Программа по астрономии в начальных классах
Оглавление 1.Комплекс основных характеристик образования 3
1.1.Пояснительная записка 3
1.2.Цель и задачи программы 5
1.3. Содержание программы………………………………………………….......6
Учебный план
Содержание учебного плана
1.4. Планируемые результаты………………………………………………......11
2.Комплекс организационно-педагогических условий 12
2.1.Календарный учебный график 13
2.2.Условие реализации программы 13
2.3.Формы аттестации…………………………………………………………...13
2.4. Оценочные материалы…………………………………………...…………13
2.5. Методическое и дидактическое обеспечение программы……….……….14
3.Список литературы……………………………………………………….…....17
Список литературы для педагога
Список литературы для учащихся
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Астрономия для ребят» имеет естественнонаучную направленность.
Уровень программы: стартовый.
Вид программы: модифицированный.
Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года».
Паспорт Федерального проекта от 07.12.2018 г. № 3 «Успех каждого ребенка», утвержденный протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование».
Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей».
Письмо Министерства образования и науки РФ «О направлении информации» от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Постановление от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» с изменениями (в ред. Постановлений Главного государственного санитарного врача РФ от 24.03.2021 № 10, от 21.03.2022 N 9).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» с изменениями и дополнениями от 5 сентября 2019 г., 30 сентября 2020 г.
Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей».
Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. № 391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ «Об образовании».
Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020 г. №242-рп «Об утверждении Концепции внедрения модели персонифицированного дополнительного образования детей в КБР».
Приказ Минпросвещения КБР от 06.08.2020 г. №22-01-05/7221 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в КБР».
Методические рекомендации по разработке и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и модульные), разработанные Региональным модельным центром Минпросвещения КБР от 2022 г.
Устав МКОУ «СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов г. Майского»;
Учебный план МКОУ «СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов г. Майского»;
Локальные акты МКОУ «СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов г. Майского».
Программа «Астрономия для ребят» составлена на основе авторской программы Левитана Е.П. «Твоя Вселенная, 2». Программа "Астрономия для ребят" вводит детей в удивительный мир космоса, и с помощью видеороликов, проектов, изготовления поделок, художественного творчества дает им возможность поверить в себя, в свои способности.
Актуальность программы заключается в том, что астрономическое образование является одним из перспективных средств развития личности младших школьников. Этот курс ориентирован на развитие мышления детей, их воображения, творческой активности, наблюдательности и любознательности. Он вносит вклад в экологическое и нравственное воспитание детей, формируя убежденность в необходимости заботы о сохранении уникальной природы Земли.
Помимо этого, актуальность программы обусловлена также тем, что Астрономия является не только научной, но также мировоззренческой дисциплиной, и её преподавание необходимо для осуществления качественного и полного естественнонаучного образования. Без астрономических знаний не может сформироваться естественнонаучное мировоззрение, не возникнет физическая картина мира. Астрономия может показать единство законов природы, применимость законов физики к небесным телам, звёздам, она способна дать целостное представление о строении Вселенной и познаваемости мира.
Данная программа «Астрономия» реализуется в рамках Федерального проекта «Успех каждого ребенка».
Новизна программы заключается в том, что она предназначена для учащихся, она дополняет и расширяет знания детей об окружающем мире, прививает интерес к предметам естественнонаучной направленности и позволяет использовать эти знания на практике. Программа призвана выработать у учащихся стремление к умению работать с дополнительной литературой, телескопом, подвижной картой звездного неба, а также умение наблюдать и анализировать материальные явления, делать самостоятельные выводы. При этом у школьника формируется более полное и правильное представление об окружающем мире, его происхождении, устройстве и развитии. Тем более, что в последнее время освоение и исследование космического пространства становится тем фокусом, где концентрируются воедино новейшие достижения практически всех отраслей науки и техники.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих программ: Программа построена на основе реализации педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
системность организации учебно-воспитательного процесса;
раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием познавательно-исследовательских способностей детей через практическую деятельность. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служит для достижения этой задачи.
Адресат: 7-8 лет.
Срок реализации:1 год, 72 часа.
Режим занятий: продолжительность занятий учебой группы - два часа в неделю. Продолжительность занятия – 2 академических часа с перерывом между ними 10 минут.
Наполняемость группы:15 человек.
Форма обучения: очная.
Формы занятий:
индивидуальная;
групповая;
парная;
коллективная
Особенности организации образовательного процесса
Занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом.
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: формирование у учащихся нравственной и творческой личности через устойчивый познавательный интерес к космонавтике, астрономии, приобщение к мировым и отечественным достижениям в освоении космоса.
Задачи:
Личностные:
сформировать и углубить основы знаний;
развить познавательные способности;
развить дополнительные знания из области астрономии;
сформировать эрудицию и расширить кругозор.
Предметные:
сформировать самостоятельность и ответственность;
сформировать отношение к невежественным суждениям об окружающем мире;
сформировать целеустремленность в работе, творческое отношение к делу.
расширить культуру общения, умение работать в коллективе.
Метапредметные:
развивать стремление к экспериментальной и исследовательской деятельности;
развивать навыки самостоятельной работы;
развивать стремление к получению новых знаний в неизведанных областях;
сформировать умение работать в коллективе, слушать и объективно оценивать суждение товарища;
развивать внимательность, усидчивость, пунктуальность.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
п/п | Название раздела | Количество часов | Формы аттестации / контроля |
Всего | Теория: | Практика: |
1 | Твое Солнышко | 12 | 8 | 4 | Чтение и обсуждение сказок и стихотворений, пословиц, поговорок, загадок о Солнце |
2 | Твоя Луна | 15 | 11 | 4 | Моделирование сравнительных размеров Земли и Луны и расстояния между этими небесными телами |
3 | Звездное небо над тобой | 13 | 10 | 3 | Игра – «Обсуждение «почемучкиных» вопросов» |
4 | Большая семья твоего Солнца | 16 | 11 | 5 | Конструирование собственных моделей-карт звездного неба («зонт-планетарий», модель звездного неба с подсветкой и т. п.); модели, поясняющие сравнительные размеры Солнца и различных звезд, а также расстояния до Солнца и ближайших звезд. |
5 | Первые полеты в космос | 16 | 11 | 5 | Выставка творческих работ |
| Итого | 72 | 51 | 21 | |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Содержание программы «Астрономия для ребят» включает пять основных раздела, которые последовательно изучаются с постепенным усложнением учебного материала.
1 раздел. Твое Солнышко (12ч.)
Тема 1. Введение. Инструктаж по технике безопасности.
Теория: Введение в понятие «Астрономия», «Космос».
Практика: Выполнение рисунка «Космос»
Тема 2. Солнце – источник радости ребёнка. Что означает слово «Солнце».
Теория: Предосторожности, необходимые при наблюдении Солнца.
Практика: Применение темных светофильтров, наблюдения сквозь легкую облачность или на небольшой высоте над горизонтом.
Тема 3. Вид Солнца (форма, цвет, размеры)..
Теория: Элементарное представление о горизонте
Практика: Определи положение Солнца относительно выбранных предметов и горизонта.
Тема 4. Движение Солнца по небу осенью, зимой, весной и летом.
Теория: Как древние объясняли видимое движение Солнце по небу.
Практика: Изготовление солнечных часов.
Тема 5. Первоначальное представление о земле как небесном теле.
Теория: Народные приметы, связанные с видом Солнца . Практика-Народные приметы, связанные с видом Солнца
Тема 6. Как наблюдают небо?
Теория: Техника безопасности по наблюдению Солнца и других космических объектов, назначение светофильтров.
Практика: Конструирование и изготовление «солнечных очков».
Тема 7. Как солнышко уже сейчас помогает людям.
Теория: Солнце поможет ребёнку не заблудиться на прогулке.
Практика: Определение времени и сторон горизонта по расположению Солнца».
Тема 8. Польза Солнца в быту, технике, в космических полётах.
Теория: Солнце способно принести пользу людям, не загрязняя при этом земную природу.
Практика: Проведение опытов: наблюдение за изменением длины тени от предмета при перемещении источника света (лампы)»
Тема 9. Солнце необходимо всему живому на Земле..
Теория: Полезный и вредный для ребёнка загар.
Практика: Опыты «Отпечатки на растениях»
Тема 10. Понятие об астрономии как науке, изучающей небесные тела.
Теория: Как астрономы исследуют Солнце. Могут ли астрономы предсказывать погоду.
Практика: Коллективная творческая работа «Солнце необходимо всему живому на Земле.
Тема 11.Чтение сказок и стихотворений о Солнце.
Тема 12. Обобщающий урок – игра «Знатоки».
2 раздел. Твоя Луна (15ч.)
Тема 1. Спутница Земли.
Теория: Простейшие сведения о Луне как о космическом объекте, движение Луны вокруг Земли, фазы Луны.
Практика: Зарисовка пейзажа с лунным небом, правильное изображение месяца и поиск ошибок изображения Луны на картинках. Наблюдение и зарисовка фаз Луны в течение недели в качестве домашнего задания.
Тема 2. Лунный календарь.
Практика: Роль лунного календаря в нашей жизни, сфера его использования. Закрепление понятий новолуние, полнолуние, четверть Луны, фаза Луны.
Практика: Работа с лунным календарём на текущий месяц.
Тема 3. Вид Луны (форма, цвет, размеры.
Теория: Изменение вида Луны (от узкого серпика до диска).
Практика: Луна и месяц. Можно ли ориентироваться по Луне.
Тема 4. Что видно на Луне невооруженным глазом. Что видно на Луне в бинокль.
Теория: Наблюдаемые особенности видимого движения Луны
Практика: Зарисовка пейзажа с лунным небом,
Тема 5. Как отличить «молодую» Луну от «старой».
Теория: Луна и месяц. Можно ли ориентироваться по Луне.
Практика: Наблюдение и зарисовка фаз Луны в течение недели в качестве домашнего задания.
Тема 6. Вид Луны (форма, цвет, размеры.)
Теория: Изменение вида Луны (от узкого серпика до диска).
Практика: Правильное изображение месяца и поиск ошибок изображения Луны на картинках.
Тема 7. Что дальше от нас: Луна или Солнце.
Теория: Что больше: Луна или Солнце. Сравнение видимых и действительных размеров Солнца и Луны.
Практика: Сравнительные размеры Земли и Луны, изготовление сравнительной модели из бумаги.
Тема 8. Непривычный для нас мир Луны.
Теория: Отсутствие воды, воздуха, необычные лунные пейзажи. Холодно или жарко на Луне.
Практика: «Лунный пейзаж» рисунки.
Тема 9.Всю ли Луну можно увидеть с Земли.
Теория: Почему с Земли видна лишь одна сторона Луны.
Практика: Игры «Движение Солнца и Луны»
Тема 10.Полеты к Луне - давняя мечта людей.
Теория: Первые полеты в космос и первые полеты к Луне.
Практика: Составляем фантастические истории «Что предстоит делать на Луне будущим космонавтам и астронавтам».
Урок-игра «Почемучки»
3 раздел. Звездное небо над тобой (13 ч.)
Тема 1. Поговорим о звездах .
Теория: Из чего состоит звезда? Ближайшая к Земле звезда – Солнце.
Практика: Рисуем солнце.
Тема 2. «Черная дорожка посыпана горошком».
Теория: Звездное небо. Сколько звезд на небе?
Практика: Создание модели лунно-звездного неба из черного картона. Куда пропадают звезды днем? Опыт с моделью звездного неба и фонариком.
Тема 3. Что такое созвездие?
Теория: Определение созвездия.
Практика: Наглядная демонстрация факта о различной удаленности звезд, входящих в одно созвездие – создание учащимися модели созвездия Кассиопеи.
Тема 4. Созвездия северного полушария.
Теория: - Знакомство с созвездиями, которые могут наблюдать, жители Северной Америки и мы – жители Евразии.
Практика: Помещение одного созвездия на заготовку для итогового проекта.
Теория: Созвездия южного полушария.
Теория - Знакомство с созвездиями, которые могут наблюдать жители Австралии, Африки, Южные Американцы.
Практика: Помещение одного созвездия на заготовку для итогового проекта.
Тема 6. Млечный Путь.
Теория: Упорядоченное расположение звезд в космическом пространстве. Скопления звезд. Условия видимости Млечного пути, легенды разных народов о Нашей Галактике.
Практика: Изготовление поделки «Наша Галактика»
Урок-игра – «Звездный час».
Формирование представления о звёздном небе.
4 раздел. Большая семья твоего Солнца (16 ч)
Тема 1. Красота и величие звездного неба.
Теория: Красота и величие звездного неба.
Практика: Звездное небо в произведениях поэтов и писателей.
Тема 2. Планеты Солнечной Системы.
Теория: Что такое планета. Можно ли увидеть планеты с Земли?
Практика: Тестирование.
Тема 3. Планеты Солнечной Системы.
Теория: Парад планет.
Практика: Изготовление поделки «Парад планет» (Создание модели Солнечной Системы из пластилина на заготовках. Выстраивание планет в парад. Условия возникновения парада планет).
Тема 4. Астероиды.
Практика: Знакомство с астероидами как малыми телами Солнечной Системы. Пояс астероидов.
Практика: Изготовление пояса астероидов на поделке «Парад планет». Изготовление модели астероида.
Тема 5. Кометы.
Теория: Знакомство с кометами.
Практика: Зарисовка кометы на поделке «Парад планет»
Тема 6. Падают ли звезды?
Что такое метеоры? Когда можно наблюдать звездопад?
Практика: Рисунок «Звездопад».
Тема 7. Метеориты.
Теория: Что такое метеорит? В чем отличие метеорита от метеора. Падение метеоритов на Землю и другие планеты. Челябинский метеорит.
Практика: Рисунок «Падение метеорита»
Тема 8. Туманности.
Теория: Что такое туманность? Как она образуется?
Практика: Работа с карточками.
Урок-викторина «Прогулка по Солнечной Системе»
Формирование представления о Солнечной системе.
Защита проекта. (Темы: «Модель Земли», «Луна и фазы Луны», «Планета Марс», «Галактика», «Млечный Путь», «Модель Солнечной Системы», «Астероид»)
5 раздел. Первые полеты в космос (16ч)
Тема 1. Почему небо голубое?
Теория: Земная атмосфера днем и ночью.
Практика: Самостоятельные дневные и вечерние наблюдения (с выбором объектов по желанию детей) невооруженным глазом и в бинокль (телескоп).
Тема 2. Планета Земля – голубой шар.
Теория: Основные сведения о строении нашей планеты.
Практика: Знакомство с глобусом.
Тема 3. Создадим планету сами!
Практика: Выполнение модели Земли из пластилина с учетом
внутреннего строения, вырезание сектора земного шара.
Тема 4. Дорога в космос.
Теория: История космодрома Байконур.
Практика: Создание модели космического корабля Восток
(для мальчиков), создание закладки «Восток» (для девочек).
Тема 5. Животные-космонавты.
Теория:Роль собак в развитии космонавтики.
Практика: Какие еще животные побывали в космосе.
Тема 6. Человек в гостях у Космоса.
Теория: Полет Юрия Гагарина и Алексея Леонова.
Практика: Подготовка к выполнению доклада о космонавтах.
Тема 7. Телескопы.
Теория: Какие бывают телескопы. Что можно увидеть в телескоп.
Телескоп Хаббл. Просмотр видеоролика «Вселенная телескопа Хаббл».
Практика: Изготовление поделки «Телескоп».
Урок-игра «Дорожка к орбите»
Формирование представления о Вселенной в настоящем.
1.4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные:
У учащихся будет / будут:
сформированы и углублены основы знаний;
развиты познавательные способности;
развиты дополнительные знания из области астрономии;
сформировано эрудиция и расширен кругозор.
Предметные:
У учащихся будет / будут:
сформированы самостоятельность и ответственность;
сформировано отношение к невежественным суждениям об окружающем мире;
сформировано целеустремленность в работе, творческое отношение к делу.
расширена культура общения, умение работать в коллективе.
Метапредметные:
У учащихся будет / будут:
развито стремление к экспериментальной и исследовательской деятельности;
развиты навыки самостоятельной работы;
развито стремление к получению новых знаний в неизведанных областях;
сформировано умение работать в коллективе, слушать и объективно оценивать суждение товарища;
развиты внимательность, усидчивость, пунктуальность.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Срок реализации программы | Дата начала учебного года | Дата окончания учебного | Количество учебных недель | Количество учебных часов в год | Режим занятий |
1 год | 04.09.2023 | 31.05.2024 | 36 | 72 | 1 раз в неделю по 2 академических часа с перерывом 10 минут |
2.2.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Занятия проводятся в оборудованном кабинете в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»)
Кадровое обеспечение
Программа реализуется одним педагогом. Минимальные требования к образованию: среднее профессиональное образование по подготовке специалистов среднего звена без предъявления к уровню квалификации.
Материально-технические условия реализации программы
1.Учебный кабинет
2.Глобус Земли физический.
3.Глобус Луны.
4. Настольная лампа.
5. Карты движения планет.
6. Карта Луны.
7. Модель для демонстрации солнечных и лунных затмений.
8. Фотографии полярной области неба.
9. Карты звездного неба демонстрационные, атлас звёздного неба,
астрономические календари.
10. Рисунки созвездий в мифах и легендах.
11. Плакат «Смена дня и ночи».
12. Плакат «Смена времен года».
13. Астрономические приборы: подзорная труба, телескоп, цифровой фотоаппарат.
14. Компьютер с возможностью выхода в интернет, интерактивная доска, мультимедийное оборудование.
14. Библиотека методической, учебно-популярной и энциклопедической литературы.
2.3. Формы аттестации
В процессе обучения для оценки достижения цели и задач программы в конце каждого модуля предусмотрена промежуточная аттестация в виде контрольной работы или олимпиады.
Для отслеживания и фиксации образовательных результатов предусмотрены следующие формы: журнал посещаемости, внутренний мониторинг, внешний мониторинг протоколы олимпиад.
Для демонстрации образовательных результатов родители учащиеся приглашаются на олимпиаду, проводимую в конце каждого года обучения.
2.4. Оценочные материалы
Система оценивания – безотметочная.
Используется только словесная оценка достижений учащихся.
Для определения уровня усвоения программы применяются два вида мониторинга:
внутренний (наблюдение);
внешний (проект (олимпиада)).
Мониторинг результатов деятельности (оценка знаний, умений и навыков детей) проводится 2 раза в год: на начало и конец текущего года.
Критерии оценки результатов освоения программы
Низкий 0%-30% | Средний 31%-60% | Высокий 61%-100% |
Учащийся знает изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами | Учащийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуется дополнительные вопросы | Учащийся знает изученный материал. Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом |
2.5. Методическое и дидактическое обеспечение
Программа составлена согласно педагогической целесообразности, перехода от простейших знаний к более сложным.
Основной формой работы являются учебные занятия.
Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических игровых задач (при ведущем значении последних).
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
репродуктивный;
иллюстративный;
проблемный;
творческий.
Методы обучения:
словесные (рассказ, беседа);
наглядные (презентации, иллюстрации, работа по схемам и таблицам);
частично-поисковые (выполнение индивидуальных и групповых заданий, поисковая работа);
творческие (творческие задания, эскизы);
практические (упражнения, тесты, игры, задания, занятия с элементами тренинга, олимпиада)
Методы воспитания:
убеждение - это метод воспитания, который выражается в эмоциональном и глубоком разъяснении сущности социальных и духовных отношении, норм и правил поведения;
поощрение - это метод воспитания, стимулирующий деятельность обучающегося. Поощрение вызывает положительные эмоции, способствовавшее возникновению чувства уверенности ребенка в своих силах;
упражнение - это метод воспитания, который предполагает такую организацию деятельности, которая позволяет обучающимся накапливать привычки и опыт правильного поведения, связывать слово с делом, убеждение с поведением.
Педагогические технологии: технология индивидуального обучения, технология группового обучения, коллективного взаимообучения, технология развивающего обучения, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная обучения, здоровьесберегающая технология.
Здоровьесберегающие технологии образовательного процесса:
Основным критерием здоровьесберегающих технологий является правильная организация учебно-воспитательной деятельности. Прежде всего, это выполнение санитарногигиенических правил:
режим проветривания;
влажная уборка помещения;
соответствующая нормам мебель и освещенность;
соблюдение норм физических и умственных нагрузок
Известно, что устойчивая работоспособность характерна для середины занятия. Этот момент необходимо учитывать при планировании. Необходимо чередовать различные виды деятельности и их последовательность для обеспечения функциональной активности основных систем организма в течение длительного времени. Для предупреждения перегрузок, переутомлений необходимо чаще проводить смену видов деятельности на занятии, физические минутки, своевременно организовывать перерывы.
К здоровьесберегающим технологиям необходимо отнести обеспечение комфортного 9 эмоционально-психического состояния обучающихся. Это помощь обучающимся в адаптации к новым условиям, создание общей эмоционально-положительной, дружественной, доверительной, доброй атмосферой на занятиях. Не следует забывать о создании «ситуации успеха», которая позволяет ребенку находиться в состоянии психологического равновесия, исключая стрессы, обусловленные ошибками при выполнении задания, незнанием изучаемого материала
Формы организации учебного занятия: бенефис, встреча с интересными людьми, гостиная, концерт, спектакль, мастер-класс, праздник, представление, ярмарка, экскурсия. Беседа, встреча с интересными людьми, экскурсия, викторина, игра, практическое занятие, гостиная, диспут, олимпиада, открытое занятие, защита проектов, круглый стол, презентация, творческая мастерская, турнир, фестиваль, ярмарка, лабораторное занятие,праздник, поход, наблюдение.
Методические материалы:
учебно-методические пособия;
методические разработки;
разноуровневые задания и упражнения;
сценарии воспитательных мероприятий;
электронные образовательные порталы;
электронные образовательные порталы;
Дидактические материалы:
сборник игр (дидактических, интеллектуальных.);
дидактический материал;
наглядные пособия (карточки, плакаты, таблицы);
тематические презентации;
различный информационный материал по темам;
Алгоритм учебного занятия:
Структурно занятие состоит из нескольких этапов:
1 Организационный этап.
2 Актуализация знаний.
3 Усвоение новых знаний (сообщение нового материала).
4 Проверка понимания.
5 Закрепление знаний.
6 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
7 Рефлексия.
3.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
1) Методические и учебные пособия:
Энциклопедия для детей. [Том 8]. Астрономия / ред. коллегия: М. Аксенова, В. Володин, А. Элиович, В. Цветков и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2007. – 688 с.
Перельман, Я.И. Занимательная астрономия / Я.И. Перельман. – М.:АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2008. – 284, [4] с.: ил. – (Занимательная наука).
Куликовский П.Г. Справочник любителя астрономии. – М.: Эдиториал УРСС, 2002.
2) Учебно-методические комплексы;
1. Малышам о семье Солнца. Пособие. 2 кл. (авт. Е.П.Левитан)
2.Сказочные приключения маленького астронома. Пособие. (авт. Е.П.Левитан)
3.Малышам о звездах и планетах. Пособие. (авт. Е.П.Левитан)
4.Монльор Р.Р. Астрономия: Школьный атлас. - М.: Росмэн, 1998.
Для учащихся:
Большая энциклопедия эрудита, изд. «Махаон», 2004.
Детская энциклопедия «Астрономия и космос». – М.: Росмэн,2010
Иллюстрированная энциклопедия «Звёздное небо». Мир Энциклопедий. Аванта +, М.: Астрель, 2009
Иллюстрированная энциклопедия. Астрономия . М.:Росмэн,2010
Керрод Робин. Космическое пространство: иллюстрированный атлас для детей. – М.: ОНИКС 21 век, 2001.
Космос. – Смоленск: Русич, 2001. (Школьная энциклопедия).
Левитан Е. П. Твоя Вселенная.- М., «Просвещение», 2007
Левитан Е.П. Малышам о звёздах и планетах. - М.: изд. Педагогика- пресс.1993.
Перельман Я.И. «Занимательная астрономия», -Д.:ВАП,1994
10.Плешаков А.А., Сонин Н.И. Альбом-задачник «Твои открытия». М .Дрофа, 1997.
11.Экология цивилизации. Что было до нашей эры. – М.:Педагогика-Пресс,1994
12.Энциклопедия «Я познаю мир» Астрономия, М.: Астрель,2005
13.Энциклопедия для детей. [Том 8]. Астрономия / ред. коллегия: М. Аксенова, В. Володин, А. Элиович, В. Цветков и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2007.
14.Энциклопедический словарь юного астронома. - М.: Педагогика, 1996.
15.Энциклопедия для детей. Астрономия. – М.: Аванта+, 2004
Электронные ресурсы
Раздел содержит ссылки на образовательные ресурсы Сети, способные повысить эффективность и наглядность обучения астрономии. Используя каталог, учителя могут получить доступ к содержанию специализированных мультимедиабиблиотек, энциклопедий, справочников, учебников, учебных пособий, сборников задач и заданий по астрономии.
Планетарий № 1 г. Санкт-Петербург | https://www.planetarium.one/ |
Астронет - Российская астрономическая сеть | http://www.astronet.ru |
Астрономия в Открытом колледже | http://www.college.ru/astronomy/ |
Всероссийская олимпиада школьников по астрономии | http://ast.rusolymp.ru |
Астротоп 100 России: каталог и рейтинг астрономических сайтов | http://www.astrotop.ru |
Азбука звездного неба | http://www.astro_azbuka.info |
Астрономия для любителей | http://www.astrotime.ru |
Астрономия и законы космоса | http://space.rin.ru |
Виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии | http://www.gomulina.orc.ru |
Звездный сайт: учебные материалы по астрономии | http://spacelife.narod.ru |
Кабинет: История астрономии (даты, биографии, труды) | http://naturalhistory.narod.ru |
Космический мир: сайт о советской и российской космонавтике | http://www.cosmoworld.ru |
Метеориты: научно-популярный сайт | http://www.meteorite.narod.ru |
Основы астрономии: учебный курс | http://hea.iki.rssi.ru/~nick/astro/ |
Проект "Астрогалактика" | http://www.astrogalaxy.ru |
Сайт "Планетные системы" | http://www.allplanets.ru |
Сайт "Солнечная система" | http://www.galspace.spb.ru |
Школьная астрономия Петербурга | http://school.astro.spbu.ru |
Электронная библиотека астрономической литературы | http://www.astrolib.ru/ |
Астрономия для детей | http://kosmokid.ru/ |
Бесплатная программа для просмотра звездного неба, виртуальный планетарий | http://www.stellarium.org/ru |
Программа, помогающая любителям астрономии исследовать Вселенную | http://www.worldwidetelescope.org/webclient/ |
Программное обеспечение кружка астрономов | http://www.astronet.ru/db/msg/1177124/09.html |
Кабинет астрономии для школ – оформление, оборудование, описание | http://солнечный-мир.рф/useful-knowledge/kabinet-astronomii.php |
Видеоматериалы
1.http://budconcept.ru/interaktivnyj-kosmos/onlajn-teleskop-smotret/ - Телескоп в режиме онлайн.
2.http://video.mail.ru/mail/iyia_gyzey/Pochemuchka/4587.html - Почемучка. Строение Земли. Внутреннее строение нашей планеты и его изучение.
3.http://video.mail.ru/mail/larchik_57/4342/3171.html - Почемучка. Полярный день, полярная ночь. Как земля освещается Солнцем.
4.http://video.mail.ru/mail/iyia_gyzey/Pochemuchka/4559.html - Почемучка. Какие бывают планеты. Первое знакомство с планетами Солнечной системы.
5.http://video.mail.ru/mail/larchik_57/4342/3182.html - Почемучка. Из чего состоит воздух.
6.http://www.the skyinmotion.com/ - Небо в движении! Солнце, Луна и звезды, движущиеся облака и другие интересные явления неба в динамике ускоренного времени.
24