«Профориентация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.»
Черепенникова Е.А. учитель начальных классов
ГКОУ Котовская школа-интернат
Выбор профессии является одной из наиболее актуальных проблем, от правильного решения которой зависит благополучие человека. Но особую остроту и значимость эта проблема приобретает для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как состояние их физического и психического здоровья сужает круг профессий и актуализирует пути профессиональной, а, следовательно, и личностной самореализации. Поэтому важно, чтобы профессиональное самоопределение было бы сознательным, соотнесено с возможностями здоровья и требованиями к нему отдельных профессий, чтобы выпускник школы понял, что адаптация в мире труда и внутренняя гармония личности способствуют самореализации и нахождению своего места в обществе. Профессиональное самоопределение детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) является проблемой не только для них самих, но и для их родных и близких, педагогов. Следует иметь в виду, что число обучающихся с ОВЗ в автономном округе постоянно увеличивается, а потребности рынка труда достаточно быстро меняются. Вышесказанное придает проблеме профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья особую актуальность.
Системная, комплексная деятельность по профессиональной ориентации детей с особыми потребностями, таким образом, становится актуальной задачей для педагогов.
Профориентация – это специально организованная помощь по оптимизации процессов профессионального самоопределения школьников. Поэтому можно сказать, что главной задачей профориентации является всестороннее развитие личности и активизация самих школьников в процессах определения себя, своего места в мире профессий, в социуме. Для того чтобы профессиональное самоопределение учащихся с ОВЗ было успешным, важно развивать у них активное отношение к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и адекватного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей. Кроме этого, большую роль в успешной профессиональной ориентации играет фактор максимально адекватной оценки учащимися своих психофизиологических особенностей.
В научно-методической литературе [3] выделяют, как правило, следующие факторы, которые необходимо учитывать при организации профориентационной работы с обучающимися, имеющими ОВЗ: позиция родителей; знание своих личностных особенностей, возможностей и способностей; информированность о видах профессиональной деятельности и соответствующих профессиях, в которых возможна реализация индивидуальных способностей и возможностей; учет состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии; поддержка со стороны педагогов.
Профессиональная ориентация проводится с целью определения способности обучающегося с ОВЗ к профессиональному обучению с учетом состояния его здоровья, психофизиологических возможностей, психологических особенностей, способностей, интересов и склонностей, оказания содействия в профессиональном самоопределении.
Формирование профессионального самоопределения – процесс, предполагающий развитие у обучающихся определенных компетенций на различных этапах своего образовательного маршрута с учетом возрастных и личностных особенностей. Поэтому сопровождение профессионального самоопределения должно осуществляться непрерывно, планомерно, последовательно и систематически с решением определенных специфических задач на различных уровнях образования. Реальность профессионального самоопределения и психолого- педагогического руководства им сложна, многостороння. И здесь очень важно руководствоваться некоторыми требованиями, рекомендациями, правилами. Соответствующие основные общие требования Е.А. Климовым обозначены как принципы. Они следующие. Равно уважать разные виды труда. Это, в частности, означает, что не следует воспитывать любовь к одной профессии и соответствующую «профессиональную гордость» за счет обесценивания других видов труда. Нужно изыскивать доводы, положительные примеры, побуждающую (мотивирующую) информацию в рамках внутренних ресурсов каждой данной профессии, не противопоставляя ее другим как менее важным, неинтересным, непривлекательным, недостойным. В противном случае, во- первых, возникает предпосылка для воспитания неприязни, высокомерного отношения к представителям других профессий, во-вторых, педагог в роли советчика по выбору профессии (профконсультанта) лишается возможности честно обсуждать с подрастающим человеком разные варианты выбора профессии.
Уже в начальной школе происходит формирование опыта различных видов деятельности и положительного отношения к труду, изучение задатков, ознакомление с окружающим миром профессий.
Для того чтобы профессиональное самоопределение учащихся с ОВЗ было успешным, важно развивать у них активное отношение к себе, своим возможностям, осознание необходимости максимально адекватной оценки учащимися своих психофизиологических особенностей.
Основными причинами затруднения профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ являются: недостаточно активная жизненная позиция; несформированность мотивов к трудовой деятельности; недостаточная информированность о профессиях и условиях труда; незнание требований отдельных профессий к здоровью; неполные или ошибочные представления о собственных возможностях, завышенная или заниженная самооценка .
Ориентироваться в мире профессий без информационной поддержки невозможно. Информационное направление профессиональной ориентации обучающихся может помочь школьнику в правильном выборе будущей профессии. Практическим навыком является умение находить информацию в различных источниках и анализировать её. Очень важно, чтобы необходимая информация была представлена в форме, доступной для каждой категории обучающихся с особыми потребностями.
Формы профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ, ничем не отличаются от форм работы с другими детьми и подростками. При планировании работы в той или иной форме педагогу необходимо учитывать физиолого-психические особенности обучающихся и дозировать время и нагрузку, при необходимости использовать дополнительные технические или иные средства.
Формы профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии, достаточно многообразны:
- профессионально – ориентационные беседы;
- занятия в кружках, мастерских;
- профориентационные ролевые игры, квесты;
- экскурсии на предприятия, в учреждения, в службу занятости населения;
- встречи со специалистами;
- использование информационных стендов, стенгазет, сайтов и прочего.
Экскурсии профориентационной направленности представляют собой форму организации познавательной деятельности учащихся, направленной на получение и анализ информации непосредственно в конкретных условиях профессиональной деятельности людей. Это могут быть экскурсии на предприятия, в образовательные учреждения и организации социальной сферы. Посещение предприятий, учреждений полезно и информативно, оно дает возможность увидеть их структуру, виды и содержание трудовой деятельности на них. В результате экскурсий школьники могут на практике получить конкретные знания о работе различных специалистов и информацию о возможном месте работы.
Профориентационные встречи со специалистами различных профессий имеют цель прямого общения школьников с профессионалами, которые на основе личного опыта могут рассказать об особенностях своей профессии, чем она их привлекла, о возможностях профессионального совершенствования и карьерном росте.
Книги и медиаресурсы о профессиях, популярная психологическая литература, помогают школьнику получить информацию о мире профессий, о свойствах своей личности, больше узнать о себе.
Профориентационные и ролевые игры способствуют самопознанию подростка и формированию необходимых для получения профессионального образования и будущей профессиональной деятельности личностных качеств.
Для детей с психическими заболеваниями противопоказаны факторы производственной среды и трудового процесса: нервно-психическое напряжение, требующее длительного и интенсивного сосредоточения внимания, памяти, связанное с обилием информации, подсчетами, необходимостью принятия быстрых самостоятельных решений, относительно сложными контактами с окружающими людьми, работы движущихся механизмов, в соседстве с глубиной и на высоте, с режущими инструментами, вблизи огня и др. Повышенные уровни интенсивности шума и вибрации, воздействие высокотоксилогических химических веществ, электромонтажных полей, высоких и низких температур, неблагоприятные метеорологические условия. Тяжелые физические нагрузки, длительная вынужденная рабочая поза, длительное пребывание на ногах (прочие нарушения, движения в нижних конечностях), рабочие операции, связанные с точностью движений (при нарушении тонкой моторики рук).
Рекомендуемые профессии и специальности, отрасли:
слесарные и слесарно-сборочные работы;
строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы;
трикотажное производство;
брошюровочно-переплетные и отделочные процессы;
зеленое хозяйство (озеленитель);
сельское хозяйство;
профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства (дворник, младшая медицинская среда (санитарка), рабочие плодоовощного хранилища, садовник, уборщик производственных и служебных помещений).
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Васильева, Л. П. Профессиональная реабилитация: профориентация и отбор на профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями / Л. П. Васильева, К. Э. Зборовский. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2012. – 124 с.
2. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. А. Климов. - 4-е изд., стер. – М. : Академия, 2010. – 304 с.
3. Старобина, Е. М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью. Гл. 2. Профессиональная ориентация [Электронный ресурс] / Е. М. Старобина. – М., 2012. –