Притча
- О чем эта притча?
- Как вы ее понимаете?
- Какое отношение она имеет к сегодняшнему занятию?
Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания
Уроки 13-15
10 б класс
Проблемы уроков :
- Ознакомиться с особенностями профессиональной деятельности в сфере социально-гуманитарного и социально-экономического профилей;
- Выяснить и обсудить потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного и социально-экономического профилей;
- Охарактеризовать и проанализировать основные профессии социально-гуманитарного и социально-экономического профилей.
План уроков :
1. Общественные потребности и мир профессий.
2. Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда.
3. Мотивы выбора профессии.
4. Особенности профессий социально-гуманитарного и социально-экономического профилей.
1. Общественные потребности и мир профессий.
- Процесс удовлетворения потребностей находится в тесной связи с человеческими способностями, талантами и умениями. Одна из главнейших сторон жизни связана с работой и выбором профессии. На этот счет существует много поговорок, пословиц, сказок и притч.
- Послушайте одну из них.
1. Общественные потребности и мир профессий.
- Какие ассоциации возникают у вас при слове «профессия»?
- Что же такое «профессия»?
- Как вы считаете, на каком этапе исторического развития зародились различные профессии? Какие?
- Какие факторы определили их появление?
- Сегодня социологи насчитали наличие 20 тыс. профессий, число которых постоянно растет. Как вы думаете, почему возрастает число профессий?
1. Общественные потребности и мир профессий.
- Что вы понимаете под выражением «узкая специализация»? Приведите примеры роста профессий.
- В наши дни существует понятие «рынок труда». Что вы понимаете под этим выражением?
- Что значит «дефицитная профессия»? Какие профессии можно отнести, с вашей точки зрения, к дефицитным?
- Существуют ли профессии, которые оплачиваются не очень высоко, но являются востребованными в нашем обществе? Приведите примеры подобных профессий.
1. Общественные потребности и мир профессий.
- Чем понятие «должность» отличается от понятий «профессия» и «специальность»?
- Сегодня социологи много говорят о новом явлении в российской жизни - избыточном образовании.
- Суть проблемы:
1. В общей численности безработных увеличивается число людей с высшим образованием.
2. Растет число выпускников вузов, работающих не по специальности, а на должностях, которые вообще не требуют высшего образования.
1. Общественные потребности и мир профессий.
- Социологи подсчитали: количество менеджеров, экономистов и юристов превышает потребность российского общества больше, чем на одну треть.
- Как вы считаете, почему складывается подобная проблема?
- Можно ли ее решить?
- Разбившись на группы, попробуйте составить проект решения проблемы «избыточного образования».
2. Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда.
- Итак, мы выяснили, что сегодня рынок труда переполнен людьми с высшим образованием. И многие выпускники вузов не могут найти ту работу по специальности, которая их устраивает.
- Означает ли это, что положение безнадежно?
- Как вы думаете, кого из выпускников «выберет» рынок труда?
2. Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда.
2. Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда.
- Работа с дополнительным материалом.
- Составить резюме. Можно индивидуально, можно группами.
- Далее обсуждение и рецензирование.
3. Мотивы выбора профессии.
- Вспомните, что такое «мотив»?
- Работа с дополнительным материалом.
- Чем вы руководствуетесь при выборе будущей профессии?
- Насколько важен правильный выбор профессии для человека?
3. Мотивы выбора профессии.
- Прокомментируйте следующий факт:
- Если производительность труда работника, правильно избравшего профессию и выполняющего работу с желанием, принять за 100%, то у человека работающего, но неправильно выбравшего профессию, она будет равняться 50%, а у работающего без желания, да к тому же еще и неправильно выбравшего профессию, - 30%.
- А всегда ли правильно люди делают свой выбор? .
- Что обязательно необходимо учитывать при выборе профессии?
3. Мотивы выбора профессии.
- Познакомьтесь с советами по выбору будущей профессии.
- На сегодняшний день существует пять вариантов деятельности человека.
3. Мотивы выбора профессии.
Группа профессий
Примеры
Человек—природа
Биологи, физики, геологи
Человек-техника
Инженеры, конструкторы, водители
Человек-человек
Учителя, психологи, журналисты
Человек-знаковая система
Филологи, программисты, статистики
Человек-художественный образ
Художники, актеры, поэты, музыканты
Тест - профориентация
4. Особенности профессий социально-гуманитарного профиля.
- Перечислите те профессии, которые относятся к профилю который вы выбрали.
- Их много, но все они имеют общие особенности.
- Попробуем разобраться в данной проблеме.
- Разделившись на группы, определите особенности профессий социально-экономического профиля.
4. Особенности профессий социально-гуманитарного профиля.
- Особенности профессий социально-гуманитарного направления:
- оказывают влияние на человека;
- система «человек-человек»;
- коммуникативные способности;
- способности к эмпатии;
- несут элемент творчества;
- уважение к личности, толерантность;
- постоянное самообразование;
- умение неординарно мыслить.
4. Особенности профессий социально-гуманитарного профиля.
- Разбившись на группы, выполните творческое задание. Составьте профессиограмму следующим профессиям:
Группа 1 - политолог.
Группа 2 - социолог.
Группа 3 - психолог.
Группа 4 - преподаватель.
Группа 5 - социальный педагог.
Подведение итогов:
- Что такое «профессия»? Чем профессия отличается от специальности? Покажите эти различия на примерах.
- Какая из обсуждаемых профессий вам понравилась больше всего? Почему?
- Сегодня многие молодые люди на первое место ставят материальные стимулы при выборе будущей профессии. Вопрос этот, к сожалению, не нов... Послушайте притчу и прокомментируйте ее.
Подведение итогов:
- Охарактеризуйте общественные блага, которые дает образование. Докажите, что эти блага имеют значимость для каждого человека.
- Чем вы можете объяснить, что профессия преподавателя имеет очень низкий рейтинг в профессиональных предпочтениях выпускников?
Домашнее задание
§ 5-6, вопросы и задания.
Составьте профессиограмму любых двух профессий: журналист, психолог, телеведущий, искусствовед, экскурсовод, воспитатель детского сада, библиотекарь, переводчик, нотариус, бухгалтер, кассир, экономист, статистик, конструктор.