СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по ИЗО 5 КЛ.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по изобразительному исскусству.

Просмотр содержимого документа
«Программа по ИЗО 5 КЛ.»

Рассмотрено Рассмотрено Утверждено на заседании на заседании на заседании методического методического педагогического совета объединения совета ОКОУ ОКОУ «Курская школа» учителей трудового «Курская школа»

обучения, СБО и ИЗО

ОКОУ «Курская школа»

Протокол от 27.08.19г. № 1 Протокол от 28.08.19. № 1 Протокол от 29.09.19 г. № 1

Директор школы

__________П.В. Сеин

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

5 класс

Учитель: Ю.А. Лукашенко

Курск 2019





,Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 классов разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Примерной адаптированной основной образовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Примерной адаптированной основной образовательной программой начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития; Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"; Уставом и локальными актами Школы.

Настоящая программа по изобразительному искусству для 5 классов создана на основе типовой программы специальной (коррекционной) школы VIII вида: «Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида 5 – 9 классы». Сборник 1 под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2010.

Рабочая программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; календарно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения; требования к уровню подготовки учащихся; перечень контрольно-измерительных материалов. Программа по изобразительному искусству является компенсаторно-адаптационной. Программа детализирует и раскрывает содержание образования, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены программой.

Программа для 5 классов составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения во время уроков изобразительного искусства в предыдущих классах и рассчитана на 34 часа учебного времени в каждом классе.

Курс изобразительного искусства направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно коммуникативного, деятельностного подходов к ИЗО.

Цель – формирование эстетического отражения действительности, овладение техническими и изобразительными навыками и коррекция недостатков развития обучающихся с ограниченными возможностями. Задачи:

корректировать недостатки развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами; развивать у учащихся аналитико-синтетической деятельность, деятельность сравнения и обобщения; совершенствовать умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;

улучшать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала; формировать элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности; развивать у учащихся эстетические чувства, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочное суждение о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним; знакомить учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно -прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;

расширять и уточнять словарный запас детей за счет специальной лексики, совершенствовать фразовую речь;

развивать у школьников художественный вкус, аккуратность, настойчивость и самостоятельность в работе; содействовать нравственному и трудовому воспитанию.

Коррекционная работа включает следующие направления.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

  1. коррекция - развитие восприятия, представлений, ощущений;

  2. коррекция - развитие памяти;

  3. коррекция - развитие внимания;

  4. развитие пространственных представлений и ориентации.

Развитие различных видов мышления: - развитие наглядно-образного мышления;

  1. развитие словесно-логического мышления.

Развитие основных мыслительных операций:

  1. развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий; - умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

  1. развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

  2. формирование адекватности чувств;

  3. формирование умения анализировать свою деятельность.

Коррекция - развитие речи:

  1. коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря. Коррекция мелкой моторики.

В программу включены следующие разделы:

    1. Рисование с натуры.

    2. Декоративное рисование.

    3. Рисование на тему.

    4. Беседы об изобразительном искусстве.

Каждый раздел состоит из нескольких тем (4 - 6) и содержания работы по каждой из них. Время, отведённое на изучение темы, может варьироваться в зависимости от степени её усвоения учащимися и материально-технического обеспечения кабинета. Содержание учебной программы предусматривает обучение учащихся по 1-2 и 3-4 уровням в соответствии с возможностями каждого ребёнка.

Основной формой организации учебного процесса является урок.

Технологии обучения: игровые моменты, релаксационные упражнения, элементы программированного обучения, беседа, здоровьесберегающие, информационно- коммукационные, индивидуальная работа, дифференцированный подход.

Основное оборудование.

Акварельные краски.

Цветные карандаши.

Гуашь.

Мелки восковые.

Художественные кисти №2-№10.

Альбомы для рисования.

Бумага рисовальная. Палитра.

В системе учёта знаний используются следующие виды контроля:

Выполнение самостоятельных практических работ;

Тестирование для 5 классов (предполагает выявление знаний учащихся за год). Контроль и учёт теоретических знаний учащихся по отдельным разделам осуществляется учителем путём бесед, устного опроса, практических навыков и умений, осуществляется путём наблюдения.

Основной формой организации ИЗО учащихся является урок.

Технологии обучения: игровые моменты, релаксационные упражнения, элементы программированного обучения, беседа.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебно – тематическое планирование составлено с учётом возможностей учащихся по уровням педагогической дифференциации.

5 класс

Разделы (темы)

Кол-во часов

Примечания

I.

Рисование с натуры.

10

II.

Декоративное рисование.

10

III.

Рисование на тему.

7

IV.

Беседы об изобразительном искусстве.

7

ИТОГО часов

34



РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ ( 10 часов)

Рисование простого натюрморта (яблоко и керамический стакан). Рисование с натуры объёмного предмета симметричной формы (ваза керамическая). Рисование с натуры дорожных знаков («Крутой спуск», «Дорожные работы»). Рисование с натуры объёмного предмета конической формы (пирамидка). Рисование с натуры фигуры человека. Рисование с натуры цветочного горшка с растением. Рисование с натуры объёмного прямоугольного предмета (русская изба в перспективе). Рисование с натуры игрушки. Рисование с натуры весенних цветов несложной формы.

Основные требования к знаниям и умениям.

Планируемые результаты:

Знать:

Речевой материал 1 – 5 класса;

Тёплые и холодные цвета, называть их;

Способы передачи глубины пространства (уменьшение величины удалённых от наблюдателя предметов).

Уметь:

Анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей);

Сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой;

Устанавливать последовательность выполнения рисунка;

Передавать в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; При рисовании предметов симметричной формы использовать средней (осевой) линии;

Передавать объём предметов доступными средствами, ослабление интенсивности цвета путём добавления воды в краску.

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ ( 10 часов)

Рисование узора в полосе из повторяющихся (или чередующихся) элементов (стилизованные ягоды, ветки, листья). Самостоятельное составление узора в полосе из растительных форм. Геометрический орнамент в круге. Герб города Курска. Оформление новогоднего пригласительного билета. Рисование новогодних карнавальных очков.

Рисование в квадрате узора из растительных форм с применением осевых линий. Декоративное рисование плаката «8 Марта» (эскиз карандашом). Декоративное рисование плаката «8 Марта» (оформление в цвете). Самостоятельное составление узора из растительных элементов. Составление узора в круге с применением осевых линий и использованием декоративно переработанных природных форм (например: стрекозы и цветка тюльпана). Основные требования к знаниям и умениям.

Планируемые результаты:

Знать:

Речевой материал 1 – 5 класса;

Способы построения предметов в круге, квадрате, полосе; Уметь:

Составлять узор из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии;

Соблюдать последовательность при рисовании узоров;

Ровно выполнять закраску элементов орнамента с соблюдением контура.

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ (7 часов)

Осень в лесу. Дерево зимой. Лес зимой. Зимние развлечения. Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (2 часа). Рисование симметричных форм (насекомые).

Основные требования к знаниям и умениям.

Планируемые результаты:

Знать:

Речевой материал 1 – 5 класса;

Способы передачи глубины пространства (уменьшение величины удалённых от наблюдателя предметов). Уметь:

Отражать свои наблюдения в рисунке;

Передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе - дальше);

Передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного;

Выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке;

Работать акварельными и гуашевыми красками.

Отражать свои наблюдения в рисунке*;

Передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе - дальше) **;

Передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного**;

Работать акварельными и гуашевыми красками**.

БЕСЕДЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ (7 часов)

Беседа «Декоративно-прикладное искусство (керамика: посуда, игрушки, малая скульптура)». Беседа «Декоративно-прикладное искусство (Федоскино, Жостово, Палех)». Беседа «Народно-декоративное искусство (Богородская деревянная игрушка)». Беседа «Марьино – Курская область и ее достопримечательности». Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин на тему «Мы победители». Беседа. Прошлое нашей родины в произведениях художников.

Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин на тему о Вов.

Планируемые результаты:

Знать:

Речевой материал 1 – 5 класса;

Виды изобразительного искусства;

Понятие о художественных средствах, развивая чувство формы и цвета.

Уметь:

Высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства;

Определять эмоциональное состояние изображённых на картинах лиц;

Чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства.

Календарно-тематическое планирование.

ТЕМА УРОКА

ДАТА


1 ЧЕТВЕРТЬ


1

Беседа. Произведения мастеров народных промыслов и искусство родного края.

3.09

2

Рисование узора в полосе из повторяющихся элементов.

10.09

3

Самостоятельное составление узора в полосе из растительных форм.

17.09

4

Геометрический орнамент в круге.

24.09

5

Натюрморт: яблоко и керамический стакан.

01.10

6

Осень в лесу.

08.10

7

Герб города Курска.

15.10

8

Беседа. Декоративно-прикладное искусство.

22.10


2 ЧЕТВЕРТЬ


1

Беседа. Народное декоративно-прикладное искусство.

5.11

2

Рисование с натуры предмета симметричной формы (ваза).

12.11

3

Рисование дорожных знаков.

19.11

4

Рисование с натуры объемного предмета конической формы.

26.11

5

Оформление пригласительного предмета.

3.12

6

Рисование новогодних карнавальных очков.

10.12

7

Дерево зимой (барельеф).


17.12

8

Рисование на тему: «Лес зимой».

24.12


3 ЧЕТВЕРТЬ


1

Беседа. Марьино. Курская область и ее достопримечательности.

14.01

2

Рисовании с натуры человека в движении.

21.01

3

Рисование с натуры: «Зимние развлечения»

28.01

4

Рисование с натуры цветочного горшка с растениями.

04.02

5

Рисование узора в квадрате из растительных форм с применение осевых линий.

11.02

6

Рисование объемного прямоугольного предмета (русская изба в перспективе).

18.02

7

Рисование на тему: «Я защитник отечества»

25.02

8

Плакат к 8 Марта (эскиз карандашом).

3.03

9

Плакат к 8 Марта (оформление в цвете).

10.03

10

Беседа. «Мы победим».

17.03

11

Беседа. Прошлое нашей родины в произведениях художников.

24.03


4 ЧЕТВЕРТЬ


1

Иллюстрирование отрывка из художественного произведения.

7.04

2

Рисование с натуры игрушки.

14.04

3

Иллюстрирование отрывка из художественного произведения.

21.04

4

Самостоятельное составление узора из растительных элементов.

28.04

5

Беседа. Великая Отечественная война в произведения советских художников.

12.05

6

Рисование симметричных форм (бабочки, стрекозы, жуки).

19.05

7

Рисование с натуры весенних цветов.

26.05




ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.

  1. Времена года. Пейзаж в творчестве русских художников XIX- начала XX века. М., Просвещение, 1983.

  2. Грошенков И.А. Уроки рисования в I-VI классах вспомогательной школы- М., Просвещение, 1975.

  3. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. -

М., Педагогика, 1974.

  1. Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. М., Дрофа, 2008.

  2. Мозговая В.М. Основы олигофренопедагогики. - М., ACADEMA, 2006.

  3. Народно-художественные промыслы под общ. ред. Поповой О.С. М., Легкая и пищевая промышленность, 1984.

  4. Павлинов П.Я. Каждый может научиться рисовать. М., Совхуд, 1966.

  5. Платонова Н.И., Синюков В.Д. Энциклопедический словарь юного художника. М., Педагогика, 1983.

  6. Пикулев И.И. Русское изобразительное искусство.М.,1977.

  7. Художники Ленинграда в годы Блокады. Ленинград, 1965. 11. Шпикалова Т..Я.Изобразительное искусство в школе. М., Просвещение, 1984.