СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа по истории казачества

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа казачки Полукаровой Дарьи.

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа по истории казачества»

Данковский муниципальный район





Муниципальный этап Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ обучающихся «Отечество»

Номинация «Этнография»

тема «История казачьих песен».



Выполнила: Полукарова Дарья Павловна,

ученица 7 б класса

МБОУ лицея № 4 г. Данкова (ул.Мичурина, д.8)

Руководитель: Рыжкова Елена Владимировна,

учитель истории МБОУ лицея № 4 г. Данкова,

тел. 905-044-19-72.









Данков, 2018 г.

Содержание.

  1. Введение………………………………………………3

  2. Виды казачьих песен…………………………….4

1. Историческая (военная) казачья песня……….4

2. Обрядовая песня………………………………….5

3. Удалая песня………………………………………7

4. Военная песня……………………………………...7

5. Духовное песнопение……………………………..8

III. Заключение…………………………………………...8

  1. Источники……………………………………………9





















  1. Введение.

Гипотеза: Знание истории своей страны неотъемлемая часть жизни образованного человека.

Цель работы: Сохранение народных культурных традиций Донского казачества.

Задачи:

1. Познакомиться с фольклорным жанром – казачьей песней, её истоками и героями.

2. Провести исследование по выявлению структуры казачьей песни;

3. Собрать и проанализировать истоки появления казачьих песен;

4. Изучение направлений и тематики казачьей песни.

При написании работы, я использовала следующие методы:

-словесный (беседа с руководителем фольклорного ансамбля «Донцы»);

- эмпирический (наблюдения за исполнением казачьих песен);

- наглядный (работа с иллюстрациями, книжным и архивным фондом по данной теме);

- практический .

Актуальность работы. Время неумолимо идет вперед, и сегодня все реже можно услышать настоящую казачью песню в ее оригинальном, первозданном варианте. Конечно, многие традиции сохранились в Донских хуторах и станицах, но с годами постепенно от нас уходят носители этих традиций, наши старики - казаки.

Я обучаюсь в казачьем кадетском классе, и поэтому мне стало интересно познакомиться с казачьим фольклором, а именно с казачьими песнями. Казачья песня -это эмоциональный опыт человечества. Переданные через века понятия о жизни, о смерти, о любви, о боли, о горе, о радости… Именно в песне передаётся от поколения к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. В песнях отражается вся история казачества России-от гимнов до обрядов, от лирики до баллад, народные мелодии и лучшие авторские произведения. Так, пять веков тому назад родилась казачья песня. Их много, песен казачьих - несколько тысяч. В этих песнях горела казачья душа. В них вспоминал казак свое прошлое, воспевал героев, вспоминал о милой, в них любил и под них плясал. Собирая материал о казачьих песнях, я встретилась с руководителем ансамбля «Донцы» Митиной Н.П. Из беседы с ней я узнала, что стилистическими отличиями казачьей песенной традиции является многоголосие с противопоставлением нижнему голосу верхнего подголоска, большая распетость музыкального материала. Для исполнения характерна отрывисто-эмоциональная, активная форма вокализации. По этим признакам традиция донских казаков сближается с региональными очагами юга России.

Хоров как таковых у казаков не было. Пели ансамблями по 5-6, 10-12 человек. Пение состояло из двух пластов, контрастных по функции: нижнего и верхнего. Нижняя партия (баса) - основная, верхняя («дишкант» - дискант) - подголосочна. Она противопоставляется басам. Дискантом чаще выступает женский голос, но гораздо лучше это делает высокий мужской тенор.

Тональность пения интуитивно определяет «начинщик» (запевала). Он же определяет темп и ритм песни. Остальные, импровизируя каждый по-своему, ведут свои варианты напева. В протяжных песнях музыкальное сопровождение отсутствует. Протяжные, или тяговые песни всегда четырёх- или трёхголосные. Плясовые («частые») - необыкновенно ритмичны, в них много синкоп, ритма из-под такта. Они «играются» как мини-спектакли. Ритм подчёркивается бубном, притопыванием, хлопками ладоней, по-свистом, ритмичными «Эх!», «Ох!», «Оп!» и так далее.

  1. Виды казачьих песен.

1. Историческая (военная) казачья песня.

Исторические песни охватывают период в истории русского государства с середины 16 по конец 19 столетия. Это песни о казачьем атамане Ермаке Тимофеевиче, Степане Разине, Петре Первом, знаменитом участнике послепетровской борьбы со шведами Иване Краснощёкове, о Семилетней войне, Суворове, Платове, события 1812 года. Элемент фантастики в исторических песнях сведён до минимума.

Местные протяжные песни в большинстве своем излагаются от лица мужчин, или передают переживания мужчины. Это песни не для развлечения, они заставляют думать, в них заложен смысл. Немалый интерес вызывает песня казаков с «Не с под тучушки да ветерочки дуют!»- о грамотах, которые им дал Иоанн Грозный, первый православный царь. Он вызывал и вызывает ненависть врагов России по одной простой причине: он возвеличил её политическую роль в мире, её экономическое и военное могущество.

Народные казачьи песни удивительно перекликаются с нынешними политическими событиями в мире. Народное творчество, созданное много лет тому назад, отвечает на непростые вопросы современности. Будто наши предки предчувствовали грядущие потрясения, связанные с возвращением Крыма в состав России или взаимоотношения между братскими народами России и Украины.

«Вот скоро вернем Севастополь родной-

к тебе, дорогая, вернуся»- слова из песни.

Из проведенной работы, следует вывод: казачья историческая песня – это идеальное выражение казачьей души и истинное отражение судьбы народа.

Одним из ярких примеров сплоченности и единства песни с жизнью молодого поколения и его истории является гимн Великого войска Донского.

2. Обрядовая песня.

Песня создаётся, когда душевные переживания требовали выражения в слове и мелодии. Через свадебные обрядовые песни узнаем обычаи наших предков. Мы их слышим и сейчас, они до сих пор звучат на свадьбах. Об обрядовых песнях, как наиболее распространенных в казачьих станицах, мне рассказала руководитель фольклорного ансамбля «Донцы» Митина Н.П.

Свадебный обряд у казаков по основным компонентам очень схож со свадьбой южнорусской традиции. Сформировался этот обряд в относительно позднюю историческую эпоху (в период реформ Петра Первого), испытал сильное воздействие украинского фольклора (особенно это проявляется в низовье Дона, в регионах, граничащих с исконными поселениями украинцев). До сих пор на хуторах стараются поддерживаться старинного обряда свадьбы.

В далёкие времена казаку достаточно было внести свою избранницу на казачий круг, прикрыв её полой своей одежды. Атаман спрашивал их, согласны ли они стать мужем и женою и тут же объявляли их супругами. Обрядовой свадьба стала с начала 19 века. Играли её после уборки урожая (после праздника Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября) или пасхальных праздников – на Красную горку. Обязательным был сговор – это то, что родители жениха и невесты предпринимают до свадьбы. Также распространённым обрядом был выкуп. Всё это веселье сопровождалось казачьими обрядовыми песнями. Самые распространённые из них: «Дай балалайку, дай варган», «По сеням, по сеням», «Мяла сени», «Калина – малина». Все эти обряды и песни дошли до наших дней, и ни одна свадьба без них не обходится.

Также обрядовыми являются и хороводные песни, которые и в настоящее время еще бытуют в казачьей среде. В силу исторически сложившегося быта станиц, преимущественно военного образа жизни казаков, слабо представлена земледельческо-календарная обрядность и сопровождающий ее песенный фольклор. В большинстве районов исконного расселения казаков обряды, связанные с уборкой урожая и окончанием сельскохозяйственных работ, неизвестны вовсе. Мы имеем лишь отрывочные сведения о существовании на Дону элементов земледельческо-календарной обрядной песни.



3. Удалая песня.

Удалые песни создаются в 15-19 веках, когда Россия ведёт многочисленные войны. Борьба за выживание способствует формированию человека особого типа, с обостренным чувством справедливости. Казачьи удалые песни проникнуты богатырским духом. В них образ вольного человека, который является центральным персонажем и его отважных товарищей. К Отечественной войне 1812 года относится песня об атамане Платове, который воплощает собою целую эпоху казачества:

«Славим Платова — героя,

Победитель был врагам,

Слава донским казакам...»

В песнях сказалась вся красота, глубина и размах казачьей души, сила казачьего сердца и твердость непреклонной воли.

4. Военная песня.

На протяжении пяти столетий верой и правдой, не щадя своей жизни, казаки служили родной Отчизне-Матушке России. Это отечественная война 1812 года, русско-турецкие войны, Первая Мировая война, Великая Отечественная война.

О военном искусстве казаков было известно еще при царе Иоанне Грозном. Дисциплина, умение ловко обращаться с разными видами оружия, потрясающее единение с конём, любовь к родной земле, к своим обычаям и традициям внушали бесспорное уважение, как друзьям, так и врагам. В войске казаки образовывали свои собственные группы, в которых сохранялась не только народная самобытность, но и вера, и, конечно же, культура.

В гармоничных и звучных песнях казаков чувствовалось глубокое понимание истории и своего места в ней, благодаря чему они оказывали удивительное воздействие на окружающих. До нас дошла одна из многочисленных строевых походных песен донских казаков «Всадники-други». Радуясь возможности показать себя в бою, они пели, призывая своих «Другов» скорее седлать коней, потому как то и дело раздается звучный сигнал трубы, и слышатся приказы командира, взводного. В солдатских песнях Великой Отечественной также бесстрашный призыв к защите своей земли.

«Под пушек гром и град свинцовый

Рубите немцев казаки,

Как буря, мчались под Ростовом

Конногвардейские полки»

5. Духовное песнопение.

В 15-17 веках создавались духовные песнопения. Они сопровождали казаков с рождения до смерти. Без молитв и духовных песен не представляется жизнь и подвиги Донских казаков.

Переживая много перемен в жизни, неизменным остаётся наша православная вера, главным стержнем которой является воспеваемая в духовной песне нравственность, основанная на нормах христианской морали. Слушая казачьи песни, особенно остро ощущаешь себя русским, испытывая гордость и переживание за святую Русь. Красота жизни заключена в высокой духовности человека, в любви и сострадании к ближнему.

III. Заключение.

Передаваясь из поколения в поколение, отражая подлинные события, рассказывая о настроениях и думах живых людей, чувствовавших ответственность за судьбу своей Родины, песни явились проводником от наших предков казаков к нам – молодому поколению. А мы, в свою очередь, чтобы быть достойными приемниками истории, культуры, ценностей и традиций своего края, должны сохранить и передать следующим поколениям этот драгоценнейший дар наших предков – казачьи песни.

В древности говорили: «Каждое дерево сильно своими корнями, отруби их и древо погибнет». Так и народ и нация, незнающая своей истории и культуры, обречены на вымирание и, в конечном счете, на исчезновение с земли вообще, поэтому я считаю самым важным сохранить народные традиции Донских казаков, изучать и внедрять их в нашу жизнь, как необходимый элемент русской народной культуры.

IV. Источники.

  1. Круглов Ю. Г. Русские обрядовые песни: Учеб. пособие для

пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит.». — 2-е изд.,

испр. и доп. — М.: Высш. шк. 1989. — 320 с.

  1. Науменко Г.М.-Народные праздники, обряды и времена года.

Материалы Раздорского этнографического музея – заповедника. http://museum-razdory.ru/calendar/detail.php?ELEMENT_ID=1898

3.Гордеев А.А. История казаков. М., 1992. Часть 1.

6