СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Знакомьтесь! Ёжик."

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлена информация о различных видах ежей, их жизни в лесу, значении в природе и жизни человека. В сказках, в мультфильмах все привыкли видеть ёжиков обязательно с яблоком на спине. Ответ на вопрос: «Зачем ёжику яблоки?», можно найти в этой  работе.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Знакомьтесь! Ёжик."»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад № 8«Золотая рыбка» общеразвивающего вида

городского округа Стрежевой»

__________________________________________________________________________









Проект

«Знакомьтесь! Ёжик»





Руководитель: Степанова Алина Александровна,

воспитатель









Стрежевой 2017 г

Паспорт проектной работы.

1. Тема: Знакомьтесь! Ёжик.

2. Руководитель проекта: Степанова Алина Александровна, воспитатель.

3. Возраст воспитанников, выполнявших проект: 4-5 лет.

4. Состав проектной группы: средняя группа «Солнышко», родители, воспитатель.

5. Проект краткосрочный (1 месяц)

6. Цели проекта:

  • собрать как можно больше интересного материала;

  • разработать образцы поделок ежей из разных материалов.

7. Задачи проекта:

  • из литературных источников изучить образ жизни ежа, его питание, привычки и роль в жизни человека;

  • составить сообщение, книжку-малышку;

  • выполнить поделки ежей из разных материалов.

8. Вопросы проекта:

  • Жизнь ежей.

  • В мире интересного о ежах.

  • Зачем ёжику яблоки?

9. Аннотация.

В данной работе представлена информация о различных видах ежей, их жизни в лесу, значении в природе и жизни человека. В сказках, в мультфильмах все привыкли видеть ёжиков обязательно с яблоком на спине. Ответ на вопрос: «Зачем ёжику яблоки?», можно найти в этой работе.

10. Предполагаемый продукт: книжка-малышка, поделки.

11. График работы над проектом:

1 неделя: распределение на группы, разработка плана работы, задание

для каждой группы.

2 неделя: изучение литературы и интернет-сайтов, сбор информации.

3 неделя: представление собранной информации, обсуждение, корректировка.

4 неделя: подготовка материала, анализ проделанной работы, защита проекта.







  1. Введение

        Все мы, дети, «почемучки». На свете так много интересного, непонятного и неизвестного! А так хочется больше узнать, понять, найти!

         В результате наших «ПОЧЕМУ» возникают различные темы для исследования: Почему собака воет на луну? Почему корова ест зеленую траву, а дает белое молоко? Почему ночью темно? Почему трава зелёная, а вода в море солёная?

          В лесу, в роще, в парке, в саду можно встретить обычного ежика. Он бегает не таясь, шуршит листьями, громко сопит, а когда ест – причмокивает. Любой человек не сможет пройти мимо этого милого зверька. Но что мы знаем о них? Кроме того, это один из самых загадочных зверьков, задающий немало головоломок  человеку со времен глубокой древности. Ученые давно ведут споры о том, запасает ли еж корм на зиму, и если запасает, то как, почему ежата рождаются без иголок, но в течение 5 часов они появляются.

В результате возникла тема «Знакомьтесь! Ёжик»

   Цель проекта:

  • собрать как можно больше интересного материала;

  • разработать образцы поделок ежей из разных материалов.

  Задачи проекта:

  • из литературных источников изучить образ жизни ежа, его питание, привычки и роль в жизни человека;

  • составить сообщение, книжку-малышку;

  • выполнить поделки ежей из разных материалов.

   Для реализации поставленных задач мы выбрали следующие методы:

  •  анализ и синтез

  • изучить информацию из книг, интернет-сайтов

  • провести соц. опрос 

Вопросы проекта:

  • Жизнь ежей.

  • В мире интересного о ежах.

  • Зачем ёжику яблоки?


Аннотация проекта:

В данной работе представлена информация о внешнем виде ежей, их жизни в лесу, значении в природе и жизни человека. В сказках, в мультфильмах все привыкли видеть ёжиков обязательно с яблоком на спине. Ответ на вопрос: «Зачем ёжику яблоки?», можно найти в этой работе.

Предполагаемый продукт: книжка-малышка, поделки.

Проект выполняется вне занятий.

Ход выполнения проекта

Этап 1. Подготовительный.

Цель: создание условий для заинтересованности воспитанников и их родителей в проектной деятельности.

Содержание деятельности: На занятии окружающего мира на тему «Дикие животные» мы сделали вывод, что самым мудрым и скромным, трудолюбивым является ёжик. Сразу возник вопрос, а что нам еще известно про ежей? Так мы выбрали тему для проекта и назвали его: «Знакомьтесь! Ёжик»


Организационные формы сотрудничества:

Для результативной работы воспитанники и родители были разделены на группы. Каждая группа обсудила и предложила свой раздел в общей теме: «Ёжик». У нас получился такой план работы над проектом:

  • сбор информации о жизнедеятельности ёжиков;

  • сбор информации в раздел «В мире интересного о ёжиках»;

  • проведение соцопроса среди своих знакомых.

  • сбор информации на тему « Образ ёжика в литературе и музыке».

Этап 2. Проектировочный.

Цель: определить план работы для каждой группы.

Содержание деятельности: на следующем занятии нашей проектной группы мы выработали план построения нашего проекта.

Каждая группа выбрала для своей работы тот раздел, который заинтересовал ребят:

1 группа: сбор информации о жизнедеятельности ёжиков;

2 группа: сбор информации в раздел «В мире интересного о ёжиках»;

3 группа: проведение соцопроса среди своих знакомых;

Организационные формы сотрудничества: в каждой группе был выбран руководитель и распределены роли. Каждый участник группы получил задание. Уточнены формы и сроки сдачи собранного материала.

Этап 3. Практический.

Цель: получение продукта как результата проектной деятельности за счет

выполнения определенных действий.

Содержание деятельности: в каждой группе была проведена следующая работа:

  • исследование собранного материала;

  • сбор и обработка данных;

  • интерпретация результатов.

В каждой группе мы сравнили планируемые и реальные результаты, сделали обобщение всего информационного материала, выделили главное, определили последовательность изложения материала. Составили план защиты своего раздела проектной работы.

Организационные формы сотрудничества: группы стали творческими лабораториями, так как перед нами встала проблема: как собранную информацию собрать в единое целое, отвечающее цели проектной работы. Каждая группа получила задание: разработать свой вариант защиты.

Этап 4. Аналитический.

Цель: провести анализ проделанной работы групп.

Содержание деятельности: на данном этапе каждая группа защитила свой раздел проекта. Затем мы обменивались мнениями и предложениями по защите. После обсуждения вносились изменения в выступления групп.

Организационные формы сотрудничества: продолжаем работать в группах.


Этап 5. Контрольно-коррекционный.

Цель: провести коррекцию продукта каждой группы.

Содержание деятельности: каждая группа предложила вариант защиты всей проектной работы. Затем мы обменивались мнениями и предложениями по защите. Сформировали 2 творческие лаборатории. Каждая лаборатория должна выполнить задания:

лаборатория «Компики»: составить книжку - малышку;

лаборатория «Очумельцы»: приготовить поделки и составить альбом.

Организационные формы сотрудничества: обсудили и утвердили порядок защиты всей проектной работы.


Этап 6. Заключительный.

Цель: защита проекта.

Содержание деятельности: мы представили проектную работу всему саду.

Организационные фрагменты: была проведена дискуссия по защите проекта.



2. Основная часть

     2.1. Описание внешнего вида ёжиков

   Ёж - общеизвестный по внешности зверёк, покрытый короткими тёмными иглами длиной до 3 см. У взрослых ежей их 5000 - 6000.

   Длина тела ежа достигает до 25 см, а хвостик  до 3 см. Весит в среднем 700 - 800 г, но перед спячкой может отъедаться более 1 кг. Мордочка вытянутая, подвижная, нос острый и постоянно влажный. Глаза чёрные, круглые. Уши короткие, округлые, почти спрятаны. У ежа 36 зубов.

    Иглы ежа полые, наполнены воздухом. На спине у ежа находится особая мышца, которая при сокращении позволяет ему сворачиваться в колючий шар. Каждая иголка растет 12 - 18 месяцев. Линька у ежа идёт медленно - в среднем за год меняется одна игла из трёх, в основном весной и осенью.

    2.2. Особенности жизнедеятельности ежей  

В России еж водится в средней полосе Европейской части, на Среднем Урале и на юге Западной Сибири. В древности водился и в Северной Америке, что подтверждается раскопками.

   Ёж встречается в лесной, луговой и степной зоне: на опушках, перелесках, лесополосах, небольших полянах, в поймах рек. Кое-где встречается в горах, а также в садах, парках, на приусадебных участках.

   Ёж ведёт одиночный образ жизни. Он устраивает до 10 гнёзд, спрятанных в колючем кустарнике, под брёвнами, в кучах хвороста. Гнездо он выстилает сухими травами, листьями, мхом, древесной трухой. Ведёт активный образ жизни преимущественно в сумеречное и ночное время. Спит ёж, свернувшись в неплотный клубок.

Ёж может съесть и мышей, и ужей, и змей. Но он не является хищником. Ёж – насекомоядное животное. Питается ёж в основном насекомыми (жуками) и их личинками, слизнями, улитками, дождевыми червями. Из растительных кормов он предпочитает жёлуди. Может съесть и грибы, и ягоды и некоторые фрукты. Ёж очень прожорлив. Ежи, содержащиеся в неволе как домашнее животное, охотно едят мясо, яйца и хлеб, и даже некоторые сочные плоды растений.

    С наступлением заморозков (ниже 10°C), накопив жировые запасы, ёж закупоривает вход в нору и впадает в спячку. В России спячка начинается в конце сентября - начале октября. Заканчивается спячка в апреле, когда температура воздуха поднимается до 15°C.  На зиму никакое пропитание ежу не требуется: он спит, как медведь или барсук. Поэтому никаких запасов яблок, грибов, ягод и желудей, ежи не делают. Они хорошо отъедаются по осени, запасая под кожей жир. Тем и питаются в спячке. Ну, а дома, как известно, обычно бывает довольно тепло, поэтому засыпать на всю зиму ежу совершенно ни к чему. Опасности для психики в такой зимней бессоннице нет.  

      На ежей охотятся собаки, лисы, хорьки, барсуки и крупные совы.

   У ежей острое обоняние и слух, но слабое зрение. Они бегают со скоростью до 3 м/с, хорошо плавают и лазают. Бродя по лесу в поисках пищи, ёж шумит сухой прошлогодней листвой, и по этому шуму его легко обнаружить. Ежи издают разнообразные фыркающие и чихающие звуки, ворчат. Детёныши, находясь в гнезде, издают свист и кряканье, похожее на птичье.

       Ежата рождаются слепыми, голыми, с ярко-розовой кожей, но уже через несколько часов у них появляются мягкие и белые иглы. К 18 дню жизни ежата уже полностью покрыты колючками. На 11 день они умеют сворачиваться в клубок, а на 14—16 день у них открываются глаза. Мать ухаживает за потомством всего 5 недель.

   Обыкновенный ёж полезен уничтожением вредных насекомых: майских хрущей, волосатых жужелиц, гусеницы монашенки и непарного шелкопряда. В то же время ёж приносит и вред: уничтожает птенцов и яйца гнездящихся на земле мелких птиц.

2.3. В мире интересного о ёжиках

31 декабря 2010 г. по 1 каналу ЦТ в программе «Новости», был показан сюжет о ежах, но только другого вида: африканский миниатюрный ёж. В нём говорилось о том, что, британцы в наступающем году белого кролика или кота дарят … ёжиков.  

              «Кроликов и котов в предпраздничные дни можно увидеть повсюду.  

               Но англичан они не впечатляют. В Великобритании в 2010 году на

               праздник дарили ёжиков. Самый любимый и загадочный зверь - это

              миниатюрный африканский ёж. Почему англичане упрямо дарят

               друг другу эти ходячие колючки? Может, на елке сэкономить хотят?

 Англичане - нация любителей животных. Африканский     

             миниатюрный ёж, в отличие от европейского, существо дневное и

             очень темпераментное. В зимнюю спячку не впадает. Это очень

             ручные, мягкие, как щётка для одежды животные, словно ангелы. С

             удовольствием питаются кормом для котов».

В 2006 году McDonalds изменил форму стаканчиков для мороженого  под давлением активистов по защите ежей. Дело в том, что ежи, слизывая остатки мороженого в выброшенных стаканчиках, иногда засовывали голову внутрь, а обратно высунуть не могли и умирали от голода. Отверстие в крышке стаканчика было уменьшено, чтобы ежи не смогли больше попасться в западню.

Известно, что ещё римляне выращивали ежей ради мяса - его запекали вместе с иголками в глине.

В городе Пенза есть памятник ёжику из известного мультфильма «Ёжик в тумане».

3. Соц. опрос друзей, знакомых.

Мы задали своим знакомым:

  вопрос 1:  Почему у ежа на животе нет иголок?

Приводим примеры  интересных ответов:

  • Он не смог бы сдвинуться с места.

  • Он бы за всё цеплялся.

  • Он сворачивается только животом внутрь.

Проводя исследования, мы видели много картинок, мультфильмов, где ёжики обязательно с яблоками. Возник вопрос: зачем ежу яблоки? Ведь мы уже узнали, что ёж - животное насекомоядное. Итак,

 вопрос 2:  Зачем ежу яблоки?

  • Чтобы  кушать.

  • Чтобы украсить себя.

  • Накормить  ежат.

За правильным ответом мы обратились к нашим родителям Кузьминой Наталье. Она – врач, но очень любит и много знает о животных. И вот, что нам рассказала Наталья:

      Яблоки необходимы ежам исключительно в гигиенических целях. Путешествуя по лесу и цепляясь иголками за траву и ветки, ежи собирают на себя огромное количество насекомых-паразитов, укусы которых вызывают у них страшный зуд. А кислый сок яблок, из проколотого яблока стекая по иголкам к коже ежа, дезинфицирует её, уничтожает всяких паразитов типа вшей и клещей, которые водятся у него в иголках.  Таким образом: ёж не питается яблоками. Они нужны ему совершенно для гигиенических  целей.

4. Заключение         

     Подводя итоги своей работы, можно сказать, что мы  добились поставленных целей, узнали много нового и интересного о ежах.  Таким образом, наша гипотеза верна: еж имеет огромное значение в жизни человека. Он уничтожает вредных насекомых, мышей, ёж может быть прекрасным домашним любимцем. Но он требует осторожного и бережного отношения к себе. Про ежа можно смело сказать: «Маленький, да удаленький»! Остался один вопрос, на который мы не смогли ответить. Но пока это неизвестно даже для самой Госпожи Науки. Пока ученые ищут ответ на вопрос: почему  ежата рождаются с пушком, а  через несколько дней у них  появляются иглы. А может быть, кому то из нас и предстоит ответить на этот вопрос в будущем. 

  В результате работы над проектом мы научились быть внимательнее друг к другу.

В ходе выполнения проекта мы создали:

- книжку – малышку, в которую включили картинки с ежами, стихи, загадки, пословицы и рассказы о ежах;

- альбом «Ёжики», в который собрали поделки ежиков.





 5. Литература:

  1. Брагин А. Обо всем на свете. Серия: Большая детская энциклопедия.

Издательство: Аст, 2007.

 2. Детская энциклопедия "Я ПОЗНАЮ МИР".  

 3. Джексон Том. Кто есть кто в мире животных. Москва, 2006.

 4. Интернет-ресурсы.