СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа с 1 по 4 класс. 

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность в начальной школе.»











Рабочая программа внеурочной деятельности

по общекультурному направлению

«Проектная деятельность»


































Программа курса внеурочной деятельности

«Проектная деятельность»

Пояснительная записка


Программа внеурочной деятельности «Проектная деятельность» составлена на основе авторской программы Горячева А.В. « Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100» согласно требованиям ФГОС. Программа направлена на умение сознательно и творчески выбирать оптимальные способы и подходы для решения практической деятельности, мыслить системно, комплексно; непрерывно овладевать новыми знаниями, выявлять творческие способности школьников, развивающиеся в процессе выполнения проектных заданий.

Данная программа может быть применена в школах, и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира в начальной школе, на уроках технологии, на внеклассных занятиях. Использование метода проектов позволяет реализовывать деятельный подход, который способствует применению умений, знаний, полученных при изучении школьных дисциплин на разных этапах обучения и интегрировать их в процессе работы над проектом. Это позволяет не только претворять в жизнь самостоятельный принцип обучения, но и использовать знания, полученные в ходе изучения других школьных дисциплин.

Именно творческая проектная деятельность школьников будет способствовать их дальнейшему образованию, формированию навыков культуры каждого подрастающего человека, что поможет ему по-иному взглянуть на среду обитания, более рационально использовать имеющиеся ресурсы Отечества, приумножать природные богатства и человеческий потенциал. Возрождающийся проектный метод обучения, при его умелом применении, по-настоящему позволяет выявлять и развивать задатки личности, ее способности.

Темы проектов выбираются учащимися самостоятельно или по рекомендации учителя. Рекомендуя темы творческих проектов, следует учитывать возможность реализации межпредметных связей, преемственности в обучении. Проекты выполняются как индивидуально, так и в составе группы - временного, творческого коллектива.

Программа обучения рассчитана на школьников 3- 4 классов. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с проектной деятельностью.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Практической значимостью  данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  1. Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

  2. Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  3. Системность организации учебно-воспитательного процесса;

  4. Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Связь с другими программами, работающими по такому же направлении, заключается в следующем: в начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.

Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.


Целью программы является развитие свободной творческой личности ребенка в процессе выполнения проекта как самому, так и в группе детей, которое определяется задачами развития этой личности на этапе выполнения проекта и задачами исследовательской деятельности детей в процессе всего проекта.

Задачи программы:

Образовательные: структура программы позволяет познакомить детей 3 – 4 классов с многообразием проектов, умением самостоятельно находить к ним необходимый минимум материала, формулировать и высказывать свою точку зрения в процессе подготовки проекта, учитывать возможность реализации межпредметных связей.

Развивающие: развивать свободную творческую личность, наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать речь, мышление, воображение; проявлять свои теоретические, практические умения и навыки при подборе и переработке материала.

Воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь. А также культуру труда и этику общения, бережное отношение к источнику знаний – книге, компьютеру, справочной литературе, журналам, газетам.


Основные принципы, положенные в основу программы:


1. Развивать поисковую деятельность детей – способность к определению задач на основе поставленной проблемы.

2. Умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;

3. Принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

4. Принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

5. Развивать художественный вкус младшего школьника; совершенствовать стиль партнерских отношений в группе.

6. Решать разнообразные конструктор – технологические и технические задачи, возникающие в ходе выполнения проектов.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее востребованность в современной начальной школе, актуальность, развивающая ценность.

Методы работы:

Словесные методы: рассказы детей, сообщения, доклады на заданную тему, подготовка и чтение рефератов - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

Наглядные методы: демонстрации поделок, плакатов, макетов, схем, иллюстраций, рисунков. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления, внимания, младших школьников.

Практические методы: – это изготовление плакатов, схем, различных моделей, поделок. Позволяют найти самореализацию личности младшего школьника путем развития его интеллектуальных возможностей, волевых качеств, и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых проектов, обладающих субъективной или объективной новизной и имеющих практическую значимость.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Проектная деятельность» необходимо использовать такие формы проведения занятий как занятия-встречи с информаторами, поисковые работы, выполненные задания. Не следует понимать проект как контрольную работу. Проект – творческая работа, во время которой школьники продолжают пополнять знания и формировать умения, необходимые для выполнения работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать свою значимость в учебном процессе, ценность общения.

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов (1-й класс) предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Второй уровень результатов (2–3-й класс) предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Третий уровень результатов (4-й класс) предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Программа «Проектная деятельность» предусматривает следующие формы контроля знаний: выполнение проектных работ обязательно должно завершаться их защитой в присутствии всего класса. Это мероприятие формирует у учащихся чувства ответственности, вносит в учебный процесс дух здоровой состязательности. Занятия курса проводятся 1 раз в неделю в течение 1 академического часа.





Учебно-тематический план

3-4 класс

Темы

проекта

Количество часов

теория

практика

мероприятия

всего часов

1. Введение

1

-

-

1

2. «Правильное питание»

1

5

1

7

3. «Новогодняя елка»

2

5

1

8

4. «Перемена»

2

3

1

9

5. « Герб посёлка »

3

4


1

9

Всего

9

17

4

34



1. Введение

1

-

-

1

2. «Красная книга родного края»

1


5


1


8

3. “Учимся решать экологические проблемы в школе”

2

5

1

8

4. «Праздник за честь школы»

1

8

1

10

5. «Хлеб всему голова»

1

5

1

7

Всего

6

23

4

34


Содержание курса

3 класс.


Тема 1: «Введение» (1ч)

Что такое технология проектного обучения? Значимость проектной технологии. Источники, из которых берется материал: книга, Интернет, информаторы, телевидение и другие источники. Выбор предполагаемых участников проекта.

Виды проектов.

По времени: краткосрочные, среднесрочные, длительный проект.

По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.

По содержанию: многопредметный, межпредметный, надпредметный.


Классификация проектов по ведущим видам деятельности: учебные исследования (очень популярный); информационный (сбор и обработка информации); игровые (занятия в форме игры); творческие проекты, практико -ориентированные (практические). Некоторые отличия проектной деятельности от традиционной учебной деятельности.

Тема 2: Проект «Правильное питание»”. (7 ч)


Дети - это будущее России, их здоровье во многом зависит от правильного питания.

  1. Показать на примере рассказов, сказок, стихов значимость правильного питания. (1 ч)

  2. Провести анкету среди детей: «Как надо правильно питаться?». (Выдвинуть на обсуждение детей такие вопросы: - какие фрукты и овощи необходимы человеку каждый день?- как правильно составить рацион полноценного завтрака, обеда, ужина? – какие витамины присутствуют в той или иной пище? – нужно ли в рацион человеческого питания включать супы, борщ, рыбу, мясо, молоко, творог, сыр, всевозможные каши (перловая, гречневая, ячневая, манная, геркулесовая)? – чем богат хлеб, из каких сортов пшеницы его делают? – что еще добавляют в хлеб?) (1 ч)

  3. Провести конкурс поделок, газет, викторин, фотоконкурс о правильном питании. (1 ч)

  4. Составить рацион недельного питания твоей семьи. (1 ч)

  5. Создать стенд о правильном питании. (1 ч)

  6. Украсить зал для презентации поделками, газетами, фотографиями. (1 ч)

  7. Провести презентацию проекта. (1 ч)

Тема 3: Проект «Новогодняя елка» (8 ч)

  1. Провести беседу - путешествие: «Новогоднее дерево – елка».

Дать задание о сборе материала на тему: «Новогоднее дерево – елка». По следующим вопросам: - Откуда к нам пришла эта традиция – ставить хвойное дерево и украшать его на новогодний праздник? (воспользоваться литературой, Интернетом, журналами и газетными публикациями для расширения знаний и представлений детей в ходе подготовки проекта.) (1 ч)

  1. Просмотр сказки: «Новогодние приключения Маши и Вити». (1 ч)

3. Провести тест: «Что я знаю о елке?» (вопросы, предложенные учителем: - почему мы, наряжаем елку?)

- какие украшения, вешали люди в далекой старине на елку?,

- какие новогодние традиции остались у нас, от далекой старины?,

- кто приходит к нам в гости на новогодний праздник?,

- как называют Деда Мороза, в других странах? (Франции, Англии, Японии). (1 ч)

4. Найти наиболее популярные песни о новогоднем празднике и выучить их наизусть. (3 ч)

5. Устроить конкурс «Образ зимы в твоих картинках, поделках, рассказах, сочинениях, стихах» (сделанных руками детей). (1 ч)

6. Завершить проект защитой в виде новогоднего представления в классе. (1 ч)

Тема 4: Проект “Перемена”.(9 ч)

  1. Провести беседу: «Развлекательная игра на перемене».

  2. Провести беседу, на которой дети узнают о том, что бывают игры, отличающиеся: по динамике, по целям воспитания. Дети должны понять, что одни игры подходят для игры на перемене, а другие нет, потому, что не соответствуют правилам поведения в школе. (1 ч)

  3. Нахождение и подбор игр детьми с 1 по 4 класс, в которые можно играть на перемене. (1 ч)

  4. Провести линейку. (каждый класс представляет и показывает найденные игры) (1 ч)

  5. Провести, анкетирование среди родителей и учащихся, выявить, что ЗОЖ они понимают большей частью, как физическое развитие. (1 ч)

  6. Изготовление для родителей информационного стенда, разъясняющего аспекты системы ЗОЖ и принципы построения воспитания ЗОЖ. (1 ч)

  7. Познакомить учащихся с вопросами, касающимися проблем здорового образа жизни и охраны здоровья. (1 ч)

  8. Разучить с детьми игры на развитие чувства времени и умение составлять режим дня. (2 ч)

  9. Провести презентацию проекта. (1 ч)





Тема 5: Проект “Герб посёлка”. (9 ч)

1. Познакомить с началом создания городских гербов. Откуда идет эта традиция и для чего необходимо иметь городу флаг, герб. (лекция по геральдике.) Дать задание о сборе материала: «Что изображалось на гербах городов». (1 ч)

2. Прослушать сообщения: «Что изображалось на гербах городов, и почему выбор падал именно на эти предметы?». (1 ч)

3. Провести анкету: «Что изображено на гербе нашего посёлка?» Дать задание, узнать из газетных публикаций, Интернета, книг, как образовался герб посёлка. (1 ч)

4. Написать сочинения: «Мой посёлок». (о родном посёлке) (1 ч)

5. Провести творческую работу по созданию символа (герба) своего посёлка. ( 1 ч)

6. Собрать фотографии о посёлке.(1 ч)

7. Оформить стенд: «Мой посёлок». (2 ч)

8. Провести презентацию проекта. (1 ч)

4 класс.

Тема 1: «Введение» (1ч)

Что такое технология проектного обучения? Значимость проектной технологии. Источники, из которых берется материал: книга, Интернет, информаторы, телевидение и другие источники. Выбор предполагаемых участников проекта.

Виды проектов.

По времени: краткосрочные, среднесрочные, длительный проект.

По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.

По содержанию: монопредметный, межпредметный, над предметный.


Классификация проектов по ведущим видам деятельности: учебные исследования (очень популярный); информационный (сбор и обработка информации); игровые (занятия в форме игры); творческие проекты, практико- ориентированные (практические). Некоторые отличия проектной деятельности от традиционной учебной деятельности.


Тема 2: Проект “Красная книга родного края”. (7 ч)

  1. Провести экскурсию в Краеведческий музей посёлка(1 ч)

  2. Провести анкету на тему: «Мой родной край». (1 ч)

  3. Познакомить с растениями и животными родного края, дать задание о сборе материала о редких растениях и животных нашего края. (1 ч)

  4. Создать Красную книгу растений и животных родного края. (1 ч)

  5. Оформить стенд «Как прекрасен наш край». (1 ч)

  6. Подготовить выставку рисунков и поделок о родном крае. (1 ч)

  7. Провести защиту проекта в виде заседания клуба «Почемучка». (1 ч)

Тема 3: Проект “Учимся решать экологические проблемы в школе”.(8 ч)

1. Провести «Урок – экскурсию» по школе и прилегающей к ней территории. (1 ч)

2. Определить с помощью тестирования экологическое состояние территории школы и пришкольного участка. (1 ч)

3. Провести анкету «Что ты можешь сделать для улучшения экологического состояния коридора, класса в здании своей школы». (1 ч)

4. Предоставить детям возможность написать сочинения на тему: «Экологическое состояние школы и его улучшение по моим представлениям» (изложить свою точку зрения на предмет улучшения экологического состояния школы и пришкольного участка.) (1 ч)

5. Сформировать группу детей для улучшения экологического состояния школьного коридора, свого отдельно взятого школьного кабинета, выдвинуть перед ними определенные задачи, сформулировать правила по которым будет существовать данная группа (озеленение, развешивание гардин, влажная уборка подоконников на большой перемене). (1 ч)

6. Приведения в порядок школьной территории (уборка осенней и весенней листвы, подравнивание кустарников силами детей, высадка однолетних и многолетних цветов и трав). (1 ч)

7. Изготовления стенда с фотографиями детей работающих добровольно по улучшению экологической проблемы в школе и пришкольном участке. (1 ч)

8. Провести презентацию проекта. (1 ч)


Тема 4: Проект: «Праздник юбилей школы» (10 ч)


  1. Провести беседу о школе, школьных традициях. (1 ч)

  2. Дать задание по классам: а) подвести итог работы (в виде небольшого эссе) за прошедшие учебные четверти. б) представить к награждению отличников учебы и активных участников в жизни школы и класса. (1 ч)

  3. Провести конкурс поделок, рисунков, газет к празднику «За честь школы». (2 ч)

  4. Провести сбор анкет об учащихся предыдущих лет в нашей школе. (1 ч)

  5. Подобрать и разучить по классам стихи и песни о школе. (3 ч)

  6. Оформить выставку поделок, рисунков, газет к празднику «За честь школы» (1 ч)

  7. Провести презентацию проекта в виде праздника «За честь школы». (1 ч)

Тема 5: Проект: «Хлеб всему голова» (7 ч)

  1. Провести беседу о хлебе его значимости в рационе питания человека (1 ч)

  2. Провести экскурсию на хлебоприемный пункт (1 ч)

  3. Подготовить и провести конкурс поделок, рисунков, газет на тему: «Хлеб – всему голова!». Дать задание изготовить самостоятельно костюмы для сказки: «Хлеб наше богатство и его надо беречь» (1 ч)

  4. Подобрать и разучить песни, стихи, загадки, крылатые выражения о ХЛЕБЕ (1 ч)

  5. Пригласить на заседания клуба: «Почемучка» ветерана войны. (1 ч)

  6. Написать сочинения на тему: «Хлеб – наше богатство и его надо беречь!». (1 ч)

  7. Завершить проект презентацией в виде сказки на тему: «Хлеб наше богатство и его надо беречь!» (1 ч)

Ожидаемые результаты

Личностные результаты – учащийся может научиться:

  • развивать организаторские и лидерские способности;

  • применять полученные знания и умения в различных видах деятельности;

  • адекватно оценивать результаты собственной деятельности;

  • уважительно относиться к людям, их труду,

  • конструктивному взаимодействию как в микро- группах, так и в классных коллективах и разновозрастных группах.



При изучении программы внеурочной деятельности «Проектная деятельность»

учащиеся должны знать:

- Что такое правильное питание;

- Памятники нашего посёлка и района;

-Что изображено на гербе нашего посёлка и почему;

- Растения нашего края, занесенные в красную книгу;

- Традиции школы, в которой он учится;

- Что значит, экологические проблемы школы и как их решать своими силами;

- Откуда к нам пришла традиция праздновать новый год и почему мы наряжаем именно это хвойное дерево на новогодний праздник, как празднуют новый год в других странах;

Учащиеся должны иметь общие представления :

- о внеурочном курсе: «Проектная деятельность» (чем он занимается и для чего его необходимо изучать в школе);

- результатах, к которым ведет составление проекта; о структуре проекта; этапах его выполнения;

- практические навыки исследовательской работы. Развитие наблюдательности, способности к анализу.

Учащиеся должны уметь:

- вести поисковую работу по теме, которую определили для исследования;

- посещать музеи, выставки, культурные мероприятия;

- участвовать в работе клубов, проведении праздников,

- читать дополнительную литературу, работать с Интернетом;

- слушать и слышать своего товарища.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • Планировать (составлять план своей деятельности);

  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.

Организация внеурочной деятельности по направлению «проектная деятельность» организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.

Рекомендуемая литература

для учителя:


  1. Горячев А.В. Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100» / А.В. Горячев // Начальная школа плюс До и После. – 2004. - № 5. – С. 3 – 8.

  2. Землянская Е.Н.Учебные проекты младших школьников/ Е.Н. Землянская // Начальная школа. – 2005. - № 9. – С. 55-59.

  3. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии / Д.Г. Левитес – Мурманск, 1997.

  4. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителей нач. классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана – Граф, 2002.

  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М. : Народное образование, 1998.

  6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2009.

  7. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты: популярное пособие для родителей и педагогов / И.В.Цветкова. – Ярославль: Академия развития, 1997.

  8. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Издательско-торговый дом «Корифей» - Волгоград, 2007.


для учеников и родителей:


    1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности. Под ред. проф. Е.Я. Когана. Рабочая тетрадь 5-7 класс. Издательство «Учебная литература», 2007.

    2. Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления. – Москва, издательство «Аркти», 2006.

    3. Откупщиков Ю.В. К истокам слова: Рассказы о происхождении слов. Азбука-классика, 2008.

    4. Ступицкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: лекции 1-8. -М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.

    5. Ступицкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. - Ярославль: Академия развития, 2008.



Нормативная база курса


  1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос.акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М. : Просвещение, 2010.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования:. — М. : Просвещение, 2009.

  3. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование. – М., 2010.












12