КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЫЛЬСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Принято на заседании УТВЕРЖДАЮ
Совета техникума директор ОБПОУ
Протокол № _____ от ____ «Рыльский аграрный техникум»
_________________ Харин А.В.
приказ № ____
от «____» ______ 20 _____ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОУП. 11 АСТРОНОМИЯ
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике»
Рыльск 2020 г.
Рабочая программа учебного предмета ОУП.11 «Астрономия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 38.02.07 «Операционная деятельность в логистике», укрупненная группа 38.00.00 «Экономика и управление».
Организация – разработчик: Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Рыльский аграрный техникум».
Разработчик: Дягилева Анастасия Валентиновна, преподаватель ОБПОУ «Рыльский аграрный техникум».
Рабочая программа учебного предмета ОУП.11 «Астрономия»
Рассмотрена и одобрена на заседании ПЦК____________________________
Протокол № _____ от «_____» ___________________ 20______г.
Председатель ПЦК ____________ И.В. Кузьменко
(подпись) ф.и.о.
Рабочая программа учебного предмета ОУП.11 «Астрономия»
Рассмотрена и одобрена на заседании методического совета техникума
Протокол №_______ от «_____» _________________ 20______г.
Председатель методического совета _____________ И.Н. Добрынина
(подпись)
Заместитель директора по учебной работе ___________ И.Н. Добрынина
(подпись)
Методист ________________
( подпись)
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОго предмета | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОго предмета | 6 |
условия реализации программы учебного предмета | 15 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебного предмета | 16 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Астрономия
Область применения программы
Рабочая программа учебного предмета ОУП.11 «Астрономия» является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства», укрупненная группа 35.00.00 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство».
Программа учебного предмета может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).
1.2. Место предмета в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: предмет входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Освоение содержания учебной дисциплины «Астрономия» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
− чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественным астрономическим открытиям;
− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли астрономических компетенций в этом;
− умение самостоятельно добывать новые для себя астрономические знания, используя для этого доступные источники информации;
− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;
− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
метапредметных:
− использование различных видов познавательной деятельности для решения астрономических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
- использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
- умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;
- умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
- умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;
предметных:
− сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
− владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;
− владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
− умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
− сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания астрономических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;
− сформированность собственной позиции по отношению к астрономической информации, получаемой из разных источников.
1.4. Количество часов на освоение программы предмета:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося 16 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
практические занятия | |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
Оформление плана-конспекта. | 2 |
Подготовка реферата. | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа | 2 |
Исследовательская работа | 10 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание тем учебного предмета «Астрономия».
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 | Предмет астрономии | 4 | |
| Содержание учебного материала: Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований. | 4 | 3 |
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики. | 2 | |
Раздел 2 | Основы практической астрономии | 6 | |
| Содержание учебного материала: Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная величина. Суточное движение светил. | 6 | 3 |
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Движение земли вокруг солнца. Видимое движение и фазы луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь. | 2 | |
Раздел 3 | Законы движения небесных тел | 2 | |
| Содержание учебного материала: Структура и масштабы солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет.. Законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел. | 2 | 2 |
| Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся Методы определения расстояний до тел солнечной системы и их размеров. Небесная механика | 2 | |
Раздел 4 | Солнечная система | 4 | |
| Содержание учебного материала: Происхождение солнечной системы. Система земля–луна. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. | 4 | 3 |
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся Спутники и кольца планет. Малые тела солнечной системы. Астероидная опасность. | 2 | |
Раздел 5 | Методы астрономических исследований | 4 | |
| Содержание учебного материала: Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. | 4 | 3 |
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон смещения вина. Закон Стефана – Больцмана. | 2 | |
Раздел 6 | Звезды | 6 | |
| Содержание учебного материала: Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. Двойные и кратные звезды. Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии. | 6 | 3 |
| Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся Строение солнца, солнечной атмосферы. Проявление солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на солнце. Солнечно-земные связи | 2 | |
Раздел 7 | Наша Галактика–Млечный путь | 2 | |
| Содержание учебного материала: Состав и структура галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. | 2 | 3 |
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся Вращение галактики. Темная материя. | 2 | |
Раздел 8 | Галактики. Строение и эволюция Вселенной | 4 | |
| Содержание учебного материала: Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. | 4 | 3 |
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. Эволюция вселенной. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Темная энергия | 2 | |
Всего | | 48 | |
.
3. условия реализации программы УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализация программы предмета имеется учебный кабинет «Физика» Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебная литература для обучающихся;
- комплект методической литературы для преподавателя;
- комплект лабораторного и демонстрационного оборудования;
- комплект учебно-наглядных пособий по придмету «Астрономия».
Технические средства обучения:
- ноутбук с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедийный проектор;
- лабораторное оборудование.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Воронцов-Вельяминов Б.А., Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут. 5-е изд., пересмотр. М.:Дрофа, 2018. - 238,[2] с. : ил,, 8л.цв. вкл. (Российский учебник).
Страут, Е. К. Методическое пособие к учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2013. — 29, [3] с.
Страут, Е. К. Программа: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2018. — 11 с.
Астрономия // Энциклопедия для детей. - М.: Аванта+, 1997. - 686 с.
Гаврилов М.Г. Звездный мир: сборник задач по астрономии и космической физике. - М., 1998 - 99 с.
Дополнительные источники:
Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. Астрономия. 11 класс .– М.: Дрофа, 2014. – 224с
http://www.astronet.ru;
http://www.sai.msu.ru;
http://www.izmiran.ru;
http://www.sai.msu.su/EAAS;
http://www.myastronomy.ru;
http://www.krugosvet.ru;
http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
личностных: − чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественным астрономическим открытиям − готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом; − умение использовать достижения современной астрономической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности; − умение самостоятельно добывать новые для себя астрономические знания, используя для этого доступные источники информации; − умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития; метапредметных: − использование различных видов познавательной деятельности для решения астрономических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности; - использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; - умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; - умение использовать различные источники для получения астрономической информации, оценивать ее достоверность; - умение анализировать и представлять информацию в различных видах; - умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации; предметных: − сформированность представлений о роли и месте астрономии в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; − владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики; − владение основными методами научного познания, используемыми в астрономии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; − сформированность собственной позиции по отношению к астрономической информации, получаемой из разных источников. | Оценка выполнения ответов фронтального и индивидуального опроса. Оценка выполнения индивидуальных письменных работ. Оценка выполнения групповых письменных заданий. Оценка выполнения разно уровневых тестов. Оценка выполнения лабораторных работ и практических занятий. Оценка выполнения решения задач. Оценка выполнения домашней работы Доклады и их презентация. Оценка выполнения докладов и презентаций Оценка выполнения контрольной работы Оценка выполнения исследовательской работы Оценка выполнения лабораторных работ и практических занятий. Оценка выполнения решения задач. Оценка выполнения домашней работы |