ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»
Экологическое воспитание детей
младшего дошкольного возраста
Срок реализации: краткосрочный (3 дня), групповой.
Тип проекта: познавательно- исследовательский.
Участники: воспитатель, дети 2-3 лет.
Определение предмета исследования.
Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в изучении природных ресурсов. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Формулировка проблемы.
С недавнего времени в дошкольной педагогике развитию познавательных интересов дошкольников не уделялось особого внимания, между тем как познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению. Познавательная деятельность формирует любознательность, желание познавать законы окружающего мира. Необходимо любознательность сделать процессом управляемым, так как она должна формировать у ребёнка эстетические и нравственные чувства. Очень важно развить у ребенка внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им.
Гипотеза проекта:
Обогатить знания детей о природном объекте – воде, выявить свойства воды и ее состояния;
Повысить познавательный интерес к экспериментам;
Развивать у детей наблюдательность;
Обогатить активный и пассивный словарь детей за счёт слов : «холодная», «теплая», « прозрачная», и т.д.
Цель проекта: сформировать экологическую культуру ребенка, обогатить знания детей о воде как природном объекте, формировать понимания необходимости беречь воду.
Задачи:
1. Дать детям элементарные представления о воде, ее влиянии на окружающий мир.
2. Формировать познавательную активность детей при проведении наблюдений, исследований.
3. Дать представление какую роль играет вода в жизни человека.
4. Обогатить словарный запас детей по данной теме.
5. Развить эмоциональную отзывчивость на литературные произведения и яркие явления природы.
Планируемый результат.
Расширение знаний детей о воде, ее свойствах и ее роли для окружающего мира; обогащение активного и пассивного словаря детей за счет слов: «вода, водичка, прозрачная, без цвета, без вкуса, без запаха, льется, журчит, бежит, капает, мыть, вытирать, наливать, поливать, купаться, мокрый, сухой и т.д.»; развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности; принятие активного участия в продуктивной деятельности; проявление эмоциональной отзывчивости.
Используемый материал:
1. Тазики с водой (теплая, холодная).
2. Тазик со снегом.
3. Стаканчики прозрачные.
4. Гуашь красного, синего, желтого и зеленого цветов.
5. Предварительная работа: чтение книг о воде (стихи, потешки, загадки о воде).
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы, с помощью которого процесс познания у ребенка проходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир.
1. Подготовительный этап:
- Постановка цели и задач проекта.
- Беседа с детьми, для выявления знаний о воде.
- Подготовка и чтение стихотворений, потешек, закличек, загадок, иллюстративного материала, с использованием воды.
- Подготовка необходимого оборудования.
Беседа о воде.
- Ребята, посмотрите на этот стакан, как вы думаете, что в нем находится?
- Правильно вода. Откуда эта вода? (Из крана.)
- Для чего нужна вода, как мы ее используем? (Пьем, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы.)
- Значит вода полезная? И ее надо беречь? А как мы можем экономить воду? (Помыть руки и закрыть кран.)
Чтение художественной литературы.
Стихотворения:
1. Воду нужно уважать —
Это должен каждый знать!
Совершенно не секрет —
Без воды нам жизни нет!
Ни умыться, ни напиться,
И не сможем насладиться
Ни природой, ни пейзажем
Без воды угаснет каждый!
2. Кто не умывается.
Кто горячей водой умывается,
Называется молодцом.
Кто холодной водой умывается,
Называется храбрецом.
А кто не умывается,
Никак не называется.
Потешки:
1. Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
2. Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С тебя худоба!
Вода к низу,
А дитя к верху!
3. Ой, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся – вот так!
Маме улыбаемся – вот так!
4. Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
Брызги – вправо,
брызги – влево!
Мокрым стало наше тело!
Полотенчиком пушистым
Вытрем ручки очень быстро!
Загадки:
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая?
Много меня — пропал бы мир,
Мало меня — пропал бы мир.
В жаркий день
Самой желанной бывает.
Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
2. Исследовательский этап.
Занятие «В гостях у капельки»
Ход занятия:
В: Ребята вы слышите, кто-то стучится? (воспитатель открывает дверь и вносит в группу Капельку).
В: Ребята, смотрите, кто к нам в гости пришел! Капелька. Давайте с ней поздороваемся! (дети здороваются)
Звучит аудиозапись журчания ручейка.
В: Ребята, послушайте и определите, что это за звуки.
Дети: Это звуки воды.
В: Действительно, это журчит ручей. Ребята, я хочу вам рассказать о том, какую важную роль играет вода в нашей жизни: водой мы умываемся, готовим из неё еду, моем фрукты, прежде чем съесть, стираем наши вещи, моем пол в доме и что очень важно, просто её пьём. Мы поливаем водой растения, ведь даже они нуждаются в ней, одним словом, без воды жизнь была бы невозможна.
А теперь, дети, подумайте и скажите, где мы можем набрать воду? (для подсказки можно использовать картинки)
Дети: Из крана, из реки и озера!
Капелька:
- Я хотела бы предложить вам, ребята, поиграть с водой и понаблюдать за её свойствами и убедиться в том, что она волшебная и может меняться.
- А вы знаете, что вода бежит не только из крана. Вы хотите узнать где еще может жить водичка. Тогда давайте оденемся и выйдем на улицу.
- Ребята, посмотрите, что лежит на земле вкруг нас? (Снег)
- А вы поверите, если я скажу, что это тоже вода, только твердая. А давайте, мы с вами в этом убедимся. Для этого снег мы наберем в тазик и занесем в группу.
- Дети перед вами три тазика. Опустите пальчик в воду, и почувствуйте какая вода?
- Какая здесь вода? (Теплая.) Значит вода может быть теплой.
- А здесь какая? (Холодная). Значит какая может быть?
Ответы детей: теплая, холодная.
В: Посмотрите, что я буду делать с водой.
- Что я делаю? (лью) - Куда, я ее наливаю? (в стаканчик).
- А скажите, какой цвет имеет вода? Посмотрите и скажите, что можно увидеть в стаканчике? (дно). А сейчас я возьму несколько камешек и брошу их в воду, скажите вам их видно? Значит, мы можем сделать вывод, что водичка не имеет цвета, она прозрачная.
- Ребята, а теперь возьмите стаканчик с водой и понюхайте? Чем пахнет вода? (ничем). Значит, мы можем сделать вывод о том, что вода не имеет запаха.
- В другом тазу у нас снег. Потрогайте и скажите, пожалуйста, какой он? (твердый, холодный). А какого он цвета? (белый). Его можно покрасить с помощью красок.
- Ребята, а теперь посмотрите, что произошло с нашим снегом в теплой группе. (Он растаял).
- Правильно он растаял и превратился в воду. Вода была твердой, а стала жидкая. Попробуйте взять на ладошку немного снега. От тепла он сразу начинает таять.
- Итак, ребята, что мы с вами узнали, какая может быть вода? (Холодная, теплая, твердая, жидкая, можно покрасить воду.)
3. Заключительный этап:
Капля с капелькой слетела,
Капля капельку задела,
Капля с капелькой слилась,
Вот и лужа налилась! (А. Алиева)
- О чем этот стихотворение? (о капельке)
- А вы знаете, что капелька это тоже вода? И в луже очень много капелек.
- Давайте, мы с вами нарисуем капельку?
Продуктивная деятельность: дети раскрашивают силуэт капельки синей гуашью.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»
Проект длился 3 дня. Во время проведения проекта «Волшебница вода» дети всесторонне исследовали воду: на прогулке и в группе в экспериментальной зоне, все дети с большим интересом проявляли активность при проведении опытов, делали выводы.
В ходе проекта у детей возник интерес к творческой, познавательной деятельности; сформирован ряд навыков, дети приобрели и закрепили элементарные знания о снеге, они хорошо знают, что снег белого цвета, холодный, тает на ладошке от её тепла, в тёплом помещении. Снег – это капельки воды, которые зимой превращаются в снежинки. Снег - это много снежинок.
Во время проекта малыши заметно сблизились друг с другом, у них активизировалась речь, развились наблюдательность, внимание. Дети научились элементарному сравнению холодный – тёплый.