СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа географического кружка "Клуб путешественников"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена  для более углубленного изучения курса географии «Материки и океаны». В содержании курса более полно даются страноведческие знания, что усиливает его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Программа географического кружка "Клуб путешественников"»

























































Пояснительная записка.

Программа предназначена для более углубленного изучения курса географии «Материки и океаны». В содержании курса более полно даются страноведческие знания, что усиливает его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.

В программе достаточно сложные и глубокие вопросы о природе Земли изучаются в занимательной форме: ролевые игры, экскурсии, презентации, самостоятельные работы, деловые игры, которые поддерживают интерес к учению и познанию нового, неизвестного.

Актуальность реализации программы заключается в том, в этом возрасте у детей возникает много вопросов и темы, рассматриваемые в рамках реализации программы кружка, позволят ребятам не только получить ответы, но и самим познать окружающий нас мир путём наблюдений и экспериментов. Большое внимание в программе уделяется вопросам бережного отношения к природе.

Педагогическая целесообразность реализации программы кружка «Клуб путешественников» позволит не только полезно занять время учащихся, но и пробудить интерес к проблемам природы. В реализации программы используется большое количество наглядности.

Поисково – исследовательская деятельность помогает школьнику углубить знания по интересующей его теме или предмету, расширяет кругозор, развивает гибкость ума, формирует самостоятельность и самоутверждение, так как дети испытывают большое удовольствие, видя результаты своего труда. Кроме того у детей воспитывается чувство ответственности, укрепляются волевые качества характера, так как нужно довести начатое дело до конца.

Организация кружка «Юный путешественник» призвана вовлечению

учащихся школы в поисково – исследовательскую деятельность и во время внеклассных занятий.


Целями реализации программы являются:

- формирование устойчивого интереса школьников к изучению географии

- получение учащимися сверхпрограммных теоретических и практических географических знаний и умений;

- умение работать с различными источниками информации, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.

-расширение знаний учащихся о путешественниках и странах мира

-формирование навыков исследовательской, проектной социально - направленной деятельности;

-формирование умений самостоятельно  добывать знания, используя различные источники информации;

-развивать творческие и коммуникативные способности учащихся.

- создать целостность представления о Земле как планете людей,

- раскрыть разнообразие природы и населении Земли, ознакомить их со странами и народами.



Задачи:

Образовательная - формирование знаний о разнообразии природы Земли.

Развивающая – способствовать развитию интеллектуального уровня учащихся, формированию и развитию коммуникативной, исследовательской и проектной компетенции.

Воспитательная

- воспитание трудолюбия, уверенности, умения доводить начатое дело до

конца;

- экологическое воспитание, любовь к природе;

- духовно- нравственные качества;

- воспитание самоуважения и уважения к окружающим людям.


Основными формами проведения занятий кружка являются:

комбинированные занятия, практические занятия, деловая игра, самостоятельная работа, конкурсы, викторины, презентации.


Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Программа носит практико – ориентированный характер в связи с тем, что занятия проводятся вне аудитории. В программе запланирована осенняя и зимняя экскурсии на природу, библиотечные занятия. Всё это способствует поддержанию познавательного интереса учащихся в ходе реализации программы.


Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Программа содержит систему практических заданий-экспериментов, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

- Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

- Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметными результатами изучения является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Личностные УУД:

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей стране;

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умение управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- умения вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, её преобразование, сохранение, презентации с помощью технических средств и информационных технологий.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)


Требования к уровню подготовки

1. Оценивать и прогнозировать

Оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей.

Основные особенности природы в её связи с населением и его хозяйственной деятельностью в пределах материков, их крупных регионов, отдельных стран.

2. Объяснять:

Особенности компонентов природы материков, различие в природе отдельных регионов континентов.

Особенности расового и этнического состава населения.

3. Описывать.

Основные источники географической информации, объекты и территории по картам, картинам и другим источникам, создавая их словесный или географический образ.

4. Определять.

Географическую информацию по картам различного содержания

Вид и тип карт и других источников знаний для получения необходимой информации.





Тематическое планирование кружка «Клуб путешественников»

№п/п

Тема занятия

Форма занятия

дата

1.

«Почему Л.Н. Толстой за Митрофанушку заступился»?

Знакомство с планом работы кружка

Круглый стол

сентябрь


Учимся понимать карту - 4 часа

1.

Как появились географические карты. Многообразие географических карт. Тематические карты. Географические координаты.

Беседа

Практическое занятие

сентябрь

2.

Карты материков и океанов. Тематические карты. Земля в «авоське»

Занятие-практикум

сентябрь

3.

Топографические карты. Условные знаки. Масштаб.

Работа с топографической картой

сентябрь

4.

Игра «Путешествие по топографической карте».

игра

октябрь

Географические путешествия и открытия – 18 часов

1.

О чём спорили древние мудрецы, о чём спорят учёные сегодня. (Есть ли у Земли край? Земля – шар. Тайны неба)

Видео путешествие

октябрь

2.

Велика ли Африка, или как Солнце по небу гуляло. (Отважные финикийские мореходы. Подводный лес Красного моря. Африканские чудеса)

Видео путешествие

октябрь

3.

«Отец Географии» грек Геродот. (великий почемучка. Загадочный Нил. Снег – это вовсе не перья).

Сообщение, кинофильм

октябрь

4.

Как воинственные норманны открывали новые земли. (там, где солнце желанный гость. Луна на Земле – Исландия. Лейв Счастливый видит Америку)

Презентация, сообщения

ноябрь

5.

Знаменитый гражданин города Венеции Марко Поло, или из Европы в Азию. (там, где дороги из воды. Книга, написанная в тюрьме).

Чтение выдержек из книги, видео

ноябрь

6.

Хождение за три моря тверского купца Афанасия Никитина. Вниз по матушке – Волге.

Путешествие по маршруту, сообщение о 3-х морях

ноябрь

7.

Как Христофор Колумб в поход собрался, или о том, как Европа нечаянно открыла Америку.

Круглый стол

ноябрь

8.

Первое кругосветное путешествие, или как важно быть добрым.

Видео путешествие

декабрь

9.

Как пираты попали в первооткрыватели. (как «каната» стала Канадой. Чего пираты не увидели).

Сообщение о реках, озёрах, Ниагарском водопаде, растениях и животных С. Америки

декабрь

10.

Как достигли края земли русской. Русские землепроходцы. Каменный Пояс. Сибирская земля.

Беседа. Кинофильм о Байкале

декабрь

11.

О решительном капитане Джеймсе Куке. Подари шлюпку гавайцам.

конференция

декабрь

12.

А есть ли «Южный Ледовитый океан»? или кругосветное плавание Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева.

Дискуссия, кинофильм

январь

13.

Кто в Антарктиде живёт?

Видео путешествие

январь

14.

Добрый белый, которого любили чёрные жители Африки, или Давид Ливингстон, человек, совершивший подвиг, но не считавший себя героем.

Сообщения, просмотр фильма

январь

15.

«Человек с Луны, или о том, как и сто лет спустя помнят папуасы друга и заступника Н.Н. Миклухо – Маклая.

Чтение книги «Человек с Луны»

февраль

16.

Путешественником нужно родиться, или как Николай Михайлович Пржевальский прошёл путь, равный длине экватора.

Видео путешествие

февраль

17.

Восьмое путешествие Синдбада – морехода, или как взрослые играли в сказку.

игра

февраль

18.

Игра «Великие географические открытия»

игра

февраль

Страны и народы -10 часов

1.

Дикие племена на берегах Амазонки. Как их спасти?

Просмотр кинофильма, дискуссия

март

2.

Племена на островах Океании

Работа в малых группах

март

3.

Культура и быт аборигенов Австралии

Виртуальное путешествие

март

4.

Народы банту и пигмеи

Ролевая игра

март

5.

Этническая история Северной Америки. Откуда появились индейцы?

Игра - квест

апрель

6.

Европа – центр цивилизации

Интерактивная экскурсия

апрель

7.

Страна Восходящего Солнца и её жители

Изготовление икебана, оригами, веера.

апрель

8.

Страна мушкетёров и сыров, вин и парфюмерии

Видео путешествие, поделка Эйфелева башня

апрель

9.

Карликовые государства

конференция

май

10.

Проект «Страна, которую я хотел бы посетить»

Защита проектов

май

Итоговые занятия -2

1.

Защита проектных работ «Страна, которую я хотел бы посетить»

отчёт

май

2.

Подведение итогов. Награждение лучших кружковцев.



май


Итого – 35 занятий







Методическое обеспечение работы кружка


Оборудование:


1. Географические карты, глобусы, контурные карты.

2. Видеоматериалы:

3. Презентации:

4. Компьютерные фото - альбомы:

5. Ноутбук, проектор, экран.

6. Телевизор




Литература :


Якубович В.И. и Смирнова Г.А. Записки географического клуба М.:  Просвещение, 2005.

Интернет ресурсы.

Тарасов А.К. Веселый урок. География. Смоленск: Русич, 1999.

Магидович И.П., Покопцев Ю.М. Отечественные и зарубежные путешественники и исследователи. М.: Просвещение, 1980.

Ревенко М.В. Малышам о географических открытиях. Москва «Педагогика-Пресс» 1992.

Педагогические технологии, используемые при занятиях кружка.

Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.

Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.

Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.

Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.

Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков.