Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Староюрьевская средняя общеобразовательная школа
Староюрьевского района Тамбовской области
Утверждаю Рассмотрено
Директор МБОУ Староюрьевской СОШ
________________Т.И. Киселева
на методсовете
Протокол № от
Зам.дир. по УВР-------------------
Стуканова Е.Е.
Программа внеурочной деятельности
«Азбука здоровья»
Возраст детей 7-11 лет
Срок реализации: 4 года
Автор-составитель: Юдакова Любовь Николаевна, учитель начальных классов
Староюрьево-2015 г
Пояснительная записка
Направленность программы
Программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья» имеет спортивно-оздоровительную направленность. Образ жизни, состояние экологии, организация питания, наличие вредных привычек, наследственность - все это слагаемые здоровья человека. Понятие образ жизни включает следующие составляющие: рациональное питание, физическую активность, личную гигиену, отношение к вредным привычкам, здоровый психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.
Актуальность программы
Воспитание здорового образа жизни подчеркиваются высокими статистическими показателями.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30 % детей, пришедших в первый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с первого класса к выпускным с 3,9 до 12,3 %, с нервно-психическими расстройствами - с 5,6 до 16,4 %, нарушениями осанки - с 1,9 до 16,8 %. Одна из самых частых патологий у школьников - нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40 %. Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования.
Новизна программы
Новизна предлагаемой программы состоит в следующем:
она направлена на решение задачи не только обучения детей здоровому образу жизни, но и их воспитания; педагог вместе с детьми изучает новую для себя учебную дисциплину, учитывая психологические, физиологические и возрастные особенности детей.
Цель программы: сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни.
Задачи программы.
Обучающие:
Обогащение словарного запаса ребенка терминами из области анатомии и физиологии человека;
Расширить представление учащихся о дорожной среде;
Систематизировать знания о правилах питания и личной гигиене;
Научить ориентироваться в экстремальных ситуациях.
Развивающие:
Развитие у детей потребности в создании здоровой окружающей среды в школе и семье;
Развитие элементарных представлений о структуре и функциях тела;
Развитие познавательных психических процессов (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь);
Воспитательные:
Способствовать формированию ответственного поведения к своему здоровью;
Формирование установки на здоровый образ жизни;
Стимулировать открытость при разговоре о вредных привычках;
Усилить связь между знаниями о своем здоровье, отношении к нему и поведением;
Воспитывать эстетический вкус и аккуратность;
Установление положительной психологической атмосферы в классе.
Отличительные особенности программы
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Азбука здоровья”, предполагает обучение на двух основных уровнях: 1 – информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; 2 - поведенческий, позволяющий закрепить социально-одобряемые модели поведения.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся,.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьные праздники.
Возраст детей: 7-11 лет. Состав группы-одновозрастной. Физически здоровы.
Сроки реализации: данная программа и составленное тематическое планирование рассчитано на 4 года обучения. 1 год - 36 часов, 2 год – 36 часов, 3 год – 36 часов, 4 год – 36 часов.
Схема возрастного и количественного распределения детей по группам.количество занятий в неделю,их продолжительность.
Год обучения | Количество детей в группах | Общее количество занятий в неделю | Продолжительность занятия, час. | Общее количество часов в неделю | Общее количество часов в год |
1 | 17 | 1 | 1(35 мин) | 1 | 36 |
2 | 17 | 1 | 1(35 мин) | 1 | 36 |
3 4 | 17 17 | 1 1 | 1(35мин) 1(35мин) | 1 1 | 36 |
Формы организации занятий:
беседы, лекции, чтение книг, конкурсы, викторины, дискуссии, встречи с психологом, социальным работником, медработником.
Методы и приемы обучения:
игры, экскурсии, выставки.
Учебная нагрузка - 1 час в неделю - 36часов в год. ;
Содержание программы определено с учетом:
-возрастных,психофизиологических и индивидуальных особенностей учащихся,интересов и потребностей учащихся.
-тенденции развития воспитания и образования.
Характеристика ожидаемых результатов.
К концу 1 года обучения обучащиеся должны
знать: Основные режимные моменты;
Правила поведения учащихся в школе;
Правила личной гигиены;
Как устроен человек на уровне первоначальных сведений;
Что такое полезные и вредные привычки;
Уметь: Планировать свое время;
Поддерживать чистоту тела и иметь опрятный внешний вид;
Выполнять гимнастические упражнения для сохранения и укрепления здоровья;
Оказывать первую медицинскую помощь.
Владеть: Основными правилами сохранения здоровья;
Навыками коммуникации;
Практическими упражнениями, помогающими заботиться о своем здоровье; Освоение обучающимися дополнительной образовательной программы определяется
следующими методами диагностики: тесты, контрольные опросы, собеседования, выполнение контрольных задании.
Формой подведения итогов будут праздники, семейные дни здоровья.
К концу 2 года обучающиеся должны знать:
1. Способы выражения извинения, просьбы.
2. Комплекс подвижных игр и упражнений на свежем воздухе.
3. Правила приёма воздушных и солнечных ванн.
Обучающиеся должны уметь.
1. Определять степень вежливого поведения.
2. Доброжелательно относиться к людям, радоваться успехам других людей.
3. Вступать в контакт с людьми и поддерживать его.
4. Соблюдать социальные нормы поведения
5. Ухаживать за животными и растениями.
6. Самостоятельно выполнять комплекс физических упражнений для сохранения осанки.
7. Выполнять правила гигиены полости рта.
8. Выполнять гигиенические правила по уходу за кожей.
9.Организовывать зимние игры и оказывать первую помощь при переохлаждении и обморожении.
10. Оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах
К концу 3 года обучающиеся должны знать:
1. Родословную своей семьи.
2. Причины плоскостопия и способы профилактики.
3.Гигиенические правила сохранения зрения.
4.Как происходит дыхание.
5. Роль закаливания и правила его выполнения.
Обучающиеся должны уметь:
1. Позитивно относится к себе и сопереживать другим.
2.Регулировать труд и отдых.
3. Выполнять комплекс дыхательной гимнастики под руководством учителя
4. Осознанно выполнять правила гигиены полости рта.
5. Противостоять вредным привычкам и формировать у себя положительные привычки.
6. Осознано охранять природу.
К концу 4 года обучающиеся должны знать:
1. Типу темпераментов
2. Факторы укрепляющие и нарушающие здоровье.
3. Питательные вещества и их значение для здорового питания.
уметь:
1. Владеть собой.
2. Осознанно выполнять режим дня.
3. Выполнять гигиенические мероприятия по уходу за кожей и волосами.
4. Соблюдать сезонные требования к одежде и обуви.
5. Беречь богатства природы в повседневной жизни.
Учебно-тематическое планирование для 1года обучения
№ п/п | Тема занятия | Кол-во час. | Кол-во час. теории | Кол-во час. практики |
1 | Введение | 1 | 1 | - |
2 | Режим дня, учёбы и отдыха | 7 | 6 | 1 |
3 | Здоровье и здоровый образ жизни | 9 | 4 | 5 |
4 | Личная гигиена | 8 | 6 | 2 |
5 | Основы рационального питания | 5 | 3 | 2 |
6 | Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья- | 6 | 5 | 1 |
9 | итого | 36 | 25 | 11 |
Учебно-тематическое планирование для 2 года обучения
№ п/п | Тема занятия | Кол-во час. | Кол-во час. теории | Кол-во час. практики |
1 | Психическое (душевное) здоровье» | 11 | 5 | 6 |
2 | Физическое здоровье | 13 | 8 | 5 |
3 | Природа и мы | 12 | 4 | 8 |
4 | итого | 36 | 18 | 18 |
Учебно-тематическое планирование для 3 года обучения
№ п/п | Тема занятия | Кол-во час. | Кол-во час. теории | Кол-во час. практики |
1 | Психическое (душевное) здоровье» | 4 | 4 | - |
2 | Физическое здоровье | 23 | 10 | 13 |
3 | Природа и мы | 9 | 4 | 5 |
4 | Итого | 36 | 18 | 18 |
Учебно-тематическое планирование для 4 года обучения
№ п/п | Тема занятия | Кол-во час. | Кол-во час. теории | Кол-во час. практики |
1 | Психическое (душевное) здоровье» | 7 | 7 | - |
2 | Физическое здоровье | 21 | 11 | 10 |
3 | Природа и мы | 8 | 5 | 3 |
4 | Итого | 36 | 23 | 13 |
Содержание программы – 1 год обучения
Раздел 1.Введение (1 час)
Теория (1 час)
Беседа, чтение и обсуждение научно-популярной литературы
Раздел 2.Режим дня, учёбы и отдыха (7 ч.)
Теория(6 ч.)
Режим дня первоклассника,0 пользе зарядки
Сон - лучшее лекарство.
Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах
Собака бывает кусачей
Безопасность в доме
Правила безопасности на воде
Практика (1 ч.)
Составление индивидуального режима дня
Раздел 3.Здоровье и здоровый образ жизни ( 9час)
Теория(4ч)
-Что я знаю 0 ЗОЖ,
Что такое иммунитет?
-Вирусные инфекции и их профилактика
Вредные привычки.
-Травматизм и его профилактика
Советы доктора Айболита.
-Что нуж:но знать о лекарствах
Практика(5ч)
Правила оказания первой медицинской помощи.
Встреча с медработниками.
Конкурс рисунков.
Игра-путешествие.
Буклеты.
Раздел 4.Личная гигиена(8час)
Теория(6ч)
-Как устроен человек? Гигиена позвоночника.
-Забота 0 глазах
Чтобы уши слышали
-Чтобы зубки не грустили .
- Ногти и уход за ними
-Уход за волосами
-Быть не может красоты без мыла, щетки и воды.
Практика(2ч)
-Составление комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой.
-Пользование
индивидуальными средствами гигиены (зубная щетка, расческа),.
Раздел 5.Основы рационального питания(5час)
Теория(3ч)
-Аппетит приходит во время еды Вкусное часто бывает опасным
-Витаминная семья
-Отравления и их профилактика
Практика(2)
-Создание проекта.
-Составление индивидуального меню.
Раздел 6.Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья-(6час)
Теория(5ч)
-Влияние высоких и низких температур на организм. -Одевайся по сезону!
-Чтобы гриппа не бояться, надо, братцы, закаляться!
-Мама, папа, я - спортивная семья
-Вместе веселей играть!
Практика(1ч)
-конкурс подвижных игр.
Содержание программы – 2 год обучения.
Раздел 1.«Психическое (душевное) здоровье»-(11час)
Теория(5)
-Как люди общаются?
Твоя семья.
Растения и животные в твоём доме,классе-2ч
Друг и друзья.
Практика(6)
( Диалоги)- письмо.
Родословная твоей семьи. Семейные традиции(рисунок.)
Семейное древо-)
Уход за растениями.
Уход за животными.
Чтение литературных произведений.
Раздел 2. «Физическое здоровье»-(13ч)
Теория(8ч)
Режим дня.
Сон и его значение для здоровья-2ч
Личная гигиена.
Глаза –зеркало души.
Дыхание.
Твоё питание.
Твои зубы.
Практика(5ч)
Зачем нужно соблюдать режим дня?(рисунок)
разучивание комплекса физминуток для укрепления мышечного корсета.
Ногти и уход за ними. Уход за волосами.
разучивание зрительных физминуток на развитие зрительной памяти.
Правила ухода за зубами.
Раздел 3. «Природа и мы»-(12ч)
Теория(4ч)
-Человек и природа - единое целое.
-Подвижные игры и упражнения на свежем воздухе.-2ч
Воздушные и солнечные ванны.
Практика(8ч)
Лес – это здоровье.Рисунок- 2ч
Катание на лыжах и коньках- 4ч
Экскурсия в парк-2ч
Содержание программы – 3 год обучения
Раздел 1. «Психическое (душевное) здоровье»-(4час)
Теория(4ч)
Человек в мире людей.-2ч.
Как стать самим собой?-2ч
Раздел 2. «Физическое здоровье»-(23час)
Теория(10ч)
Режим дня.-2ч
Движение – жизнь.
Опорно-двигательный аппарат.
Личная гигиена.
Береги зрение.
Твоё дыхание.
Твоё питание.-3ч
Практика(13ч)
Составление индивидуального режима дня.-1ч
Организация и проведение подвижных игр, эстафет на свежем воздухе.-3ч
Разучивание упражнений по профилакитке нарушения осанки и плоскостопия.-2ч
Гигиена полости рта.-1ч практика
Гигиенические правила сохранения зрения. 1ч Гимнастика для глаз.-1ч
Дыхательная гимнастика.
Здоровая пища для всей семьи-составление рецептов.
Выставка «даров осени»-1ч,Праздник «дары осени»1ч
Раздел 3. «Природа и мы»(9ч.)
Теория (4ч)
Экология.-2ч
Зелённая аптека.2ч
Практика(5ч)
Составление запрещающих знаков в природе.-2ч
Конкурс чтецов произведений о природе.
Бережное отношение к окружающему миру.-конкурс рисунков.
Сбор лекарственных растений своего края.
Содержание программы – 4 год обучения
Раздел 1. Психическое (душевное) здоровье»-(7час)
Теория (7ч)
Характер человека.
Типы темпераментов.
Раздел 2. «Физическое здоровье»-(21час)
Теория (11ч)
Режим дня.
Опорно-двигательная система.
Дефекты зрения-2ч.
Органы дыхания и их гигиена
Питание.-2ч
Гигиена полости рта.
Размножение – свойства живых организмов.
Почему неизбежна смерть?
Телесная смерть и человеческое (духовное) бессмертие.
Практика (10ч)
Организация учебного и физического труда.(физкультминутки)-3ч
Двигательная активность(разучивание упражнений для зарядки)-2ч
Физические упражнения и их влияние на формирование осанки.-2ч
Дефекты зрения.-гимнастика для глаз.
Сервировка стола.
Мини-сочинение «Гигиена полости рта»
Раздел 3. «Природа и мы»-( 8час)
Теория (5ч)
Человек и его связь с природой.-3ч
Погода и здоровье человека.-2ч
Практика (3ч)
Сезонные требования к одежде и обуви.
Учебно-методическое обеспечение программы:
Раздел (наименование) | Используемые формы организации процесса | Методическое оснащение | Формы проверки результатов освоения программы |
Введение | Беседа, чтение и обсуждение научно-популярной литературы | Выставка книг о здоровье | Собеседование |
Режим дня, учёбы и отдыха | Беседы, чтение и обсуждение научно-популярной литературы, конкурсы,викторины | Книги | Составление индивидуального режима дня |
Здоровье и здоровый образ жизни | Беседы, чтение и обсуждение научно-популярной литературы, конкурсы, викторины групповая дискуссия, рассказы, видео-уроки экскурсия в школьный медпункт | Книги, видеокассеты, телевизор, видеомагнитофон | Конкурс рисунков, игра-путешествие |
Личная гигиена | Беседы, чтение и обсуждение научно-популярной литературы, конкурсы, викторины экскурсия в музей. | Книги, плакаты, индивидуальные средства гигиены (зубная щетка, расческа), щетка для одежды | Составление комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой, обувью; составление ребусов и кроссвордов. |
Основы рационального питания | Беседы, чтение и обсуждение научно-популярной литературы, конкурс пословиц и загадок, театрализации. | Книги, плакаты | Создание проекта, составление индивидуального меню |
Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья | Беседы, чтение и обсуждение научно-популярной литературы, конкурс пословиц и загадок, инсценирование | Книги | Соревнования, праздники, конкурс сочинений, конкурс подвижных игр. |
Антиалкогольное и антитабачное воспитание | Видео-уроки, инсценирование, беседа с социальным педагогом школы, чтение и обсуждение научно-популярной литературы, | Книги, видеокассеты, телевизор, видеомагнитофон | Проектная работа, конкурс рисунков и плакатов. |
Самопознание и саморегуляция | Чтение и обсуждение научно-популярной литературы, ролевые игры, разговор со школьным психологом | Книги | Тестирование |
Календарно-тематический план -1 год обучения
№ | Наименование разделов, тем | Всего |
п/п | | часов |
1 | Введение | 1 |
| Режим дня, учёбы и отдыха | 7 |
2 | Режим дня первоклассника, | 1 |
| Устав школы и здоровье учеников | |
3 | 0 пользе зарядки | 1 |
4 | Сон - лучшее лекарство. | 1 |
5 | Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах | 1 |
6 | Собака бывает кусачей | 1 |
7 | Безопасность в доме | 1 |
8 | Правила безопасности на воде | 1 |
| Здоровье и здоровый образ жизни | 9 |
9 | Что я знаю 0 ЗОЖ | 1 |
10 | Что такое иммунитет? | 1 |
11 | Вирусные инфекции и их профилактика | 1 |
12-13 | Вредные привычки | 2 |
14 | Травматизм и его профилактика | 1 |
15 | Советы доктора Айболита | 1 |
16-17 | Что нулж:но знать о лекарствах | 2 |
| Личная гигиена | 8 |
18 | Как устроен человек? | 1 |
| Гигиена позвоночника | |
19 | Забота 0 глазах | 1 |
20 | Чтобы уши слышали | 1 |
21 | Чтобы зубки не грустили | 1 |
22 | Ногти и уход за ними | 1 |
23-24 25 | Уход за волосами Быть не может красоты без мыла, щетки и воды. Основы рационального питания | 2 1 5 |
26-27 | Аппетит приходит во время еды | 2 |
| Вкусное часто бывает опасным | |
28-29 | Витаминная семья | 2 |
30 | Отравления и их профилактика | 1 |
| | |
| Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья | 5 |
31-32 | Влияние высоких и низких температур на организм. Одевайся по сезону! | 2 |
33 | Чтобы гриппа не бояться, надо, братцы, закаляться! | 1 |
34 | Мама, папа, я - спортивная семья | 1 |
35 | Вместе веселей играть! | 1 |
| Антиалкогольное и антитабачное воспитание | 1 | |
36 | Правда об алкоголе и табакокурении. | 1 | |
Календарно-тематическое планирование -2 год обучения
№ | Тема | Кол-во час |
1 раздел «Психическое (душевное) здоровье» 11час |
1.-3 | Как люди общаются? | 3 |
4-5 | Твоя семья. | 2 |
6-8 | Растения и животные в твоём доме,классе | 3 |
9-11 | Друг и друзья. | 3 |
2 раздел. «Физическое здоровье» 13час |
12 | Режим дня. | 1 |
13-14 | Сон и его значение для здоровья | 2 |
15-16 | Твоя осанка | 2 |
17-19 | Личная гигиена. | 3 |
20 | Глаза –зеркало души. | 1 |
21 | Дыхание. | 1 |
22-23. | Твоё питание. | 2 |
24 | Твои зубы. | 1 |
3 раздел. «Природа и мы» 12час |
25-26 | Человек и природа - единое целое. | 2 |
27-32 | Подвижные игры и упражнения на свежем воздухе. | 6 |
33-36 | Воздушные и солнечные ванны | 4 |
Календарно-тематическое планирование - 3 год обучения
№ | Тема | Кол-во час |
1 раздел «Психическое (душевное) здоровье» 4час |
1.-4 | Человек в мире людей. Как стать самим собой? | 3 |
2 раздел. «Физическое здоровье» 23час |
5-7 | Режим дня. | 3 |
8-12 | Движение – жизнь. | 5 |
13-16 | Опорно-двигательный аппарат. | 4 |
17-18 | Личная гигиена. | 2 |
19-20 | Береги зрение. | 2 |
21-22 | Твоё дыхание. | 2 |
23-27 | Твоё питание. | 5 |
| 3 раздел. «Природа и мы» | 12час |
28-34 | Экология | 7 |
35-36 | Зелёная аптека. | 2 |
Календарно-тематическое планирование - 4 год обучения
№ | Тема | Кол-во час |
1 раздел «Психическое (душевное) здоровье» 7 час |
1.-7 | Характер человека. | 7 |
2 раздел. «Физическое здоровье» 21 час |
8-10 | Режим дня. | 3 |
11-14 | Опорно-двигательная система. | 4 |
15-16 | Зрение. | 2 |
17-18 | Органы дыхания и их гигиена. | 2 |
19-22 | Питание. | 4 |
23-24 | Гигиена полости рта. | 2 |
25-28 | Размножение | 4 |
| 3 раздел. «Природа и мы» | 8 час |
29-33 | Человек и его связь с природой. | 5 |
34-36 | Погода и здоровье человека. | 3 |
Литература для учителя:
Болотина Л.Р. Методика внеклассной работы в начальных классах. - М., 1978.
Глущенко А.Г. Внеклассная работа в начальных классах. - Киев, 1982.
30 детских утренников для начальной школы (сценарии) / Авт.-сост. Давыдова М.М. - М.: «Аквариум ЛТД», 2003.
Зайцева О. В, Карпова Е. В. На досуге: игры в школе, дома, на дворе. Ярославль, Академия развития, 1997.
Калечиц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа. - М., 1972. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие/под ред. М. И. Рожковой. М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
Обухова Л. А.; Лемяскина Н. А. Уроки здоровья. - Воронеж, 1999.
Огородников А.А. Содержание и методика воспитательной работы в группе продленного дня. -М., 1988.
Попова И.Н., Исаева С.А., Ромашкова Е.И. Организация и содержание работы в группе продленного дня. - М., 2004.
Пятьдесят сценариев классных часов. - М.: Центр «Педагогический поиск».
Сергеева В. П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие . 4-е изд. Доп.-М.: ЦГЛ, 2002
Спутник классного руководителя. 1-4 классы / авт.-сост. Н.А.Максименко. - Волгоград: Учитель, 2007.
Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов, Ю. Ю. Шведова. /М. , Институт русского языка им. В. В. Виноградова, ♦
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т.1.- М.:Генезис, 2001 Фопель К.
Литература для детей:
Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. Для дошкольников и младших школьников. -М.:ТЦ «Сфера», 2000.
Большая детская энциклопедия. - М.:000 «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002
Леокум А. Детская энциклопедия «Скажи мне, почему?..» / Авторизованный перевод Я. и А.Агуреевых. - М.:Джулия, 1992
Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей: Чудо всюду. Мир людей. - Ярославль: Академия, К. Академия Холдинг, 2000.
Сухин И.Г. 800 загадок и 100 кроссвордов. - М.: Новая школа, 1996. Что такое? Кто такой? В Зт. - М.: Педагогика-Пресс, 1993.
Информационная карта программы
1 | Учреждение | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Староюрьевская средняя общеобразовательная школа Староюрьевского района Тамбовской области. |
2 | Полное название программы | Рабочая программа дополнительного образования «Азбука здоровья» |
3 | ФИО,должность составителя | Юдакова Любовь Николаевна , учитель начальных классов. контактный телефон -89204738938 |
4 | Сведения о программе | |
4.1 | Нормативная база | Закон РФ «Об образовании РФ», Положение об общеобразовательных учреждениях основного общего образования, Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Староюрьевской средней общеобразовательнаой школе, Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция Российской Федерации. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. |
4.2 | Область применения | Дополнительное образование в рамках организации внеурочной деятельности. |
4.3 | Направленность | Интеллектуально-познавательная |
4.4 | Тип программы | Модифицированная |
4.5 | Вид программы | Образовательная |
4.6 | Возраст обучающихся | 7-11 лет |
4.7 | Продолжитель-ность обучения | 4 года |
5 | Рецензенты и авторы отзывов | Н.А. Стребкова,заместитель директора МБОУ Староюрьевской СОШ по воспитательной работе. И.И. Беленова, директор МБОУ ДОД ЦДЮТ Староюрьевского района Тамбовской области. |
6 | Заключение методсовета | Рекомендовано к утверждению Методическим Советом МБОУ Староюрьевской СОШ Протокол№ от |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Староюрьевская средняя общеобразовательная школа
Староюрьевского района Тамбовской области
Утверждаю Рассмотрено
Директор МБОУ Староюрьевской СОШ на методсовете
________________Т.И.Киселёва Протокол № _____ от ______
Зам. дир. по УВР __________
Стуканова Е.Е.
Подпрограмма
«Лето»
дополнительной общеразвивающей
программы «Азбука здоровья»
Возраст детей: 7-11 лет.
Срок реализации: 4 года.
Составитель: Юдакова Любовь Николаевна, учитель начальных классов
Староюрьево, 2015 г.
Пояснительная записка
Подпрограмма «Лето» дополнительной общеразвивающей образовательной программы «Азбука здоровья»» имеет социально-педагогическую направленность.
. Образ жизни, состояние экологии, организация питания, наличие вредных привычек, наследственность - все это слагаемые здоровья человека. Понятие образ жизни включает следующие составляющие: рациональное питание, физическую активность, личную гигиену, отношение к вредным привычкам, здоровый психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.
Актуальность программы
Воспитание здорового образа жизни подчеркиваются высокими статистическими показателями.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30 % детей, пришедших в первый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с первого класса к выпускным с 3,9 до 12,3 %, с нервно-психическими расстройствами - с 5,6 до 16,4 %, нарушениями осанки - с 1,9 до 16,8 %. Одна из самых частых патологий у школьников - нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40 %. Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования.
Новизна программы
Новизна предлагаемой программы состоит в следующем:
она направлена на решение задачи не только обучения детей здоровому образу жизни, но и их воспитания; педагог вместе с детьми изучает новую для себя учебную дисциплину, учитывая психологические, физиологические и возрастные особенности детей.
Цель программы: сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни.
Задачи программы.
Обучающие:
Обогащение словарного запаса ребенка терминами из области анатомии и физиологии человека;
Расширить представление учащихся о дорожной среде;
Систематизировать знания о правилах питания и личной гигиене;
Научить ориентироваться в экстремальных ситуациях.
Развивающие:
Развитие у детей потребности в создании здоровой окружающей среды в школе и семье;
Развитие элементарных представлений о структуре и функциях тела;
Развитие познавательных психических процессов (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь);
Воспитательные:
Способствовать формированию ответственного поведения к своему здоровью;
Формирование установки на здоровый образ жизни;
Стимулировать открытость при разговоре о вредных привычках;
Усилить связь между знаниями о своем здоровье, отношении к нему и поведением;
Воспитывать эстетический вкус и аккуратность;
Установление положительной психологической атмосферы в классе.
Отличительные особенности программы
Программа внеурочной деятельности по социально-педагогическому направлению “Азбука здоровья”, предполагает обучение на двух основных уровнях: 1 – информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; 2 - поведенческий, позволяющий закрепить социально-одобряемые модели поведения.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся,.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьные праздники.
В летнее время помимо основного состава привлекаются дети из лагеря дневного пребывания «Солнышко».
Режим занятий: данная подпрограмма и составленное тематическое планирование рассчитано на 12 часов с режимом работы 1 час в неделю по 35 минут.
Характеристика ожидаемых результатов.
К концу 1 года обучения обучащиеся должны
знать: Основные режимные моменты;
Правила поведения учащихся в школе;
Правила личной гигиены;
Как устроен человек на уровне первоначальных сведений;
Что такое полезные и вредные привычки;
Уметь: Планировать свое время;
Поддерживать чистоту тела и иметь опрятный внешний вид;
Выполнять гимнастические упражнения для сохранения и укрепления здоровья;
Оказывать первую медицинскую помощь.
Владеть: Основными правилами сохранения здоровья;
Навыками коммуникации;
Практическими упражнениями, помогающими заботиться о своем здоровье; Освоение обучающимися дополнительной образовательной программы определяется
следующими методами диагностики: тесты, контрольные опросы, собеседования, выполнение контрольных задании.
Формой подведения итогов будут праздники, семейные дни здоровья.
К концу 2 года обучающиеся должны знать:
1. Способы выражения извинения, просьбы.
2. Комплекс подвижных игр и упражнений на свежем воздухе.
3. Правила приёма воздушных и солнечных ванн.
Обучающиеся должны уметь.
1. Определять степень вежливого поведения.
2. Доброжелательно относиться к людям, радоваться успехам других людей.
3. Вступать в контакт с людьми и поддерживать его.
4. Соблюдать социальные нормы поведения
5. Ухаживать за животными и растениями.
6. Самостоятельно выполнять комплекс физических упражнений для сохранения осанки.
7. Выполнять правила гигиены полости рта.
8. Выполнять гигиенические правила по уходу за кожей.
9.Организовывать зимние игры и оказывать первую помощь при переохлаждении и обморожении.
10. Оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах
К концу 3 года обучающиеся должны знать:
1. Родословную своей семьи.
2. Причины плоскостопия и способы профилактики.
3.Гигиенические правила сохранения зрения.
4.Как происходит дыхание.
5. Роль закаливания и правила его выполнения.
Обучающиеся должны уметь:
1. Позитивно относится к себе и сопереживать другим.
2.Регулировать труд и отдых.
3. Выполнять комплекс дыхательной гимнастики под руководством учителя
4. Осознанно выполнять правила гигиены полости рта.
5. Противостоять вредным привычкам и формировать у себя положительные привычки.
6. Осознано охранять природу.
К концу 4 года обучающиеся должны знать:
1. Типу темпераментов
2. Факторы укрепляющие и нарушающие здоровье.
3. Питательные вещества и их значение для здорового питания.
уметь:
1. Владеть собой.
2. Осознанно выполнять режим дня.
3. Выполнять гигиенические мероприятия по уходу за кожей и волосами.
4. Соблюдать сезонные требования к одежде и обуви.
5. Беречь богатства природы в повседневной жизни.
Учебно-тематическое планирование.
1 год обучения.
| Антиалкогольное и антитабачное воспитание | 4 |
37-38 | Правда об алкоголе и табакокурении. | 2 |
39-40 | Сам себе я помогу и здоровье сберегу | 2 |
| Самопознание и саморегуляция | 8 |
41 | Я - неповторимый человек | 1 |
42 | Каким я был? Есть? Буду? | 1 |
43-44 | Учусь принимать решения в опасных ситуациях | 2 |
45-46 | Учусь настаивать на своем | 2 |
47 | 0 чем говорят чувства? | 1 |
48 | Моё настроение | 1 |
2 год обучения.
| 4 раздел. «Основы здорового образа жизни»- | 12час |
37-39 | Кожа – орган чувств. | 3 |
40-41 | Органы дыхания. | 2 |
42-44 | Микробы -возбудители болезней | 3 |
45-46 | Прививки, и как они спасают от болезней. | 2 |
47-48 | Лекарства – дополнительные «органы» Борьбы с болезнями. | 2 |
3 год обучения.
3 Раздел «Природа и мы»
37-39 | Зеленая аптека. 4 раздел. «Основы здорового образа жизни»- | 3 9час |
40-41 | Здоровый образ жизни и пути его формирования. | 2 |
42-43 | Привычки: полезные и вредные | 2 |
44-48 | Летний отдых: охрана и укрепление здоровья. | 5 |
4 год обучения. 3 Раздел «Природа и мы»
37-38 | Народная медицина 4 раздел. «Основы здорового образа жизни»- | 2 10час |
39-40 | Кожа и её функции. | 2 |
41-42 | Профилактика вредных привычек. | 2 |
43-48 | Летние каникулы: охрана и укрепления здоровья. | 6 |
Содержание программы
1 год обучения.
Раздел 1 Антиалкогольное и Антитабачное воспитание (4час)
Теория(2ч)
-Правда об алкоголе и табакокурении
- Сам себе я помогу и здоровье сберегу
Практика3ч)(
конкурс рисунков и плакатов.-2ч
Раздел 2. Самопознание и саморегуляция ( 8час)
Теория (6ч)
Я - неповторимый человек
Каким я был? Есть? Буду?
Учусь принимать решения в опасных ситуациях
Учусь настаивать на своем
0 чем говорят чувства?
Моё настроение
Практика(2ч)
Тестирование-2ч
2 год обучения
Раздел 1. 4 раздел. «Основы здорового образа жизни»-(12час)
Теория(5ч)
Кожа – орган чувств.
Органы дыхания.
Микробы -возбудители болезней
Прививки, и как они спасают от болезней.
Лекарства – дополнительные «органы» Борьбы с болезнями.
Практика(7ч)
разучивание комплекса дыхательной гимнастики.-2ч
Встреча с медработниками-2ч
Заготовка лекарственных растений-3ч
3 год обучения
1 раздел. «Природа и мы»-3ч.
Теория (1ч)(Зелённая аптека.
Практика: (2ч) Сбор лекарственных растений края.
2раздел. «Основы здорового образа жизни»-9ч
Теория(3ч)
Здоровый образ жизни и пути его формирования.
Привычки: полезные и вредные
Летний отдых: охрана и укрепление здоровья.
Практика(6ч)
Конкурс рисунков-2ч
Встреча с медработником.-3ч
С социальным работником-1ч
\
4 год обучения
1 раздел. «Природа и мы»-2ч
Теория-1ч
Народная медицина.
Практика-1ч
Лекарственные растения-сбор
2 раздел. «Основы здорового образа жизни»-10час
Теория(4ч)
Кожа и её функции.-2ч
Профилактика вредных привычек.
Летние каникулы: охрана и
укрепления здоровья.
Практика(5ч)
Профилактика кожных заболеваний.
Конкурс рисунков-2ч
Правила безопасного поведения на воде
Экскурсия на реку
Учебно-методическое обеспечение программы:
Раздел (наименование) | Используемые формы организации процесса | Методическое оснащение | Формы проверки результатов освоения программы |
Введение | Беседа, чтение и обсуждение научно-популярной литературы | Выставка книг о здоровье | Собеседование |
Режим дня, учёбы и отдыха | Беседы, чтение и обсуждение научно-популярной литературы, конкурсы,викторины | Книги | Составление индивидуального режима дня |
Здоровье и здоровый образ жизни | Беседы, чтение и обсуждение научно-популярной литературы, конкурсы, викторины групповая дискуссия, рассказы, видео-уроки экскурсия в школьный медпункт | Книги, видеокассеты, телевизор, видеомагнитофон | Конкурс рисунков, игра-путешествие |
Личная гигиена | Беседы, чтение и обсуждение научно-популярной литературы, конкурсы, викторины экскурсия в музей. | Книги, плакаты, индивидуальные средства гигиены (зубная щетка, расческа), щетка для одежды | Составление комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой, обувью; составление ребусов и кроссвордов. |
Основы рационального питания | Беседы, чтение и обсуждение научно-популярной литературы, конкурс пословиц и загадок, театрализации. | Книги, плакаты | Создание проекта, составление индивидуального меню |
Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья | Беседы, чтение и обсуждение научно-популярной литературы, конкурс пословиц и загадок, инсценирование | Книги | Соревнования, праздники, конкурс сочинений, конкурс подвижных игр. |
Антиалкогольное и антитабачное воспитание | Видео-уроки, инсценирование, беседа с социальным педагогом школы, чтение и обсуждение научно-популярной литературы, | Книги, видеокассеты, телевизор, видеомагнитофон | Проектная работа, конкурс рисунков и плакатов. |
Самопознание и саморегуляция | Чтение и обсуждение научно-популярной литературы, ролевые игры, разговор со школьным психологом | Книги | Тестирование |
Литература для учителя:
Болотина Л.Р. Методика внеклассной работы в начальных классах. - М., 1978.
Глущенко А.Г. Внеклассная работа в начальных классах. - Киев, 1982.
30 детских утренников для начальной школы (сценарии) / Авт.-сост. Давыдова М.М. - М.: «Аквариум ЛТД», 2003.
Зайцева О. В, Карпова Е. В. На досуге: игры в школе, дома, на дворе. Ярославль, Академия развития, 1997.
Калечиц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа. - М., 1972. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие/под ред. М. И. Рожковой. М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
Обухова Л. А.; Лемяскина Н. А. Уроки здоровья. - Воронеж, 1999.
Огородников А.А. Содержание и методика воспитательной работы в группе продленного дня. -М., 1988.
Попова И.Н., Исаева С.А., Ромашкова Е.И. Организация и содержание работы в группе продленного дня. - М., 2004.
Пятьдесят сценариев классных часов. - М.: Центр «Педагогический поиск».
Сергеева В. П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие . 4-е изд. Доп.-М.: ЦГЛ, 2002
Спутник классного руководителя. 1-4 классы / авт.-сост. Н.А.Максименко. - Волгоград: Учитель, 2007.
Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов, Ю. Ю. Шведова. /М. , Институт русского языка им. В. В. Виноградова, ♦
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т.1.- М.:Генезис, 2001 Фопель К.
Литература для детей:
Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. Для дошкольников и младших школьников. -М.:ТЦ «Сфера», 2000.
Большая детская энциклопедия. - М.:000 «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002
Леокум А. Детская энциклопедия «Скажи мне, почему?..» / Авторизованный перевод Я. и А.Агуреевых. - М.:Джулия, 1992
Учебно-тематический план
№ | Тема | Аудиторное занятие | Самостоятельное занятие | Подведение итогов |
1. | Лепка из соленого теста. Как приготовить тесто. Основные приемы работы. | 1 | | |
2-3. | Лепка из соленого теста. Лепка цветов, животных. | | 2 | |
4-5. | Лепка кукольных пирогов | | 2 | |