г. Москва
2021 г.
Значение математической подготовки в становлении современного человека определяет следующие общие цели школьного математического образования: − овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; − интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности; − формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности; − формирование представлений о значимости математики как части общечеловеческой культуры в развитии цивилизации и в современном обществе.
Реализация этих целей на старшей ступени школы дифференцируется в зависимости от направленности интересов ученика. Для тех, кто предполагает учиться дальше, не испытывая трудностей с математическими обоснованиями и расчетами, необходимо осознавать свой выбор и прилагать максимум усилий к своему самообразованию. Этому может способствовать предлагаемый курс.
обобщение и систематизация, расширение и углубление знаний по математике.
− развитие алгоритмической культуры, логического мышления и интуиции; − развитие умений самостоятельно анализировать и решать нестандартные задачи; − расширение представления учащихся о математике как науке; − развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы; − подготовка учащихся к итоговой аттестации.
− текущий контроль (вопросы учащихся к учителю; индивидуальные и групповые беседы по изучающим вопросам; ответы и выступления учащихся в процессе занятия и т.д.);
− тематический контроль: самостоятельное решение предложенных задач с последующим разбором вариантов решений.
В технологии проведения занятий присутствует элемент самопроверки, который предоставляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен изученный материал.
− повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики; − освоить основные приемы решения задач; − овладеть навыками анализа и построения предполагаемого решения задачи; − познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач; − повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности.
№ п/п | № п/т | Содержание учебного материала | |
| | I. Текстовые задачи (20 ч). | |
| | Задачи на движение (5 ч) | |
1 | 1 | Движение по прямой дороге. | |
2 | 2 | Движение по реке. | |
3 | 3 | Движение по окружности. | |
4 | 4 | Движение протяженных тел. | |
5 | 5 | Средняя скорость. | |
| | Задачи на проценты (6 ч) | |
6 | 1 | Задачи на проценты, техника их решения. | |
7 | 2 | Распродажа. Тарифы. Штрафы. | |
8 | 3 | Вычисление сложных процентов. | |
9 | 4 | Определение величины вклада. Банковские операции. | |
10 | 5 | Практикум по решению задач с экономическим содержанием. | |
11 | 6 | Практикум по решению задач с экономическим содержанием. | |
| | Задачи на концентрацию (2 ч) | |
12 | 1 | Задачи на сплавы, смеси, растворы. | |
13 | 2 | Практикум по решению задач. | |
| | Задачи на работу (3 ч) | |
14 | 1 | Задачи на явный объем работы. | |
15 | 2 | Задачи на неявный объем работы. | |
16 | 3 | Практикум по решению задач. | |
| | Другие задачи (4 ч) | |
17 | 1 | Задачи на числа. | |
18 | 2 | Задачи на арифметическую прогрессию. | |
19 | 3 | Задачи на геометрическую прогрессию. | |
20 | 4 | Практикум по решению задач. | |
| | Планиметрия ( 26 ч) | |
| | Метод ключевых задач (14 ч) | |
21 | 1 | Параллельные прямые, пересекающие стороны угла. Середины сторон четырехугольника. | |
22 | 2 | Медиана, проведенная к гипотенузе. Соотношения в прямоугольном треугольнике. | |
23 | 3 | Вписанный угол. Угол между касательной и хордой. | |
24 | 4 | Величина угла, вершина которого лежит внутри (вне) окружности. | |
25 | 5 | Формула . | |
26 | 6 | Свойства пересекающихся хорд. | |
27 | 7 | Касательная и секущая, проведенные к окружности из одной точки. | |
28 | 8 | Отношение площадей треугольников, имеющих общую высоту (основание). | |
29 | 9 | Отношение площадей подобных треугольников. | |
30 | 10 | Площади треугольников, на которые четырехугольник разделен диагоналями. | |
31 | 11 | Признак параллельности сторон четырехугольника. | |
32 | 12 | Расстояние от вершины треугольника до точки касания вписанной окружности со стороной. | |
33 | 13 | Свойство биссектрисы угла треугольника. | |
34 | 14 | Признаки подобия треугольников. | |
| | Избранные методы и приемы решения планиметрических задач (4 ч) | |
35 | 1 | Удлинение медианы. | |
36 | 2 | Метод вспомогательной площади. | |
37 | 3 | Метод вспомогательной окружности. | |
38 | 4 | Метод координат, векторный метод. | |
| | Многовариантные геометрические задачи (8 ч) | |
39 | 1 | Задачи, в которых условие задачи не определяет взаимное расположение точек и фигуры. | |
40 | 2 | Задачи, в которых условие задачи не определяет взаимное расположение точек и фигуры. | |
41 | 3 | Задачи, в условии которых фигурируют окружности. | |
42 | 4 | Задачи, в условии которых фигурируют окружности. | |
43 | 5 | Другие многовариантные геометрические задачи. | |
44 | 6 | Другие многовариантные геометрические задачи. | |
45 | 7 | Решение задач. | |
46 | 8 | Решение задач. | |
| | Модуль (10 часов) | |
47 | 1 | Модуль числа. Свойства модуля. | |
48 | 2 | Раскрытие модуля из определения. | |
49 | 3 | Метод интервалов – универсальный способ решения задач с модулями. | |
50 | 4 | Важнейшие свойства модулей, использование которых существенно упрощает решение задач. | |
51 | 5 | Приемы и методы, ускоряющие процесс решения некоторых классов задач с модулями. | |
52 | 6 | Обобщение модели . Модель и её аналоги в неравенствах. | |
53 | 7 | Решение систем уравнений с модулем. | |
54 | 8 | Построение графиков функций, содержащих модуль. | |
55 | 9 | Учимся на чужих ошибках. | |
56 | 10 | Решение более сложных задач. | |
| | Задачи с параметрами ( 12 ч) | |
57 | 1 | Линейные уравнения и уравнения, приводимые к линейным. | |
58 | 2 | Линейные неравенства и неравенства, приводимые к линейным. | |
59 | 3 | Квадратные уравнения и уравнения, приводимые к квадратным. | |
60 | 4 | Квадратные неравенства. | |
61 | 5 | Квадратный трехчлен, расположение корней квадратного трехчлена. | |
62 | 6 | Квадратный трехчлен, расположение корней квадратного трехчлена. | |
63 | 7 | Графические приемы при решении. | |
64 | 8 | Графические приемы при решении. | |
65 | 9 | Параметр и количество решений уравнений, неравенств и их систем. | |
66 | 10 | Параметр и количество решений уравнений, неравенств и их систем. | |
67 | 11 | Уравнения и неравенства с параметрами с различными условиями. | |
68 | 12 | Уравнения и неравенства с параметрами с различными условиями. | |
Крамор В.С. «Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа», М.: Просвещение, 1990.
Шарыгин И.Ф. «Факультативный курс по математике: решение задач». Учебное пособие для 10 класса средней школы. – М.: Просвещение, 1989.
Егерев В.К. и др. Сборник задач по математике. Под ред. М.И. Сканави. – 10-е изд.,. – М., «Мир и образование», 2005
Студенецкая В. Н., Гребнева З. С. «Решение задач и выполнение заданий с комментариями и ответами для подготовки к единому государственному экзамену». Часть 1.- Волгоград: Учитель, 2003
Бродский И.Л. «Решение экзаменационных заданий повышенной сложности по алгебре и началам анализа за курс средней школы». Пособие для учащихся и учителей. – М.: АРКТИ, 2001.
Туманов С.И. «Поиски решения задачи» − М.: Просвещение, 1969.
Субханкулова С.А. «Задачи с параметрами» − М.: ИЛЕКСА, 2010.
Лысенко Ф.Ф. и др. «Повышенный уровень ЕГЭ»− Ростов-на-Дону, Легион-М, 2014.
Шарыгин И.Ф. Решение задач: учеб. пособие для 10 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1994.
Рабинович Е.М., Полонский В.Б. Учимся решать задачи по геометрии. Киев, 1996г.