Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 42»
«Проектная деятельность на уроках технологии».
Учитель технологии
Нестеров Сергей Леонидович
Нижневартовск
Цель и задачи применения проектного обучения на уроках технологии.
создать условия, при которых учащиеся:
· самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
· учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
· приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
· развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
· развивают системное мышление.
Воспитание и обучение человека задача сложная, всегда актуальная. В каждом ребенке заложен огромный потенциал. Его реализация во многом зависит от окружающих его людей. Учитель как никто другой, способен помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью.
Важными целями образования должны стать: развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации; умение отстаивать свои права, развитие способности к созидательной деятельности; терпимость к чужому мнению; умение вести диалог и т.д. Одним из эффективных средств решения поставленных задач является проектный метод-метод предполагающий организацию деятельности, направленной на получение результата (продукта), в ходе которой идет усвоение новых знаний и действий. В рамках школьного обучения метод проектов можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение обучающимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска. Метод проектов – это такой способ обучения, при котором ученик самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Понятие проектного обучения.
Проект–это буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности. Под проектом подразумевается – план, предложение, предварительный текст какого – либо документа и т.д.
Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
Проект – это «пять П»: Проблема – Проектирование – Поиск информации – Продукт – Презентация. (Шестое «П» - Портфолио проекта, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы).
С точки зрения школы проектный подход значим двояко. Прежде всего – это учебное средство, дающее надежду успешнее справляться с рядом «вечных» образовательных проблем, и само включение этого средства в учебный процесс, что дает учащимся жизненно-практическое умение. Без такого умения не обойтись и учителям, намеренным расширять свой педагогический инструментарий.
Все новое-это хорошо забытое старое
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Его называли также «методом проблем», и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образования, разработанными американским философом и педагогом Джоном. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком. Этот метод как нельзя лучше соответствует духу и укладу жизни предприимчивых и жизнелюбивых жителей.
Метод проектов привлек внимание педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 г. была организована группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. Постановлением ЦК ВКП (б) в 1931 г. метод проектов был осужден. С тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. Разумеется, со временем произошли изменения; сам метод не стоял на месте, идея обросла технологической поддержкой, появились подробные педагогические разработки, позволяющие перевести метод проектов из категории педагогических «произведений искусства» в категорию «практических приемов». Родившись из идеи свободного воспитания, метод проектов постепенно «самодисциплинировался» и успешно интегрировался в структуру образовательных методов. Но суть его остается прежней - стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен школы.
В настоящее время метод проектов, возникший более ста лет назад, переживает второе рождение. Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата
Многочисленными исследованиями было установлено, что проектная деятельность выступает как важный компонент системы продуктивного образования и представляет собой нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов через активные способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез), направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода.
Программа по технологии с 5 по 8 класс предусматривает выполнение творческих проектов по различным разделам.
Хотя опыт моей работы еще мал, но я активно использую на своих уроках проектный метод обучения. В ходе изучения разделов учащиеся обязательно выполняют практические, учебные задания для освоения новых приемов, навыков, новых технологий. И хотя эти учебные задания выполняются под моим руководством, тем не менее, дети имеют возможность проявлять творческий подход в полном объеме. Например, после изучения раздела обработка древесины учащиеся самостоятельно работают над созданием творческого проекта. Этому предшествует, мое объяснение последовательности работы над ним. Основным заданием является выполнение письменного проекта, сопровождающегося рисунками, схемами, инструкционными картами. Это является обязательным для всех, но некоторые учащиеся, более творчески подходят к выполнению этого задания и готовят презентацию проекта.
Подводя итог сказанному, можно назвать много причин, определяющих необходимость строить обучение учащихся в образовательной области «Технология» на основе метода проектов. Благодаря использованию метода проектов повышается творческое
развитие учащихся; естественным образом происходит соединение теории и
практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается
активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности;
укрепляется чувство социальной ответственности.