БПОУ «Чувашское республиканское училище культуры (техникум)»
Минкультуры Чувашии
Проектная работа
«ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ» В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Разработала: преподаватель
русского языка и литературы
БПОУ «Чувашское республиканское училище культуры (техникум)» Минкультуры ЧР
Васильева Валентина Николаевна
Чебоксары
2018 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Герой своего времени в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего
времени»………………………………………………………………………....5
2. Образ героя своего времени в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»….13
3. Герой своего времени в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». От ХХ к ХХI веку в поисках героя своего времени…………………………………………………………………….…17
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….24
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….26
- ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в современной литературе нет произведений, в которых создан образ героя XXI века. Среди современных писателей крайне трудно найти человека честного, бескомпромиссного, истинного патриота.
Как известно, у каждой эпохи свои герои. А кто герой нашего времени, да и что такое это самое «наше время»? Великий Гёте сказал когда-то устами Фауста: «...тот дух, что духом времени зовут, есть дух профессоров и их понятий». Может, и правда – нет никакого особенного времени с его духом, а есть просто мы со своими идеалами и мечтами, взглядами и представлениями, мнениями, модой и прочим «культурным багажом», изменчивым и непостоянным? Мы, бредущие за кем-то из прошлого в будущее...
Сегодня мы употребляем слово «герой» во множестве различных смыслов: герои труда и войны, герои книжные, театральные и кинематографические, трагические и лирические, наконец, герои «наших романов». В Википедии это слово объясняется так: «Герой – человек, совершающий акт самопожертвования ради общего блага». У нас же отсутствует представление о том, кто такой герой своего поколения, где его искать, что нужно делать, чтобы тебя считали таковым. Да, в разных сферах жизни есть много людей, которых можно причислить к героям. Но таких героев, как лермонтовский, в современной литературе и кинематографии нет.
Актуальность работы – попытка разобраться в нелегком вопросе, который волнует многие умы писателей и философов настоящего: кого же можно назвать героем нашего времени, а также «герой своего времени» в современной литературе.
Цель проекта – сформулировать определения понятия «герой своего времени».
Объект исследования: произведения русской классической литературы.
Предмет исследования: образ героя своего времени в русской литературе.
Методы исследования: поисковый, исследовательский, аналитический.
Задачи работы:
1) Рассмотреть образ главного героя романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» с целью выяснить, как в Печорине отражается эпоха 30-40-ых годов и что делает Печорина героем своего времени.
2) Рассмотреть образ Базарова как героя времени в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
3) Изучить персонажа Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, проанализировать от 20 к 21 веку в поисках героя своего времени.
- 1. Герой своего времени в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
«Герой нашего времени» – это, как пишет «Лермонтовская энциклопедия», «вершинное творение, первый прозаический, социально-психологический и философский роман в русской литературе.» Он впитал в себя многообразные творчески трансформированные на новой исторической и национальной основе традиции предшествующей мировой литературы в изображении «героя века», восходящие к «Исповеди» Ж.Ж. Руссо, «Страданиям молодого Вертера» И.В. Гёте, «Адольфу» Константа.
У каждой эпохи есть свои герои. Именно М.Ю. Лермонтов впервые ввел понятие «герой времени» в русскую литературу в своем романе «Герой нашего времени». В стихах Лермонтов уже всё сказал о своём поколении: посмеялся, проклял, но всё-таки он создал образ Печорина – человека с очень глубоким внутренним миром, яркую личность, противостоящую общественной серости.
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
(М.Ю.Лермонтов «Дума»)
В своих романтических произведениях писатель поднимает проблему сильной личности, столь не похожей на дворянское общество 30-х годов и противопоставленной ему. Белинский, опираясь на стихотворение Лермонтова «Дума», назвал его роман «грустной думой» о своем поколении. Основная задача, стоящая перед Лермонтовым при создании романа, – показать портрет современного ему человека. Сам поэт говорил, что ему не доставляло трудностей создавать образ главного героя таким, какими были многие молодые люди его времени.
Печорин – человек вполне определённого времени, положения, социально-культурной среды, со всеми вытекающими отсюда противоречиями, которые исследованы автором с полной мерой художественной объективности. Это дворянин-интеллигент николаевской эпохи, ее продукт, жертва и герой в одном лице, чья «душа испорчена светом», разорвана на две половины, лучшая из которых «высохла, испарилась, умерла..., тогда как другая... жила к услугам каждого...». Но есть в нем и нечто большее, то, что делает его полномочным представителем не только данной эпохи и данного общества, но и всего «великого семейства человеческого рода», а книге о нем придает общечеловеческий, философский смысл.
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» считают, что, исследуя личность Печорина прежде всего, как «внутреннего» человека, Лермонтов, как до него никто другой в русской литературе, много внимания уделяет отображению не только сознания, но и высшей его формы – самосознания. От своего предшественника Онегина Печорин отличается не только темпераментом, глубиной мысли и чувства, силой воли, но и степенью осознанности себя, своего отношения к миру. Он органично философичен и в этом смысле – характернейшее явление своего времени, о котором Белинский писал: «Наш век есть век сознания, философствующего духа, размышления, «рефлексии». Напряженные раздумья Печорина, его постоянный анализ и самоанализ по своему значению выходят, однако, за пределы породившей его эпохи, знаменуя необходимый этап в жизни человека, вырастающего в личность. В этом отношении, как замечают авторы энциклопедии о Лермонтове, особый интерес приобретает печоринская «рефлексия». Сама по себе рефлексия не «недуг», а необходимая форма самопознания и самопостроения общественно развитой личности. Болезненные формы она принимает в эпохи безвременья, но и тогда выступает как условие развития личности, критически относящейся к себе и миру, стремящейся во всем к самоотчету. Размышляя о душе зрелой, Печорин отмечает, что такая «душа, страдая и наслаждаясь, дает во всем себе строгий отчет» Открытие Лермонтовым роли рефлексии в становлении личности в полной мере может быть оценено в свете выводов современной психологии: свойства, «которые мы называем рефлексивными... завершают структуру характера и обеспечивают его целостность. Они наиболее интимно связаны с целями жизни и деятельности, ценностными ориентациями, выполняя функцию саморегулирования и контроля развития, способствуя образованию и стабилизации единства личности». Сам Печорин говорит о самопознании как о «высшем состоянии человека». Однако оно для него не самоцель, а предпосылка к действию.
Постоянно воспитывая и тренируя волю, Печорин использует ее не только для подчинения людей своей власти, но и для проникновения в тайные пружины их поведения. За ролью, за привычной маской он хочет рассмотреть лицо человека, его суть. Как бы беря на себя провиденциальные функции, проницательно предвидя и создавая нужные ему ситуации и обстоятельства, Печорин испытывает, насколько человек свободен или несвободен в своих поступках; он не только сам предельно активен, но хочет вызвать активность и в других, подтолкнуть их к внутренне свободному действию, не по канонам традиционной узкосословной морали. Он последовательно и неумолимо лишает Грушницкого его павлиньего наряда, снимает с него взятую напрокат трагическую мантию, а в конце ставит его в истинно трагическую ситуацию, чтобы «докопаться» до его душевного ядра, разбудить в нем человеческое начало. При этом Печорин не дает себе ни малейших преимуществ в организуемых им жизненных «сюжетах»; в дуэли с Грушницким он преднамеренно ставит себя в более сложные и опасные условия, стремясь к «объективности» результатов своего смертельного эксперимента. ««Я решился», – говорит он, – предоставить все выгоды Грушницкому; я решил испытать его; в душе его могла проснуться искра великодушия, и тогда все устроилось бы к лучшему...». Печорину важно, чтобы выбор был сделан предельно свободно, из внутренних, а не внешних побуждений и мотивов. Создавая по своей воле «пограничные ситуации», Печорин не вмешивается в принятие человеком решения, предоставляя возможность абсолютно свободного нравственного выбора, хотя далеко не безразличен к его результатам: «Я с трепетом ждал ответ Грушницкого... Если б Грушницкий не согласился, я бросился бы ему на шею».
Вместе с тем стремление Печорина открыть, разбудить в человеке человеческое осуществляется отнюдь не гуманными средствами. Он и большинство окружающих его людей живут как бы в разных временных и ценностных измерениях. Исходя не из бытующей морали, а из своих представлений, Печорин нередко преступает грань, разделяющую добро и зло, т. к., по его убеждению, в современном обществе они давно утратили свою определенность. Это «смешение» добра и зла придает Печорину черты демонизма, особенно в отношениях с женщинами. Давно поняв призрачность счастья в обществе «всеобщего неблагополучия», отказываясь от него сам, Печорин не останавливается перед тем, чтобы разрушить счастье сталкивающихся с ним людей (или, вернее, то, что они склонны считать своим счастьем). Вторгаясь в судьбы других людей со своей сугубо личностной меркой, Печорин как бы провоцирует дремлющие в них до поры до времени глубинные конфликты между социально-видовым и человеческим и тем самым становится для них источником страданий. Все эти качества героя наглядно проявляются в его «романе» с Мери, в его жестоком эксперименте по преображению за короткий срок юной «княжны» в человека, прикоснувшегося к противоречиям жизни. После мучительных «уроков» Печорина ее не будут восхищать самые блестящие грушницкие, будут казаться сомнительными самые непреложные законы светской жизни; перенесенные ею страдания остаются страданиями, не извиняющими Печорина, но они же ставят Мери выше ее преуспевающих, безмятежно-счастливых сверстниц.
Беда и вина Печорина в том, что его независимое самосознание, его свободная воля переходят в прямой индивидуализм. В своем стоическом противостоянии действительности он исходит из своего «Я» как единств. опоры. Именно эта философия обусловила отношение Печорина к окружающим как к средству удовлетворения потребностей его ненасытного сердца и еще более ненасытного ума, с жадностью поглощающих радости и страдания людей. Однако природа индивидуализма Печорина сложна, истоки его лежат в самых разных плоскостях – психологической, мировоззренческой, исторической.
Индивидуализация, обособление человека в ходе исторического развития – такой же закономерный и необходимый процесс, как и все большая его социализация; вместе с тем в условиях антагонистического общества его результаты глубоко противоречивы. Углубившийся кризис крепостнической системы, зарождение в ее недрах новых буржуазных отношений, вызывавшее подъем чувства личности, совпадает в 1-й трети 19 в. с кризисом дворянской революционности, с падением авторитета не только религиозных верований и догм, но и просветительных идей. Все это создавало почву для развития индивидуалистической идеологии и в русском обществе. В 1842 Белинский констатировал: «Наш век... это век... разъединения, индивидуальности, век личных страстей и интересов...». Печорин со своим тотальным индивидуализмом и в этом отношении фигура эпохальная. Принципиальное отрицание им этики и морали современного общества, как и других его устоев, было не только его личным достоянием. «Есть переходные полосы государственной жизни, – писал в 1845 Герцен, – где религиозная и всякая идея нравственности теряется, как, например, в современной России...».
Печоринский скептицизм явился лишь наиболее ранним и ярким выражением общего процесса переоценки ценностей, крушения авторитетов и самого принципа авторитарности, глубокой и всеобъемлющей перестройки общественного сознания. И хотя индивидуалистичное отрицание им «пребывающего общественного устройства» перерастает нередко в отрицание всяких общественных норм, в том числе моральных, тем не менее при всей своей ограниченности и чреватости антигуманными тенденциями оно было одной из ступеней в развитии человека как подлинно суверенного существа, стремящегося к сознательной, свободной жизнедеятельности по преобразованию мира и самого себя.
При всем том для Печорина индивидуализм – не безусловная истина; подвергая все сомнению, он ощущает внутреннюю противоречивость и своих индивидуалистических убеждений и в глубине души тоскует по гуманистическим ценностям, которые отвергает как несостоятельные. Иронически отзываясь о вере «людей премудрых» прошлого, Печорин мучительно переживает утрату веры в достижимость высоких целей и идеалов: «А мы, их жалкие потомки... неспособны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность...». В этих словах слышится горькая и страстная интонация Лермонтова «Думы», затаенное, но не умершее стремление не только к «собственному счастью», но и к «великим жертвам для блага человечества». Он тоскует о большой жизненной цели, жаждет обрести подлинный смысл бытия. Важно и другое: индивидуализм Печорина далек от «прагматического», приспособляющегося к жизни эгоизма, и если герой является «причиною несчастья других, то и сам не менее несчастлив». Ему тесно не только в одеждах существующих социальных ролей, но и в добровольно надетых на себя веригах индивидуалистической философии, противоречащей общественной природе человека, заставляющей его играть незавидную «роль топора в руках судьбы», «палача и предателя». Одной из главных внутренних потребностей Печорина является его ярко выраженное влечение к общению с людьми. Он пристрастно расспрашивает о «примечательных людях» пятигорского общества. «Вернер человек замечательный», – записывает он в своем журнале. Его характеристики свидетельствуют о глубоком знании людей, что отнюдь не свойственно замкнутым в себе индивидуалистам. Недаром он говорит о Грушницком: «Он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою». Коренная потребность в людях, в другом человеке как человеке делает Печорина, вопреки его индивидуалистическое кредо, существом по своей сути общественным, подтачивает изнутри его рационалистическую философию и открывает перспективы выработки нравственности, основа не на разъединении людей, а на их общности. Проблемы обособления личности и ее единения с людьми, с народом будут в центре внимания всей последующей русской литературы 19 в., достигнув наибольшей остроты и глубины в их постановке у Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского.
Первым, кто написал о романе Лермонтова и его главном герое, был В.Г. Белинский. Его суждения о Печорине и поныне помогают разобраться в сущности характера Печорина и понять, как в этом образе отражается эпоха лермонтовского поколения.
Белинский писал: «Его Печорин – как современное лицо – Онегин нашего времени». Критик также отметил, что Лермонтов в своем «Герое» сумел и из «бесплодной почвы извлечь богатую поэтическую жатву».
«Решая слишком близкие сердцу своему вопросы, автор не совсем успел освободиться от них и, так сказать, нередко в них путался; но это, – убеждён Белинский, – дает повести новый интерес и новую прелесть, как самый животрепещущий вопрос современности, для удовлетворительного решения которого нужен был великий перелом в жизни автора...»
Белинский обращает внимание на то, что роман М.Ю.Лермонтова – это горькая истина, но при этом сам Лермонтов не имел мечты «сделаться исправителем людских пороков», ему просто было интересно создавать образ современного человека таким, каким он его знает.
Рассуждая о реакции публики на роман Лермонтова, В.Г.Белинский утверждает: «Эта книжка испытала на себе еще недавно несчастную доверчивость некоторых читателей и даже журналов к буквальному значению слов. Иные ужасно обиделись – и не шутя, – что им ставят в пример такого безнравственного человека, как герой нашего времени; другие же очень тонко замечали, что сочинитель нарисовал свой портрет и портреты своих знакомых... Старая и жалкая шутка! Но, видно, Русь так уж сотворена, что все в ней обновляется, кроме подобных нелепостей. Самая волшебная из волшебных сказок у нас едва ли избегнет упрека в покушении на оскорбление личности!»
Подводя итоги, публицист формулирует свою точку зрения: «Герой нашего времени», милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. Вы мне опять скажете, что человек не может быть так дурен, а я вам скажу, что ежели вы верили возможности существования всех трагических и романических злодеев, – отчего же вы не верите в действительность Печорина? Если вы любовались вымыслами гораздо более ужасными и уродливыми, отчего же этот характер, даже как вымысел, не находит у вас пощады? Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали?».
Таким образом, я прихожу к выводу о том, что Печорин является типичным представителем своего времени, в нём отражаются пороки, лучшие и в то же время худшие качества людей 30-40 годов девятнадцатого века. Он характеризует свое время, отражая его высокие и низкие черты, при этом сам является частью этого времени. Печорин – своеобразный групповой портрет того общества, через его образ Лермонтов рассказывает правду о своём поколении. Такие, как Печорин есть в каждое время, всегда. Но такие, как он, не могут найти места в жизни в силу увлеченности собой.
Образ Печорина как героя времени имел предшественников в русской литературе. Тип «странного», а затем и «лишнего» человека становился главным объектом изображения в таких романах, как «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Странный человек» В.Ф.Одоевского. Позднее этот образ использовали такие писатели, как И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский в своих произведениях «Отцы и дети» и «Преступление и наказание».
- 2. Образ героя своего времени в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Роман «Отцы и дети» был написан Тургеневым в 1862 году, на следующий год после отмены крепостного права. Однако действия в романе происходят летом 1859 года, то есть накануне крестьянской реформы 1861 года. Это была эпоха острой, непримиримой борьбы представителей враждебных друг другу общественных лагерей – «отцов» и «детей». Фактически это была борьба между либералами и революционными демократами. Период подготовки крестьянской реформы, глубокие социальные противоречия этого времени, борьба общественных сил в эпоху 60-х годов – вот что нашло отражение в образах романа, составило его исторический фон и сущность его основного конфликта. Но был и еще один процесс, который Тургенев фактически предсказал. Это было возникновение нового течения – нигилизма. Нигилисты не имели никаких положительных идеалов, они отрицали все, что казалось им оторванным от жизни, не имеющее под собой доказательств и фактов.
Героем эпохи 60-х годов XIX века стал разночинец-демократ, убежденный противник дворянско-крепостнического строя, материалист, человек, прошедший школу труда и лишений, самостоятельно мыслящий и независимый. Таков Евгений Базаров. Тургенев очень серьезен в оценке своего героя. Судьбу и характер Базарова он представил в истинно драматических тонах, понимая, что судьба его героя не могла сложиться иначе. Главный герой романа – персонаж чрезвычайно интересный, порой противоречивый. По сути, он единственный представитель нового поколения в романе. Аркадий, его мнимый ученик, хочет быть человеком нового времени, с новыми представлениями и совершенно напрасно «напяливает» на себя базаровские идеи. Он всегда говорит громче и пафоснее Базарова, что и выдает в нём ложность его нигилизма. Он нисколько не пытается скрыть свои увлечения, которые Базаров презрительно именует «романтизмом». Аркадий откровенно рад видеть отца в начале романа, тогда как Евгений смотрит на родителей несколько свысока. Аркадий не скрывает своей привязанности к Кате, в то время как Базаров мучительно пытается задушить в себе любовь к Анне Сергеевне. Базаров – нигилист по духу, Аркадий – по молодости, на словах. Таковы же Кукшина и Ситников, с той лишь разницей, что они вдобавок еще и невоспитанны.
Базаров с пылом врывается в жизнь, стремясь как можно больше подорвать традиционные устои общества. Как и Онегин, Базаров одинок, но его одиночество создаётся резким противостоянием всем и вся. Базаров часто употребляет слово «мы», но кто эти мы – так и остается непонятным. Не Ситников же с Кукшиной, которых тот откровенно презирает? Казалось бы, появление такого человека, как Базаров, не могло не потрясти общество. Но вот он умирает, и ничего не меняется. Читая эпилог романа, мы видим, что судьба всех героев романа (за исключением стариков-родителей Базарова) сложилась так, как если бы никакого Базарова вообще не было. Лишь добрая Катя вспоминает в счастливую минуту свадьбы о безвременно ушедшем друге. Евгений – человек науки, но в романе нет ни единого намека на то, что он оставил в науке какой-нибудь след.
Так что же? Неужели Базаров «прошел над миром без шума и следа?» Неужели Базаров был всего лишь лишним человеком в обществе или же, напротив, его жизнь стала образцом для многих, в том числе и тех, кто хотел и мог что-то менять? Тургенев не знал ответа на этот вопрос. Его пророческий дар помог ему раскрыть настоящее, но не позволил заглянуть в будущее. На вопрос этот ответила история.
Тургенев поместил своего героя в такие условия, где он кажется исключением из правила. Он, как уже говорилось, едва ли не единственный представитель поколения детей в романе. Ни одному из остальных героев не удалось избежать его критики. Он вступает в споры со всеми: с Павлом Петровичем, с Анной Сергеевной, с Аркадием. Он белая ворона, возмутитель спокойствия. Но в романе показана лишь достаточно замкнутая среда. На деле же Базаров не был единичным представителем нигилизма в России. Он был одним из первых, он лишь указал дорогу другим. Волна нигилизма прошлась по России, проникая во все новые и новые умы.
Перед смертью Евгений отрекается от многих своих идей. Он становится похожим на других людей: он дает волю своей любви, он разрешает отпеть себя священнику. Перед лицом неизбежной гибели он отметает все наносное, второстепенное. Он понимает, что его воззрения были ошибочны. Он осознает тщетность прожитой жизни, но разве это значит, что он не был нужен России?
Смерть Базарова стала смертью его доктрины лишь у Тургенева. Как знать, не была ли бесплодность жизни Базарова попыткой Тургенева подавить в себе пророческие тревоги за будущее России, внушить себе, что Базаровы приходят и уходят, а жизнь продолжается?
Все же Базаров – человек своего времени, причем далеко не худший. Многие его черты были преувеличены Тургеневым, это так, но как человек, Базаров достоин уважения. По словам Д.И.Писарева, «На людей, подобных ему, можно негодовать, сколько душе угодно, но признавать их искренность – решительно необходимо... Если базаровщина – болезнь, то она – болезнь нашего времени...»
Именно статья Д.И.Писарева «Базаров» во многом стала ключевой для объяснения сути созданного Тургеневым характера. Он писал о главном герое: «На людей, подобных Базарову, можно негодовать, сколько душе угодно, но признавать их искренность -- решительно необходимо.» Также критик отмечал, что Базаров ни над собой, ни вне себя, ни внутри себя не признает никакого нравственного закона, у него нет никакой высокой цели, никакого высокого помысла, и при всем этом он имеет огромные силы.
Размышляя о Базарове, Писарев разделяет людей на 3 разряда:
1) Человек массы, который живет по установленной норме, которая достается ему на долю потому, что он родился в известное время, в известном городе или селе. Он живёт и умирает, не проявив своей воли.
2) Умные и образованные люди, которых не удовлетворяет жизнь массы; у них составлен свой идеал; они хотят идти к нему, но, оглядываясь назад, постоянно, боязливо спрашивают друг друга: а пойдет ли за нами общество? А не останемся ли мы одни с своими стремлениями?
3) Люди третьего разряда, осознающие свое несходство с массою и смело отделяющиеся от нее поступками, привычками, всем образом жизни. Им нет дела до того, пойдт ли за ними общество, они полны собою, своею внутреннею жизнью и не стесняют ее в угоду принятым обычаям и церемониалам. Здесь личность достигает полного самоосвобождения, полной особности и самостоятельности. Несомненно, Базаров относится к 3 разряду людей, ведь он поступает и мыслит не так, как масса. При этом ему нет дела до того, как к нему относится общество, он непоколебимо-высоко стоит в своих собственных глазах, что делается почти совершенно равнодушным к мнению других людей.
Таким образом, Базарова можно назвать героем своего времени, потому что образ главного героя был воспринят молодёжью как пример для подражания, у этого героя были и знания, и воля. Такие идеалы, как бескомпромиссность, отсутствие преклонения перед авторитетами и старыми истинами, приоритет полезного над прекрасным, были восприняты людьми того времени и нашли отражение в мировоззрении Базарова.
- 3. Герой своего времени в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». От 20 к 21 веку в поисках героя своего времени
Практически в одно и то же время с романом «Отцы и дети» Тургенева, после отмены крепостного права, в 1866 году выходит роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Достоевский мастерски описывает эпоху, когда происходила борьба идей, перерастающая в борьбу людей, когда идея заслоняла человека и становилась дороже человеческой жизни.
Главный герой – Родион Раскольников – так же, как и Базаров, разночинец и студент (правда, не окончивший курса). Он, как и герой Тургенева, человек мыслящий, критически относящийся к жизни и к морали «большинства». Отрицая общепринятые нравственные ценности и идеалы, Раскольников нуждается в своей вере, новой морали. Поэтому в голове у него и возникает теория, которой он пытается не только объяснить мир, но и вывести для себя новую мораль.
Для подтверждения своей «болезненной гипотезы» о том, что все люди делятся на «право имеющих», кто может переступить некий морально-нравственный рубеж, и «тварей дрожащих», которые должны подчиняться сильнейшему. Раскольников решается на убийство старухи-процентщицы. Родион – идейный убийца, совершающий преступление «для себя одного», чтобы «себя проверить» – доказать себе, что он «не тварь дрожащая».
Писарев писал о теории Раскольникова: «... Всю свою теорию Раскольников построил исключительно для того, чтобы оправдать в собственных глазах мысль о быстрой и легкой наживе... В его уме родился вопрос: чем объяснить себе это желание? Силой или слабостью? Объяснить его слабостью было бы гораздо проще и вернее, но зато Раскольникову было гораздо приятнее считать себя сильным человеком и поставить себе в заслугу свои позорные размышления о путешествиях по чужим карманам... ... Эту теорию никак нельзя считать причиной преступления Она была простым продуктом тех тяжелых обстоятельств, с которыми Раскольников принужден был бороться...» А о причинах преступления критик отозвался следующим образом:
«... Настоящей и единственной причиной являются все-таки тяжелые обстоятельства, пришедшиеся не по силам нашему раздражительному и нетерпеливому герою, которому легче было разом броситься в пропасть, чем выдерживать в продолжение нескольких месяцев или даже лет глухую, темную и изнурительную борьбу с крупными и мелкими лишениями. Преступление сделано не потому, что Раскольников путем различных философствований убедил себя в его законности, разумности и необходимости. Напротив того, Раскольников стал философствовать в этом направлении и убедил себя только потому, что обстоятельства натолкнули его на преступление. Теория Раскольникова сделана им на заказ. Сооружая эту теорию, Раскольников не был беспристрастным мыслителем, отыскивающим чистую истину и готовым принять эту истину, в каком бы неожиданном и даже неприятном виде она ему ни представилась. Он был кляузником, подбирающим факты, придумывающим натянутые доказательства ...»
Исходя из этого, можно сделать вывод, что Достоевский, скорее, создал не образ героя своего времени, а показал в образе Раскольникова время и опасность пути, на который восходит человечество. А популярность героя Достоевского можно объяснить тем, что героями тогда становились все, кто вставал на путь революции.
Двадцатый век был наполнен множеством событий, которые потрясли весь мир и нашу страну в частности: Первая мировая война, революции в России 1905 и 1917 годов, военные конфликты с участием нашей страны, тоталитаризм в СССР, культа личности Сталина, репрессии, вторая мировая война, распад СССР. Вполне логично, что в XX веке, во время конкретных событий создавались произведения, герои которых становились идеалом, предметом для подражания, как, например, герой романа Н.А. Островского «Как закалялась сталь» Павка Корчагин. Содержание этих произведений и наличие в них героев были связаны с эпохой, когда они создавались, с ситуацией в стране. Если в 30-50-е годы осуществлялся жесткий контроль над культурной жизнью общества, то в 60-е меняется власть, меняется и ситуация в стране. Наступает оттепель, появляются люди, ставшие героями в литературной и культурной среде: В.С.Высоцкий, А.И.Солженицын, Ю.А.Гагарин. Со временем будет появляться всё больше и больше людей, которых народ окрестит героями. Их будут помнить, на них будут равняться даже спустя десятки лет.
В двадцать первом веке представление людей о мире вновь поменяется, но представления о героях – нет. Но только теперь ими становятся живые люди, не литературные персонажи, а реальные люди из статей и новостей.
Цель работы – разобраться в том, кто же является героем нашего времени, значит нужно разобраться и в том, что входит в понятие «наше время». В одной из своих работ К.Г. Юнг сказал: «Сегодня» имеет смысл лишь тогда, когда оно находится между «вчера» и «завтра». «Сегодня» – это процесс, переход, который отрывается от «вчера» и устремляется к «завтра». Тот, кто осознаёт «сегодня» в этом смысле, может называться «современным». Мы живем в начале XXI века. За несколько последних десятилетий наша жизнь во многом сильно изменилась, очень сильно. Ученые, кажется, открыли и изучили все, что можно. Сейчас мы можем почти полностью заменить наш труд машинным: посудомоечные и стиральные машины – вместо прошлых тазиков с водой; автомобили и другой транспорт – вместо троек лошадей; электронная почта – вместо бумажной почты; сеть Интернет и телевизор – вместо газет и радио. Так что героями нашего времени сложно назвать «великих» ученых, которые нам жизнь облегчают. Научно-технический прогресс достиг огромных высот, люди способны создать и сделать то, о чем раньше только мечтали и писали в книгах. К сожалению, это не мешает идти бесконечным войнам на планете, не мешает загораться всё новым конфликтам. И в этих зачастую бессмысленных конфликтах страдают и погибают невинные люди. Такая ситуация не так давно сложилась на Украине, когда несколько журналистов были убиты, такая же ситуация произошла и в Чечне. Этих журналистов, отдавших жизни, выполняя свой трудовой долг, пытавшихся донести до людей то, что происходит за пределами России, смело можно назвать одними из тех, кто является героями современности.
А есть ли в современной литературе персонажи, которые могли бы быть «героями времени»? К сожалению, за мой сравнительно небольшой читательский опыт я не встречала ни одного подходящего персонажа. Возникает закономерный вопрос. Почему?
Обратимся к тем, кто в каком-то смысле создаёт героев. Вот слова из интервью с народным артистом РСФСР Сергеем Юрским газете «Аргументы и факты»:
«– Можно ли сегодня вообще точно определить, кто он – наш современный герой?
– Это всё-таки человек криминального действия. Он может быть бандитом, а может быть и милиционером. Но в любом случае это тот, кто имеет крепкий мускул или такое оружие, чтобы мгновенно ответить, убить обидчика. Это, видимо, отвечает сегодняшним ощущениям человека, который испуган, который затаил множество мелких и несколько крупных обид, которого волнует один вопрос: «Кто за меня рассчитается?» За него и рассчитывается на экране этот самый новый герой.
– Получается, в России совсем не осталось людей ярких, с богатым внутренним миром, которых можно было бы сделать героями фильмов или спектаклей?
– Не знаю... У меня мало новых знакомств... Хотя сейчас появляются группы единомышленников... Мне трудно дать им точное определение. Я вижу робкие попытки создания новых братств, куда входят люди, объединённые неким благородством целей и готовностью терпеть ради этой цели. Я наблюдаю это лично, и это рождает во мне чувство надежды.
Из интервью с Эльдаром Рязановым на интренет-портале «Фильм.ру»:
«– Каким должен быть современный герой?»
– Для меня герой – Юрий Деточкин, и о таком герое я делал кино всю жизнь. Честный, благородный, он должен помогать бедным, стоять на страже угнетённых.
– Вы описали «Брата».
– «Брат» мне чужд, хотя «Война» Алексея Балабанова кажется очень интересной. Но я не понимаю, когда обаятельный Сергей Бодров ходит и убивает. Не могу оправдать убийства без причины... у меня другие герои».
И всё-таки чего-то ещё не хватает, чтобы разобраться, кто же он, настоящий современный герой?
Илья Барабаш в одной из своих статей писал:
«Недавно в Русском музее в Санкт-Петербурге я рассматривал «советскую Джоконду» – так назвали картину «Девушка в футболке» А. Н. Самохвалова, написанную в 1932 году на парижской выставке, где она получила золотую медаль. Удивительная картина не только в силу своих художественных и прочих достоинств, но и в силу смысла изображённого. Передо мной был портрет нового человека, родившегося в новой России и строящего новую Россию. Возможно, для нас это самый близкий и самый недавний пример своего рода культа героев, как бы мы ни относились к тому времени с его идеологией. В героях того времени – ещё раз повторюсь, как бы мы ни относились к ним, – была одна существенная черта: они несли в себе зерно будущего и были тем больше героями, чем ближе были к тому будущему, которое вчера ещё было невозможным. Стоит задуматься: неслучайно по итогам опросов Юрий Гагарин – один из первых в рейтинге героев и сегодня...»
Последние десятилетия отмечены сменой культурных эпох. Новый литературный (культурный) процесс получил название постмодерна. В связи с этим кардинальным образом меняется вся система мироощущения. Современная культура отрицает упорядоченность, веру в причинно-следственный процесс и абсолютную истину. Мир представляется как отдельные фрагменты, порой даже не связанные между собой. Образы, герои – вымышленные, беспочвенные, герои компьютерных игр. Они создаются в сознании, при этом в сознании отдельно взятого человека один и тот же образ может выглядеть по-разному. Среди нас есть много героев, ежедневно совершающих подвиги, может просто мелкие с точки зрения масштабности. Пример – семьи с приёмными детьми, матери или отцы – одиночки, люди, жертвующие на лечение больных – они уже герои. Многие считают, что герои нашего времени – это наши родители; кто-то, в первую очередь, назовёт военных, которые защищают нашу страну, кто-то - простых рабочих. И есть в них любовь к ближнему, самопожертвование, объединённая высокой идеей, гуманизм. Герои в любом времени есть, были и будут.
Герои – это люди, которые своим самоотверженным трудом, нравственными поступками в экстремальных, неординарных случаях проявили себя как патриоты своей Родины, защитники её интересов, альтруисты и филантропы. Подлинная искренность, человеколюбие и жизнелюбие составляют первую характерную черту героев. «Искренность великого человека, героев – другого рода. Они не хвастаются тем, что они искренны. Их искренность не зависит от них, они не могут не быть искренними». Человеколюбие и жизнелюбие составляют сущность героев, их нравственные поступки, самоотверженность, долг, альтруизм исходят из этих моральных парадигм. «Долг есть обязанность выполнять какую-либо моральную норму. Долг – моральное предписание, побуждающее человека выполнять эту норму, причём выполнять добросовестно».
Так кто же такой герой нашего времени?
Итак, герой – не идеален. Он может быть некрасивым, тощим, нетрудолюбивым, противоречивым, невнимательным. Герой – это в первую очередь человек. Но не всякий человек человеком является, а тем более героем. Какими же качествами он должен обладать, чтобы приблизиться к заветному статусу героя нашего времени? По-моему, герой не является идеальным человеком, он необязательно должен быть красивым, умным, как Эйнштейн. У героя могут быть свои недостатки, которых он не скрывает, но и не выставляет напоказ. Герой должен быть высокодуховным. Иметь цель и идти к ней; знать свое дело; не тратить попусту время; знать, что хочет; уметь выходить из сложных ситуаций; думать, прежде чем сказать; ценить каждую минуту своей жизни; находить в каждом человеке что-то хорошее, быть способным повести за собой народ, отражать в себе своё время – так должен жить современный герой, настоящий человек.
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Герой времени… Какой он? Над этим вопросом нередко размышляли русские писатели-классики девятнадцатого столетия. А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой в своих произведениях рисовали образы героев, воплощавших характерные черты людей эпохи.
Такие персонажи, как правило, являются неординарными и яркими личностями, обладают незаурядными способностями и развитым умом, благодаря чему выделяются среди окружающих, которые в большинстве случаев их не понимают и не принимают. В произведениях писателей-классиков меня привлекают именно эти герои. Всегда хотелось глубже проникнуть в тайны их характеров, понять, почему люди, которые могли бы стать полезными современникам, оказались ненужными обществу.
М.Ю. Лермонтов – писатель «совсем иной эпохи», хотя с Пушкиным их и разделяет не более десятилетия. «Героем» времени – а точнее, безвременья – 30-х годов стал Печорин. С одной стороны, это разочарованный в жизни скептик, который живёт исключительно «из любопытства», но с другой – он подсознательно жаждет жизни, деятельности. В Печорине противоборствуют рассудочность и чувства, ум и сердце. «Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки, – говорит лермонтовский герой, – с строгим любопытством, но без участия».
Перед дуэлью, прокручивая в памяти собственную жизнь, Печорин размышляет, ради чего он жил и во имя какой цели родился. «А, верно, она существовала, – пишет он в своём журнале, – и, верно, было мне назначение высокое…». Печорин не нашёл своего «высокого назначения». Он тратит силы на действия, его недостойные и подчас бессмысленные: разрушает жизнь несчастных «честных контрабандистов», похищает черкешенку Бэлу, влюбляет в себя Мери и затем отказывается от неё, убивает Грушницкого… В этом и состоит судьбоносное и страшное противоречие: «необъятные силы души» — и мелкие поступки; он мечтает «любить весь мир» — и несёт лишь зло.
Итак, своеобразным выражением общественных проблем, носителем новых идей и веяний русской жизни становится главный герой литературных произведений – герой времени, он же, как правило, «лишний человек» своей эпохи. Русская литература XIX века представила целую галерею людей такого типа. Предшественником Онегина и Печорина можно назвать грибоедовского Чацкого. Традиции Пушкина и Лермонтова в изображении «героя времени» были продолжены в произведениях А.И. Герцена («Кто виноват?»), И.С. Тургенева («Рудин», «Отцы и дети»), И.А. Гончарова («Обломов»). «Героем» новой, капиталистической эпохи можно назвать и Чичикова, персонажа поэмы Гоголя «Мёртвые души». Черты героев времени мы находим у персонажей романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» Андрея Болконского и Пьера Безухова.
Обращались к проблеме героя времени и писатели 20 века. Один из ярких примеров — образ «лишнего человека» Левушки Одоевцева из романа А. Битова «Пушкинский дом». На рубеже 20-21 веков появились произведения, которые вновь обращались к теме нового поколения, а значит, и к образу героя времени. В 1998 году был опубликован роман В. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени». В 2006 году огромный интерес читателей вызвала книга С. Минаева «Духless: Повесть о ненастоящем человеке». Уже в самих названиях произведений чувствуется и стремление писателей показать героев времени, и перекличка с традициями Пушкина и Лермонтова.
А значит, и сейчас есть люди, подобные Онегину и Печорину. Это современные «лишние люди», обладающие, на первый взгляд, всеми качествами, необходимыми для жизненного успеха, и вместе с тем находящиеся в конфликте с обществом.
Каждая эпоха порождает нового героя, и задача настоящего писателя – разглядеть такого персонажа и правдиво изобразить его в художественном произведении. В этом, на мой взгляд, заключается основная причина того, что писатели на протяжении вот уже двух столетий обращаются к теме героя времени.
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений. В 4х томах. Т. 4. Проза. Письма. Примеч. И.Л. Андроникова. М.: «Худож. Лит.», 1976. - 542 с.
Андроников И.Л. Лермонтов: Исследования и находки. - М.: «Худож. лит.», 1977. - 650 с.
Белинский В.Г. «Герой нашего времени». Сочинение М. Лермонтова // Лермонтов M.Ю.: pro et contra / Со ст. В.М. Маркович, Г.Е. Потапова. - СПб.: РХГИ, 2002. - С. 74-82
Булгарин Ф.В. «Герой нашего времени». Сочинение М.Лермонтова // Лермонтов M.Ю.: pro et contra / Сост. В.М. Маркович, Г.Е. Потапова. - СПб.: РХГИ, 2002. - С. 66-74
Бурачок С.О. «Герой нашего времени» М. Лермонтов (Разговор в гостиной) // Лермонтов, M.Ю.: pro et contra / Сост. В.М. Маркович, Г.Е. Потапова. - СПб.: РХГИ, 2002. - С. 53-66
Вайль П., Генис А. Печоринская ересь. Лермонтов // Родная речь: уроки изящной словесности. - М.: Независимая газета, 1991. - 5 с.
Виноградов И.И. Философский роман Лермонтова // Лермонтов, M.Ю.: pro et contra / Сост. В.М. Маркович, Г.Е. Потапова. - СПб.: РХГИ, 2002. - С. 634-657
Герштейн Э.Г. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. М.: «Худож. лит.», 1976;
Гурвич И.А. Загадочен ли Печорин? // Лермонтов M.Ю.: pro et contra / Сост. В.М. Маркович, Г.Е. Потапова. - СПб.: РХГИ, 2002. - С. 792-801
Копылов И.Л. Роман «Герой нашего времени» // Вся русская литература. - Мн.: Современный литератор, 2002. // Режим доступа: http://a4format.ru/pdf_files_bio2/48fcb7c9.pdf / Время доступа: 5.05.14
Комментарии. Из первых откликов // Лермонтов, M.Ю.: pro et contra / Сост. В.М. Маркович, Г.Е. Потапова. - СПб.: РХГИ, 2002. - С. 792-801
Крупышев А.М. Герой в сюжете романа [Текст] / А.М. Крупышев. - Кострома, 1997
Ломинадзе С.В. Поэтический мир Лермонтова [Текст] / С.В. Ломинадзе. - М.: Современник, 1985. - 288 с.
Лебедев Ю.В. История русской литературы 19 века. В 3 ч. Ч. 1. 1800-1833-е годы. М., 2007. С. 387-396
Мануйлов В.А. Можно ли назвать Печорина сознательным поборником зла? (полемические заметки) // Лермонтов M.Ю.: pro et contra / Сост. В.М. Маркович, Г.Е. Потапова. - СПб.: РХГИ, 2002. - С. 658-665
Маркович В.М. Лермонтов и его интерпретаторы // Лермонтов, M.Ю.: pro et contra / Сост. В.М. Маркович, Г.Е. Потапова. - СПб.: РХГИ, 2002. - С. 7-53
Москвин Г.А. Духовно-смысловые связи повестей романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук [Текст] / Г.А. Москвин. - М., 2000. - 19 с.
Овсянико-Куликовский Д.Н. Из книги «М.Ю. Лермонтов» // Лермонтов, M.Ю.: pro et contra / Сост. В.М. Маркович, Г.Е. Потапова. - СПб.: РХГИ, 2002. - С. 461-474
Ренов Д.М. Проблема «внутреннего человека» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук [Текст] / Д.Н. Репов. - Тверь, 2006. - 20 с.
Удодов Б.Т. Печорин: Природное и социальное // Классическое наследие и современность / ИРЛИ. Л.: Наука, 1981. С. 151--159
Шевырев С.П. «Герой нашего времени». Соч. М. Лермонтова // Лермонтов, M.Ю.: pro et contra / Сост. В.М. Маркович, Г.Е. Потапова. - СПб.: РХГИ, 2002. - С. 82-96
Шелгунов Н.В. Русские идеалы, герои и типы // Лермонтов, M.Ю.: pro et contra / Сост. В.М. Маркович, Г.Е. Потапова. - СПб.: РХГИ, 2002. - С. 234-243
Шестов Л. Из книги «Достоевский и Ницше. (Философия трагедии)» // Лермонтов M.Ю.: pro et contra / Сост. В.М. Маркович, Г.Е. Потапова. - СПб.: РХГИ, 2002. - С. 387-391
Эйхенбаум Б.М. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. - М.: Изд-во АН СССР, 1962. - С. 125-162
Замилова Р. Р. А кто он — герой нашего времени? // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 1088-1090. — URL https://moluch.ru/archive/62/9368/ (дата обращения: 28.01.2018).
27