ГБОУ ДПО РК КРИППО
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ
дополнительной профессиональной программы повышения квалификации
«Современные воспитательные технологии в образовательных организациях интернатного типа»
Осина Анна Петровна
Реферат на тему:
«Проектная исследовательская деятельность
воспитанников интерната»
2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
Глава 1 - «Теоретические основы формирования информационной культуры школьников»
1.1. - Подходы к определению понятия «информационная культура»
Глава 2 - «Организация проектной исследовательской деятельности с использованием компьютерных технологий и телекоммуникаций»
2.1 - «Организация проектной исследовательской деятельности учащихся школы интернат на уроках информатики и информационно-компьютерных технологий»
2.2. - «Организация проектной деятельности учащихся по средствам телекоммуникаций»
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Проектирование является предметом изучения и вспомогательным средством во многих сферах деятельности человека и рассматривается как процесс изменения действительности. К середине XX в. проектирование широко распространилось в технических отраслях знаний и в гуманитарной сфере. Появилось организационное, дизайнерское, экономическое, профессиональное, экологическое, педагогическое и другие виды проектирования. Проблемы проектирования, формирования новых педагогических практик, разработки технологического обеспечения новых педагогических идей, теорий в истории образования педагогической мысли занимали одно из приоритетных мест. Европейское общество достаточно чётко определяет главные цели образования учащегося. Предполагается, что учащийся должен иметь точку зрения, уметь принимать решений в группе, слаженно работать в коллективе, одновременно развивая свои индивидуальные способности, а также стремиться овладеть новыми технологиями.
Одна из задач образования заключается в том, чтобы всем без исключения дать возможность проявить свои таланты и творческий потенциал.
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Школа-интернат призвана решать не только образовательные, но и большие социальные задачи по сохранению и развитию системы хозяйственных отношений, семейно – общинных форм жизни, обучению, развитию и воспитанию детей, приобщению к традициям и ценностям отечественной истории и культуры.
Школа -интернат призвана помогать решению ключевых проблем подготовки молодежи к жизни.
Современная образовательная политика России определяет цели и основные задачи модернизации образования. Главной целью является - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его постоянности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Основная роль отводится школе, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Обновление образовательной деятельности, достижение нового качества образования связывают с информатизацией образования, оптимизацией методов обучения, активным использованием технологий открытого образования.
Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
развивали бы в первую очередь обще учебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию
учащихся в учении;
формировали умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью
были бы приоритетно направлены на развитие познавательного интереса учащихся;
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-исследовательской деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Данная проблема очень актуальна, т. к. в нашей школе знакомство с проектной деятельностью и осуществление её, происходит не только в процессе обучения, но и во внеклассной работе.
Наиболее эффективной формой организации внеурочной деятельности школьников, оказалась организация совместных проектов.
Основной формой организации учебной деятельности учащихся в сети стала проектная деятельность.
Представляется, что адекватной современным требованиям к обновлению методических систем обучения предметным дисциплинам является личностно-ориентированная теория образования и концепция потребностно-информационного подхода П.В. Симонова. Основными технологиями личностно-ориентированного образования являются: обучение в сотрудничестве, проектная деятельность (метод проектов), разноуровневое и дифференцированное обучение. Для стимулирования интереса учащегося к проектной деятельности необходимы методы создания ситуации. Актуальности исследуемых проблем позволили выявить противоречия связи содержания проектной деятельности с жизнью, осознание общественной и личной значимости освоения компьютерных коммуникаций учащимися в проектной деятельности, что является важным фактором мотивации обучения.
Указанное противоречие помогло сформулировать исследовательскую проблему, современное понимание использования проектной деятельности в школе.
Проблема обусловила выбор темы «Проектная исследовательская деятельность воспитанников интерната».
Объект: является процесс обучения проектной исследовательской деятельности учащихся в школе интернат.
Предмет: организация проектной исследовательской деятельности учащихся, обеспечивающей развитие творческих способностей и учебной активности школьников.
Цель исследования - рассмотреть проектную исследовательскую деятельность учащихся и совершенствование методической системы обучения.
Задачи:
1. На основе анализа литературы и существующего педагогического опыта уточнить возможности, особенности и педагогические условия использования проектной исследовательской деятельности.
2. Раскрыть структуру, содержание проектной исследовательской деятельности, раскрыть методику выполнения проектов.
3. Охарактеризовать материально-техническую базу проектной исследовательской деятельности.
Методологическую основу исследовательской деятельности составили современные философские, общенаучные концепции в сфере культуры и образования, историко-педагогические и общепедагогические теории.
Методы исследовательской деятельности – теоретический анализ педагогической и исторической литературы, диссертационных исследований по изучаемой проблеме.
1. «Теоретические основы формирования информационной культуры школьников»
1.1 Подходы к определению понятия «информационная культура»
Исторический подход к пониманию информационной культуры наиболее полно представлен в работах К. К. Колина, А. И. Ракитова, Э. П. Семенюка и др. В рамках этого подхода делается акцент на анализ генезиса информационной культуры, выявляется ее конкретно историческая и социальная обусловленность. Предпринимаются попытки формирования исторической модели информационной культуры, в которой и должны сочетаться временной фактор и перечни компонентов информационной культуры.
Изобретение книгопечатания – одна из первых эффективных информационных технологий, приведшая к информационной революции, которая радикально изменила производство, культуру и способ организации общественной и исторической деятельности. Произошел рост количества используемых в обществе информационных документов, а самое главное – началось распространение информации, научных знаний и информационной культуры. Книгопечатание дало возможность собрать все достижения человеческой мысли и ускорить процесс получения знаний, позволило тиражировать тексты для большого количества людей. Переход к новому электронному этапу информационной истории человечества обеспечила информационная революция, связанная с использованием в практике средств цифровой вычислительной техники. Особенно бурное развитие этот процесс получил в последние тридцать лет, когда были разработаны и стали широко выпускаться промышленностью персональные ЭВМ (Электронно-вычислительная машина). Их появление произвело подлинный переворот в информационной сфере общества, во многом изменило психологию и практику научной, педагогической и производственной деятельности человечества.
Сегодня информатизация общества оказывает революционное воздействие на все сферы жизнедеятельности общества. Кардинально изменило условия жизни и деятельности людей, их культуру, стереотип поведения, мышление. Именно поэтому, разворачивающийся на наших глазах процесс информатизации общества следует квалифицировать как новую социотехническую революцию. С точки зрения исторического подхода, содержание и характер информационной культуры меняется в условиях трансформации и информационной жизни общества. Каждый новый этап совершенствования информационной культуры не отвергает составляющие предыдущих этапов, а наоборот включает их в себя как необходимые. Информационная культура выступает в этом случае как способ «сглаживания противоречий социального характера посредством их информационного регулирования». Основными носителями информационной культуры выступают социальные группы и социальные институты.
Понятие «информационная культура» определяют в широком и узком смысле. В широком смысле информационная культура – это совокупность механизмов и принципов, обеспечивающих взаимодействие этнических и национальных культур. В узком смысле информационная культура – это способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки учащегося к эффективному использованию информационных средств и информации.
Информационная культура личности выступает как одна из важных составляющих общей культуры человека, без которой невозможно взаимодействовать в информационном обществе. Информационная культура личности формируется на протяжении всей жизни человека, причем, как правило, этот процесс имеет, как правило, стихийный характер, зависящий от степени возникновения перед личностью задач.
Таким образом, можно выделить две сущностные составляющие понятия «информационная культура личности» – это знания, умения и навыки эффективного поиска информации, и ее использование для решения теоретических и практических задач. Большую роль в формировании информационной культуры играет образование, которое должно формировать нового специалиста информационного сообщества.
В начале 1980-х годов И. Я. Лернер предпринимает попытку описать понятие «информационная культура» с педагогической точки зрения. Он считал, что информационная культура личности имеет непосредственное отношение к общеучебной культуре, то есть это взаимосвязанные знания и умения для успешного усвоения других предметных сведений. Речь идет об умениях, которые не относятся к конкретному предметному содержанию, а обслуживают самостоятельное усвоение учебной информации. Эти умения можно отнести к содержанию общеучебной информационной культуры. В ее состав входят умения пользоваться информацией адекватного содержания, осуществлять ее генерацию, передачу, приемы запоминания и преобразования. Они образуют обязательный фундамент для последующего овладения компьютерной культурой.
В нашем исследовании информационная культура рассматривается в узком смысле и понимается как разносторонние умения и навыки поиска и использования человеком нужной информации для решения теоретических и практических задач. Для этого необходимо вырабатывать следующие навыки и умения: разделение информации; выделение значимой информации; выработка критериев оценки информации; а также умение производить информацию и использовать ее.
2. «Организация проектной исследовательской деятельности с использованием компьютерных технологий и телекоммуникаций»
2.1 «Организация проектной исследовательской деятельности учащихся школы интернат на уроках информатики и информационно-компьютерных технологий»
В целях обучения информатике и ИКТ в школе интернат заявлено приобретение опыта проектной исследовательской деятельности. В школе интернат программой по информатике и ИКТ предусмотрено выполнение учащимися проектов. При организации проектной исследовательской деятельности с школьниками, учитель должен руководствоваться особенностями развития ребенка. Поэтому первые творческие работы лучше предложить выполнить ученику самостоятельно, выбирая с помощью учителя интересующую его тему, например: "Мое имя", "Моя семья". Учащийся выполняет задание, которое является осмысленным, интересным и важным лично для него, и при этом:
- осваивает модели учебной деятельности,
- приобретает конкретные технические навыки в использовании ИКТ, получает представления о широком спектре технических решений (оборудования и информационных ресурсов),
- получает наиболее существенные базовые знания из области информационных технологий,
- развивает навыки общения.
Весь курс обучения информатике и ИКТ в школе интернат можно представить в виде большого межпредметного проекта, в котором выделяются более мелкие проекты, как индивидуальные, так и групповые. Работа в одном проекте может естественным образом перетекать в следующий, объемлющий его проект. Например, проект "Фамильное дерево" служит естественным продолжением проекта "Моя семья", а этот - проекта "Мое имя". Все проекты должны предполагать как компьютерную, так и предварительную без компьютерную технологию реализации. Работа над содержательным проектом типа "Моя семья" может быть продолжена или частично дублирована в реальном пространстве - созданием фотографий, отпечатанных на принтере, набранных на компьютере текстов и рисунков, сделанных красками и фломастерами.
В ходе учебной деятельности каждый учащийся, а также класс в целом, формирует свое личное информационное пространство. Это пространство включает в себя мультимедиа-сочинения класса и каждого учащего, а также другие информационные объекты, в том числе - результаты проектной исследовательской работы.
Такой опыт организации учебного процесса в школе интернат позволяет говорить о высокой эффективности использования современных информационных технологий, предполагающих познание через деятельность.
При активном использовании ИКТ уже в школе интернат успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решение.
В школе интернат в соответствии с возрастными особенностями школьников 8-9 классов, проектную исследовательскую деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать возможности ученика выбора индивидуальной формы работы. Метод проектов как технология компетентносто-ориентированного образования подразумевает продуктивную деятельность учащихся, способствует формированию информационно-коммуникационной компетентности, а также компетентности, которую условно можно назвать "способность к деятельности". В процессе реализации проекта у учащихся формируется готовность к целеполаганию, к оценке, к действию и готовность к рефлексии. Проектом может быть и компьютерный курс изучения определенной темы, и компьютерная игра и тематическое общение по электронной почте и многое другое. Проектная исследовательская деятельность, обеспечивающая формирование информационно-коммуникационной компетентности, может быть представлена тематическими проектами, реализуемыми в течение одного или нескольких уроков до длительных проектов, с их продолжением и расширением на курсах по выбору, факультативах, элективных курсах. Например, проект "Создание локальной сети" (9 класс) по теме "Топология сети" может быть продолжен на избирательном курсе "Телекоммуникации и Интернет".Кроме тематических проектов, программой курса информатики и ИКТ для основной школы предусмотрено выполнение проектов из других предметных областей: история, филология, математика, искусство и др. Для успешной реализации межпредметных проектов, учителю рекомендуется организовать совместную деятельность учащихся с учителем соответствующей предметной области. Выполненные в результате проектной деятельности работы могут стать методическим или справочным пособием по соответствующему предмету.
В старшей школе в курсе "Информатика и ИКТ" программой предполагается проведение больших практических работ, ориентированных на получение содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. На уроках информатики и ИКТ учащиеся приобретают опыт использования теоретических знаний и средств ИКТ в реализации прикладных проектов, связанных с учебной и практической деятельностью.
Презентацию результатов проектирования целесообразно проводить на уроках обобщения, а также на заседаниях научного общества учащихся или школьной конференции. При этом педагоги должны иметь в виду реальные сроки проведения таких мероприятий и соответствующим образом планировать завершение работ обучающихся. Дать тем самым шанс обучающемуся публично заявить о себе и своей работе, получить подкрепление в развитии личностных качеств и проектной исследовательской компетентности.
Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной исследовательской деятельности обучающимся необходимо проводить подготовительную работу. Должны быть предусмотрены запасы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки обучающихся и педагогов. Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта или исследования. Ему понадобятся до определённой степени сформированные умения и навыки (проектирования или исследования) для самостоятельной работы. Новые знания для обучающихся в ходе проекта учитель может дать, но в очень незначительном объёме и только в момент его востребованности обучающимися.
Каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым. Необходимо предусмотреть материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение, информационные и информационно-технологические ресурсы, организационное обеспечение, отдельное от урочных занятий место. Разные проекты потребуют разное обеспечение. Проектная исследовательская деятельность обучающихся побуждает к организации информационного пространства школы интернат.
Поскольку проведение проектной исследовательской деятельности обучающихся требует значительных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр.), формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной исследовательской деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий поэлементно. Они осваиваются как общешкольные (над предметные) и соединяются в общее технологическое умение в процессе работы над проектом. Для этого используются специальные организационные формы и методы. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе. При оценке успешности обучающегося в проекте необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать: 1) степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом; 2) степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли; 3) практическое использование предметных и общешкольных знаний, умений, навыков; 4) количество новой информации, использованной для выполнения проекта; 5) степень осознания использованной информации; 6) уровень сложности и степень владения использованными методиками; 7) оригинальность идеи, способа решения проблемы; 8) осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования; 9) уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности; 10) творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; 11) социальное и прикладное значение полученных результатов.
Применение метода проектов является поиском путей решения проблем, которые в рамках традиционно используемых методов обучения решить невозможно в связи с различным стартовым уровнем знаний и умений школьников по информатике и ИКТ. Даже знания детей с высоким уровнем подготовки, как правило не выстроены в логике курса и требуется определения пробелов в знаниях с последующей коррекцией.
В настоящее время метод проектов активно внедряется учителями информатики в образовательный процесс. Как показывает опыт учителей, данный метод является эффективным методом обучения.
2.2. «Организация проектной деятельности учащихся по средствам телекоммуникаций»
Данный метод возник еще в 1920-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманного направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом, именно в этом знании. Очень важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Вот тут-то и требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребёнка, для решения которой необходимо приложить полученные знания и новые, которые ещё предстоит приобрести.
Метод проектов привлёк внимание русских педагогов ещё в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
В последнее время метод проектов становится в нашей стране не просто популярным, но и «модным», что вселяет вполне обоснованные опасения, ибо где начинается диктат моды, так часто отключается разум. Теперь часто приходится слышать о широком применении этого метода в практике обучения, хотя на поверку выходит, что речь идёт о работе над той или иной темой, просто о групповой работе, о каком-то внеклассном мероприятии.
Умение пользоваться методом проектов – это показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся.
Понятия, структура, классификация проектной деятельности: впервые употребил слово «проект» в 1908 году заведующий отделом воспитания сельхоз школ Д. Снезден в сельскохозяйственном обучении. С помощью проектов предлагалось связать работу школ с потребностями сельскохозяйственного производства. Бюро воспитания узаконило термин «проект» в 1911 году.
Подходы к пониманию сущности этого метода в отечественной и зарубежной педагогике были несколько различными. Русские ученые связывали методы обучения прежде всего с проблемой развития личности, подготовкой её к жизни и труду.
В отечественной педагогике этот метод рассматривался как средство всестороннего упражнения ума и развития мышления, развития творческих способностей, развития самодеятельности и подготовки школьников к самостоятельной трудовой жизни, подготовки воспитанников к профессиональной деятельности, слияния теории и практики в обучении. В настоящее время в связи с обновлением отечественного образования, внедрением образовательной области «Технология», метод творческих проектов находит всё большее распространение в школах интернат и профессиональных учебных заведениях России. Проведённый анализ позволяет нам определить творческую проектную деятельность школьников как комплексный вид деятельности по созданию изделий и услуг, обладающих объективной или субъективной новизной и имеющих личную или общественную значимость. Проектная исследовательская деятельность, как любая другая, имеет определённую структуру, которая включает в себя цель, мотивы, функции, содержание, внутренние и внешние условия, результат.
Целью проектной деятельности школьников является создание продукта, обладающего объективной или субъективной новизной и имеющего личностную или социальную значимость.
В качестве мотивов проектной исследовательской деятельности выступают социальные и личностные потребности в материальных и духовных ценностях.
Проектная исследовательская деятельность выполняет творческую, преобразовательную, исследовательскую, новаторскую, отражательную, технологическую функции.
Содержание проектной исследовательской деятельности составляет проведение исследовательских подготовительных операций, практическое изготовление изделия, оценку и защиту объекта деятельности.
Наиболее глубокие и содержательные проекты выполняются как правило, в ходе внеклассной деятельности это относится: 1) к проектам, выполняемым в ходе проектной недели; 2) к ролевым и исследовательским проектам, предполагающим выездной этап; 3) к продолжительным проектам, носящим, как правило, исследовательский характер. Проект как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей:
1) Исследовательский – по структуре напоминает подлинно научное исследование
2) Ролевой – разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.д.
3) Творческий – предполагает свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть театрализации, спортивные игры и т.д.
4) Информационный – направлен на сбор информации о каком-то объекте. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса, школы.
5) Практико-ориентированный проект – нацелен на социальные интересы самих участников проекта.
По содержанию проекты разделяются следующим образом:
- Экологические. Очистка загрязнённых производственных помещений, лесных и лесохозяйственных угодий, водоёмов; сбор и использование вторичного сырья для изготовления объектов труда учащимися.
- Комплексны. включающие интеллектуальные, материальные, экологические и сервисные составляющие. Например: оформление деловых бумаг, сервировка стола, оформление интерьера квартиры, моделирование причесок, организация гарантийного ремонта автомобилей и т.д. (8.с. 20)
- Сервисные. Сбор, оформление и представление информации, обслуживание и ремонт оборудования; ремонт и благоустройство жилья; оказание услуг.
- Интеллектуальные. Описание модернизированных, оригинальных новых технологий обработки материалов, продуктов, почвы; программы для ЭВМ; дизайнерские разработки.
- Материальные. Изготовление инструментов, приспособлений, бытовых устройств, средств малой механизации и автоматизации, учебно-наглядных пособий, упаковок, одежды, контролирующих устройств.
К проектируемому изделию предъявляются следующие требования.
- Экономичность. Необходимо изготовить изделие с наименьшими затратами и получением наибольшей прибыли при реализации и эксплуатации изделия.
- Технологичность. Заключается в возможности максимально простого изготовления изделия, в частности на имеющемся оборудовании, из доступных материалов, с наименьшими затратами труда, т.е. выбор наиболее рациональной технологии.
- Безопасность. Предусматривается как на стадии выполнения проекта, так и на стадии эксплуатации. Безопасность связана с системой мер по охране труда, производственной санитарией, гигиеной и т.д. В проекте должна исключаться возможность травматизма и профессиональных заболеваний.
- Экологичность. Состоит в том, что изготовление и эксплуатация изделий не должны повлечь за собой существенных изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека, животного и растительного мира.
- Системность. Содержание работ по выполнению проекта должно комплексно отражать изученный материал в течение года, быть политехнически направленным.
- Эргономичность. Тесно связана с научной организацией труда и предусматривает оборудование рабочего места с наименьшими энергетическими затратами человека при обслуживании.
- Посильность. Предполагает соответствие уровню развития и подготовки учащихся, их индивидуальным, возрастным и физиологическим возможностям.
- Творческая направленность и занимательность. Предполагает творческую деятельность и учет интересов детей.
- Значимость. Изготовленное изделие должно иметь определённую ценность, полезность для общества и конкретной личности. (10.с. 34,48)
- Эстетичность. Проектируемое изделие должно соответствовать требования дизайна, быть внешне эстетически красивым, модным, практичным, функциональным.
Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:
Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики проекта. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью и т.д.). Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.
Важным моментом является распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
Затем начинается самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
Постоянно проводятся промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе), в групповой работе, в библиотеке, медиатеке и пр.).
Необходимым этапом выполнения проектов является их защита, оппонирование.
Завершается работа коллективным обсуждением, объявлением результатов внешней оценки, формулировкой выводов.
Телекоммуникации – передача информации на расстояние электронными средствами. Компьютерные телекоммуникации – передача информации с одного компьютера на любой другой в любой точке земного шара. Компьютерные телекоммуникации позволяют учащимся и учителям из разных стран мира общаться друг с другом. В 80-е годы телекоммуникации использовались лишь как удобный и оперативный вид связи, поскольку вся сетевая работа заключалась в обмене письмами между учащимися. Однако, как показала международная практика и многочисленные эксперименты, в отличие от простой переписки, специально организованная целенаправленная совместная работа учащихся в сети может дать более высокий педагогический результат. Наиболее эффективным оказалась организация совместных проектов на основе сотрудничества учащихся разных школ, городов и стран. Основной формой организации учебной деятельности учащихся в сети стал учебный телекоммуникационный проект. Представьте себе, что какая-то проблема, которая заинтересовала вас (как учителя) и ваших ребят, требует для своего решения сбора многих и многих фактов, которые нельзя вычитать в литературе, которые невозможно в нужном объеме собрать в вашем регионе (например, экологическая проблема, биологическая, проблемы растениеводства, историческая проблема, этическая, связанная с особенностями национальной культуры, национального характера). Раньше мы вынуждены были в организации исследовательских работ учащихся (если таковые вообще организовывались) ограничиваться литературой ближайшей библиотеки, в лучшем случае материалами средств массовой информации. Ценность таких исследований также ограничивалась рамками данного региона и ценностью полученной информации. С помощью компьютерных телекоммуникаций вы можете провести ваш проект не только с партнерами из своего класса, но и других школ региона и даже с партнерами из других стран мира. Надо только заинтересовать их своей проблемой, что также не очень сложно, если вы дадите соответствующее объявление в какую-нибудь образовательную телеконференцию в сети Internet или наоборот изучите содержание аналогичных объявлений в сетях и найдете те из них, которые наиболее близки вам по проблеме. Такие совместные телекоммуникационные проекты обладают уникальной ценностью, помимо всех прочих, связанных с предметом исследования, программным материалом и прочее. Они связывают детей разных стран мира, раздвигают стены класса и делают лабораторией весь земной шар, где все мы граждане и нам интересно и полезно знать друг о друге как можно больше, интересно работать вместе, думать вместе, размышлять.
Телекоммуникационный проект — это совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую цель – исследование какой-то проблемы, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Специфика телекоммуникационных проектов заключается, прежде всего, в том, что они по самой своей сути всегда межпредметны. Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения общего знания. Но в телекоммуникационном проекте, особенно международном, требуется, как правило, более глубокая интеграция знания, предполагающая не только знание собственно предмета исследуемой проблемы, но и знания особенностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения. Тематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало привлечения свойств компьютерных телекоммуникаций. Другими словами, далеко не любые проекты, как бы интересны и практически значимы они ни казались, могут соответствовать характеру телекоммуникационных проектов. Как определить, какие проекты могут быть наиболее эффективно выполнены с привлечением телекоммуникаций?
Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным явлением, требующие сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы, предусматривается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия решения, разработки предложений, предусматривается сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или альтернативных способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффективного, приемлемого для любых ситуаций решения, т.е. для получения данных об объективной эффективности предлагаемого способа решения проблемы, предлагается совместное творческое создание, разработка какой-то темы, будь то чисто практическая работа или творческая работа, предполагается провести увлекательные приключенческие совместные компьютерные игры, состязания. Телекоммуникационные проекты, как и проекты любого вида, могут быть эффективны только в контексте общей концепции обучения и воспитания. Они предполагают отход от авторитарных методов обучения, с одной стороны, но с другой, предусматривают хорошо продуманное и обоснованное сочетание с многообразием методов, форм и средств обучения. Это всего лишь компонент системы образования, а не сама система. Организация телекоммуникационных проектов требует специальной и достаточно тщательной подготовки, как учителей, так и учащихся. Переориентация всей учебно-воспитательной работы учащихся по своему предмету на приоритет разнообразных видов самостоятельной проектной исследовательской деятельности учащихся, на приоритет индивидуальных, парных, групповых видов самостоятельной деятельности исследовательского, поискового, творческого планов. Это вовсе не означает, что следует полностью отказаться от традиционных видов работ, объяснительно – иллюстративного и репродуктивных методов, классно-урочной системы, коллективных, фронтальных форм работы. Речь идет о приоритетах, о смещении акцентов и не более того. Думается, постепенно, со временем сам по себе, вполне естественно встанет вопрос о том, что ориентация только на классно-урочную систему, в основном, на фронтальные виды работ не соответствует целям развивающего обучения. Учащийся может развивать свои потенциальные способности, природные задатки только при условии, если он будет иметь возможность работать в различных режимах, но с приоритетным акцентом на индивидуальной самостоятельной деятельности. Владение искусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своими авторитетом, способностью генерировать новые идеи, направить учащихся на поиск путей решения поставленных проблем. Умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый, положительный эмоциональный настрой. Если речь идет о международном проекте – практическое владение языком партнера, достаточную осведомленность о культуре и традициях народа, государственном и политическом устройстве страны, ее истории, владение компьютерной грамотностью (текстовым редактором, телекоммуникационной технологией, пользованием базой данных, принтером) и наконец, умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.
От учащихся требуется: 1)знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, выдвижение гипотез, методов их решения), 2) владение компьютерной грамотностью,
3) владение коммуникативными навыками; 4) умение самостоятельно объединять ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач, содержащихся в телекоммуникационном проекте, 5)в случае международного проекта – практическое владение языком партнера. Ученик должен уметь в области компьютерной телекоммуникационной технологии - умение войти в сеть (электронную почту); умение составить и отправить по сети письмо; умение «перекачать» информацию из сети на жесткий или гибкий диск и наоборот, с жесткого или гибкого диска – в сеть; структурировать полученные письма в специальной директории; работать в системах DOS и WINDOWS, пользуясь редакторами WORD разной модификации; входить в электронные конференции, размещать там собственную информацию и читать, «перекачивать» имеющуюся в различных конференциях информацию; входить в IP канал; пользоваться удаленными базами данных; пользоваться другими услугами Интернета. Разумеется, это не полный перечень пользовательских умений в области телекоммуникаций, но перечисленные элементарные умения позволят ученику чувствовать себя достаточно комфортно в сетях и достаточно полно пользоваться разнообразными услугами образовательных сетей. Если мы примем к сведению необходимость не только определенной подготовительной работы и с учителями (в первую очередь), и с учениками по овладению перечисленными выше навыками и умениями, но и постоянной, систематической работы в этих направлениях уже в ходе работ над телекоммуникационными проектами, мы можем приступить к описанию видов телекоммуникационных проектов.
Вывод:
Проектная исследовательская деятельность способствует формированию основных компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно добывать знания, получают навыки ориентирования в потоке информации, учатся анализировать, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения. У учащихся формируется своя точка зрения. Метод проектов позволяет учащимся перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению. Таким образом, проектная исследовательская деятельность формирует социальный опыт школьников в труде и общении, способствует их интеллектуальному росту, расширяет кругозор, как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал.
Заключение: Проектно-исследовательский деятельность приобретает в настоящее время все большую популярность в современном педагогическом процессе. Основной задачей проектного исследования является активизация личностной позиции, исследовательского мышления. В исследовательской деятельности нет готовых эталонов знания, явления, увиденные в живой природе, они требуют самостоятельного анализа в конкретной ситуации. Подобный подход формирует чувство личной причастности, вовлеченности, усиливает интерес к исследуемому объекту. Это особенно важно для экологического образования, поскольку основная цель экологического образования - не просто формирование теоретических знаний, а формирования определенного отношения к природе, экологического сознания. Данный процесс невозможно осуществить на основе представления только фактов, крайне необходима при этом личная вовлеченность в процесс. Именно поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает важное место в процессе экологического образования.
Считается, что проектно-исследовательская деятельность наиболее применима в школах интернат, однако и в дошкольных учреждениях имеются все предпосылки для использования данного метода обучения. Проектно-исследовательская деятельность может осуществляться в рамках работы ДОУ как дополнение к общеразвивающим, комплексным программам, так и в рамках программам экологического направления.
Тематика экологических проектов может быть самой разнообразной.
Однако в любом случае цели проектно-исследовательской деятельности как метода экологического образования будут достигнуты только в случае, если педагоги придерживаются определенных правил, основные из которых следующие: 1) работа должна быть организована таким образом, чтобы каждый учащийся хотел участвовать в исследованиях, проявлял инициативу, 2) необходимо предоставить учащимся свободу выбора, 3) необходимо избегать педагогичности и лозунгов, поскольку экологически грамотное поведение основывается на понимании, а не на запоминании.
Любая проектно-исследовательская деятельность вне зависимости от темы исследования должна включать такие этапы, как выбор темы и объекта, подготовка материалов и оборудования, получение начальных теоретических знаний об объекте, проведение исследований, обобщение результатов исследований, выводы, представление результатов.
При подготовке проекта и педагогам следует проявлять фантазию. Проекты могут осуществляться по различным темам, включать в себя различные виды деятельности - не только исследовательскую, носить как экологический, так и комплексный характер.
Список литературы:
Кадыкова, О.М. Общешкольный проект- основа механизма управления проектно-исследовательской деятельностью учащихся / О. М. Кадыкова
// Эксперимент и инновации в школе. - 2013.-№5
Тигров, В.В. Проектная деятельность учащихся в условиях творческой технологической среды / В. В. Тигров// Педагогика. - 2013.-№10
Байбородова, Л.В. Проектная деятельность школьников / Л. В. Байбородова, Харисова,И.Г.; Чернявская, А.П.
Городилина, Т.В. Проектная деятельность как метод развития самосознания и коммуникативных компетенций учащихся в информационной среде в системе федеральных государственных образовательных стандартов
Ильина, А.В. Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в условиях введения нового образовательного стандарта / А. В. Ильина// Научно-теоретический журнал ЧИППКРО. - 2011.-№11