государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Короткова Ивана Никоновича с. Дмитриевка муниципального района Нефтегорский Самарской области
Рассмотрено на заседании педсовета протокол № ____ от «___»____ 20___ г. | Согласовано «___»_____20____г. Зам. директора по УВР__________ | УТВЕРЖДАЮ директор школы ________Образцова Л.В приказ №_______. от «____»_____ 20___ г. |
Программа
курса внеурочной деятельности «Наше здоровье»
духовно-нравственное направление
4-8 класс
(2 часа в неделю, всего 72 часа)
Автор программы: Абдуразакова Валентина Петровна,
учитель биологии
высшей квалификационной категории
С. Дмитриевка, 2018
Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым.
Ж.-Ж. Руссо
Пояснительная записка
Проблема здорового образа жизни – одна из важных в современном обществе. Обеспечение охраны жизни и здоровья детей заявлено среди важнейших направлений развития образования в Самарской области. Дмитриевская школа - школа сельская, малокомплектная, находящаяся удаленно от районного центра. В связи со сложной социально-экономической обстановкой в поселке мы не имеем квалифицированных медспециалистов. Проведенные мониторинговые исследования здоровья среди учащихся 2--11 классов, показали, что у многих учащихся недостаточно сформированы мотивация и потребность в здоровом образе жизни. Многие не придают значения роли правильного и рационального питания. Это вызвало необходимость корректировки программы «Наше здоровье», сделав в ней акцент на воспитание культуры питания обучающихся.. Вопросы здорового питания являются социальной проблемой. Проблема будет решена, если удастся донести до сознания учащихся важность физического здоровья, его сохранения и укрепления посредством ведения здорового образа жизни, занятия физкультурой и спортом, принятия норм правильного питания, чтобы это стало его достоянием и убеждением.Необходимость изучения в школе кружка “Наше здоровье ” очевидна и актуальна с целью поддержания высокого уровня умственной работоспособности учащихся и сохранения их здоровья. Значимость программы состоит в том, что в ходе её изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, о правилах питания, на формирование готовности соблюдать их; учатся осмысливать причинно-следственные связи формирования навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни
Программа по курсу «Наше здоровье» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения (ФГОС), принципов СанПиН, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы среднего общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и федеральной программы «Разговор о правильном питании» авторов М.М. Безруких, Т.А. Филипповой, А.Г. Макеевой. с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Программа «Наше здоровье» социально-педагогической направленности, соответствует действующим нормативным актам и государственным программным документам:
• Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Концепция развития дополнительного образования в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-Р);
• Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.4.4.3172-14 (Зарегистрировано в Минюсте России 20.09.2014 г. №33660);
• Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
• Устав учреждения
Цель программы –способствовать формированию общей культуры здоровья детей, сделав в ней акцент на воспитание культуры питания обучающихся и осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности.
. Здесь предполагается активное вовлечение родителей в процесс обучения.
Задачи программы:
Обучающая задача состоит в формировании ответственного отношения к своему здоровью, формировании полезных навыков и привычек, в развитии представлений о правильном питании, формировании представлений о народных традициях, связанных с питанием, просвещении родителей в вопросах рационального питания для детей
Развивающая задача состоит в том, чтобы способствовать развитию у детей
внимания, наблюдательности, памяти, аналитического мышления , раскрыть их творческие возможности
Воспитательная задача состоит в в развитии культуры здоровья, в воспитании у учащихся негативного отношения к табакокурению, алкоголю, в воспитании потребности находить смысл жизни в социально-одобряемой деятельности.
Основные направления реализации программы:
1.Сотрудничество с медицинскими работниками, психологом школы, а так же медицинским учреждением для изучения и последующей коррекции с их помощью здоровья учеников.
2. Сотрудничество с родителями учащихся.
3. Использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации коррекции здоровья детей на уроке.
4. Организация просветительской работы с учащимися по сохранению, развитию и коррекции здоровья через систему воспитательных мероприятий как внутри школы, так и вне её.
5. Организация работы по формированию правильного отношения учащихся к своему здоровью.
6. Формирование личностной рефлексии учащихся.
Основные принципы программы:
1. Демократичность (свобода выбора учащимися внеучебных занятий, планирование работы совместно с родителями и педагогами)
2. Равенство (нет дискриминации и оскорблений друг друга)
3. Целостность (программа направлена на укрепление физического нравственного и социального здоровья)
4. Интеграция (сотрудничество с другими организациями)
5. Системность (физическое развитие происходит не хаотично, а в определенной системе)
6. Направленность (развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода)
Средства реализации:
Игровые методы являются основой организации деятельности по программе: сюжетно – ролевые, игры с правилами, театрализованные, дидактические, подвижные и т.д.
Для того чтобы организованная деятельность была интересной и эффективной используются разнообразные формы проведения, в зависимости от возраста и возможностей детей:
Игровая деятельность.
Познавательная деятельность.
Опытно – экспериментальная.
Досугово – развлекательная деятельность.
Художественное творчество.
Спортивно – оздоровительная деятельность.
Социально творчество.
Театрализация.
А так же:
-специально организованная деятельность, которая проводятся 1 раз в неделю;
-совместная деятельность педагога с детьми по темам, которые интегрированы в различных видах деятельности: игру, экскурсию, беседу, индивидуальную работу, продуктивную деятельность;
-работа с родителями, которая предполагает системное и планомерное взаимодействие триады родитель – ребенок – педагог для развития культуры здоровья;
-диагностика;
-анкетирование родителей.
Программа может быть интегрирована в базовые школьные курсы "Окружающий мир", Биология", "ОБЖ" или использоваться при проведении внеклассной работы, во время классных часов. Предполагается активное вовлечение родителей в процесс обучения.
Для удовлетворения интересов детей младшего школьного и раннего подросткового возрастов во внеклассной деятельности в сельской школе с учетом ограниченности контингента учащихся кружок посещают учащиеся 4-8 классов.
Обучение по программе носит интерактивный характер и представляет собой систему игровых заданий, конкурсов, праздников, помогающих ребятам легко и эффективно осваивать секреты правильного питания. Дети узнают об основных питательных веществах, полезных продуктах и блюдах, основах составления рациона питания, правилах гигиены, учатся сервировать стол и соблюдать правила этикета.
Данная программа представляет детям широкую панораму правильного и здорового питания как компонент сохранения здоровья и долголетия. В рамках программы могут быть успешно и в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника и школьника 4- 8-го классов решены задачи:
-осознание важности образования и воспитания правильного питания;
-формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов сохранения собственного здоровья, здоровья близких, как важнейшее национальное достояние России.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, программа вводит в процесс ценностное отношение к своему здоровью, а именно здоровому питанию ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Программа помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к здоровью, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Обучение школьников по программе строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, информации, объектов природной и социальной среды; в соответствии с использованием форм и методов обучения психологических особенностей детей 4-8 классов.
Содержание учебно-методического комплекта, а также используемые формы и методы ее реализации носят преимущественно интерактивный характер, направленный на активное вовлечение учащихся в работу по программе, стимулирование их интереса к изучаемым темам, освоение ценностных нормативов и навыков. Предлагаемые задания основаны на творческой работе детей – самостоятельной или в коллективе. Очень важно, что в реализации программы могут принимать участие родители.
Специфика программы состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
В основе методики преподавания программы лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания здорового питания. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду.
Ролевая игра базируется на изображении ее участниками определенных персонажей, действующих в заданных условиях. В ходе взаимодействия участники игры должны решить поставленную перед ними задачу. Ролевые игры оказываются весьма эффективными при освоении подростками навыков поведения в различных ситуациях (при изучении темы «Где и как мы едим» подростки должны продемонстрировать варианты поведения в кафе – игра «Кафе»).
Ситуационная игра предполагает четко заданный сценарий действий и ориентирована на конкретный результат (при изучении темы «Продукты разные важны, блюда разные важны» подростки должны распределить продукты по трем цветным «столам», в зависимости от частоты употребления того или иного продукта в пищу).
Образно-ролевые игры позволяют активизировать конкретно чувственный опыт, сформировать определенное эмоциональное отношение к тому или иному фактору (при изучении темы «Здоровье – это здорово» подростки должны представить пантомиму, изобразив полезные и вредные привычки – игра «Угадай-ка»).
Проектная деятельность основывается на творчестве, самостоятельной работе подростков для решения поставленной задачи (в теме «Кулинарная история» подростки готовят викторину для своих одноклассников, посвященную кулинарии в Средние века).
Дискуссия, обсуждение. Основная задача заключается в формировании у подростка личной позиции в отношении того или иного вопроса Дискуссия может быть организована в форме круглого стола, брейн-ринга.
На изучение программы «Наше здоровье» отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 72 часа в год.
Малочисленность учащихся в классах в нашей школе –причина создания кружка разновозрастного состава учащихся.
Результаты изучения программы.
Личностными результатами освоения учащимися программы являются:
проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания;
овладение установками, нормами и правилами правильного питания;
готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания, в том числе ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемые средствами различных предметов в рамках программы «Разговор о правильном питании», в том числе развитие представления об адекватности питания, его соответствия росту, весу, возрасту, образу жизни человека.
Метапредметными результатами освоения программы являются:
способность и готовность к освоению систематических знаний о правильном питании, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
способность к сотрудничеству и коммуникации;
способность к решению личностных и социально значимых проблем здорового питания и воплощение найденных решений в практику;
способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии в области здорового питания;
Предметными результатами освоения программы являются:
В познавательной сфере:
рациональное использование учебной и дополнительной технологической информации для проектирования и создания личной траектории здорового питания;
оценка технологических свойств сырья и областей их применения;
владение методами чтения штрих-кодов на продуктах питания, приобретаемых в розничной торговле;
формирование представления о роли национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием жителей той или иной местности.
В трудовой сфере:
соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
планирование технологического процесса труда.
В мотивационной сфере:
выраженная готовность в потребности здорового питания;
осознание ответственности за качество правильного питания.
В эстетической сфере:
-дизайнерское проектирование блюд с точки зрения здорового питания;
освоение навыков сервировки стола.
В коммуникативной:
-публичная презентация и защита мини-проектов по здоровому питанию.
– применять рекомендации по отдельным способам ускоренного восстановления умственной и физической работоспособности человека.
Общие сведения об объединении:
вид объединения | переменного состава |
год занятия | первый |
количество членов объединения | 15 человек |
возраст воспитанников | 9– 14 лет |
количество занятий | 2 часа в неделю 72 часа в учебный год |
место занятий | кабинет биологии и химии, кабинет информатики, лаборатория, ФАП |
Учебно-тематический план.
№ | Тема занятия | Количество часов |
теория | практика | всего |
1. | Инструктаж по технике безопасности. Организационное занятие. | 2 | - | 2 |
2. | Введение: постановка цели, задач, объем работы. | 2 | - | 2 |
3. | Здоровье как человеческая ценность. Валеология-наука о здоровье. | 1 | 1 | 2 |
4. | Возрастные основы здоровья. | 1 | 1 | 2 |
5. | Режим дня и работоспособность. | 1 | 3 | 4 |
6. | Методы оценки состояния уровня здоровья. | 1 | 1 | 2 |
7. | Правильное питание-залог здоровья. | | | |
7.1 | Основы сбалансированного питания человека Самые полезные продукты. | 1 | 1 | 2 |
7.2 | Гигиена питания и режим питания. | 1 | 1 | 2 |
7.3 | Завтрак, обед и ужин как обязательный компонент ежедневного меню. | 1 | 3 | 4 |
7.4. | Витамины и минеральные вещества в жизни человека. | 1 | 1 | 2 |
7.5 | Роль жидкости для организма человека | 1 | 1 | 2 |
7.6 | Рацион питания и образ жизни, их взаимосвязь. | 1 | 1 | 2 |
7.7 | Вкусовые свойства продуктов, их разнообразие. | 1 | 1 | 2 |
7.8 | Ягоды, фрукты и овощи-витаминные продукты. | 2 | 2 | 4 |
7.9 | Основы рационального питания человека. Шесть классов питательных веществ (углеводы, жиры, белки, витамины, минеральные вещества, вода) | 1 | 3 | 4 |
7.10 | Особенности питания зимой и летом. | 1 | 3 | 4 |
7.11 | Как правильно питаться, если занимаешься спортом. | 1 | 1 | 2 |
7.12 | Где и как готовят пищу. | 1 | 3 | 4 |
7.13 | Как правильно накрыть стол. | 1 | 3 | 4 |
7.14 | Молоко и молочные продукты. | 1 | 3 | 4 |
7.15 | Блюда из зерна. | 1 | 3 | 4 |
7.16 | Какую пищу можно найти в лесу. | 1 | 1 | 2 |
7.17 | Что и как можно приготовить из рыбы. | 1 | 1 | 2 |
7.18 | Дары моря. | 1 | 1 | 2 |
7.19 | Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. | 1 | 3 | 4 |
7.20 | Как правильно вести себя за столом. | 1 | 1 | 2 |
| Всего часов | 27 | 45 | 72 |
Содержание программы.
Тема1. Инструктаж по технике безопасности.
Организационное занятие
Составление плана работы кружка на год, распределение обязанностей в группе.
Тема 2. Введение.
Цели и задачи объединения. Объем работы. Знакомство обучающихся с их обязанностями и оборудованием рабочего места. Пропаганда здорового образа жизни.
Тема3. Здоровье как человеческая ценность.
Лекция. Здоровье как человеческая ценность. Компоненты здоровья. Роль правильного питания в его сохранении.Валеология-наука о здоровье. Анализ результатов медицинского осмотра учащихся. Экскурсия в сельскую поликлинику.
Тема 4. Возрастные основы здоровья.
Критические возрасты и здоровье. Анатомо-физиологические и психологические особенности младшего школьника. Факторы риска ухудшения здоровья учащихся.
Тема 5. Режим дня и работоспособность.
Распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток с учетом возраста и состояния здоровья. Показатели режима дня младшего школьника: основные моменты. Периоды повышения и спада работоспособности.
Тема 6. Методы оценки состояния уровня здоровья.
Оценка физического развития (рост, вес, окружность грудной клетки) Практические работы. Методика определения конституции тела человека (определение типа телосложения, должного веса). Расчет производных антропометрических индексов.
Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.
Практические работы. Изучение функционального состояния дыхательной системы Практические работы. Изучение функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы.Методика регистрации основных физиологических показателей организма человека и их оценка. (определение частоты сердечных сокращений в покое и при мышечной деятельности, методика измерения кровяного давления).
Тема 7. Правильное питание-залог здоровья.
Тема 7.1 Основы сбалансированного питания человека Самые полезные продукты.
Продукты, наиболее полезные и необходимы человеку каждый день. Продукты ежедневного рациона; продукты, которые нужно есть часто; продукты, которые нужно есть иногда. Сюжетно-ролевая игра «Мы идём в магазин». Тест «самые полезные продукты». Динамическая игра «Поезд».
Тема 7.2 Гигиена питания и режим питания.
Основных правилах гигиены питания, важность их соблюдения. Основные гигиенические навыки, связанные с питанием. Игра-обсуждение «Законы питания». Информация «Это интересно».
Тема 7.3 Завтрак, обед и ужин как обязательный компонент ежедневного меню.
Завтрак как обязательная часть ежедневного меню. Блюда, которые могут входить в меню завтрака. Каша как полезное и вкусное блюдо.Конкурс «самая вкусная и полезная каша»
Обед как обязательная часть ежедневного меню. Основных блюдах, входящие в состав обеда. Опасность питания «всухомятку». Урок –представление (театрализованный).
Полдник как обязательная част ежедневного меню. Продукты и блюда, которые могут быть включены в меню полдника. Конкурс-викторина «Знатоки молока»
Ужин как обязательный компонент ежедневного меню.Блюда, которые могут быть включены в меню ужина. Урок-практикум «Как приготовить бутерброды». Информация «Это интересно».
Тема 7.4 Витамины и минеральные вещества в жизни человека.
Роль витаминов для здоровья человека. Основные продукты — источники витаминов.
Важность и необходимость включения в рацион питания растительной пищи.Урок - блиц-турнир«Где прячутся витамины»
Тема 7.5 Роль жидкости для организма человека.
Роль воды для организма человека. Разнообразие напитков, польза различных видов напитков. Урок-игра «Посещение музея воды»
Тема 7.6 Рацион питания и образ жизни, их взаимосвязь.
Роль спорта для сохранения и укрепления здоровья.
Продукты и блюда, которые нужно включать в рацион питания человека, занимающегося спортом. Урок- игра «Мой день»
Тема 7.7 Вкусовые свойства продуктов, их разнообразие.
Разнообразием вкусовых свойств различных продуктов и блюд. Как происходит распознавание вкуса. Формирование умений описывать вкусовые свойства продуктов и блюд.
Практическая работа «Определи вкус продукта»
Тема 7.8 Ягоды, фрукты и овощи-витаминные продукты.
Пользе фруктов и овощей как источники витаминов. Блюда, которые могут быть приготовлены из растительной пищи. Урок – панорама «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты». Информация «Это интересно».Урок - ролевая игра «Русская трапеза»;
Тема 7.9 Основы рационального питания человека.
Шесть классов питательных веществ (углеводы, жиры, белки, витамины, минеральные вещества, вода)
Основные питательные вещества и их роль для организма человека Продукты и блюда— источники питательных веществ. Важность разнообразного питания для здоровья человека.Урок –викторина «Поле чудес»
Тема 7.10 Особенности питания зимой и летом.
Сезонность питания. Рацион питания в жаркое и холодное время года. Причины, вызывающих изменения в рационе питания. Значимость разнообразного питания. Традиционные кухни народов нашей страны. Информация «Это интересно». Конкурс «Возможные варианты блюд».
Тема 7.11 Как правильно питаться, если занимаешься спортом.
Зависимость рациона питания от физической активности человека. Важность занятий спортом для здоровья.Урок-рассказ по картинкам. Дидактическая игра «Продукты для спортсменов»
Тема 7.12 Где и как готовят пищу.
Основные правила гигиены и техника безопасности, которые необходимо соблюдать на кухне во время приготовления пищи. Интерес и желание участвовать в приготовлении пищи, помогать родителям на кухне. Навыки осторожного поведения на кухне. Информация «Это интересно». Игра «Вкусные истории».Сюжетно-ролевая игра «На кухне». Игра «Кафе».
Тема 7.13Как правильно накрыть стол.
Правила сервировки стола. Желание и готовность помогать родителям по дому (накрывать стол). Информация «Это интересно».
Тема 7.14 Молоко и молочные продукты.
Молоко и молочные продукты как обязательный компонент ежедневного рациона.
Ассортимент молочных продуктов, их польза. Игра-демонстрация «Мы дружим с Молоком». Викторина «Знаешь ли ты?» Практикум «Сварим кашу»
Тема 7.15 Блюда из зерна.
Продукты и блюда, приготавливаемые из зерна, как обязательном компоненте ежедневного рациона. Польза и значение продуктов и блюд, приготавливаемых из зерна.
Ассортимент зерновых продуктов и блюд. Информация «Это интересно». Урок –викторина «Поле чудес». Информация «Это интересно».
Тема 7.16 Какую пищу можно найти в лесу.
Дикорастущие съедобные растения, их полезность. Разнообразие и богатство растительных пищевых ресурсов своей области.Ассортимент блюд, которые могут быть приготовлены из дикорастущих съедобных растений. Проектная деятельность «Дикорастущие съедобные растения как растительные ресурсы»
Тема 7.17 Что и как можно приготовить из рыбы
Польза и значение рыбных блюд. Ассортимент блюд из рыбы. Природные ресурсы своего края. Викторина «По рыбным местам». Информация «Это интересно».Практикум «Сварим уху».
Тема 7.18 Дары моря.
Морские съедобные растения и животные. Многообразие блюд, которые могут быть из них приготовлены. Польза морепродуктов, важность включения их в рацион.Урок- презентация.
Тема 7.19 Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.
Блюда, которые предъявляются к организации ежедневного рациона питания. Блюда, которые могут быть приготовлены из традиционных «обычных» продуктов.Развивать интерес к приготовлению пищи. Информация «Это интересно» Практикум «Приготовим салаты». Брейн-ринг «Полезные блюда».
Тема 7.20 Как правильно вести себя за столом.
Правила поведения за столом, необходимость соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека. Этикет как норма культуры, важность соблюдения правил поведения за столом. Праздничная сервировка стола. Информация «Это интересно» Практическая работа «Сервировка стола»
Праздник – отчёт. Итоговое занятие «Здоровое питание – отличное настроение.
Методическое обеспечение программы.
1.Алексеев С.В. Практикум по экологии. Москва, АО МДС, 2009
2..Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. О. Возрастная физиология. М., 2002
3.Ермакое Б. С. Лесные растения в вашем саду (плодово-ягодные деревья и кустарники. Справочное пособие. М.: Экология, 1992. 159 с.
4.Конышев В.А. Кому что есть. Раздумья о пище. Москва: ФиС, 2008.
5.Программа «Разговор о правильном питании» М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2010
6..Программа «Две недели в лагере здоровья» М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2010.
7.Программа «Формула правильного питания» М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2010.
8.Примерная программа по технологии» Стандарты второго поколения. М.: «Просвещение», 2011.
9..Сайт издательского дома «1 сентября» (http://1september.ru).
10.Сайт: http://herba.msu.ru/shipunov/school
11.Сайт:www.prav-pit.ru
12.Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002. 400 с.
Материально-техническое оснащение программы.
Кабинет химии и биологии, светлый, хорошо проветриваемый.
Компьютеры, принтер, сканер.
Цифровой фотоаппарат.
Медиапроектор
Экран переносной.
Магнитофон.
Стенды для выставок.
Необходимая материальная база.
Инструменты для проведения проектной и исследовательской деятельности.
Расходные материалы (бумага, магнитные носители).
Список используемой литературы
1.Конституция РФ.
2.Конвенция ООН «О правах ребенка».
Закон об образовании.
4.Программа кружков для внешкольных учреждений общеобразовательных школ. М.: Просвещение, 2017 г.
5.Программа развития воспитания в системе образования России на 2010 – 2020 гг.
6.Минвалеев Р.С. Коррекция веса. Теория и практика здорового питания. СПб: “Питер”, 2015.
7.Безруких М.М. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. – М: ОЛМА Медиа групп, 2011. – 80с.
8.Романова С.В. Анализ программ физического воспитания детей: / Материалы науч.-практ. конф.- иркутск6 Изд-во Иркут. Гос. Пед. Ун-та, 2017.
9. Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия/ сост. Н.И.Крылова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 218с.: ил.
Приложения.
Мониторинг заболеваемости обучающихся
Учебный год | Кол-во | ОРЗ | зрение | патология позвоночника | патология органов пищеварения |
2013-2014 | 156 | 1,17% | 11,17% | 5,97% | 1,55% |
2014-2015 | 138 | 1,06% | 14,7% | 5,94% | 2,89% |
2015-2016 | 121 | 12,01% | 16,1% | 5,13% | 2,56% |
2016-2017 | 100 | 1,54% | 15% | 4,4% | 2,31% |
2017-2018 | 98 | 1,58% | 22% | 4,0% | 2,4% |
ПАСПОРТ ЗДОРОВЬЯ
Ф.И.О.____________________________________________________
Возраст________________
№
Показатели
Возрастные нормы
I. Рост (см)
II. Вес (кг)
III. Пульс:
– в покое (уд/мин)
– после нагрузки
– время восстановления пульса
IV. Артериальное давление
V. Зрение
VI. Частота дыхания
VII. Осанка
VIII. Состояние стопы
IX. Показатели физической подготовленности:
1. Подтягивание или отжимание (раз)
2. Быстрота бега на 10,30 метров (сек.)
3. Метание теннисного мяча на дальность (метров)
4. Прыжки в длину, высоту с места (метров)
5. Бег на выносливость в течении 1,5 сек. (метров)
X. Самочувствие
XI. Настроение
XII. Сон
XIII. Аппетит
XIV. Мои “вредные привычки”
XV. Рекомендации себе
Разработка мероприятия «Из чего состоит наша пища»
Цель: Формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.
Задачи:
- Дать детям представление об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;
- Дать детям представление о том, какие питательные вещества содержатся в различных продуктах;
- Формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья.
Оборудование: картинки с изображением овощей, плодов, фруктов; таблица с заданиями; дневники здоровья.
Ход урока:
Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке, мы с вами узнаем из чего же состоит наша пища.
(Звучит музыка «Из чего же, из чего же…»)
Учитель: Основными компонентами, входящими в состав пищи, являются белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества. Условно принято делить продукты питания на белковые, углеводсодержащие и жиросодержащие. Однако нужно понимать, что никакой продукт не может состоять только из какого-то одного питательного компонента. Такое деление лишь означает, что какого-то из питательных веществ в продукте содержится больше.
Сейчас мы с вами проведем игру, в ходе которой ближе познакомимся с компонентами, входящими в состав пищи.
А теперь давайте выполним задание: На доске развешаны картинки с изображением плодов, овощей, фруктов (морковь, яблоко, апельсин, лук, помидор, огурец, репа, картофель, клюква, вишня, малина, земляника, капуста, лимон, банан и т.д.). Вы должны по очереди подойти и написать названия.
Учитель: Молодцы ребята! Правильно отгадали. А теперь ответьте мне, что в них содержится?
(дети отвечают хором)
Дети: Витамины.
( Стихи Л. Зильберга читают заранее подготовленные дети)
Никогда не унываю, и улыбка на лице,
Потому что принимаю витамины А, В, С.
Учитель: Витамин А очень важен для зрения.
Помни истину простую-
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или сок морковный пьет.
Учитель: Витамин В способствует хорошей работе сердца.
Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам
И не только по утрам.
Учитель: Витамин Д способствует укреплению тканей всего тела. Он содержится в рыбе, в рыбьем жире.
Рыбий жир всего полезней,
Хоть противный- надо пить.
Он спасает от болезней.
Без болезней лучше жить.
Учитель: Витамин С укрепляет организм, и человек меньше подвергается простудным заболеваниям.
От простуды и ангины
Помогают апельсины,
Ну а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он.
Учитель: Ягоды, фрукты и овощи – это кладовая витаминов и других полезных веществ.
А сейчас ребята я вам загадаю загадки, а вы по первым буквам отгадок узнаете, о чем мы с вами будем говорить.
( Учитель загадывает загадки, дети отгадывают, составляют слова)
1. Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе,
Орешки я грызу. (Белка)
2. Исполнитель песни «От улыбки» . (Енот)
3. Его любимая фраза: «Ребята, давайте жить дружно!» (Леопольд)
4.Днем спит на ней подушка, а ночью спит Андрюшка? ( Кровать)
5.Что за травка угощает
На лугах, в лесной глуши
Человека – добрым чаем,
Пчел нектаром –от души? (Иван-чай)
(Рассказ учителя о жирах и белках)
Учитель: Жиры необходимы любому человеку, они – основной источник энергии. Без нее человек не смог бы работать, учиться, заниматься спортом.
Кроме того, жиры помогают организму сопротивляться болезням. В состав пищи входят насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты. Жиры, содержащие большое количество ненасыщенных жирных кислот, имеют более низкую температуру плавления и меньшую плотность. Это- растительные масла. В животных жирах содержится больше насыщенных жирных кислот. Жиров много содержится в масле. Сливочное и растительное масло почти полностью состоят из жиров. Но жиры есть и в молочных продуктах, и в мясе.
Белки в человеческом организме выполняют целый ряд важнейших задач. С ними связаны основные проявления жизни – обмен веществ, сокращение мышц( а значит, движение), способность к росту (белки входят в состав всех клеток), раздражимость нервов(перенос информации), а значит, и все высшие функции – мышление, память, иммунная функция – защита от болезнетворных организмов. Больше всего белков содержится в продуктах животного происхождения: мясных, рыбных и молочных. Так же белки содержатся и в продуктах животного происхождения: фасоли, чечевице, бобах, сое, гречневой крупе, орехах.
Учитель: А теперь давайте выполним задания 1, 2, 3 в рабочей тетради «Две недели в лагере здоровья» (раскрась рисунки). И посмотрим в каких продуктах и в каком количестве содержатся жиры, белки и витамины.(детей можно поделить на группы,1-я группа выполняет задание 1 и так по порядку).
Обсуждение
Физкультминутка:
Лягушки
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет!
Учитель: А теперь расставьте буквы по порядку и вы узнаете, о каких еще веществах, входящих в состав пищи, мы с вами поговорим.
8 | 4 | 5 | 7 | 6 | 2 | 1 | 3 |
ы | е | в | д | о | г | у | л |
12 | 5 | 1 | 7 | 19 | 18 | 8 | 14 | 11 | 3 | 15 | 10 | 6 | 16 | 4 | 17 | 2 | 9 | 13 |
в | р | м | л | а | в | ь | щ | е | н | е | ы | а | с | е | т | и | н | е |
Дети: Углеводы и минеральные вещества.
Учитель: Правильно ребята, сейчас я расскажу вам про углеводы и минеральные вещества.
(Рассказ учителя)
Углеводы, как и жиры, являются для нашего организма источником энергии. Их много в овощах, фруктах, ягодах, хлебе, крупе. Кроме того, почти во всех продуктах есть и минеральные вещества, очень важные для здоровья.
Учитель: Давайте ребята еще раз перечислим те вещества, которые входят в состав пищи.
(Дети хором отвечают).
Учитель: Правильно, ребята! Давайте теперь выполним задание №6 в рабочей тетради «Две недели в лагере здоровья», которое называется «Пищевая тарелка». Раскрасив части «пищевой тарелки» в соответствии с условными обозначениями, мы узнаем, чем отличается питание людей разного возраста.
(Дети выполняют задание)
Учитель: Раскрасили? Молодцы! Теперь давайте посмотрим на рисунки. Мы видим, что потребность детей школьного возраста в углеводах оказывается гораздо выше, чем взрослого человека.
Ребята! Посмотрите! Какое интересное задание №7 в нашей рабочей тетради. Давайте попробуем его выполнить.
(ребята выбирают необходимые наклейки, чтобы добавить в меню обеда)
Учитель: Молодцы ребята! Вы с успехом усвоили нашу тему урока «Из чего состоит наша пища».
На этой неделе я вам, ребята, предлагаю провести конкурс на лучшую стенгазету «О составе нашей пищи». Участие могут принимать все желающие, газету можно оформлять вместе с родителями и друзьями.
Заключительное слово ( Дети читают по куплетам)
Мы рождены, чтоб жить на свете долго;
Грустить и петь, смеяться и любить.
Но чтобы стали все мечты возможны,
Должны мы все здоровье сохранить.
Спроси себя: готов ли ты к работе-
Активно двигаться и в меру есть и пить?
Правильно всегда питаться
И только так здоровье сохранить.
Взгляни вокруг: прекрасная природа
Нас призывает с нею в мире жить.
Дай руку, друг! Давай с тобой поможем
Планете и себе здоровье сохранить.
(раздаются распечатки дневников здоровья)
Литература:
1. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева., Методическое пособие для учителя «Две недели в лагере здоровья», М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.
2. . М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева., Рабочая тетрадь «Две недели в лагере здоровья», М.: ОЛМА-ПРЕСС,2007.
3. Журнал «Начальная школа» №9 стр.65, 2008.
4. Журнал «Начальная школа» № 1 стр.78, 2009.





