СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа для дополнительного образования "Умники и умницы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа обучения математике имеет социально-педагогическую направленность и составлена на основе государственной программы развития математических представлений «Раз – ступенька, два – ступенька…», предлагаемой Л.Г. Петерсон и Н.П. Холиной для дошкольной подготовки. 

Просмотр содержимого документа
«Программа для дополнительного образования "Умники и умницы"»

Пояснительная записка


Модифицированная дополнительная образовательная программа обучения математике имеет социально-педагогическую направленность и составлена на основе государственной программы развития математических представлений «Раз – ступенька, два – ступенька…», предлагаемой Л.Г. Петерсон и Н.П. Холиной для дошкольной подготовки.

Исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточным объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и стремление думать, стремление узнать что-то новое.

Цель программы направлена на развития личности ребенка: развития его познавательных интересов, интеллектуальных и творческих сил.

Поэтому основными задачами математического развития дошкольников являются:

  1. Формирование мотивации учения, ориентация на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

  2. Увеличение объема внимания и памяти.

  3. Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).

  4. Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

  5. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

  6. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

  7. Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

Программа включает задания, знакомящие детей с миром чисел и величин в интересной и доступной форме на разной степени трудности, с пространственными и временными ориентировками, дает возможность формирования целостного взгляда на окружающий мир.

Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Для решения этой задачи включается материал различной степени сложности – от необходимого минимума до возможного максимума.

Работа по данной программе позволяет проводить занятия интегрированного типа, развивать мелкую моторику рук, использовать игровые формы деятельности. Дидактические игры не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей.

Содержание используемой государственной программы курса развития математических представлений «Раз – ступенька, два – ступенька…» рассчитано на 2 год обучения. Составителем модифицированной программы «Умники и умницы» материал творчески переработан и сокращен до 1-го года подготовительных занятий с детьми старшего дошкольного возраста.

Модифицированная программа курса развития математических представлений учитывает возрастные и психологические особенности детей 5 – 7 лет, предусматривает 4 занятия в неделю продолжительностью 30 минут, всего 144 часа в год для одной группы и 144 часа для второй группы.

Программа курса отражает современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения, обеспечивает решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья.

.К концу обучения по программе «Умники и умницы» предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей.

Знать:

- части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году;

- для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа;

- состав чисел первого десятка;

- об использовании числового отрезка для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц;

- об измерении длины предметов непосредственно и с помощью мерки;

- о расположении предметов в порядке увеличения и порядке уменьшения их длины, ширины, высоты;

- о геометрических фигурах: квадрате, треугольнике, круге, прямоугольнике, многоугольнике, параллелепипеде, цилиндре, конусе, пирамиде;

- о простейших случаях разбиения фигуры на несколько частей, составления целых фигур из их частей.


Уметь:

- выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;

- объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;

- находить части целого и целое по известным частям;

- считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;

- сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала;

- соотносить цифру с количеством предметов;

- выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);

- продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности;

- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных действий;

- непосредственно сравнивать предметы по длине, массе, объему, площади;

- практически измерять длину и объем различными мерками (шаг, локоть, стакан и т.д.);

- по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых.


Тематический план

1-й группы (первый год обучения)

п/п

Тема занятия

К-во

час

1-10

Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.

10

11-20

Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.

10

21-30

Сравнение двух групп предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства.

10

31-40

Отношение: часть – целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале).

10

41-50

Пространственные отношения: на, над, под.

10

51-60

Пространственные отношения: справа, слева.

10

61-70

Удаление части целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном материале).

10

71-80

Пространственные отношения: между, посередине.


10

81-90

Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много.

10

91-96

Число 1 и цифра 1.

6

97-102

Пространственные отношения: внутри, снаружи.

6

103-108

Число 2 и цифра 2. Пара.

6

109-118

Представления о точке и линии.

10

119-128

Представление об отрезке и луче.

10

129-134

Число 3 и цифра 3.

6

135-138

Представление о замкнутой и незамкнутой линиях.

4

139-140

Представление о ломаной линии и многоугольнике.

2

141-142

Упражнения по выбору детей.

2

143-144

Итоговое занятие «В стране Математике»

2

145-148

Резервные часы

4






Тематический план

2-й группы (второй год обучения)

п/п

Тема занятия

К-во

час

1-10

Выявление математических представлений детей. Работа с программным материалом 1-го года обучения.

10

11-16

Число 4 и цифра 4.

6

17-20

Представление об углах и видах углов.

4

21-24

Представление о числовом отрезке

4

25-30

Число 5 и цифра 5.

6

31-40

Пространственные отношения: впереди, сзади.

10

41-50

Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отноотношений: больше – меньше.

10

51-54

Временные отношения: раньше, позже.

4

55-60

Число 6 и цифра 6.

6

61-66

Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины ( непосрадственное и опосредственное с помощью мерки).Зависимость результата сравнения от величины мерки.

6

67-72

Число 7 и цифра 7.

6

73-78

Отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы (непосредственное и опосопосредственное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от веливеличины мерки.

6

79-84

Число 8 и цифра 8.

6

85-94

Представления об объеме(вместимости). Сравнение объёма (непосредственное и опосредственное с помощью мерки). Зависимости результата сравнения от величины мерки.

10

95-100

Число 9 и цифра 9.

6

101-110

Представления о площади. Сравнение площади (непосредственное и опооопосредственное с помощью мерки). Зависимости результата сравнения от веливеличины мерки.

10

111-114

Число 0 и цифра 0.

4

115-124

Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной оснооснове.

10


125-128

Знакомство с пространственными фигурами – шар, куб, параллелепипед. Их рас распознавание.

4

129-132

Знакомство с пространственными фигурами – пирамида, конус, цилиндр Их рас распознавание.

4

133-140

Работа с таблицами.

8

142

Упражнения по выбору детей.

2

144

Итоговое занятие «В стране Математике»

2

145-148

Резервные часы

4




Свойство предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.

Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающим общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.

Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства.

Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно – неравно, больше на… - меньше на …).

Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.

Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.).

Натуральное число как результат счета и измерений. Числовой отрезок. Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерностей.

Работа с таблицами. Знакомство с символами.

Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.

Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.

Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на…, меньше на…) на наглядной основе.

Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.

Число 0 и его свойства.

Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.

Примеры отношений: на – над – под, слева – справа – посередине, спереди – сзади, сверху – снизу, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче толще – тоньше, раньше – позже, позавчера – вчера – сегодня – завтра – послезавтра, вдоль, через и др. Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.

Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана.

Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб.

Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.

Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.

Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин.


Оборудование



Список литературы:

  1. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Изд. 3-е, доп.и перераб. – М.: Издательство «Ювента», 2010.

  2. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька… Математика для дошкольников (ч. 1, 2). («Школа 2000…»).

  3. «Школа 2000…». Математика для каждого: концепция, программы, опыт работы/ Под ред. Г.В. Дорофеева. – М.: УМЦ «Школа 2000…», 2009.



Календарно-тематическое планирование курса

«Раз – ступенька, два - ступенька…»» (развитие математических представлений) для 1-ой группы

п/п

Тема занятия

К-во

час

дата

1-10

Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.

10

2.09-16.09

11-20

Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.

10

18.09-02.10

21-30

Сравнение двух групп предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства.

10

07.10-21.10

31-40

Отношение: часть – целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале).

10

23.10-11.11

41-50

Пространственные отношения: на, над, под.

10

13.11-27.11

51-60

Пространственные отношения: справа, слева.

10

2.12-16.12

61-70

Удаление части целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном материале).

10

18.12-13.01

71-80

Пространственные отношения: между, посередине.


10

15.01-29.01

81-90

Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много.

10

3.02-17.02

91-96

Число 1 и цифра 1.

6

19.02-26.02

97-102

Пространственные отношения: внутри, снаружи.

6

3.03-10.03

103-108

Число 2 и цифра 2. Пара.

6

12.03-19.03

109-118

Представления о точке и линии.

10

24.03-7.04

119-128

Представление об отрезке и луче.

10

9.04-23.04

129-134

Число 3 и цифра 3.

6

28.04-5.05

135-138

Представление о замкнутой и незамкнутой линиях.

4

7.05-12.05

139-140

Представление о ломаной линии и многоугольнике.

4

14.05-19.05

141-142

Упражнения по выбору детей.

2

21.05

143-144

Итоговое занятие «В стране Математике»

2

26.05

145-148

Резервные часы

4

28.05





Календарно-тематическое планирование курса

«Раз – ступенька, два - ступенька…»» (развитие математических представлений) для 2-ой группы

п/п

Тема занятия

К-во

час

дата

1-10

Выявление математических представлений детей. Работа с программным материалом 1-го года обучения.

10

2.09-16.09

11-16

Число 4 и цифра 4.

6

18.09-25.09

17-20

Представление об углах и видах углов.

4

30.09-02.10

21-24

Представление о числовом отрезке

4

07.10-09.10

25-30

Число 5 и цифра 5.

6

14.10-21.10

31-40

Пространственные отношения: впереди, сзади.

10

23.10-11.11

41-50

Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отноотношений: больше – меньше.

10

13.11-27.11

51-54

Временные отношения: раньше, позже.

4

2.12-4.12

55-60

Число 6 и цифра 6.

6

9.12-16.12

61-66

Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины ( непосрадственное и опосредственное с помощью мерки).Зависимость результата сравнения от величины мерки.

6

18.12-25.12

67-72

Число 7 и цифра 7.

6

30.12-15.01

73-78

Отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы (непосредственное и опосопосредственное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от веливеличины мерки.

6

20.01-27.01

79-84

Число 8 и цифра 8.

6

29.01-5.02

85-94

Представления об объеме(вместимости). Сравнение объёма (непосредственное и опосредственное с помощью мерки). Зависимости результата сравнения от величины мерки.

10

10.02-24.02

95-100

Число 9 и цифра 9.

6

26.02-5.03

101-110

Представления о площади. Сравнение площади (непосредственное и опооопосредственное с помощью мерки). Зависимости результата сравнения от веливеличины мерки.

10

10.03-24.03

111-114

Число 0 и цифра 0.

4

26.03-31.03

115-124

Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной оснооснове.

10

2.04-16.04


125-128

Знакомство с пространственными фигурами – шар, куб, параллелепипед. Их рас распознавание.

4

21.04-23.04

129-132

Знакомство с пространственными фигурами – пирамида, конус, цилиндр Их рас распознавание.

4

28.04-30.04

133-140

Работа с таблицами.

8

5.05-14.05

142

Упражнения по выбору детей.

2

19.05

144

Итоговое занятие «В стране Математике»

2

21.05

145-148

Резервные часы

4

26.05-28.05