СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Будь здоров!" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Пояснительная записка

Настоящая Программа внеурочной деятельности была разработана в рамках реализации ФГОС общего образования школы I ступени. Основная идея Программы и её содержание направлены на реализацию приоритетных направлений и документов, определяющих развитие современной системы российского образования: «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России», «приказ №373», Закон Российской Федерации «Об образовании»; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.; О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999); Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.).

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будь здоров!» включает в себя  знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является  комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствует познавательному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Программа направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные  нагрузки и трудности в усвоении школьной программы,  интенсификация учебного процесса.

Настоящая Программа носит модифицированный характер. Она разработана с учётом уже существующих научно – методических разработок, исследований в области валеологического образования детей младшего школьного возраста. При создании настоящей Программы были использованы материалы и разработки следующих авторов: Обухова Л.А., Жиренко Л.В., Лемяскина Н.А.,  в которых рассматриваются вопросы организации здоровьесберегающей  деятельности в общеобразовательной школе.

Настоящая Программа реализуется в рамках деятельностного подхода.

 В основу Программы вложены следующие принципы:

  • принцип развития индивидуальности каждого учащегося.

Занятия активировать имеющиеся у каждого ребёнка его жизненные познания, речевой опыт, его эмоции и настроения и развивать эти личностные параметры. Поэтому в ходе занятий в кружке ребёнок будет иметь возможность реализовать собственные намерения т.е. действовать от своего имени.

  • принцип личностно ориентированной направленности на развитие ребёнка.

Это значит способствовать усвоению детьми социального опыта, т.е. знаний, навыков и умений, которые необходимы для жизни в конкретном социуме, а также развивать умение самостоятельно учиться. Кроме вышесказанного этот принцип позволяет развивать в ребёнке систему личностных свойств и качеств, способствующих его саморазвитию.

  • активности

На занятиях сменяются 3 формы активности: физическая, социальная, познавательная.

  • принцип деятельности.

Этот принцип выражается во внешней и внутренней (умственной) активности детей. В работе с детьми делается упор на самостоятельные и групповые формы работы. Ребёнок ставится в ситуации, когда ему приходиться действовать.

Цель: организовать деятельность в рамках спортивно - оздоровительной направленности по сохранению физического здоровья и формированию у учащихся 3 класса устойчивой привычки здорового образа жизни.

Настоящая Программа может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно - образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будь здоров!» носит  образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:

  • формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
  • развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
  • обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

Задачи:

Обучающие – формирование представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие; навыков конструктивного общения; потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития; обучить правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье; элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации); упражнениям сохранения зрения.

Воспитательные – воспитывать осознанный  выбор модели  поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье; формировать мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания, формировать навыки плодотворного взаимодействия с большими и малыми социальными группами, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке; развивать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении заданий;

Развивающие – воспитывать чувство сопереживания к проблемам друзей из ближнего и дальнего окружения; формировать потребность в самовыражении, формировать  способность обучающегося строить познавательную, творческую деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка), физическое и психическое саморазвитие.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будь здоров!» носит комплексный характер, что отражено  в межпредметных связях.

Предмет

Содержание

учебной дисциплины

Содержание программы

«Будь здоров!»

Литературное чтение

Чтение произведений Л.Н.Толстого, В.А.Осеевой, Э. Успенского, А.Л. Барто, Е.А.Благининой, О.Дриза, Э.Э.Мошковской, Е.И.Чарушина, Г.Б. Остера, А.М. Горького, С.В.Михалкова и др.

Просмотр кукольных спектаклей. Подбор пословиц и поговорок. Анализ произведений. Разучивание стихотворений

Окружающий мир

Наше питание. Безопасность

Экскурсия «Как вести себя в транспорте и на улице». Умеем ли мы питаться.

Технология

Работа с подручными материалами

Изготовление кормушек.

Изобразительное искусство

Мир фантазии.

Выставка рисунков «Портрет моих родителей».

Физическая культура

Отличие физических упражнений от обыденных. Эстафеты по преодолению  препятствий.

Разучиваем комплекс утренней зарядки. День здоровья «Культура здорового образа жизни».

Музыка

Выразительность музыкальной интонации.

Мир эмоций и чувств. Прослушивание музыкальных композиций: Бетховина,  Шопен, Штрауса, Глинки и т.д. 

Настоящая Программа включает в себя 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный. Подготовительный – направлен на введение учеников в курс занятий; основной –  на реализацию содержания Программы; заключительный – на подведение итогов.

Программа «Будь здоров!» ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, предназначена для учащихся 3 класса, обладающих следующими качествами: недостаточная организованность, непосредственность, высокая игровая активность, познавательный интерес, недостаточная сформированность произвольности психических процессов.

Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом, в группе наполняемостью 22 человека 1 раз в неделю по 40 минут, во второй половине дня, в рамках внеурочной деятельности.

Количество учебных часов в неделю – 1час, 34 часа .

формы проведения занятия

и виды деятельности

тематика

игры

«Кто больше знает», «Продолжи предложение», «Любит – не любит», «Хочу быть», «Комплимент», «Мы идём в кафе», «Закончи фразу», «Найди правильный ответ», Давай поговорим»

«Проверь себя»,«Почему нам запрещают», «Выбери ответ»

«Портрет родителей»,«Почему это произошло», Игра «Давайте разберёмся», «Телефон»,

беседы

«Доброта, отзывчивость , «Скромность», «Мы идём в кафе», «Искусство говорить нет», «Что такое дружба», «Что такое ложь», «Вредные привычки», «Требования к одежде», «Какая бывает боль», «Будем вежливы», «Как организовать свой досуг»,

тесты и анкетирование

Чему мы научились за год. «Что мы знаем о здоровье», «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни», «Мои отношения к одноклассникам», «Сервировка стола», «Правила поведения в общественных местах», «Правила поведения за столом»

экскурсии

 «Как вести себя в транспорте и на улице»

дни здоровья, спортивные мероприятия

«Огонёк здоровья», «Путешествие в страну здоровья»

конкурсы рисунков, плакатов, мини-сочинений, выпуск газет, листовок

Вредные привычки. Портрет моих родителей. Мы за здоровый образ жизни.

решение ситуационных задач

Культура питания. Этикет. Вредные привычки

театрализованные представления, кукольный театр

Спектакль «Спеши делать добро», «В госях», «Огонёк здоровья»

Прогностические  результаты:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты:

  • Умение определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • Умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные:

  1. Регулятивные УУД:
  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
  • Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

   3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

  • осознание  обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести  обучающиеся в процессе реализации  программы внеурочной деятельности.

В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будь здоров!» обучающиеся должны знать:

  1. основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
  2. особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
  3. особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
  4. основы рационального питания;
  5. правила оказания первой помощи;
  6. способы сохранения и укрепление  здоровья;
  7. основы развития познавательной сферы;
  8. свои права и права других людей;
  9. соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
  10. влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
  11. значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
  12. знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.

уметь:

  1. составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
  2. выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
  3. различать “полезные” и “вредные” продукты;
  4. использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
  5. определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
  6. заботиться о своем здоровье;
  7. находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
  8. применять коммуникативные и презентационные навыки;
  9. использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
  10. оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
  11. находить выход из стрессовых ситуаций;
  12. принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
  13. адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
  14. отвечать за свои поступки;
  15. отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

             В результате реализации программы  внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.

Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки  планируемых результатов освоения  программы внеурочной деятельности

Настоящая Программа предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

Социально одобряемая модель поведение может быть выработана только в результате вовлечения обучающихся в здоровьесберегающие практики. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов  каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, тренинги, КВНы, ролевые игры.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

Средства: натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы), аптечка, зубные щетки,  и др.;  изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): картины русских художников; плакаты: «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь при … », «Пропаганда здорового образа жизни», «Этикет», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз», «Хорошие манеры»; схемы: витаминная тарелка, профилактика инфекционных заболеваний и др.; измерительные приборы: весы, часы и их модели.

Оборудование для  демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер,  мультимедийный проектор.

Учебно – методическая  литература для учителя:

Обухова Л.А. Новые 135 уроков здоровья или школа докторов природы.- Москва, 2008

Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М.  Режим дня школьника. Москва, 2002

Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – Москва, 2007

Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы – Москва, 2007

Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: 1-4 классы  – Москва, 2004

Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – Москва, 2007

Патрикеев, А.Ю.  Подвижные игры.1-4 класса. Москва, 2007.

Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. Москва, 2003.

Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – Москва,  1991

Литература для родителей:

Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005.

Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения Москва, 2003

Литература для детей:

Э.Я.Соловьёв Этикет делового человека. – Минск, 1994

Л.Н.Толстой Рассказы для детей

Э.Э.Мошковская Стихотворения