не быть». Рядом с жилищем обязательно должна

быть река или озеро (ставит на стол тарелочку с водой).

— В семьях было много детей, дети создавали свои семьи, людей становилось

все больше. Стали появляться деревни и села, всем вместе было легче вести

хозяйство и помогать друг другу, ведь родные люди, родственники всегда

помогают друг другу (выставляет на стол несколько макетов деревянных

домов). Каждое поселение огораживали забором (вокруг домов ставится забор

из деревянных палочек). А за забором был ров, наполненный водой (вокруг

забора раскладывает резиновый шланг, разрезанный пополам и скрепленный

за два конца, который имитирует ров с водой). Вот мы огородили наши дома,

и получилась крепость, укрепленный городок.

Воспитатель задает ребятам следующие вопросы: – Что означает слово «крепость»? – Как вы думаете, от кого крепость защищала своих жителей?

— Наши предки – славяне – были дружелюбные, но на них часто нападали

враги, опустошали земли, разоряли дома, уводили людей в плен, а жители

крепости оборонялись. Когда нужно было защищать свои земли, родных,

славяне становились отважными воинами и не жалели жизни. Многие из

славян отличались необыкновенной физической силой. Затем жителей

становилось все больше и больше, и люди стали строить свои дома за стенами

крепости (расставляет дома за стенами крепости). Русь росла, но враги

становились опаснее и сильнее, и тогда, чтобы дать отпор врагам, славяне

решили объединиться. Так и образовалась Русь. Родную землю и свой народ

нужно было защищать. Назывались защитники земли русской богатырями. – А вы каких знаете богатырей? – В былинах воспеты богатыри. А вот, как они выглядели.

Воспитатель показывает детям картину В.М. Васнецова «Богатыри», задает

ребятам следующие вопросы: – Кто изображен на картине? – Какой богатырь самый могучий? – Какой самый мечтательный? – Кто держит меч? – Куда смотрит каждый из богатырей? – Чем вооружены богатыри? (Воспитатель показывает детям отдельные

иллюстрации с изображением оружия: щит, меч, булава, палица.) – Что надето на богатырях? – Для чего нужна кольчуга? – Для чего нужен шлем на голове? – Что охраняют богатыри? – Для чего нужен был верный конь? – Как можно назвать эту картину? – Да, дети, эта картина называется «Богатыри», и написал ее художник В.М.

Васнецов, который изобразил защитников в виде сказочных героев. – А вы хотите быть защитниками страны? Чтобы стать защитниками своей

Родины, нужно быть смелыми, ловкими, сильными.

  1. Беседа о доспехах богатыря.

Задачи: - Формировать знания детей о богатырях русских; - Расширять словарный запас, закрепить названия элементов костюма

русского богатыря (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги, названия оружия русского

воина (палица, копье, щит, меч, стрелы, булава, лук); - Развивать интерес детей к истории Отечества;

- Воспитывать нравственно – патриотические чувства, любовь к Родине, интерес

к культурному наследию предков, чувство гордости за героев Руси.

Оборудование: Иллюстрации с изображением одежды и оружия русских

богатырей, деталей одежды русских богатырей.

Ход беседы:

Дети встают рядом с воспитателем.

Воспитатель: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Собрались

мы не на честной пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир, да

лад, да согласие и велась наша беседа речью плавною. Так раньше говорили

на Руси. А, вот о ком мы поговорим с вами, вы узнаете, отгадав загадку:

Загадка:

«Ладно скроен, крепко сшит,

За землю русскую стоит.

Знают взрослые и дети,

Нет его сильней на свете

Одного напомню я – это Муромец Илья!» (Дети: о богатырях)

Воспитатель: Так кто же такие богатыри? (Дети: Защитники Родины)

Воспитатель: А, с кем сражались богатыри?

(Дети: Змеем Горынычем, Соловьем – Разбойником, Тугарином)

Воспитатель: Молодцы! Но, подумайте, что необходимо богатырю, чтобы

быть защищённым от ран во время сражения с врагом? (Дети: защитная

одежда, оружие)

Воспитатель: Богатырю, помимо простой одежды, необходима защитная

одежда, которая убережет тело от ранений на поле боя. (рассказывает с

демонстрацией иллюстраций).

Шлем изготавливали из металлических пластин, он имел

конусообразную форму. Благодаря такой форме, голова воина была

максимально защищена от ударов меча, он просто с нее соскальзывал.

Внутри шлем обивался кожей, что смягчало удар.

Кольчуга

Весила кольчуга около 10 килограмм и состояла из плотно прилегающих друг

к другу металлических колец. Изготовление кольчуги — очень сложный,

тонкий и долгий процесс. Так же использовались кожаные рубахи, на которые

нашивались пластины из металла, называлась такая защита «куяк».

Щиты изготавливались из дерева и были очень легкими. С таким щитом

можно было легко двигаться в процессе битвы, но это снижало степень

защиты, так как дерево далеко не самый прочный материал.

Воспитатель: Важным было и оружие, которое предоставляет богатырю не

только защиту, но и дает возможность активно нападать. Существуют

несколько видов оружия.

Вот это …. (булава). Булава — ударное оружие в виде тяжёлого

металлического шара на рукоятке с шипами. - Как называется это оружие? Палица - ударное оружие, представляющее

дубину, часть ствола дерева, суженную в том конце, за который держат

рукой. Использовалась для боя с близкого расстояния.

Копье, оно делалось из дерева с железным, острозаточенным наконечником.

Меч являлся главным оружием богатыря. Это колющее и рубящее оружие в

виде острого прямого клинка с рукояткой.

Самое известное оружие - это конечно лук и стрелы. Лук изготавливали из

рогов животных или дерева. Чаще всего для этого использовалась береза.

Стрелы были деревянные, с наконечниками из металла. Хранили их в кожаном

колчане, который вешался за спину. Колчан - особая сумка-чехол, в которой

носились стрелы.

Воспитатель: Ребята, чтобы владеть таким оружием, каким нужно быть?

(могучим, сильным, метким). Скажите, какими качествами ещё обладали

богатыри? (смелые, бесстрашные, отважные, храбрые, ловкие).

Молодцы!


  1. Квест-игра "Путешествие в историю. Защитник Отечества, святой Князь Александр Невский" для детей подготовительных групп



ВЕДУЩАЯ: Здравствуйте ребята, и наши уважаемые гости!

                   Сегодня речь пойдёт о великом защитнике земли нашей,

                   Благоверном Князе Александре Невском – Истинном хранители

                  земли русской и веры  православной  христианской.

Совсем недавно весь православный мир отмечал день памяти этого Великого князя, со дня рождения которого прошло почти 800 лет.

В те далёкие времена в семье новгородского князя Ярослава – правнука князя Владимира Ясна Солнышко, родился мальчик,  которого назвали Александром.

  Каждое имя имеет своё значение…Что означает имя Александр?

Дети: Защитник людей…

Совершенно верно! С юного возраста Александра учили защищать себя и других, его воспитывали защитником своего Отечества.

Но никогда не искал Александр славы. Имея пример благочестия отца и матери, с раннего детства он проявлял любовь    к храму. «От юности возлюбил Христа», читаем мы в летописях.

За всю свою жизнь не проиграл Александр ни одного сражения и стал он считаться ангелом-хранителем своего народа и народ стал обращаться к нему с молитвой в помощи. Поэтому он был причислен к лику святых. И с тех пор помнят, и чтят Александра Невского, передавая славу его из поколения в поколение.

В наши дни именем Александра Невского названы улицы и площади, в его честь установлены памятники, воздвигнуты православные церкви во многих городах России.

С историей не спорят, с историей живут,

Она объединяет на подвиг и на труд.                                                                            

Едино государство, когда един народ,                                                         

Когда великой силой он движется вперёд.                                                          

Врага он побеждает, встав, как один, на бой,                                                                 

И Русь освобождает, и жертвует собой.                                                                             

Во славу всей России живём одной судьбой,                                                            

 День памяти героя  мы празднуем с тобой.

                                      

ВЕДУЩАЯ: Дню памяти Благоверного князя Александра Невского сегодня посвящён наш квест «Путешествие в историю». Соревноваться в знании истории буду две команды.

Итак, капитаны, представьте свои команды.

КАПИТАН: Команда  …..! Наш девиз …….

Уважаемые участники, впереди вас ожидает увлекательное путешествие по историческим станциям. После выполнения каждого задания команда получает фрагмент картины с изображением русского воина. После прохождения всех станций команды встречаются вновь у нас на площадке и из всех собранных фрагментов собирают свою картину полностью. Побеждает та команда, которая быстрее всех выполнит все задания.

I конкурс.  «Собери воина»

1 богатырь: Богатырь я славный, русский,

                     И надежда всей Руси!

                     Ваши мне костюмы узки,

                     И примерить не проси!

 

2 богатырь: Где же меч мой знаменитый?

                      Коль появится со мной.

                      Я, щитом своим укрытый,

                      Прогоню врага долой!

По сигналу, команды по очереди берут доспехи своего богатыря и собирают его в бой. Последний участник подводит к нему богатырского коня. После того, как богатырь будет готов к бою, он даст команде фрагмент картины. После чего команда отправляется на следующую станцию.

II конкурс. «Накорми дружину»

Разлетаются черные вороны,

Уползают в леса упыри.

Это мы идем русские воины,

Называют нас Богатыри.

Змей Горынычу не покоряемся,

Пред Кащеем не падаем ниц.
Охраняем мы землю русскую,

И покой наших русских границ.

 

Отведать бы печеной картошечки

И еще бы соленых грибков.

Ничего нет вкусней каши в плошечке

Да ухи из речных окуньков!

Участники команд на удочки ловят рыбку из ёмкости на магнитики. Собирают в ведёрки.

III конкурс. «Крылатые фразы».

Обгоняя скорость света,

Разум мчится сквозь века.

В глубине души поэта

За строкой бежит строка.

 

И ложатся на страницы,

Отряхнув седую пыль,

Чудеса и небылицы,

И загадочная быль.


В многовековой памяти народа хранится много мудрых изречений. Сейчас мы узнаем, какие мудрые фразы, сказанные самим Александром Невским, вы знаете.

  1. «Кто к нам с мечом войдёт, тот от меча и погибнет!»

  2. «Не в силе Бог, но в правде!»

  3. «Верьте в себя и боритесь за поставленную цель!»

  4. «Помните, и детям, и внукам накажите о защите Руси всегда!»


 - А кто мне скажет – сколько лет было Александру Невскому, когда был проведён обряд посвящения в княжичи? (4 года)

 - Почему князь Александр получил прозвище Невский?

- Какие битвы прославили великого русского полководца?

- А какие сражения проиграл Великий князь? (Ни одного)

- Как называлось озеро, на котором произошло Ледовое побоище? (ЧудскОе)

- Какой город является родиной князя? Переславль-Залесский (или Переяславль-Суздальский)

 

IV конкурс. «Переправа».

Кто из вас здесь самый смелый, Ловкий, быстрый и умелый?

Переправу одолей! По мосту пройти сумей!

Друг за другом команды проходят по лесенке через «лужи»

V конкурс. «Строим крепость».

Город старый, город новый: времена перемешались.

И от крепости суровой стены древние остались.

Вновь мы стены возведём, чтобы охранять наш дом!


По предложенному «чертежу» нужно построить крепость

Команды встречаются на площадке. 

ВЕДУЩАЯ: Вы с честью прошли все испытания. Но осталось последнее. После выполнения каждого вы получали фрагменты картины русского воина. Объявляется конкурс капитанов, кто быстрее соберёт свою картину из фрагментов, та команда и получит окончательную фишку.

Для подведения итогов нашего квеста «Путешествие в историю» команды считают свои фишки. Поздравление команд.

Команды расходятся по группам.



  1. «Рыцарский этикет»

1.      Какие вежливые слова ты знаешь?

2.      Когда ты едешь в городском транспорте, кому ты должен уступить место?

3.      Как нужно вести себя за столом?

4.      Какие правила культурного поведения ты знаешь?

5.      Как нужно решать споры и конфликты между собой?

6.      Что нужно делать, чтобы показать свое уважение к взрослому?

7.      Как относиться к девочкам, и какую помощь ты можешь им оказать.

8.      Как нужно разговаривать с взрослыми и сверстниками?

9.      Как нужно извиняться?

10.  Если ты увидишь человека в латах и с мечом, можно его назвать настоящим рыцарем? А кого бы ты назвал настоящим рыцарем?


«Этикет для девочек».

1.                 Как принцессы разговаривают друг с другом и другими людьми?

2.                 Какие добрые и вежливые слова вы знаете?

3.                 Какие правила этикета вы знаете за столом?

4.                 Что нужно делать, чтобы понравиться мальчику?

5.                 Как можно помочь маме? И что сделать, если маме грустно?

6.                 А что делать, если вы попадете к малышам, которые плачут и хотят к маме?

7.                 Чему нужно научиться, чтобы стать настоящей королевой?


Правила поведения рыцарей

 Рыцари говорят комплименты девочкам и женщинам.

 Рыцари говорят только правду.

 Умеют признаваться и исправлять свои ошибки.

 Не дают сдачи, а решают проблему словами.

 Всегда благодарят за помощь с улыбкой на лице.


Правила поведения принцесс

 Принцессы никогда не грубят, не кричат, разговаривают со всеми спокойным и вежливым тоном.

 Заметив какой-то непорядок, устраняют его, не ожидая, когда их об этом попросят.

 Не хвалятся, если у них что-то хорошо получается, а учат этому других.

 Проявляют заботу о малышах, помогают взрослым.

 Умеют слушать, не перебивая собеседника.

 Учатся красиво ходить и танцевать.

 Умеют правильно пользоваться столовыми приборами.


Несколько советов если хочешь, чтобы у тебя было много друзей.

 Никогда не груби своим товарищам, не повышай на них голос. Не называй их обидными словами, не высмеивай их неудачи. Не давай им прозвищ, не унижай их – это обидно.

 Не старайся кого-нибудь ударить или толкнуть, чтобы занять удобное для тебя место.

 Не забывай здороваться со всеми своими друзьями. Даже с теми из них, кто совсем маленький. Дружить можно и нужно и с малышами, и с большими ребятами, и с мальчиками, и с девочками.

 Если ты за что-либо обиделся на своего друга, постарайся поскорей простить ему свою обиду и помириться. Не злись!

 Если твой друг попросил у тебя что-либо – никогда не жадничай, дай ему! Всегда делись с друзьями тем, что у тебя есть.

 Будь обязательным! Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя (когда попросил твой друг или когда ты сам пообещал).

 Не ябедничай по пустякам, но о серьезных проделках все же необходимо рассказать взрослым. Правила дружбы должен знать каждый дошкольник - ведь они помогают найти друзей не только на время нахождения в детском саду, но и на всю жизнь...


5. Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «За правое дело сражайся смело»

Программное содержание. Познакомить детей с одеждой русских воинов, ее назначением, функциональными возможностями и материалами, из которых она изготавливалась. Закреплять названия предметов защитного вооружения русских воинов (шлем, доспехи, кольчуга, меч, копье, палица и т. д.).

Материалы. Проектор; мяч среднего размера.

Методические приемы. Беседа; рассказывание поговорок и пословиц о Родине; дидактическая игра «Поймай – назови»; просмотр мультимедийных презентаций и видеороликов.

Ход ООД

Воспитатель. Многое может наша земля: накормить вкусным хлебом, напоить родниковой водой, порадовать дивными просторами, лесами, полями. Но защитить себя она не может. Поэтому защита Отечества, родной земли – святой долг тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой. Вспомните пословицы и поговорки о Родине:

Человек без Родины – соловей без песни.

Своя земля и в горсти мила. Всякому мила своя сторона.

Родина – мать, умей за нее постоять.

На предыдущих занятиях мы с вами многое узнали о подвигах русского народа, о том, как русские люди во главе с полководцем Александром Невским защищали нашу Родину, свою землю (показ иллюстраций). Какими были воины-защитники?

Проводится игра «Поймай – назови».

Дети встают в круг, воспитатель с мячом в руках стоит в центре круга. Ребенок, которому воспитатель бросит мяч, должен поймать его, назвать слово, характеризующее воинов, и вернуть (бросить) мяч воспитателю и т. д.

Воспитатель. Но чтобы быть хорошими защитниками Родины, недостаточно быть смелыми и сильными. Нужно защитить свое тело от вражеского оружия. От железа может защитить только железо. Семь веков русских воинов защищала кольчуга – рубашка из железных колец. Хотя она и была тяжелой, но воин мог свободно двигаться в бою. Посмотрите, на этой иллюстрации изображена кольчуга(Показ иллюстрации.) Для одной кольчуги нужно было сделать много железной проволоки, закрутить ее в кольца, соединить их между собой. Если кольчугу делали из колец, то доспехи делали из «досок». Так называли металлические пластинки, которые между собой скрепляли ремнями. (Показ иллюстрации.) Пластинчатый доспех не был гибким, он сковывал движения, но надежно защищал воина. Голову воина защищал шлем, сделанный из нескольких металлических пластин, соединенных заклепками. Шлемы были плавно изогнутыми, вытянутыми кверху. Сзади и с боков к шлему прикреплялась кольчужная сетка – бармица. Она защищала шею и плечи воина.

Воспитатель. Защищали воины землю родную с оружием в руках. Посмотрите внимательно на иллюстрации, на которых изображено Ледовое побоище. Какое оружие вы видите у воинов? (Ответы детей.) Все оружие тоже делали из железа. Оно было прочным и очень тяжелым, поэтому воины должны быть очень сильными (показ иллюстраций).

У защитников одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. А чтобы защищать Родину, нужно очень ее любить. Послушайте стихотворение С. Васильева «Россия» :

Россия… Как из песни слово —

Березок юная листва.

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть.

Люблю все то, что называю

Одним широким словом «Русь».

(последний слайд)

(показ видеоролика «Русь»).

https://www.odnoklassniki.ru/video/17256024786


  1. Конспект НОД познавательного занятия по гендерному воспитанию.

Тема : "Школа рыцарей и принцесс"

Программные задачи: ПР Познакомить детей с правилами этикета, моделями поведения мужчин (мальчиков) и женщин (девочек). Формировать трудовые навыки. СКР  Воспитывать готовность помогать взрослым и сверстникам. Оказывать посильную помощь малышам.

РР Учить использовать в речи вежливые формы обращения. Развивать навыки общения. ФР Разучить имитационные движения в танце "Стирка".

ХЭР развивать творческие навыки. Умение наводить порядок на рабочем месте.

Методический материал: костюм рыцаряпринцессы; слайд-презентация, схема очерёдности сервировки стола, предметы и инструменты для игры "Мастерская", ,эмблемы принцев и принцесс.

Раздаточный материал: цветная бумага, ножницы, заготовки, клей, салфетки.

Содержание НОД

(дети стоят в кругу)

Воспитатель : Ребята, поиграем в игру? Среди вас есть девочки и мальчики. Сейчас я прочту стихи. Если они будут про девочек -девочки похлопают, а если про мальчиков, мальчики -потопают.

Ходят в шортах и штанах.

Одевают платьица.

Кто машинками играет?.

Кому куклы нравятся?.

Кто на кухне помогает?.

Маме сумку подаёт?.

Кто игрушки убирает?.

Потом в детский сад идёт?.

Молодцы все оказались внимательными.

(садимся на стульчики стук в дверь) 

Входит принцесса (ребенок в костюме)

- Здравствуйте, ребята, я - принцесса.

Воспитатель : -Здравствуй, расскажи пожалуйста, как ты стала принцессой?

- Я маме всегда помогала,

Игрушки свои убирала.

Опрятной и чистой ходила,

Спасибо за всё говорила.

Ещё с малышами играла

И стала принцессою балла.

В:Как здорово. А девочки в нашей группе хотят стать принцессами?

Они помогают своим мамам? Сейчас мы посмотрим их фотографии и послушаем их рассказы о том какие они хозяюшки.

(слайды, девочки по фотографиям рассказывают, как они помогают дома)

В: Мне очень понравилось, как вы помогаете дома. А теперь, покажите, как вы помогаете помощнику воспитателя в группе? Помогите приготовиться к приёму гостей и сервировать стол. Но для того, чтобы правильно всё сделать мы составим схему из картинок. Мы выложим их по порядку, что за чем ставить на стол. (Дети рассматривают картинки и выкладывают их в нужном порядке)

(Две девочки по желанию, одевают фартуки и сервируют стол)

П:-Молодцы теперь я вижу, что вы не белоручки, и все вы можете стать принцессами.

(стук в дверь, входит рыцарь)

В: -Здравствуйте, кто вы?

Р:- Я -рыцарь, я искал свою принцессу.

В:- Скажите,а что значит быть рыцарем?

Р:- Это значит малышей не обижать,

Старшим место уступать и уважать.

Королевам и принцессам помогать.

Сумку маме донести,

Дверь открыть и пропустить.

И работы не бояться,

Вежливо всем улыбаться.

В: Как чудесно, но у нас в группе много таких мальчиков, они и дверь придержат, и на участке помогаю. Мальчики, вы бы хотели стать рыцарями? Расскажите нам, как вы помогаете дома и в группе?

(слайды, мальчики рассказывают, как они помогают дома и в группе и на участке)

Следующее задание для мальчиков. Помогите нашему рыцарю в его мастерской. На столе лежат разные предметы, нужно выбрать только рабочие инструменты и сложить их в коробку. Когда вы берёте инструмент, расскажите, для чего он нужен.

В:- Здорово, а теперь я предлагаю не только рассказать, но и показать, как наши ребята могут помочь мамам постирать бельё

Ф. М. " Танец стирка"

В:- Мы справились со всеми заданиями. Все девочки принимаются в принцессы, а все мальчики -в рыцари. Детям вручаются эмблемы рыцарей и принцесс.

По такому случаю предлагаю устроить бал -маскарад! Но маски вам нужно будет украсить самим. Мальчики делают маски Рыцарей, а девочки-маски принцесс(Продуктивная деятельность, работа на местах). Прежде, чем начать бал нам нужно убрать рабочие места.

Танец парами мальчики приглашают девочек.


  1. Конспект НОД

«Путешествие в страну Мальчиков и Девочек»

Цель занятия:

1.Учить детей согласовывать свои действия с действиями партнера при выполнении работы в паре;

2.Закрепить и упорядочить последовательность возрастного и полового развития человека.

3.Способствовать развитию умений в игровом задании подбирать предметы, удовлетворяющие потребности детей в зависимости от их пола, по набору предметов делать умозаключения.

4.Развивать основы социального взаимодействия между мальчиками и девочками.

5.Воспитывать культуру дружеских отношений в детском коллективе, толерантное отношение к увлечениям и понимание равных прав на выбор мальчиков и девочек.

Материалы и оборудования: мольберты, фланелеграф, карточки – схемы полоролевого поведения, предметные и разрезные картинки, картинки последовательности возрастного и полового развития человека, повязки на глаза, посылка с медальоны, разносы, прищепки, сотовый телефон.

Ход занятия

Воспитатель.

Ребята посмотрите внимательно друг на друга, и ответьте мне на вопрос “Чем же отличается девочка от мальчика?”

Дети.(одежда, внешность)

Воспитатель.

Молодцы, правильно все сказали.

Много-много лет тому назад жили рыцари и прекрасные дамы. Рыцари носили доспехи и сражались за прекрасных дам, а дамы были очень воспитаны и благородны. В той стране повсюду царили мир, согласие, взаимопонимание и любовь. Мальчики были смелые и ловкие, а девочки добрые и заботливые. Они жили дружно и весело и никогда не ссорились.

Но однажды пролетал над этой страной злой волшебник. Увидел он дружных, веселых и счастливых ребят и закипела в нем злость. Как же так возмутился он, любовь кругом красота, мир. И задумал он свое злое дело. Он выкрал всех девочек и мальчиков и поселил мальчиков - отдельно, девочек - отдельно. А между ними поставил высокую-высокую каменную стену. Так появилась страна Девочек и страна Мальчиков. Шли годы и дети забыли, что когда-то они дружили и жили счастливо. Им было очень тяжело, ведь девочкам никто не помогал носить тяжести, не защищал от диких животных, а о мальчиках никто не заботился, никто не учил их хорошим манерам. Так и живут они много-много лет.

Но оказывается есть одно тайное средство – против волшебства, которое поможет разрушить стену и тогда мальчики и девочки соединяться и опять будут дружить. Для этого дети из детского сада должны превратиться в спасателей и выполнить несколько сложных заданий. С каждым выполненным заданием стена будет постепенно разрушаться, пока совсем не разрушится.

Вы хотели бы помочь, этим мальчикам и девочкам.

Тогда встаньте в круг, закройте глаза, повернитесь на месте и скажите “Покружись, повернись в спасателя превратись”. Открывайте глаза. Ну, вот мы кажется и на месте.

Теперь нам нужно разделиться на пары. Я раздам вам части открыток, а вы должны собрать целую, найти себе пару. Посмотрите внимательно на картинки.

Игра «Найди пару»

Дети встают парами мальчик с девочкой.

Ну, вот пары определились, становитесь друг за другом и в путь!

Сейчас мальчикам необходимо провести свою партнершу, от одного стульчика к другому обходя препятствия, а сложность в том, что глаза у девочек будут закрыты повязкой. Вести девочку нужно молча, осторожно, не задевая предметы. Когда проведете девочку, мальчик помогает снять ей повязку. Идем по очереди…

Игра «Взаимное доверие»

Вопросы:

Как ты чувствовала себя, когда была слепой?

Вел ли тебя твой поводырь бережно и уверенно?

А как ты ощущал себя в роли поводыря?

Молодцы, ребята, справились. Послушайте, кажется первые камни посыпались со стены.

Ну, а теперь нас ждут следующее задание. Пройдите, пожалуйста, за столы и сядьте парами.

Воспитатель.

Посмотрите на столах у вас стоят разносы, на них лежат схемы-поведения мальчиков и девочек возьмите их, рассмотрите внимательно разложите на столе со стороны девочек схемы-поведения для девочек, а стороны мальчика схемы – поведения мальчиков. (Работа в парах.)

Помогайте друг другу. Ну как, получается? (проверяется выполнение задания).

Отличная работа. И еще камни упали со стены.

Воспитатель.

А теперь помогите  разложить картинки, они все перепутаны  (воспитатель показывает картинки последовательности возрастного и полового развития человека)

Дидактическая игра «Возрастная последовательность»

Очень хорошо! Ребята вы так великолепно справляемся с заданиями, что камни продолжают падать, стена разрушается.

Ну а нам нужно двигаться дальше. Впереди у нас трудная дорога. Становитесь все за мной. И в путь! Нас с вами ждут великие дела.

Двигательный тренинг

“Спокойно идем по тропинке…вокруг кусты, деревья, зеленая травка…птицы поют… шелестят листья… вдруг на тропинке появились лужи. Оббегаем лужи… одна, вторая, третья…снова спокойно идем по тропинке… Перед нами ручей… через него перекинут мостик, держась за перила двумя руками. Крепко держимся, мостик качается… Перешли спокойно идем по тропинке… тропинка пошла через болото. На ней появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз, два, три… перешли болото, и снова идем спокойно… хорошо вокруг! Вот и пришли! Молодцы!

Преодолев такой трудный путь, мы справились, и камни снова посыпались со стены.

Воспитатель.

Нас ждет следующее задание. Нам необходимо разделиться на команды: команда девочек и команда мальчиков.

А задание такое. Сейчас мы будем составлять коллажи, девочки для мальчиков и мальчики для девочек. Из картинок, на которых изображены любимые предметы мальчиков и девочек. По одному подходим к коллажу и выбираем картинку, не торопитесь, внимательно. Помните, от правильно выполненного задания зависит разрушиться стена или нет.

Ребята, посмотрите, правильно ли составлены коллажи, мальчики вы согласны с девочками, а вы девочки? Молодцы! Камни со стены еще упали.

Ну, вот все задания выполнены.

Нам пора возвращаться, для этого закройте глаза, повернитесь на месте и скажите “Покружись, повернись, дома окажись”.

Как же нам узнать вся ли стена развалилась, объединились ли девочки и мальчики в одну страну? (слышен сигнал о приходе смс-сообщения)

Ой, ребята, кажется это мой телефон. Так и есть. Минуточку, смс сообщение пришло, интересно, давайте прочитаем. (читается смс-сообщение)

«Дорогие мальчики и девочки из детского сада, большое вам спасибо. Вы помогли разрушить стену между нашими странами. И теперь мы живем в одной общей стране под названием «Дружба». Посылаем вам посылку с медальонами на память о нас и нашей стране (приходит посылка).

Звучит песня о дружбе, дети танцуют и подпевают.


Психолого-педагогический портрет мальчика и девочки

   

Портрет девочки

Портрет мальчика

В центре внимания интересов и потребностей девочки с раннего возраста находится человек и сфера его непосредственного бытия: взаимоотношения между людьми, предметы потребления (одежда, утварь). Девочек чаще привлекают домашние дела. Пространство, представляющее интерес для девочек, невелико, однако оно тщательно, до мелочей проработано, отражено в познании.

 

Сфера интересов мальчиков связана с их высокой двигательной и познавательной активностью, с потребностью преобразующей деятельности. У мальчиков восприятие пространства, в котором находятся интересующие их объекты, практически не ограничено. Оно охватывает как горизонтальную, так и вертикальную перспективу. Он интересуется полетами в космос, путешествиями, приключениями. Вместе с тем, многие детали из непосредственного окружения ускользают от внимания мальчика, недостаточно отражены в сознании, а потому в бытовой жизни беспомощен. Мальчики в целом проявляют меньше интереса к домашним делам, хуже приучаются к самообслуживанию.

Девочка больше склонна к попечительской деятельности - ухаживать, нянчить, проявлять заботу, поучать, наставлять, критиковать своих младших сверстников, порой утрачивая чувство меры.

У мальчиков, как правило, нет склонности опекать, обучать, наставлять и т.д. младших, а в особенности сестер и вообще - девочек.

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои "богатства"- кукол, тряпочки, играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка.

 

Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и используют при этом все предоставленное им пространство. Мальчикам для полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если пространства недостаточно в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на деревья и др. предметы.

 

Девочка лучше чувствует и понимает назначение вещи, ее потребительскую пользу, т.е. опять-таки выраженная направленность ее интересов на человека       

 

У мальчиков столь же отчетливо выражена склонность к преобразующей и конструктивной деятельности. Отсюда интерес у мальчиков к инструментам, орудиям труда, различным механизмам и приспособлениям.

Сломанную игрушку девочка просто отбрасывает в сторону как непригодную вещь. Девочки, как правило, используют игрушки по назначению, делая ошибки в ее применении лишь по незнанию.

 

Мальчики лучше понимают и больше интересуются устройством вещей. Само знакомство мальчика с игрушкой часто начинается (а нередко и заканчивается) с того, что он лезет внутрь смотреть, как она устроена, так и не испробовав ее в деле. Мальчик, сломав игрушку, лишний раз воспользуется возможностью ознакомиться с ее устройством.

Мальчики могут приспосабливать игрушку к различным целям, очень часто не по назначению, сознательно находя ей неожиданные применения.

 

В конструктивных играх девочки действуют чаще по образцу и подобию: строят не города, замки, вокзалы, а дом, но зато с мебелью, предметами быта, различными украшениями. У девочек образец или план является в большинстве случаев весьма желательной путеводной нитью и ограничением к их творчества; подойти как можно ближе образцу кажется вполне удовлетворяющей целью.

В конструктивных играх мальчики проявляют больше изобретательности. Они строят города, железные дороги, уделяя внимание, главным образом, самим конструкциям. У мальчиков чаще встречаются различные свободные конструкции, проекты.

Нравственный облик мальчиков и девочек в целом одинаков, хотя сами нравственные понятия у девочек формируются несколько раньше. Девочка более конформна, лучше приспосабливается к обстоятельствам, быстрее находит себе место при различных переменах, легче вписывается в новую обстановку. Они более чувствительны к межличностным отношениям и тоньше реагируют на нормы своей социальной группы.

Мальчики менее склонны придерживаться установленных рамок, границ, чаще их переступают, причем, и это важно, не из сознательного стремления что-то нарушить или из неуважения к старшим или каким-либо правилам, а из свойственной представителям мужского пола склонности к активной, преобразующей деятельности. Многие нарушения ими распорядка связаны с характером их деятельности. В условиях строгой регламентации эти их особенности могут приводить к нарушениям норм поведения.

Девочки склонны чаще апеллировать к старшим, чаще жалуются на мальчиков. Жалующаяся сторона невольно воспринимается как сторона потерпевшая.

Мальчики реже аппелируют к старшим, реже жалуются.

Девочки вообще склонны верить авторитетам и опираются на авторитет в затруднительных случаях. Девочки более исполнительны, часто им достаточно внушить, что "так надо".          Это менее характерно для мальчиков.

Мальчики же должны сами убедиться в необходимости определенных действий.

 

Период включения в деятельность на занятиях у девочек короче, чем у мальчиков. Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Педагог видит это по обращенным к ним глазам, и все основные способы действий объясняются, как правило, педагогом сразу.

 

На занятиях девочки поднимают руку реже, хотя и отвечают правильно, т.е. знают не хуже мальчиков. Отвечая на занятиях в детском саду, девочка смотрит в лицо воспитателю и ищет у него в глазах подтверждения правильности ее ответа и только после кивка взрослого продолжает уже более уверенно. Девочки задают вопросы для установления контакта с взрослым (Например, "А вы к нам еще придете?"), т.е. больше ориентированы на отношения между людьми. Девочки склонны к предметно-оценочной речи, в речи девочек преобладают имена существительные и прилагательные, отрицания и утверждения.      

 

Мальчики "раскачиваются" дольше, на педагога смотрят редко. В то время как они достигают пика работоспособности, основные задания и пояснения к их выполнению уже даны, а потому мальчики начинают задавать вопросы и воспитателю, и детям, самое важное они пропустили и не поняли. Мальчики более подвижны и непоседливы, смелее ведут себя на занятиях.

 

Они чаще поднимают руку, не боятся ошибиться в ответе. Отвечая, мальчик смотрит на парту, в сторону или перед собой, и, если знает ответ, отвечает уверенно. Мальчики чаще задают взрослым вопросы ради получения какой-то информации (Например, "А что мы сейчас будем делать?"), т.е. больше ориентированы на информацию. В словарном запасе мальчиков больше слов, обозначающих отдаленные предметы и общие понятия. В речи мальчиков преобладают слова, передающие действия, т.е. глаголы и междометия.

 

Умственные способности мальчиков и девочек в целом равны. Однако, вследствие разной направленности интересов и склонностей, они проявляются по-разному.

 

У девочек больше точности в работе, однако, меньше целостности, общего взгляда на предмет. У девочек наблюдается большая внушаемость, меньшая решительность в действиях. При выполнении заданий девочки обычно лучше выполняют задачи уже не новые, типовые, шаблонные, но когда требования к тщательности, доработке деталей, исполнительской цели задания велики. Они, как правило, менее точно передают события происшествия, порой не в состоянии отделять объективное течение событий от собственных переживаний в этот момент. Девочки больше обращают внимание на личностную сторону дела.

У мальчиков раньше развивается способность видеть существенное.

 

Ум мальчика больше склонен к обобщениям, но часто менее конкретен.

 

Мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, нестандартные способы решения они лучше работают, если нужно решить принципиально новую задачу, но уровень качества исполнения, тщательность, аккуратность или точность оформления нередко не соответствует требованиям педагога, за что ребенок в результате может получить низкую оценку педагога.

 

За пределами дома, в непривычной обстановке девочки быстрее теряются, с трудом находят себе занятие. Отправляясь куда-либо, они имеют определенную цель. Девочки настороженно относятся к незнакомой обстановке.

Мальчики находят себе занятие по ходу, легче ориентируясь в незнакомой обстановке и воспринимая ее положительно. В свободное время виды деятельности у мальчиков более разнообразны, но менее организованы.



Устный журнал для родителей

 

"Простые" правила воспитания мальчиков

 

Воспроизведение событий в окружающем мире - главное в игровой деятельности ребенка в возрасте от двух до семи лет. Подражая различным действиям, мальчик развивает свое творческое воображение, двигательные навыки, создает базу для будущих взаимоотношений с миром.

Необходимо оградить мальчиков от полоролевых стереотипов, навязываемых обществом и диктующих мальчикам, как они должны играть и С какими игрушками. Роль взрослого мужчины в нашем обществе неопределенна, переход от детства к зрелости у мальчиков нечеток, и наше общество требует от родителей привития мальчикам мужской роли чуть ли не с самого рождения. Мальчиков-младенцев наряжают только в голубое, но никак не в розовое!

Им дарят мячи, а не кукол! Такое раннее привитие мужского стереотипа поведения разрушает нежную эмоциональную ткань существа мальчика, вредит его воображению, а ведь то и другое жизненно важно для способности любить и быть любимым. Мальчикам в детстве нужно раскрыться в рамках структуры, которая потом будет направлять их мужские силы, а не держать их в плену.

Наиболее травматичным запретом общества для мальчиков является отрицание их чувств: "Большие мальчики не плачут", "С тобой ничего не случилось. Вставай быстрее", "Ты же не очень сильно ушибся", "Не злись", "Будь большим мальчиком", "Ничего страшного". Позволяйте мальчику иногда плакать, если ему действительно очень больно или обидно.

Прочувствовав свою боль, обиду, он вырастет внимательным, чувствительным к проблемам других людей, заботливым мужчиной. У каждого мальчика есть врожденное право чувствовать - это бальзам, который успокаивает боль самого жгучего горя, искра, которая воспламеняет огонь творчества, стабилизатор интеллекта, барометр несправедливости и ключ к отношениям с другими людьми.

Мальчики дошкольного возраста нуждаются в руководстве, а не в возможности выбирать. Мальчики, которым не хватает живого примера взрослого, уверенного в себе и способного направлять ребенка, в дальнейшей жизни будут вынуждены вести суровую борьбу с самими собой, чтобы достичь внутренней уверенности и способности пользоваться внутренней системой самоконтроля. Мальчики, которым предоставляют слишком широкие возможности выбора, превращаются во взрослых мужчин, испытывающих большие затруднения при необходимости принять решение.

Твердо установленный распорядок дел дома и в детском саду позволяют свести к минимуму борьбу с мальчиками, при выполнении таких дел, как одевание, чистка зубов, собирание игрушек; нужно только быть рядом, чтобы помочь ему. Мальчик дошкольного возраста обычно очень гордится, подражая взрослому в любом деле. Однако очень важно не ожидать от мальчика, что он сам по собственному почину сделает то, о чем его просят. Для мальчиков это возраст повторений, ему необходимо настойчиво и терпеливо все показывать снова и снова, прежде чем он сможет соблюдать установленный распорядок дел по собственной инициативе.

Мальчикам-дошкольникам нужны "кирпичные стены". В зависимости от индивидуальных особенностей мальчикам до 4-5-6 лет нужны "кирпичные стены", которые только и могут обеспечить его физическую и эмоциональную безопасность. Мальчики надеются, что окружающие взрослые сами упорядочат их жизнь, и поэтому они могут свободно следовать за своим инстинктом Христофора Колумба, с их естественной энергией и отсутствием внешних запретов. Им не следует разрешать играть на улице, вблизи водоемов и рядом с кухонной плитой. Это абсолютные запреты, и здесь не может быть места для дискуссии! До пяти лет мальчикам вообще лучше всего играть в большом огороженном дворе. Снисходительно относитесь к непоседливости и излишней "шумливости" мальчиков, но в тоже время обращайте внимание мальчиков на то, что будущий мужчина должен быть спокойным, сдержанным.

Последствия должны соответствовать ситуации и характеру мальчика. Ничто в мире не остается не потроганным, не попробованным и не рас крытым мальчиками. Никакие суровые слова, объяснения, шлепанье по рукам не помогут, лучше убрать бьющиеся или опасные предметы так, чтобы он не мог до них дотянуться, пока не подрастет настолько, что сможет обращаться с ними достаточно осторожно или будет понимать, что этим можно любоваться, но нельзя трогать. Беда здесь в том, что мальчик испытывает лишь изумление и обиду от того, что его шлепнули по рукам..

Боль в пальцах не имеет для него никакого отношения к красивым и блестящим вещицам, которыми он забавлялся. Его миссия - исследовать, а родители и педагоги лишь проводники, которые обязаны сделать его экспедиции спокойными и максимально безопасными. Если установленные взрослыми "ограды" не помогают, то, возможно, они слишком слабые или слишком тесные, слишком маленькие или слишком большие. Для взрослых важно отрегулировать их, поискав модель, подходящую для воспитателя и воспитанника, для родителей и сына. Мальчик будет постоянно расти, и ему будет необходимо все больше пространства для прогулок. Частый анализ того, как соответствуют потребности его развития и прочность установленных взрослыми "оград", будет способствовать развитию и росту мальчика и сбережет здоровье ему и окружающим взрослым.

Мы только закрепляем плохое поведение мальчика, если обращаем на него внимание. Лучше всего игнорировать плохое поведение (его грубые выражения и "грязные слова").

Взрослым нужно четко определить свои собственные ценности в сфере интимных отношений. Отношения между родителями могут рассказать сыну больше, нежели любые слова. Основа здоровой сексуальности мальчика лежит в том, как его родители относятся друг к другу, как они общаются, находят ли время для бесед, проявляют ли интерес к чувствам друг друга, уважают ли потребности партнера, как распределяют домашние обязанности, с вниманием ли относятся к представлениям и взглядам друг друга, смеются ли вместе и обсуждают ли совместно семейные планы.

Ласково прикасаясь к мальчику, взрослые учат его любви и привязанности. Приучать мальчиков к опрятности нужно мягко, спокойно. Если приучение к опрятности началось слишком рано и проводится слишком решительно, может вызвать чувство вины, привести к неуверенности в себе, стыду за свое тело, к сомнению в своей способности себя контролировать.

Мальчик научится гордиться своим телом, а не стыдиться его, если и родители будут с готовностью отвечать на его естественное любопытство, вопросы, связанные с взаимоотношением полов, и удовлетворяя его простыми и понятными по возрасту пояснениями.

С 6-7-летнего возраста мальчики ищут себе пример для подражания и лидера. Они начинают копировать поведение, создавая образ своего мужского «Я» и вырабатывая свои нравственные ценности, поэтому на них огромное влияние оказывают товарищи по играм, поступки родителей, рассказы, которые они слышат, или фильмы, которые они смотрят. Первыми примерами для подражания в жизни мальчика становятся родители и затем бабушки, дедушки и воспитатели. Наши действия всегда производят на мальчика более глубокое впечатление, чем те слова, которые мы говорим.

               

"Простые" правила воспитания девочек

 

Существует подсознательное убеждение педагогов и родителей в том, что девочки - хрупкие создания, заставляет их быть чересчур осторожными в развитии физических задатков своих дочерей и воспитанниц. Взрослые испытывают смешанные чувства, поощряя их успехи в тех областях, которые в обществе считаются исключительно мужской сферой деятельности. Девочкам нужно развивать физическую выносливость. Физическая сила и выносливость дадут девочкам уверенность в себе, а овладение новыми навыками повышает самооценку.

Слушайте девочку и дайте ей высказаться. Когда ее слушают не прерывая, она чувствует поддержку, которая так ей нужна, чтобы превратить эмоции в выражение чувств. Этот процесс предполагает совместные действия с младшими девочками (от двух до семи лет) и обсуждение и поиск компромисса с девочками постарше (после восьми лет), поскольку иногда девочкам нужно выплеснуть наружу какие-то глубинные чувства. Сочувствуйте девочке, но не переусердствуйте в этом. Нельзя использовать технику активного слушания (т.е. метод дословного повторения фраз собеседника) потому, что, стараясь облегчить состояние девочки, мы можем упустить из виду то, ради чего она говорит нам все это. В то же время нельзя использовать и такие фразы: "Я прямо не знаю, что и сказать кроме того, что тебе очень тяжело", - так мы даем девочке понять, что поддерживаем ее, независимо от того, разделяем ли ее чувства или нет.

Будьте готовы откликнуться на быстрые изменения эмоционального состояния девочки. Покажите девочке примеры того, как можно справиться со своими эмоциями и чувствами. Наблюдение за тем, как это делают другие - лучший способ одолеть свои эмоции и чувства. Не лишайте девочку права на любые эмоции. Если взрослые отрицают жизнь чувств девочки, то тем самым препятствуют развитию у нее способности понимать себя и действовать, исходя из этого понимания.

Показывая девочкам на различных примерах позитивность тех или иных женственных качеств, все-таки необходимо формировать у них реалистичный образ женщины. Женщины всегда работают дома и вне его.

Однако современная ситуация, когда женщина старается "сделать все" - быть совершенством как мать, совершенством как жена и совершенством как "деловая женщина" - привела к крайней загруженности женщин.

Поведение, соответствующее возрасту, и адекватная реакция взрослых на него позволяет девочкам развиваться по своему собственному расписанию. Много написано о девочках, развивающихся слишком быстро, и о том, что для них, вероятно, было бы лучше, если бы педагоги и родители оберегали бы их от тревог и забот взрослой жизни. Если взрослые хвалят девочку за поступки, соответствующие возрасту, то это позволяет ей следовать своим внутренним импульсам, а не вытаскивать себя силой в мир, которого она еще не понимает. Если же девочку поддразнивают дружбой с мальчиками, называя "маленькой леди", если ждут от нее взрослых поступков, то от этого она только смущается и теряется. Попытки подтолкнуть девочку думать несоответственно возрасту разрушают веру девочки в свою внутреннюю мудрость, в ощущение внутренней готовности к конкретным поступкам.

Необходимо преодолеть любые сомнения по поводу умственных способностей девочек, а именно тот древний стереотип о том, что женщины не могут мыслить логично и рационально, как мужчины, что девочкам не по плечу математика, что женщины не могут быть учеными-ракетчиками, инженерами, программистами, потому что в экстремальной ситуации идут на поводу эмоций. Педагоги и родители должны непредвзято смотреть на способности и возможности девочки.

Игра - один из способов решения возрастных задач в дошкольный период жизни девочки. Игры девочек с раннего детства включают в себя те виды деятельности, которые девочки могут наблюдать вокруг. Куклы- младенцы, миниатюрная гладильная доска, пластмассовые кухонные принадлежности готовят девочку к жизни хозяйки дома, к заботам о семье.

Эти же игрушки плюс мячи, шарики, строительные блоки и мелкие фигурки, разноцветная мозаика, железная дорога, которые считаются типичными игрушками для мальчиков, в то же время предоставляют девочке те разнообразные возможности, которые необходимы для нормального разностороннего развития. Если в игру девочки никто не вмешивается, это способствует развитию в ней сосредоточенности, последовательности, творческой активности, формирует здоровую самооценку, развивает навыки сотрудничества и приносит удовлетворение. После того как девочка тщательно обследует интересующий ее объект или завершит свое дело, она готова с охотой участвовать в семейных делах, которые ей по силам.

Несговорчивость и упрямство, которые мы можем увидеть в девочке, обычно возникают у нее из ощущения, что ее игру постоянно прерывают, не давая спокойно доиграть.

Девочкам нужны занятия, игрушки и книжки, которые бы способствовали развитию навыков и уверенности в себе, позитивному отношению к себе как к девочке. Не нужно ограничивать круг чтения девочки только книгами, где есть сильный женский характер, потому что девочкам, как правило, нравятся и хорошие книги о мальчиках. И никогда не рано начинать читать такие книги девочкам вслух, потому что это дает пищу ее воображению, здоровой самооценке, облегчит ее будущую жизнь как женщины, жены, матери. Старайтесь подбирать для девочек книги, которые учат ее искать мирные способы разрешения конфликтов, помогут оценить ей прелесть непохожести людей друг на друга.

Природное любопытство маленькой девочки к собственному телу распространяется и на окружающих ее людей. Первыми под ее пристальное внимание попадают родители, братья, сестры. Интерес к сексуальным исследованиям девочки дошкольного возраста нельзя понимать буквально, это всего лишь любопытство, и интерес этот преходящ. Для девочки гораздо важнее, то, как она воспринимает обращение отца с матерью, и то, как оценивают ее как будущую женщину, чем обнаружение анатомических различий между мужским и женским полом.

В нормальных условиях девочка поддерживает более тесную связь с матерью и довольно интенсивно строит отношения с отцом. В дошкольном возрасте девочки интересуются сексуальными вопросами так же, как и любыми другими открытиями, которые им удается сделать в этом мире.

Немаловажным моментом в воспитании девочки станет опора на ее положительный настрой. Положительный настрой, который стоит за поступками и высказываниями девочки, идет из глубины ее души. Рассматривая ее поступки, капризы и одержимость как проявления незрелости, а не как пороки, педагоги и родители смогут увидеть то, что стоит за ними, и понять, что же девочка представляет из себя на самом деле.

Этот новый взгляд поможет направлять и формировать девочку, развивая ее задатки в способности, таланты и возможности, чтобы она смогла выполнить свое предназначение в будущем. Многочисленными исследованиями социологов, педагогов и психологов доказано, что мужественность и женственность в личности человека не должны противопоставляться, а человек с характеристиками, строго соответствующими его полу, оказывается мало приспособленным к жизни.






                                         

  1. Общество юных рыцарей и принцесс

                                                                       ***                 

Принцесса, это значит – милое создание,

Принцесса, это значит – скромность и очарование,

Без них наш мир настолько скучен и невзрачен

Как будто он драконом был захвачен!

                                                                    

                                                                     ***

Рыцарь, это значит – сила,

Рыцарь, это значит – честь,

В нашем современном мире

Рыцари, конечно, тоже есть!