Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №28 «Колосок» г. Ессентуки
Проект
В средней группе «Колокольчик».
Подготовили: Прокопова Г.В.
Ткачева В.А.
Ессентуки -2023
Тип проекта: информационно-творческий.
Вид проекта: групповой, краткосрочный.
Участники: дети (4-5 лет), воспитатели, родители.
Цель проекта: расширение знаний о зимующих птицах нашего края и формирование ответственного, бережного отношения к ним.
Актуальность проблемы::
Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана нами не случайно. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
Задачи проекта:
Расширить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц;
Формировать элементарные экологические знания, бережное ответственное отношение к миру природы.
Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.
Учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы.
Привлечь родителей воспитанников к изготовлению кормушек для птиц, их подкормке.
Воспитывать внимательное и бережное отношение к живой природе, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.
Проект включает в себя 3 этапа:
1-й этап – подготовительный
• Обсуждение цели, задач с детьми и родителями.
• Создание необходимых условий для реализации проекта.
• Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
2-й этап– основной (практический)
• Внедрение в воспитательно-образовательный процесс методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
• Домашнее задание родителям: совместно с ребенком сделать съедобную кормушку, скворечник.
• Заучивание стихотворений о зимующих птиц.
• Отгадывание загадок про зимующих птиц.
• Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и альбомах.
3-й этап - обобщающий
• Ознакомление родителей с результатами проведённого проекта: «Зимующие птицы» (фотовыставка).
• Участие в акции «Птичья столовая».
Предполагаемый результат проекта:
Дети получат знания о зимующих птицах, особенностях их существования, будут иметь представление о способах помощи им, научатся заботиться о пернатых, получат опыт совместной деятельности с родителями.
Работа с родителями.
Оформление памятки в родительский уголок «Покормите птиц зимой»; участие в акции «Птичья столовая».
Реализация проекта:
Этап | Содержание работы воспитателя |
1-й этап – подготовительный | Создание необходимых условий для реализации проекта. Разработка и накопление методических материалов по теме. Работа с родителями: Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц». |
2-й этап – основной (практический) | Беседа. Тема: «Зимующие птицы» Задачи: рассказать детям о зимующих птицах, объяснить причину их перелетов (перелетные, зимующие); учить отвечать на вопросы полными ответами, способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам. Рассматривание фотографий «Зимующие птицы». П/и «Воробушки и кот». |
Аудиозапись «Голоса птиц» Цель: Формировать навык, различать на слух голоса птиц. Пальчиковая гимнастика: «Кормушка для птиц». Наблюдение. Тема: «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?» Цель: Закрепление и систематизация знаний соотносить названия птиц с названием их детенышей. Закреплять умение считать до 5. Д/и: «Один-много», «Назови одним словом». |
Беседа: «Как живут наши пернатые друзья зимой». Раскраски: «Птицы». Цель: Развитие мелкой моторики рук, развитие чувства цвета. П/и «Перелетные птицы». |
Чтение рассказа М. Горького «Воробьишко» + просмотр мультфильма(дома). П/и «Совушка» Д/и «Угадай птицу по описанию", |
Изобразительная деятельность . Коллективная аппликация « Птицы у кормушки». Цель: Воспитывать у детей стремление работать сообща, выполнять совместную работу, каждому внося свою частичку в общее дело, организованность, усидчивость и желание творить, развивать художественно- творческие способности. Беседа: «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?». Отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц. Цель: закрепление знаний детей по пройденной теме. |
Заучивание стихотворений о зимующих птицах. Цель: Развитие памяти дошкольников. Д/и «Доскажи словечко». |
Чтение стихотворений Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона». Изобразительная деятельность: рисование «Синички». Цель: развивать интерес и положительное отношение к нетрадиционной технике рисования – ладошками. |
Чтение рассказа: И. Тургенева «Воробей». Обсуждение пословиц, поговорок о зимующих птицах. Н/и «Домино» (птицы), «Разрезные картинки». |
3-й этап-обобщающий | Ознакомление родителей с результатами проведённой недели: «Зимующие птицы» (фотовыставка) Участие в акции «Птичья столовая». |
Результаты реализации проекта
Работа в рамках проекта получалась интересной, увлекательной и познавательной для всех участников проекта. Многие родители приняли активное участие в изготовлении кормушек, принесли различный корм для птиц, иллюстрации и раскраски для детей в группу. Дети с большим удовольствием слушали рассказы, сказки, стихи о зимующих птицах, отгадывали загадки, играли в разные дидактические и подвижные игры, с удовольствием, рисовали птиц, раскрашивали картинки по теме.
Проект позволил расширить кругозор детей о зимующих птицах, у детей сформировалась любознательность, познавательная активность.
В группе улучшилось предметно-развивающая среда: литературой, иллюстрациями, конспектами, наблюдениями.
Цель и задачи, поставленные в начале проекта выполнены.
Список литературы
1. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 4-5 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
2. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию». 2001г.
3.Соломенникова О.А. «Занятие по формированию элементарных экологических представлений» 2009г.
4. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.
Результативность проекта.