Комитет по образованию г. Улан-Удэ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 35»
Утверждаю директор МАОУ СОШ №35
_____________________Л.Г.Пахомова
План профильной ориентации начальной школы
МАОУ СОШ № 35
2020--2021 уч. год
Составила: руководитель МО начальной школы Лобанова Ольга Ивановна
г.Улан-Удэ
2020г
Цели и задачи программы:
Цель: создать систему действенной профессиональной ориентации учащихся, способствующейформированию у учащихся профессионального самоопределения в соответствии с желаниями,способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурных и экономических условий.
Задачи:
1. Развитие нормативно-правовой базы.
2. Совершенствование научно-методического, информационного и технического обеспечения системы профориентации учащихся ОУ.
3. Создание профориентационной службы, сопровождающей учащихся ОУ в профессиональном самоопределении.
4. Формирование ценностно-нравственных основ самоопределения (осознание ценности общественно полезного труда и необходимости профессиональной подготовки).
5. Ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда.
6. Общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели —мечты.
7. Помощь обучающимся в определении ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели.
8. Информирование учащихся о профессиях и специальностях.
9. Формирование представления о препятствиях, осложняющих достижение профессиональных целей,а также знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив.
10. Формирование представления о резервных вариантах выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения.
11. Формирование перспективного личного профессионального плана.
12. Научить обучающихся разбираться в содержании профессиональной деятельности, уметь анализировать свои возможности и способности и соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами.
Этапы профориентации в школе
Профориентация в школе, несомненно, является необходимым компонентом наряду с основным обучением, а благодаря постоянной работе над построением целостной системы, учитывая индивидуальные и возрастные особенности учащихся, дети получают возможность самостоятельно определиться с профессией, заниматься исследовательскими проектами в целях развития и более глубокого знакомства с профессиями с помощью педагогов и родителей. Для максимальной эффективности профессиональная ориентация должна быть непрерывным процессом, который начинается ещё в детском саду, плавно переходит в школу и непрерывно сопровождает школьника на всём пути обучения до выпускного класса, мягко помогая и направляя его. Таким образом, стартовой точкой нелёгкого пути к выбору профессии становятся старшие группы детского сада, где в игровой форме ребёнок получает представление о труде, разнообразии мира профессий, прививаются уважение к чужому труду и желание выбрать для себя самую лучшую и интересную профессию. Ролевые игры помогают как родителям и воспитателя, так и самому ребёнку. Первые получают представление о желаниях, склонностях и способностях детей, последние же, помимо просто интересно проведённого времени, начинают приобретать полезные в дальнейшей жизни умения и навыки, примеряя на себя ту или иную профессию. В школьной профориентации целесообразно выделять 4 больших этапа, отличающихся по целям, задачам и используемым методикам в зависимости от возраста учеников: На этом этапе продолжается начатое в детском саду знакомство с профессиями через профориентационные уроки с приглашёнными специалистами, экскурсии, тематические внеклассные занятия, утренники и т.д. У школьников начальных классов происходит формирование ценностного отношения к труду, путём непосредственного включения в различные виды учебно-познавательной деятельности (игровую, трудовую, социальную, исследовательскую) развиваются интересы и потребность учиться. Уже в начальной школе важно не упустить момент и вовремя заинтересовать ребят предстоящим выбором профессии. Большим подспорьем будет большое количество кружков, дополнительных занятий по интересам. Для учащихся с 3 класса можно постепенно вводить психологические игры и занятия. .Профессиональная ориентация – длительный и сложный процесс и осуществляется на всех этапах жизни человека. Качественная реализация первого школьного этапа (пропевдического) позволяет сформировать у младших школьников любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессии родителей и ближайшего производственного окружения, нравственных установок выбора профессии, интереса к наиболее распространённым профессиям, основанного на практической вовлеченности учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно-полезной, трудовой деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
профильной ориентации начальной школы на 2020-2021г.
Классы | Мероприятия | Период | Ответственный |
Первые | Виды труда. Классные часы. Беседы. 1.Беседы о профессиях. «Всем профессиям почёт» 2.Кл. час: «Профессии наших мам» 3.Профессия – воспитатель. Конкурс рисунков. 4.Кл. час – игра «Ателье». Знакомство с профессией швеи. | 1раз в четверть | Классный руководитель |
Вторые | Отрасли производства Классные часы. Беседы. 1.« Чем занимаются наши мамы, папы, дедушки, бабушки» Сочинение. 2.Беседа с приглашением работников школы: библиотекарь, повар, медсестра 3. Кл. час: «От лени болеют, от труда здоровеют» 4. Утренник «Что значит быть солдатом» | 1раз в четверть | Классный руководитель |
Третьи | Классификации профессий. Классные часы. Беседы. 1.Кл. час «Все работы хороши» 2.Практическая работа по изготовлению подарков 3.Сочинение «Кем я хочу быть, когда вырасту? 4.Классный час « Профессия – водитель, кондуктор» | 1раз в четверть | Классный руководитель |
Четвер-тые | Классификация профессий. Сфера торговли. Классные часы. Беседы 1..Видеофильм «Компас в мире профессий» 2.Рассказы о профессиях. «Человек –человек», человек –техника», человек –природа» 3.Мастер класс. Приглашение учителя труда. | 1раз в четверть | Классный руководитель |
| Уроки Часы общения. Встречи с родителями разных профессий | В течение года | Классный руководитель |
| Экскурсии на предприятия города. | В течение года | Классный руководитель |
Работа с учащимися через урочную деятельность
Постоянной и целенаправленной работой по социализации личности и профориентации является учебный процесс. На всех уроках в начальной школе подчеркивается значимость трудовой деятельности, воспитывается чувство ответственности за свою работу.
Внеклассная работа по реализации перспективного плана профориентационной работы с учащимися
Внеклассная работа по профориентации учащихся начинается с 1 класса и имеет логическое продолжение в следующих классах. По данной тематике планируется проведение одного классного часа в месяц, с использованием разнообразных форм занятий (бесед, экскурсий, встреч с людьми интересных профессий, участие в конкурсах рисунков, фотографий, защите проектов и др.).
Цель работы в первом классе – более подробное знакомство учащихся с видами трудовой деятельности уже знакомыми им, с профессиями родителей.
Во втором классе целью работы является расширение знаний учащихся об отраслях производства, воспитание трудолюбия. Начало системной работы по знакомству с отраслями производства и профессиями сферы обслуживания и пищевой промышленности.
Цель работы в третьем классе – знакомство с классификацией профессий. Расширение знаний о профессиях нашего города.
Цель работы в четвертом классе – продолжение работы по классификации профессий, воспитание положительного отношения к труду, знакомство со сферой торговли.
Перспективный план профориентационной работы МО классных руководителей начальной школы
1 –е классы (А, Б, В, Г, Д, Е, Ж)
Цель – более подробно познакомить учащихся с видами труда, уже знакомых учащимся, с профессиями их родителей.
Месяц | Тема занятия | Форма проведения |
сентябрь | 1. Знакомство с учащимися 2. Школа, в которой мы учимся | 1. Знакомство с характеристиками детей, выданными детским садом. 2. Беседа о музыкальных и спортивных секциях, кружках, студиях, в которых занимаются учащиеся. 3. Знакомство со школой, библиотекой, столовой и их работниками. |
октябрь | Кто и какие любит игры | 1. Беседа о профессиях: воспитатель, няня, повар, музыкальный руководитель, врач, шофёр, медсестра и др. |
ноябрь | Мир профессий. Профессии работников детского сада. Примечание: вводятся понятия профессия и должность | Беседа о профессиях: воспитатель, няня, повар, музыкальный работник, медсестра, врач, шофёр, заведующая и др. |
декабрь | Мир профессий. Профессии работников детского сада | Конкурс рисунков |
январь | Как я помогаю маме | Устные рассказы детей |
февраль | Изготовление сувениров ко дню 8 марта (на основе знаний полученных на уроках труда) | Знакомство с профессией швеи. Экскурсия в школьную мастерскую |
март | Профессии наших мам | Классный час с приглашением 2-3 мам |
апрель | Расширение знаний об отраслях производства | Устные рассказы на тему «Кто работает рядом с нашей школой» (милиционер, строитель, продавец, аптекарь и т.д) |
май | Как выращивают хлеб. | Беседа с учителем биологии. Знакомство с профессиями (хлебороб, комбайнер, пекарь, кондитер и тд.) |
2 -е классы (А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З)
Цель – расширить знания учащихся об отраслях производства, воспитывать трудолюбие. Начать работу по системному знакомству с отраслями производства. Профессии сферы обслуживания и пищевой промышленности.
месяц | Тема занятия | Формы проведения |
сентябрь | О чём вы узнали в прошлом году, чему научились. | Обобщающее занятие с выступлением учителя и учащихся. Запись учащихся в кружки. |
октябрь | Профессии что нас окружают. | Самостоятельная работа на тему «Нарисуй то, что тебе нравится». Индивидуальные беседы с учащимися на основе их работ, раскрытие интересов учащихся. |
ноябрь | Люди каких профессий работают в нашей школе | Беседа с приглашением работников школы (медсестра. библиотекарь, повар, т.д) |
декабрь | Экскурсия в ателье | Экскурсия с предварительной беседой о профессиях (закройщик, швея, т.д) |
январь | Что мне нравится дома и что не нравится? | Письменная работа (мини-сочинение) |
февраль | Что значит быть солдатом. | Утренник, посвященный 23 февраля |
март | Чем занимаются наши мамы, папы, бабушки и другие члены семьи? | Письменная работа с детальным описанием профессии одного из членов семьи (по выбору) |
апрель | Экскурсия в магазин. | Экскурсия на любое предприятие пищевой промышленности (хлебокомбинат, молокозавод и др.) |
май | 1. Весенние работы на пришкольном участке. 2. Задание на лето | Знакомство с профессиями (строитель, водитель автобуса, продавец и др.) |
3-и классы (А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З)
Цель – первичное формирование представлений о классификации профессий, ведущие профессии нашего города.
месяц | Тема занятий | Форма проведения |
сентябрь | Проверка выполнения летних заданий. | Сочинение «Как я провёл лето?». Распределение обязанностей в классе |
октябрь | Интересы и кружковая работа. | На основе анализа сочинений, бесед с учащимися дать конкретные советы каждому ученику, чем ему нужно заниматься и для чего |
ноябрь | Подготовка подарков для ребят детского сада. | Практическая работа по изготовлению подарков. Подготовка детского утренника |
декабрь | Совместный утренник с детским садом «Скоро в школу» | Утренник-рассказ о школе, уроках, переменах, обязанностях учащихся |
январь | Знакомство с профессиями провизора и фармацевта | Экскурсия в аптеку. (провизор, аптекарь) |
февраль | Мир профессий. | Экскурсия в «Город профессий» |
март | Знакомство с профессиями городского транспорта. | Экскурсия в ПАТП (шофёр, кондуктор, автомеханик, автослесарь) |
апрель | Что изменилось в нашем городе за последние годы. | Беседа. Знакомство с профессиями (в строительстве, архитектуре, реставрации, декоративном озеленении города) |
май | Мир профессий. Беседа о классификации профессий. | Беседа и задание на лето – подобрать по десять профессий каждого типа |
4-ые классы(А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З)
Цель – знакомство с классификацией профессий; воспитание положительного отношения к труду; знакомство со сферой торговли.
Месяц | Тема занятий | Форма проведения |
сентябрь | Компас в мире профессий | Просмотр видеофильма ''Все профессии важны, все профессии нужны'' |
октябрь | Классификация профессий по типам | Профессии типа «человек-человек», «человек-знак» (рассказ о профессиях) |
ноябрь | Классификация профессий по типам | Профессии типа «человек -техника», «человек -художественный образ» рассказ о профессиях) |
декабрь | Классификация профессий по типам | Профессии типа «человек -природа» (рассказ о профессиях) |
январь | Все профессии важны | Классное собрание с приглашением родителей |
февраль | Человек имеет права и обязанности (право на труд) | Классное собрание с приглашением учителя истории, юриста. |
март | Что ты умеешь делать? | Мастер класс. Выставка изделий к 8 марта |
апрель | Мы идём в магазин | Экскурсия в магазин и знакомство с профессиями продавца, кассира и др. |
май | Профессии нашего края. Знаменитые люди нашего города. | Задание на лето. Подготовка проекта по теме ''Я хочу быть…'' |
Работа с родителями
Одна из форм профориентационной работы с учащимися – это вовлечение в процесс обучения их родителей. Но работу с родителями необходимо правильно организовать. Исследования показывают, что подавляющее большинство родителей не знают, как правильно рассказать ребенку о значимости и привлекательности того или иного вида трудовой деятельности или профессии. Многим родителям неизвестны психофизиологические особенности детей, которые влияют на процесс формирования социальной и технологической компетенций. Поэтому родители нуждаются в специальных консультациях и беседах по данным вопросам. На каждом родительском собрании планируется проведение бесед или использование других форм работы.
Темы и формы работы с родителями по классам.
1-ые классы
Четверть | Тема. | Форма проведения. | Кто готовил |
1 четверть | Беседа о задачах профориентационной работы в 1 классе. Здоровье и режим дня учащихся. | Беседа. Рассказ о режиме дня детей | Классный руководитель |
2 четверть | Обязанности детей по дому. | Беседа об особенностях детей младшего школьного возраста, о делах, которые могут выполнять учащиеся дома. Взаимоотношения в семье | Психолог Классный руководитель |
3 четверть | Родительское собрание. Интересы, склонности, увлечения детей. | Круглый стол | Классный руководитель. |
4 четверть | Обобщающая беседа по профориентации. | Рассказы учителя, родителей о том, что увидели, узнали первоклассники за год. Интересы и наклонности отдельных учащихся, которые сформировались на протяжении года. | Родительский комитет |
2 класс. Работа с родителями
Четверть | Тема. | Форма проведения. | Кто готовил |
1 четверть | Что вы делаете для воспитания ребёнка, развития его интересов и способностей. | Беседа Рекомендации родителям по развитию интересов, наклонностей учащихся | Классный руководитель. |
2 четверть | Мир профессий, которые окружают ваших детей | Информация о профессиях, с которыми познакомились учащиеся и познакомятся в учебном году. | Классный руководитель. |
3 четверть | Практическое использование знаний о мире профессий | Беседа « Что делают ребята в семье» | Классный руководитель. |
4 четверть | Практическое использование знаний о мире профессий | Рассказ о выполнении заданий, которое получили учащиеся на лето | Классный руководитель. |
3 класс. Работа с родителями
Четверть | Тема. | Форма проведения. | Кто готовил |
1 четверть | Знакомство родителей с сочинениями учащихся, выполнение обязанностей, индивидуальные советы родителям | Беседа | Классный руководитель. |
2 четверть | Как знакомить учащихся с профессиями. Схема описания профессии | Беседа | Классный руководитель. |
3 четверть | Способы выявления интересов, склонностей и способностей учащихся | Беседа | Классный руководитель. Психолог |
4 четверть | Классификация профессий по типам | Рассказ | Классный руководитель. |
4 класс. Работа с родителями
Четверть | Тема. | Форма проведения. | Кто готовил |
1 четверть | Возрастные особенности учащихся | Рассказ-информация об особенностях возраста, интересах, способностях, различных кружках | Классный руководитель. Психолог |
2 четверть | Классификация профессий | Рассказ о том, что узнали учащиеся | Классный руководитель. |
3 четверть | Подготовка к классному часу «Человек имеет права и обязанности» | Индивидуальные консультации | Классный руководитель. |
4 четверть | Короткий отчёт о профориентационной работе за год | Рассказ о работе, экскурсии, выводы и рекомендации | Классный руководитель. |
Анализ профильной ориентации начальной школы
МАОУ СОШ № 35
2019-2020 уч. год
Профессиональная ориентация в начальной школе – это система педагогического воздействия на учащихся на уроках и во внеклассной работе для подготовки их к сознательному выбору профессии с учетом личных и общественных интересов. Решить эту задачу – значит помочь младшим школьникам правильно определить свое место в жизни
Кроме того, важными направлениями профориентационной работы в начальной школе являются: обучение школьников навыкам самооценивания, развитие рефлексии и реалистической самооценки детей. В.А. Сухомлинский писал: «От интенсивной работы ума, рук и чувств ребенка в решающей степени зависит развитие его многогранных способностей, формирование сильной воли и стойкого характера, становление творческой личности, а вслед за всем этим и готовность к овладению впоследствии тем или иным профессиональным занятием».
Работу по профориентации осуществляется в 1-4 классах через игровую деятельность. Игра - один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в будущем будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. К концу 4 класса удается познакомить ребят со многими профессиями, их особенностями, раскрыть таланты и способности детей в различных видах деятельности, подготовить «благодатную почву» для дальнейшей профориентационной работы с учащимися в средних и старших классах.
Направления | 1 – 4 класс |
Психологические особенности возраста | К началу учебы в школе начинает формироваться так называемое словесно-логическое мышление, которое предполагает умение оперировать словами, понимать логику рассуждений, уметь аргументировать свою точку зрения. При планировании профориентационных занятий необходимо учитывать особенности и включать различные модификации существующих психологических игр. Учащиеся 2–4-го классов уже могут не просто назвать предмет, но и описать, из каких частей он состоит, описать его функции и роль в жизни людей. К 3–4-му классам учащиеся уже должны: уметь выделять иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями. В старших классах начальной школы дети все больше осознают и формулируют нормы поведения (а в первом классе они лишь могли сослаться на установленные взрослыми нормы). К 3-му классу (в связи с изменением внутренней позиции) возрастает количество негативных самооценок, поэтому важно формировать умение объективно оценивать свои собственные силы, возможности, выделять и опираться на свои позитивные качества. Также в этом возрасте мотив “хочу” меняется на мотив “надо”. |
| |
Задачи | знакомство с миром профессий формирование первоначального интереса к каким-либо профессиям формирование нравственных основ выбора профессии развитие потребности в общественно-полезном труде овладение воспитанниками доступными видами труда по разным профессиям |
Формы работы | Классные часы, беседы о профессиях. Интерактивные тематические занятия. Конкурсы рисунков Экскурсии 5.Родительские собрания Мир детей и мир взрослых: точки соприкосновения. Изучение склонностей и способностей ребенка. 6.Встречи с людьми разных профессий |
На каждой ступени школьного обучения реализуются различные цели по профориентации.
В начальной школе – это формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека, развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, т.е. трудовую, игровую, исследовательскую.
Профессиональная ориентация не может быть какой-то отдельной отраслью работы школы. Она тесно связана со всей учебно-воспитательной работой.
Для полноценного анализа профориентационной работы, нужно рассмотреть работу, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Сначала рассмотрим уроки.
Вопросы, связанные с профессиями рассматриваются в основном на уроках окружающего мира. Например, по программе Школа России во 2 классе рассматривается тема «Все профессии важны», ребята выполняют мини- проекты «Профессии моих родителей» или «Моя будущая профессия» по выбору. В 3 –их классах дети готовят мини –проекты «Школа кулинаров», где знакомятся с профессией повара, кондитера. При изучении тем «Здоровье и безопасность» с 1 по 4 классы учащиеся знакомятся с профессиями: врача, водителя, с профессией –полицейский (ГИБДД), готовят проекты «Кто нас защищает», оформляют в виде фотовыставки, альбома, презентации проект «Экономика родного края»На уроках русского языка младшие школьники также выполняют большое количество заданий, связанных с той или иной профессией. Например, при проведении словарной работы используются следующие словарные слова: директор, агроном, токарь, учитель, воспитатель, милиционер, шофёр. Объясняется лексическое значение слов, составляются с этими словами предложения.На уроках математики решаются различные задачи, связанные с той или иной профессией.
Основная работа по профориентации проводится во внеурочное время.
В нашей школе были проведены следующие общешкольные мероприятия.
Проведены классные часы «Мир профессий» и «Чем занимаются наши мамы и папы»
1-ые классы «Чем пахнут ремесла?» «Все работы хороши –
выбирай на вкус!»
2-ые классы «Творческие профессии» «К большому терпенью
придет и уменье»
3-и классы «Профессии, необходимые
нашему городу» «Город веселых мастеров»
4-ые классы «Профессии наших родителей» «Дело мастера боится»
Классы | Кто проводил | Количество учащихся |
Первые классы | . Климова М.В Паргачевская О.В. | 62 человек |
Вторые классы | Игумнова И.А Туманова О.А. | 65 человек |
Третьи классы | Лобанова О.И. Безбородова Л.В. | 60 человек |
Четвёртые классы | СтарицынаТ.А. | 60 человек |
2. Был проведён школьный конкурс рисунков «Все профессии важны»
(1-2класс), также учащиеся 1-4 классов приняли участие в районном конкурсе рисунков «Профессии моих родителей», где ребята заняли призовые места. (Классные руководители Ли.Р.В., Ерёмина О.А., Игумнова И.А.,)
3.Были организованы классными руководителями экскурсии:
в пожарную часть Октябрьского района (3 «З», 3»Г», 4 «Г»)
музей МВД (3 «Б», 3 «Е»,2 «А»)
музей БНЦ (4«Б», 4 «З», 3 «Е»)
музей «История Бурятии» ( 3 -4 классы)
экскурсия в «Город профессий»( 3Е, 3А)
экскурсия по г. Улан-Удэ (1 -2 классы)
экскурсии в библиотеку им. А.П. Гайдара (с 1 -4 классы)
экскурсия в геологический музей (4 –ые классы)
В первых классах прошли классные часы «Всем профессиям почет», во вторых классах - «От лени болеют, от труда здоровеют», в третьих классах – «Все работы хороши»,
которые были подготовили классными руководителями.
Знакомства с распространёнными профессиями были проведены в форме классного часа для параллелей с предварительной подготовкой с применением игровых технологий, викторин, театрализованными сценками, имитационными играми.
В параллели 4- классов было проведено итоговое мероприятие «Праздник труда».
Классы | Кто готовил | Количество учащихся, участвующих в мероприятии |
Первые | Ерёмина О.А.Туманова О.А. | 60человек |
Вторые | Ли Р.В. Овчинникова Н.И. | 50 человек |
Третьи | Лобанова О.И.Савицкая Н.Ю. | 65 человек |
Четвертые | Климова М.В. Казачук О.Я. | 55человек |
Темы и формы работы с родителями по классам.
1-ые классы
Четверть | Тема. | Форма проведения. | Кто готовил |
1 четверть | Беседа о задачах профориентационной работы в 1 классе. Здоровье и режим дня учащихся. | Беседа. Рассказ о режиме дня детей | Классный руководитель |
2 четверть | Обязанности детей по дому. | Беседа об особенностях детей младшего школьного возраста, о делах, которые могут выполнять учащиеся дома. Взаимоотношения в семье | Психолог Классный руководитель |
3 четверть | Родительское собрание. Интересы, склонности, увлечения детей. | Круглый стол | Классный руководитель. |
4 четверть | Обобщающая беседа по профориентации. | Рассказы учителя, родителей о том, что увидели, узнали первоклассники за год. Интересы и наклонности отдельных учащихся, которые сформировались на протяжении года. | Родительский комитет |
2 класс. Работа с родителями
Четверть | Тема. | Форма проведения. | Кто готовил |
1 четверть | Что вы делаете для воспитания ребёнка, развития его интересов и способностей. | Беседа Рекомендации родителям по развитию интересов, наклонностей учащихся | Классный руководитель. |
2 четверть | Мир профессий, которые окружают ваших детей | Информация о профессиях, с которыми познакомились учащиеся и познакомятся в учебном году. | Классный руководитель. |
3 четверть | Практическое использование знаний о мире профессий | Беседа « Что делают ребята в семье» | Классный руководитель. |
4 четверть | Практическое использование знаний о мире профессий | Рассказ о выполнении заданий, которое получили учащиеся на лето | Классный руководитель. |
3 класс. Работа с родителями
Четверть | Тема. | Форма проведения. | Кто готовил |
1 четверть | Знакомство родителей с сочинениями учащихся, выполнение обязанностей, индивидуальные советы родителям | Беседа | Классный руководитель. |
2 четверть | Как знакомить учащихся с профессиями. Схема описания профессии | Беседа | Классный руководитель. |
3 четверть | Способы выявления интересов, склонностей и способностей учащихся | Беседа | Классный руководитель. Психолог |
4 четверть | Классификация профессий по типам | Рассказ | Классный руководитель. |
4 класс. Работа с родителями
Четверть | Тема. | Форма проведения. | Кто готовил |
1 четверть | Возрастные особенности учащихся | Рассказ-информация об особенностях возраста, интересах, способностях, различных кружках | Классный руководитель. Психолог |
2 четверть | Классификация профессий | Рассказ о том, что узнали учащиеся | Классный руководитель. |
3 четверть | Подготовка к классному часу «Человек имеет права и обязанности» | Индивидуальные консультации | Классный руководитель. |
4 четверть | Короткий отчёт о профориентационной работе за год | Рассказ о работе, экскурсии, выводы и рекомендации | Классный руководитель. |
Классы | Мероприятия | Период | Ответственный |
Первые | Виды труда. Классные часы. Беседы. 1.Беседы о профессиях. «Всем профессиям почёт» 2.Кл. час: «Профессии наших мам» 3.Профессия – воспитатель. Конкурс рисунков. 4.Кл. час – игра «Ателье». Знакомство с профессией швеи. | 1раз в четверть | Классный руководитель |
Вторые | Отрасли производства Классные часы. Беседы. 1.« Чем занимаются наши мамы, папы, дедушки, бабушки» Сочинение. 2.Беседа с приглашением работников школы: библиотекарь, повар, медсестра 3. Кл. час: «От лени болеют, от труда здоровеют» 4. Утренник «Что значит быть солдатом» | 1раз в четверть | Классный руководитель |
Третьи | Классификации профессий. Классные часы. Беседы. 1.Кл. час «Все работы хороши» 2.Практическая работа по изготовлению подарков 3.Сочинение «Кем я хочу быть, когда вырасту? 4.Классный час « Профессия – водитель, кондуктор» | 1раз в четверть | Классный руководитель |
Четвер-тые | Классификация профессий. Сфера торговли. Классные часы. Беседы 1..Видеофильм «Компас в мире профессий» 2.Рассказы о профессиях. «Человек –человек», человек –техника», человек –природа» 3.Мастер класс. Приглашение учителя труда. | 1раз в четверть | Классный руководитель |
| Уроки Часы общения. Встречи с родителями разных профессий | В течение года | Классный руководитель |
| Экскурсии на предприятия города. | В течение года | Классный руководитель |
4. Формирование ценностно-нравственных основ самоопределения (осознание ценности общественно полезного труда и необходимости профессиональной подготовки).
5. Ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда.
6. Общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели —мечты.
7. Помощь обучающимся в определении ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели.
8. Информирование учащихся о профессиях и специальностях.
9. Формирование представления о препятствиях, осложняющих достижение профессиональных целей,а также знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив.
10. Формирование представления о резервных вариантах выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения.
11. Формирование перспективного личного профессионального плана.
12. Научить обучающихся разбираться в содержании профессиональной деятельности, уметь анализировать свои возможности и способности и соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами.
Этапы профориентации в школе
Профориентация в школе, несомненно, является необходимым компонентом наряду с основным обучением, а благодаря постоянной работе над построением целостной системы, учитывая индивидуальные и возрастные особенности учащихся, дети получают возможность самостоятельно определиться с профессией, заниматься исследовательскими проектами в целях развития и более глубокого знакомства с профессиями с помощью педагогов и родителей.
Для максимальной эффективности профессиональная ориентация должна быть непрерывным процессом, который начинается ещё в детском саду, плавно переходит в школу и непрерывно сопровождает школьника на всём пути обучения до выпускного класса, мягко помогая и направляя его. Таким образом, стартовой точкой нелёгкого пути к выбору профессии становятся старшие группы детского сада, где в игровой форме ребёнок получает представление о труде, разнообразии мира профессий, прививаются уважение к чужому труду и желание выбрать для себя самую лучшую и интересную профессию. Ролевые игры помогают как родителям и воспитателя, так и самому ребёнку. Первые получают представление о желаниях, склонностях и способностях детей, последние же, помимо просто интересно проведённого времени, начинают приобретать полезные в дальнейшей жизни умения и навыки, примеряя на себя ту или иную профессию. Более подробно профессиональная ориентация в детском саду описана в нашем материале «Профориентация дошкольников».В школьной профориентации целесообразно выделять 4 больших этапа, отличающихся по целям, задачам и используемым методикам в зависимости от возраста учеников: На этом этапе продолжается начатое в детском саду знакомство с профессиями через профориентационные уроки с приглашёнными
специалистами, экскурсии, тематические внеклассные занятия, утренники и т.д. У школьников начальных классов происходит формирование ценностного отношения к труду, путём непосредственного включения в различные виды учебно-познавательной деятельности (игровую, трудовую, социальную, исследовательскую) развиваются интересы и потребность учиться. Уже в начальной школе важно не упустить момент и вовремя заинтересовать ребят предстоящим выбором профессии. Большим подспорьем будет большое количество кружков, дополнительных занятий по интересам. Для учащихся с 3 класса можно постепенно вводить психологические игры и занятия.
.Профессиональная ориентация – длительный и сложный процесс и осуществляется на всех этапах жизни человека. Качественная реализация первого школьного этапа (пропевдического) позволяет сформировать у младших школьников любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессии родителей и ближайшего производственного окружения, нравственных установок выбора профессии, интереса к наиболее распространённым профессиям, основанного на практической вовлеченности учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно-полезной, трудовой деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
профильной ориентации начальной школы на 2020-2021г.
Работа с учащимися через урочную деятельность
Постоянной и целенаправленной работой по социализации личности и профориентации является учебный процесс. На всех уроках в начальной школе подчеркивается значимость трудовой деятельности, воспитывается чувство ответственности за свою работу.
Внеклассная работа по реализации перспективного плана профориентационной работы с учащимися
Внеклассная работа по профориентации учащихся начинается с 1 класса и имеет логическое продолжение в следующих классах. По данной тематике планируется проведение одного классного часа в месяц, с использованием разнообразных форм занятий (бесед, экскурсий, встреч с людьми интересных профессий, участие в конкурсах рисунков, фотографий, защите проектов и др.).
Цель работы в первом классе – более подробное знакомство учащихся с видами трудовой деятельности уже знакомыми им, с профессиями родителей.
Во втором классе целью работы является расширение знаний учащихся об отраслях производства, воспитание трудолюбия. Начало системной работы по знакомству с отраслями производства и профессиями сферы обслуживания и пищевой промышленности.
Цель работы в третьем классе – знакомство с классификацией профессий. Расширение знаний о профессиях нашего города.
Цель работы в четвертом классе – продолжение работы по классификации профессий, воспитание положительного отношения к труду, знакомство со сферой торговли.
Перспективный план профориентационной работы МО классных руководителей начальной школы
1 –е классы (А, Б, В, Г, Д, Е, Ж)
Цель – более подробно познакомить учащихся с видами труда, уже знакомых учащимся, с профессиями их родителей.
Месяц | Тема занятия | Форма проведения |
сентябрь | 1. Знакомство с учащимися 2. Школа, в которой мы учимся | 1. Знакомство с характеристиками детей, выданными детским садом. 2. Беседа о музыкальных и спортивных секциях, кружках, студиях, в которых занимаются учащиеся. 3. Знакомство со школой, библиотекой, столовой и их работниками. |
октябрь | Кто и какие любит игры | 1. Беседа о профессиях: воспитатель, няня, повар, музыкальный руководитель, врач, шофёр, медсестра и др. |
ноябрь | Мир профессий. Профессии работников детского сада. Примечание: вводятся понятия профессия и должность | Беседа о профессиях: воспитатель, няня, повар, музыкальный работник, медсестра, врач, шофёр, заведующая и др. |
декабрь | Мир профессий. Профессии работников детского сада | Конкурс рисунков |
январь | Как я помогаю маме | Устные рассказы детей |
февраль | Изготовление сувениров ко дню 8 марта (на основе знаний полученных на уроках труда) | Знакомство с профессией швеи. Экскурсия в школьную мастерскую |
март | Профессии наших мам | Классный час с приглашением 2-3 мам |
апрель | Расширение знаний об отраслях производства | Устные рассказы на тему «Кто работает рядом с нашей школой» (милиционер, строитель, продавец, аптекарь и т.д) |
май | Как выращивают хлеб. | Беседа с учителем биологии. Знакомство с профессиями (хлебороб, комбайнер, пекарь, кондитер и тд.) |
2 -е классы (А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З)
Цель – расширить знания учащихся об отраслях производства, воспитывать трудолюбие. Начать работу по системному знакомству с отраслями производства. Профессии сферы обслуживания и пищевой промышленности.
месяц | Тема занятия | Формы проведения |
сентябрь | О чём вы узнали в прошлом году, чему научились. | Обобщающее занятие с выступлением учителя и учащихся. Запись учащихся в кружки. |
октябрь | Профессии что нас окружают. | Самостоятельная работа на тему «Нарисуй то, что тебе нравится». Индивидуальные беседы с учащимися на основе их работ, раскрытие интересов учащихся. |
ноябрь | Люди каких профессий работают в нашей школе | Беседа с приглашением работников школы (медсестра. библиотекарь, повар, т.д) |
декабрь | Экскурсия в ателье | Экскурсия с предварительной беседой о профессиях (закройщик, швея, т.д) |
январь | Что мне нравится дома и что не нравится? | Письменная работа (мини-сочинение) |
февраль | Что значит быть солдатом. | Утренник, посвященный 23 февраля |
март | Чем занимаются наши мамы, папы, бабушки и другие члены семьи? | Письменная работа с детальным описанием профессии одного из членов семьи (по выбору) |
апрель | Экскурсия в магазин. | Экскурсия на любое предприятие пищевой промышленности (хлебокомбинат, молокозавод и др.) |
май | 1. Весенние работы на пришкольном участке. 2. Задание на лето | Знакомство с профессиями (строитель, водитель автобуса, продавец и др.) |
3-и классы (А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З)
Цель – первичное формирование представлений о классификации профессий, ведущие профессии нашего города.
месяц | Тема занятий | Форма проведения |
сентябрь | Проверка выполнения летних заданий. | Сочинение «Как я провёл лето?». Распределение обязанностей в классе |
октябрь | Интересы и кружковая работа. | На основе анализа сочинений, бесед с учащимися дать конкретные советы каждому ученику, чем ему нужно заниматься и для чего |
ноябрь | Подготовка подарков для ребят детского сада. | Практическая работа по изготовлению подарков. Подготовка детского утренника |
декабрь | Совместный утренник с детским садом «Скоро в школу» | Утренник-рассказ о школе, уроках, переменах, обязанностях учащихся |
январь | Знакомство с профессиями провизора и фармацевта | Экскурсия в аптеку. (провизор, аптекарь) |
февраль | Мир профессий. | Экскурсия в «Город профессий» |
март | Знакомство с профессиями городского транспорта. | Экскурсия в ПАТП (шофёр, кондуктор, автомеханик, автослесарь) |
апрель | Что изменилось в нашем городе за последние годы. | Беседа. Знакомство с профессиями (в строительстве, архитектуре, реставрации, декоративном озеленении города) |
май | Мир профессий. Беседа о классификации профессий. | Беседа и задание на лето – подобрать по десять профессий каждого типа |
4-ые классы(А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З)
Цель – знакомство с классификацией профессий; воспитание положительного отношения к труду; знакомство со сферой торговли.
Месяц | Тема занятий | Форма проведения |
сентябрь | Компас в мире профессий | Просмотр видеофильма ''Все профессии важны, все профессии нужны'' |
октябрь | Классификация профессий по типам | Профессии типа «человек-человек», «человек-знак» (рассказ о профессиях) |
ноябрь | Классификация профессий по типам | Профессии типа «человек -техника», «человек -художественный образ» рассказ о профессиях) |
декабрь | Классификация профессий по типам | Профессии типа «человек -природа» (рассказ о профессиях) |
январь | Все профессии важны | Классное собрание с приглашением родителей |
февраль | Человек имеет права и обязанности (право на труд) | Классное собрание с приглашением учителя истории, юриста. |
март | Что ты умеешь делать? | Мастер класс. Выставка изделий к 8 марта |
апрель | Мы идём в магазин | Экскурсия в магазин и знакомство с профессиями продавца, кассира и др. |
май | Профессии нашего края. Знаменитые люди нашего города. | Задание на лето. Подготовка проекта по теме ''Я хочу быть…'' |
Работа с родителями
Одна из форм профориентационной работы с учащимися – это вовлечение в процесс обучения их родителей. Но работу с родителями необходимо правильно организовать. Исследования показывают, что подавляющее большинство родителей не знают, как правильно рассказать ребенку о значимости и привлекательности того или иного вида трудовой деятельности или профессии. Многим родителям неизвестны психофизиологические особенности детей, которые влияют на процесс формирования социальной и технологической компетенций. Поэтому родители нуждаются в специальных консультациях и беседах по данным вопросам. На каждом родительском собрании планируется проведение бесед или использование других форм работы.
Темы и формы работы с родителями по классам.
1-ые классы
Четверть | Тема. | Форма проведения. | Кто готовил |
1 четверть | Беседа о задачах профориентационной работы в 1 классе. Здоровье и режим дня учащихся. | Беседа. Рассказ о режиме дня детей | Классный руководитель |
2 четверть | Обязанности детей по дому. | Беседа об особенностях детей младшего школьного возраста, о делах, которые могут выполнять учащиеся дома. Взаимоотношения в семье | Психолог Классный руководитель |
3 четверть | Родительское собрание. Интересы, склонности, увлечения детей. | Круглый стол | Классный руководитель. |
4 четверть | Обобщающая беседа по профориентации. | Рассказы учителя, родителей о том, что увидели, узнали первоклассники за год. Интересы и наклонности отдельных учащихся, которые сформировались на протяжении года. | Родительский комитет |
2 класс. Работа с родителями
Четверть | Тема. | Форма проведения. | Кто готовил |
1 четверть | Что вы делаете для воспитания ребёнка, развития его интересов и способностей. | Беседа Рекомендации родителям по развитию интересов, наклонностей учащихся | Классный руководитель. |
2 четверть | Мир профессий, которые окружают ваших детей | Информация о профессиях, с которыми познакомились учащиеся и познакомятся в учебном году. | Классный руководитель. |
3 четверть | Практическое использование знаний о мире профессий | Беседа « Что делают ребята в семье» | Классный руководитель. |
4 четверть | Практическое использование знаний о мире профессий | Рассказ о выполнении заданий, которое получили учащиеся на лето | Классный руководитель. |
3 класс. Работа с родителями
Четверть | Тема. | Форма проведения. | Кто готовил |
1 четверть | Знакомство родителей с сочинениями учащихся, выполнение обязанностей, индивидуальные советы родителям | Беседа | Классный руководитель. |
2 четверть | Как знакомить учащихся с профессиями. Схема описания профессии | Беседа | Классный руководитель. |
3 четверть | Способы выявления интересов, склонностей и способностей учащихся | Беседа | Классный руководитель. Психолог |
4 четверть | Классификация профессий по типам | Рассказ | Классный руководитель. |
4 класс. Работа с родителями
Четверть | Тема. | Форма проведения. | Кто готовил |
1 четверть | Возрастные особенности учащихся | Рассказ-информация об особенностях возраста, интересах, способностях, различных кружках | Классный руководитель. Психолог |
2 четверть | Классификация профессий | Рассказ о том, что узнали учащиеся | Классный руководитель. |
3 четверть | Подготовка к классному часу «Человек имеет права и обязанности» | Индивидуальные консультации | Классный руководитель. |
4 четверть | Короткий отчёт о профориентационной работе за год | Рассказ о работе, экскурсии, выводы и рекомендации | Классный руководитель. |