СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ профильной работы за 2019-2020год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важным направлением профориетационной работы в начальной школе является обучение школьников самооцениванию, рефлексии, реалистической самооценки.

Просмотр содержимого документа
«Анализ профильной работы за 2019-2020год»

Анализ профильной ориентации начальной школы

МАОУ СОШ № 35

2019-2020 уч. год

Профессиональная ориентация в начальной школе – это система педагогического воздействия на учащихся на уроках и во внеклассной работе  для подготовки их к сознательному выбору профессии с учетом личных и общественных интересов. Решить эту задачу – значит помочь младшим школьникам правильно определить свое место в жизни

Кроме того, важными направлениями профориентационной работы в начальной школе являются: обучение школьников навыкам самооценивания, развитие рефлексии и реалистической самооценки детей. В.А. Сухомлинский писал: «От интенсивной работы ума, рук и чувств ребенка в решающей степени зависит развитие его многогранных способностей, формирование сильной воли и стойкого характера, становление творческой личности, а вслед за всем этим и готовность к овладению впоследствии тем или иным профессиональным занятием».

Работу по профориентации осуществляется в 1-4 классах через игровую деятельность. Игра - один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в будущем будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. К концу 4 класса удается познакомить ребят со многими профессиями, их особенностями, раскрыть таланты и способности детей в различных видах деятельности, подготовить «благодатную почву» для дальнейшей профориентационной работы с учащимися в средних и старших классах.

Направления

1 – 4 класс

Психологические особенности возраста

К началу учебы в школе начинает формироваться так называемое словесно-логическое мышление, которое предполагает умение оперировать словами, понимать логику рассуждений, уметь аргументировать свою точку зрения. При планировании профориентационных занятий необходимо учитывать особенности и включать различные модификации существующих психологических игр.

Учащиеся 2–4-го классов уже могут не просто назвать предмет, но и описать, из каких частей он состоит, описать его функции и роль в жизни людей. К 3–4-му классам учащиеся уже должны: уметь выделять иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями. В старших классах начальной школы дети все больше осознают и формулируют нормы поведения (а в первом классе они лишь могли сослаться на установленные взрослыми нормы). К 3-му классу (в связи с изменением внутренней позиции) возрастает количество негативных самооценок, поэтому важно формировать умение объективно оценивать свои собственные силы, возможности, выделять и опираться на свои позитивные качества. Также в этом возрасте мотив “хочу” меняется на мотив “надо”.





Задачи

  • знакомство с миром профессий

  • формирование первоначального интереса к каким-либо профессиям

  • формирование нравственных основ выбора профессии

  • развитие потребности в общественно-полезном труде

  • овладение воспитанниками доступными видами труда по разным профессиям

Формы работы

  1. Классные часы, беседы о профессиях.

  2. Интерактивные тематические занятия.

  3. Конкурсы рисунков

  4. Экскурсии

5.Родительские собрания

  • Мир детей и мир взрослых: точки соприкосновения.

  • Изучение склонностей и способностей ребенка.


6.Встречи с людьми разных профессий































На каждой ступени школьного обучения реализуются  различные цели по профориентации.

В начальной школе – это  формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека,  развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды,  т.е. трудовую, игровую, исследовательскую.

Профессиональная ориентация не может  быть какой-то отдельной отраслью работы школы. Она тесно связана со всей учебно-воспитательной работой.

Для полноценного анализа профориентационной работы, нужно рассмотреть  работу, как на уроках, так  и во внеурочной деятельности.

Сначала рассмотрим уроки.

Вопросы, связанные с профессиями рассматриваются в основном на уроках окружающего мира. Например, по программе Школа России во 2 классе рассматривается тема «Все профессии важны»,  ребята выполняют мини- проекты «Профессии моих родителей» или «Моя будущая профессия» по выбору. В 3 –их классах дети готовят мини –проекты «Школа кулинаров», где знакомятся с профессией повара, кондитера. При изучении тем «Здоровье и безопасность» с 1 по 4 классы учащиеся знакомятся с профессиями: врача, водителя, с профессией –полицейский (ГИБДД), готовят проекты «Кто нас защищает», оформляют в виде фотовыставки, альбома, презентации проект «Экономика родного края»На уроках русского языка младшие школьники также выполняют большое количество заданий, связанных с той или иной профессией. Например, при проведении словарной работы используются следующие словарные слова: директор, агроном, токарь, учитель, воспитатель, милиционер, шофёр. Объясняется лексическое значение слов, составляются с этими словами предложения.На уроках математики решаются различные задачи, связанные с той или иной профессией.

Основная работа по профориентации проводится во  внеурочное время.

В нашей школе были проведены следующие общешкольные мероприятия.

Проведены классные часы «Мир профессий» и «Чем занимаются наши мамы и папы»

1-ые классы «Чем пахнут ремесла?» «Все работы хороши –

выбирай на вкус!»

2-ые классы «Творческие профессии» «К большому терпенью

придет и уменье»

3-и классы «Профессии, необходимые

нашему городу» «Город веселых мастеров»

4-ые классы «Профессии наших родителей» «Дело мастера боится»



Классы

Кто проводил

Количество учащихся

Первые классы

. Климова М.В

Паргачевская О.В.




62 человек

Вторые классы

Игумнова И.А

Туманова О.А.

65 человек

Третьи классы

Лобанова О.И.



Безбородова Л.В.

60 человек

Четвёртые классы

СтарицынаТ.А.

60 человек





2. Был проведён школьный конкурс рисунков «Все профессии важны»

(1-2класс), также учащиеся 1-4 классов приняли участие в районном конкурсе рисунков «Профессии моих родителей», где ребята заняли призовые места. (Классные руководители Ли.Р.В., Ерёмина О.А., Игумнова И.А.,)

3.Были организованы классными руководителями экскурсии:

в пожарную часть Октябрьского района (3 «З», 3»Г», 4 «Г»)

музей МВД (3 «Б», 3 «Е»,2 «А»)

музей БНЦ (4«Б», 4 «З», 3 «Е»)

музей «История Бурятии» ( 3 -4 классы)

экскурсия в «Город профессий»( 3Е, 3А)

экскурсия по г. Улан-Удэ (1 -2 классы)

экскурсии в библиотеку им. А.П. Гайдара (с 1 -4 классы)

экскурсия в геологический музей (4 –ые классы)

В первых классах прошли классные часы «Всем профессиям почет», во вторых классах - «От лени болеют, от труда здоровеют», в третьих классах – «Все работы хороши»,

которые были подготовили классными руководителями.

Знакомства с распространёнными профессиями были проведены в форме классного часа для параллелей с предварительной подготовкой с применением игровых технологий, викторин, театрализованными сценками, имитационными играми.

В параллели 4- классов было проведено итоговое мероприятие «Праздник труда».

Классы

Кто готовил

Количество учащихся, участвующих в мероприятии

Первые

Ерёмина О.А.Туманова О.А.

60человек

Вторые

Ли Р.В. Овчинникова Н.И.

50 человек

Третьи

Лобанова О.И.Савицкая Н.Ю.

65 человек

Четвертые

Климова М.В. Казачук О.Я.

55человек



Темы и формы работы с родителями по классам.

1-ые классы



Четверть

Тема.

Форма проведения.

Кто готовил

1 четверть

Беседа о задачах профориентационной работы в 1 классе. Здоровье и режим дня учащихся.

Беседа.

Рассказ о режиме дня детей

Классный руководитель

2 четверть

Обязанности детей по дому.

Беседа об особенностях детей младшего школьного возраста, о делах, которые могут выполнять учащиеся дома. Взаимоотношения в семье

Психолог

Классный руководитель

3 четверть

Родительское собрание. Интересы, склонности, увлечения детей.

Круглый стол

Классный руководитель.


4 четверть

Обобщающая беседа по профориентации.

Рассказы учителя, родителей о том, что увидели, узнали первоклассники за год. Интересы и наклонности отдельных учащихся, которые сформировались на протяжении года.

Родительский комитет



2 класс. Работа с родителями



Четверть

Тема.

Форма проведения.

Кто готовил

1 четверть

Что вы делаете для воспитания ребёнка, развития его интересов и способностей.

Беседа

Рекомендации родителям по развитию интересов, наклонностей учащихся

Классный руководитель.


2 четверть

Мир профессий, которые окружают ваших детей

Информация

о профессиях, с которыми познакомились учащиеся и познакомятся в учебном году.

Классный руководитель.


3 четверть

Практическое использование знаний о мире профессий

Беседа « Что делают ребята в семье»

Классный руководитель.


4 четверть

Практическое использование знаний о мире профессий

Рассказ о выполнении заданий, которое получили учащиеся на лето

Классный руководитель.


3 класс. Работа с родителями

Четверть

Тема.

Форма проведения.

Кто готовил

1 четверть

Знакомство родителей с сочинениями учащихся, выполнение обязанностей, индивидуальные советы родителям

Беседа

Классный руководитель.


2 четверть

Как знакомить учащихся с профессиями.

Схема описания профессии

Беседа

Классный руководитель.


3 четверть

Способы выявления интересов, склонностей и способностей учащихся

Беседа

Классный руководитель.

Психолог

4 четверть

Классификация профессий по типам

Рассказ

Классный руководитель.




4 класс. Работа с родителями



Четверть

Тема.

Форма проведения.

Кто готовил

1 четверть

Возрастные особенности учащихся

Рассказ-информация об особенностях возраста, интересах, способностях, различных кружках

Классный руководитель.

Психолог

2 четверть

Классификация профессий

Рассказ о том, что узнали учащиеся

Классный руководитель.


3 четверть

Подготовка к классному часу «Человек имеет права и обязанности»

Индивидуальные консультации

Классный руководитель.


4 четверть

Короткий отчёт о профориентационной работе за год

Рассказ о работе, экскурсии, выводы и рекомендации

Классный руководитель.



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!