СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профориентация "ХОЧУ, МОГУ, НАДО"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка занятия предназначена для среднего звена коррекционной школы. Направление: профориентационная работа с воспитанниками

Просмотр содержимого документа
«Профориентация "ХОЧУ, МОГУ, НАДО"»

Тема: «Я и мое будущее»

Раздел: профессиональное самоопределение.

Тип занятия: час общения

Форма: групповая

Возраст: 14-16 лет воспитанники специальной(коррекционной) школы-интернат VIII вида.

Цель: в результате освоения темы воспитанник расширит представление о различных профессиях; повысит уровень адекватной самооценки при профессиональном самоопределении.

Задачи:

  • формирование адекватной самооценки

  • подготовить воспитанников к выбору профессии с учётом их возможностей и способностей и рынка труда;

  • объяснить, какие факторы влияют на выбор профессии

  • познакомить с особенностями некоторых профессий

  • воспитать коммуникативные умения слушать и слышать

  • научить работать в группе



Ресурсы: пособие для воспитателей «Организация и планирование воспитательной работы в специальной(коррекционной) школе-интернате» Е.Д. Худенко, мультимедийное оборудование, бланки тестов, иллюстрации по теме, таблички с афоризмами.







Структура занятия:

  1. Вводная часть: игра в ассоциации; притча «Всё в твоих руках».

  2. Актуализация знаний.

  3. Коллективное формулирование темы занятия и его задач.

  4. Основная часть:

Диалог с элементами игры, побуждающий к открытию новых знаний.

Сравнительный анализ: моё «хочу» и моё «надо».

  1. Подведение итогов занятия:

рефлексия, оценка деятельности воспитанников.



Оборудование:

  • Информация в виде презентации, выведенная на экран с помощью мультимедийного проектора.

  • Бланки тестов.

  • Распечатанные на А4 рисунки профессий

  • На листах А4 афоризмы и высказывания великих философов.

  • Для каждого карточки с тремя основными словами «ХОЧУ» «МОГУ» «НАДО», и разными названиями профессий.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята, сегодня у нас гости. Давайте для начала с вами поприветствуем друг друга. (ребята встают и приветствуют друг друга). Сегодня вы еще пока только 8 класс, но уже на следующий год вы будете выпускниками и перед вами встанет не простой вопрос «кем я буду в будущем?».

Игра в ассоциации

Занятие начнём с игры в ассоциации.

(Ребенок представляет себя каким-либо животным и описывает свои самые сильные и хорошие качества). Мы с вами проговорили те качества, которые вы считаете сильными в себе и которые помогут вам в будущем. Теперь, ребята, послушайте небольшую восточную притчу. Притча — это небольшой рассказ, но с очень глубоким смыслом, рассказ-поучение.

Восточная притча

Цель: дать возможность самостоятельно увидеть проблему, заключенную в притче, побудить детей вести диалог и при помощи группового обсуждения помочь определить тему нашего занятия.

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

Всё в твоих руках.

(Обсуждение)

Коллективное формулирование темы занятия:

В ваших руках ваше будущее. Сегодня наш разговор будет на тему

«Я и мое будущее».

Будущее строится на настоящем, и начать эту работу необходимо уже сейчас.

Пройдёт совсем немного времени, и вам придётся выбирать свой путь в жизнь. И путь этот начнётся с перекрёстка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог – именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.

Задачи занятия: получить ответы на вопросы:

1.Моя будущая профессия. Что я знаю о своей будущей профессии?

2.Что я имею для своей будущей профессии.


В основе профессионального самоопределения стоит «Формула выбора профессии», «ХОЧУ» «МОГУ» «НАДО».

Диалог с элементами игры, побуждающий к открытию новых знаний.

Давайте сначала посмотрим на первое слово ХОЧУ.

Вопрос: Кем бы вы хотели быть? Скажите, ребята, выбор профессии - это важное, серьёзное дело? выбрать профессию легко? Давайте попробуем.

Задание: выбрать профессию и построить фразу: «В будущем я хочу быть .... , потому что .... ».

(У каждого подростка на столе лежит карточка со словом хочу, и несколько карточек с названиями самых престижных и высокооплачиваемых профессий в наше время. К слову «Хочу» ребята выбирают по 2-3 профессии и приклеивают к слову) (зачитываем результат: «В будущем я хочу быть…, потому что …»).

Вывод: Содержание интересов и склонностей - самое разнообразное; в области труда они могут быть направлены в любую профессиональную сферу. Однако удовлетворить потребности и интересы «Я хочу ... » В жизни далеко не просто.

Диалог, побуждающий к открытию новых знаний

(На основе презентации).


А теперь давайте посмотрим, что нам нужно, для того чтобы стать тем, кого мы выбрали (показ слайдов по самым престижным профессиям).

Сейчас возьмите в руки карточку со вторым важным словом « Могу». И это первая преграда на пути к «Хочу» - качества самого человека:
есть физиологические и психологические пределы, которые определяют возможности личности в осуществлении данной деятельности (что может конкретный человек - «Я могу ...»).

Для объективной оценки нашего «могу» мы воспользовались тестом Климова, который провели на прошлом занятии. По его квалификации все профессии делятся на 5 типов.

Диалог с показом слайдов для ознакомления.

Цель: определить свой вид деятельности, с учетом со своими способностями и возможностями.

Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда.

По предмету труда можно выделить пять типов профессий:

- к профессиям типа “человек-человек” относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием (врач, медсестра, санитарка), обучением и воспитанием (воспитатель, няня, учитель, преподаватель, тренер), бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант), правовой защитой (юрист, следователь, участковый инспектор).Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности.

Вопрос: какие профессии можно отнести к этому типу?

Ответы: ………………………………….

-тип “человек-техника” включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (каменщик, монтажник, сварщик, инженер-конструктор), эксплуатацией технических средств (водитель, кочегар, крановщик, токарь, швея-мотористка), ремонтом техники (слесарь-ремонтник, механик, электромонтёр по ремонту оборудования).Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.

Вопрос: какие качествами должен обладать человек этого типа?

Ответы: …………………………………………….

-тип “человек-знаковая система” объединяет профессии, связанные с текстами (корректор, машинистка, переводчик, библиотекарь), с цифрами, формулами и таблицами (программист, экономист, бухгалтер, кассир), с чертежами, картами, схемами (штурман, чертёжник), со звуковыми сигналами (радист, телефонист). Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлечённому мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.

Вопрос: в каких профессиях встречаются люди этого типа?

Ответ: ………………………………………………….

- к типу “человек-художественный образ” можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, журналист, модельер, композитор), с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу (ювелир, актёр, закройщик, реставратор, столяр-краснодеревщик, цветовод-декоратор).От человека в профессиях этого типа требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение.

- к типу “человек-природа” можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог), с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, зоотехник), с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар)

Вопрос: Вспомните по результатам теста к какому типу вы относитесь?

Ответы: …………………………………………

Задание: Возьмите 2-3 название профессии которые вам уже знакомы и которые вы уже себе выбрали для дальнейшего обучения, и приклейте к слову могу.

Вопрос: какие видны изменения?

Ответы:……………………………..

И вот наше третье слово Надо, заставляют человека поступать в соответствии с общественными нормами

Это знание о перспективных отраслях и о том, какие специальности пользуются спросом на рынке труда, какова вероятность трудоустройства по выбираемой профессии. Безработный – невыигрышное начало трудовой карьеры. Востребованность работников зависит от их специализации и уровня образования

Наш рынок труда требует профессии которые стали забывать (плотник, слесарь столяр, штукатур и т.д.)

Показ слайдов.

Цель: повторение и закрепление раннее изученного материала о профессиях.

Сравнительный анализ.

А теперь посмотрите на три наших не больших солнышка которые у нас получились, и увидите разницу между ХОЧУ и НАДО. Небольшой опрос детей о желаниях и возможностях.

Вопрос: какие изменения у вас произошли?

Ответы: ……………………….

Вывод: что я могу сделать, чтобы моё «хочу» превратилось в моё «могу»?

Рефлексия.