СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Проектная деятельность - совместный увлечённый поиск учителя и ученика, нацеленный на результат."

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подведение итогов серьёзной научной, проектной работы с учеником.

Просмотр содержимого документа
«"Проектная деятельность - совместный увлечённый поиск учителя и ученика, нацеленный на результат."»




Проектная деятельность - совместный увлечё

нный поиск учителя и ученика, нацеленный на результат

В наши дни есть немало людей, которые просвещены всесторонне, в вопросах мировой художественной культуры в целом, и в культуре собственного народа, в частности. Среди них, действительно, есть настоящие знатоки страниц истории и культуры мира, и совершенно конкретные знатоки осетинской истории и культуры, послушав которых, дух захватывает и зримо могут ожить картины того, о чём они утверждают. Немало и тех, кто очень далеки в познании истоков национальных истин; в познании национального колорита музыки осетинского народа; красоты его языка в литературном поэтическом изложении. Кто – то просто на волне современных достижений осетинского искусства, и ему не важно где находятся источники этих достижений, пока его не заинтересовать этим; кто – то только начал получать современное образование и ему самое время с этим знакомиться и осмысливать; кто – то любит и узнает о «родниках национальных осетинских истин» и именно он становится настоящим собеседником и советчиком в исследовании этих вопросов, а кто – то и вовсе притягивает «нужное» из разных областей жизни и науки, и выходит на новые уровни, что очень не просто! При этом, стоит подчеркнуть, что зрелищная сторона встреч осетинского зрителя и слушателя с национальным колоритом музыки, и в частности – пением, танцами и просто исполнением музыки – весьма популярна у нас в Республике.

Присутствуя на зрелищных мероприятиях, мы стремимся получить удовольствие, а в ходе их, всё чаще звучат песни уж очень «осовремененные» к сегодняшнему дню, при этом созвучны этому и современны костюмы исполнителей. Бывает и так, что совсем не ощущается осетинский колорит музыки в мелодии, а текст при этом, звучит на осетинском языке… Что касается последнего, то ощущается отсутствие «чистоты жанра», что удивляет…

Мне и моей ученице, Дзитоевой Алане искренне захотелось изучить ряд вопросов. Осмыслить то, что нам известно о национальной культуре и прийти к выводам, которые принесут пользу молодому поколению нашей Республики и, в частности, тем, кто целенаправленно будут беречь наследие предков. А вопросы такие: -

Откуда берёт своё начало осетинская музыка? Какими инструментами, она, когда – то передавалась из поколения в поколение? Что необходимо знать современному молодому человеку – осетину – осетинке, ребёнку дошкольного возраста и школьнику о национальной музыке и искусстве в целом? Каким путём следует прийти к убеждению, что «Народная осетинская музыка – источник познания, здоровья и радости?»

Это должно стать изучение каждым осетином самого себя!

Во – первых, осмысливая, анализируя, изучая выше обозначенные вопросы, мы в своей работе должны были прийти к выводам, которые имели бы для нас большое значение, так как Алана относится к подрастающему поколению Осетии, и на момент исследовательской деятельности интересовалась искусством, историей, медициной, исполняла роли в школьном драмкружке и увлекалась поэзией.

Во – вторых, заявленные вопросы, как нам казалось имеют особый статус и будут приоритетны и актуальны для нашей Родины, так как, они делают осетинский народ неповторимым по своей национальной красоте в содружестве других многочисленных народов России.

В – третьих, мы понимали, что наше мнение и труд вольётся в труд нашей республики по сохранению и приумножению идентичности интеллектуального наследия предков, особенно, для молодого поколения осетин!

Методы, которыми мы пользовалась, можно назвать не однородными; так как имели место и теоретический и практический поиск (изучение литературных источников, письменных и архивных материалов), а также методы, обеспечившие получение практических результатов исследования: беседа, слуховой анализ музыки и выражение заявленных эмоций в форме небольших экспромтных рисунков учащихся, которые мы представили на XVI Республиканском конкурсе молодых исследователей “Национальное достояние России” (Ступень в науку) вместе с итогами работы.

Великий наш современник – осетинский композитор и педагог Феликс Алборов, писал в своё время о том, что певцы-сказители, хорошо знакомые с народным творчеством и фольклором, сумели в свою очередь, уже своим творчеством, донести до нынешних времен, суть традиций и отношений, сложившихся столетиями у наших предков. Благодаря им, на сегодняшний день, мы знакомы с совершенно исполненной глубокого драматизма историей, из жизни Сырдона – эта история знатокам известна, как «История рождения фæндыра» (Дыууадыштанон фæндыра– двенадцати струнная осетинская арфа), и с восхитительным почти волшебным сказанием о силе музыкального звучания свирели (уадындз), которой владел Ацамаз.

Откуда берёт своё начало осетинская музыка?

У музыковеда Цхурбаевой, мы находим, что и она ссылается, на сведения, изложенные Коста Левановичем Хетагуровым, в части применения небольшой двенадцати струнной арфы в жизни осетинской семьи. Упоминая о том, какое внимание получает тяжело больной человек со стороны родственников, она приводит слова К. Л. Хетагурова из этнографического очерка «Особа»: - «Что бы отвлечь больного от мысли о болезни, родственники стараются быть весёлыми, рассказывают сказки, играют на осетинском фæндыре – небольшой двенадцати струнной арфе и под её аккомпанемент рассказывают легенды о нартах, даредзанах и других мифических героях».

На ряду с щипковым извлечением музыкального звука из струн арфы, у осетин, широкое распространение и применение, с далёких времён получил смычковый струнный музыкальный инструмент - Хъисын – фæндыр.

Освоение содержания УМК для 1 класса является начальной ступенью формирования у школьников целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской, осетинской и зарубежной музыкальной классики, образцов музыкального фольклора, современного музыкального творчества. В центре УМК акцент делается на явления осетинской музыкальной культуры в сопоставлении с русской и зарубежной. В учебнике и рабочей тетради обозначены темы, в названиях которых выражены художественно-педагогические идеи уроков четверти, года. Они становятся своеобразным нравственно-эстетическим стержнем занятий музыкой, так как помогают раскрыть «вечные темы» – темы добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти, материнства, защиты Отечества и другие. Также ориентируют учащихся на знакомство с музыкой в широком культурологическом контексте. Этот инструмент с протяжным извлечением звука был широко распространён у нашего народа.

Вообще из истории музыки нам известно, что древнейшие смычковые инструменты не имели музыкальных ладов; что материал, который использовали для создания инструментов первые мастера - их формы, конструкции, а также, сама технология изготовления инструментов, отражали достаточно далёкие этапы музыкально – инструментального мышления народа. Что касается хъисын – фæндыра, то при подробном изучении сведений об этом инструменте, нам удалось установить следующее:

Согласно обычаю ранних астрологических представлений, имевших широкое распространение в народе, мастера – изготовители данных инструментов, не позволяли себе заготавливать материал (Древесину), в период «Новолуния», так как изготовленный из такого материала инструмент, объясняли они, будет звучать не достаточно певуче и резонанс звука не будет достаточно благозвучным на слух, и к тому же, такой инструмент не будет долго служить музыканту, так как будет подвержен физической порче гораздо быстрее, чем инструмент исполненный из древесины, заготовленной хотя бы в последнюю четверть фазы растущей луны.

Заготовленная древесина, по словам мастеров, лучшая та, что вырастет на южном склоне (хуссар – хурдзæстырдыгæй), а не на северном. И бралась древесина из средней части срубленного дерева, так как эта часть легче всего поддавалась обработке. Инструмент изготавливал мастер вручную, где чаша инструмента готовилась из твёрдых пород деревьев, например – липы, бука или клёна, а для лучшего резонанса звука он мог сделать на дне инструмента отверстие, а гриф изготовить из дерева другой породы, например, из сосны. Сверху, деревянная чаша, обтягивалась кожей.

Головка, которой заканчивался вверху гриф – не редко была в виде головы животного или птицы либо просто и строго заканчивалась без каких- либо украшений.

Струны инструмента, изготавливались из конского волоса (5-10 волосин), скрученного в жгут – один конец которого замыкал массивный узел, который в свою очередь закреплялся подгриф, а другой конец, продевался в колок и натягивался музыкантом на нужную высоту звучания. Струн было либо две, либо три.

Смычок – это согнутая в виде лука трость с натянутым конским волосом; или почти не согнутая трость, выполненная настоящим мастером из дерева упругой породы, с натянутым на неё опять же конским волосом. Иногда, трости, мастер придавал совсем замысловатые очертания и натягивал конский волос в количестве 30-40 волосин.

Некоторые мастера, игры на инструменте, удерживали один конец натянутых струн (он был не зафиксирован с одной из сторон), что давало по убеждению большинства слушающих и исполняющих музыку, на инструменте, «свободу» отразить большую динамику мелодии, извлекая звук, а значит прибавить прямо во время исполнения большее количество оттенков в аккомпанементе, что делало исполнение притягательным и эмоциональным. Безусловно это требовало от музыканта дополнительного мастерства владения и смычком.

Обращаясь к исследованиям в области изучения этого осетинского народного музыкального инструмента осетинским композитором и педагогом Феликсом Шалвовичем Алборовым, стоит подчеркнуть, что он предупреждает современного молодого осетина-гражданина, так сказать приемника национальной культуры и традиций о том, что современная международная терминология, используемая при описании струнных музыкальных инструментов никак, не опишет в полной мере всех тонкостей отделов этого народного осетинского инструмента. При всей кажущейся внешней простоте, этому инструменту, за продолжительное служение, люди дали каждой его части свои народные, в какой – то степени примитивные названия, - «но это только первое впечатление. Стоит вникнуть в смысл того или иного термина, как становится ясно, что суть данного явления или предмета нормами нашего языка передана с предельной точностью, а для понимания этой «предельной точности» требуется самая малость – знать свой язык, его природу, мыслить на нём». (Ф. Ш. Алборов «Музыкальная культура осетин» стр. 126).

Есть и такие характеристики данного инструмента, которыми народ не просто наделил его, чтобы придать ему ещё более легендарный оттенок, а потому, что он на самом деле был действенен. Например, прежние осетины знали о том, что хъисын-фæндыр, в руках музыканта был способен предсказывать погоду. Один из современников того времени Абаев Самсон вспоминал: - «Ещё я застал, когда по звуку хъисын-фæндыра определяли перемену погоды. Если погожие дни сменялись пасмурной, дождливой или снежной погодой, то накануне звук инструмента становился бессильным, хриплым, инструмент начинал гундосить – «хъым-хъым кæнын», словно на него «хандра нападала».

В нашей гимназии, есть классы, с литером «А», которые обучаются по полилингвальной системе обучения; в том числе и по музыке. В этих классах, наряду со знаниями европейской и русской культуры дети получают знания и из осетинской культуры и искусства. Мы вместе с моей ученицей на одном из уроков в 1 классе, дали детям послушать звучание хъисын – фæндыра. Дети, подавляющим количеством определили звучание инструмента назвав его «скрипкой», кое кто, высказался, что это звучит «пианино», и лишь три человека не назвав инструмент, сказали, что звучит осетинская музыка. Нам очень захотелось к следующей встрече с ребятами, рассказать им как можно подробнее о легендарном инструменте, и мы с моим поспешили в музей национального искусства и культуры. Были уверены, что увидим музыкальные инструменты, но при входе в музей строгий голос сообщил, что может быть в хранилищах и есть такие экспонаты, но в данной экспозиции их нет. И добавил – «Пройдите, посмотрите какой - то один там есть!»

Войдя в один из залов, мы увидели в самом центре, тот самый «один» хъисын – фæндыр, ему по праву определили достойное место, ведь на протяжении такого долгого периода истории нашего народа, подобный инструмент был в руках, почти каждого осетина, который хоть сколько мог играть и любил музыку, не говоря о почтенных мастерах игры на нём! С разрешения смотрителей, мы сделали фотографию инструмента, для новой встречи с первым классом и пошли к выходу. Уже прощаясь, поинтересовались – нет ли в продаже брошюр или буклетов с изображениями осетинских музыкальных инструментов. Но и этого не оказалось…

Дальше, уже заглядывая в магазины проспекта разыгрался интерес к вопросу, а в сувенирной продукции, как – то отражено «музыкальное искусство осетин»? Оказалось, что из достаточно большого количества предлагаемой продукции – отражающих музыку предметов оказалось самая малость: «Пастух играющий на покривившемся уадындз», «Брелоки в виде «дала – фæндыр»», «Девушка – осетинка с осетинской гармоникой в руках» - все эти сувениры мне разрешили сфотографировать и готовясь к новой встрече с первоклассниками, я уже готова была показать то, что есть в открытом доступе прямо сегодня! А ещё что бы было не так сложно перечислить составные хъисын – фæндыра, мы обратили осетинские названия составных инструмента почти в стихи:

Хъæды цъупп – æлхъивæнтæ

Аранбос хæцæн

Хъистæ – къуыдыры уалцъар.

Растгæнæн фæрск – æлхъивæн

Тагуромæны къæбæл зæлдуадзæн

Йа улæфæн – æрдын

Æрдынæг – æрдыны цъупп

Æрдын хъис æвдузаны.



И когда показывали детям изображение инструмента вблизи, объясняли именно так, а на русском языке получилось, что родилось вот такое стихотворение:



Вот верхушка и колки,

Верхнего порожка гриф

Струны тянутся в длину,

Закрепили их под гриф.

Резонатор – не один –

Что бы звук был красивей

Трость смычка, как тетива –

Заиграть хочу скорей!



Как знать, а вдруг, когда – ни будь из наших многочисленных учеников кто-то станет музыкантом, и будет помнить, как в первые ему рассказали о легендарном инструменте в его любимой гимназии на уроке «музыки»?!

В конце встречи на этом уроке, мы предложила группе ребят из класса нарисовать любимыми цветами солнышко, своё имя в виде неба и облачка, ветерок, музыку своей Родины и конечно подписать свой экспромтный рисунок – буквами, которые они уже знают и умеют писать. Эти небольшие рисуночки мы показала школьному психологу, и она дала заключение.



Рисунки вызывают положительные эмоции. Цветовая гамма в целом благоприятная и говорит о гармоничности эмоций.

«Розовый» и «фиолетовый» цвета, говорят о подсознательном желании учащихся познать себя, о стремлении к духовному контакту. Учитывая, что речь шла об историческом музыкальном инструменте «хъисын – фæндыре» и звучала музыка в это время в его исполнении, можно сказать, что цветовая гамма нарисованных нот говорит о внутреннем освобождении, о переходе от бессознательного к сознательному. Показывает движение вперёд и обновление сил…

«Голубой» цвет (воздуха Республики), привносит ощущение мира и тишины; выбранные цвета, говорят о чувстве безопасности и о желании само утверждаться.

В рисунках, явно проглядывается желание раскрыться, высказать свои эмоции и избавится от каких – то проблемных ситуаций.

Использованная цветовая палитра во всех рисунках в большей степени воспринимается левым полушарием мозга, и оказывает положительное влияние, на учёбу и приобретение профессиональных навыков.



Паркаули Анна Сергеевна – школьный психолог

(Рисунки, как упомянуто выше находятся в хранилище “ДДТ”, которое проводило конкурс)



После окончания гимназии Алана уехала в город Санкт-Петербург получать медицинское образование, а на момент нашей совместной деятельности, она говорила: - “ Чем больше я буду знать, о причинах ухудшения самочувствия человека, о способах оказания ему помощи, включая и те, о которых сообщу в этой работе, тем лучше будет для меня, как специалиста и для людей, которые будут обращаться ко мне за помощью. Интересно, какое значение музыка оказывает, и оказывала на жизнь человека?”

Издавна врачи применяли музыку для лечения больных. Пифагор - великий математик и философ, ввел понятие "музыкальной медицины" и дал научное объяснение использованию музыки для лечения, оно звучало примерно так: - "Всякая мелодия синхронизирует работу внутренних органов человека. Происходит это потому, что любой из наших органов - источник энергии и электромагнитных волн заданной частоты, а так как звуки тоже являются волнами, они входят с ними в резонанс - и настройки нашего тела меняются». Многие заболевания, учёный лечил при помощи составленных им специальных музыкально – звуковых композиций.

Влияние музыки на физиологические показатели исследовали во многих странах. Силу воздействия имеет ритм музыки, ее громкость и тембр, а также частота звуковых волн. Музыка важна всему живому для здорового образа жизни! Обратимся к публикациям, которые есть в открытом доступе интернета. Из них следует: - «Классическая музыка» оказывает на человека позитивное воздействие: улучшает память, повышает уровень IQ, гармонизирует физиологические процессы. Предполагают, что причина этого таится в естественном звучании классических инструментов и ритмическом рисунке, который совпадает с ритмом сердцебиения. Считается, что и диапазон, и звуковые сочетания классики находятся в гармонии с органами и в целом, с системами организма. Тяжелый рок, хэви-металл, рэп действуют на здоровье достаточно деструктивно». Причем разрушение касается клеточного уровня. Ученые считают, что пагубную роль играют усиливающие эффект децибелы. Искусственные компьютерные звуки, диссонирующие сочетания и нередко безумно быстрый ритм - разбалансируют деятельность мозга, эндокринной системы, вызывая сбои в работе сердца, сосудов, и как следствие того - крайне негативно влияют на психику. На подобных концертах, любителям такой «музыки», нередко фиксируют случаи звуковой контузии или полной потери слуха и ряд нарушений памяти.

Большое количество исследований влияния музыки на организм человека, подтверждают один и тот же настойчивый вывод восприятия музыки В. А. Моцарта. Феномен его мелодий до сих пор не изучен, но позитивное влияние его музыки на живые организмы несомненно, причем даже у тех людей, которые совершенно равнодушны к классике». Музыка В. А. Моцарта воздушна, в меру шутлива, не спеша тороплива певуча и очень изящна – любимые мелкие длительности в музыке. Мы её воспринимаю именно так. В этой связи проведём аналогию с музыкой осетинского композитора и педагога – патриота осетинской истории и культуры Феликса Шалвовича Алборова. Главную тему концерта этого композитора для фортепиано с оркестром «си» минор, в темпе allegro (moderato assai), которому уже более 50 лет, характеризуют так: - «Фортепиано «поёт» нежную и строгую, трепетную и целомудренную мелодию…» В этой связи могу сказать о том, что мы обнаружила, а именно, что она, « главная тема» и вся I часть концерта оказывает на нас самое позитивное влияние не менее, чем гениальная музыка Моцарта, и тоже признана многими мастерами – великими нашими современниками - гениальной и излучающей счастье. Звучит певуче, воздушно и немного шутливо, и что особенно близко к характеристике музыки В. М. Моцарта – она, не спеша тороплива - любимые мелкие длительности в музыке, но уже у Ф. Алборова. Для осетинского же слушателя она ещё и национальна! Если вы переутомлены и хотите некоторого умиротворения, то тут нужно прослушать II часть этого же концерта, как «жемчужина мелодической фантазии композитора», увлечёт вас в путешествие на воздушном шаре, по небосводу, над горами Кавказа. Этот видоизменённый, сглаженный акцент синкопы в старинном «Симде» (главная мелодия II части), как космический сигнал, переданный на Землю от Небожителей, представителей пантеона «Осетинских Божеств». Вот такой может быть релаксация!

Мы вместе написали с Аланой первый в её жизни рецепт: -«Если вам нужно вдохновить и наполнить себя самыми положительными эмоциями с помощью музыки, то музыка Концерта для фортепиано с оркестром Ф. Ш. Алборова – ваш друг!»

Продолжая знакомство с публикациями о влиянии музыки на человека и не только, интерес вызвали сведенья том, что колокольный звон, оказывается губителен для вирусов и бактерий, и как утверждают учёные, они погибают почти мгновенно. Недаром звонари, отличаются завидным здоровьем, за исключением «самой малости» - глохнут… Слушая скрипку расслабляем и умиротворяем чувствительную нервную систему; кларнет борется с депрессией, помогает работе сердца; флейта полезна астматикам и тем, у кого болит печень; рояль гармонизирует работу щитовидной железы, нормализует деятельность мочеполовой системы, а царственный орган действует на позвоночник, а также на головной и спинной мозг.

Великое значение для здоровья народа, играет этническая музыки, так как она отлично успокаивает, возвращает людей к их гармоничному, ощущению своего истинного состояния. Ученые рекомендуют слушать композиции своих народностей, так как этническая музыка совпадает с архетипом человека. Простой звонкий и доступный в пользовании инструмент – «уадындз» (свирель), берущий своё начало из очень далёких времён осетинской культуры, ассоциированный у осетинского народа с именем самого молодого нарта, героя «Нартского эпоса» – Ацамаза, который владел ею виртуозно. «Многие ошибочно считают Ацамаза – пастушком. Между тем, он был одним из сильнейших нартских богатырей…» Кадджытæ зæгъынц: «Ацæмæз – Нарты бонвæрнон, Нарты рухс хур». Этот инструмент жив и сегодня. На этом инструменте выучилось играть много мальчиков и девочек, посещающих музыкальные учебные заведения нашей республики. Инструмент прост и звонок – всего два, три, игровых отверстия, расположенных в нижней части ствола открытой продольной флейты, не обусловленной строгими размерами. «С помощью языка и губ, и различных приёмов закрывания пальцевых отверстий, а также путём передувания, можно извлечь довольно большое количество звуков. Диапазон инструмента свыше двух октав». Упоминание инструмента ярко отражено в эпическом жанре осетин, а также в пословицах, загадках и народных афоризмах, одна из которых звучит так: - «Хороший пастух руководит своим стадом не окриками, ни палкой, а игрой на своём уадындз». «Фыййауы уадындз фос-хизæнуаты фæндыр у».

Подошло к концу моё повествование, но не пришла я к концу того пути, который называется «Путь познания истории и культуры своего народа». Передохну немного, и повернусь в ту сторону, куда подскажет мне сердце и ум, и снова потянусь к живительным родникам, чтобы испить саму истину.

Таким образом «Народная осетинская музыка в частности – выступила в наших исследованиях, как источник познания, здоровья и радости»! Этот путь - изучение каждым осетином самого себя! Нам удалось узнать о том, что начало своё осетинская музыка берёт из «Нартского эпоса», а именно, из многочисленных сказаний о нартах, которые сказывались под древний и певучий «хъисын – фæндыр», о котором знают теперь и наши ученики к чему я имею самое прямое отношение. Что наши юные дети рады встрече с национальным искусством и открыты новым знаниям. Я буду их находить и сообщать им о них. Славные, трагические и просто бытовые страницы истории нашего народа передаются из поколения в поколение народным творчеством и теперь уже авторским творчеством в национальном колорите. Получила я сведения о «уадындз», и моя ученица Дзитоева Алана и, если ей доведётся лечить больных с заболеваниями уха, носа, горла, она будет на ряду с известными приёмами лечения, рекомендовать и таковой – «играть на осетинской свирели, активно задействовать слух, регулировать дыхание при извлечении звука, то есть нос и горло должны слаженно работать, вследствие чего они начнут очищаться. Со временем, от таких занятий будет образовываться устойчивость к заболеваниям соматического толка, уйдёт стресс, устойчивее станет нервная система и увеличится приток кислорода к мозгу, что будет нормализовать кровеносное давление, а у некоторой иной категории больных наладится неплохая координация пальцев, которая возможно была нарушена вследствии разного рода иных патологий. Для болеющих (слушателей), эффект также положителен: улучшится кровообращение, поднимется настроение и человек сольётся с музыкой, тем самым приобщится к культуре того народа, чей колорит в ней будет отражён (а колорит будет подобран в зависимости от симптомов, и пожеланий, которые мне сообщит больной. Ценные знания, которые сохраняет и передаёт последующим поколениям наш народ пропуская через себя и рождая новые национальные талантливые явления, гарантирует сохранение нас как осетинской нации!







Список использованной литературы:



  1. К. Л. Хетагуров «Собрание сочинений» Этнографический очерк «Особа» Москва 1951г.

  2. Т. Батагова «Композиторы Осетии» Владикавказ 2000г.

  3. З. Габуева «Духовые оркестры: «Забвение и путь к возрождению»», Владикавказ, Издательский Дом «Терские новости»2015 г.

  4. К. Г. Цхурбаева «Некоторые особенности осетинской народной музыки» Сев. – Осетинское издательство, Орджоникидзе 1959г.

  5. Ф.Ш. Алборов «Музыкальная культура Осетии» 1980г.

  6. Материалы Интернет http://life.mosmetod.ru/index.php/item/vliyanie-muzyki-na-chelovek