Просмотр содержимого документа
«Комплекс диагностических методик на выявления детской одаренности»
Педагогический совет по теме «Предметно-развивающая среда в кабинете начальной школы: учебная зона»
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема моего выступления «Предметно-развивающая среда в кабинете начальной школы: учебная зона». Цель и задачи моего выступления представлены на слайде.
Цель: познакомиться с особенностями учебной зоны предметно-развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию учащихся начальной школы.
Задачи:
Создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в условиях ФГОС;
Обеспечение охраны здоровья детей;
Обеспечение психологического благополучия школьников;
Воспитание социально-активной личности средствами гражданско-патриотического воспитания.
Предметно-развивающая среда представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.
Она имеет важное значение для развития детей. Все, что окружает ребенка – это среда, в которую входят все специфические детские виды деятельности. Ни один ребенок не может развиваться полноценно только на вербальном уровне, вне предметной среды.
Предметно развивающая среда организуется на основе следующих принципов:
Принцип открытости
Принцип гибкого зонирования
Принцип стабильности-динамичности развивающей среды
Принцип полифункциональности.
Предметно-развивающая среда представлена следующими зонами:
Учебная зона
Информационная зона
Игровая зона (зона отдыха)
Зеленая зона
Бытовая зона
Более подробно мы сегодня поговорим об учебной зоне.
В оформлении кабинетов начальных классов должны гармонично сочетаться методические материалы по изучаемым предметам и игровые элементы. Оформление кабинета начальной школы имеет своей целью не только обучение, но и эстетическое воспитание учащихся, и повышение мотивации к учебе.
Оформление кабинетов начальных классов требует не только творческого подхода со стороны учителя, но и соблюдения общих методических рекомендаций:
Основной принцип оформления начальной школы – умеренность. Декоративные элементы и методические материалы не должны отвлекать внимание школьников от содержания уроков. Использование умеренно ярких, пастельных тонов (рекомендуются зеленый, желтый, оранжевый, розовый) и отсутствие слишком мелких, резких деталей не будет перенапрягать зрение ребят;
Оформление кабинетов начальной школы должно быть эстетичным, продуманным и выполненным в едином стиле;
Желательно при оформлении кабинетов начальных классов уделить внимание государственной символике и здоровому образу жизни и правил ПДД.
В оформлении учебной зоны большую роль играет цветовое окружение, способствующее успокоению и активизации детей в разные периоды обучении. Каждый цвет имеет своё значение и по-разному влияет на организм ребёнка. Рассмотрим несколько цветов:
зеленый цвет – успокаивает, клонит ко сну;
оранжевый цвет стимулирует мыслительную активность;
желтый цвет – веселое и радостное настроение;
коричневый – жесткий;
фиолетовый и синий – неуверенность, мрачный настрой;
желтый и красный цвета желательно использовать в небольших дозах.
В учебной зоне расположены парты, учительский стол, учебная доска, телевизор и видеомагнитофон, книжный шкаф. Пространство должно сочетать строгость и комфорт, которые обеспечиваются определенным расположением предметов и подбором цветовых предпочтений.
Информационная зона располагается по периметру классной комнаты и обычно представлена стендами на стенах. Содержание стендов отражает жизнь России, края, города, класса, воспитывая патриотические чувства у маленьких школьников. Стенды оформляются в цветном варианте, что притягивает взор детей, вызывая желание познакомиться с информацией.
В классе могут быть оформлены постоянные и сменные учебно-информационные стенды: «Лента букв», «Сиди правильно», «Как хорошо уметь читать», «Запомни», «Сегодня на уроке». Большое значение в формировании самооценки имеют выставки работ учащихся: «Моя тетрадь», «Мастерица», «Наше творчество».
Так же может быть собрана библиотечка детских книг и организован уголок чтения. Уголок чтения дает возможность детям систематически знакомиться с новыми для них книгами, формировать читательские умения и развивать навыки чтения.
Развитие наглядно-образного мышления достигается благодаря широкому использованию в обучении различных схем и моделей, опорных таблиц и алгоритмов. Большую помощь учителю в организации и проведении уроков оказывают таблицы по русскому языку, математике, окружающему миру, внеклассному чтению, технологии.