Анализ профильной ориентации начальной школы
МАОУ СОШ № 35
2019-2020 уч. год
Профессиональная ориентация в начальной школе – это система педагогического воздействия на учащихся на уроках и во внеклассной работе для подготовки их к сознательному выбору профессии с учетом личных и общественных интересов. Решить эту задачу – значит помочь младшим школьникам правильно определить свое место в жизни
Кроме того, важными направлениями профориентационной работы в начальной школе являются: обучение школьников навыкам самооценивания, развитие рефлексии и реалистической самооценки детей. В.А. Сухомлинский писал: «От интенсивной работы ума, рук и чувств ребенка в решающей степени зависит развитие его многогранных способностей, формирование сильной воли и стойкого характера, становление творческой личности, а вслед за всем этим и готовность к овладению впоследствии тем или иным профессиональным занятием».
Работу по профориентации осуществляется в 1-4 классах через игровую деятельность. Игра - один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в будущем будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. К концу 4 класса удается познакомить ребят со многими профессиями, их особенностями, раскрыть таланты и способности детей в различных видах деятельности, подготовить «благодатную почву» для дальнейшей профориентационной работы с учащимися в средних и старших классах.
Направления | 1 – 4 класс |
Психологические особенности возраста | К началу учебы в школе начинает формироваться так называемое словесно-логическое мышление, которое предполагает умение оперировать словами, понимать логику рассуждений, уметь аргументировать свою точку зрения. При планировании профориентационных занятий необходимо учитывать особенности и включать различные модификации существующих психологических игр. Учащиеся 2–4-го классов уже могут не просто назвать предмет, но и описать, из каких частей он состоит, описать его функции и роль в жизни людей. К 3–4-му классам учащиеся уже должны: уметь выделять иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями. В старших классах начальной школы дети все больше осознают и формулируют нормы поведения (а в первом классе они лишь могли сослаться на установленные взрослыми нормы). К 3-му классу (в связи с изменением внутренней позиции) возрастает количество негативных самооценок, поэтому важно формировать умение объективно оценивать свои собственные силы, возможности, выделять и опираться на свои позитивные качества. Также в этом возрасте мотив “хочу” меняется на мотив “надо”. |
| |
| |
Задачи | знакомство с миром профессий формирование первоначального интереса к каким-либо профессиям формирование нравственных основ выбора профессии развитие потребности в общественно-полезном труде овладение воспитанниками доступными видами труда по разным профессиям |
Формы работы | Классные часы, беседы о профессиях. Интерактивные тематические занятия. Конкурсы рисунков Экскурсии 5.Родительские собрания Мир детей и мир взрослых: точки соприкосновения. Изучение склонностей и способностей ребенка. 6.Встречи с людьми разных профессий |
На каждой ступени школьного обучения реализуются различные цели по профориентации.
В начальной школе – это формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека, развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, т.е. трудовую, игровую, исследовательскую.
Профессиональная ориентация не может быть какой-то отдельной отраслью работы школы. Она тесно связана со всей учебно-воспитательной работой.
Для полноценного анализа профориентационной работы, нужно рассмотреть работу, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Сначала рассмотрим уроки.
Вопросы, связанные с профессиями рассматриваются в основном на уроках окружающего мира. Например, по программе Школа России во 2 классе рассматривается тема «Все профессии важны», ребята выполняют мини- проекты «Профессии моих родителей» или «Моя будущая профессия» по выбору. В 3 –их классах дети готовят мини –проекты «Школа кулинаров», где знакомятся с профессией повара, кондитера. При изучении тем «Здоровье и безопасность» с 1 по 4 классы учащиеся знакомятся с профессиями: врача, водителя, с профессией –полицейский (ГИБДД), готовят проекты «Кто нас защищает», оформляют в виде фотовыставки, альбома, презентации проект «Экономика родного края»На уроках русского языка младшие школьники также выполняют большое количество заданий, связанных с той или иной профессией. Например, при проведении словарной работы используются следующие словарные слова: директор, агроном, токарь, учитель, воспитатель, милиционер, шофёр. Объясняется лексическое значение слов, составляются с этими словами предложения.На уроках математики решаются различные задачи, связанные с той или иной профессией.
Основная работа по профориентации проводится во внеурочное время.
В нашей школе были проведены следующие общешкольные мероприятия.
Проведены классные часы «Мир профессий» и «Чем занимаются наши мамы и папы»
1-ые классы «Чем пахнут ремесла?» «Все работы хороши –
выбирай на вкус!»
2-ые классы «Творческие профессии» «К большому терпенью
придет и уменье»
3-и классы «Профессии, необходимые
нашему городу» «Город веселых мастеров»
4-ые классы «Профессии наших родителей» «Дело мастера боится»
Классы | Кто проводил | Количество учащихся |
Первые классы | . Климова М.В Паргачевская О.В. | 62 человек |
Вторые классы | Игумнова И.А Туманова О.А. | 65 человек |
Третьи классы | Лобанова О.И. Безбородова Л.В. | 60 человек |
Четвёртые классы | СтарицынаТ.А. | 60 человек |
2. Был проведён школьный конкурс рисунков «Все профессии важны»
(1-2класс), также учащиеся 1-4 классов приняли участие в районном конкурсе рисунков «Профессии моих родителей», где ребята заняли призовые места. (Классные руководители Ли.Р.В., Ерёмина О.А., Игумнова И.А.,)
3.Были организованы классными руководителями экскурсии:
в пожарную часть Октябрьского района (3 «З», 3»Г», 4 «Г»)
музей МВД (3 «Б», 3 «Е»,2 «А»)
музей БНЦ (4«Б», 4 «З», 3 «Е»)
музей «История Бурятии» ( 3 -4 классы)
экскурсия в «Город профессий»( 3Е, 3А)
экскурсия по г. Улан-Удэ (1 -2 классы)
экскурсии в библиотеку им. А.П. Гайдара (с 1 -4 классы)
экскурсия в геологический музей (4 –ые классы)
В первых классах прошли классные часы «Всем профессиям почет», во вторых классах - «От лени болеют, от труда здоровеют», в третьих классах – «Все работы хороши»,
которые были подготовили классными руководителями.
Знакомства с распространёнными профессиями были проведены в форме классного часа для параллелей с предварительной подготовкой с применением игровых технологий, викторин, театрализованными сценками, имитационными играми.
В параллели 4- классов было проведено итоговое мероприятие «Праздник труда».
Классы | Кто готовил | Количество учащихся, участвующих в мероприятии |
Первые | Ерёмина О.А.Туманова О.А. | 60человек |
Вторые | Ли Р.В. Овчинникова Н.И. | 50 человек |
Третьи | Лобанова О.И.Савицкая Н.Ю. | 65 человек |
Четвертые | Климова М.В. Казачук О.Я. | 55человек |
Темы и формы работы с родителями по классам.
1-ые классы
Четверть | Тема. | Форма проведения. | Кто готовил |
1 четверть | Беседа о задачах профориентационной работы в 1 классе. Здоровье и режим дня учащихся. | Беседа. Рассказ о режиме дня детей | Классный руководитель |
2 четверть | Обязанности детей по дому. | Беседа об особенностях детей младшего школьного возраста, о делах, которые могут выполнять учащиеся дома. Взаимоотношения в семье | Психолог Классный руководитель |
3 четверть | Родительское собрание. Интересы, склонности, увлечения детей. | Круглый стол | Классный руководитель. |
4 четверть | Обобщающая беседа по профориентации. | Рассказы учителя, родителей о том, что увидели, узнали первоклассники за год. Интересы и наклонности отдельных учащихся, которые сформировались на протяжении года. | Родительский комитет |
2 класс. Работа с родителями
Четверть | Тема. | Форма проведения. | Кто готовил |
1 четверть | Что вы делаете для воспитания ребёнка, развития его интересов и способностей. | Беседа Рекомендации родителям по развитию интересов, наклонностей учащихся | Классный руководитель. |
2 четверть | Мир профессий, которые окружают ваших детей | Информация о профессиях, с которыми познакомились учащиеся и познакомятся в учебном году. | Классный руководитель. |
3 четверть | Практическое использование знаний о мире профессий | Беседа « Что делают ребята в семье» | Классный руководитель. |
4 четверть | Практическое использование знаний о мире профессий | Рассказ о выполнении заданий, которое получили учащиеся на лето | Классный руководитель. |
3 класс. Работа с родителями
Четверть | Тема. | Форма проведения. | Кто готовил |
1 четверть | Знакомство родителей с сочинениями учащихся, выполнение обязанностей, индивидуальные советы родителям | Беседа | Классный руководитель. |
2 четверть | Как знакомить учащихся с профессиями. Схема описания профессии | Беседа | Классный руководитель. |
3 четверть | Способы выявления интересов, склонностей и способностей учащихся | Беседа | Классный руководитель. Психолог |
4 четверть | Классификация профессий по типам | Рассказ | Классный руководитель. |
4 класс. Работа с родителями
Четверть | Тема. | Форма проведения. | Кто готовил |
1 четверть | Возрастные особенности учащихся | Рассказ-информация об особенностях возраста, интересах, способностях, различных кружках | Классный руководитель. Психолог |
2 четверть | Классификация профессий | Рассказ о том, что узнали учащиеся | Классный руководитель. |
3 четверть | Подготовка к классному часу «Человек имеет права и обязанности» | Индивидуальные консультации | Классный руководитель. |
4 четверть | Короткий отчёт о профориентационной работе за год | Рассказ о работе, экскурсии, выводы и рекомендации | Классный руководитель. |