МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад № 8«Золотая рыбка» общеразвивающего вида
городского округа Стрежевой»
__________________________________________________________________________
Проект
«Знакомьтесь! Ёжик»
Руководитель: Степанова Алина Александровна,
воспитатель
Стрежевой 2017 г
Паспорт проектной работы.
1. Тема: Знакомьтесь! Ёжик.
2. Руководитель проекта: Степанова Алина Александровна, воспитатель.
3. Возраст воспитанников, выполнявших проект: 4-5 лет.
4. Состав проектной группы: средняя группа «Солнышко», родители, воспитатель.
5. Проект краткосрочный (1 месяц)
6. Цели проекта:
собрать как можно больше интересного материала;
разработать образцы поделок ежей из разных материалов.
7. Задачи проекта:
из литературных источников изучить образ жизни ежа, его питание, привычки и роль в жизни человека;
составить сообщение, книжку-малышку;
выполнить поделки ежей из разных материалов.
8. Вопросы проекта:
9. Аннотация.
В данной работе представлена информация о различных видах ежей, их жизни в лесу, значении в природе и жизни человека. В сказках, в мультфильмах все привыкли видеть ёжиков обязательно с яблоком на спине. Ответ на вопрос: «Зачем ёжику яблоки?», можно найти в этой работе.
10. Предполагаемый продукт: книжка-малышка, поделки.
11. График работы над проектом:
1 неделя: распределение на группы, разработка плана работы, задание
для каждой группы.
2 неделя: изучение литературы и интернет-сайтов, сбор информации.
3 неделя: представление собранной информации, обсуждение, корректировка.
4 неделя: подготовка материала, анализ проделанной работы, защита проекта.
Введение
Все мы, дети, «почемучки». На свете так много интересного, непонятного и неизвестного! А так хочется больше узнать, понять, найти!
В результате наших «ПОЧЕМУ» возникают различные темы для исследования: Почему собака воет на луну? Почему корова ест зеленую траву, а дает белое молоко? Почему ночью темно? Почему трава зелёная, а вода в море солёная?
В лесу, в роще, в парке, в саду можно встретить обычного ежика. Он бегает не таясь, шуршит листьями, громко сопит, а когда ест – причмокивает. Любой человек не сможет пройти мимо этого милого зверька. Но что мы знаем о них? Кроме того, это один из самых загадочных зверьков, задающий немало головоломок человеку со времен глубокой древности. Ученые давно ведут споры о том, запасает ли еж корм на зиму, и если запасает, то как, почему ежата рождаются без иголок, но в течение 5 часов они появляются.
В результате возникла тема «Знакомьтесь! Ёжик»
Цель проекта:
собрать как можно больше интересного материала;
разработать образцы поделок ежей из разных материалов.
Задачи проекта:
из литературных источников изучить образ жизни ежа, его питание, привычки и роль в жизни человека;
составить сообщение, книжку-малышку;
выполнить поделки ежей из разных материалов.
Для реализации поставленных задач мы выбрали следующие методы:
анализ и синтез
изучить информацию из книг, интернет-сайтов
провести соц. опрос
Вопросы проекта:
Аннотация проекта:
В данной работе представлена информация о внешнем виде ежей, их жизни в лесу, значении в природе и жизни человека. В сказках, в мультфильмах все привыкли видеть ёжиков обязательно с яблоком на спине. Ответ на вопрос: «Зачем ёжику яблоки?», можно найти в этой работе.
Предполагаемый продукт: книжка-малышка, поделки.
Проект выполняется вне занятий.
Ход выполнения проекта
Этап 1. Подготовительный.
Цель: создание условий для заинтересованности воспитанников и их родителей в проектной деятельности.
Содержание деятельности: На занятии окружающего мира на тему «Дикие животные» мы сделали вывод, что самым мудрым и скромным, трудолюбивым является ёжик. Сразу возник вопрос, а что нам еще известно про ежей? Так мы выбрали тему для проекта и назвали его: «Знакомьтесь! Ёжик»
Организационные формы сотрудничества:
Для результативной работы воспитанники и родители были разделены на группы. Каждая группа обсудила и предложила свой раздел в общей теме: «Ёжик». У нас получился такой план работы над проектом:
сбор информации о жизнедеятельности ёжиков;
сбор информации в раздел «В мире интересного о ёжиках»;
проведение соцопроса среди своих знакомых.
Этап 2. Проектировочный.
Цель: определить план работы для каждой группы.
Содержание деятельности: на следующем занятии нашей проектной группы мы выработали план построения нашего проекта.
Каждая группа выбрала для своей работы тот раздел, который заинтересовал ребят:
1 группа: сбор информации о жизнедеятельности ёжиков;
2 группа: сбор информации в раздел «В мире интересного о ёжиках»;
3 группа: проведение соцопроса среди своих знакомых;
Организационные формы сотрудничества: в каждой группе был выбран руководитель и распределены роли. Каждый участник группы получил задание. Уточнены формы и сроки сдачи собранного материала.
Этап 3. Практический.
Цель: получение продукта как результата проектной деятельности за счет
выполнения определенных действий.
Содержание деятельности: в каждой группе была проведена следующая работа:
исследование собранного материала;
сбор и обработка данных;
интерпретация результатов.
В каждой группе мы сравнили планируемые и реальные результаты, сделали обобщение всего информационного материала, выделили главное, определили последовательность изложения материала. Составили план защиты своего раздела проектной работы.
Организационные формы сотрудничества: группы стали творческими лабораториями, так как перед нами встала проблема: как собранную информацию собрать в единое целое, отвечающее цели проектной работы. Каждая группа получила задание: разработать свой вариант защиты.
Этап 4. Аналитический.
Цель: провести анализ проделанной работы групп.
Содержание деятельности: на данном этапе каждая группа защитила свой раздел проекта. Затем мы обменивались мнениями и предложениями по защите. После обсуждения вносились изменения в выступления групп.
Организационные формы сотрудничества: продолжаем работать в группах.
Этап 5. Контрольно-коррекционный.
Цель: провести коррекцию продукта каждой группы.
Содержание деятельности: каждая группа предложила вариант защиты всей проектной работы. Затем мы обменивались мнениями и предложениями по защите. Сформировали 2 творческие лаборатории. Каждая лаборатория должна выполнить задания:
лаборатория «Компики»: составить книжку - малышку;
лаборатория «Очумельцы»: приготовить поделки и составить альбом.
Организационные формы сотрудничества: обсудили и утвердили порядок защиты всей проектной работы.
Этап 6. Заключительный.
Цель: защита проекта.
Содержание деятельности: мы представили проектную работу всему саду.
Организационные фрагменты: была проведена дискуссия по защите проекта.
2. Основная часть
2.1. Описание внешнего вида ёжиков
Ёж - общеизвестный по внешности зверёк, покрытый короткими тёмными иглами длиной до 3 см. У взрослых ежей их 5000 - 6000.
Длина тела ежа достигает до 25 см, а хвостик до 3 см. Весит в среднем 700 - 800 г, но перед спячкой может отъедаться более 1 кг. Мордочка вытянутая, подвижная, нос острый и постоянно влажный. Глаза чёрные, круглые. Уши короткие, округлые, почти спрятаны. У ежа 36 зубов.
Иглы ежа полые, наполнены воздухом. На спине у ежа находится особая мышца, которая при сокращении позволяет ему сворачиваться в колючий шар. Каждая иголка растет 12 - 18 месяцев. Линька у ежа идёт медленно - в среднем за год меняется одна игла из трёх, в основном весной и осенью.
2.2. Особенности жизнедеятельности ежей
В России еж водится в средней полосе Европейской части, на Среднем Урале и на юге Западной Сибири. В древности водился и в Северной Америке, что подтверждается раскопками.
Ёж встречается в лесной, луговой и степной зоне: на опушках, перелесках, лесополосах, небольших полянах, в поймах рек. Кое-где встречается в горах, а также в садах, парках, на приусадебных участках.
Ёж ведёт одиночный образ жизни. Он устраивает до 10 гнёзд, спрятанных в колючем кустарнике, под брёвнами, в кучах хвороста. Гнездо он выстилает сухими травами, листьями, мхом, древесной трухой. Ведёт активный образ жизни преимущественно в сумеречное и ночное время. Спит ёж, свернувшись в неплотный клубок.
Ёж может съесть и мышей, и ужей, и змей. Но он не является хищником. Ёж – насекомоядное животное. Питается ёж в основном насекомыми (жуками) и их личинками, слизнями, улитками, дождевыми червями. Из растительных кормов он предпочитает жёлуди. Может съесть и грибы, и ягоды и некоторые фрукты. Ёж очень прожорлив. Ежи, содержащиеся в неволе как домашнее животное, охотно едят мясо, яйца и хлеб, и даже некоторые сочные плоды растений.
С наступлением заморозков (ниже 10°C), накопив жировые запасы, ёж закупоривает вход в нору и впадает в спячку. В России спячка начинается в конце сентября - начале октября. Заканчивается спячка в апреле, когда температура воздуха поднимается до 15°C. На зиму никакое пропитание ежу не требуется: он спит, как медведь или барсук. Поэтому никаких запасов яблок, грибов, ягод и желудей, ежи не делают. Они хорошо отъедаются по осени, запасая под кожей жир. Тем и питаются в спячке. Ну, а дома, как известно, обычно бывает довольно тепло, поэтому засыпать на всю зиму ежу совершенно ни к чему. Опасности для психики в такой зимней бессоннице нет.
На ежей охотятся собаки, лисы, хорьки, барсуки и крупные совы.
У ежей острое обоняние и слух, но слабое зрение. Они бегают со скоростью до 3 м/с, хорошо плавают и лазают. Бродя по лесу в поисках пищи, ёж шумит сухой прошлогодней листвой, и по этому шуму его легко обнаружить. Ежи издают разнообразные фыркающие и чихающие звуки, ворчат. Детёныши, находясь в гнезде, издают свист и кряканье, похожее на птичье.
Ежата рождаются слепыми, голыми, с ярко-розовой кожей, но уже через несколько часов у них появляются мягкие и белые иглы. К 18 дню жизни ежата уже полностью покрыты колючками. На 11 день они умеют сворачиваться в клубок, а на 14—16 день у них открываются глаза. Мать ухаживает за потомством всего 5 недель.
Обыкновенный ёж полезен уничтожением вредных насекомых: майских хрущей, волосатых жужелиц, гусеницы монашенки и непарного шелкопряда. В то же время ёж приносит и вред: уничтожает птенцов и яйца гнездящихся на земле мелких птиц.
2.3. В мире интересного о ёжиках
31 декабря 2010 г. по 1 каналу ЦТ в программе «Новости», был показан сюжет о ежах, но только другого вида: африканский миниатюрный ёж. В нём говорилось о том, что, британцы в наступающем году белого кролика или кота дарят … ёжиков.
«Кроликов и котов в предпраздничные дни можно увидеть повсюду.
Но англичан они не впечатляют. В Великобритании в 2010 году на
праздник дарили ёжиков. Самый любимый и загадочный зверь - это
миниатюрный африканский ёж. Почему англичане упрямо дарят
друг другу эти ходячие колючки? Может, на елке сэкономить хотят?
Англичане - нация любителей животных. Африканский
миниатюрный ёж, в отличие от европейского, существо дневное и
очень темпераментное. В зимнюю спячку не впадает. Это очень
ручные, мягкие, как щётка для одежды животные, словно ангелы. С
удовольствием питаются кормом для котов».
В 2006 году McDonalds изменил форму стаканчиков для мороженого под давлением активистов по защите ежей. Дело в том, что ежи, слизывая остатки мороженого в выброшенных стаканчиках, иногда засовывали голову внутрь, а обратно высунуть не могли и умирали от голода. Отверстие в крышке стаканчика было уменьшено, чтобы ежи не смогли больше попасться в западню.
Известно, что ещё римляне выращивали ежей ради мяса - его запекали вместе с иголками в глине.
В городе Пенза есть памятник ёжику из известного мультфильма «Ёжик в тумане».
3. Соц. опрос друзей, знакомых.
Мы задали своим знакомым:
вопрос 1: Почему у ежа на животе нет иголок?
Приводим примеры интересных ответов:
Он не смог бы сдвинуться с места.
Он бы за всё цеплялся.
Он сворачивается только животом внутрь.
Проводя исследования, мы видели много картинок, мультфильмов, где ёжики обязательно с яблоками. Возник вопрос: зачем ежу яблоки? Ведь мы уже узнали, что ёж - животное насекомоядное. Итак,
вопрос 2: Зачем ежу яблоки?
Чтобы кушать.
Чтобы украсить себя.
Накормить ежат.
За правильным ответом мы обратились к нашим родителям Кузьминой Наталье. Она – врач, но очень любит и много знает о животных. И вот, что нам рассказала Наталья:
Яблоки необходимы ежам исключительно в гигиенических целях. Путешествуя по лесу и цепляясь иголками за траву и ветки, ежи собирают на себя огромное количество насекомых-паразитов, укусы которых вызывают у них страшный зуд. А кислый сок яблок, из проколотого яблока стекая по иголкам к коже ежа, дезинфицирует её, уничтожает всяких паразитов типа вшей и клещей, которые водятся у него в иголках. Таким образом: ёж не питается яблоками. Они нужны ему совершенно для гигиенических целей.
4. Заключение
Подводя итоги своей работы, можно сказать, что мы добились поставленных целей, узнали много нового и интересного о ежах. Таким образом, наша гипотеза верна: еж имеет огромное значение в жизни человека. Он уничтожает вредных насекомых, мышей, ёж может быть прекрасным домашним любимцем. Но он требует осторожного и бережного отношения к себе. Про ежа можно смело сказать: «Маленький, да удаленький»! Остался один вопрос, на который мы не смогли ответить. Но пока это неизвестно даже для самой Госпожи Науки. Пока ученые ищут ответ на вопрос: почему ежата рождаются с пушком, а через несколько дней у них появляются иглы. А может быть, кому то из нас и предстоит ответить на этот вопрос в будущем.
В результате работы над проектом мы научились быть внимательнее друг к другу.
В ходе выполнения проекта мы создали:
- книжку – малышку, в которую включили картинки с ежами, стихи, загадки, пословицы и рассказы о ежах;
- альбом «Ёжики», в который собрали поделки ежиков.
5. Литература:
1. Брагин А. Обо всем на свете. Серия: Большая детская энциклопедия.
Издательство: Аст, 2007.
2. Детская энциклопедия "Я ПОЗНАЮ МИР".
3. Джексон Том. Кто есть кто в мире животных. Москва, 2006.
4. Интернет-ресурсы.