Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся на уровне начального общего образования
Предлагаем вариант Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся на уровне начального общего образования. Автор-разработчик выстроил содержание программы с учетом изменений во ФГОС начального общего образования, внесенных приказами Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357 и от 29.12.2014 № 1643.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся на уровне начального общего образования (далее — Программа) — комплексная программа формирования у учащихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих повышение экологической культуры, сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.
Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких как гражданственность, здоровье, природа, экологическая культура, безопасность человека и государства. Программа направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся повышать свою экологическую грамотность, действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.
Программа разработана с учетом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
неблагоприятные экологические, социальные и экономические условия;
факторы риска, имеющие место в образовательных организациях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным;
особенности отношения учащихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьезными хроническими заболеваниями) и восприятием ребенком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы).
Нормативно-правовая и учебно-методическая основа Программы
Нормативно-правовой и учебно-методической основой Программы являются:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.11.2011 № 2357, от 8.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);
СанПиН 2.4.2.1178–02, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178–02»;
концепция учебно-методического комплекса «Школа 2100».
Цели и задачи Программы
Общая цель Программы — повышение экологической культуры, сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья учащихся младшего школьного возраста как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Задачи Программы:
формирование у учащихся представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
формирование у учащихся установок на использование здорового питания;
использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
соблюдение здоровьесберегающего режима образовательного процесса;
формирование негативного отношения учащихся к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;
формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Планируемые результаты реализации Программы
В ходе реализации Программы учащихся будут сформированы следующие образовательные результаты:
Личностные:
— осознание учащимися ценности экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
- познавательный интерес и бережное отношение к природе;
- готовность самостоятельно поддерживать здоровый и экологически безопасный образ жизни;
- готовность и способность грамотно действовать в экстремальных жизненных ситуациях на уровне, доступном для психовозрастного развития;
- опыт осознанного выбора поступков, стиля поведения, позволяющих сохранять и укреплять собственное здоровье;
- потребность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в т. ч. связанным с особенностями роста и развития.
Метапредметные:
- навыки позитивного общения;
- навыки проектирования (моделирования) жизненных ситуаций, отвечающих требованиям экологически безопасного и здорового образа жизни;
- опыт рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности;
- опыт составления, анализа и контроля собственного режим дня.
Предметные:
- знание позитивных и негативных факторов, влияющих на здоровье, в т. ч. о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
- представление (с учетом принципа информационной безопасности) о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, об их пагубном влиянии на здоровье;
- представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
- знание правил личной гигиены;
- первичное освоение понятий «экологическая культура», «здоровье», «здоровый и безопасный образ жизни», «экологически безопасное поведение».
Ценностные ориентиры Программы
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира — частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, ее совершенства, сохранение и приумножение ее богатства.
Ценность жизни — признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность здоровья — здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое; родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся на уровне начального общего образования рассматривается как многогранный процесс воспитания, обучения и развития. Программа ориентирована на достижение триединого образовательного результата учащихся, где согласовано освоение учащимися специальных понятий и терминов, становление необходимых эмоционально-ценностных установок, нравственных ориентиров и обретаемый в ходе мероприятий программы индивидуальный социальный опыт.
Программа отвечает глобальным задачам современности, учитывает последние тенденции государственной политики России в области экологии Земли.
Основные направления реализации Программы
Системная работа на уровне начального общего образования по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни организована по следующим направлениям:
создание экологически безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры;
рациональная организация образовательного процесса;
формирование экологической культуры учащихся, ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
организация физкультурно-оздоровительной работы;
реализация дополнительных образовательных программ;
организация работы с родителями (законными представителями).
Структура и содержание программы
Блок 1. Создание экологически безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры |
Ключевые задачи | Обеспечение безопасности жизнедеятельности; соблюдение СанПиН; укрепление материально-технической базы |
Обеспечение безопасности жизнедеятельности участников образовательных отношений | Осуществление контроля доступа обучающихся и посетителей. Сопровождение посетителей охранником или дежурными до места посещения. Организация дежурства администрацией школы и педагогическим коллективом на всей территории зданий, предназначенных для ведения образовательной деятельности. Своевременная чистка крыш и пришкольного участка в зимнее время года. Обеспечение пожарной и антитеррористической безопасности |
Соблюдение СанПиН | Максимально возможное для охраны здоровья детей и поддержание санитарно-гигиенического состояния школы на высоком уровне: • обеспечение всеми нужными материалами и санитарно-гигиеническими средствами, а также средствами электробезопасности и пожаротушения; • ежедневная влажная уборка всех помещений школы чистящими, моющими, дезинфицирующими средствами; • контроль наличия в туалетных комнатах туалетной бумаги, мыла; • организация в каникулярное время обязательной генеральной уборки всех помещений школы с дезинфицирующими и моющими средствами мест общего пользования, классов, рекреаций и других помещений; • контроль освещенности в учебных классах, рекреациях и других помещениях школы; • осмотр осветительных приборов и замена их в случае неисправности; • проветривание учебных аудиторий, поддержание в них оптимальной температуры; • единый режим ношения сменной обуви учащимися; • контроль соблюдения требований к школьной мебели |
Укрепление материально- технической базы образовательного процесса | Укрепление материально-технической базы: Качественный ремонт учебных кабинетов, спортивных залов, рекреаций. Улучшение материально-технической базы помещений для занятий спортом, покупка спортивного инвентаря. Обеспечение учебной мебелью в соответствии росто-возрастным особенностям учащихся. Оснащение классов самым современным компьютерным и интерактивным оборудованием. Оборудование помещений столовой мебелью и оборудованием, необходимым для обеспечения здорового режима питания |
Блок 2. Рациональная организация образовательного процесса |
Ключевые задачи | Организация режима школьной жизни Создание предметно-пространственной среды. Организация образовательного процесса. Организация учебной деятельности |
Организация режима школьной жизни | С целью снятия физических нагрузок учащихся режим школьной жизни организуется: • оптимальным годовым календарным учебным графиком, позволяющим равномерно чередовать учебную деятельность и отдых; • учетом максимально допустимой недельной учебной нагрузки; • составлением расписания • учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов; • началом учебных занятий не ранее 8 ч (отсутствием нулевых уроков); • обучением только в первую смену; • наполняемостью классов не более 25 человек; • «ступенчатым режимом» постепенного наращивания учебного процесса в 1-х классах: сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 мин каждый; в ноябре—декабре — по 4 урока по 35 мин каждый; в январе — мае — по 4 урока по 45 мин каждый; • отсутствием сдвоенных уроков; • облегченным днем в середине учебной недели для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности; • ежедневной 40-минутной динамической паузой на свежем воздухе после 3-го урока; • организацией дневного сна (не менее 1 ч), 3-разового питания и прогулок для посещающих группу продленного дня |
Оптимизация предметно- пространственной среды | Отдельные рекреации для начальной школы, Яркие дизайнерские решения стен рекреаций и напольных покрытий. Функционирование гигиенического уголка (раковина для мытья рук) в каждом классном кабинете. Наличие физкультурного зала для учащихся начальной школы; функционирование «сенсорной комнаты» |
Организация образовательного процесса | Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий. Расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся; корректировка учебных планов и программ: • не менее 3 уроков физической культуры в неделю для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся; • включение в учебные планы предметы двигательно-активного характера; • реализация плана индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья; • оптимальное использование содержания валеологического образовательного компонента в учебных предметах; • организация безотметочного обучения в 1-м классе; • обеспечение рационального объема домашних заданий: 2-е классы до 1,5 ч, в 3-4-х классах до 2 ч, отсутствие домашних заданий в 1-м классе; • обучение без домашнего задания по физической культуре, изобразительному искусству, музыке, технологии; • применение ИКТ с учетом требований СанПиН;р • распределение обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы, для участия в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях |
Организация учебной деятельности | Учет в организации учебной деятельности следующих показателей: • температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т. д.; • количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма — 4–7 видов за урок; средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Норма — 7–10 мин; • чередование способов организации учебно-познавательной деятельности обучающихся: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т. д. Норма — не менее трех; • наличие на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся; • контроль места и длительности применения технических средств обучения (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, беседы, обсуждения; • обязательные физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек — их место, содержание и продолжительность. Норма — на 15 и 30 мин урока по 1 мин из 3 легких упражнений; • наличие мотивации деятельности учащихся на уроке и используемые учителем методы повышения этой мотивации; наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; • поддержание здорового психологического климата на уроках и внеурочной деятельности; • эмоциональные разрядки на уроке — наличие на уроке шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т. п.; • спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с обучающимися. |
Блок 3. Формирование экологической культуры учащихся, ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни |
Ключевые задачи | Обновление инструментария реализации рабочих программ по дисциплинам учебного плана. Расширение перечня занятий внеурочной деятельности со здоровьесберегающей и экологической направленностью и обогащение форм организации внеурочной деятельности |
Организация урочной деятельности | Применение на уроках активных форм организации учебно-познавательной деятельности: • диспуты, дискуссии, деловые игры по проблемам окружающей среды и ценностного отношения к здоровью; • встречи со специалистами природоохранных учреждений и учреждений здравоохранения; • экспериментальная работа (опыты по изучению состава пищевых продуктов, выполнение анализов почвы и т. п.); • учебные игры экологической и здоровьесберегающей направленности; • проектная деятельность учащихся по вопросам богатств природы, растительного, животного мира; • проблем охраны природа и человеческого здоровья в неблагоприятных экологических условиях города |
Организация внеурочной деятельности | Увеличение перечня занятий внеурочной деятельности со здоровьесберегающей и экологической направленностью до 3–4 за период освоения ООП начального общего образования. Проведение экскурсий в краеведческие и биологические музеи, парки, заповедники, видеопутешествия по знакомству с людьми, их образом жизни, укрепляющим или губящим здоровье. Коллективно-творческие дела по темам: «Вредные и полезные для здоровья привычки», «Человек есть то, что он ест», «Болезни, которые порождают увлечения компьютерными играми, телевидением», «Как помочь природе убрать наш мусор?» и др. Организация экологических акций и дней здоровья, систематическая работа по профилактике вредных привычек; оформление «Уголка здоровья» в учебных аудиториях |
Блок 4. Организация физкультурно-оздоровительной работы |
Ключевые задачи | Организация оздоровительной работы. Организация медицинского и психологического обслуживания. Организация физкультурно-спортивной работы |
Организация оздоровительной работы | Медико-педагогическая диагностика состояния здоровья: • медицинский осмотр детей врачами-специалистами (педиатром, окулистом, отоларингологом, хирургом, неврологом); • медицинский осмотр детей и профилактическая работа стоматологического кабинета; • мониторинг состояния здоровья, заболеваемости с целью выявления наиболее часто болеющих детей. Профилактическая работа по предупреждению заболеваний: • проведение плановых прививок; • витаминизация; • кислородные коктейли; • профилактика простудных заболеваний; • соблюдение санитарно-гигиенического противоэпидемического режима (мытье рук, сменная обувь, проветривание, влажная уборка и т. п.). Организация питания и питьевого режима: • работа столовой, обеспечивающей горячие завтраки и обеды в урочное время • обеспечение бесплатным питанием учащихся 1-4-х классах, а также учащихся из малообеспеченных семей, детей-инвалидов, детей из семей, находящихся в социально-опасном положении; • наличие в учебных аудиториях, зонах рекреаций, в столовой куллеров с питьевой водой |
Организация медицинского и психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса | Медицинское обеспечение: • распределение учащихся по группам здоровья; • помощь в организации занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе; • составление списков учащихся, освобожденных от занятий физической культурой; • рассадку обучающихся в классе в соответствии с остротой зрения; • беседы с обучающимися о личной гигиене, вредных привычках; • профилактические прививки учащихся и учителей; • плановые медицинские осмотры учащихся. Психолого-педагогическое сопровождение: • диагностика выявления психологического и эмоционального неблагополучия учащихся; • индивидуальная работа с учащимися, находящимися в социально-опасном положении; • психологические консультации для учащихся, родителей, учителей по проблемам сохранения психологического здоровья; • занятия с учащимися в «сенсорной комнате» с целью снятия физического и психоэмоционального напряжения; • организация психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, трудностями в обучении и отклонениями в поведении; • коррекционно-развивающая работа с учащимися; • реализация программ, направленных на установление доброжелательных отношений во всем школьном коллективе |
Организация физкультурно-спортивной работы | Организация двигательной деятельности в режиме учебного дня: • утренняя гимнастика (до начала учебных занятий); • физкультурные минутки и гимнастика для глаз во время уроков; • подвижные игры на переменах; организация динамической паузы между 3-м и 4-м уроками; • физкультурные занятия, спортивные игры на свежем воздухе, прогулки в группах продленного дня. Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий: • дни здоровья; • спортивные праздники; • соревнования по видам спорта; • спортивные викторины, олимпиады, конкурсы; • встречи-беседы с людьми, ведущими активный образ жизни, с представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью; • участие во всероссийских акциях «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам», «Здоровы мы — здорова Россия!»; • оздоровительный лагерь в период летних и зимних каникул на базе школы |
Блок 5. Реализация дополнительных общеразвивающих образовательных программ |
Ключевые задачи | Оптимизация системы школьного дополнительного образования. азработка программно-методического обеспечения системы школьного дополнительного образования |
Организация дополнительного образования | Дополнительные общеразвивающие программы курсов ознакомительного уровня: «Разговор о правильном питании» ( 1-й класс); «Две недели в лагере здоровья» ( 2-й класс); «Полезные привычки» ( 3-4-е классы); «Валеология» ( 1-4-е классы); «Правила дорожного движения» ( 1-4-е классы) |
Организация кружков, секций | Организация работы спортивных секций: • занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе; • занятия по лечебной физкультуре; спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол); • секции тэквандо, плавание, бокс; • ритмика, танцы |
Блок 6. Организация работы с родителями (законными представителями) обучающихся |
Ключевые задачи | Повышение педагогической культуры родителей. Обновление форм и содержания взаимодействия с родителями |
Повышение педагогической культуры родителей | Обсуждение вопросов здоровьесбережения в семье и образовательной организации, знакомство с задачами и итогами работы школы в данном направлении. Обмен опытом семейного воспитания по ценностному отношению к здоровью в форме родительской конференции, организационно-деятельностной и психологической игры, собрания-диспута, родительского лектория, семейной гостиной, встречи за круглым столом, вечера вопросов и ответов, семинара, педагогического практикума, тренинга для родителей и др. Создание информационных стендов по правовым аспектам, связанным с ответственностью родителей за воспитание детей. Организация книжных выставок в библиотеке школы по вопросам семейного воспитания, подбор литературы. Индивидуальные консультации педагога-психолога по проблемам воспитания ребенка. Проведение тематических встреч для родителей учащихся «группы риска» с приглашением работников правоохранительных органов, специалистов психолого-медико-педагогической комиссии |
Обновление форм и содержания взаимодействия с родителями | Проведение совместных детско-взрослых мероприятий: «Папа, мама, я — спортивная семья», «Игровые встречи», «Всей семьей на старт». Организация совместного отдыха родителей и учащихся на природе: турпоходы, полоса препятствий, лыжные вылазки в лес, поездки на базу отдыха и др. |