Курс "Природоведение" ставит своей целью расширить кругозор и подготовить обучающихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.
В процессе изучения природоведческого материала у обучающихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Первые природоведческие знания умственно отсталые обучающиеся получают в дошкольном возрасте и в младших классах. При знакомстве с окружающим миром у учеников специальной коррекционной образовательной организации формируются первоначальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года, их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья человека.
Курс "Природоведение" не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от первоначальных представлений, полученных на I этапе, к систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них.
-правила поведения в природе.
| Тема. | Кол-во ч. | Дата | Прогнозируемый результат. | Наглядность, дид. м-л, ТСО. | Виды работ по развитию речи. | Словарь. | Практическая часть. | Контроль. |
5 «А» | 5 «Б» |
| Урок мира (1ч) | 1ч. | 2.09.24 | 2.09.24 | | Иллюстрации. | Беседа по вопросам учителя. | | | |
| Водный урок. (1ч) Что такое природоведение. Предметы и явления неживой и живой природы. Знакомство с учебником, тетрадью. | 1ч. | 6.09.24 | 6.09.24 | Знать , что изучает природоведение. | Учебник. | Беседа по вопросам учителя. | Природоведение. | | Фронтальная проверка. |
| Вселенная (7ч) Небесные тела: планеты, звезды. | 1ч. | 9.09.24 | 9.09.24 | Называть предметы и явления в окружающей обстановке. | Иллюстрации. | Беседа по вопросам учителя. | Вселенная, небесные тела, планеты, звезды. | Запись определений в тетрадь. | Фронтальная проверка. |
| Солнечная система. Солнце. | 1ч. | 13.09.24 | 13.09.24 | Уметь вести наблюдения. | Календарь погоды. | Беседа о погоде. | Солнечная система. | Зарисовки в тетрадях. | Фронтальная проверка. |
| Исследование космоса. Спутники. | 1ч. | 16.09.24 | 16.09.24 | Знать спутники. | Иллюстрации | Беседа о погоде. | Космос. Спутник. | Зарисовки в тетрадях. | Фронтальная проверка. |
| Полеты в космос. | 1ч. | 20.09.24 | 20.09.24 | Знать имена первых космонавтов. | Иллюстрации, в\ф «Покорение космоса». | Беседа по вопросам учителя. | Космос. Космонавт. | Просмотр и обсуждение в\ф | Фронтальная проверка. |
| Смена дня и ночи. | 1ч. | 23.09.24 | 23.09.24 | Уметь устанавливать причинно-следственные связи. | Иллюстрации | Беседа по вопросам учителя. | День. Ночь. | Обсуждение темы и запись определений | Фронтальная проверка. |
| Смена времен года. Сезонные изменения в природе | 1 ч | 27.09.24 | 27.09.24 | Уметь устанавливать причинно-следственные связи. | Иллюстрации | Беседа по вопросам учителя. | Времена года. | Обсуждение темы и запись определений | Фронтальная проверка. |
| Экскурсия в планетарий. | 1ч. | 30.09.24 | 30.09.24 | Уметь вести наблюдения. | Фильмы для заочной экскурсии. | Беседа по вопросам учителя. | Планетарий, обсерватория. | | Индивидуальная проверка. |
| Наш дом – Земля (42ч) | 1ч. | 4.10.24 | 4.10.24 | Уметь устанавливать причинно-следственные связи. | Иллюстрации | Беседа по вопросам учителя. | Атмосфера, гидросфера, литосфера. | Запись определений в тетрадь. | Фронтальная проверка. |
| Воздух. Планета Земля. Оболочки Земли. | 1ч. | 7.10.24 | 7.10.24 | Уметь устанавливать связи между явлениями в природе, знать свойства воздуха. | Иллюстрации, воздушный шарик. | Выборочный пересказ. | Атмосфера, гидросфера, литосфера. | Выполнение зарисовок на тему оболочка Земли. | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
| Значение воздуха для жизни на Земле. Свойства воздуха. | 1ч. | 11.10.24 | 11.10.24 | Знать основные свойства воздуха. | Иллюстрации. | Беседа по иллюстрациям. | Воздух. | Выполнение опыта на обнаружение воздуха вокруг нас. | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
| Давление и движение воздуха. Температура воздуха. Термометр. | 1 ч. | 14.10.24 | 14.10.24 | Знать основные свойства воздуха, уметь определять температуру воздуха. | Иллюстрации | Беседа по иллюстрациям. | Движение воздуха. Температура. Термометр. | Выполнение опыта на тему движение воздуха. | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
| Движение воздуха в природе. Ветер. | 1 ч. | 18.10.24 | 18.10.24 | Уметь устанавливать связи между явлениями в природе. | Иллюстрации, воздушный шарик. | Выборочный пересказ. | Ветер. Ураган. Буран. | Выполнение опыта на тему движение воздуха. | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
| Состав воздуха. Кислород. Углекислый газ. Азот. | 1ч. | 21.10.24 | 21.10.24 | Знать количественный и качественный состав воздуха. | Иллюстрации. | Беседа по вопросам. | Кислород. Углекислый газ. Азот. | Выполнение опыта на обнаружение воздуха вокруг нас | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
| Охрана воздуха. | 1ч. | 25.10.24 | 25.10.24 | Знать основные критерии бережного отношения к природе | Иллюстрации. | Выборочный пересказ. | | Выполнение тестовых заданий. | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
| Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Их значение, способы добычи. | 1ч. | 8.11.24 | 8.11.24 | Уметь определять некоторые свойства полезных ископаемых. | Коллекция полезных ископаемых. | Беседа по коллекции. | Твердость, хрупкость, прозрачность и др. | Составление таблицы «Полезные ископаемые» | Самостоятельная работа по теме «Времена года». |
| Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит. Известняк. Песок. Глина. | 1ч. | 11.11.24 | 11.11.24 | Уметь определять некоторые свойства полезных ископаемых. | Коллекция полезных ископаемых. | Беседа по коллекции. | Открытый и закрытый способы добычи. | Работа по определению свойств полезных ископаемых. | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
| Горючие полезные ископаемые. Торф. | 1ч. | 15.11.24 | 15.11.24 | Уметь определять некоторые свойства полезных ископаемых. | Коллекция полезных ископаемых. | Беседа по коллекции. | Торфяник. | Открытый и закрытый способы добычи. | Фронтальная проверка. |
| Каменный уголь. Добыча и использование каменного угля. | 1ч. | 22.11.24 | 22.11.24 | Уметь определять некоторые свойства каменного угля. | Коллекция полезных ископаемых. | Беседа по коллекции. | Каменный уголь. | Открытый и закрытый способы добычи | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
| Нефть. Добыча и использование нефти. | 1ч. | 29.11.24 | 29.11.24 | Уметь определять некоторые свойства нефти. | Коллекция полезных ископаемых | Беседа по коллекции. | Нефть. Нефтепровод.буровая. | Открытый и закрытый способы добычи. | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
| Природный газ. Добыча, использование. Правила обращения с газом в быту | 1ч. | 2.12.24 | 2.12.24 | Уметь определять некоторые свойства природного газа. | Коллекция полезных ископаемых. | Беседа по коллекции. | Природный газ. | Открытый и закрытый способы добычи. | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
| Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Черные металлы. Сталь. Чугун. | 1ч. | 6.12.24 | 6.12.24 | Уметь определять некоторые свойства полезных ископаемых, используемых для получения металлов. | Коллекция полезных ископаемых. | Беседа по коллекции. | Черные металлы. Сталь. Чугун. | Открытый и закрытый способы добычи. | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
| Цветные металлы. | 1ч. | 9.12.24 | 9.12.24 | Уметь определять некоторые свойства цветных металлов. | Коллекция полезных ископаемых. | Беседа по коллекции | Цветные металлы. | Открытый и закрытый способы добычи. | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
| Благородные (драгоценные) металлы. | 1ч. | 13.12.24 | 13.12.24 | Уметь определять некоторые свойства благородных металлов. | Коллекция полезных ископаемых. | Беседа по коллекции | Благородные металлы. | Открытый и закрытый способы добычи. | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
| Охрана полезных ископаемых. | 1ч. | 16.12.24 | 16.12.24 | Знать необходимость и способы охраны полезных ископаемых | Иллюстрации. | Беседа по вопросам учителя. | | Выполнение тестовых заданий. | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
| Обобщающий урок. Полезные ископаемые. | 1ч. | 20.12.24 | 20.12.24 | Обобщить знания по теме полезные ископаемые. | Иллюстрации. | Беседа по вопросам учителя. | | Выполнение тестовых заданий. | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
| Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. | 1ч. | 23.12.24 | 23.12.24 | Вода в природе | Иллюстрации | Выборочный пересказ. | Названия видов воды. | Названия видов воды. | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
| Свойства воды | 1ч | 27.12.24 | 27.12.24 | Знать основные свойства воды. | Вода в стакане. | Беседа по вопросам учителя. | Прозрачность, форма предмета. | Работа по определению свойств воды. | Фронтальная проверка. |
| Растворимые и нерастворимые вещества. | 1ч. | 13.01.25 | 13.01.25 | Знать основные растворимые и нерастворимые вещества. | Иллюстрации. | Беседа по вопросам учителя. | Раствор. | Работа по определению свойств воды. | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
| Питьевая вода. | 1ч | 17.01.25 | 17.01.25 | Знать основные свойства питьевой воды. | Иллюстрации. | Беседа по вопросам учителя. | Питьевая вода. | Записи в тетради. | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
| Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. | 1ч. | 20.01.25 | 20.01.25 | Уметь определять прозрачную и мутную воду. | Иллюстрации. | Беседа по вопросам учителя. | Прозрачная и мутная вода | Записи в тетради. | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
| Три состояния воды. Температура воды и ее измерение. | 1ч. | 24.01.25 | 24.01.25 | Знать состояния воды. | Иллюстрации. | Беседа по вопросам учителя. | Лед. Пар. | Записи в тетради. | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
| Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. | 1ч. | 27.01.25 | 27.01.25 | Знать состояния воды. | Иллюстрации. | Беседа по вопросам учителя. | | Записи в тетради. | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
| Лабораторная работа. Свойства воды. | 1ч. | 31.01.25 | 31.01.25 | Знать свойства воды. | Проведение опыта. | | | Выполнение опытов на обнаружение свойств воды. | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
| Работа воды в природе | 1ч. | 3.02.25 | 3.02.25 | Знать значение воды в природе. | Иллюстрации | Беседа по вопросам учителя. | | Записи в тетрадях. | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
| Значение воды в природе. Использование в быту, промышленности и сельском хозяйстве. | 1ч. | 7.02.25 | 7.02.25 | Знать значение воды в природе и ее использование в разных сферах. | Иллюстрации. | Беседа по вопросам учителя. | | Записи в тетрадях. | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
| Вода в природе: осадки, воды суши | 1ч. | 10.02.25 | 10.02.25 | Знать виды осадков | Иллюстрации. | Беседа по вопросам учителя. | Осадки. | Записи в тетрадях | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
| Круговорот воды в природе. | 1ч. | 14.02.25 | 14.02.25 | Знать процесс круговорота воды в природе. | Иллюстрации. | Беседа по вопросам учителя. | | Записи в тетрадях. | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
| Воды суши: ручьи, реки. | 1ч. | 17.02.25 | 17.02.25 | Различать виды вод суши. | Названия видов вод суши. | Беседа по вопросам учителя. | | Записи в тетрадях. | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
| Воды суши: озера, болота, пруды, водохранилища. | 1ч. | 21.02.25 | 21.02.25 | Различать виды вод суши. | Названия видов вод суши. | Беседа по вопросам учителя. | Названия видов вод суши. | Записи в тетрадях. | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
| Моря и океаны. | 1ч. | 28.02.25 | 28.02.25 | Знать свойства морской воды. | Иллюстрации, карта мира | Беседа по вопросам учителя. | Море. Океан. | Выполнение тестовых заданий. Нахождение на карте морей и океанов. | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
| Охрана воды. | 1ч. | 3.03.25 | 3.03.25 | Иметь представление об охране воды. | Иллюстрация. | Беседа по вопросам учителя. | | Выполнение тестовых заданий | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
| Формы поверхность суши. Равнины, холмы, овраги | 1ч. | 7.03.25 | 7.03.25 | Знать основные формы поверхности Земли. | Таблица «Формы рельефа». | Беседа по вопросам учителя. | Равнина, холм, овраг. | Зарисовка форм поверхности суши. | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
| Горы | 1ч. | 10.03.25 | 10.03.25 | Знать основные формы поверхности Земли. | Иллюстрации, таблица «Горы». | Выборочный пересказ. | Вершина, подошва, склон. | Изготовление из пластилина макетов форм поверхности суши. | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
| Почва - верхний слой Земли. Состав почвы. | 1ч. | 14.03.25 | 14.03.25 | Знать свойства почвы. | Иллюстрации, образцы почв. | Беседа по таблице. | Чернозем. | Выполнение опытов на обнаружение свойств почвы. | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
| Разнообразие почв | 1ч | 17.03.25 | 17.03.25 | Знать разнообразие почв. | Иллюстрации, образцы почв. | Выборочный пересказ. | Перегной. | Выполнение опытов на обнаружение свойств почвы. | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
| Основное свойство почвы - плодородие. Обработка почвы. | 1ч. | 21.03.25 | 21.03.25 | Знать способы обработки почв. | Иллюстрации, образцы почв. | Выборочный пересказ. | Чернозем. Перегной. | Выполнение опытов на обнаружение свойств почвы. | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
| Охрана почвы. | 1ч. | 4.04.25 | 4.04.25 | Знать основные критерии бережного отношения к природе | Иллюстрации. | Выборочный пересказ. | | Записи тетрадях | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
| Наш дом – Земля (12ч) Место России на земном шаре. Знакомство с картой. | 1ч. | 7.04.25 | 7.04.25 | Знать название своей страны. | Физическая и политическая карта России, карта мира. | Беседа по вопросам учителя. | Карта. | Работа по карте. Зарисовка Государственного флага России. Нахождение России на карте. | Фронтальная проверка. |
| Моря и океаны, омывающие берега России. | 1ч | 11.04.25 | 11.04.25 | Знать название своей моря и океаны, омывающие Россию. | Физическая и политическая карта России, карта мира. | Беседа по вопросам учителя. | Карта. | Работа по карте. России. Нахождение России на карте. | Фронтальная проверка. |
| Равнины и горы на территории нашей страны. | 1ч. | 14.04.25 | 14.04.25 | Знать некоторые равнины и горы России. | Физическая карта России. | Беседа по вопросам учителя. | Карта. | Работа по карте. России. Нахождение России на политической карте. | Фронтальная проверка. |
| Реки и озера России. | 1ч. | 18.04.25 | 18.04.25 | Знать некоторые реки и озера России. | Физическая карта России. | Беседа по вопросам учителя. | Карта. | Работа по карте. России. Нахождение России на карте. | Фронтальная проверка. |
| Москва-столица России. | 1ч. | 21.04.25 | 21.04.25 | Знать названия страны и столицы. | Карта России, фотоальбом «Москва». | Беседа по карте. | Кремль, метро, достопримечательности. | Работа по карте. Подбор иллюстраций. | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
| Санкт-Петербург | 1ч. | 25.04.25 | 25.04.25 | Знать местоположение города на карте России. | Физическая карта России. | Беседа по карте. | Названия достопримечательностей города. | Работа по карте. Подбор иллюстраций. | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
| Города Золотого кольца России. Ярославль, Владимир, Ростов Великий. | | 12.05.25 | 12.05.25 | Знать местоположение города на карте России. | Иллюстрации, карта России, презентация. | Беседа по презентации. | Названия городов. | Подбор иллюстраций городов и их достопримечательностей. | Фронтальная проверка. |
| Города России. Новосибирск, Владивосток | 1ч. | 16.05.25 | 16.05.25 | Знать местоположение города на карте России. | Иллюстрации, карта. | Беседа по карте. | Названия городов. | Работа по карте. | Фронтальная проверка. |
| Нижний Новгород, Казань, Волгоград. | 1ч. | 19.05.25 | 19.05.25 | Знать мест-ние города на карте России. | Иллюстрации, карта. | Беседа по карте. | Названия городов. | Работа по карте. | Индивидуальная проверка. |
| Население нашей страны. | 1ч. | 23.05.25 | 23.05.25 | Знать названия некоторых народов, населяющих Россию | Карта народов России, презентация. | Беседа по вопросам учителя. | Названия народов. | Подбор иллюстраций по населению России. | Фронтальная и индивидуальная проверка. |
| Наш город (село, деревня). | 1ч. | 26.05.25 | 26.05.25 | Уметь работать самостоятельно. | Презентация | Беседа по вопросам учителя. | Названия географических объектов. | Изготовление альбома «Наш город». | Индивидуальная проверка. |
| Экскурсии по городу, Знакомство с местными достопримечательностями (1ч) | 1ч. | 30.05.25 | 30.05.25 | Уметь вести наблюдения. | Планы экскурсий. | | Названия географических объектов. | Наблюдения. Составление рассказов о своем городе. | |