СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся на уровне начального общего образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Внеурочную работу по формированию у младших школьников экологического отношения к природе я рассматриваю как неотъемлемую часть всего учебно – воспитательного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся на уровне начального общего образования»

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся на уровне начального общего образования

Предлагаем вариант Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся на уровне начального общего образования. Автор-разработчик выстроил содержание программы с учетом изменений во ФГОС начального общего образования, внесенных приказами Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357 и от 29.12.2014 № 1643.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся на уровне начального общего образования (далее — Программа) — комплексная программа формирования у учащихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих повышение экологической культуры, сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.

Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких как гражданственность, здоровье, природа, экологическая культура, безопасность человека и государства. Программа направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся повышать свою экологическую грамотность, действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.

Программа разработана с учетом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

  • неблагоприятные экологические, социальные и экономические условия;

  • факторы риска, имеющие место в образовательных организациях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

  • чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным;

  • особенности отношения учащихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьезными хроническими заболеваниями) и восприятием ребенком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы).

Нормативно-правовая и учебно-методическая основа Программы

Нормативно-правовой и учебно-методической основой Программы являются:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.11.2011 № 2357, от 8.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);

  • СанПиН 2.4.2.1178–02, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от  28.11.2002 № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178–02»;

  • концепция учебно-методического комплекса «Школа 2100».

Цели и задачи Программы

Общая цель Программы — повышение экологической культуры, сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья учащихся младшего школьного возраста как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи Программы:

  • формирование у учащихся представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

  • пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;

  • формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;

  • формирование у учащихся установок на использование здорового питания;

  • использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

  • соблюдение здоровьесберегающего режима образовательного процесса;

  • формирование негативного отношения учащихся к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

  • становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

  • формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;

  • формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;

  • формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

Планируемые результаты реализации Программы

В ходе реализации Программы учащихся будут сформированы следующие образовательные результаты:

  • Личностные:
    — осознание учащимися ценности экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
    ​- познавательный интерес и бережное отношение к природе;
    ​- готовность самостоятельно поддерживать здоровый и экологически безопасный образ жизни;
    ​- готовность и способность грамотно действовать в экстремальных жизненных ситуациях на уровне, доступном для психовозрастного развития;
    ​- опыт осознанного выбора поступков, стиля поведения, позволяющих сохранять и укреплять собственное здоровье;
    ​- потребность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в т. ч. связанным с особенностями роста и развития.

  • Метапредметные:
    ​- навыки позитивного общения;
    ​- навыки проектирования (моделирования) жизненных ситуаций, отвечающих требованиям экологически безопасного и здорового образа жизни;
    ​- опыт рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности;
    ​- опыт составления, анализа и контроля собственного режим дня.

  • Предметные:
    ​- знание позитивных и негативных факторов, влияющих на здоровье, в т. ч. о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
    ​- представление (с учетом принципа информационной безопасности) о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, об их пагубном влиянии на здоровье;
    ​- представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
    ​- знание правил личной гигиены;
    ​- первичное освоение понятий «экологическая культура», «здоровье», «здоровый и безопасный образ жизни», «экологически безопасное поведение».

Ценностные ориентиры Программы

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира — частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, ее совершенства, сохранение и приумножение ее богатства.

Ценность жизни — признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность здоровья — здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и  социально-психологическое; родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.

Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся на уровне начального общего образования рассматривается как многогранный процесс воспитания, обучения и развития. Программа ориентирована на достижение триединого образовательного результата учащихся, где согласовано освоение учащимися специальных понятий и терминов, становление необходимых эмоционально-ценностных установок, нравственных ориентиров и обретаемый в ходе мероприятий программы индивидуальный социальный опыт.

Программа отвечает глобальным задачам современности, учитывает последние тенденции государственной политики России в области экологии Земли.

Основные направления реализации Программы

Системная работа на уровне начального общего образования по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни организована по следующим направлениям:

  • создание экологически безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры;

  • рациональная организация образовательного процесса;

  • формирование экологической культуры учащихся, ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

  • организация физкультурно-оздоровительной работы;

  • реализация дополнительных образовательных программ;

  • организация работы с родителями (законными представителями).

Структура и содержание программы

Блок 1. Создание экологически безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры

Ключевые задачи

Обеспечение безопасности жизнедеятельности; соблюдение СанПиН; укрепление материально-технической базы

Обеспечение безопасности жизнедеятельности участников образовательных отношений

Осуществление контроля доступа обучающихся и посетителей.
Сопровождение посетителей охранником или дежурными до места посещения.
Организация дежурства администрацией школы и педагогическим коллективом на всей территории зданий, предназначенных для ведения образовательной деятельности.
Своевременная чистка крыш и пришкольного участка в зимнее время года.
Обеспечение пожарной и антитеррористической безопасности

Соблюдение СанПиН

Максимально возможное для охраны здоровья детей и поддержание санитарно-гигиенического состояния школы на высоком уровне:
• обеспечение всеми нужными материалами и  санитарно-гигиеническими средствами, а также средствами электробезопасности и пожаротушения;
​• ежедневная влажная уборка всех помещений школы чистящими, моющими, дезинфицирующими средствами;
​• контроль наличия в туалетных комнатах туалетной бумаги, мыла;
​• организация в каникулярное время обязательной генеральной уборки всех помещений школы с дезинфицирующими и моющими средствами мест общего пользования, классов, рекреаций и других помещений;
​• контроль освещенности в учебных классах, рекреациях и других помещениях школы;
​• осмотр осветительных приборов и замена их в случае неисправности;
​• проветривание учебных аудиторий, поддержание в них оптимальной температуры;​
​• единый режим ношения сменной обуви учащимися;
​• контроль соблюдения требований к школьной мебели

Укрепление материально- технической базы образовательного процесса

Укрепление материально-технической базы:
Качественный ремонт учебных кабинетов, спортивных залов, рекреаций.
Улучшение материально-технической базы помещений для занятий спортом, покупка спортивного инвентаря.
Обеспечение учебной мебелью в соответствии росто-возрастным особенностям учащихся.
Оснащение классов самым современным компьютерным и интерактивным оборудованием.
Оборудование помещений столовой мебелью и оборудованием, необходимым для обеспечения здорового режима питания

Блок 2. Рациональная организация образовательного процесса

Ключевые задачи

Организация режима школьной жизни
Создание предметно-пространственной среды.
Организация образовательного процесса.
Организация учебной деятельности

Организация режима школьной жизни

С целью снятия физических нагрузок учащихся режим школьной жизни организуется:
​• оптимальным годовым календарным учебным графиком, позволяющим равномерно чередовать учебную деятельность и отдых;
​• учетом максимально допустимой недельной учебной нагрузки;
​• составлением расписания
​• учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов;
​• началом учебных занятий не ранее 8 ч (отсутствием нулевых уроков);
​• обучением только в первую смену;
​• наполняемостью классов не более 25 человек;
​• «ступенчатым режимом» постепенного наращивания учебного процесса в  1-х классах: сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 мин каждый; в ноябре—декабре — по 4 урока по 35 мин каждый; в январе — мае — по 4 урока по 45 мин каждый;
• отсутствием сдвоенных уроков;
• облегченным днем в середине учебной недели для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности;
• ежедневной 40-минутной динамической паузой на свежем воздухе после 3-го урока;
• организацией дневного сна (не менее 1 ч), 3-разового питания и прогулок для посещающих группу продленного дня

Оптимизация предметно- пространственной среды

Отдельные рекреации для начальной школы,
Яркие дизайнерские решения стен рекреаций и напольных покрытий.
Функционирование гигиенического уголка (раковина для мытья рук) в каждом классном кабинете.
Наличие физкультурного зала для учащихся начальной школы; функционирование «сенсорной комнаты»

Организация образовательного процесса

Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий. Расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся; корректировка учебных планов и программ:
• не менее 3 уроков физической культуры в неделю для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся;
• включение в учебные планы предметы двигательно-активного характера;
• реализация плана индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
• оптимальное использование содержания валеологического образовательного компонента в учебных предметах;
• организация безотметочного обучения в  1-м классе;
• обеспечение рационального объема домашних заданий: 2-е классы до 1,5 ч, в  3-4-х классах до 2 ч, отсутствие домашних заданий в  1-м классе;
• обучение без домашнего задания по физической культуре, изобразительному искусству, музыке, технологии;
• применение ИКТ с учетом требований СанПиН;р
• распределение обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы, для участия в  физкультурно-оздоровительных и  спортивно-массовых мероприятиях

Организация учебной деятельности

Учет в организации учебной деятельности следующих показателей:
• температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т. д.;
• количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма — 4–7 видов за урок; средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Норма — 7–10 мин;
• чередование способов организации учебно-познавательной деятельности обучающихся: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т. д. Норма — не менее трех;
• наличие на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;
• контроль места и длительности применения технических средств обучения (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, беседы, обсуждения;
• обязательные физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек — их место, содержание и продолжительность. Норма — на 15 и 30 мин урока по 1 мин из 3 легких упражнений;
• наличие мотивации деятельности учащихся на уроке и используемые учителем методы повышения этой мотивации;
наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;
• поддержание здорового психологического климата на уроках и внеурочной деятельности;
• эмоциональные разрядки на уроке — наличие на уроке шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т. п.;
• спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с обучающимися.

Блок 3. Формирование экологической культуры учащихся, ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

Ключевые задачи

Обновление инструментария реализации рабочих программ по дисциплинам учебного плана.
Расширение перечня занятий внеурочной деятельности со здоровьесберегающей и экологической направленностью и обогащение форм организации внеурочной деятельности

Организация урочной деятельности

Применение на уроках активных форм организации учебно-познавательной деятельности:
• диспуты, дискуссии, деловые игры по проблемам окружающей среды и ценностного отношения к здоровью;
• встречи со специалистами природоохранных учреждений и учреждений здравоохранения;
• экспериментальная работа (опыты по изучению состава пищевых продуктов, выполнение анализов почвы и т. п.);
• учебные игры экологической и здоровьесберегающей направленности;
• проектная деятельность учащихся по вопросам богатств природы, растительного, животного мира;
• проблем охраны природа и человеческого здоровья в неблагоприятных экологических условиях города

Организация внеурочной деятельности

Увеличение перечня занятий внеурочной деятельности со здоровьесберегающей и экологической направленностью до 3–4 за период освоения ООП начального общего образования.
Проведение экскурсий в краеведческие и биологические музеи, парки, заповедники, видеопутешествия по знакомству с людьми, их образом жизни, укрепляющим или губящим здоровье.
Коллективно-творческие дела по темам: «Вредные и полезные для здоровья привычки», «Человек есть то, что он ест», «Болезни, которые порождают увлечения компьютерными играми, телевидением», «Как помочь природе убрать наш мусор?» и др.
Организация экологических акций и дней здоровья, систематическая работа по профилактике вредных привычек; оформление «Уголка здоровья» в учебных аудиториях

Блок 4. Организация физкультурно-оздоровительной работы

Ключевые задачи

Организация оздоровительной работы.
Организация медицинского и психологического обслуживания.
Организация физкультурно-спортивной работы

Организация оздоровительной работы

Медико-педагогическая диагностика состояния здоровья:
• медицинский осмотр детей врачами-специалистами (педиатром, окулистом, отоларингологом, хирургом, неврологом);
• медицинский осмотр детей и профилактическая работа стоматологического кабинета;
• мониторинг состояния здоровья, заболеваемости с целью выявления наиболее часто болеющих детей. Профилактическая работа по предупреждению заболеваний:
• проведение плановых прививок;
• витаминизация;
• кислородные коктейли;
• профилактика простудных заболеваний;
• соблюдение санитарно-гигиенического противоэпидемического режима (мытье рук, сменная обувь, проветривание, влажная уборка и т. п.).
Организация питания и питьевого режима:
• работа столовой, обеспечивающей горячие завтраки и обеды в урочное время
• обеспечение бесплатным питанием учащихся 1-4-х классах, а также учащихся из малообеспеченных семей, детей-инвалидов, детей из семей, находящихся в  социально-опасном положении;
• наличие в учебных аудиториях, зонах рекреаций, в столовой куллеров с питьевой водой

Организация медицинского и психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса

Медицинское обеспечение:
• распределение учащихся по группам здоровья;
• помощь в организации занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;
• составление списков учащихся, освобожденных от занятий физической культурой;
• рассадку обучающихся в классе в соответствии с остротой зрения;
• беседы с обучающимися о личной гигиене, вредных привычках;
• профилактические прививки учащихся и учителей;
• плановые медицинские осмотры учащихся.
Психолого-педагогическое сопровождение:
• диагностика выявления психологического и эмоционального неблагополучия учащихся;
• индивидуальная работа с учащимися, находящимися в  социально-опасном положении;
• психологические консультации для учащихся, родителей, учителей по проблемам сохранения психологического здоровья;
• занятия с учащимися в «сенсорной комнате» с целью снятия физического и психоэмоционального напряжения;
• организация психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, трудностями в обучении и отклонениями в поведении;
• коррекционно-развивающая работа с учащимися;
• реализация программ, направленных на установление доброжелательных отношений во всем школьном коллективе

Организация физкультурно-спортивной работы

Организация двигательной деятельности в режиме учебного дня:
• утренняя гимнастика (до начала учебных занятий);
• физкультурные минутки и гимнастика для глаз во время уроков;
• подвижные игры на переменах; организация динамической паузы между 3-м и  4-м уроками;
• физкультурные занятия, спортивные игры на свежем воздухе, прогулки в группах продленного дня.
Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий:
• дни здоровья;
• спортивные праздники;
• соревнования по видам спорта;
• спортивные викторины, олимпиады, конкурсы;
• встречи-беседы с людьми, ведущими активный образ жизни, с представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью;
• участие во всероссийских акциях «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам»,
«Здоровы мы — здорова Россия!»;
• оздоровительный лагерь в период летних и зимних каникул на базе школы

Блок 5. Реализация дополнительных общеразвивающих образовательных программ 

Ключевые задачи

Оптимизация системы школьного дополнительного образования.
азработка программно-методического обеспечения системы школьного дополнительного образования

Организация дополнительного образования

Дополнительные общеразвивающие программы курсов ознакомительного уровня: «Разговор о правильном питании» ( 1-й класс); «Две недели в лагере здоровья» ( 2-й класс); «Полезные привычки» ( 3-4-е классы); «Валеология» ( 1-4-е классы); «Правила дорожного движения» ( 1-4-е классы)

Организация кружков, секций

Организация работы спортивных секций:
• занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;
• занятия по лечебной физкультуре; спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол);
• секции тэквандо, плавание, бокс;
• ритмика, танцы

Блок 6. Организация работы с родителями (законными представителями) обучающихся

Ключевые задачи

Повышение педагогической культуры родителей.
Обновление форм и содержания взаимодействия с родителями

Повышение педагогической культуры родителей

Обсуждение вопросов здоровьесбережения в семье и образовательной организации, знакомство с задачами и итогами работы школы в данном направлении.
Обмен опытом семейного воспитания по ценностному отношению к здоровью в форме родительской конференции, организационно-деятельностной и психологической игры, собрания-диспута, родительского лектория, семейной гостиной, встречи за круглым столом, вечера вопросов и ответов, семинара, педагогического практикума, тренинга для родителей и др.
Создание информационных стендов по правовым аспектам, связанным с ответственностью родителей за воспитание детей.
Организация книжных выставок в библиотеке школы по вопросам семейного воспитания, подбор литературы.
Индивидуальные консультации педагога-психолога по проблемам воспитания ребенка.
Проведение тематических встреч для родителей учащихся «группы риска» с приглашением работников правоохранительных органов, специалистов психолого-медико-педагогической комиссии

Обновление форм и содержания взаимодействия с родителями

Проведение совместных детско-взрослых мероприятий: «Папа, мама, я — спортивная семья», «Игровые встречи», «Всей семьей на старт».
Организация совместного отдыха родителей и учащихся на природе: турпоходы, полоса препятствий, лыжные вылазки в лес, поездки на базу отдыха и др.