СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа математического кружка "Мир чисел"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа направлена не только на развитие математических умений и навыков обучающихся, но и на развитие умений мыслить нестандартно, творчески, делать выводы.

Просмотр содержимого документа
«Программа математического кружка "Мир чисел"»

Программа математического кружка «Мир чисел»

Автор Царева Н.П.

Пояснительная записка

Не бойтесь математики – она хороша уже тем, что из неё

легко переходить в другие профессии, и все приобретённые

навыки оказываются полезными почти в любом деле.

Дополнительная программа «Мир чисел» имеет социально-педагогическую направленность. Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных способностях. Для того, чтобы ученик начал всерьёз заниматься математикой, необходимо, чтобы он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять удовольствие.

Достижению данных целей способствует организация внеклассной работы. Она позволяет не только углублять  знания учащихся в предметной области, но и способствует развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике в форме кружковой деятельности имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.

Для реализации поставленных целей и задач разработана программа кружкового занятия по математике «Мир чисел».

Освоение содержания программы кружка способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются индивидуальные возможности обучающихся, создаются условия для успешности каждого подростка.

Программа математического кружка содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число обучающихся, а не только сильных.


Актуальность программы. Актуальность программы определяется возросшим интересом к образованию, обусловленным необходимостью в квалифицированных специалистах, способных к творческому подходу, рациональному мышлению и логическим рассуждениям. Программа «Мир чисел» направлена на углубление и расширение математических знаний, умений и навыков обучающихся, учитывает возрастные особенности, развивает логическое мышление, математическую зоркость, математическую интуицию и смекалку.

Выявляются наиболее увлеченные математикой обучающиеся, развиваются их способности.

Новизна. Новизна программы заключается в «погружении» в мир математики: занятия состоят из лекции, семинара, решения головоломок, математических игр, все это направлено на развитие потенциальных способностей обучающихся, а также использованию полученных знаний в урочное время и практической жизни.

Направленность. Программа направлена не только на развитие математических умений и навыков обучающихся, но и на развитие умений мыслить нестандартно, творчески, делать выводы, завершать начатую работу.

Практическая значимость. Полученные знания, умения и навыки обучающиеся смогут использовать в урочное время и практической жизни.

Связь с другими программами. Элементы данной программы присутствуют в таких разделах государственной программы, как «Математика».

Вид программы: модифицированная.


Сроки реализации: Программа рассчитана на один год обучения.

Возраст детей: 13-15 лет.

Форма и режим занятий: Занятия будут проходить один час в неделю по 30 минут. Численный состав группы 10 человек.

Занятия будут проходить в форме бесед, практических работ, проектно-исследовательской деятельности, подготовки рефератов, презентаций.




Цели и задачи программы

Основная цель программы – развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора обучающихся в процессе живого рассмотрения различных практических задач и вопросов.


Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:

1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям.

2. Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера.

3. Воспитание высокой культуры математического мышления.

4. Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.

5. Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики

6. Воспитание учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.

7. Установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников.

 8. Подготовка к осуществлению осознанного выбора профессиональной ориентации.


Ожидаемые результаты.

По окончании обучения учащиеся должны знать:

• нестандартные методы решения различных математических задач;

• логические приемы, применяемые при решении задач;

• историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.

 

 По окончании обучения учащиеся должны уметь:

• рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;

• систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;

• применять нестандартные методы при решении программных задач.

 

 Формы подведения итогов реализации программы: Итогом года работы по программе является защита проекта


Учебно – тематическое планирование

п/п

Название раздела

Число часов

1

Вводное занятие.

1

2

Понятие числа.

2

3

Числа и операции над ними.

12




4

Подготовка к математической неделе.

4

5

Математические головоломки.

3

6

Теория вероятностей.

7

7

Графы.

3

8

Проектная работа.

4

9

Подведение итогов работы математического кружка.

1

ИТОГО

37





Содержание учебного плана

1. Вводное занятие (1 ч)

Познакомить учащихся с целью, задачами кружка.

2. Понятие числа, числа и операции над ними (14 ч)

Исторический очерк развития понятия числа. Непозиционные и позиционные системы счисления. Десятичная и двоичная системы счисления. Перевод чисел из одной системы в другую. Симметрия и асимметрия в нашей жизни. Золотое Сечение: история открытия; сферы использования.

3.Подготовка к математической неделе (4 ч)

Подготовить учащихся к участию в конкурсах и олимпиадах. Решать занимательные задачи, составлять кроссворды, ребусы.

4.Математические головоломки (3 ч)

Геометрические головоломки. Судоку. Танграмы. Исследование и создание своих головоломок

5.Теория вероятностей (7 ч)

Задачи на случайную вероятность, комбинаторика. Круги Эйлера. Сбор и группировка статистических данных. Наглядное представление информации.

6.Графы (3 ч)

Дать представления о графах как о множество точек и соединяющих эти точки отрезков; связности графа, изоморфизм графа "на пальцах", лемма о рукопожатиях. Познакомить с основными приемами решения задач.

7. Проектная работа (4 ч).

Ознакомить с проектной деятельностью, защита проекта.

8. Заключительное занятие. (1 ч).

Подведение итогов занятий.

























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п



Месяц

Число

Время проведения занятий

Форма занятий

Количество часов

Тема занятий

Место проведения

Форма контроля

1

09

7

14:00-14:40

Беседа

1

Вводное занятие. Знакомство с программой кружка.

Каб.

32


2

09

14

14:00-14:40

Рассказ, презентация

1

Об эволюции понятия числа.

Каб.

32

Ответы на вопросы

3

09

21

14:00-14:40

Беседа

Теоретическое обоснование.


1

Арифметика каменного века. Лабиринты.

Каб.

32

Кроссворды

4

09

28

14:00-14:40

Беседа, Презентация

1

Из истории математики. Как умножали в Древней Индии.

Каб.

32

Ответы на вопросы, практика.

5

10

05

14:00-14:40

Лекция.

Решение примеров.

1

Умножение по способу Египтян и русских крестьян.

Каб.

32

Практическое занятие.

6

10

12

14:00-14:40

Беседа

Практическая работа

1

Как влияют числа на судьбу человека – числовая система Пифагора.

Каб.

32

Ответы на вопросы.

7


10

19

14:00-14:40

Практическая работа.

1

Десятичная и двоичная система счисления. Перевод чисел из одной системы в другую.

Каб.

32

Тест

8

10

26

14:00-14:40

Беседа.

Практическое занятие

1

Логические задания с числами. Магические квадраты

Каб.

32

Тест

9

11

02

14:00-14:40

Беседа.

Практическая работа

1

Простые и составные числа. Игра «Одинокий ферзь».

Каб.

32

Практическое занятие-соревнование.

10

11

09

14:00-14:40

Лекция. Презентация.

1

Совершенные числа.


Каб.

32

Ответы на вопросы.

11

11

16

14:00-14:40

Беседа. Презентация.


1

Числа Фибоначчи.

Каб.

32

Рисунки

12

11

23

14:00-14:40

Практикум – исследование

1

Исследование ряда Фибоначчи и золотого сечения.

Каб.

32

Создание кроссворда

13

11

30

14:00-14:40

Презентация-лекция.

1

Архитектура и наличие элементов, содержащих симметрии и Золотое сечение.

Каб.

32

Расчет золотого сечения человека.

14

12

07

14:00-14:40

Виртуальная экскурсия.

1

Математика вокруг нас.

Каб.

32


Знакомство с занимат. математикой в жизни, природе

15

12

14

14:00-14:40

Практическое занятие

1

Выпуск газеты «Мир чисел».

Каб.

32

Рисунок

16

12

21

14:00-14:40

Творческая работа

1

Подготовка к неделе предметов естественно-математического цикла.

Каб.

32

Подбор материала

17

12

28

14:00-14:40

Творческая работа

1

Подготовка к игре «Математический бой».

Каб.

32

Подбор занимательных задач

18

01

11

14:00-14:40

Творческая работа

1

Игра «Математический бой»

Каб.

32

Подбор заним.задач

19

01

18

14:00-14:40

Практическое занятие

1

Числовые головоломки. Быстрый счет.

Каб.

32

Практика

20

01

25

14:00-14:40

Лекция, презентация

1

Судоку. Японская головоломка.

Каб.

32

Практическое занятие

21

02

01

14:00-14:40

Беседа, презентация.

1

Китайская головоломка

« ТАНГРАМ».

Каб.

32

Практическая работа

22

02

08

14:00-14:40

Практическая работа

1

Танграмы. Исследование и создание своих головоломок.

Каб.

32

Практическая работа

23

02

15

14:00-14:40

Виртуальная экскурсия.

1

«Математика в природе»


Каб.

32

Сообщения

24

02

22


14:00-14:40

Творческая работа

Решение задач

1

Что изучает теория вероятностей

Эксперимент с желтыми, красными, зелеными шарами


Каб.

32

Тест

25

03

01


14:00-14:40

Решение задач

1


Задачи на случайную вероятность

Каб.

32

Тест

26

03

08

14:00-14:40

Решение задач

1

Решение логических задач с помощью таблицы и дерева возможностей.

Каб.

32

Тест

27

03

15

14:00-14:40

Решение задач

1

Решение вероятностных задач.

Каб32

Тест

28

03

22

14:00-14:40

Практическое занятие.

1

Введение в комбинаторику: включения и исключения, объединения и пересечения.

Каб.

32

Решение задач.

29

03

29

14:00-14:40

Исследование.

1

Круги Эйлера.

Каб.

32

Практика.

30

04

05

14:00-14:40

Лекция, решение задач

1

Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей

Каб.

32

Тест

31

04

12

14:00-14:40

Решение задач

1

Задачи на теорию графов


Каб.

32

Сообщение

32

04

19

14:00-14:40

Практическая работа

1

Теория графов. Задачи на теорию графов.

Каб.

32

Сообщения.

33

04

26

14:00-14:40

Практическая работа

1

Задачи на теорию графов.

Связность графа, изоморфизм графа "на пальцах".

Каб.

32

Тест

34

05

03

14:00-14:40

Экспериментальная работа.

1

Проект «Числа в нашей жизни»


Каб.

32

Работа над проектом

35

05

10

14:00-14:40

Защита проекта

1

Сообщения учащихся по реализации проектов.

Каб.

32

Защита проекта

36

05

17

14:00-14:40

Сообщения учащихся.

1

Отчет по проектам, подготовленным по итогам занятий.

Каб.

32

Защита проекта

37

05

24

14:00-14:40

Беседа, обмен мнениями.

1

Подведение итогов работы математического кружка.

Каб.

32


Итого

37











































Методическое обеспечение.

Печатные пособия:

Таблицы общего назначения

Тематические таблицы


Технические средства обучения.

 Классная доска.

 Мультимедийный проектор.

 Компьютер.


Список литературы и ресурсы:





  • Журнал «Математика»;

  • Гусев В. А. «Внеклассная работа по математике» М. «Просвещение»,1992;

  • Депман И. Я. «За страницами учебника математики»

  • Игнатьев Е. И. «В царстве смекалки» М. Наука,1984;

  • Нагибин Ф. Ф. «Живая математика» М. Издательство Русанова, 1994;

  • Пичурин Л. Ф. «За страницами учебника алгебры.» М. «Просвещение»,1990; 

  • Абдрашитов Б.М. «Учитесь мыслить нестандартно» М. Просвещение, 1999

  • Л.М. Лоповок «Математика на досуге» М. «Просвещение»,1981г; 

  • Кордемский Б.А. «Удивительный мир чисел» М. «Просвещение», 1999;

  • Александрова Э., Левшин В. В лабиринте чисел – М.: Просвещение, 1977;


  • http://www.tomget.info

  • http://pedsovet.su

  • http://festival.1september.ru

  • http://nic-snail.ru