Данковский муниципальный район
Муниципальный этап Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ обучающихся «Отечество»
Номинация «Этнография»
тема «История казачьих песен».
Выполнила: Полукарова Дарья Павловна,
ученица 7 б класса
МБОУ лицея № 4 г. Данкова (ул.Мичурина, д.8)
Руководитель: Рыжкова Елена Владимировна,
учитель истории МБОУ лицея № 4 г. Данкова,
тел. 905-044-19-72.
Данков, 2018 г.
Содержание.
Введение………………………………………………3
Виды казачьих песен…………………………….4
1. Историческая (военная) казачья песня……….4
2. Обрядовая песня………………………………….5
3. Удалая песня………………………………………7
4. Военная песня……………………………………...7
5. Духовное песнопение……………………………..8
III. Заключение…………………………………………...8
Источники……………………………………………9
Введение.
Гипотеза: Знание истории своей страны неотъемлемая часть жизни образованного человека.
Цель работы: Сохранение народных культурных традиций Донского казачества.
Задачи:
1. Познакомиться с фольклорным жанром – казачьей песней, её истоками и героями.
2. Провести исследование по выявлению структуры казачьей песни;
3. Собрать и проанализировать истоки появления казачьих песен;
4. Изучение направлений и тематики казачьей песни.
При написании работы, я использовала следующие методы:
-словесный (беседа с руководителем фольклорного ансамбля «Донцы»);
- эмпирический (наблюдения за исполнением казачьих песен);
- наглядный (работа с иллюстрациями, книжным и архивным фондом по данной теме);
- практический .
Актуальность работы. Время неумолимо идет вперед, и сегодня все реже можно услышать настоящую казачью песню в ее оригинальном, первозданном варианте. Конечно, многие традиции сохранились в Донских хуторах и станицах, но с годами постепенно от нас уходят носители этих традиций, наши старики - казаки.
Я обучаюсь в казачьем кадетском классе, и поэтому мне стало интересно познакомиться с казачьим фольклором, а именно с казачьими песнями. Казачья песня -это эмоциональный опыт человечества. Переданные через века понятия о жизни, о смерти, о любви, о боли, о горе, о радости… Именно в песне передаётся от поколения к поколению то, что заповедали нам предки: жить по совести, по душе, по сердцу. В песнях отражается вся история казачества России-от гимнов до обрядов, от лирики до баллад, народные мелодии и лучшие авторские произведения. Так, пять веков тому назад родилась казачья песня. Их много, песен казачьих - несколько тысяч. В этих песнях горела казачья душа. В них вспоминал казак свое прошлое, воспевал героев, вспоминал о милой, в них любил и под них плясал. Собирая материал о казачьих песнях, я встретилась с руководителем ансамбля «Донцы» Митиной Н.П. Из беседы с ней я узнала, что стилистическими отличиями казачьей песенной традиции является многоголосие с противопоставлением нижнему голосу верхнего подголоска, большая распетость музыкального материала. Для исполнения характерна отрывисто-эмоциональная, активная форма вокализации. По этим признакам традиция донских казаков сближается с региональными очагами юга России.
Хоров как таковых у казаков не было. Пели ансамблями по 5-6, 10-12 человек. Пение состояло из двух пластов, контрастных по функции: нижнего и верхнего. Нижняя партия (баса) - основная, верхняя («дишкант» - дискант) - подголосочна. Она противопоставляется басам. Дискантом чаще выступает женский голос, но гораздо лучше это делает высокий мужской тенор.
Тональность пения интуитивно определяет «начинщик» (запевала). Он же определяет темп и ритм песни. Остальные, импровизируя каждый по-своему, ведут свои варианты напева. В протяжных песнях музыкальное сопровождение отсутствует. Протяжные, или тяговые песни всегда четырёх- или трёхголосные. Плясовые («частые») - необыкновенно ритмичны, в них много синкоп, ритма из-под такта. Они «играются» как мини-спектакли. Ритм подчёркивается бубном, притопыванием, хлопками ладоней, по-свистом, ритмичными «Эх!», «Ох!», «Оп!» и так далее.
Виды казачьих песен.
1. Историческая (военная) казачья песня.
Исторические песни охватывают период в истории русского государства с середины 16 по конец 19 столетия. Это песни о казачьем атамане Ермаке Тимофеевиче, Степане Разине, Петре Первом, знаменитом участнике послепетровской борьбы со шведами Иване Краснощёкове, о Семилетней войне, Суворове, Платове, события 1812 года. Элемент фантастики в исторических песнях сведён до минимума.
Местные протяжные песни в большинстве своем излагаются от лица мужчин, или передают переживания мужчины. Это песни не для развлечения, они заставляют думать, в них заложен смысл. Немалый интерес вызывает песня казаков с «Не с под тучушки да ветерочки дуют!»- о грамотах, которые им дал Иоанн Грозный, первый православный царь. Он вызывал и вызывает ненависть врагов России по одной простой причине: он возвеличил её политическую роль в мире, её экономическое и военное могущество.
Народные казачьи песни удивительно перекликаются с нынешними политическими событиями в мире. Народное творчество, созданное много лет тому назад, отвечает на непростые вопросы современности. Будто наши предки предчувствовали грядущие потрясения, связанные с возвращением Крыма в состав России или взаимоотношения между братскими народами России и Украины.
«Вот скоро вернем Севастополь родной-
к тебе, дорогая, вернуся»- слова из песни.
Из проведенной работы, следует вывод: казачья историческая песня – это идеальное выражение казачьей души и истинное отражение судьбы народа.
Одним из ярких примеров сплоченности и единства песни с жизнью молодого поколения и его истории является гимн Великого войска Донского.
2. Обрядовая песня.
Песня создаётся, когда душевные переживания требовали выражения в слове и мелодии. Через свадебные обрядовые песни узнаем обычаи наших предков. Мы их слышим и сейчас, они до сих пор звучат на свадьбах. Об обрядовых песнях, как наиболее распространенных в казачьих станицах, мне рассказала руководитель фольклорного ансамбля «Донцы» Митина Н.П.
Свадебный обряд у казаков по основным компонентам очень схож со свадьбой южнорусской традиции. Сформировался этот обряд в относительно позднюю историческую эпоху (в период реформ Петра Первого), испытал сильное воздействие украинского фольклора (особенно это проявляется в низовье Дона, в регионах, граничащих с исконными поселениями украинцев). До сих пор на хуторах стараются поддерживаться старинного обряда свадьбы.
В далёкие времена казаку достаточно было внести свою избранницу на казачий круг, прикрыв её полой своей одежды. Атаман спрашивал их, согласны ли они стать мужем и женою и тут же объявляли их супругами. Обрядовой свадьба стала с начала 19 века. Играли её после уборки урожая (после праздника Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября) или пасхальных праздников – на Красную горку. Обязательным был сговор – это то, что родители жениха и невесты предпринимают до свадьбы. Также распространённым обрядом был выкуп. Всё это веселье сопровождалось казачьими обрядовыми песнями. Самые распространённые из них: «Дай балалайку, дай варган», «По сеням, по сеням», «Мяла сени», «Калина – малина». Все эти обряды и песни дошли до наших дней, и ни одна свадьба без них не обходится.
Также обрядовыми являются и хороводные песни, которые и в настоящее время еще бытуют в казачьей среде. В силу исторически сложившегося быта станиц, преимущественно военного образа жизни казаков, слабо представлена земледельческо-календарная обрядность и сопровождающий ее песенный фольклор. В большинстве районов исконного расселения казаков обряды, связанные с уборкой урожая и окончанием сельскохозяйственных работ, неизвестны вовсе. Мы имеем лишь отрывочные сведения о существовании на Дону элементов земледельческо-календарной обрядной песни.
3. Удалая песня.
Удалые песни создаются в 15-19 веках, когда Россия ведёт многочисленные войны. Борьба за выживание способствует формированию человека особого типа, с обостренным чувством справедливости. Казачьи удалые песни проникнуты богатырским духом. В них образ вольного человека, который является центральным персонажем и его отважных товарищей. К Отечественной войне 1812 года относится песня об атамане Платове, который воплощает собою целую эпоху казачества:
«Славим Платова — героя,
Победитель был врагам,
Слава донским казакам...»
В песнях сказалась вся красота, глубина и размах казачьей души, сила казачьего сердца и твердость непреклонной воли.
4. Военная песня.
На протяжении пяти столетий верой и правдой, не щадя своей жизни, казаки служили родной Отчизне-Матушке России. Это отечественная война 1812 года, русско-турецкие войны, Первая Мировая война, Великая Отечественная война.
О военном искусстве казаков было известно еще при царе Иоанне Грозном. Дисциплина, умение ловко обращаться с разными видами оружия, потрясающее единение с конём, любовь к родной земле, к своим обычаям и традициям внушали бесспорное уважение, как друзьям, так и врагам. В войске казаки образовывали свои собственные группы, в которых сохранялась не только народная самобытность, но и вера, и, конечно же, культура.
В гармоничных и звучных песнях казаков чувствовалось глубокое понимание истории и своего места в ней, благодаря чему они оказывали удивительное воздействие на окружающих. До нас дошла одна из многочисленных строевых походных песен донских казаков «Всадники-други». Радуясь возможности показать себя в бою, они пели, призывая своих «Другов» скорее седлать коней, потому как то и дело раздается звучный сигнал трубы, и слышатся приказы командира, взводного. В солдатских песнях Великой Отечественной также бесстрашный призыв к защите своей земли.
«Под пушек гром и град свинцовый
Рубите немцев казаки,
Как буря, мчались под Ростовом
Конногвардейские полки»
5. Духовное песнопение.
В 15-17 веках создавались духовные песнопения. Они сопровождали казаков с рождения до смерти. Без молитв и духовных песен не представляется жизнь и подвиги Донских казаков.
Переживая много перемен в жизни, неизменным остаётся наша православная вера, главным стержнем которой является воспеваемая в духовной песне нравственность, основанная на нормах христианской морали. Слушая казачьи песни, особенно остро ощущаешь себя русским, испытывая гордость и переживание за святую Русь. Красота жизни заключена в высокой духовности человека, в любви и сострадании к ближнему.
III. Заключение.
Передаваясь из поколения в поколение, отражая подлинные события, рассказывая о настроениях и думах живых людей, чувствовавших ответственность за судьбу своей Родины, песни явились проводником от наших предков казаков к нам – молодому поколению. А мы, в свою очередь, чтобы быть достойными приемниками истории, культуры, ценностей и традиций своего края, должны сохранить и передать следующим поколениям этот драгоценнейший дар наших предков – казачьи песни.
В древности говорили: «Каждое дерево сильно своими корнями, отруби их и древо погибнет». Так и народ и нация, незнающая своей истории и культуры, обречены на вымирание и, в конечном счете, на исчезновение с земли вообще, поэтому я считаю самым важным сохранить народные традиции Донских казаков, изучать и внедрять их в нашу жизнь, как необходимый элемент русской народной культуры.
IV. Источники.
Круглов Ю. Г. Русские обрядовые песни: Учеб. пособие для
пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит.». — 2-е изд.,
испр. и доп. — М.: Высш. шк. 1989. — 320 с.
Науменко Г.М.-Народные праздники, обряды и времена года.
Материалы Раздорского этнографического музея – заповедника. http://museum-razdory.ru/calendar/detail.php?ELEMENT_ID=1898
3.Гордеев А.А. История казаков. М., 1992. Часть 1.
6