СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА» для учащихся 10-11 классов

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа элективног курса предназначена для учащихся профильного класса (10-11 классов) с медицинской направленностью

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА» для учащихся 10-11 классов»

КОМСОМОЛЬСКИЙ-НА-АМУРЕ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ХАБАРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»








С

УТВЕРЖДАЮ


Директор КФ ГОУ СПО ХГМК

Т.А. Степаненко_____________

«____»___________г.

ОГЛАСОВАНО


Директор МОУ СОШ

с.п. «Село Новый Мир»

Д. Г. Геманов ____________

«_________» ­­­­­______ u.



ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»













г. Комсомольск-на-Амуре


2011 г.



Тематический элективного курса «Анатомия и физиология человека»


Наименование разделов и тем

Кол-во аудиторных часов

Всего

Теория

Практ.

Первый год обучения

Человек как предмет изучения анатомии и физиологии

4

4

-

Отдельные вопросы гистологии.

2.1. Основы гистологии.

2.2.Внутренняя среда организма. Кровь. Заболевания крови.

18

8

8

Остеология.

3.1 Строение костей, их соединение.

3.2 Скелет.

3.3 Череп.

3.4 Кости верхней и нижней конечностей

3.5 Актуальность проблемы роста заболеваний опорно-двигательного аппарата, профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата.

20

12

8

Миология. Активный образ жизни, как составляющая ЗОЖ.

8

6

2

Спланхнология.

5.1 Пищеварительная система. Заболевания органов ЖКТ и их профилактика.

5.2 Дыхательная система. Заболевания органов дыхания и их профилактика.

5.3 Мочевыделительная система. Заболевания органов мочевыделительной системы и их профилактика.

5.4 Репродуктивные системы. Актуальная проблема - здоровое поколение.

5.5 Доврачебная помощь при нарушениях функций дыхательной системы, выделительной системы, системы пищеварения.

32

16

12

6.

Иммунная система. Понятие об иммунодефиците. ВИЧ инфекция.

8

4

4

7.

Сердечно-сосудистая система

7.1 Сердце.

7.2 Сосуды малого круга кровообращения.

Кровообращение плода

7.3 Сосуды большого круга кровообращения

7.4 Возрастные особенности ССС. Заболевания ССС и их профилактика.

7.5. Доврачебная помощь при нарушениях в работе ССС

38

26

8

Итоговое занятие (зачет, тестирование)

8

-

8

Всего:

136

76

60

Второй год обучения

8.

Лимфатическая система.

6

4

2

9.

Нервная система.

9.1 Центральная нервная система.

9.2 Периферическая нервная система.

9.3 Вегетативная нервная система.

32

24

8

10.

Высшая нервная деятельность.

8

6

2

11.

Эндокринные железы. Заболевания эндокринной системы и их и профилактика. Актуальность проблемы роста сахарного диабета среди населения РФ.

12

8

4

12.

Органы чувств. Анализаторы. Профилактика близорукости.

20

12

8

13.

Кожа и ее производная. Заболевания кожи и их профилактика. Гигиена кожи.

6

4

2

14.

Защита курсовых и реферативных работ.

8

8

-

15.

Экзамен

6

6


Всего:

102

72

30

Итого

238

148

90

Содержание элективного курса

Введение

Анатомия и физиология человека составляют фундамент медицинского образования, медицинской науки.

Анатомия человека относится к числу морфологических дисциплин. Это наука о форме и строении, происхождения и развития человеческого организма, его систем и органов, включая их микроскопическое и ультрамикроскопическое строение.

Анатомия изучает строение человека с учетом биологических закономерностей, присущих всем живым организмам, а также возрастных, половых и индивидуальных особенностей.

Особенности строения тела человека, характерные для каждого индивидума, передающиеся от родителей, определяются наследственными факторами, а также влиянием на данного человека факторов внешней среды (питание, климатические и географические условия, физическая нагрузка).

Основными методами анатомического исследования являются наблюдение, осмотр тела, вскрытие, изучение отдельного органа или группы органов, их внутреннего строения.

Современная анатомия является функциональной, поскольку она рассматривает строение тела человека в связи с его функциями.

Анатомия человека служит фундаментом ряда биологических дисциплин:

антропологии, гистологии, цитологии, эмбриологии, генетики, физиологии.

Физиология - наука о функциях и механизмах жизнедеятельности целостного организма, его системы и органов. Физиология относится к биологическим дисциплинам. Она изучает функции живого организма, физиологических систем, органов, клеток и отдельных клеточных структур, а также механизмы регуляции этих функций.

Физиология рассматривает функции организма во взаимной связи и с учетом воздействия на них факторов внешней среды.

Физиология изучает как видимую, феноменологическую сторону явления, так и их физиологические механизмы.

Физиология - это экспериментальная наука. Она располагает двумя основными методами - наблюдением и экспериментом.

В условиях острого и хронического эксперимента на животных изучаются физиологические механизмы функционирования и взаимодействия органов и систем целостного организма.

Изучая жизненные процессы и установления их закономерности, физиология открывает широкие перспективы для осознанного вмешательства в эти процессы с целью их изменения в нужном для человека направлении.

Таким образом, обе дисциплины интегрируют накопленные знания и опыт, позволяют изучить органы и ткани человека, а также осуществляемые ими функции во взаимодействии и в аспекте удовлетворения потребностей человека.


Раздел 1. «Человек, как предмет изучения анатомии и физиологии»

Учащийся должен:

Иметь представление:

  • о предмете анатомии и физиологии, их взаимной связи и месте в ряду медицинских дисциплин

  • методах исследования

  • вклад в развитие анатомии и физиологии известных деятелей медицины

  • о связи структуры и функции

  • о понятиях: норма, аномалия, жизнь и здоровье

  • об анатомической номенклатуре

Знать:

  • части тела; системы органов; полости тела

  • основные анатомические термины

  • предмет изучения физиологии

  • основные физиологические термины

  • конституцию

  • морфологические типы конституции


Уметь:

  • применять анатомическую и физиологическую терминологию


Содержание учебного материала


Анатомия и физиология как медицинские науки. Связь с другими предметами. Анатомическая номенклатура. Основные физиологические термины: функция, возбуждение, реакция, рефлекс, адаптация, метаболизм, работоспособность, утомляемость, мотивация.

Части тела, отдела головы, туловища, конечностей: системы органов. Полости тела человека, в которых расположены органы, заполненные жидкостями, сообщающиеся с внешней средой. Конституция. Факторы, определяющие конституцию человека. Морфологические типы конституции (гиперстенический, астенический, нормостенический).



Раздел 2: «Отдельные вопросы гистологии»

2.1 «Основы гистологии»


Учащийся должен:

Иметь представление:

  • об основах классификации клеток на ткани

  • о структурно-функциональных единицах органов


Знать:

  • определение ткани

  • классификацию тканей

  • расположение и функции тканей

  • эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной

  • определение органа, системы органов

  • гистологические термины


Уметь:

  • различать разновидности тканей на таблицах, в атласе

  • использовать гистологическую терминологию

  • соотносить органы с системами органов


Содержание учебного материала


Ткань - определение, классификация, функциональные различия.

Эпителиальная ткань - расположение в организме, виды (покровная, железистая), функции (защитная, всасывательная, выделительная, дыхательная, регенерационная, секреторная), строение.

Классификация покровного эпителия - однослойный, многослойный, переходный.

Соединительная ткань - расположение в организме, функции (формообразующая, защитная, трофическая, выделительная, регенерационная) классификация: опорно-трофическая - собственно соединительная (рыхлая волокнистая, плотная соединительная оформленная и неоформленная) и соединительная со специальными свойствами (ретикулярная, пигментная, жировая).

Строение соединительной ткани (клетки, межклеточное вещество, волокна). Функции клеток соединительной ткани (фибробластов, макрофагов, тканевых базифилов, тучных клеток, плазматических клеток, липоцитов, ретикулярных клеток, адвентициальных клеток, пигментных клеток).

Хрящевая ткань - строение, виды, расположение в организме.

Костная ткань, расположение, строение, функции.

Мышечная ткань - специфическое свойство (сократимость), функции, виды - гладкая, исчерченная скелетная и сердечная.

Гладкая мышечная ткань - расположение, функции, структурно-функциональная единица. Исчерченная скелетная мышечная ткань, функциональные особенности. Сердечная мышечная ткань, кардиомиоцит, функциональные особенности.

Нервная ткань - расположение, строение. Строение нейрона. Виды нейронов - униполярные, биполярные, мультиполярные, псевдоуниполярные, центральные, периферические, чувствительные, эффекторные - двигательные соматические и вегетативные, секреторные, промежуточные. Нервное волокно, строение, виды. Нервные окончания: рецепторы, эффекторы.

Орган - определение, принципы строения, система органон - определение системы органон человека.


Перечень практических занятий

  1. Основы гистологии. Клетка. Ткани.

  2. Определение разновидностей тканей на макро-и микропрепаратах.


Виды внеаудиторной работы студентов

  1. Зарисовка основных структур клетки.

  2. Схематическое изображение разновидностей клетки.

  3. Составление кроссвордов с использованием цитологических понятий.

  4. Составление словаря терминов по тексту книги.

  5. Зарисовка схем разновидностей тканей.

  6. Составление сравнительной таблицы тканей.



2.2 «Внутренняя среда организма. Кровь»


Учащийся должен:

Иметь представление:

  • о составе внутренней среды организма

  • о гомеостазе

  • о месте крови в системе внутренней среды

  • о системе крови

  • о приборах, используемых для подсчета форменных элементов, определения гемоглобина, СОЭ

  • заболеваниях крови

Знать:

  • общую характеристику и физиологическое значение жидкостей, образующих

внутреннюю среду организма

  • константы крови

  • состав крови

  • функции крови

  • состав сыворотки, плазмы крови; форменные элементы крови

Уметь:

  • применять медицинскую терминологию

  • различать форменные элементы крови в атласе и на таблицах


Содержание учебного материала


Состав и функции внутренней среды организма. Гемеостаз. Основные физиологические константы внутренней среды. Кровь как ткань. Процесс гемопоэза. Место крови в системе внутренней среды организма. Количество крови. Состав крови: плазма крови, форменные элементы. Константы крови. Функции крови. Транспортная, дыхательная, трофическая, выделительная, регуляторная, защитная терморегуляционная, свертывающая, иммунная. Гемостаз, определение, механизмы (сосудисто-тромбоцитарный, гемокоагуляционный). Факторы свертывания крови.


«Группы крови, резус-фактор, совместимость групп крови, донорство»


Учащийся должен:

Иметь представление:

  • о реакциях агглютинации

  • о причинах АВО-конфликта, резус-конфликта

  • об индивидуальной и биологической совместимости крови донора и реципиента


Знать:

  • виды и расположение агглютининов

  • группы крови

  • резус-фактор, его локализацию

  • агглютинацию

  • гемолиз, его виды

  • принципы определения групп крови


Уметь:

  • определить группу крови на тренажере

  • использовать медицинскую терминологию


Содержание учебного материала


Группы крови - принцип, лежащий в основе деления крови на группы, виды и расположение агглютиногенов и агглютининов, характеристика групп крови. Групповая совместимость крови. Донорство.

Резус- фактор, локализация. Антирезус-агглютинины, причины появления.

Резус-положительная и резус-отрицательная кровь. Причины возникновения резус конфликта. Механизм АВО-конфликта.

Гемолиз, его виды.

Гемофилия.

  1. «Остеология»


3.1 Строение костей и их соединение.


Учащийся должен:

Иметь представление:

  • о видах движений

  • о принципе рычага в работе суставов

  • об объеме движений в суставах

  • о потребности двигаться, ее роли в удовлетворении потребностей человека

  • о возрастных особенностях двигательной системы

  • о пассивной и активной части опорно-двигательного аппарата

  • об актуальности проблемы роста заболеваний опорно-двигательного аппарата, профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата


Знать:

  • виды костей

  • строение кости как органа

  • рост кости в длину и толщину

  • виды соединения костей

  • строение сустава

  • классификация суставов


Уметь:

  • распознавать на скелете соединения костей


Содержание учебного материала


Потребность в движении, структуры организма ее удовлетворяющие. Виды движений: поддержание позы, собственно движение - локамоция и манипулирование, непроизвольные и произвольные движения, значение движений.

Опорно-двигательный аппарат - понятие. «Скелет понятие, функции, структурно-функциональная единица скелет - кость. Кость как орган, ее химический состав. Виды костей, их строение, надкостница. Соединения костей: синартозы, гемиартрозы, диартрозы. Строение сустава. Вспомогательный аппарат суставов. Классификация суставов - простые, сложные, комплексные, комбинированные, плоские, шаровидные, эллипсовидные, блоковидные, седловидные, одноосные, двухосные, трехосные.

Виды движений в суставах;

  • сгибание-разгибание


    1. «Скелет»


Учащийся должен:

Иметь представление:

  • об особенностях скелета в связи с прямохождением

  • о топографических образованиях туловища

  • об областях шеи, спины, груди, живота, о пупочном кольце, паховом канале

  • о треугольниках диафрагмы


Знать:

  • структуры, составляющие скелет туловища

  • позвоночный столб, отделы, изгибы

  • строение грудины, ребер, их соединения, соединения ребер с позвоночником

  • формы грудной клетки, апертуры

  • мышцы синергисты и антагонисты


Уметь:

  • показать в атласе и на муляжах кости, их соединения


Содержание учебного материала


Скелет туловища, структуры его составляющие. Позвоночный столб, отделы. Строение позвонков, крестца, копчика. Соединения позвоночного столба:

диартрозы, синхондрозы, синдесмозы, синостозы, крестцово-копчиковый гемиартроз. Позвоночный столб - изгибы, движения.

Грудная клетка в целом, грудная полость, апертуры, реберные дуги, подгрудинный угол. Формы грудной клетки: коническая, цилиндрическая, плоская. Строение грудины. Ребра: истинные, ложные, колеблющиеся. Соединение ребер с позвоночником: сустав головки ребра, реберно-поперечный сустав, движения в них.


3.3 «Череп»


Учащийся должен:

Иметь представление:

  • о строении родничков черепа новорожденного, сроках закрытия родничков

  • о черепе в целом

  • об областях головы

  • о топографических образованиях головы


Знать:

  • отделы черепа и кости их образующие

  • соединения костей черепа

  • черепные ямки

  • стенки глазницы

  • воздухоносные кости черепа

  • полость носа

  • полость рта

  • половые различия черепа

Уметь:

  • распознать на скелете кости черепа и их соединения


Содержание учебного материала


Череп в целом - свод, основание, черепные ямки, глазница, полость носа, полость рта. Возрастные особенности черепа. Строение родничков черепа новорожденного, сроки закрытия родничков. Мозговой и лицевой отделы черепа. Соединения костей черепа - синостозы, синхондрозы, виды швов


3.4 «Кости верхней и нижней конечностей»


Студент должен:

Иметь представление:

  • о типичных местах переломов конечностей

  • о возрастных особенностях строения скелета конечностей

  • о принципах рычага в работе суставов конечностей

  • о топографических образованиях верхней и нижней конечностей


Знать:

  • отделы скелета верхней конечности

  • строение костей плечевого пояса

  • строение костей свободной верхней конечности

  • соединения костей верхней конечности, движения в них

  • отделы скелета нижней конечности

  • скелет тазового пояса

  • скелет свободной нижней конечности, соединения костей

  • костные границы большого и малого таза

  • половые различия в строении таза


Уметь:

  • показать движения в суставах конечностей


Содержание учебного материала


Скелет верхней конечности, отделы. Скелет плечевого пояса - кости его образующие. Строение лопатки и ключицы. Строение и соединения костей свободной верхней конечности. Движения в суставах верхней конечности (плечевой, локтевой, лучезапястный, суставы кисти).

Скелет нижней конечности - отделы. Скелет тазового пояса. Большой и малый таз - кости их образующие. Половые различия таза, размеры женского таза. Скелет свободной нижней конечности - кости его образующие, их строение, соединения. Стопа как целое - своды стопы (продольные - опорный и рессорный, поперечный).

Движения в суставах свободной нижней конечности (тазобедренный, коленный, голеностопный, большеберцово - малоберцовые, голеностопный, плюсне-предплюсневые, плюсне-фаланговые, межфаланговые). Типичные места переломов конечностей.



Перечень практических занятий


  1. Кости, их соединения головы.

  2. Кости, их соединения туловища.

  3. Кости, соединения костей верхних конечностей.

  4. Кости, их соединения нижних конечностей.

  5. Исследование двигательных функций методом пассивных движений.

  6. Исследование двигательных функций методом активных движений.

  7. Динамометрия.


Виды внеаудиторной работы студентов


  1. Составление таблицы соединений костей черепа и туловища.

  2. Зарисовка родничков черепа новорожденного.

  3. Составление словаря терминов.

  4. Составление таблицы описания суставов верхних и нижних конечностей.

  5. Схематическое изображение типичных мест переломов конечностей.

  6. Описание связочного аппарата соединений костей конечностей.

  7. Зарисовка топографических образований головы и шеи.


4. «Миология»

Знать:

Мышцы головы: Фасции головы. Топографические образования головы.

  • мимические мышцы

  • мышцы синергисты и антагонисты

  • мышцы шеи

  • мышцы спины

  • мышцы груди

  • диафрагма

  • мышцы живота


Уметь:

  • показать в атласе и на муляжах кости, их соединения, мышцы туловища


Знать:

Мышцы верхней конечности: мышцы плечевого пояса, передняя и задняя группы плеча, мышцы предплечья: передняя группа - поверхностные и глубокие, задняя группа - поверхностные и глубокие. Мышцы кисти, расположение, функции. Топографические образования верхней конечности: подмышечная впадина, локтевая ямка, области. Мышцы нижней конечности.


Представлять:

  • виды движений в суставах

  • мышца как орган

  • внешнее и внутреннее строение мышцы

  • расположение и значение скелетных мышц

  • мышечные группы

  • строение и работа мионеврального синапса

  • виды мышц по форме, функции

  • вспомогательный аппарат мышц

  • основные физиологические свойства мышц

  • изотонический и изометрический режимы сокращения

  • виды мышечного сокращения

  • утомление и отдых мышц

  • о микроскопическом строении мышечного волокна

  • о саркомере

  • о механизмах сокращения миофибрилл, саркомера, мышечного волокна, мышцы


Содержание учебного материала


Саркомер, его участки, механизм скольжения миофибрилл, сокращение саркомера, мышечного волокна, мышцы. Расположение, значение скелетных мышц. Мышечные группы. Мышца как орган, структурно-функциональная единица - мышечное волокно, миофибрилла, пучки мышечных волокон, эндомизий, перимизий. Строение и работа мионеврального синапса.

Виды мышц (по форме, расположению, функции, направлению мышечных волокон).

Вспомогательный аппарат мышц: фасции и костно-фиброзные каналы. Синовиальные сумки, костные и фиброзные блоки, сесамовидные кости. Основные физиологические свойства мышц - возбудимость, возбуждение, рефрактерность, лабильность, сократимость. Изотонический и изометрический режимы сокращения. Виды мышечного сокращения: одиночное, зубчатый тетанус, гладкий тетанус. Контрактура. Работа мышц. Образование ЛТФ и тепла в мышцах. Утомление и отдых мышц. Значение физической тренировки мышц.

Группы мышц шеи: поверхностная, срединная (над- и подъязычные), глубокая (латеральная и медиальная). Фасции шеи. Топографические образования шеи.

Мышцы спины: поверхностные, глубокие, их функции.

Мышцы груди: поверхностные, собственные мышцы груди. Диафрагма, расположение, функции.

Мышцы живота - расположение, функции. Влагалище прямой мышцы живота. Топографические образования туловища. Движения в суставах свободной нижней конечности (тазобедренный, коленный, голеностопный, большеберцово-малоберцовые, голеностопный, плюсне-предплюсневые, плюсне-фаланговые, межфаланговые). Типичные места переломов конечностей.

Мышцы верхней конечности: мышцы плечевого пояса, передняя и задняя группы мышц плеча, мышцы предплечья: передняя группа - поверхностные и глубокие, задняя группа - поверхностные и глубокие. Мышцы кисти, расположение, функции.

Топографические образования верхней конечности: подмышечная впадина, локтевая ямка, области.

Мышцы нижней конечности.

Мышцы таза: передняя группа, задняя группа, функции.

Мышцы бедра: передняя (сгибатели), задняя группа (разгибатели), расположение, функции. Мышцы голени: передняя, задняя, латеральная группа, функции.

Мышцы стопы (мышцы большого пальца, мышцы мизинца, средняя группа мышц), расположение, функции.

Топографические образования нижней конечности - области, сосудистая и мышечная лакуны, подколенная ямка, строение пахового канала, формирование бедренного канала.


5. «Спланхнология»


5.1 «Пищеварительная система»


Учащийся должен:

Иметь представление:

  • о методах обследования пищеварительного канала (зондирование, ректороманоскопия, копрограмма и т.д.).


Знать:

Анатомию и физиологию следующих отделов

  • полость рта

  • органы полости рта

  • глотку

  • пищевод

  • желудок

  • тонкую кишка, отделы

  • толстую кишка, отделы

  • состав желудочного сока

  • состав кишечного сока

  • миндалины лимфоэпителиального кольца

  • отношение органов к брюшине

  • большие сложные железы

  • поджелудочная железа

  • печень, желчный пузырь


Уметь:

  • проецировать органы пищеварительного канала на поверхность тела человека


Содержание учебного материала


Полость рта; строение:

Желудок - расположение, формы, отделы, поверхности, кривизны.

Строение стенки желудка: серозная оболочка, мышечная оболочка (выраженность косого, продольного и циркулярного слоев; пилорический сфинкер), слизистая оболочка (складки, эпителии, ее покрывающий, лимфоидные фолликулы, железы). Железы желудка: виды (собственные, кардиальные, пилорические) - их строение: клетки (главные, добавочные, обкладочные, С-клетки и вещества, ими вырабатываемые; протеолитические ферменты (пепсиноген, гастриксин, химозин), липолитические ферменты (липаза желудка), амилолитические ферменты (амилаза, мальтаза), слизеподобные вещества (муцин, внутренний фактор Кастла), лизоцим, соляная кислота, тканевые гормоны (гастрин, гастрон). Функции желудка. Желудочный сок - свойства, состав. Тонкая кишка - расположение, строение, отделы: 12-перстная, тощая и подвздошная кишка, функции.

Строение стенки, образования слизистой оболочки (складки, ворсинки, микроворсинки, пейеровы бляшки, железы). Кишечный сок - свойства, состав, функции.

Толстая кишка - расположение, отделы (слепая, восходящая ободочная, поперечная ободочная, нисходящая ободочная, сигмовидная ободочная и прямая). Проекция отделов на переднюю брюшную стенку, особенности строения, функции.

Прямокишечное венозное сплетение слизистой, внутренний сфинкер мышечного слоя стенки кишки, наружный сфинкер заднего прохода.

Состав кишечного сока - неорганические и органические вещества, подлежащие выведению из организма, непереваренные остатки пищи, ферменты, отторгнутые клетки слизистой, микрофлора (ацидофильные палочки, бактерии, гниения, кишечные палочки, бактерии, инактивирующие ферменты кишечной сока), ее значение.

Пищеварение в полости рта: механическая и химическая обработка пищи, образование пищевого комка. Всасывание в полости рта. Глотание. Роль полости рта в секреторной и моторной функции пищеварительного тракта. Движение пищи в глотке и пищеводе.

Пищеварение под воздействием ферментов желудочного сока. Моторная функция желудка, как фактор механического переваривания пищи. Эвакуация содержимого желудка в двенадцатиперстную кишку. Голодные и антиперистательские движения желудка.

Пищеварение в тонком кишечнике, виды. Полостное пищеварение. Пристеночное пищеварение. Моторная функция тонкой кишки. Всасывание в тонкой кишке. Эвакуация пищи в толстую кишку (работа илеоцекального клапана).

Пищеварение в толстой кишке под действием ферментов кишечного сока и бактерий. Синтез витаминов группы В, витаминов К.

Формирование каловых масс. Состав каловых масс. Моторная функция толстой кишки как фактор формирования каловых масс. Акт дефекации.

Мотивация голода и насыщения. Центры голода. Аппетит.

Регуляция пищеварения - местные механизмы (инрамуральная нервная система, гормоны желудка и кишечника, желчь), центральные механизмы - пищеварительный центр - уровни, их функция, рефлекторный механизм действия.


Перечень практических занятий


  1. Анатомия и физиология органов пищеварительного канала.

  2. Анатомия и физиология больших пищеварительных желез.

  3. Физиология пищеварения.

  4. Обмен веществ и энергии в организме.

  5. Определение основного обмена по таблицам и формулам.

  6. Оценка состояния питания человека.



Виды внеаудиторной работы студентов


Работа с текстом учебника, составление конспекта прочитанного. Составление словаря терминов. Зарисовка демонстрируемого объекта с муляжа. Написание докладов, рефератов.

Составление схем регуляции выделения пищеварительных соков, сравнительной таблицы пищеварения в различных отделах пищеварительного канала. Составление обмена веществ в организме.


5.2. «Дыхательная система»


Учащийся должен:

Иметь представление:

  • о потребности дышать

  • о структурах организма человека, удовлетворяющих потребность дышать

  • о приборах для определения легочных объемов

  • об аускультации и перкуссии легких

  • о механизме звукообразования

  • об основах принципах газообмена

  • о критериях оценки процесса дыхания

  • о внутренностях: паренхиматозных и половых органах

  • о строении, границах и органах средостения

  • об определении частоты, ритма и глубины дыхания

  • о значении гемоглобина в переносе кислорода и углекислого газа

  • о пневмотораксе, его видах


Знать:

  • этапы процесса дыхания

  • механизм дыхательных движений

  • структуры, участвующие в процессе дыхания,

  • состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха

  • строение носовой полости, функции

  • придаточные пазухи носа, функции

  • строение и функции гортани

  • строение и функции трахеи и главных бронхов

  • строение правого и левого легких

  • строение ацинуса, его функции

  • строение, отделы и функции плевры

  • регуляция дыхания

  • дыхательный центр

  • дыхательные объемы


Уметь:

  • проецировать органы дыхания на скелете

  • подсчитать число дыханий в 1 мин

  • использовать медицинскую терминологию



Содержание учебного материала


Потребность дышать; структуры организма человека, ее удовлетворяющие. Значение кислорода и углекислого газа для человека. Процесс дыхания - определение, этапы. Внешнее дыхание, характеристика, структуры его осуществляющие. Транспорт газов кровью. Тканевое дыхание. Принцип газообмена между дыхательными средами.

Дыхательный цикл. Механизм образования дыхательных шумов. Аускультация и перкуссия легких. Механизм вдоха и выдоха, 1-го вдоха новорожденного. Факторы, обеспечивающие оптимальный газовый состав организма.

Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Саморегуляция дыхания. Критерии оценки процесса дыхания.

Внутренние органы, понятие паренхиматозных и половых органов. Дыхательная система. Верхние дыхательные пути, нижние дыхательные пути, собственно дыхательная часть, их функции. Нос, наружный нос, носовая полость, носоглотка, придаточные пазухи носа. Гортань, топография, строение стенки, хрящи гортани, мышцы гортани, отделы гортани, голосовая щель. Функции гортани. Трахея, топография, бифуркация трахеи, строение стенки, функции.

Плевра - строение, листки, плевральная полость, синусы. Бронхи - виды бронхов, строение стенки, бронхиальное дерево.

Легкие - внешнее строение, границы, внутреннее строение: доли, сегменты, дольки, ацинус. Функции. Факторы, препятствующие старению легких. Мертвое пространство, определение, виды.

Дыхательный цикл. Показатели внешнего дыхания, легочные объемы. Регуляция дыхания - дыхательный центр, его уровни. Строение, границы, отделы средостения.


Перечень практических занятий


  1. Анатомия и физиология органов дыхания.

  2. Определение минутного объема легких.


Виды самостоятельной работы студентов


  1. Составление словаря терминов.

  2. Зарисовка демонстрируемого объекта с муляжа.

  3. Составление схем регуляции дыхания.

  4. Срисовывание схем микроскопического строения легких и газообмена в них с раздаточного материала.

  5. Чтение текста учебников с подготовкой письменного ответа на вопросы.

  6. Составление сравнительной таблицы содержания кислого и углекислого газа в дыхательных средах организма


5.3. «Мочевая система»


Учащийся должен:

Иметь представление:

  • о методах исследования мочевой системы

  • о топографии мочевой системы

  • о роли органон мочевыделения в поддержании гомеостаза

  • регуляция мочеобразования



Знать:

  • строение почек, расположение

  • кровоснабжение почки

  • строение нефронов, их виды

  • мочеточники, строение, расположение

  • мочевой пузырь, строение, расположение

  • мочеиспускательный канал, женский и мужской, строение

  • мочеполовую диафрагму, строение, расположение

  • процесс выделения

  • вещества, подлежащие выделению (экскреты)

  • этапы процесса выделения

  • депо углеводов, жиров, минеральных веществ

  • функции выделительных структур

  • механизмы образования мочи

  • количество и состав первичной мочи

  • количество и состав конечной мочи

  • произвольный и непроизвольный акты мочеиспускания

  • водный баланс, суточный диурез


Уметь:

  • использовать медицинскую терминологию

  • показать на муляжах и таблицах органы мочеобразования и мочевыделения

  • отличить нормальные показатели общего анализа мочи от патологических

  • оценить водный баланс

  • подсчитать суточный диурез


Содержание учебного материала


Мочевая система, органы ее образующие. Почки, макроскопическое строение: края, порота, оболочки, фиксирующий аппарат, корковое и мозговое вещество, чашечки, сосочки, лоханки. Топография почек. Кровоснабжение почки. Строение нефронов, их виды. Мочеточники, расположение, строение. Мочевой пузырь - расположение, отношение к брюшине, строение. Мочеиспускательный канал мужской и женский (строение стенки, отделы мужского мочеиспускательногоканала, произвольный сфинкер мочеиспускательного канала). Строение мочеполовой диафрагмы.

Определение и характеристика мочевыделения. Механизмы образования мочи: фильтрация, реабсорбция, секреция. Количество и состав первичной мочи, количество и состав конечной мочи. Суточный диурез. Водный баланс. Произвольная и непроизвольная регуляция актов мочеиспускания. Регуляция мочеобразования и мочевыделения. Процесс выделения. Потребность выделять. Вещества, подлежащие выделению (экскреты) с мочой, калом, потом, при дыхании. Органы, выполняющие выделительные функции (почки и потовые железы, легкие, железы желудочно-кишечного тракта, сальные железы кожи, печень). Этапы процесса выделения: образование экскретов и поступление их из тканей в кровь, транспорт экскретов кровью к органам, обезвреживающим их, к органам выделения, в депо питательных веществ, выведение экскретов из организма. Выделительная функция легких (углекислый газ и вода). Выделительная функция почек (избыток воды, солей, гормонов, большая часть конечных продуктов обмена - мочевина, аммиак). Выделительная функция желез желудочно-кишечного тракта (йода, желчные кислоты, пигменты, холестерин, избыток гормонов и непереваривание остатки пищи в виде каловых масс).

Выделительная функция потовых и сальных желез кожи. Состав пота (мочевина, мочевая кислота, креатинин, хлорид натрия), плотность пота (1.012 - 1.010). Суточное количество пота. Интенсивность потоотделения.

Нервная и гуморальная регуляция потоотделения. Критерии оценки процесса выделения (самочувствие, состояние кожи, слизистых, водный баланс, характер мочеиспускания, свойства мочи, потоотделение, дефекация, состав пота, кала).


Перечень практических занятий


  1. Анатомия и физиология мочевой системы.

  2. Оценка общего клинического анализа мочи.


Виды внеаудиторной работы студентов

  1. Изображение схемы нефрона.

  2. Срисовывание демонстрируемого объекта с муляжа.

  3. Написание докладов, рефератов.

  4. Составление словаря терминов.

  5. Работа с бланками анализов мочи, оценка показателей.

  6. Подсчет суточного диуреза и водного баланса.


5.4. «Репродуктивные системы»


Учащийся должен:

Иметь представление:

  • о процессе ово- и сперматогенеза

  • о механизме движения яйцеклетки из яичника в матку

  • о месте оплодотворения яйцеклетки

  • о механизме движения сперматозоидов

  • о процессе опускания яичка в мошонку

  • о критериях оценки процесса репродукции


Знать:

  • внутренние и наружные женские половые органы

  • внутренние и наружные мужские половые органы

  • мужскую и женскую промежность

  • строение мочеполовой диафрагмы



Уметь:

  • использовать медицинскую терминологию

  • показать на муляжах женские и мужские половые органы


Содержание учебного материала


Процесс ово- и сперматогенеза. Механизм движения яйцеклетки из яичника в матку. Оплодотворение яйцеклетки. Механизм движения сперматозоидов. Процесс опускания яичка в мошонку.

Критерии оценки процесса репродукции - развитие вторичных половых признаков, наличие либидо, менструаций, поллюций, возможность полового акта, возможность наступления и развития беременности, наличие материнских и отцовских чувств.

Женские половые органы внутренние (яичники, маточные трубы, матка, влагалище) и наружные (большие и малые половые губы, клитор, девственная плева).

Прямокишечно-маточное пространство. Большие половые губы. Половая щель, лобок. Малые половые губы. Преддверие влагалища.

Клитор, строение, функции. Молочная железа - функция, расположение, внешнее строение, строение дольки.

Мужские половые органы - внутренние (яичко, придаток яичника, семявыносящий проток, семенные пузырьки, предстательная железа, куперовы железы) и наружные (половой член, мошонка). Сперма - образование, состав, пути движения из яичек в мочеиспускательный канал.

Выделение спермы. Промежность: понятие. Границы, мочеполовой и анальный треугольник, мужская и женская промежность. Половые реакции человека. Мужской и женский половой цикл.




Перечень семинарского занятия.


Сообщения:

  1. Анатомия и физиология женской половой системы.

  2. Анатомия и физиология мужской половой системы.


5.5 Заболевания органов дыхания, пищеварения, выделительной системы и их профилактика.

Учащийся должен:

Иметь представление:

  • о заболеваниях органов дыхания, пищеварения, выделительной системы и их профилактики


Знать:

  • связь строения органов и их систем с выполняемыми функциямистроение почек, расположение


5.6 Доврачебная помощь при нарушениях функций дыхательной системы, пищеварения.

Учащийся должен:

Иметь представление:

  • об основных мероприятиях при оказании доврачебной помощи


Знать:

  • правила оказания доврачебной помощи, а именно, наложения кровоостанавливающего жгута, асептической повязки и т.д.


5.7 Гигиена органов пищеварения, ДС, выделительной системы

Учащийся должен:

Иметь представление:

  • о гигиене органов пищеварения, ДС, выделительной системы



Знать:

  • правила гигиены органов пищеварения, ДС, выделительной системы



6. «Иммунная система»


Учащийся должен

Иметь представление:

  • об иммунной системе

  • о реакции региональных лимфоузлов во время ОРВИ и других инфекций

  • о значении ретикуляции лимфоцитов в удовлетворении потребности в безопасности, о нейрогуморальном механизме регуляции иммунитета


Знать:

  • значение иммунной системы

  • иммунитет

  • органы иммунной системы

  • красный костный мозг

  • тимус

  • лимфоидную ткань

  • клеточные элементы иммунной системы: лимфоциты, плазмоциты, макрофаги,

  • понятие тканевого иммунитета

  • специфические и неспецифические факторы иммунитета


Уметь:

  • применять медицинскую терминологию

  • показать на муляже и в атласе органы иммунной системы




Содержание учебного материала


Иммунитет - определение, виды (врожденный, приобретенный, активный, пассивный, специфический, неспецифический, клеточный, гуморальный), структуры его осуществляющие.

Органы иммунной системы - центральные (красный костный мозг, вилочковая железа) и периферические (лимфатические узлы, лимфоидная ткань, кишки селезенка, кровь). Красный костный мозг - расположение, строение, функции. Лимфатическая система, ее взаимоотношения с иммунной системой. Лимфатические узлы - строение, роль в иммунном процессе. Селезенка - расположение, строение, роль в иммунном процессе. Миндалины - расположение, строение, роль в иммунном процессе.

Вилочковая железа - расположение, строение (доли, капсула, строма, паренхима, корковый и мозговой слои), функции. Ретикуляция лимфоцитов, факторы клеточного (тканевого) и гуморального иммунитета. Т- и В-лимфоциты, их дифференцировка, их функции. Классификация антител. Понятие иммунной толерантности.

Лимфоидная ткань стенок орган пищеварительной и дыхательной систем (миндалины - язычная, небные, глоточная, трубные, групповые лимфоидные узелки червеобразного отростка, обобщенные лимфоидные узелки подвздошной кишки, одиночные лимфоидные узелки).


Перечень семинарского занятия


Сообщения по темам:

  1. Функциональная анатомия иммунной системы.

  2. Механизмы иммунологической защиты организма.


Рекомендуемые виды внеаудиторной работы студентов


  1. Составление сравнительной таблицы видов иммунитета по тексту раздаточного материала.

  2. Составление словаря терминов.

  3. Написание рефератов.

  4. Подготовка докладов.



  1. «Ангиология»


    1. «Сердце»


Учащийся должен:

Иметь представление:

  • об аускультации и перкуссии сердца

  • об основах электрокардиографии, ее значении



Знать:

  • сердце, расположение, строение

  • камеры сердца, отверстия, клапаны

  • строение стенки сердца

  • физиологические свойства сердечной мышцы

  • фазы и продолжительность сердечного цикла

  • показатели сердечной деятельности

  • механизмы регуляции сердечной деятельности


Уметь:

  • показать на муляжах и таблицах структуры сердца

  • пользоваться медицинской терминологией



Содержание учебного материала


Сердце - расположение, внешнее строение, анатомическая ось, проекция на поверхность грудной клетки, камеры сердца, отверстия и клапаны сердца. Строение стенки сердца - эндокард, миокард, эпикард, расположение, физиологические свойства. Строение перикарда. Сосуды и нервы сердца. Электрические явления в сердце, их регистрация. Электрокардиограмма - зубцы, интервалы. Сердечный цикл, его фазы, продолжительность. Сердечный толчок, тоны сердца, факторы, обусловливающие звуковые явления в сердце. Перкуссия и аускультация сердца.

Регуляция деятельности сердца: местные механизмы (закон Старлинга, Бейнбриджа), центральные механизмы - сердечно-сосудистый центр продолговатого мозга.


    1. «Сосуды малого круга кровообращения. Кровообращения плода»


Студент должен:

Иметь представление:

  • о кровообращении плода

  • о принципах кровообращения мышцы сердца

  • о значении малого круга кровообращения


Знать:

  • артерии сердца

  • вены сердца

  • значение коронарного круга кровообращения

  • артерии малого круга кровообращения

  • вены малого круга кровообращения

  • функции малого круга кровообращения

  • кровоснабжение легких

Уметь:

  • распознавать на таблицах, в атласе, на муляжах структуры малого и коронарного кругов кровообращения.


Содержание учебного материала


Структуры малого круга кровообращения: легочный ствол, легочные артерии, долевые, сегментарные, дольковые артерии, капилляры, венулы, дольковые, сегментарные, долевые вены, легочные вены. Кровоснабжение легких - бронхиальные артерии.

Венечный круг кровообращения: коронарные артерии (левая и правая), вены сердца, цепочный синус. Значение коронарного круга кровообращения. Кровообращение плода, особенности, связанные с периодом развития.


7.3. «Сосуды большого круга кровообращения»

Учащийся должен:

Иметь представление:

  • об определении и характеристике пульса

  • о приборах для измерения артериального давления

  • о временной остановке кровотечения

  • о критериях оценки процесса кровообращения


Знать:

  • аорта, отделы, отходящие от них артерии


Уметь:

  • сосчитать пульс на периферической артерии

  • применять латинские термины

  • показать в атласе и на таблицах крупные кровеносные сосуды головы, шеи, туловища, конечностей


Содержание учебного материала


Аорта, ее отделы, артерии от них отходящие. Плечеголовной ствол. Артерии шеи и головы, области кровоснабжения. Артерии верхних конечностей: подмышечная, плечевая, локтевая, лучевая, ладонные дуги - расположение, области кровообращения. Ветви грудной и брюшной часть аорты, артерии таза. Артерии нижних конечностей - бедренная, подколенная глубокая артерия бедра, передняя и задняя большеберцовые артерии, малоберцовая артерия, тыльная артерия стоим, медиальная и латеральная подошвенные артерии. Артериальный пульс, его характеристики, определение. Критерии оценки процесса кровообращения - самочувствие, положение человека, цвет и тургор кожи, видимое состояние сосудов, пульс, артериальное давление, сердечный толчок, границы сердца, сердечные тоны, функциональные сердечно-сосудистые пробы. ЭКГ. Временная остановка кровотечения. Вены таза и нижних конечностей, вены живота. Система воротной вены печени. Кровоснабжение печени. Регуляция сосудистого тонуса.


7.4 Доврачебная помощь при нарушениях в работе сердечно-сосудистой системы.

Учащийся должен:

Иметь представление:

  • об основных мероприятиях при оказании доврачебной помощи при нарушениях в работе сердечно-сосудистой системы

Знать:

  • правила оказания доврачебной помощи при нарушениях в работе сердечно-сосудистой системы


7.5 Возрастные особенности ССС. Заболевания и их профилактика.


Иметь представление:

  • о возрастных особенностях ССС, заболеваниях ССС и их профилактике



Знать:

  • возрастные особенности ССС, заболеваниях ССС и их профилактику

8. «Лимфатическая система»

Учащийся должен:

Иметь представление:

  • о строении лимфоидной ткани

  • об общем плане строения лимфатической системы

  • об образовании лимфы

  • о взаимоотношениях лимфатической системы с иммунной


Знать:

  • основные лимфатические сосуды

  • строение стенок лимфатических сосудов, лимфокапилляров

  • строение лимфоузла, его функции

  • основные группы лимфоузлов

  • состав лимфы

  • строение и функции селезенки

  • медицинскую терминологию.


Уметь:

  • показать на таблицах и муляжах грудной и правый лимфатический протоки

  • различать на муляже основные группы лимфатических узлов

  • определить для части тела или органа расположение регионарных лимфатических узлов




Содержание учебного материала


Строение системы лимфообращения. Лимфоидная ткань. Состав лимфы, ее образование, строение стенки лимфатических сосудов. Отличие строения лимфатического капиллара от кровеносного. Основные лимфатические сосуды, стволы и протоки. Причины движения лимфы по лимфососудам. Функции лимфатической системы. Строение и функции лимфоузла. Группы лимфоузлов. Строение и функции селезенки. Связь лимфатической системы с иммунной системой. Значение лимфатической системы для организма.



Перечень практических занятий


  1. Анатомия и физиология сердца.

  2. Артерия большого и малого кругов кровообращения.

  3. Вены большого и малого кругов кровообращения.

  4. Функциональная анатомия лимфатической системы.

  5. Исследование артериального пульса человека.

  6. Измерение артериального давления у человека.


Рекомендуемые виды внеаудиторной работы студентов


  1. Зарисовка демонстрируемого объекта с муляжа.

  2. Составление словаря терминов.

  3. Подготовка докладов.

  4. Составление схем кровоснабжения головы, мозга, конечностей.

  5. Зарисовка схемы расположения регионарных лимфоузлов.

  6. Составление кроссвордов.

  7. Написание рефератов.

  8. Составление сравнительной характеристики веночной и лимфатической систем.


9. «Нервная система»


9.1. «Центральная нервная система».

«Спинной мозг»

Учащийся должен:

Иметь представление:

  • о спинномозговой пункции

  • о принципах расположения нервных волокон в канатиках спинного мозга

Знать:

  • расположение и строение спинного мозга

  • оболочки спинного мозга

  • полость спинного мозга

  • микроскопическое строение спинного мозга

  • понятие сегмента спинного мозг

  • проводящие пути спинного мозга

  • основные центры спинного мозга

  • функции спинного мозга

  • рефлексы спинного мозга

  • рефлекторные дуги


Уметь:

  • показать в атласе и на муляжах основные структуры спинного мозга

  • применять медицинскую терминологию

  • отобразить (на память) звенья рефлекторной дуги



Содержание учебного материала


Спинной мозг - расположение, внешнее строение (внешний вид, утолщения, мозговой конус, терминальная нить, щель и борозды), полость, отделы, микроструктура. Оболочки спинного мозга. Локализация чувствительных нейронов. Сегмент - понятие, виды. Зоны Захарьина-Геда. Спинномозговые корешки: передние и задние, их функции. Проводящие пути спинного мозга: восходящие, исходящие, нервные центры спинного мозга. Функции спинного мозга: рефлекторная и проводниковая. Рефлексы спинного мозга (сухожильные, кожно-мышечные, кожно-висцеральные, висцеро-моторные, аксон-рефлекс. Рефлекторные дуги простых и сложных соматических рефлексов спинного мозга (сухожильных и кожно-мышечных).


«Головной мозг»


Учащийся должен:

Иметь представление:

о послойном строении коры головного мозга; о тонических рефлексах;

  • об афферентных и эфферентных проводящих путях головного мозга;

  • о роли коры в удовлетворении потребностей организма;





9.2. «Периферическая нервная система»

«Спинномозговые нервы»



Учащийся должен:

Иметь представление:

  • о структурах периферической нервной системы

  • о значении периферической нервной системы в передаче информации


Знать:

  • строение спинномозговых нервов, их количество

  • ветви спинномозгового нерва

  • сплетения передних ветвей спинномозговых нервов, зоны иннервации

  • строение и особенности иннервации задних ветвей спинномозговых нервов

  • медицинскую терминологию



Уметь:

  • показать основные нервы сплетений передних ветвей спинномозговых нервов на муляжах и таблицах

  • показать зоны иннервации верхних и нижних конечностей, туловища различными парами спинномозговых нервов в атласе и таблицах


Содержание учебного материала


Спинномозговые нервы: образование, виды, количество, нервные волокна, их образующие (чувствительные - дендриты чувствительных нейронов спинальных ганглиев, двигательные - аксоны двигательных нейронов спинного мозга, вегетативные аксоны вегетативных нейронов спинного мозга).

Ветви спинномозговых нервов, функциональные виды нервных волокон, идущих в их составе; серия соединительная ветвь. Грудные спинномозговые нервы. Сплетения передних ветвей спинномозговых нервов (шейное, плечевое, поясничное, крестцово-коническое), нервные стволы, области иннервации, сплетений.


«Черепные нервы»


Учащийся должен:

Иметь представление:

  • о принципе образовании чувствительных, двигательных и парасимпатических волокон черепно-мозговых нервов

  • об основных ядрах черепных нервов


Знать:

  • функциональные виды черепных нервов


Уметь:

  • применять медицинскую терминологию

  • показать в таблицах и на муляжах зоны иннервации черепных нервов




Содержание учебного материала


Количество черепных нервов, их название. Функциональные виды черепных нервов. Принцип образования чувствительных, двигательных и парасимпатических волокон черепных нервов.

Обонятельные нервы - образование, функция. Зрительный нерв образование, функции. Глазодвигательный, блоковый и отводящий нервы - выход из полости глазницы в полость мозга, области иннервации.

Тройничный нерв его ветви. Лицевой нерв - расположение в височной кости, области иннервации.

Преддверно-улитковый нерв - образование, функции.

Языкоглоточный нерв - виды волокон, области иннервации чувствительных волокон. Блуждающий нерв, области иннервации. Добавочный нерв, подъязычный нерв

области иннервации.

9.3. «Вегетативная нервная система»

Учащийся должен:

Иметь представление:

  • об отличиях вегетативной нервной системы от соматической

  • о роли симпатической и парасимпатической нервной системы в удовлетворении

потребностей организма человека


Знать:

  • общую характеристику вегетативной нервной системы и ее частей

  • центральные и периферические отделы

  • влияние симпатической и парасимпатической нервной системы, на деятельность внутренних органов


Уметь:

  • нарисовать вегетативную рефлекторную дугу

  • показать в атласе, в таблице, на планшете отделы, нервы и сплетения

вегетативной нервной системы


Содержание учебного материала


Классификация вегетативной нервной системы. Области иннервации и функции вегетативной нервной системы. Центральные и периферические отделы вегетативной нервной системы. Отличая вегетативной нервной системы от соматической, симпатической от парасимпатической. Симпатические стволы и нервные сплетения, вегетативная рефлекторная дуга, медиаторы в синапсах.

Влияние симпатической и парасимпатической нервной системы на свойства миокарда, тонус сосудов, просвет бронхов, секрецию бронхиальных желез, секрецию пищеварительного тракта, секрецию потовых желез, детрузор и непроизвольный сфинкер мочевого пузыря, на обмен веществ и энергии.



10. «Высшая нервная деятельность»

Учащийся должен:

Иметь представление:

  • о биоритмах мозга

  • о стадиях сна

  • о критериях оценки психической деятельности



Знать:

  • структуры, осуществляющие психическую деятельность

  • физиологические свойства коры

  • типы высшей нервной деятельности

  • формы психической деятельности

  • физиологические основы памяти, речи, сознания

  • формирование сознательного поведения

  • условный рефлекс, виды

  • торможение условного рефлекса

  • электрические явления в коре

  • I и II сигнальные системы


Уметь:

  • использовать медицинскую терминологию

  • показать в атласе и на таблицах и муляжах структуры, осуществляющие психическую деятельность




Содержание учебного материала


Понятие о высшей нервной деятельности. Инстинкты, условные рефлексы. Принципы рефлекторной теории И.П. Павлова. Особенности образования условных рефлексов, механизмы. Виды условных рефлексов. Торможение условных рефлексов (безусловное, внешнее и запредельное), условное - угасательное, запаздывающее, дифференцированное, условный тормоз по И.П. Павлову. Динамический стереотип. Взаимоотношения процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий. Психическая деятельность (ВИД) физиологическая основа психосоциальных потребностей, структура ее осуществляющая, свойства коры, лежащие в основе условно-рефлекторной деятельности. Электрические явления в коре, биоритмы мозга. Сигнальные системы. Деятельность 1-ой сигнальной системы. Деятельность II сигнальной системы. Структурно-функциональные основы особенностей психической деятельности человека (I и II сигнальные системы); физиологические основы индивидуальной психической деятельности. Типы высшей нервной деятельности человека, основанные на 3-х свойствах нервных процессов (сила, уравновешенность, подвижность), холерик, меланхолик, сангвиник, флегматик; на особенностях взаимодействия I и II сигнальных систем, художественный, мыслительный, средний.

Формы психической деятельности: память, мышление, сознание, самосознание, речь - их физиологические основы.

Критерии оценки психической деятельности, адекватное поведение и речь, память обучаемость, мышление, сознание, связь психической деятельности и соматического состояния организма. Психосоциальные потребности.


Перечень практико-семинарских занятий
Сообщения по темам:

  1. Физиология психической деятельности.

  2. Высшая нервная деятельность - физиологическая основа психосоциальных потребностей.

  3. Определение объема краткосрочной памяти.

  4. Ассоциативный эксперимент (анализ работоспособности, типа ВИД и речевых реакций).


В качестве закрепления приобретенных в процессе занятий и умений используются ситуационные задачи, приведенные в «Приложении к программе», позволяющие не только воссоздать какой-либо процесс, протекающий в организме, но и дать возможность творчески продумать и оценить возможные пути реализации поставленной перед аудиторией задачи.

С целью повышения творческой активности студентов программой предусмотрено использование в самостоятельной работе студентов наряду с обязательной учебной литературой и разнообразный наглядно-методический обучающий материал, а также современные технологические установки, позволяющие визуализировать и улучшить восприятие учебного материала.

В процессе обучения студент должен получить базовое образование, обеспечивающее преемственность и возможность непрерывного образования, повышения профессионального уровня и практического мастерства.



Данная программа ставит задачи:


1. Учащиеся должны имеет представления:

  • о жизненно-важных потребностях человека

  • об основах регуляции физиологических функций, принципах обратной связи, механизме кодирования в центральной нервной системе

  • о биоэлектрических, биомеханических и биохимических процессах, протекающих в организме

  • о топографии органов и систем организма


2.Учащиеся должны знать:

  • основные закономерности развития и жизнедеятельности организма;

  • строение клеток, тканей, органов и систем организма, взаимосвязь с их функцией в

норме;

  • морфофункциональные закономерности процессов адаптации организма и психической деятельности человека.


3. Учащийся должен уметь:

  • применять знания анатомической номенклатуры, а также физиологические понятия и термины

  • опознавать основные структуры человеческого организма, на различных видах анатомических препаратов, муляжах, таблицах и атласах, соотносить их расположение на живом человеке

  • владеть понятийным модулем и алгоритмами, позволяющими дифференцировать нормальные показатели констант внутренней среды организма

  • произвести микроскопию разновидностей организмов и тканей


Виды внеаудиторной работы студентов


  1. Составление словаря терминов.

  2. Работа с текстом учебника и составление конспекта прочитанного.

  3. Составление сравнительной таблицы типов высшей нервной деятельности человека.

  4. Схематическое изображение биотоков мозга.

  5. Определение психосоциальных потребностей.


  1. «Эндокринные железы»

Учащийся должен:

Иметь представление:

  • о видах секретов;

  • о механизме действия гормонов;

  • о видах гормонов;

  • об органах-мишенях;

  • о механизме работы регуляции деятельности желез внутренней секреции.


Знать:

  • какие железы называют железами внешней, внутренней и смешанной секреции

  • свойства гормонов

  • физиологические эффекты гормонов гипофиззависимых желез

  • гипофиззависимые и гипофизнезависимые железы внутренней секреции


Уметь:

  • показать на таблицах и муляжах железы внутренней секреции

  • использовать медицинскую терминологию


Содержание учебного материала


Виды секретов. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Виды гормонов, их характеристика. Что такое органы - мишени. Гипофиззависимые и гипофизнезавимые железы внутренней секреции.

Гипоталамо-гипофизарная система – структура, физиологическое действие. Щитовидная железа - расположение, строение, гормоны - тироксин, трийодтиронин, тиреокальцитонин. Роль йода в синтезе гормонов щитовидной железы. Паращитовидные железы - парагормон, его физиологические эффекты.

Надпочечники - расположение, строение, функция.

Тканевые гормоны: гормоны почек и их физиологические эффекты.

Проявление гипо- и гиперфункции гипофиза, щитовидной железы, паращитовидных желез, поджелудочной железы, половых желез, надпочечников, вилочковой железы. Заболевания щитовидной железы - как регионарная патология.


Перечень практических занятий


  1. Гипофиззависимые железы внутренней секреции.

  2. Гипофизнезависимые железы внутренней секреции.



  1. «Органы чувств»



Учащийся должен:

Иметь представление:

  • о сенсорном процессе

  • о значении органов чувств в жизнедеятельности человека

  • об основных принципах восприятия сенсорного воздействия


Знать:

  • отделы сенсорной системы; этапы сенсорного процесса

  • что такое анализатор по Павлову

  • виды анализаторов

  • рецепторы, виды, функции


Уметь:

  • показать на муляже или в атласе корковые отделы анализаторов

  • использовать медицинскую терминологию.


Содержание учебного материала


Обонятельная сенсорная система: вспомогательный аппарат (нос), обонятельные рецепторы, проводниковый и центральный отделы.

Вкусовая сенторная система - вспомогательный аппарат, вкусовые рецепторы, локализация, строение вкусовой луковицы, проводниковый отдел, подкорковый и корковый центры вкуса.

Зрительная сенсорная система, ее вспомогательный аппарат. Светочувствительные рецепторы, зрительный нерв, зрительный перекрест, зрительный тракт.

Глаз, глазное яблоко, вспомогательный аппарат глаза. Оптическая система глаза - структуры к ней относящиеся. Аккомодация, аккомодационный аппарат.

Слуховая сенсорная система. Рецепторы, локализация - кортиев орган улитки,

проводниковый отдел; центральный отдел - подкорковые центры слуха (нижние бугры четверохолмия, медиальные коленчатые тела, талямус), корковый центр слуха (верхняя височная извилина коры), их функции.

Вестибулярная сенсорная система. Рецепторы, локализация (отолитовый аппарат, ампулярные кристы), проводниковый отдел, центральный отдел - подкорковые центры (ядра ромбовидной ямки, мозжечка, талямус), корковый центр (височная доля), их функции. Вспомогательный аппарат слуховой и вестибулярной сенсорных систем - ухо.

Отделы уха. Наружное ухо, внутреннее ухо, строение, функции. Костный лабиринт, перепончатый лабиринт; строение, функции.


  1. «Кожа и ее производная»


Учащийся должен:

Иметь представление:

  • о нормальном состоянии кожи, выраженности подкожной клетчатки, кожной температуре


Знать:


  • виды кожных рецепторов

  • проводниковый отдел кожной и проприоцептивной сенсорных систем

  • вспомогательный аппарат соматической сенсорной системы – кожа

  • корковые отделы анализаторов


Уметь:

  • показать на муляже или в атласе корковые отделы анализаторов

  • использовать медицинскую терминологию


Содержание учебного материала


Соматическая сенсорная система, виды кожных рецепторов; тактильные тельца Мейснера, рецепторы давления - диски Меркеля, тельца Руффини, рецепторы вибрации - тельца Пачини, терморецепторы - холодовые и тепловые.

Проприорецепторы: мышечные веретена и сухожильные органы Голь-джи. Проводниковый отдел кожной и проприоцептивной сенсорных систем.

Подкорковые и корковые центры кожной и проприоцептивной чувствительности, их функциональное значение. Вспомогательный аппарат соматической сенсорной системы - кожа. Строение кожи - эпидермис, дерма; подкожный слой, сосудистые сети кожи, железы кожи, производные кожи: волосы, ногти: функции кожи.



Литература


Основная:

  1. Самусев Р.П., Липченко В.Я. «Атлас анатомии человека», Москва, 2002 г., стр. 5-15.

  2. Физиология человека под редакцией Семеновича А.Н.. Минск 2008 г.

  3. Липченко В.Я. «Атлас анатомии человека», Москва, 2007 г.

  4. Пирс Э. «Анатомия и физиология». Минск, Белади, 1986 г.

  5. Швырев А.А. «АФП». «Фенкс», Ростов-на-Дону, 2004 г.



Дополнительная:

  1. Агаджанян НА., Телль Л.З. и др. «Физиология человека», СПб, Сотин, 1998 г.

  2. Байский Е.Б., Зубков А.А. и др. «Физиология человека», М., Медицина, 1966 г.

  3. Барышников С.Д. «Практикум по анатомии и физиологии человека с основами патологии», М.

  4. Воробьев А.И., Вельтищев Ю.Е. и др. «Справочник практического врача в 2 томах», М., Медицина, 1991 г.

  5. Гаврилов Л.Ф., Татаринов В.Г. «Анатомия», М., Медицина, 1986 г.

  6. Егоров И.В. «Клиническая анатомия человека», Ростов-на-Дону, Феникс, 1997 г.

  7. Залманов А.С. «Тайная мудрость человеческого организма. Глубинная медицина», СПб, Наука, 1991 г.

  8. Коган А.Б., Косицкий Г.И. и др. «Физиология человека и животных в 2 томах», М., Высшая школа, 1984 г.

  9. Коробков А.В., Башкиров А.А. и др. «Нормальная физиология», М., Высшая школа, 1980 г.

  10. Коробков А.В., Чеснокова С.А. «Атлас по нормальной физиологии», М., Высшая школа, 1987 г.

  11. Михайлов А.А., Исаева ЛА. и др. «Справочник фельдшера в 2 томах», М., Медицина, 1990 г.

  12. Никитюк Б.А., Чтецов В.П. «Морфология человека», Изд. Московского университета, 1990 г.

  13. Покровский В.М., Коротько Г.Ф. и др. «Физиология человека в 2 томах», М., Медицина, 1998 г.

  14. Привес М.Г. Лысенков Н.К. и др. «Анатомия человека», СПб, Гиппократ, 1997 г.

  15. Самусев Р.П., Седин Ю.М. «Анатомия человека», М., Медицина, 1995 г.

  16. Сапин М.Р., Брыскина З.Г. «Анатомия человека», М., Просвещение, Владос, 1995 г. Сапин М.Р., Никитюк Д.Б. «Карманный атлас анатомии человека», М., Элиста, АПП «Джангар», 1999 г.

  17. Синельников Р.П., Синельников Я.Р. «Атлас анатомии человека», Т. 1. Учение о костях, соединениях костей и мышцах, М., Медицина, 1989, 1990 г.

  18. Серов В.З., Ярыгин Н.Е., Пауков B.C. «Патологическая анатомия». Атлас, М., Медицина, 1986 г.

  19. Пирс Эвелин «Анатомия и физиология для мед. сестер», перевод с англ., Минск, 1996 г.