СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа по окружающему миру 2 класс. Школа России ФГОС
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Нестеровская средняя общеобразовательная школа»
|
| |
Рабочая программа
по окружающему миру
2-А класс
Учитель: Сборнова Светлана Михайловна
Количество часов в неделю – 2, всего- 64 часов
Контрольных работ – 2
Нестеров
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемых результатов начального общего образования с учетом возможностей учебно-методической системы «Школа России», авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», планируемых результатов начального общего образования.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях: Приказ Министерства образован и науки Российской Федерации № 2080 от 24 декабря2010 года «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
Учебный план образовательного учреждения на2014/2015 учебный год;
Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы).
Изучение предмета «Окружающий мир» направлено на достижение следующих целей:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами являются:
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Общая характеристика учебного предмета
.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Предмет изучается во 2 классе — 64 ч в год.
В том числе экскурсий – 1, практических работ-4, контрольных работ – 2.
На внутрипредметный модуль «Здоровье и безопасность» отводится 8 часов.
Цели
Сформировать у детей потребность предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации;
Формировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих
Приобретение ими навыков сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим.
Выработать достаточно твёрдые умения и навыки поведения в той или иной ситуации;
Обучить детей методам обеспечения личной безопасности
На внутрипредметный модуль «Наши проекты» отводится 5 часов.
Цели:
создание условий для самореализации;
умение применять полученные знания в различных видах деятельности;
умение самостоятельно планировать свою деятельность, логически выстраивать алгоритм действий, анализировать проделанную работу, оценивать, находить положительные моменты и ошибки.
Формы и методы организации учебного процесса: работа с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком или иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с различными моделями;
проведение фенологических наблюдений;
выполнение практических работ и мини-исследований;
моделирование объектов и процессов;
дидактические игры;
уроки в музеях;
уроки на улицах города;
уроки-путешествия;
уроки с элементами исследования;
кратковременные предметные экскурсии.
Формы организации урока:
коллективная;
фронтальная;
групповая;
индивидуальная работа;
работа в парах.
Виды и типы уроков:
комбинированный урок;
открытие новых знаний;
обобщающий урок;
урок закрепления;
Нетрадиционные формы уроков: интегрированный, урок-игра, урок-экскурсия, практическое занятие, урок-презентация, урок-проект, турнир знатоков, урок-викторина, телепередача, заочная экскурсия, урок-подарок от волшебника, живая газета, устный журнал;
Формы контроля.
Промежуточная аттестация проводится в форме текущего и тематического контроля:
наблюдение;
беседа;
фронтальный опрос;
тестовые задания;
оценка достижений учащихся.
Отметки во 2 классе не ставятся. Оценка ответов, работ проводится только словесно. Учитель положительно оценивает любую удачу ученика, если даже она весьма незначительна. Тематические проверочные работы содержат несколько заданий по одной теме с целью выявления картины усвоения каждым учеником изученного материала.
Источники информации для оценивания:
деятельность учащихся (индивидуальная и совместная);
работы учащихся; результаты тестирования.
Описание места учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане
64 ч в год.
В том числе экскурсий – 1, практических работ-4, контрольных работ – 2
Внутрипредметный модуль «Наши проекты» – 4
Внутрипредметный модуль «Здоровье и безопасность» – 6
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | ||||
уроки | В/М «Наши проекты» | В/М «Здоровье и безопасность | Лаборато-рно-практиче-ские работы | Контро-льные работы | |||
1 | Где мы живём? | 4 | 3 | 1 | - | - | - |
2 | Природа | 21 | 17 | 1 |
| 3 | - |
3 | Жизнь города и села | 10 | 8 | 1 | - | - | 1 |
4 | «Здоровье и Безопасность» | 8 | 2 | - | 6 | - | - |
5 | Общение | 7 | 6 | 1 | - | - | - |
6 | Путешествия | 14 | 12 |
| - | 1 | 1 |
| Итого: | 64 | 48 | 4 | 6 | 4 | 2 |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание учебного предмета
Где мы живём?(4 часа)
Родная страна. Природа и рукотворный мир
Природа(21 часов)
Неживая и живая природа
Неживая и живая природа. Что такое погода. Звездное небо. Про воздух и воду. Какие бывают растения. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения. Красная книга. Будь природе другом. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».
Жизнь города и села (10 часов)
Что такое экономика. Из чего что сделано. Какой бывает транспорт. Все профессии важны. В гости к зиме. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села».
«Здоровье и безопасность» (8 часов)
Строение тела человека. Берегись автомобиля! Домашние опасности. На воде и в лесу. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность».
Общение (7 часа)
Наша дружная семья. Ты и твои друзья. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»
Путешествия (14 часов)
Посмотри вокруг. Формы земной поверхности. В гости к весне. Россия на карте. Путешествие по Москве. Город на Неве. Путешествие по планете. Страны мира. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия»
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | ||||
уроки | В/М «Наши проекты» | В/М «Здоровье и безопасность | Лабораторно-практические работы | Контрольные работы | |||
| Где мы живём? | 4 | 3 | 1 | - | - |
|
1 | Родная страна. | | 1 |
|
|
|
|
2 | Город и село. Подготовка к выполнению проекта: «Родной город». | | 1 |
|
|
|
|
3 | Природа и рукотворный мир. Обобщение по разделу «Где мы живём?» | | 1 |
|
|
|
|
4 | Модуль | |
| 1 |
|
|
|
| Природа | 21 | 17 | 1 | - | 3 | - |
1 | Неживая и живая природа. |
| 1 |
|
|
|
|
2 | Явления природы
Практическая работа по теме «Термометр». |
|
|
|
| 1 |
|
3 | Что такое погода. |
| 1 |
|
|
|
|
4 | Экскурсия «В гости к осени» (осенний парк). |
| 1 |
|
|
|
|
5 | Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь. |
| 1 |
|
|
|
|
6 | Звёздное небо. |
| 1 |
|
|
|
|
7 | Заглянем в кладовые земли. Практическая работа по теме «Состав гранита». |
|
|
|
|
1 |
|
8 | Воздух и его значение для растений, животных и человека. |
| 1 |
|
|
|
|
9 | Вода и её значение для растений, животных и человека. |
| 1 |
|
|
|
|
10 | Какие бывают растения. |
| 1 |
|
|
|
|
11 | Какие бывают животные. |
| 1 |
|
|
|
|
12 | Невидимые нити. |
| 1 |
|
|
|
|
13 | Дикорастущие и культурные растения. |
| 1 |
|
|
|
|
14 | Дикие и домашние животные. |
| 1 |
|
|
|
|
15 | Комнатные растения. Практическая работа по теме «Правила ухода за комнатными растениями». |
|
|
|
| 1 |
|
16 | Животные живого уголка. |
| 1 |
|
|
|
|
17 | Про кошек и собак. |
| 1 |
|
|
|
|
18 | Красная книга. Подготовка к выполнению проекта «Красная книга». |
| 1 |
|
|
|
|
19 | Будь природе другом! |
| 1 |
|
|
|
|
20 | Модуль Проект «Красная книга». |
|
| 1 |
|
|
|
21 | Обобщение и оценка достижений по разделу «Природа». |
| 1 |
|
|
|
|
| Жизнь города и села | 10 | 8 | 1 | - | - | 1 |
1 | Что такое экономика. |
| 1 |
|
|
|
|
2 | Из чего что сделано. |
| 1 |
|
|
|
|
3 | Как построить дом. |
| 1 |
|
|
|
|
4 | Какой бывает транспорт. |
| 1 |
|
|
|
|
5 | Культура и образование. |
| 1 |
|
|
|
|
6 | Все профессии важны. Подготовка к выполнению проекта «Профессии». |
| 1 |
|
|
|
|
7 | В гости к зиме. |
| 1 |
|
|
|
|
8 | Модуль Проект «Профессии». |
|
| 1 |
|
|
|
9 | Обобщение и оценка достижений по разделу |
| 1 |
|
|
|
|
10 | Контрольная работа (в форме тестирования) за первое полугодие |
|
|
|
|
| 1 |
| «Здоровье и Безопасность» | 8 | | | 8 | | |
1 | Строение тела человека. | 1 |
|
|
|
|
|
2 | Модуль Если хочешь быть здоров. |
|
|
| 1 |
|
|
3 | Модуль Берегись автомобиля. Практическая работа по теме «Правила дорожного движения» |
|
|
| 1 |
|
|
4 | Модуль Домашние опасности. |
|
|
| 1 |
|
|
5 | Модуль .Пожар. |
|
|
| 1 |
|
|
6 | Модуль На воде и в лесу. |
|
|
| 1 |
|
|
7 | Модуль Опасные незнакомцы. |
|
|
| 1 |
|
|
8 | Обобщение и оценка достижений по разделу «Здоровье и безопасность». |
|
|
| 1 |
|
|
| Общение | 7 | 6 | 1 | - | - | - |
1 | Наша дружная семья. |
| 1 |
|
|
|
|
2 | Модуль «Родословная» |
|
| 1 |
|
|
|
3 | В школе. |
| 1 |
|
|
|
|
4 | Правила вежливости. |
| 1 |
|
|
|
|
5 | Ты и твои друзья. |
| 1 |
|
|
|
|
6 | Мы - зрители и пассажиры. |
| 1 |
|
|
|
|
7 | Обобщение и оценка достижений по разделу «Общение». |
| 1 |
|
|
|
|
| Путешествия | 14 | 11 | 1 |
| 1 | 1 |
1 | Посмотри вокруг. | | 1 |
|
|
|
|
2 | Ориентирование на местности.
Практическая работа по теме «Правила работы с компасом». | |
|
|
| 1 |
|
3 | Формы земной поверхности. | | 1 |
|
|
|
|
4 | Водные богатства. | | 1 |
|
|
|
|
5 | В гости к весне. | | 1 |
|
|
|
|
6 | Россия на карте. | | 1 |
|
|
|
|
7 | Путешествие по Москве. Подготовка к выполнению проекта «Города России». | | 1 |
|
|
|
|
8 | Московский Кремль. | | 1 |
|
|
|
|
9 | Город на Неве. | | 1 |
|
|
|
|
10 | Итоговая контрольная работа за год | |
|
|
|
| 1 |
11 | «Города России»
| | 1 |
|
|
|
|
12 | Путешествие по планете. Путешествие по материкам. | | 1 |
|
|
|
|
13 | Страны мира. | | 1 |
|
|
|
|
14 | Обобщение и оценка достижений по разделу «Путешествия». | | 1 |
|
|
|
|
Итого:
| 64
| 48 | 4 | 6 | 4 | 2 |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Перечень учебно-методического обеспечения
Чудинова Е.В. Окружающий мир: Учебно-справочные материалы для 1-4 классов. (Серия «Итоговый контроль в начальной школе»), 2011
Галанжина Е.С. Уроки окружающего мира с применением информационных технологий. 1-3 классы. Методическое пособие с электронным приложением,2010
Ермолаева А.А. Моделирование на уроках в начальной школе: модели, разработки уроков, практические задания, проектная деятельность, 2009
Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках в начальной школе: Методическое пособие для учителя, 2008
Ситникова Т.Н. Птицы России. Школьный словарик,2009
Ситникова Т.Н. Животные России. Школьный словарик,2009
Комплект лабораторного оборудования «Фильтрация воды»
Комплект лабораторного оборудования «Наблюдения за погодой»
Магнитный плакат «Птицы зимой»
Классная магнитная доска.
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Учебно-методический комплект
Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. В 2 ч, 2011.-143 с.
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. В 2 ч, 2011
Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель для учащихся начальных классов, 2008
Плешаков А.А. Окружающий мир. Тесты. 2 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, 2012
Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»: 2 класс: к учебному комплекту А.А.Плешакова «Окружающий мир», 2012
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
Учащийся научится
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Учащийся получит возможность научиться
Самостоятельно проектировать свою деятельность
Проводить свои исследования по наблюдению за живой и неживой природой
Самостоятельно делать выводы
Сравнивать свои результаты исследования в области живой и неживой природы с результатами других учащихся
Использовать полученные знания по ОБЖ при ЧС
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Дата | Характеристика деятельности учащихся | Планируемые результаты
| Приложение (оборудование) |
Где мы живём? - 4ч. | |||||
| Родная страна. |
| Различать государственные символы России, отличать их от государственных символов других стран; исполнять гимн Российской Федерации. Анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения России; приводить примеры народов России; различать национальные языки и государственный язык России. Формулировать выводы из изученного материала. | Научатся различать государственные символы России, отличать их от государственных символов других стран; исполнять гимн Российской Федерации.
| Электронное приложение |
| Город и село. Подготовка к выполнению проекта: «Родной город». | . | Сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село. Сравнивать городской и сельский дома; описывать интерьер городской квартиры и сельского дома; оценивать преимущества и недостатки городских и сельских жилищ. Рассказывать о своём доме по плану. Распределять обязанности по выполнению проекта. Собирать информацию по теме проекта с помощью интервьюирования. | - научатся объяснять характерные особенности городских и сельских поселений; собирать информацию для проекта; - описывать предметы на основе предложенного плана; - получат возможность научиться извлекать из различных источников сведения о родном селе. - научатся оценивать собственное отношение к окружающему миру; различать объекты природы и предметы рукотворного мира; - получат возможность научиться осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение. |
|
| Природа и рукотворный мир. Обобщение по разделу «Где мы живём?» |
| Различать объекты природы и предметы рукотворного мира. Классифицировать объекты окружающего мира. Приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира. Выполнять тестовые задания учебника. Обсуждать и оценивать отношение людей к окружающему миру. |
| |
Электронное приложение | |||||
| В/М. «Наши проекты». «Родной город». |
| Оформлять стенд, мультимедийную презентацию. Проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов. Оценивать свои достижения и достижения других обучающихся. | - научатся различать государственные символы России от символов других стран; различать национальные языки; - получат возможность научиться извлекать из различных источников сведения о гербе своего региона. | Электронное приложение |
Природа -21ч. | |||||
| Неживая и живая природа. |
| Классифицировать объекты природы по существенным признакам. Различать объекты неживой и живой природы. Приводить примеры объектов наживой и живой природы. Осуществлять связи между неживой и живой природой. | - научатся различать объекты живой и неживой природы; - получат возможность научиться осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение. Регулятивные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
| карточки |
| |||||
| Явления природы
Практическая работа по теме «Термометр». |
| Различать объекты и явления природы, рассказывать об изменениях, происходящих с природными объектами, как о природных явлениях. Приводить примеры явлений живой и неживой природы, сезонных явлений. Определять сезон по характерным природным явлениям. Рассказывать о сезонных явлениях в жизни дерева. Проводить опыты с термометром, измерять температуру воздуха, воды, тела человека и фиксировать результаты измерений. | - научатся узнавать изученные объекты живой и неживой природы; измерять температуру воздуха, тела человека; - получат возможность научиться обнаруживать связи м/у живой и неживой природой. выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения; - вносить необходимые коррективы в действия;
широкая мотивационная основа учебной деятельности; -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
| Лаборатория |
| Что такое погода. |
| Наблюдать и описывать состояние погоды. Характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра. Приводить примеры погодных явлений. Сопоставлять научные и народные предсказания погоды. Вести наблюдения за погодой, фиксировать результаты в «Научном дневнике». | - научатся наблюдать и описывать состояние погоды; записывать температуру воздуха; - выбирать одежду по погоде; - получат возможность научиться составлять план рассказа и рассказывать по плану. адекватно воспринимать оценку учителя; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль.
Познавательные УУД: - строить речевое высказывание; проводить сравнение; способность к самооценке. -будут сформированы чувства прекрасного и эстетические чувства.
|
|
| Экскурсия «В гости к осени» (осенний парк). |
| Наблюдать изменения в живой и неживой природе, устанавливать взаимосвязь между ними. Определять природные объекты с помощью атласа-определителя «От земли до неба». | - научатся осознавать необходимость бережного отношения к природе; - получат возможность научиться выполнять
| Экскурсия |
| Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь.
|
| Знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе. Рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края. Сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии. Прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе. Дополнять сведения учебника и экскурсии своими наблюдениями над осенним трудом человека.
| правила безопасного поведения в природе. обобщать т.е. выделять общее на основе существенных признаков. - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - проводить опыты; - наблюдать изменения в природе и устанавливать взаимосвязь; - описывать изученные
| Электронное приложение |
| Звёздное небо. |
| Сопоставлять иллюстрацию учебника с описанием созвездий. Моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея. Знакомиться по учебнику с зодиакальными созвездиями, осуществлять самопроверку. | явления природы; - проводить несложные наблюдения и делать выводы; - анализировать схемы; - сопоставлять иллюстрации | Электронное приложение |
| Заглянем в кладовые земли.
Практическая работа по теме «Состав гранита». |
| Различать горные породы и минералы. С помощью атласа-определителя приводить примеры горных пород и минералов, готовить краткие сообщения о них. Исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды. | описанием; - осуществлять поиск необходимой информации с помощью атласа-определителя; - проводить сравнение, и классификацию по заданным критериям; - использовать знаково-символические средства, в том числе модели; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Коммуникативные УУД: - строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы. - учитывать различные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. - научится рассказывать о характерных признаках осени в неживой и живой природе; показывать связь м/у ними; - получат возможность научиться осознавать ценность природы. - научатся различать изученные созвездия; узнают несколько новых созвездий; - получат возможность научиться моделировать созвездия. - научатся различать составные части гранита, а также горные породы и минералы; - получат возможность научиться составлять собственную коллекцию. - научатся рассказывать по схеме о загрязнении и охране воздуха и воды; - получат возможность научиться замечать и ценить красоту природы. - научатся рассказывать по схеме о загрязнении и охране воздуха и воды; - получат возможность научиться замечать и ценить красоту природы. - научатся делить растения по группам; выделять и сравнивать признаки этих групп; - получат возможность научиться замечать и ценить красоту мира растений. - научатся делить животных по группам; выделять и сравнивать признаки этих групп; находить новую информацию в рассказах о животных; - получат возможность научиться замечать и ценить красоту мира животных. - научатся находить связи в природе, между природой и человеком; изображать схемы находить связи в природе, между природой и человеком; изображать схемы Умение работать самостоятельно. Анализировать связи в природе полученные связи с помощью моделей; - получат возможность научиться осознавать необходимость сохранения живой и неживой природы. - научатся сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; находить новую | Образцы камней |
| |||||
| Воздух и его значение для растений, животных и человека. |
| Рассказывать о значении воздуха для растений, животных и человека. Анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха. Описывать эстетическое воздействие созерцания неба на человека. Находить информацию об охране воздуха в родном крае. Наблюдать небо, описывать свои впечатления. |
| |
| Вода и её значение для растений, животных и человека. |
|
Рассказывать о значении воды для растений, животных и человека. Анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воды. Описывать эстетическое воздействие созерцания водных просторов на человека. Находить информацию об охране воды в родном крае. Наблюдать водные пейзажи, описывать свои впечатления. | лаборатория | |
| Какие бывают растения. |
| Устанавливать по схеме различия между группами растений. Называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку. Приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края. Определять растения с помощью атласа-определителя. Оценивать эстетическое воздействие растений на человека. | Электронное приложение | |
| Какие бывают животные. |
| Соотносить группы животных и их существенные признаки. Знакомиться с разнообразием животных. Выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни. | таблица «Животные леса» | |
| Невидимые нити. |
| Устанавливать взаимосвязи в природе: между неживой и живой природой, растениями и животными, различными животными. Моделировать изучаемые взаимосвязи; выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей. Делать вывод о необходимости бережного отношения к природе и сохранения природных связей. |
| |
| |||||
| Дикорастущие и культурные растения. |
| Сравнивать и различать | Электронное приложение | |
дикорастущие и культурные растения. Приводить примеры дикорастущих и культурных растений; классифицировать культурные растения по определённым признакам. Сочинять и рассказывать сказочную историю о дикорастущем или культурном растении. | |||||
| Дикие и домашние животные. |
| Сравнивать и различать диких и домашних животных. Приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека, рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними. Сочинять и рассказывать сказочную историю о диком или домашнем животном. | Электронное приложение | |
| |||||
| Комнатные растения.
Практическая работа по теме «Правила ухода за комнатными растениями». |
| Узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку. Определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса, находить в атласе-определителе информацию о них. Оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека. Осваивать приёмы ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией. | Комнатные растения | |
| Животные живого уголка.
|
| Рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними. Определять животных живого уголка с помощью атласа-определителя и учебника. Рассказывать о своём отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы. Осваивать приёмы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями; характеризовать предметы ухода за животными в зависимости от их назначения. | информацию в тексте; - получат возможность научиться осознавать роль растений в жизни человека. - научатся различать диких и домашних животных; рассказывать о значении домашних животных для человека; - получат возможность научиться пользоваться дополнительной литературой. - научатся узнавать и называть комнатные растения; - ухаживать за комнатными растениями; - получат возможность научиться делать выводы из изученного материала. - научатся определять животных живого уголка; - ухаживать за некоторыми из них. - получат возможность научиться готовить сообщение. - научатся | Электронное приложение |
| Про кошек и собак. |
| Определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями учебника, атласом-определителем. Приводить примеры пород собак и кошек с помощью атласа-определителя. Обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме, объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу. Составлять словесный портрет своего питомца, извлекать из дополнительной литературы нужную информацию, составлять общий план рассказа о домашнем питомце. | Презентации | |
приводить примеры разных пород кошек и собак; - различать изученные породы; - получат возможность научиться ответственному отношению к нашим любимцам. - научатся выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; осознают ответственность за сохранение природы; - получат возможность научиться находить информацию в учебнике и дополнительной литературе и использовать её для сообщения. - научатся анализировать факторы, угрожающие живой природе; - делать выводы. - получат возможность научиться осознавать, что нельзя быть жестоким по отношению к любому живому существу. |
| ||||
| Красная книга. Подготовка к выполнению проекта «Красная книга». |
| Выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; предлагать и обсуждать меры по их охране. Составлять общий план рассказа о редком растении и животном; рассказывать о редких растениях и животных по собственному плану. Узнать, какие животные родного края внесены в Красную книгу. Распределять обязанности по выполнению проекта. Извлекать информацию из различных источников. Составлять собственную Красную книгу. |
| |
| Будь природе другом!
|
| По схеме в учебнике анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них. Знакомиться с правилами друзей природы и экологическими знаками, договариваться о соблюдении этих правил, предлагать аналогичные правила, рисовать условные знаки к ним. | Электронное приложение | |
| В/М. «Наши проекты» Проект «Красная книга». |
| Презентовать Красную книгу с использованием подготовленных наглядных материалов. Оценивать свои достижения и достижения других обучающихся. |
| Детские проекты |
| Обобщение и оценка достижений по разделу «Природа».
|
| Выполнять тестовые задания учебника. Оценивать правильность предложенных ответов. Оценивать бережное или потребительское отношение к природе. Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения. | - научатся оценивать свои достижения |
|
Жизнь города и села – 10ч. | |||||
| Что такое экономика. |
| Анализировать самостоятельно выполненную работу. Рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану. Анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов; моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом. Извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего города. Определять по фотографии деньги разных стран. | - научатся объяснять, что такое экономика, и называть её составные части; - получат возможность научиться осознавать сопричастность членов семьи к областям экономики страны. Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - вносить необходимые - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. - научатся классифицировать предметы по характеру материала; бережно относиться к вещам; - получат возможность научиться изображать производственные цепочки с помощью моделей.
| ИКТ электронное приложение |
| Из чего что сделано. |
| Классифицировать предметы по характеру материала. Прослеживать производственные цепочки, моделировать их, приводить примеры использования природных материалов для производства изделий. | Электронное приложение | |
| Как построить дом. |
| Рассказывать (по своим наблюдениям) о строительстве городского и сельского домов. Сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского. Узнавать строительные машины и строительные материалы, объяснять их назначение, рассказывать о строительных объектах в своём городе. Рассказывать о строительных машинах, пользуясь информацией учебника, предлагать вопросы к тексту. | - научатся выявлять характерные особенности возведения многоэтажного городского и одноэтажного сельского домов; - использовать свои наблюдения в разных видах деятельности; - получат возможность научиться извлекать из текста необходимую информацию.
коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; - адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные УУД: - использовать знаково-символические средства; - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям | электронное приложение |
| Какой бывает транспорт. |
| Классифицировать средства транспорта (предлагать варианты классификации, анализировать схемы и выделять основания для классификации, приводить примеры транспортных средств каждого вида). Узнавать транспорт служб экстренного вида. Рассказывать об истории водного и воздушного транспорта, составлять общий план рассказа об истории различных видов транспорта. | - научатся классифицировать транспортные средства; - запомнят номера телефонов экстренных служб; - получат возможность научиться общий план рассказа. устанавливать причинно-следственные связи; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. - строить рассуждения | Электронное приложение |
| Культура и образование. |
| Различать учреждения культуры и образования, приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе и в своём регионе. Обсуждать роль учреждений культуры и образования в нашей жизни. С помощью Интернета совершать виртуальную экскурсию в любой музей. | - научатся различать учреждения культуры и образования и проводить соответствующие примеры; - получат возможность осознавать необходимость посещения культурных учреждений, извлекать из текста нужную информацию Строить рассуждения в форме связи простых суждений; - умение структурировать знания; - обобщать и делать выводы; - осуществлять анализ объектов.
Коммуникативные УУД: - формулировать собственное мнение; - задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
| Виртуальная экскурсия в Эрмитаж |
| Все профессии важны. Подготовка к выполнению проекта «Профессии». |
| Рассказывать о труде людей известных профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи. Определять названия профессий по характеру деятельности и находить их представителей на фотографиях. Обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни. Устанавливать взаимосвязь труда людей разных профессий. Распределять обязанности по подготовке проекта. Подбирать фотографии из семейных архивов. Интервьюировать респондентов об особенностях их профессий. | - научатся определять названия профессий по характеру деятельности; - узнают о профессии своих родителей и старших членов семьи; - получат возможность научиться обсуждать прочитанное. | Книжная выставка |
| В гости к зиме. |
| Обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсии и в предшествующие дни зимы. Знакомиться с изменениями в живой и неживой природе зимой. Формулировать правила безопасного поведения на улице зимой. Обсуждать правила охраны природы зимой. Вести наблюдения в природе, фиксировать их в «Научном дневнике». | - научатся обобщать наблюдения за зимними природными явлениями; - готовить сообщения и выступать с ними; - получат возможность научиться осознавать необходимость охранять природу. | Экскурсия |
| В/М «Наши проекты» Проект «Профессии». |
| Выполнять тестовые задания учебника. Формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуждать выступления обучающихся. Собрать материал в «Большую книгу профессий». Оценивать свои достижения и достижения других обучающихся. | Детские работы | |
выступать с подготовленным сообщением, расширят, углубят знания по выбранной теме.
|
| ||||
| Обобщение и оценка достижений по разделу |
| Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения. | - научатся оценивать свои достижения.
| карточки |
| Контрольная работа (в форме тестирования) за первое полугодие |
| Применять полученные знания на практике | - научатся оценивать свои достижения.
|
КИМы |
«Здоровье и безопасность» - 8 ч. | |||||
| Строение тела человека. |
| Анализировать самостоятельно выполненную работу. Называть и показывать внешние части тела человека, моделировать внутреннее строение тела человека. Извлекать из теста учебника информацию о строении и работе внутренних органов человека, предлагать вопросы по содержанию текста, оценивать ответы одноклассников. | - научатся называть и показывать внешние части тела человека; осознавать необходимость безопасного и здорового образа жизни; - получат возможность научиться извлекать из текста нужную информацию. Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; учитывать
выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные УУД: - осуществлять подведение под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков; - использовать знаково-символические средства; - устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы. - умение структурировать знания; - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
Коммуникативные УУД: - формулировать собственное мнение; - задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. - ориентация на здоровый образ жизни.
| Таблица «Строение человека» |
| В/М «Здоровье и безопасность» Если хочешь быть здоров. |
| Рассказывать о своём режиме дня, составлять рациональный режим дня для школьника. Обсуждать сбалансированное питание школьника. Различать продукты растительного и животного происхождения. Формулировать правила личной гигиены, характеризовать назначение предметов гигиены, выделять среди них те, которые у каждого человека должны быть собственными. Демонстрировать умение чистить зубы, дополнять правила ухода за зубами. | - научатся осознавать необходимость безопасного и здорового образа жизни, соблюдения режима дня; - получат возможность научиться формулировать правила личной гигиены. | электронное приложение |
| В/М «Здоровье и безопасность» Берегись автомобиля. Практическая работа по теме «Правила дорожного движения» |
| Моделировать сигналы светофора; характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах. Соотносить изображение и название дорожных знаков. Учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя. | - научатся узнавать дорожные знаки и объяснять, что они обозначают, осознают необходимость соблюдения правил дорожного движения. - получат возможность научиться применять изученные правила дорожного движения. - научатся объяснять потенциальную опасность бытовых предметов; - осознавать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в быту; - получат возможность научиться применять изученные правила безопасного поведения в быту.
|
|
презентация | |||||
| В/М «Здоровье и безопасность» Домашние опасности.
|
| Объяснять с опорой на иллюстрации учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций. Формулировать правила безопасного поведения в быту, моделировать их с помощью условных знаков.
| ИКТ | |
| |||||
| В/М «Здоровье и безопасность» .Пожар. |
| Характеризовать пожароопасные предметы. Запомнить правила предупреждения пожара. Моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону, по номеру МЧС. Рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности. Находить в Интернете информацию о работе пожарных.
| - научатся вызывать пожарных по телефону; запомнят правила предупреждения пожара;
- получат возможность научиться обсуждать рассказ и делать выводы. - научатся избегать опасности на воде и в лесу; запомнят правила поведения во время купания; - получат возможность научиться применять изученные правила безопасного поведения в лесу и на воде. - научатся предвидеть опасность; запомнят правила поведения при контакте с незнакомцами; - получат возможность научиться пользоваться правилами безопасного поведения с незнакомыми людьми. - научатся оценивать свои достижения. | электронное приложение |
| В/М «Здоровье и безопасность» На воде и в лесу. |
| Характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу. Запомнить правила поведения во время купания. Различать съедобные и ядовитые грибы. Определять с помощью атласа-определителя жалящих насекомых. | Атлас-определитель | |
| В/М «Здоровье и безопасность» Опасные незнакомцы. |
| Характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми; предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях, запомнить правила поведения при контактах с незнакомцами. Моделировать звонок по телефону в милицию и МЧС. Осваивать правила поведения в ситуациях «Потерялся», «Мамина подруга» и аналогичных, моделировать их в ходе ролевых игр. | презентация | |
| |||||
| Обобщение и оценка достижений по разделу «Здоровье и безопасность». |
| Выполнять тестовые задания учебника. Формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. | тесты | |
Общение – 7ч. | |||||
| |||||
| Наша дружная семья. |
| Анализировать самостоятельно выполненную работу. Рассказывать о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях. Формулировать понятие «культура общения». Обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи. Моделировать ситуации семейного чтения и семейных обедов. | - научатся объяснять, что такое культура общения; - получат возможность научиться осознавать ценность традиций своей семьи. Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить
|
|
| В/М. «Наши проекты». «Родословная»
|
|
Детские работы | ||
| Рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе. Обсуждать вопрос о культуре общения в школе. Формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её. Оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах. Моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах. | - научатся обсуждать вопрос о культуре общения в школе; осознают себя членами классного коллектива; - получат возможность научиться оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе. планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; - строить рассуждения в форме связи простых суждений; - устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы; - умение структурировать знания; - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
Коммуникативные УУД: - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; - строить понятные для партнёра высказывания.
|
| ||
|
|
|
|
| |
| В школе |
| Обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения. Формулировать правила поведения в общественном транспорте и в общение мальчика с девочкой, мужчины с женщиной. Моделировать ситуации общения в различных ситуациях. | - научатся использовать «вежливые» слова в общении с другими людьми; - получат возможность применять правила вежливости на практике. - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - знание основных моральных норм; -ориентация в нравственном содержании и смысле поступков. - научатся формулировать правила этикета; работать с пословицами; - получат возможность научиться осознавать необходимость культурного поведения в гостях, за столом. - научатся вести себя в общественных местах; - получат возможность научиться применять полученные знания на практике. - научатся оценивать свои достижения. |
|
| Правила вежливости |
| Обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России. Обсуждать проблему подарка в день рождения друга. Обсуждать правила поведения за столом. Моделировать правила поведения за столом. Формулировать правила этикета в гостях. | электронное приложение | |
| Ты и твои друзья |
| Обсуждать правила поведения в театре и формулировать их. Обсуждать правила поведения в общественном транспорте и формулировать их. | Моделирование жизненных ситуаций | |
| Мы - зрители и пассажиры. |
|
| электронное приложение | |
50. | Обобщение и оценка достижений по разделу «Общение». |
| Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения. | Тесты-карточки | |
Путешествия 14 ч | |||||
| Посмотри вокруг. |
| Сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта. Различать стороны горизонта, обозначать их на схеме. Находить на схеме и называть указанные стороны горизонта. Объяснять различия внешнего вида нашей планеты, сопоставлять вид Земли с самолёта с видом Земли из космоса, формулировать вывод о форме Земли. | - научатся различать стороны горизонта и обозначать их на схеме; - получат возможность научиться работать с текстом. - научатся ориентироваться на местности с помощью компаса; по местным признакам; - получат возможность научиться использовать полученные знания в жизни. - научатся различать формы земной поверхности; - замечать и ценить красоту природы; - получат возможность научиться работать со схемой. - научатся называть части реки; анализировать схему;
- получат возможность научиться замечать и ценить красоту природы. |
|
| Ориентирование на местности.
Практическая работа по теме «Правила работы с компасом». |
| Находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от школы до дома, в своём городе. Знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним, осваивать приёмы ориентирования по компасу. Знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам. | экскурсия | |
| Формы земной поверхности. |
| Сопоставлять фотографии равнин и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности; анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе. Сравнивать по схеме холм и гору, осуществлять самопроверку с помощью текста учебника; характеризовать поверхность своего края. Описывать красоту гор. | электронное приложение | |
| Водные богатства. Практическая работа |
| Различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию. Анализировать схему частей реки, рассказывать о частях реки по схеме; на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края. Обсуждать эстетическое воздействие моря на человека. | лаборатория | |
| В гости к весне. |
| Рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края. Знакомиться с изменениями в неживой и живой природе весной. Узнавать перелётных птиц на рисунке. Моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе, составлять фоторассказ или выполнять серию рисунков на тему «Красота весны». | - научатся замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них; - получат возможность научиться работать с текстом. | экскурсия |
| Россия на карте. |
| Сравнивать изображение России на глобусе и карте. Соотносить пейзажи России на фотографиях учебника с местоположением их на физической карте России; осваивать приёмы чтения карты. Правильно показывать объекты на настенной карте. | - научатся приёмам чтения карты; осознают величие нашей страны; - получат возможность научиться сравнивать изображение нашей страны на глобусе и на карте. Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; - адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные УУД: - использовать знаково-символические средства; - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. - строить рассуждения в форме связи простых суждений; - умение структурировать знания; - обобщать и делать выводы; - осуществлять анализ объектов.
Коммуникативные УУД: - формулировать собственное мнение; - задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; - формирование ценностей многонационального россий ского общества; становление гуманистичес ких и демокра тических ценностных ориентации; - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - знание основных моральных норм; -ориентация в нравственном содержании и смысле поступков. - научатся находить Москву на карте России; - называть основные достопримечательности столицы; - получат возможность научиться описывать достопримечательности Москвы. | Карта, глобус |
| Путешествие по Москве. Подготовка к выполнению проекта «Города России». |
| Находить Москву на карте России; знакомиться с планом Москвы, находить на нём достопримечательности столицы. Соотносить фотографии достопримечательностей Москвы с собственными наблюдениями. Отличать герб Москвы от гербов других городов. Распределять обязанности по выполнению проекта. Составлять презентацию своего исследования. | Презентация | |
| Московский Кремль. |
| Обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России. Находить на фотографии в учебнике достопримечательности Кремля, рассказывать о них; извлекать из дополнительной литературы информацию о достопримечательностях Кремля и готовить сообщения по предложенному плану. Сопоставлять современный облик Кремля с видами Кремля в прошлом на картинах А.Васнецова. Рассказывать о Красной площади по фотографиям учебника и свом впечатлениям. | - научатся рассказывать о достопримечательностях Кремля и Красной площади; осознают значение Кремля для жителей России; - получат возможность научиться работать с текстом. - научатся находить Санкт-Петербург на карте России; - находить в тексте нужную информацию; - получат возможность научиться предлагать вопросы по содержанию текста. Выполнение тестов - узнают новую информацию о городах России; - получат возможность научиться собирать информацию. | Презентация |
| Город на Неве. |
| Находить Санкт-Петербург на карте России; знакомиться с планом Санкт-Петербурга, находить на нём достопримечательности города. Соотносить фотографии достопримечательностей города с собственными наблюдениями, описывать достопримечательности. Рассказывать по приведённому образцу об одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга с использованием дополнительной литературы. Отличать герб Санкт-Петербурга от гербов других городов. | Презентация | |
| Итоговая контрольная работа за год |
| Самостоятельное применение полученных знаний | КИМы | |
|
«Города России»
|
| Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления обучающихся.
|
| |
Детские проекты | |||||
| Путешествие по планете. Путешествие по материкам. |
| Сравнивать глобус и карту мира; находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки. Соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира. Находить материки на карте мира. Знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации; готовить сообщения и выступать с ними пред классом. Предлагать вопросы по содержанию сообщений, оценивать ответы одноклассников. | - научатся находить материки на карте мира; - осознают масштабность нашей планеты; - получат возможность научиться готовить сообщения. | Карта полушарий, глобус |
| Страны мира. |
| Сравнивать физическую и политическую карты мира. Находить и показывать на политической карте мира территорию России, других стран. Соотносить фотографии достопримечательностей отдельных стран с местоположением этих стран на политической карте. С помощью карты приводить примеры стран, расположенных на разных материках. Определять, каким странам принадлежат представленные флаги с помощью дополнительной литературы. Распределять обязанности по выполнению проекта.
| - научатся различать физическую и политическую карты мира; - показывать на политической карте мира территорию России; - получат возможность научиться осознавать себя жителями великой страны. - научатся оценивать свои достижения. | Карта полушарий, глобус |
| Обобщение и оценка достижений по разделу «Путешествия». |
| Выполнять тестовые задания учебника. Формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. | ||
тесты |
16