муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Проект
по исследовательской деятельности
в подготовительной к школе группе
тема: «Волшебница вода»
| Подготовила и провела: воспитатель высшей квалификационной категории Швецова Александра Сергеевна |
город Ростов-на-Дону
2023год
Заголовок: | «Исследовательский проект по познавательному развитию» |
Предметная область: | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие |
Тема: | «Волшебница вода» |
Возрастная группа: | 6 - 7 лет |
Вид проекта: | Исследовательский опытно-экспериментальный |
Участники проекта | Дети, педагог |
Форма организации: | Групповая |
Методы и приемы | Изучение литературы, экспериментирование, |
Сроки проведения | Краткосрочный |
Цель проекта: | Создание условий для расширения и углубления представлений детей о ценности воды, необходимости бережного отношения к ней, для развития познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей. |
Задачи: | 1. Создать условия для формирования познавательного интереса дошкольников к изучению свойств воды, её значения. 2. Развивать коммуникативные навыки детей 3. Способствовать развитию творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников. 4. Создавать положительное и заботливое отношение к природе. |
Формы работы с детьми: | 1. Проведение бесед с детьми. 2. Организация творческих мастерских по конструированию и ручному труду детей. 3. Опытно-экспериментальная деятельность с водой. 4. Чтение детям стихов, загадок, потешек про воду. 5. Подвижные игры и физ. минутки в группе и на прогулке. 6. Дидактические игры. 10. Наблюдения на прогулках за природными явлениями. |
План реализации проекта: | Подготовительный: Выбор темы; Постановка проблемы; Изучение литературы; Разработка плана мероприятий проекта. Основной Организация исследования в рамках проекта: Наблюдения в группе и на прогулке; Беседы; Игры-эксперименты; Чтение художественной литературы; Заключительный Выставка детских работ «Водный мир»; Оформление картотеки занимательных опытов и экспериментов с водой; |
Планируемые результаты: | Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности. Воспитанники имеют представления об окружающем мире. У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам. Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе родного края. |
Актуальность: | По результатам бесед с детьми было выяснено, что детям интересно узнать, что происходит с водой, какие у неё свойства. Как вода помогает всему живому жить и расти. Задача взрослых – научить детей самостоятельно добывать знания исходя из опытно-экспериментальной работы, делать выводы, умозаключения в ходе знакомства с водой, а также бережно относиться к природным ресурсам Родины. |
ематический план
№ п/п | Мероприятия | Цель |
1 | Беседа «Где живут капли воды в детском саду?», Пословицы и поговорки о воде. Беседа: «Зачем человеку нужна вода?» Подвижная игра: «Ручеек». Аппликация «Веселаятучка» | Дать детям представление о том, что вода очень важна для живых существ, вода –источник жизни. Цель: дать элементарные понятия круговорота воды в природе. Познакомить детей со свойствами воды. Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды. Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Активизировать словарь детей словами: глобус, суша, материки, круговорот воды, пресная вода. |
2 | Занятие «Удивительные свойства воды» Чтение произведения Н. А. Рыжовой: «Как люди речку обидели». Здоровьесберегающие технологии: Мытье шеи, лица, рук прохладной водой (в течении дня). | Познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса. Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека. |
| Итоговое занятие «Волшебница Вода» | Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим. Закрепить приемы элементарного экспериментирования. Закрепить представление о воде. Учить сотрудничать друг с другом при выполнении совместных действий. |
Практическая часть
Опыт № 1 «Вода не имеет формы»
Предложить детям рассмотреть кусочек льда. Какой формы этот кусочек? (квадратной) Давайте опустим его в стакан, в маску, положим на стол. Что произошло со льдом.
Вывод: Лед не изменил формы, пока не растаял.
Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан. Что мы видим? (Вода принимает форму того предмета, в котором находится.)
Вывод: Лед – это твердая вода и имеет форму, а жидкая вода формы не имеет.
Опыт № 2 «Распускающиеся цветы»
Предложить детям опустить в емкость с водой закрытые бумажные цветы. Что произойдет?
Вывод: Вода, помогла раскрыть лепестки, цветы распустились.
"Такое волшебство" происходит благодаря эффекту капиллярности. Вода проникает в пустое пространство между волокнами бумаги и заполняет их. В итоге, бумага разбухает, сгибы распрямляются, и цветок распускается.
Опыт № 3 «Пузырьки в воде»
Стаканчики с питьевой одой, трубочки для коктейля. Дети дуют в трубочки, образуются пузырьки в воде.
Вывод: Пузырьки хорошо видно, потому что воздух и вода не смешиваются.
Опыт № 4. «Можно ли склеить бумагу водой».
Возьмём два листа бумаги. Двигаем один в одну сторону, другой в другую. Смачиваем водой, слегка сдавливаем, пробуем сдвинуть — безуспешно.
Вывод: вода обладает склеивающим эффектом.
Опыт № 5. «Помощница вода».
На столе после завтрака остались крошки, пятна от чая. Ребята, после завтрака столы остались грязными. Садиться снова за такие столы не очень приятно. Что же делать? (Помыть). Чем? (Водой и тряпочкой). А может быть, можно обойтись без воды? Давайте попробуем сухой салфеткой протереть столы. Крошки собрать получилось, но вот пятна так и остались. Что же делать? (Салфетку намочить водой и хорошо потереть). Воспитатель показывает процесс мытья столов, предлагает детям самим отмыть столы. Во время мытья подчеркивает роль воды. Теперь столы чистые?
Вывод: О чём мы сегодня узнали? В каком случае столы становятся очень чистыми после еды? (Если их помыть водой и тряпочкой).
Опыт № 6 «Пенный замок»
В ёмкость наливаем немного средства для мытья посуды, добавляем воды и размешиваем. Возьмем широкую коктейльную трубочку, опускаем в полученныу жидкость и дутем. Одновременно с громким бульканьем на глазах у детей вырастет облако переливающихся пузырей.
Вывод: при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена.
8. Вывод:
В ходе проведенной экспериментально-исследовательской деятельности было установлено, что экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на закрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.