СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приоритетом начального общего образования стало формирование у школьников умения самостоятельно добывавть новые знания.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность в начальной школе»

МКОУ «СОШ №9 города Аша Челябинская область

(с профессиональным обучением)»

Сытина Надежда Михайловна, учитель начальных классов


Проектная деятельность в начальной школе


В настоящее время приоритетом начального общего образования стало формирование у школьников умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Педагогическая задача учителя в современной школе – вовлекать детей не в повторение и запоминание готового, а в размышление о том, что неизвестно. В связи с этим, важнейшей задачей обучения стало развитие универсальных учебных действий. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения предлагает конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход: изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный). Одной из задач ФГОС является воспитание активного участника образовательных отношений. Актуальным становится организация проектной деятельности в образовательном процессе. Организация проектной деятельности в начальных классах специфична и требует соблюдения некоторых условий:

  1. «Исходи из ребёнка» - проекты должны быть посильны ребёнку. Чем меньше ребёнок – тем проще проект.

  2. Максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности прямо в школе.

  3. Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом.

Младший школьный возраст операционально-технический по своему основному назначению, он попадает на формирование способов действия, которые ребенок и приобретает в школе1. В начальной школе основной целью образования является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учится – способности самоорганизации с целью решения учебных задач2. В начальной школе круг учебных ситуаций практически полностью задается учебной книгой (или другими учебными материалами). Для школьника проектная деятельность – это стремление к самостоятельности, для педагога – средство решения педагогических задач. Проектная деятельность не должна заменять учебную деятельность.

Современные исследования показывают, что «полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным особенностям младших школьников»3. Но так как результатом современного образования должна стать самостоятельность, компетентность, ответственность, инициативность, то такие результаты нельзя достичь без проектной деятельности. Под проектной деятельностью младших школьников понимается совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

В начальной школе проектная деятельность является служебной, вспомогательной. Подготовкой к выполнению проектов учащимися основной школы в начальной школе можно рассматривать микропроекты (короткие индивидуальные задания) и проектные задачи. Проектные задачи и микропроекты готовят ученика начальной школы к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене. Выполняя микропроекты, ученик не ограничен рамками обычного учебного задания, он может придумывать, фантазировать, проявлять свою индивидуальность и самостоятельность. Участвуя в решении проектных задач, учащиеся имеют возможность в созданной ситуации осуществлять пробы, поиски, испытания способов и средств действия, конструируемых в ходе решения системы проектных задач.

Работая по данной теме, мы ознакомились с современными исследованиями, изучили научную литературы, познакомились с опытом работы других педагогов. Предлагаем алгоритм проектирования предметной проектной задачи по литературному чтению для начальных классов, который можно применить к любому изученному разделу по предмету и использовать по любому УМК. Продуктом данной проектной задачи является создание книги.

Структура проектной задачи состоит из следующих этапов:

1. Описание проблемной (квазиреальной, модельной) ситуации.

Постановка задачи. Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации (формулировка задачи скрыта в описании проблемной ситуации).

2. Система заданий, которые должны быть выполнены группой детей. Количество заданий в проектной задаче - это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена (создан какой-то реальный "продукт", который можно представить публично и оценить).

3. Итоговое задание. Место сборки "продукта", оформление итогового результата. Что значит "задача решена"? Это означает, что создан какой-то реальный продукт, который можно представить публично и оценить4.

Опираясь на структуру проектной задачи, предлагаем следующий алгоритм:

  1. Проблемная ситуация (учитель предлагает проблему, учащиеся определяют задачу, которую необходимо решить).

  2. Материалы для решения задачи (информация: заголовки, иллюстрации, тексты, отрывки текстов, листы для оформления, алгоритм по составлению нерифмованного стихотворения).

  3. Рефлексия (предлагается оценочный лист).

  4. Представление продукта.

Данная работа рассчитана на 1-2 урока, выполняется в группе. Учитель в процессе решения обучающимися проектных задач консультирует, помогает в определении проблемы, замысла ее реализации; наблюдает за ходом работы учащихся; оказывает помощь отдельным учащимся; поддерживает рабочую обстановку в классе; оценивает деятельность на каждом этапе.

Пример проектной задачи по литературному чтению, 2 класс

Создание книги «Устное народное творчество»

Инструкция по созданию книги

Дорогие ребята! Издательство «Школа» просит у вас помощи в создании книги «Устное народное творчество» для учеников 1-2 классов.

Шаг 1. Книга будет посвящена четырём жанрам устного народного творчества. Посоветуйтесь и решите, кто с кем в группе хотел бы работать. Разделитесь.

Шаг 2.Ознакомьтесь, с перечнем жанров, которые могут быть в вашей книге. Выберите из предложенных: загадки, пословицы, русские народные песни, русские народные сказки.

Шаг 3.Возьмите первую страницу, посвящённую вашему жанру. Всей командой прочитайте ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 и № 3и вместе решите, где ваши тексты и иллюстрации. Вырежьте из приложения и приклейте на свою страницу.

Шаг 4. Возьмите страницу ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 и придумайте всей командой нерифмованное стихотворение, посвящённое вашему жанру.

Шаг 5. Возьмите страницу ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 и оформите его как титульный лист вашей книги.

Шаг 6.Ваша книга почти закончена! Осталось только перечислить авторский коллектив и указать имя главного редактора. Сделайте это на отдельной странице ПРИЛОЖЕНИЕ № 5.

Шаг 7. Придумайте, что кто и что будет рассказывать о вашей книге, о её разделах, об иллюстрациях. Прорепетируйте выступление. Говорите громко, уверенно.

Шаг 8.Послушайте выступления других команд, задайте вопросы.

Шаг 9.Вместе с экспертом проанализируйте работу своей команды.

Оцените работу команды.


 Работы педагогов нашей школы по проектной деятельности опубликованы в изданиях « Сессия опорных площадок ГБУ ДПО РЦОКИО», в репозитории «МРООП НОО». Анализируя опыт организации проектной деятельности в начальной школе, выделяются следующие результаты, указывающие на преимущества применения проектного метода в образовательном процессе школы:

  • работа над минипроектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предметам. Это подтверждается следующими фактами: прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность выбираемых исследований, минипроекты становятся лично значимыми для учащихся; у ребят проявился стимул не только получить хорошую оценку, но и добиться успехов в выполняемой работе;

  • работа над проектными задачами повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся: немотивированные на учебу дети, заинтересовавшись какой-нибудь проблемой и выполнив проектную задачу, пусть даже на вторых ролях в группе, приобретают уверенность в своих силах, таким образом для них создается реальная ситуация успеха в обучении;

  • для одаренных детей участие в проекте еще одна возможность проявления творчества, развития в совместной деятельности с учителем, родителями и одноклассниками творческого потенциала, накопление опыта самостоятельной работы; успешное участие обучающихся в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Решение проектных задач, выполнение минипроектов не только работает на перспективу, но и способствует более высокому уровню усвоения программного материала начальной школы.



1 См.: Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя. – М., 2011.

2 См.: Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя. – М., 2011.

3 См.: Под редакцией Воронцова А.Б. Проектные задачи в начальной школе: Пособие для учителя. – М., 2011

4 См.: Под редакцией Воронцова А.Б. Проектные задачи в начальной школе: Пособие для учителя. – М., 2011