СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа Наше здоровье.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа Наше здоровье.»

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Наше здоровье».














Направление: спортивно-оздоровительное.

Начального общего образования

5 класс

Срок реализации: 2022-2023 учебный год.

Составитель: Хохлова Лидия Влвдимировна.































2.Пояснительная записка

Нормативно-правовая база

  • Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ».

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».

  • Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».

  • Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования. (Письмо Департамента общего образования Министерства образования России от 12.05.2011г. № 03-296).

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

        • Приказа Управления образования МО «Барышский район» № 224 от 16.07.2015«Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях муниципального образования «Барышский район» в 2015-2016 учебном году»;

  • - Учебного плана МОУ СОШ № 4«Барышский район» на 2015 – 2016 учебный год;

  • - Устава муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 МО «Барышский район» Ульяновской области;

  • - Основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ № 4

МО «Барышский район;

  • Положения о рабочей программе внеурочной деятельности, утвержденного приказом директора № 154 от 01.09.2014 г.;

Актуальность: Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Наше здоровье» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья.

Данная программа разработана на основе рабочей программы «Физическая культура 1-4 класс» (В.И. Лях. – М. «Просвещение», 2013) и является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующей познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, включая в себя, как теоретическую – изучение организма человека, причин и профилактики заболеваний, так и практическую части – организация подвижных игр.

Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.



Цели программы:

  • создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

  • приобщение к занятиям подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности.

Задачи программы:

  • ознакомить обучающихся с основными системами организма человека, их взаимодействием, причинами нарушения деятельности (заболеваниями) и профилактическими мерами;

  • обеспечить двигательную активность младших школьников во внеурочное время;

  • познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;

  • развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;

  • воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.

  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

  • сформировать потребность ребёнка заниматься спортом, ежедневно выполнять физические упражнения;



3.Общая характеристика курса внеурочной деятельности.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся. Количество посещаемых курсов по внеурочной деятельности выбирает сам обучающийся и его родители (законные представители).

В программу включено знакомство с различными подвижными играми. Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию.

Подвижные игры имеют и оздоровительное значение. Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки детей.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Наше здоровье» предназначена для обучающихся 1-4 классов.

Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю - 34 часа в год. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.

Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно: все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 35 минут.

Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом, а также в спортивном зале или на спортивной площадке (в зависимости от погодных условий и темы занятия).

Программа «Наше здоровье» состоит из 5 разделов:

1.Безопасность нашей жизни и здоровья

2. Как устроен человек

3. Почему мы болеем и как не заболеть

4. Мой ЗОЖ

5. Движение – жизнь

В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырех лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся. Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья, подчеркивает взаимное влияние интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении личной гигиены, необходимости закаливания и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности, умения оказывать первую доврачебную помощь на пропедевтическом уровне на общее благополучие человека и его успешность в различного рода деятельности.

Программа предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.


4. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.

В процессе обучения и воспитания собственных установок и потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья, у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностными результатами программы является формирование следующих умений и качеств:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • Готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

  • Сформированность основ российской, гражданской идентичности

Метапредметными результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий.

  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса.

2. Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в источнике информации.

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя источник информации, свой жизненный опыт.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • Умение организовывать и проводить досуговые мероприятия (игры).

Предметными результатами программы являются:

  • формирование первоначальных представлений о значении спортивно-оздоровительных занятий для укрепления здоровья, для успешной учёбы и социализации в обществе.

  • овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т.д.)

5. Содержание программы внеурочной деятельности.

№ п/п


Наименование разделов и дисциплин


Всего

час.

В том числе


Форма

контроля

теорети-ческие занятия

практи-ческие

занятия

I

Введение. Безопасность нашей жизни и здоровья.

2

1

1

анкетирование

II

Как устроен человек

4

2

2

викторина

III

Почему мы болеем и как не заболеть

6

3

3

викторина

IV

Мой ЗОЖ

4

2

2

анкетирование

V

Движение - жизнь

18

3

15

тестирование,

праздник


Итого:

34

11

23



Содержание программы

1 раздел (2 часа) Безопасность нашей жизни и здоровья.

Беседы о безопасном поведении на занятиях, по пути в школу, в школе, на льду, на реке, на морозе. Просмотр и обсуждение фрагмента обучающего фильма.

Экскурсия по территории населённого пункта.

2 раздел (4 часа) Как устроен человек.

Основные системы, обеспечивающие жизнедеятельность организма человека. Просмотр и обсуждение фрагмента обучающего фильма.

Подвижные игры с использованием работы различных частей тела («День и ночь», «Мяч соседу», «Метко в цель», «Охотники и утки»)

Игры на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности).

3 раздел (6 часов) Почему мы болеем и как не заболеть.

Иммунная система человека. От чего зависит иммунитет и как его поддерживать на высоком уровне. Инфекционные заболевания и их профилактика. Просмотр и обсуждение фрагмента обучающего фильма.

Подвижные игры («Класс, смирно», «Перемена мест», «Салки с мячом», «Охраняй капитана»)

Строевые упражнения; перестроение.

4 раздел (4 часа) Мой ЗОЖ.

Наркотические вещества. Токсические вещества. Их опасность для человека. Организация самостоятельной двигательной деятельности. Просмотр и обсуждение фрагмента обучающего фильма. Подвижные игры на свежем воздухе («Прятки», «Салки», «Птица без гнезда», «Мы-весёлые ребята»). Пальчиковые игры.

5 раздел (17 часов) Движение - жизнь.

Спортивные игры. Основы правил игры в баскетбол, футбол. Просмотр и обсуждение фрагмента обучающего фильма.

Подвижные игры на основе спортивных игр («Школа мяча», «Мяч – соседу», «Гонка мячей по кругу», «Мяч - капитану», «Не давай мяча водящему» , «Метко в цель», мини-футбол, мини-баскетбол).

Эстафеты на санках. Лыжные гонки.

Игры – эстафеты. Праздник «Папа, мама, я – спортивная семья».

6.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.

Д – демонстрационный экземпляр ( 1 экземпляр);
К – полный комплект (для каждого ученика);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее 1 экземпляра на 2 учеников);
П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5–6 человек)

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1

Основная литература для учителя


1.1

Стандарт начального общего образования по физической культуре

Д

1.2

Рабочая программа

Д

2

Технические средства обучения


2.1

Музыкальный центр и аудиозаписи

Д

2.2

Компьютер и мультимедиапректор, экран

Д

2.3

ЭОР

Д

2.4

Учебно-практическое оборудование


3

Стенка гимнастическая

П

3.1

Скамейка гимнастическая жесткая (длиной 4 м)

П

3.2

Мячи: баскетбольные, волейбольные, футбольные

К

3.3

Палка гимнастическая

 Ф

3.4

Скакалка детская

Ф

3.5

Мат гимнастический

П

3.6

Кегли

П 

3.7

Обруч алюминиевый

П

3.8

Флажки: разметочные с опорой, стартовые

П

3.9

Лыжи детские (с креплениями и палками)

К

3.10

Аптечка

Д

Литература

  1. Баранцев С.А. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. - М. : Просвещение, 1988

  2. Безруких М. М. , Филиппова Т.А, Макеева А.Г Разговор о правильном питании / Методическое пособие.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 80 с.

  3. Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.

  4. Глязер С., Зимние игры и развлечения. – М., 1993.

  5. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с

  6. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4-е классы.

  7. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.

  8. Дереклеева Н.И « Справочник классного руководителя». М., «Вако», 2007 г.

  9. «Программа внеурочной деятельности учащихся начальных классов на основании ФГОС:методические рекомендации». Педагогический коллектив МОУ СОШ с. Н. Бекшанка МО «Барышский район» под научным руководством Гордеева Ю.А. УИПКПРО, 2013г. -163с.

  10. DVD «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009.

  11. DVD «Азбука безопасности на дороге» - ТО «Маски», Москва, 2009.

  12. ЭОР - http://eor-np.ru/taxonomy/term/114

  13. Сайт «Ранний старт.» - kidsport.narod.ru

  14. Физиология мышечной деятельности – учебник для непрофессионалов. - www.karina-kazak.narod.ru/phisiol/index.html

«Игра и дети» – журнал для родителей и педагогов.- www.i-deti.ru/

7. Планируемые результаты работы курса внеурочной деятельности.


Выстраивая предполагаемый образ выпускника школы, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника - это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школа.

Следовательно, выпускник младших классов, как современного образовательного учреждения, должен иметь устойчивый интерес к учению, наблюдательность, осведомленность, применять знания на практике, быть исполнительным, уверенным, инициативным, добросовестным, заботливым, аккуратным, правдивым, креативным, инициативным, чувствовать доброту, иметь привычку к режиму, навыки гигиены, уметь согласовывать личное и общественное, иметь навыки самоорганизации, быть открытым внешнему миру.





8. Календарно-тематическое планирование



№ п/п

Дата

Тема занятий

Кол-во часов

Форма проведения

Планируемые результаты

Деятельность обучающихся

Оборудо

вание, ЭОР

Приме

чание

план

факт

предметные

метапредметные

личностные





1



Введение. Безопасность нашей жизни и здоровья.

2

Фронтальная



Дать понимание здоровья как ценности.

Определить виды здоровья.

Научить снимать утомление с помощью точечного массажа.

Дать понятие о необходимости регулярного и полноценного наблюдения врачей

Сформировать потребность детей следить за своим здоровьем


Познакомить с факторами влияющими на здоровье.


Дать возможность высказать свою точку зрения на составляющие здорового образа жизни.


Сформировать потребность детей в следовании правилам здорового образа жизни









Дать понятие о необходимости соблюдения режима труда и отдыха.


Дать знания о рациональном питании.




Учить играть в подвижные игры.





П. - установление причинно-следственных связей;

Р. выделять и формулировать то, что уже усвоено

К. - определять общую цель и пути ее достижения;








П. осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме

Р. - устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

К. - определять общую цель и пути ее достижения;








П. - установление причинно-следственных связей;

Р. - составлять план и последовательность действий;

К. - определять общую цель и пути ее достижения;











Выработка здоровье сберегающего поведения;

установка на здоровый образ жизни;











Готовность следовать нормам здоровье сберегающего поведения;










Установка на научный подход к объяснению природных явлений






Установка на здоровый образ жизни; воспитание доверия к медицине





П. осознанно и произвольно строить отношения в игре

Р. выделять и формулировать требования и просьбы

К. - определять общую цель и пути ее достижения;







Просматривают обучающий видеофильм

ПК, проектор



2



Как устроен человек

1

Фронтальная

Просматривают обучающий мультфильм

ПК, проектор



3



Подвижные игры

1

Фронтальная

Играют в предложенные игры

Мячи, свисток,. скакалки



4



Как устроен человек

1

Фронтальная

Просматривают обучающий мультфильм

ПК, проектор



5



Подвижные игры

1

Фронтальная

Играют в предложенные игры

Мячи, свисток, скакалки



6



Почему мы болеем и как не заболеть

1

Фронтальная

Просматривают обучающий мультфильм

ПК, проектор



7



Подвижные игры

1

Фронтальная

Играют в предложенные игры

Мячи, свисток, скакалки



8



Почему мы болеем и как не заболеть

1

Фронтальная

Просматривают обучающий мультфильм

ПК, проектор



9



Подвижные игры

1

Фронтальная

Играют в предложенные игры

Мячи, свисток, скакалки



10



Почему мы болеем и как не заболеть

1

Фронтальная

Просматривают обучающий мультфильм

ПК, проектор



11



Подвижные игры

1

Фронтальная

Играют в предложенные игры

Мячи, свисток, скакалки



12



Мой здоровый образ жизни

1

Фронтальная

Просматривают обучающий мультфильм

ПК, проектор



13



Подвижные игры

1

Групповая

Играют в предложенные игры

Мячи, свисток, скакалки



14



Мой здоровый образ жизни

1

Фронтальная

Просматривают обучающий мультфильм

ПК, проектор



15



Подвижные игры

1

Фронтальная

Играют в предложенные игры

Мячи, свисток, скакалки



16



Движение - жизнь.

1

Фронтальная

Просматривают обучающий мультфильм

ПК, проектор



17



Подвижные игры

1

Фронтальная

Играют в предложенные игры

Мячи, свисток, скакалки



18



Подвижные игры

1

Фронтальная

Играют в предложенные игры

Мячи, свисток, скакалки



19



Подвижные игры

1

Фронтальная

Играют в предложенные игры

Мячи, свисток, скакалки



20



Движение - жизнь.

1

Фронтальная

Просматривают обучающий мультфильм

ПК, проектор



21



Подвижные игры

1

Фронтальная

Играют в предложенные игры

Мячи, свисток, скакалки



22



Подвижные игры

1

Групповая

Играют в предложенные игры

Мячи, свисток, скакалки



23



Подвижные игры

1

Фронтальная

Играют в предложенные игры

Мячи, свисток, скакалки



24



Подвижные игры

1

Фронтальная

Играют в предложенные игры

Мячи, свисток, скакалки



25



Подвижные игры

1

Фронтальная

Играют в предложенные игры

Мячи, свисток, скакалки



26



Движение - жизнь

1

Фронтальная

Проанализировать семейные традиции, связанные со здоровьем.


Дать понятие о эмоциях. Учить контролировать свои эмоции.


Дать определение физической нагрузки.


Учить измерять физическую нагрузку и ее регулировать.

П. осознанно подходить к пониманию своей роли в семье

Р. - осуществлять анализ

К. - формулировать собственное мнение и позицию;



П. - установление причинно-следственных связей;

Р. - составлять план и последовательность действий;

К. - строить понятные для партнёра высказывания;



Готовность следовать положительным примерам из произведений искусства


Просматривают обучающий мультфильм

ПК, проектор



27



Подвижные игры

1

Фронтальная

Играют в предложенные игры

Мячи, свисток, скакалки



28



Подвижные игры

1

Фронтальная

Играют в предложенные игры

Мячи, свисток, скакалки



29



Подвижные игры

1

Фронтальная

Играют в предложенные игры

Мячи, свисток, скакалки



30



Подвижные игры

1

Фронтальная

Играют в предложенные игры

Мячи, свисток, скакалки



32



Подвижные игры

1

Фронтальная

Играют в предложенные игры

Мячи, свисток, скакалки



33



Игры- эстафеты

1

Групповая

Играют в предложенные игры

Мячи, свисток, скакалки, обручи



34



Итоговое занятие.

1

Фронтальная

Просматривают обучающий мультфильм

ПК, проектор



35