СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по астрономии

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета ОУП.11 «Астрономия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 38.02.07«Операционная деятельность в логистике», укрупненная группа 38.00.00 «Экономика и управление».

Просмотр содержимого документа
«Программа по астрономии»

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ


ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЫЛЬСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»





Принято на заседании УТВЕРЖДАЮ

Совета техникума директор ОБПОУ

Протокол № _____ от ____ «Рыльский аграрный техникум»

_________________ Харин А.В.

приказ № ____

от «____» ______ 20 _____ г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



ОУП. 11 АСТРОНОМИЯ



ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике»












Рыльск 2020 г.

Рабочая программа учебного предмета ОУП.11 «Астрономия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 38.02.07 «Операционная деятельность в логистике», укрупненная группа 38.00.00 «Экономика и управление».

Организация – разработчик: Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Рыльский аграрный техникум».


Разработчик: Дягилева Анастасия Валентиновна, преподаватель ОБПОУ «Рыльский аграрный техникум».


Рабочая программа учебного предмета ОУП.11 «Астрономия»

Рассмотрена и одобрена на заседании ПЦК____________________________

Протокол № _____ от «_____» ___________________ 20______г.

Председатель ПЦК ____________ И.В. Кузьменко

(подпись) ф.и.о.


Рабочая программа учебного предмета ОУП.11 «Астрономия»

Рассмотрена и одобрена на заседании методического совета техникума

Протокол №_______ от «_____» _________________ 20______г.

Председатель методического совета _____________ И.Н. Добрынина

(подпись)


Заместитель директора по учебной работе ___________ И.Н. Добрынина

(подпись)


Методист ________________

( подпись)

СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОго предмета


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОго предмета


6

  1. условия реализации программы учебного предмета


15

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебного предмета


16




1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Астрономия

    1. Область применения программы

Рабочая программа учебного предмета ОУП.11 «Астрономия» является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства», укрупненная группа 35.00.00 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство».

Программа учебного предмета может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).

1.2. Место предмета в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: предмет входит в общеобразовательный цикл.

1.3. Освоение содержания учебной дисциплины «Астрономия» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

− чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественным астрономическим открытиям;

− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли астрономических компетенций в этом;

− умение самостоятельно добывать новые для себя астрономические знания, используя для этого доступные источники информации;

− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;

− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

метапредметных:

− использование различных видов познавательной деятельности для решения астрономических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;

- использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

- умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;

- умение анализировать и представлять информацию в различных видах;

- умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;

предметных:

− сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

− владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;

− владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;

− умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

− сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания астрономических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;

− сформированность собственной позиции по отношению к астрономической информации, получаемой из разных источников.


1.4. Количество часов на освоение программы предмета:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;

самостоятельной работы обучающегося 16 часа.



















2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы



Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:


практические занятия


контрольные работы


Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

Оформление плана-конспекта.

2

Подготовка реферата.

2

Внеаудиторная самостоятельная работа

2

Исследовательская работа

10

Итоговая аттестация в форме зачета





2.2. Тематический план и содержание тем учебного предмета «Астрономия».

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1

Предмет астрономии

4



Содержание учебного материала:

Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований.

4

3

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся

История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.

2


Раздел 2

Основы практической астрономии

6



Содержание учебного материала:

Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная величина. Суточное движение светил.

6

3

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся

Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Движение земли вокруг солнца. Видимое движение и фазы луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь.

2


Раздел 3

Законы движения небесных тел

2



Содержание учебного материала:

Структура и масштабы солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет.. Законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел.

2

2


Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся

Методы определения расстояний до тел солнечной системы и их размеров. Небесная механика

2


Раздел 4

Солнечная система

4



Содержание учебного материала:

Происхождение солнечной системы. Система земля–луна. Планеты земной группы. Планеты-гиганты.

4

3

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся

Спутники и кольца планет. Малые тела солнечной системы. Астероидная опасность.

2


Раздел 5

Методы астрономических исследований

4



Содержание учебного материала:

Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы.

4

3

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся

Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон смещения вина. Закон Стефана – Больцмана.

2


Раздел 6

Звезды

6



Содержание учебного материала:

Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. Двойные и кратные звезды. Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии.

6

3


Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся

Строение солнца, солнечной атмосферы. Проявление солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на солнце. Солнечно-земные связи

2


Раздел 7

Наша Галактика–Млечный путь

2



Содержание учебного материала:

Состав и структура галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль.

2

3

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся

Вращение галактики. Темная материя.

2


Раздел 8

Галактики. Строение и эволюция Вселенной

4



Содержание учебного материала:

Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик.

4

3

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся

Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. Эволюция вселенной. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Темная энергия

2


Всего


48




.

3. условия реализации программы УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


3.1. Материально-техническое обеспечение


Для реализация программы предмета имеется учебный кабинет «Физика» Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- учебная литература для обучающихся;

- комплект методической литературы для преподавателя;

- комплект лабораторного и демонстрационного оборудования;

- комплект учебно-наглядных пособий по придмету «Астрономия».

Технические средства обучения:

- ноутбук с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедийный проектор;

- лабораторное оборудование.


3.2. Информационное обеспечение обучения


Основные источники:

  1. Воронцов-Вельяминов Б.А., Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут. 5-е изд., пересмотр. М.:Дрофа, 2018. - 238,[2] с. : ил,, 8л.цв. вкл. (Российский учебник).

  2. Страут, Е. К. Методическое пособие к учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2013. — 29, [3] с.

  3. Страут, Е. К. Программа: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2018. — 11 с.

  4. Астрономия // Энциклопедия для детей. - М.: Аванта+, 1997. - 686 с.

  5. Гаврилов М.Г. Звездный мир: сборник задач по астрономии и космической физике. - М., 1998 - 99 с.


Дополнительные источники:

  1. Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. Астрономия. 11 класс .– М.: Дрофа, 2014. – 224с

  2. http://www.astronet.ru;

  3. http://www.sai.msu.ru;

  4. http://www.izmiran.ru;

  5. http://www.sai.msu.su/EAAS;

  6. http://www.myastronomy.ru;

  7. http://www.krugosvet.ru;

  8. http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia.


4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

личностных:

− чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественным астрономическим открытиям

− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;

− умение использовать достижения современной астрономической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

− умение самостоятельно добывать новые для себя астрономические знания, используя для этого доступные источники информации;

− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

метапредметных:

− использование различных видов познавательной деятельности для решения астрономических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;

- использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

- умение использовать различные источники для получения астрономической информации, оценивать ее достоверность;

- умение анализировать и представлять информацию в различных видах;

- умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;

предметных:

− сформированность представлений о роли и месте астрономии в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

− владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;

− владение основными методами научного познания, используемыми в астрономии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;

− сформированность собственной позиции по отношению к астрономической информации, получаемой из разных источников.


Оценка выполнения ответов фронтального и индивидуального опроса.


Оценка выполнения индивидуальных письменных работ.



Оценка выполнения групповых письменных заданий.





Оценка выполнения разно уровневых тестов.



Оценка выполнения лабораторных работ и практических занятий.



Оценка выполнения решения задач.






Оценка выполнения домашней работы










Доклады и их презентация.



Оценка выполнения докладов и презентаций





Оценка выполнения контрольной работы





Оценка выполнения исследовательской работы







Оценка выполнения лабораторных работ и практических занятий.



Оценка выполнения решения задач.



Оценка выполнения домашней работы