СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Волшебница вода"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в изучении природных ресурсов. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Волшебница вода"»

ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»

Экологическое воспитание детей

младшего дошкольного возраста

Срок реализации: краткосрочный (3 дня), групповой.

Тип проекта: познавательно- исследовательский.

Участники: воспитатель, дети 2-3 лет.

Определение предмета исследования.

Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в изучении природных ресурсов. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Формулировка проблемы.

С недавнего времени в дошкольной педагогике развитию познавательных интересов дошкольников не уделялось особого внимания, между тем как познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению. Познавательная деятельность формирует любознательность, желание познавать законы окружающего мира. Необходимо любознательность сделать процессом управляемым, так как она должна формировать у ребёнка эстетические и нравственные чувства. Очень важно развить у ребенка внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им.

Гипотеза проекта:

  • Обогатить знания детей о природном объекте – воде, выявить свойства воды и ее состояния;

  • Повысить познавательный интерес к экспериментам;

  • Развивать у детей наблюдательность;

  • Обогатить активный и пассивный словарь детей за счёт слов : «холодная», «теплая», « прозрачная», и т.д.

Цель проекта: сформировать экологическую культуру ребенка, обогатить знания детей о воде как природном объекте, формировать понимания необходимости беречь воду.

Задачи:

1. Дать детям элементарные представления о воде, ее влиянии на окружающий мир.

2. Формировать познавательную активность детей при проведении наблюдений, исследований.

3. Дать представление какую роль играет вода в жизни человека.

4. Обогатить словарный запас детей по данной теме.

5. Развить эмоциональную отзывчивость на литературные произведения и яркие явления природы.

Планируемый результат.

Расширение знаний детей о воде, ее свойствах и ее роли для окружающего мира; обогащение активного и пассивного словаря детей за счет слов: «вода, водичка, прозрачная, без цвета, без вкуса, без запаха, льется, журчит, бежит, капает, мыть, вытирать, наливать, поливать, купаться, мокрый, сухой и т.д.»; развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности; принятие активного участия в продуктивной деятельности; проявление эмоциональной отзывчивости.

Используемый материал:

1. Тазики с водой (теплая, холодная).

2. Тазик со снегом.

3. Стаканчики прозрачные.

4. Гуашь красного, синего, желтого и зеленого цветов.

5. Предварительная работа: чтение книг о воде (стихи, потешки, загадки о воде).

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы, с помощью которого процесс познания у ребенка проходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир.

1. Подготовительный этап:

- Постановка цели и задач проекта.

- Беседа с детьми, для выявления знаний о воде.

- Подготовка и чтение стихотворений, потешек, закличек, загадок, иллюстративного материала, с использованием воды.

- Подготовка необходимого оборудования.

Беседа о воде.

- Ребята, посмотрите на этот стакан, как вы думаете, что в нем находится?

- Правильно вода. Откуда эта вода? (Из крана.)

- Для чего нужна вода, как мы ее используем? (Пьем, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы.)

- Значит вода полезная? И ее надо беречь? А как мы можем экономить воду? (Помыть руки и закрыть кран.)

 Чтение художественной литературы.

Стихотворения:

1. Воду нужно уважать —

Это должен каждый знать!

Совершенно не секрет —

Без воды нам жизни нет!

Ни умыться, ни напиться,

И не сможем насладиться

Ни природой, ни пейзажем

Без воды угаснет каждый!


2. Кто не умывается.

Кто горячей водой умывается,

Называется молодцом.

Кто холодной водой умывается,

Называется храбрецом.

А кто не умывается,

Никак не называется.


Потешки:

1. Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.


2. Вода текучая,

Дитя растучее.

С гуся вода,

С тебя худоба!

Вода к низу,

А дитя к верху!


3. Ой, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся – вот так!

Маме улыбаемся – вот так!

 

4. Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда!

Брызги – вправо,

брызги – влево!

Мокрым стало наше тело!

Полотенчиком пушистым

Вытрем ручки очень быстро!



Загадки:

  1. Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я,

Кто я такая?

  1. Много меня — пропал бы мир,

Мало меня — пропал бы мир.


  1. В жаркий день

Самой желанной бывает.


  1. Мы говорим: она течёт;

Мы говорим: она играет;

Она бежит всегда вперёд,

Но никуда не убегает.


  1. Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

2. Исследовательский этап.

Занятие «В гостях у капельки»

Ход занятия:

В: Ребята вы слышите, кто-то стучится? (воспитатель открывает дверь и вносит в группу Капельку).

В: Ребята, смотрите, кто к нам в гости пришел! Капелька. Давайте с ней поздороваемся! (дети здороваются)

Звучит аудиозапись журчания ручейка.

В: Ребята, послушайте и определите, что это за звуки.

Дети: Это звуки воды.

В: Действительно, это журчит ручей. Ребята, я хочу вам рассказать о том, какую важную роль играет вода в нашей жизни: водой мы умываемся, готовим из неё еду, моем фрукты, прежде чем съесть, стираем наши вещи, моем пол в доме и что очень важно, просто её пьём. Мы поливаем водой растения, ведь даже они нуждаются в ней, одним словом, без воды жизнь была бы невозможна.

А теперь, дети, подумайте и скажите, где мы можем набрать воду? (для подсказки можно использовать картинки)

Дети: Из крана, из реки и озера!

Капелька:

- Я хотела бы предложить вам, ребята, поиграть с водой и понаблюдать за её свойствами и убедиться в том, что она волшебная и может меняться.

- А вы знаете, что вода бежит не только из крана. Вы хотите узнать где еще может жить водичка. Тогда давайте оденемся и выйдем на улицу.

- Ребята, посмотрите, что лежит на земле вкруг нас? (Снег)

- А вы поверите, если я скажу, что это тоже вода, только твердая. А давайте, мы с вами в этом убедимся. Для этого снег мы наберем в тазик и занесем в группу.

- Дети перед вами три тазика. Опустите пальчик в воду, и почувствуйте какая вода?

- Какая здесь вода? (Теплая.) Значит вода может быть теплой.

- А здесь какая? (Холодная). Значит какая может быть?

Ответы детей: теплая, холодная.

В: Посмотрите, что я буду делать с водой.

- Что я делаю? (лью) - Куда, я ее наливаю? (в стаканчик).

- А скажите, какой цвет имеет вода? Посмотрите и скажите, что можно увидеть в стаканчике? (дно). А сейчас я возьму несколько камешек и брошу их в воду, скажите вам их видно? Значит, мы можем сделать вывод, что водичка не имеет цвета, она прозрачная.

- Ребята, а теперь возьмите стаканчик с водой и понюхайте? Чем пахнет вода? (ничем). Значит, мы можем сделать вывод о том, что вода не имеет запаха.

- В другом тазу у нас снег. Потрогайте и скажите, пожалуйста, какой он? (твердый, холодный). А какого он цвета? (белый). Его можно покрасить с помощью красок.

- Ребята, а теперь посмотрите, что произошло с нашим снегом в теплой группе. (Он растаял).

- Правильно он растаял и превратился в воду. Вода была твердой, а стала жидкая. Попробуйте взять на ладошку немного снега. От тепла он сразу начинает таять.

- Итак, ребята, что мы с вами узнали, какая может быть вода? (Холодная, теплая, твердая, жидкая, можно покрасить воду.)

 

3. Заключительный этап:

Капля с капелькой слетела,

Капля капельку задела,

Капля с капелькой слилась,

Вот и лужа налилась! (А. Алиева)

- О чем этот стихотворение? (о капельке)

- А вы знаете, что капелька это тоже вода? И в луже очень много капелек.

- Давайте, мы с вами нарисуем капельку?

Продуктивная деятельность: дети раскрашивают силуэт капельки синей гуашью.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»

Проект длился 3 дня. Во время проведения проекта «Волшебница вода» дети всесторонне исследовали воду: на прогулке и в группе в экспериментальной зоне, все дети с большим интересом проявляли активность при проведении опытов, делали выводы.

В ходе проекта у детей возник интерес к творческой, познавательной деятельности; сформирован ряд навыков, дети приобрели и закрепили элементарные знания о снеге, они хорошо знают, что снег белого цвета, холодный, тает на ладошке от её тепла, в тёплом помещении. Снег – это капельки воды, которые зимой превращаются в снежинки. Снег - это много снежинок.

Во время проекта малыши заметно сблизились друг с другом, у них активизировалась речь, развились наблюдательность, внимание. Дети научились элементарному сравнению холодный – тёплый.