СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "Прогулки по Москве"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа ДО для категории детей 12-13 лет.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Прогулки по Москве"»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2012

109559, Москва, Верхние поля ул., 47, корп. 1

«Утверждаю»


Директор школы Мягкова А.П.


«22» июня 2016 года






Тел/факс 8-495-658-49-91, e-mail: [email protected], http://sch2012uv.mskobr.ru

Дополнительная

общеобразовательная программа

« Прогулки по Москве »



Возраст -

Срок реализации -

Тип программы -



Руководитель : Семикина С.В.

12-13 лет

1 год

модифицированная























Москва

2016 год



Паспорт программы

Название программы: «Прогулки по Москве»

Тип программы: авторская

Прохождение экспертизы: утверждена педсоветом

Срок реализации: 1 год

Количество часов в неделю: 1

Возрастная группа: 12-13 лет

Целеполагание: формирование у обучающихся систематических знаний об исторических местностях и улицах Москвы через изучение истории города, его архитектуры и городского пространства, развитие исследовательских навыков.


Ожидаемые результаты: умение детей свободно ориентироваться на территориях, расположенных в пределах Садового кольца, уметь работать с картой и ориентироваться по ней.

Материально-техническое обеспечение: улицы, площади Москвы ,школьная аудитория, электронная библиотека ресурсов,CD-издания.

Методическое обеспечение: системный подход, личностный подход, деятельностный подход.

Пересечение с образовательным стандартом:30%


























1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа соответствует действующим требованиям дополнительного образования, по целям согласована с ФГОС, предназначена для организации внеурочной деятельности учащихся 6-х классов.

«Москва не город, а целый мир» – гласит старинная поговорка. Столица прошла длительный путь развития, в еѐ истории, как в капле воды отразилась история Отечества.

Данная программа имеет комплексный характер, призвана не просто познакомить обучающихся с историей Москвы, а позволить ребятам практически, если так можно сказать, «собственными ногами и глазами», освоить свой город, приобрести пространственно-визуальный образ города, связать историю Москвы с её городским ландшафтом, ощутить «душу столицы», воплощённую в её зданиях, площадях и улицах, всей материально-вещественной среде, несущей неповторимый образ «малой Родины». Именно в этих особенностях содержания и формы реализации программы и заключается её новизна и оригинальность.

Программа предназначена для учащихся 6-г класса (12-13 лет), интересующихся внешним обликом, топографией, историей и архитектурой столицы. На занятиях-прогулках для школьников приглашаются родители обучающихся.

Комплексный характер программы предопределил особенность её структуры: сначала излагается та её часть, которая характеризует программу в целом (учебный план, методическое обеспечение и т.д.), а затем даётся отдельное описание каждого из семи образовательных курсов.

1.2 Цель всей программы:

Формирование у обучающихся систематических знаний об исторических местностях и улицах Москвы через изучение истории города, его архитектуры и городского пространства, развитие исследовательских навыков.


1.3 Задачи:

  • познакомить обучающихся с основными историческими улицами и местностями Москвы, с основными принципами планировки и застройки Москвы в исторической ретроспективе; научить ориентироваться в реальном городском пространстве;

  • помочь научиться видеть и понимать Москву; воспитать любовь к своему городу;

  • привить навыки исследовательской и практической работы по сбору и систематизации материалов о Москве; участия в чтениях, конкурсах и конференциях.


1.4 Ожидаемые результаты

По окончании курсов комплексной образовательной программы «Прогулки по Москве» обучающиеся смогут свободно ориентироваться на территориях, расположенных в пределах Садового кольца , уметь работать с картой и ориентироваться по ней.

Они также будут знать:

  • основные исторические местности и улицы столицы и краткие исторические сведения о них;

  • основные памятники истории и архитектуры Москвы;

  • основные принципы планировки Москвы.

Кроме того, обучающиеся смогут вести самостоятельную исследовательскую работу по изучению Москвы.

Полученные знания и навыки проверяются системой контрольных заданий и упражнений, основу которой составляют кроссворды и головоломки, созданные специально для этих целей. Для контроля и проверки используются также специальные тексты по темам прогулок и занятий, графика и фотографии, контурные карты и другие дидактические материалы. Важную роль здесь играет и система семинарских занятий. По окончании каждого курса и программы в целом проводится заключительное занятие в форме общей итоговой викторины.



1.5 Направленность

Данная программа имеет туристско - краеведческую направленность. Она обеспечивает привлечение детей к активной деятельности по изучению географических, этнографических, исторических, социальных объектов и явлений города Москвы.


1.6 Актуальность

В «Концепции духовно – нравственного воспитания российских школьников» сформулирована высшая цель образования – «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны...»

Разработанная программа предоставляет возможность знакомиться с историей, культурными традициями своего родного края и города Москвы, воспринимать историю России как свое собственное прошлое и представлять себе свое будущее в неразрывной связи с будущим своего края и своей Родины.

Есть удачная английская пословица: “Права она или не права, но это моя страна!” Для воспитания человека, имеющего собственное мировоззрение, необходимо дать ему знания и о счастливых, и о горьких страницах биографии родной земли. Только знание, понимание и переживание событий в своей семье, в биографии родной земли, в историческом прошлом Родины, способно создать у человека настоящее чувство гражданственности.

Фундамент гражданского поведения личности закладывается в младшем школьном возрасте, так как именно этот возраст является наиболее сенситивным периодом для воспитания положительных черт личности, в том числе и гражданственности, патриотизма.


1.7 Новизна

Составной частью реализации программы является экскурсионная форма проведения занятий, позволяющая полноценно задействовать огромный познавательный потенциал природных, культурно-исторических памятников и музеев города. Экскурсии и прогулки по городу дают реальные представления об историческом времени и предметном мире. Без знания внешнего облика улиц, памятников культуры и архитектуры, без представления о городском пространстве и умения ориентироваться в нём невозможно плодотворное изучение любого города. Изучение истории Москвы имеет свои особенности: Москва – не просто город, это целая «страна», впитавшая в себя богатейшие многонациональные исторические, культурные традиции и сохранившая все эти бесценные памятники во всем их разнообразии. Эта "малая Родина", как никакая другая, носит на себе отпечаток многообразия культур.

Формирование чувства патриотизма эффективнее осуществляется посредством реализации деятельностного подхода. Развитие личности человека – это развитие системы «человек – мир». В этом процессе ребёнок выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит себя сам. Взаимодействуя в мире, происходит саморазвитие и самоактулизация его личности.


1.8 Возраст

Программа адресована учащимся 6 класс в возрасте 12-13 лет.

1.9 Сроки реализации

Программа рассчитана на 1 года обучения (34 часа в год).

1.10 Формы и режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю по часу.

Для реализации программы применяются следующие формы организации деятельности учащихся:

- групповая;

- индивидуальная,

- индивидуально-групповая.

Формы проведения занятий:

- беседы,

- традиционные уроки (доклады, презентации),

- виртуальные экскурсии,

- прогулки – экскурсии,

- викторины.



2 Содержание программы

Комплексная программа делится на ряд самостоятельных, но взаимосвязанных последовательных образовательных курсов, составляющих единый цикл, при этом каждый из курсов можно изучать отдельно.

Основной формой проведения занятий является прогулка по улицам Москвы.

Однако, прогулки подразделяются на виртуальные и реальные.

Аудиторные занятия, предваряющие прогулку, носят вспомогательный характер. Особенность программы заключается в том, что при составлении тем и маршрутов надо соответствующим образом выбрать последовательность прогулок,

их взаимосвязь с аудиторными занятиями, логично включить сюда планируемое посещение музеев, выставок, театров, найти необходимую форму подачи материала. В аудитории и на прогулках материал излагается по-разному. В занятиях на улице главное – ощущение реального городского пространства, его восприятие. На прогулке надо показывать и смотреть, в то время как в аудитории – больше рассказывать и слушать.

Программа «Прогулки по Москве»- это самостоятельный курс, изучающий собственно Москву, помогающий познанию на практике города Москвы.

Поскольку реальная прогулка избрана одной из форм проведения занятий, то и основным методом изучения столицы стал градостроительный анализ. Его суть в следующем: на прогулке главным становятся зрительные впечатления, реальный город – улицы, здания, дворы, городской пейзаж и ландшафт. Прогулки строятся так, чтобы показывать и анализировать увиденное: как застраивалась улица, почему она поворачивает в ту или иную сторону, чем объяснить неровности городского рельефа, почему один двор просторный, а другой тесный. В результате вырабатывается умение видеть город, читать его, как читают книгу. Программа даѐт воспитанникам метод познания города, который в будущем можно использовать самостоятельно.

Особое внимание уделяется практической работе по сбору исторических материалов о Москве – фотографий, открыток, календарей, книг, газетных и журнальных публикаций, воспоминаний. Занятия развивают у воспитанников стремление самим собирать такие материалы и составлять личные коллекции, библиотеки и архивы, вести дневники и другие записи по городу.

Программа реализуется на базе 6-г класса, занятия проводятся 1 раз в неделю. Одно занятие посвящено историко-теоретическим вопросам и проводится в аудитории . На этих занятиях сообщаются необходимые сведения о Москве, еѐ отдельных местностях или памятниках, обсуждаются работы обучающихся. Форма аудиторных занятий разнообразна – традиционный урок, семинар, беседа, викторина, игра. Продолжительность такого занятия – 1 час.

Следующее за аудиторным занятие – прогулка по городу, знакомство с конкретным памятником, ансамблем, местностью или улицей.

Маршруты прогулок составляются так, чтобы быть либо закольцованными, либо заканчиваться в пунктах, где уже была группа. Такой метод составления маршрутов позволит воспитанникам преодолеть фрагментарное знание города и сложить свои наблюдения в стройную картину.

В связи с особенностью программы общепринятое деление занятий на теоретическую (виртуальные прогулки) и практическую (прогулки в реалити) части полностью реализовать невозможно, потому что и на прогулке, и в аудитории, в зависимости от темы и маршрута, могут рассматриваться как практические, так и теоретические вопросы. Поэтому в учебно-тематических планах не выводятся отдельно часы на теорию и практику. Также затруднено чёткое разграничение тем: поскольку основой является прогулка, то её маршрут, как правило, и является темой занятия.

После каждого занятия обучающиеся получают домашнее задание:

поработать со справочным текстом, разгадать кроссворд или головоломку по теме, составить схему маршрута, ответить на вопросы, решить задачу. Помимо того, что подобные задания поддерживают интерес к занятиям, они ещѐ служат и удобной формой проверки усвоения пройденного материала.

Важно отметить, что такие понятия как «историческое», «старое» или

«новое» относительны, границы между ними подвижны и то, что сегодня называют

«современным», завтра становится «историческим».

В курсах предусмотрены прогулки, как по старой части города, так и по его новым районам. А при знакомстве с центральными кварталами и ансамблями столицы, много внимания уделяется их современному состоянию и внешнему облику. Исторический материал также излагается в ретроспективе.

Учебный год заканчивается заключительным занятием в форме викторины. Задача викторины

– закрепить знания, полученные в течение учебного года. Такие викторины, наравне с кроссвордами и другими заданиями, – своего рода контрольные работы, позволяющие проверить степень овладения материалом. Кроме того, поскольку в дополнительном внешкольном обучении не принято ставить отметки, викторины с их призами и наградами позволяют решить проблему оценки знаний и премирования за успешно проведённую работу.

Занятия сопровождаются показом схем, планов, открыток и фотографий. Прогулки могут дополняться посещением музеев, театров или выставок, которые расположены вблизи экскурсионных маршрутов.

Для более глубокого изучения Москвы необходимо знакомство с другими городами: в них могут сохраняться градостроительные системы, давно исчезнувшие в Москве. Например, остатки белокаменного кремля в Серпухове или сохранившиеся древние валы и сам масштаб городской застройки Волоколамска дают представление о том, как могла выглядеть Москва в древности.

Подготовка сообщений, докладов и экскурсий позволяет активно воспринимать город, вырабатывает навыки работы с источниками, вдумчиво относиться к изучаемому материалу. В будущем, старших классах ,приобретѐнные навыки служат хорошей основой для серьёзной исследовательской работы и выступлений с докладами на научно-практических конференциях учащихся.



3 Условия реализации программы

Основное место проведения занятий – улицы и площади города.

Для лекционных занятий необходимо учебное помещение, оснащённое аудио-, видео-, проекционной и компьютерной техникой – для просмотра и изучения различных учебных пособий, исторических и дидактических материалов; дидактические пособия; карты Москвы, видео-, фото-, аудио- и компьютерные материалы по истории и архитектуре Москвы.




4 Основные термины, используемые в программе

Прогулка – форма проведения занятий, равнозначно термину «экскурсия». (см.таблицы «Учебно-тематический план по разделам» , «Учебно-тематическое планирование (по темам».

Виртуальная прогулка - проводится в аудитории с использованием интернет-ресурса.



ТАБЛИЦА. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

( по разделам)


№ п/п

Название разделов

Количество часов

1

Прогулка первая. Историческая.

13

2

Прогулка вторая. Кремлевская.

5

3

Прогулка третья. За стенами Кремля.

4

4

В границах старого города. Прогулка четвертая.

4

5

Прогулка пятая. Речная.

3

6

Прогулка шестая. Дворцово-парковая.

2

7

Прогулка седьмая. Героическая.

3


Итого:

34




ТАБЛИЦА. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

( по темам)


№ п/п

Тема

Кол-во часов

Вид прогулки

Форма проведения

Прогулка первая. Историческая.

1

Башни Московского кремля

1

Виртуальная

Презентации

2

На берегах Москвы-реки

1

Реальная

Экскурсия

3

Основатель Москвы

1

Виртуальная

Беседа ,презентация

4

Центр Великого княжества

1

Виртуальная

Презентация

5

«Город чудный, город древний»

1

Виртуальная

Традиц.урок



урок

6

Москва строится

1

Виртуальная

Презентации

7

Московский герб

1

Виртуальная

Презентации

8

Чудотворная заступница

1

Виртуальная

Доклады

9

Громогласный ход времени

1

Виртуальная

Доклады

10

Каменный терем

1

Виртуальная

Презентации

11

Из окна троллейбуса

1

Реальная

Экскурсия

12

С днём рождения Метро

1

Виртуальная

Презентации

13

Прогулки по Москве. Серебряный век. Александр Головин

1

В Виртуальная иртуальная

Викторина

Прогулка вторая. Кремлевская.

14

Стены Кремля

1

Реальная

Экскурсия

15

Спасская башня

1

Виртуальная

Презентации

16

Успенский собор

1

Виртуальная

Презентации

17

В гостях у царя Бориса

1

Виртуальная

Презентации

18

Царь-колокол

1

Виртуальная

Презентации

Прогулка третья. За стенами Кремля.

19

Главная площадь столицы

1

Реальная

Экскурсия

20

Покровский собор – каменное чудо

1

Виртуальная

Традиц.урок



21

Лобное место

1

Виртуальная

Традиц.урок



22

Первый памятник Москвы

1

Виртуальная

Викторина

В границах старого города. Прогулка четвертая.

23

Китай-город

1

Виртуальная

Презентации

24

Первые улицы: по Никольской улице, по Ильинке, по Варварке

1

Виртуальная

Презентации

25

Бульварное кольцо

1

Виртуальная

Презентации

26

Садовое кольцо

1

Виртуальная

Викторина

Прогулка пятая. Речная.

27

Москва-река

1

Реальная

Экскурсия

28

Героическое прошлое Яузы

1

Виртуальная

Презентации

29

Сетунь, Сетунька

1

Виртуальная

Викторина

Прогулка шестая. Дворцово-парковая.

30

Коломенское, Измайлово, Кусково, Останкино, Кузьминки

1

Реальная

Экскурсия

31

Сокольники, Лосиный остров

1

Виртуальная

Викторина



Прогулка седьмая. Героическая.

32

Единство народное. Победа, вера и справедливость

1

Виртуальная

Традиц.урок



33

Парад на Красной площади

1

Виртуальная

Беседа

34

Город-герой


Виртуальная

Викторина


Итого:

34






5 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Прогулки составляют единый цикл.

Таким образом, за год занятий по этому курсу, обучающиеся познакомятся со всеми историческими местностями, расположенными между Садовым кольцом и линией Камер-Коллежского вала, обойдя эту территорию по кругу от Тверской заставы и к ней же вернувшись.

Завершается курс общей итоговой викториной, где в занимательной форме проводится проверка знаний и навыков, полученных за весь год обучения.



6 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

В списке литературы, по возможности, указаны издания и справочники последних лет, что делает их более доступными для использования. Основные тематические направления – историко-градостроительная литература, книги о местностях и улицах столицы, её топографии, литература о москвичах. Если книга имеет несколько изданий, то указывается последнее по времени.

Список разделён на четыре части.

В разделе «Основная литература» указаны общие работы и справочники, необходимые для изучения истории и архитектуры Москвы. Как правило, это фундаментальные, базовые монографии, общие путеводители, сборники и продолжающиеся издания.

В разделе «Дополнительная литература» приводятся издания, посвященные отдельным темам, временным рамкам в истории Москвы, частным вопросам. Сюда же отнесены сборники очерков быта и воспоминаний о городе. Книги этого раздела будут интересны и детям и родителям, это литература, относящаяся к типу познавательной.

Отдельно выделены «Учебные пособия» учебники, хрестоматии, программы по москвоведению и методическая литература к ним. В этом же разделе указаны книги по технике подготовки докладов и устных выступлений.

Наконец, сегодня необходимо указывать «Интернет-ресурсы и CD- издания». В последние годы появилось много интересных проектов по истории и архитектуре Москвы и России, познавательных порталов, ссылок на электронные библиотеки, сайтов, посвящѐнных отдельным вопросам, так или иначе, связанным с тематикой настоящей программы.

Внутри разделов книжные издания расположены по алфавиту, а Интернет- ресурсы и CD-издания по своей важности и познавательности с комментариями по каждому из них.

6.1 Основная литература

    1. Александровский М. Указатель московских церквей. — М., б/г. – Приложение к «Вестнику Московского городского отделения ВООПиК

«Московское Общество».

    1. Анисимов А. Театры Москвы: Время и архитектура. – М., 1983.

    2. Артамонов М. Московский некрополь. – М., 1995.

    3. Балязин В.Н. Московские градоначальники. – М., 1997.

    4. Белицкий Я. Забытая Москва. – М., 1993.

    5. Белицкий Я. Окрест Москвы. – М., 1996.

    6. Бусева-Давыдова И.Л. и др. Москва: Архитектурный путеводитель. – М., 1997.

    7. Всѐ Подмосковье: Географический словарь Московской области. – М., 1967.

    8. Двинский Э. Кольца и радиусы Москвы: Путеводитель. – М., 1986.

    9. Долгов Л., Лапекин С. Пассажирский транспорт Москвы: Справочник. – М., 1990.

    10. Забелин И. История города Москвы. – М., 1905 (репринт. изд. 1990).

    11. Земенков Б. Памятные места Москвы. – М., 1959.

    12. Зодчие Москвы. В 2-х кн. Кн. 1. М., 1981; Кн. 2. – М., 1988.

  1. Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е – 1917 гг.). Иллюстрированный биографический словарь. – М., 1998.

  2. Иванов В. Московский Кремль: Историко-художественные памятники. – М., 1971.

  3. Иконников А. Архитектура Москвы. XX век. – М., 1983.

  4. Иконников А. Каменная летопись Москвы. – М., 1978.

  5. Ильин М. Москва: Художественные памятники города . 2-е изд. – М., 1970.

  6. Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье: Справочник- путеводитель. – М., 1979.

  7. Имена московских улиц. – М., 1988.

  8. Историки и краеведы Москвы: Некрополь. Биобиблиографический справочник. – М., 1996.

  9. История Москвы. В 6 т. – М., 1952-1959.

  10. Кириченко Е. Москва на рубеже столетий. – М., 1977.

  11. Кожевников Р. Скульптурные памятники Москвы. 2-е изд. – М., 1983.

  12. Краеведы Москвы: Сборник. Вып.1. – М., 1991.

  13. Кудрявцев М. Москва – третий Рим: Историко-градостроительное исследование. – М., 1993.

  14. Куракина Е., Кожевников Р. Рукотворная память Москвы. – М., 1997.

  15. Куранты: Историко-краеведческий альманах. Вып. 1. – М., 1983.

  16. Куранты: Историко-краеведческий альманах. Вып. 2. – М., 1987.

  17. Куранты: Историко-краеведческий альманах. Вып. 3. – М., 1989.

  18. Курлат Ф. Москва от центра до окраин: Путеводитель. – М., 1989.

  19. Латышева Г., Рабинович М. Москва и Московский край в прошлом. – М., 1973.

  20. Мешков В. Открытие Москвы: Путеводитель по книгам. – М., 1992.

  21. Мокеев Г. Москва – памятник древнерусского градостроительства // Наука и жизнь. 1969. № 9.

  22. Мокеев Г. Системные элементы планировки древней Москвы

// Архитектурное наследство.1982. № 30. С. 5-12.

  1. Москва. Энциклопедия. – М., 1980.

  2. Москва. Энциклопедия. – М., 1997.

  3. Московский архив: Историко-краеведческий альманах. Вып.1. – М., 1996.

  4. Паламарчук П.Г. Сорок сороков: Кремль и монастыри. Т. 1. – М., 1992.

  5. Паламарчук П.Г. Сорок сороков: Москва в границах Садового кольца. Т.2. – М., 1993.

  6. Паламарчук П.Г. Сорок сороков: Москва в границах 1917 г. Т. 3. – М., 1995.

  7. Паламарчук П.Г. Сорок сороков: Окраины Москвы. Т. 3.– М., 1995.

  8. Памятники архитектуры Москвы: Белый город. Т. 2. – М., 1989.

  9. Памятники архитектуры Москвы: Замоскворечье. Т. 3. – М., 1993.

  10. Памятники архитектуры Москвы: Земляной город. Т. 3. – М., 1989.

  11. Памятники архитектуры Москвы: Кремль и Китай-город. Т. 1. – М., 1982.

  12. Песков О., Низковская Н., Ададурова Л. Память, высеченная в камне: Мемориальные доски Москвы. 2-е изд. – М., 1983.

  13. По Кремлю: Краткий путеводитель. Любое изд.

  14. По Москве. Путеводитель. Под ред. Н.А. Гейнике. – М., 1917. Репринтное издание 1991 г.

  15. Православная Москва: Справочник. – М., 1993.

  16. Путеводитель по Москве 1913 года под ред. И.П. Машкова. – М., 1998.

  17. Рабинович М. О древней Москве. – М., 1963.

  18. Рогачѐв А. Окраины старой Москвы. Экскурсии для москвичей: Для учителей средней школы и организаторов внеклассной работы. – М., 1993.

  19. Романюк С. Из истории московских переулков. – М., 1988.

  20. Романюк С. Москва. Утраты. – М., 1992.

  21. Смолицкая Г. Названия московских улиц. – М., 1996.

  22. Смолицкая Г., Горбаневский М. Топонимия Москвы. – М., 1982.

  23. Сытин П. Из истории московских улиц. Очерки. 3-е изд. – М., 1958.

  24. Сытин П.В. История планировки и застройки Москвы. Т. 1. – М., 1950.

  25. Сытин П.В. История планировки и застройки Москвы. Т. 2. – М., 1953.

  26. Сытин П.В. История планировки и застройки Москвы. Т. 3. – М., 1972.

  27. Тихомиров М. Древняя Москва. XII-XV вв. – М., 1992.

  28. Тихомиров М. Средневековая Москва. – М., 1957.

  29. Тихомиров Н., Иванов В. Московский Кремль: История архитектуры. – М., 1967.

  30. Улицы Москвы. Справочник. Любое изд. последних лет.

  31. Фальковский Н. Москва в истории техники. – М., 1950.

  32. Федосюк Ю.А. Москва в кольце Садовых. 2-е изд. – М., 1990.

«Энциклопедия московских селений» – серия книг об истории территорий административных округов Москвы.

6.2 Дополнительная литература

  1. Баранов Е. Московские легенды. – М., 1993.

  2. Белицкий Я., Глезер Г. Москва незнакомая. – М., 1993.

  3. Белоусова Т.М. Тайны подземной Москвы. – М., 1997.

  4. Бурышкин П. Москва купеческая: Мемуары. – М., 1991.

  5. Векслер А. Москва в Москве. 2-е изд. – М., 1982.

  6. Векслер А., Мельникова А. Московские клады. 2-е изд. – М., 1988..

  7. Викторов А., Звягинцев Л. Белый камень. – М., 1981.

  8. Вьюрков А. Рассказы о старой Москве. 2-е изд. – М., 1958.

  9. Гиляровский В. Собрание сочинений. В 3 т. – М., 1989.

  10. Гольденберг Л., Постников А. Петровские геодезисты и первый печатный план Москвы. – М., 1990.

  11. Думова Н. Московские меценаты. – М., 1992.

  12. Звягинцев Л., Викторов А. Белый камень Подмосковья. – М., 1989.

  13. Иванов Е. Меткое московское слово. – М., 1982.

  14. Иностранцы о древней Москве (Москва XV-XVII вв.). – М., 1991.

  15. Кокорев И. Москва сороковых годов: Очерки. – М., 1959.

  16. Кондратьев И. Седая старина Москвы. – М., 1996.

  17. Лихачѐва Э. О семи холмах Москвы. – М., 1990.

  18. Молева Н. Древняя быль новых кварталов. – М., 1982.

  19. Молева Н. Земли московской давние преданья. – М., 1985.

  20. Москва в творчестве А.М. Васнецова: Сборник. – М., 1986.

  21. Московская старина: Воспоминания москвичей прошлого столетия. – М., 1989.

  22. Московский летописец: Сборник. Вып. 1. – М., 1988.

  23. Очерки московской жизни. Сост. Б.С. Земенков. – М., 1962.

  24. Пирожников Л. Камни Москвы рассказывают. – М., 1992.

  25. Пыляев М. Старая Москва. – М., 1995.

  26. Рабинович М. Москва не сразу строилась. – М., 1982.

  27. С любовью и тревогой: Сборник. – М., 1990.

  28. Стеллецкий И. Мѐртвые книги в московском тайнике. – М., 1993.

6.3 Учебные пособия

  1. Волина В.В. Моя Москва. Прогулки по Кремлю. – СПб., 1998.

  2. Гецов Г. Как читать книги, журналы и газеты. – М., 1998.

  3. Горбаневский М. Москвоведение: Учебное пособие. – М., 1997.

  4. Горелова Н.А. «Город чудный, город древний…». Материалы по москвоведению для младших школьников. – М., 1994.

  5. Горелова Н.А., Поникарова Н.М. Столетия Москвы. Экспериментальная программа по москвоведению. – М., 1996.

  6. История Москвы: Хрестоматия. В 3 т. Т. 1 (XII – первая половина XV вв.). М., 1995; Т. 2 (вторая половина XV в. – конец XVII в.). – М., 1996; Т. 3. – М., 1997.

  7. Канторович И. Из истории Москвы: Материалы к курсу отечественной истории с древнейших времѐн до конца XVII в. – М., 1997.

  8. Мельник Н.С. Москвоведение: учебное пособие для 1 и 2 классов – М., 1997.1998.

  9. Мельник Н.С. Москвоведение: учебное пособие для 3-4 классов. – М.,

  10. Москвоведение. География Москвы и Московской области: Пособие для 8-9 кл. – М., 1993.

  11. Москвоведение. Здравствуй, Москва!: Учебник для 2-4 класса нач. школы / Н.М. Поникарова, Н.А. Горелова, И.Н. Кузина, О.Е. Тесленко. – М., 1999.

  12. Москвоведение. Наш город; Учебник для 5-7 класса общеобразовательных учреждений / А.И. Алексеев, Э.В. Ким, С.И. Козленко и др.– М., 1999.

  13. Московия. Учебное пособие для учащихся нач. кл. В 3 кн. Кн. 1. Сост. Л.Ф. Климанова и др. 2-е изд. – М., 1999.

  14. Поварнин С.И. Как читать книги. – М., 1978.

  15. Рогачѐв А. Москва: Город-человек-природа: Учебное пособие. – М., 1993.

  16. Родин О.И. Как научиться писать сочинение. – М., 1997.

  17. Рюмина Т. История Москвы: Задания-схемы: Рабочая тетрадь. – М., 1996.

  18. Рюмина Т. История Москвы: пособие к экзаменам. Задачник-практикум. – М., 1997.

  19. Рюмина Т. История Москвы: Учебное пособие. – М., 1996.

  20. Сопер П. Основы искусства речи. – М., 1992.

  21. Турусин Д. Цикл программ «Исторические улицы и местности Москвы»: разработка и реализация // «Отечество»: Альманах. Вып. 6. – М., 2000.

6.4.1 Электронные библиотеки и ресурсы

Здесь приведён только небольшой перечень мультимедийных и электронных изданий – энциклопедий, карт, электронных версий монографий и проч., которые выходили в последние годы и которые могут пригодиться в изучении Москвы. Правила библиографического описания CD-изданий ещё не выработаны.

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2003.

  2. Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия.

  3. Большая художественная энциклопедия.

  4. Даль В.И. Словарь живого великорусского языка.

  5. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Дискавери, 2004.

  6. Словарь синонимов русского языка. Дискавери, 2003.

  7. Москвоведение. Пособие для школьников и учителей. Российская столица в цифрах, фактах и лицах. Cordis&Media, 2005/

  8. Гербы городов России, 2002.

  9. Московский Кремль. Путеводитель, Коминфо, 1997.

  10. Москва сквозь века. Вып.1 «Китай-город». Компьютерная энциклопедия. Codis, 1997.

  11. Карты Российской империи. Окрестности Москвы 1878 года, листы 3 и 4. Литера Ру, историко-генеалогическая организация, 2005.

  12. Московский метрополитен. Познавательная энциклопедия.

  13. Найдѐнов Н.А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Государственная Историческая библиотека, ЗАО КОДИС, М., 2004. Серия «Электронный запасник». Электронная копия альбомов Н.А. Найдёнова.

  14. Грабарь И.Э. История русского искусства. Электронная версия знаменитой монографии, выпущенной на CD-диске. Большой раздел посвящён архитектуре Москвы.

6.4.2 Интернет-ресурсы

Работа по составлению Интернет-ресурсов начата недавно, поэтому приведённые списки сайтов и информационных порталов постоянно дополняются и уточняются.

www.km.ru – энциклопедия Кирилла и Мефодия. http://www.cih.ru/all.html – ресурс текстов по архитектуре.

http://www.mojgorod.ru/cities/index.html – города России, информация, история, справки.

http://www.hrono.ru/heraldicum/index.htm – сайт российского центра флаговедения и геральдики; гербы городов.

http://heraldry.hobby.ru/heraldry.html – гербы городов России.

http://www.hrono.ru/index.sema – Хронос и содружество литературных проектов «Русское поле». Всемирная история в Интернете. История России с древнейших времѐн. Персоналия.

http://www.all-names.net/ – происхождение и толкование имѐн. http://www.museum.ru/museum/1812/index.html – Интернет-проект «1812 год».

http://www.in.msk.ru/rus/maps/ – старинные карты Москвы на сайте «Москва неофициальная».

http://www.in.msk.ru/rus/streets/ – занимательная московская топонимика на сайте «Москва неофициальная».

http://www.russianempire.ru/maps.php – Российская империя. Карты. В том числе старые карты Москвы и Московской губернии

http://www.russianempire.ru/history.php – Российская империя. Сайт. История России с XVIII столетия. Статьи, материалы, персоналия и пр.

http://orel.rsl.ru/nettext/moscow/moskva_na_starkartax/sod.htm – указатель карт известного исследователя картографии В.С. Кусова.

http://www.telegraph.ru/misc/moskow/ – электронная версия известной книги В.А. Никольского «Старая Москва».

http://testan.narod.ru/knigi_moskow/pereulok/mosper_oglavl.html – электронная версия путеводителя С.К. Романюка «Из истории московских переулков». М., 1997.

http://testan.narod.ru/knigi_moskow/sela/mosslob_oglavl.html – электронная версия путеводителя С.К. Романюка «По землям московских сѐл и слобод». Ч. 1 и 2. М., 1998, 1999.

http://testan.narod.ru/karty.htm – ресурс по старинным картам Москвы. http://testan.narod.ru/book.htm – ссылки на электронные версии книг о Москве

на сайте Москва-ЮгоЗапад. ТёплыйСтан».

http://testan.narod.ru/knigi_moskow/gilarov/gill_oglavl.html – электронная версия книги В.А. Гиляровского «Москва и москвичи».

http://testan.narod.ru/knigi_moskow/sedstar/0_01.html – электронная версия книги И.К. Кондратьева «Седая старина Москвы».

http://testan.narod.ru/knigi_moskow/moskow_proshl/index.htm

– электронная версия книги Г.П. Латышевой и М.Г. Рабиновича «Москва и Московский край в прошлом». М., 1973.

http://testan.narod.ru/article.htm — ссылки на электронные версии статей о Москве.

http://testan.narod.ru/article/gorod2.html – электронная версия знаменитой статьи архитектора Г. Мокеева «Москва – памятник древнерусского градостроительства», опубликованной в 1969 г. в журнале «Наука и жизнь».

http://testan.narod.ru/biblio.htm – каталог ссылок по Москве.

http://moscow.gramota.ru/index.shtml — «Окликни улицы Москвы»; материалы и статьи по топонимии известного московского топонимиста, автора многочисленных научных публикаций и книг М.В.Горбаневского. Также на сайте: законодательство по топонимике Москвы, антология стихотворений о Москве, топонимический словарь.

http://www.archeologia.ru/About/ — портал по всемирной археологии; большой раздел по археологии России и Москвы. Электронные публикации научных работ, в т.ч. прошлых лет.

http://www.archeologia.ru/Library/subi/grp_693d399dd#1596 — страничка портала по археологии, где можно прочитать и скачать работы ведущего московского археолога сер. XX в. М.Г. Рабиновича, в т. ч. его монографии «О древней Москве». М., 1964.

http://www.moskva.ru/history/ — Главная страница портала «Москва историческая». История Москвы, литература о Москве, Москва в фотографиях и в живописи.

http://www.moskva.ru/history/arbat/titlarbat.html — электронная версия историко-краеведческого альманаха «Арбатский архив», выпущенного в 2010 г.