Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6
г.о.Жигулевск, Самарской области
Программа рассмотрена на заседании МО учителей
начальных классов
Протокол №_____от «____»_____20___г.
Руководитель МО_______________________________
«Принято»
решением педагогического совета
от «____»_____________20____г.(протокол №_____)
«Согласовано»
с Советом школы от «____»____________20____г.
(протокол №____)
« Утверждено»
Директор школы ____________________________
(Пискунов М.Б.)
Приказ №___от «____»___________________2011 г.
П Р О Г Р А М М А
В Н Е У Р О Ч Н О Й Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т И
« ДОРОЖНАЯ АЗБУКА »
Направление внеурочной деятельности: СОЦИАЛЬНОЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Мы живем в городе, где из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети. Главная причина здесь в том, что у детей двойственное отношение к автомобилю. С одной стороны, они боятся этих громадных рычащих машин, проносящихся на большой скорости мимо них, с другой- они лишены страха и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону просто не в состоянии. За каждой из дорожных трагедий — судьба ребенка и горе родителей. И поэтому нельзя оставаться равнодушным, когда речь идет о безопасности детей.
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми.
Программа «Дорожная азбука» составлена для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться
в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Программма учитывает требования регионального стандарта, рекомендации работников ГИБДД, интересы детей, возрастные особенности.
Ребенок- это тот живой «материал», на основе которого можно сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность. Эта программу можно использовать для учащихся начальных классов, начиная с первого класса.
Данная программа- это нетрадиционный подход в обучении младших школьников правилам дорожного движения. Она предусматривает систематическую работу в трех направлениях: знакомство с правилами дорожного движения, развитие практических навыков и применение их в реальной жизни.
З А Д А Ч И :
1. Знакомство с историей правил дорожного движения.
2. Развитие дорожной грамотности детей.
3. Совершенствование навыков ориентировки на дороге.
4. Формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой.
5. Повышение ответственности детей за свое поведение на дорогах.
К концу года дети должны:
Знать:
историю возникновения ПДД;
дорожные знаки;
сигналы светофора;
правила движения по дороге.
виды транспорта.
Причины ДТП.
Правила движения на велосипеде.
Уметь:
Ориентироваться в дорожных ситуациях;
оценивать свое поведение на дороге;
объяснять товарищу правила поведения на дороге.
Программа рассчитана на 4 года. В 1 классе — 33 часа. 2-4 классы — по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут( для 1 класса), по 45 минут во 2-4 классах.
Тематическое планирование. Содержание программы
1 год обучения (33 часа)
№пп | Тема занятия | Кол-во часов | Универсальные учебные действия (УУД) |
метапредметные | Регулятивные | Коммуникативные | Личностные |
1. | Путешествие в историю ПДД | 1 | навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; умение ставить и формулировать проблемы; навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера; установление причинно-следственных связей; | использование речи для регуляции своего действия; адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; | В процессе обучения дети учатся: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника ; договариваться и приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; уважительное отношение к другим участникам дорожного движения; осознание ответственности человека за общее благополучие; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Дорожная азбука»; способность к самооценке; начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
2. | Первые правила дорожного движения | 1 |
3. | Ты и улица | 1 |
4. | Правила поведения на дороге | 1 |
5. | Безопасная дорога в школу | 1 |
6. | Безопасный пешеход | 1 |
7. | Мой друг - светофор | 1 |
8. | Виды светофоров | 1 |
9. | «Придумай сказку о Светофоре Светофорыче» | 1 |
10. | Изучаем сигналы светофора | 1 |
11. | Игра «Светофорик» | 1 |
12-13 | Дорожные знаки | 2 |
14. | Рисование дорожных знаков | 1 |
15. | «Пешеходный переход» | 1 |
16. | «Пешеходная дорожка» | 1 |
17. | «Движение пешеходов запрещено» | 1 |
18. | Игра «Мы читаем дорожную азбуку» | 1 |
19. | Мы едем, едем, едем... | 1 |
20. | Зачем нужны дорожные знаки? | 1 | |
21 | Виды общественного транспорта | 1 |
22. | Городской общественный транспорт | 1 |
23. | Правила поведения в общественном транспорте | 1 |
24. | Ролевая игра «Пассажиры» | 1 |
25. | Прогулка к остановке общественного транспорта | 1 |
26. | Разучивание стихотворений о правилах дорожного движения | 1 | |
27. | Целевая прогулка.Наблюдение за работой сотрудника ГИБДД | 1 |
28. | Читаем разметки на дороге | 1 |
29. | Подвижная игра «Стоп» | 1 |
30. | Экскурсия по улице. | 1 |
31. | Викторина «Светофорик» | 1 | |
32. | Повторение. | 1 |
33. | Праздник «Путешествие в страну Светофорию» | 1 | |
С О Д Е Р Ж А Н И Е П Р О Г Р А М М Ы
Тема 1 Путешествие в историю ПДД ( 1 час)
Слово учителя. Рассказать ребятам историю возникновения ПДД,формировать пространственную ориентацию.
Тема 2 Первые правила дорожного движения (1 час)
Познакомить ребят с первыми правилами дорожного движения.
Игра «Кто больше назовет?»
Тема 3 Ты и улица (1 час)
Познакомить детей с улицей,ее особенностями;ознакомить с составными частями улицы, с элементами дороги.Физминутка. Загадывание загадок, рассматривание картины «Улица города»
Тема 4 Правила поведения на дороге (1 час)
Познакомить ребят с правилами поведения на дороге,объяснить детям, что играть у дорог и на дороге нельзя; загадывание загадок; предложить детям вопросы для обсуждения.
Тема 5 Безопасная дорога в школу (1 час)
Дать представление об опасностях, которые могут возникнуть в результате неправильного поведения на дорогах. Усвоить общие правила поведения, обеспечивающие пешеходу безопасность на дорогах.Физминутка. Разработка безопасного маршрута от дома до школы и обратно.
Тема 6 Безопасный пешеход (1 час)
Ознакомить детей с видами пешеходных переходов, условиями безопасного перехода дороги. Развивать умение пользоваться правилами перехода дорог, имеющих разную ширину. Игра «Мы — пешеходы»
Тема 7 Мой друг — светофор ( 1 час)
Познакомить ребят с историей возникновения светофора. Физминутка. Загадывание загадок.
Тема 8 Виды светофоров ( 1 час)
Познакомить детей с видами светофоров. Объяснить значение светофоров. Развивать умение и привычку соблюдать сигналы светофора, быть внимательным при переходе проезжей части дорог. Изготовление поделок.
Тема 9 Придумай сказку о Светофоре Светофорыче (1 час)
Развивать у детей умение придумывать сказки, истории. Предложить детям рассказать свою сказку. Учить детей внимательно слушать сказки других ребят. Физминутка.
Тема 10 Изучаем сигналы светофора (1 час)
Изучить и закрепить с детьми сигналы светофора. Загадывание загадок, разучивание стихотворений о светофоре. Чтение отрывка из книги А.Дорохова «Зеленый, желтый, красный».
Тема 11 Игра «Светофорик» (1 час)
Разучить с детьми игру «Светофорик», закрепить правила игры.Вспомнить с ребятами правила поведения на улице.
Тема 12-13 Дорожные знаки (2 часа)
Дать представление о дорожных знаках, их названиях, назначении и расположении.Закрепить знания детей о правилах поведения на улице, учить читать дорожную азбуку. Разучивание стихотворений о дорожных знаках. Физминутка.
Тема 14 Рисование дорожных знаков ( 1 час)
Вспомнить известные дорожные знаки, закрепить их назначение. Рисование красками или карандашами дорожных знаков. Физминутка.
Тема 15 «Пешеходный переход» ( 1 час)
Закрепить у детей знание правил дорожного движения; познакомить со знаками, обозначающими пешеходные переходы; довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения; воспитывать у детей внимание, сосредоточенность, умение оказать помощь другому. Загадывание загадок, заучивание стихотворений о дорожных знаках. Физминутка. Запомнить слова : «зебра», «островок безопасности»
Тема 16 «Пешеходная дорожка» ( 1 час )
Объяснить детям назначение пешеходной дорожки, закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Загадывание загадок, изготовление макета «Улица города»
Тема 17 «Движение пешеходов запрещено» ( 1 час)
Познакомить ребят с запрещающими знаками, рассказать о их назначении; рисование знаков дорожного движения.Физминутка.
Тема 18 Игра «Мы читаем дорожную азбуку» ( 1 час)
Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, рассматривание макета «Улица города», учить детей , как читать дорожную азбуку. Физминутка.
Тема 19 Мы едем, едем, едем... ( 1 час )
Ознакомить детей с видами общественного транспорта, назначением. Рассматривание иллюстраций»Общественный транспорт». Загадывание загадок.
Тема 20 Зачем нужны дорожные знаки ? ( 1 час )
Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, о правилах поведения на улице, вспомнить известные дорожные знаки, познакомить с новыми знаками «Внимание, осторожно, дети» Чтение стихотворений о дорожных знаках, загадывание загадок, физминутка.
Тема 21 Виды общественного транспорта ( 1 час)
Дать представление о транспорте, его назначении. Загадывание загадок, закрепить правила поведения на улице. Работа с трафаретами и раскрасками.
Тема 22 Городской общественный транспорт ( 1 час)
Закрепить знания детей о городском общественном транспорте, о правилах дорожного движения, загадывание загадок, физминутка.
Тема 23 Правила поведения в общественном транспорте (1 час)
Закрепить знания детей о городском общественном транспорте, воспитывать культуру поведения в общественном транспорте. Рассматривание картинок, разыгрывание ситуаций. Работа в подгруппах. Решение логических задач.
Тема 24 Ролевая игра «Пассажиры» ( 1 час)
Объяснить детям условия игры, учить ребят брать на себя роль, ответственно ее выполнять, соблюдать правила поведения в общественном транспорте.
Тема 25 Прогулка к остановке общественного транспорта ( 1 час)
Расширять знания детей об общественном транспорте, показать детям, где останавливается транспорт( автобус), наблюдать за взрослыми, как они ведут себя на остановках или заходят в транспорт. Закрепить правила поведения на улице.
Тема 26 Разучивание стихотворений о правилах дорожного движения. ( 1 час)
Закрепить знания детей о правилах поведения на улице, знания о дорожных знаках, разучить стихотворения о правилах дорожного движения. Игра- ситуация, рассматривание макета улицы. Физминутка.
Тема 27 Целевая прогулка. Наблюдение за работой сотрудника ГИБДД ( 1 час)
Вспомнить с детьми назначение сигналов светофора, рассказать ребятам, что в местах наиболее интенсивного движения транспорта за порядком на улице следит сотрудник ГИБДД. Закрепить знания детей о правилах поведения на улице.
Тема 28 Читаем разметки на дороге ( 1 час )
Предложить ребятам наблюдать за движущимся транспортом и самим определить назначение той или иной разметки на дороге. Закрепить правила поведения на дороге.
Тема 29 Подвижная игра «Стоп» ( 1 час )
Разучить условия игры, закрепить знания детей о правилах дорожного движения и правилах поведения на дороге.
Тема 30 Экскурсия по улице ( 1 час)
Закрепить с детьми правила поведения на улице. Загадывание загадок.
Тема 31 Викторина «Светофорик» ( 1 час)
Закрепить знания детей о правилах дорожного движения.Работа в командах.
Тема 32 Повторение ( 1 час )
Повторить и обобщить полученные знания. Развивать умение применять эти знания на практике. Подготовка к празднику «Путешествие в страну Светофорию»
Тема 33 Праздник «Путешествие в страну Светофорию» ( 1 час )
Чтение стихотворений, отгадывание загадок, вопросов о правилах дорожного движения, пение песен.