Проектные технологии на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности
Иванова Галина Арсентьевна, учитель
русского языка и литературы
МБОУ «Мухоршибирская СОШ №2»
Системно-деятельностный подход в обучении невозможен без использования метода проектов как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Проектная технология используется учителями русского языка, литературы в процессе преподавания предмета. Проектная технология, развивая лингвистическую компетенцию школьников, способствует формированию у них прочной системы знаний. Поэтому я, как и многие другие словесники, применяю метод проектов как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Цель выступления: обосновать актуальность использования метода проектов при формировании УУД на уроках и во внеурочной деятельности.
Задачи: рассказать о формах проектной деятельности, показать возможности использования проектного обучения на уроках и во внеурочной деятельности, представить результаты проектной деятельности.
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.
Проектное обучение - это организация образовательного процесса, направленная на решение учащимися учебных задач на основе самостоятельного сбора информации, обязательного обоснования и корректировки последующей продуктивной учебной деятельности, ее самооценки и презентации результата. Обучение при этом приобретает большой личностный смысл, что заметно повышает мотивацию учения.
В зависимости от предметно-содержательной стороны предмета различают проекты:
1. Монопредметные: проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы.
2. Межпредметные: интегрируется смежная тематика нескольких предметов.
(«Слово о полку Игореве» в литературе, живописи, музыке»).
3. Надпредметные: выполняются на основе связей, не входящих в школьную программу. («Нравственный человек в жизни и в литературе»).
В зависимости от включённости проектов в учебный план выделяются:
Текущие (на проектную деятельность выносится из учебного курса часть содержания обучения).
Итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается усвоение определённого учебного материала).
В зависимости от того, какой вид деятельности заложен в структуру проекта, можно выделить следующие типы проектов:
информационный
исследовательский,
практико-ориентированный,
творческий,
игровой (ролевой)
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
цель проекта, его актуальность, методы получения (литературные источники, СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение "мозговой атаки"); обработка информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы);
результат (статья, реферат, доклад, презентация )
2.Исследовательский проект
требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.
При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и т.д
3. Практико-ориентированный проект отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.
Конечный продукт: памятки, алгоритмы, словари, схемы и т.д.
4.Творческий проект.
Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
5.Игровой (ролевой)
В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу.
Плюсы ПД:
1. способствует активизации познавательной деятельности, лучшему закреплению полученного на уроках материала, а следовательно, и повышению результативности образования.
2. позволяет учитывать индивидуальные особенности развития школьников;
3. проектная деятельность в доступной для учащихся форме может быть использована на любом уровне и в любом возрасте.
4. служит развитию креативности и одновременно способствует формированию определённых личностных качеств. В случае разработки и защиты групповых проектов развивается умение работать в коллективе; ощущать себя членом команды; брать ответственность за выбор решения на себя; разделять ответственность с другими; анализировать результаты деятельности.
5. хорошая альтернатива классно-урочной системе, это способ выйти за пределы урока с вопросами, связанными с углубленным изучением интересующих ребят дисциплин, это выход на олимпиады, научные общества учащихся.
Минусы ПД:
1. опасность превращения проекта в простое изложение фактов, а также переоценка продукта проекта и недооценка процесса его подготовки.
2. при сегодняшней загруженности современного ученика реальным становится создание одного проекта, максимум двух в течение учебного года
Основное отличие проектной деятельности от исследовательской в итоге работы – внешних продуктах.
Итог проектной деятельности: веб-сайт, видеоклип, газета, игра, костюм, музыкальное произведение, спектакль, публикация, справочник, учебное пособие, атлас, действующая фирма, журнал, праздник, картина, сценарий и т.п.
Итог работы исследовательской деятельности: оформленная исследовательская работа, презентация, отражающая основные положения защиты исследовательской работы.
Результаты проектной деятельности ( творческий тип проектов)
Творчество - самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, в каждом есть индивидуальное своеобразие. Я полностью согласна с Евгением Евтушенко:
Людей неинтересных нет.
Их судьбы - как история планет,
У каждой все особое, свое
И нет планет, похожих на нее.
класс. После знакомства с рассказом Фёдора Абрамова «О чём плачут лошади» ученики представляют проект памятника лошадям;
2.На первом уроке - знакомстве с писателем , начиная с 9 класса, ученики представляют опорную схему, где мы видим индивидуальное восприятие конкретного имени в литературе , причём год от года ребята показывают всё более интересные работы; готовим визитную карточку писателя, снимаем видеоролики;
3. Создаём проеты. Например, 8 класс: «Цветовое изображение рассказа Л.Н.Толстого «После бала» ;
9 класс: сборники стихов писателей Великой Отечественной войны;
10 класс: буктрейлер книги Дугласа Адамса «Автостопом по Галактике» .