СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Буратино"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие творческих способностей на базе театрализованной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Буратино"»

Дополнительная общеразвивающая программа «Буратино»


Возраст обучающихся -7 -11 лет.

Срок реализации программы — 3 года

За основу взяты программы:

1) Рабочая программа детского театрального кружка "Маска", разработана Александровой Еленой Георгиевной

[https://multiurok.ru/files/rabochaia-proghramma-dietskogho-tieatral-nogho-kruzhka-maska-rukovoditiel-alieksandrova-ieliena-gieorghiievna.html]

2) Программа «Буратино», разработанная педагогом дополнительного образования Бондаревой Натальей Ивановной.

[Малыхина Л.Б. Справочник педагога дополнительного образования / Л. Б. Малыхина. - Волгоград: Учитель. - 239 с.]



1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.Направленность

Дополнительная общеразвивающая программа «Буратино» адаптирована для развития творческих способностей детей 8 - 11 лет основам театрального творчества.

Программа дает возможность средствами театра помочь детям раскрыть их творческие способности, развить свои психические, физические и нравственные качества и возможности.

1.2. Актуальность программы

Актуальность определена ее социальным характером и состоит в том, что через театральное искусство происходит передача духовно-нравственного опыта человека, способствующего раскрытию творческих способностей.

Творческие способности у детей появляются и развиваются на базе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый энтузиазм к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новейших образов, побуждает к мышлению.

Театральная деятельность, как процесс развития творческих способностей ребёнка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театральном коллективе является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, и конечный результат – спектакль. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребёнка, развиваются символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.

Задача курса – пробудить творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности. Ребенок максимально приближается к своему неповторимому Я, к условиям подлинного выражения себя как творческой индивидуальности.

Театр врывается в нашу жизнь всё более настойчиво и разнообразно. Театральное искусство формирует позитивное отношение к миру, к личности. Этот предмет готовит детей к будущей жизни, успешной работе в коллективе, т.к. помогает им легко входить в совместную деятельность, вырабатывает чувство партнёрства и товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с окружающей социальной средой.

Педагогическая целесообразность

Основным в освоении программы являются принципы образного мышления, мастерства перевоплощения, а также искреннего проживания образа. Знакомство с основами актерского мастерства поэтапно и динамично. Упражнения актерского тренинга развивают творческие способности, зрительную память, логическое мышление чувства партнерства, координацию движений, выразительность внутренней и внешней пластики.

1.3. Цель и задачи

Цель: Развитие творческих способностей каждой личности, способного к самовыражению через овладение средствами художественной культуры театра.

Задачи обучения

  1. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, уважение к другому человеку.

  2. Развивать интерес к театральным традициям.

  3. Развивать психические прочесы и фантазию

  4. Развивать голос (голосообразование, рождение звука).

  5. Развивать координацию движения, пластику, чувство темпоритма.

  6. Научить работать в едином актерском ансамбле.

  7. Пробудить творческую фантазию каждого ребенка,


Способы определения результативности

  • Наблюдения

  • Опрос детей и родителей

  • Творческий отчет

    1. Формы подведения итогов:

Формы промежуточной аттестации: спектакли, литературно-музыкальные композиции, инсценировки, праздники.

Форма итоговой аттестации: защита творческого проекта (по окончании полного курса обучения).

Методическое обеспечение образовательного процесса:

Занятия проводятся: коллективные, малыми группами. индивидуальные. Продолжительность занятия - 1 академический час (45 минут). Чередование видов деятельности, присутствие игровых форм позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомления учащихся.



Год обучения

Количество занятий

Количество детей в группе

В неделю

В год


1

1

32

17

2

1

32

17

3

1

32

17


Учебно-тематическое планирование


1-й год обучения

Тема занятий

Всего

часов

Теория

(час)

Практика

(час)

Дата

проведения

1

Вводное занятие.

1

-

1


2

Мастерство актёра

9

1

8


3

Сценическая речь

9

1

8


4

Постановочная работа

9

-

9


5

Пластика

4

-

4



Итого:

32

2

30



Содержание программы

1 год обучения

п/п

Тема занятия

Содержание

1.

Вводное занятие. Знакомство с

волшебным миром театрального

искусства. Урок-презентация.

Оборудование и художественные материалы,

необходимые для занятий. Специфика театрального

мастерства. Что такое театр? Учимся быть артистами.

Техника безопасности на занятиях.

Игры на знакомство и внимание. «Представься

по-доброму », «Автограф» и т.д.

Ознакомительная беседа о театральном искусстве

Игры «Муравьи », «Кактус и ива»

2.

Мастерство актёра. Подвижные

игры, игры на внимание, память,

логику.

Упражнения психофизического тренинга:

- разогревающие– связанные, как правило, с

расчленением опорно-двигательного аппарата на

биомеханические звенья и разминкой каждого звена в

отдельности;

- основные – упражнения в конкретных предлагаемых

обстоятельствах, с разминкой, как отдельных звеньев, так

и всего биомеханического аппарата в целом

3.

Мастерство актёра. Этюдная

работа.


- упражнения на включение воображения -

«превращение комнаты в магазин, бассейн, космический

корабль и т.д.». Воспитанники превращаются сами,

оживляя, наделяя характером неодушевлённые предметы

(чайник, дерево, хрустальная ваза, часы и т.д.),

подключая физические действия.

одиночные этюды по темам:

- этюды на эмоции,

- на выразительность жеста,

- на развитие органики.

4.

Мастерство актёра. Введение

понятий «Актёрская оценка,

сценическое внимание».

Изучаются следующие теоретические понятия:

актёрская оценка – это способность

откорректировать своё поведение по отношению к

предмету, партнёру, событию.

сценическое внимание – активный познавательный

процесс, в котором участвуют зрение, слух, осязание,

обоняние, как необходимое условие органического

действия. Для тренировки этого важного в актёрской

работе процесса существует множество различных

упражнений, помогающих воспитанникам научиться

удерживать своё внимание в непрерывно активной фазе в

процессе сценического действия.

5.

Мастерство актёра. Слуховое

внимание. Знакомство с актёрским

тренингом.

Игры на развитие слухового внимания, творческого

воображения и фантазии («Звуки улицы», «Звуки внутри

нас» и т.д.)

6.

Сценическая речь. Тема:

«Актёрская школа. Сценическая

речь»

Правила гигиены голоса

Способы закаливания голоса

7.

Актёрский тренинг. Этюдная

работа. Упр. на развитие силы

голоса.

Гигиенический и вибрационный массаж лица

Упражнения:

а) на укрепление мышц, участвующих в речевом

процессе;

б) на снятие мышечных и психологических зажимов

(упражнения «Марионетка», «Взрыв», «Расслабляющий

массаж», «Железное тело», «Шалтай-болтай» и т.д.).

8.

Упр.на развитие силы голоса.

Чтение отрывков (Агнии Барто)

Дыхание:

а) Тренируем верное дыхание (упражнения «Мяч»,

«Резиновая кукла», «Шарик» и т.п.).

б) Знакомство с понятием «фонационное» (звучащее)

дыхание (упражнения «Жилет», «Комар», «Котенок»).

в) Тренировка мышц дыхательного аппарата:

- подготовка к дыхательному тренингу (упражнения на

разные группы мышц;

- дыхательный тренинг.

9.

Артикуляционная гимнастика.

Чтение стихов Агнии Барто.

Артикуляционная гимнастика:

упражнения для языка;

упражнения для губ;

упражнения для челюсти.

Игры и упражнения на речевое дыхание « Игра со

свечой», «Больной зуб», «Капризуля», «Колокольчики»

10.

Конкурс на лучшего исполнителя

скороговорок.

Конкурс на лучшего исполнителя

скороговорок.

Работа над скороговорками: разучивание простых

скороговорок с постепенным увеличение темпа («От

топота копыт», «Шла Саша», «Ела, ела Клаша кашу

вместе с простоквашей», «Сорок сорок в короткий срок

съели сырок», «Хорош пирожок, внутри творожок» и т.д.)

11.

Постановочная работа.

постановка

этюдов. Подготовка

к итоговому уроку-концерту.

Пластические этюды, этюды пристройки.

12.

Пластика.

Выполнение музыкально-ритмических упражнений под

музыку. - упражнения по коррекции осанки, коррекции

походки.

- упражнения, позволяющие снимать излишние мышечные напряжения,

т.е. развивающие качество, которое в театральной

практике называется свободой мышц.

Игры на развитие двигательных способностей:

«Муравьи», «Кактус и Ива», «Пальма», «Мокрые котята»

и т.д.











Учебно-тематическое планирование

2-й год обучения


п/п

Тема занятия

Всего

часов

Теория

(час)

Практика

(час)

Дата

проведения

1.

Вводное занятие.

1

-

1


2.

Мастерство актёра

9

1

8


3.

Сценическая речь

9

1

8


4.

Постановочная работа

9

-

9


5.

Пластика.

4

-

4



Итого:

32

2

30



Содержание программы

2 год обучения

п/п

Тема занятия

Содержание

1.

Вводное занятие.

Оборудование и художественные материалы,

необходимые для занятий. Специфика театрального

мастерства. Техника безопасности на занятиях. Педагог

знакомит воспитанником с планом работы на учебный

год.

Как родился театр? Для чего нам нужен театр?

Основные моменты театрального ритуала

Как входить в театр

Как сидеть во время действия

Что делать во время антракта

Как одеться в театр

Когда и как в театре есть, пить, жевать жвачку

2.

Мастерство актёра. Знакомство с игрой на активацию внимания и памяти

понятием «мимика», «жест».

Упражнение в изображении героев

с помощью мимики и жестов.

Игры: «Назови предыдущего», «Узелок на память», «Лавата»,

«Испорченный телефон».

3.

Мастерство актёра. Этюдная

работа.


- упражнения на включение воображения -

«превращение комнаты в магазин, бассейн, космический

корабль и т.д.». Воспитанники превращаются сами,

оживляя, наделяя характером неодушевлённые предметы

(чайник, дерево, хрустальная ваза, часы и т.д.),

подключая физические действия.

одиночные этюды по темам:

- этюды на эмоции,

- на выразительность жеста,

- на развитие органики.

4.

Пластика. Объяснение новых

упражнений.

Продолжаем знакомиться с

понятием «этюд».

Игра «Мокрые котята».

Одиночные этюды. Творческие задания на развитие

пантомимики

Разминка. Разогревающие упражнения на разные

группы мышц.

5.

Одну простую сказку хотим мы

показать. Цель: « Способствовать

объединению детей в совместной

деятельности. Учить средствами

мимики и жестов передавать

наиболее характерные черты

персонажа сказки».

Разминка.

Игры на развитие двигательных способностей:

«Штанга», «Самолёты и бабочки».

Этюд на развитие творческого воображения.

Артикуляционная гимнастика: «Коняшки», «Покажи

зубки», «Звонкий поцелуйчик», «Язык – змея»

Творческая игра «Что это за сказка».

6.

Мастерство актёра. Постучимся в

теремок. Цель: «Объяснение

новых упражнений.

Закрепление понятия «этюд».

Совершенствовать

выразительность движений,

развивать фантазию»

Игры на развитие двигательных способностей «Баба-

яга», «Гипнотизёр»

Театральная игра «Посмотри, что я делаю»

Одиночные этюды на память физических

действий.(сказка «Теремок»)

7.

Повторение пройденного

материала. Характеристика

персонажей русских народных

сказок».

Чтение по ролям сказок «Теремок», «Колобок», «Кот,

Петух и лиса». Анализ.

8.

Сценическая речь Составляющие

дыхательного аппарата.

Объяснение новых упражнений.

Объяснение новых упражнений,

закрепление пройденного

материала.

а) Тренируем верное дыхание (упражнения «Мяч»,

«Резиновая кукла», «Шарик» и т.п.).

б) Знакомство с понятием «фонационное» (звучащее)

дыхание (упражнения «Жилет», «Комар», «Котенок»).

в) Тренировка мышц дыхательного аппарата:

- подготовка к дыхательному тренингу (упражнения на разные группы мышц;

- дыхательный тренинг.

9.


Артикуляционная гимнастика:

упражнения для языка;

упражнения для губ;

упражнения для челюсти

10.


Работа над скороговорками: разучивание простых

скороговорок с постепенным увеличение темпа («От топота копыт», «Шла Саша», «Ела, ела Клаша кашу

вместе с простоквашей», «Сорок сорок в короткий срок

съели сырок», «Хорош пирожок, внутри творожок» и т.д.)

11.

Постановочная работа.

Постановка музыкальной сказки,

по мотивам русской народной

Читка по ролям. Застольный период. Знакомство с музыкой к сказке. Понятие: «Характер героя».

12.


Выгородка. Совершенствование умение детей передавать

образы героев сказки. Репетиционный период

13.

Итоговое занятие.

Русская народная сказка на новый лад.



Учебно-тематическое планирование

3-й год обучения


Тема занятий

Всего

часов

Теория

(час)

Практика

(час)

Дата

проведения

1.

Вводное занятие.

1

-

1


2.

Мастерство актёра

9

1

8


3.

Сценическая речь

9

1

8


4.

Постановочная работа

9

-

9


5.

Пластика

4

-

4



Итого:

32

2

30



Содержание программы

3 год обучения

п/п

Тема занятия

Содержание

1.

Вводное занятие. Техника

безопасности

«Театральные правила»

Оборудование и художественные материалы, необходимые для занятий. Специфика театрального мастерства. Техника безопасности на занятиях.

2.

Мастерство актёра.

Многообразие выразительных

средств в театре.

Просмотр отрывков из спектаклей.

Объяснение новых упражнений.

Разбор этюдов.

Одиночные этюды

3.

Значение поведения в актерском

искусстве.

Одиночные этюды


4.

Работа актёра над собой

Индивидуальная работа над ролью, над образом.

5.

Сценическая речь. Дыхание,

голос, дикция

Учимся говорить по-разному. Развивать интонационный

строй речи. Упражнять детей в проговаривании фраз с

различной интонацией.

6.

Работа над текстом

Упражнения на дыхание, дикцию, артикуляцию.

Речевой тренинг.

Требования к сценической речи.

Чтецкая выразительность.

7.

Пластика. Координация движений

Исполнение элементарных танцевальных движений под музыку.

8.

Движение и музыка.

Анализ танцевальных номеров,

оценка, делимся впечатлениями. Что больше всего

запомнилось.

9.

Постановочная работа

1. Выбор пьесы, миниатюры

2. Знакомство детей со сценарием, обсуждение.

Распределение ролей.

3. Детальный анализ отдельных эпизодов, сцен,

событий в процессе работы над их сценическим

воплощением («Придумки» - как показать то или

иное действие)

4. Постановка мизансцен, репетиции отдельных сцен

5. Изготовление декораций, реквизита. Запись

музыкальной фонограммы. Репетиция песен, танцев,

пантомим

6. Репетиции всего спектакля целиком в полном

оформлении (прогоны).

7. Генеральная репетиция

10.

Итоговое занятие.

Показ спектакля.


Источники:

1. «Театр» в начальной школе. Методическое пособие. М., 2006.

2. Айзерман Л.С. Испытание доверием. Записки учителя. М., 1991.

3. Афанасенко Е.Х., Клюнеева С.А. и др. Детский музыкальный театр. Программы, разработки занятий. Волгоград, «Учитель», 2008.

4. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. СПб.,2006..

5. Вечканова И.Г.Театрализованные игры в реабилитации дошкольников: Учебно- методическое пособие. СПб, 2006.

6. Вопросы режиссуры детского театра. М., 1998.

7. Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа / Под ред.А.М.Докусова. М., 1974.

8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

9. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. М., 2004.

10. Голубков В.В. Мастерство устной речи. М., 1965.

11. Гринер В.А. Ритм в искусстве актера. М., 1992.

12. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. М., 2007.