МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МБОУ "Каменская основная школа"
РАССМОТРЕНО [Укажите должность] ________________________ [укажите ФИО] [Номер приказа] от «[число]» [месяц] [год] г. | СОГЛАСОВАНО [Укажите должность] ________________________ [укажите ФИО] [Номер приказа] от «[число]» [месяц] [год] г. | УТВЕРЖДЕНО [Укажите должность] ________________________ [укажите ФИО] [Номер приказа] от «[число]» [месяц] [год] г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2388059)
учебного предмета «Литература»
для обучающихся 5 класса
2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО), а также федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания.
Особенности литературы как учебного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта.
Полноценное литературное образование на уровне основного общего образования невозможно без учёта преемственности с учебным предметом "литературное чтение" на уровне начального общего образования, межпредметных связей с русским языком, учебным предметом "История" и учебными предметами предметной области "Искусство", что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров.
В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся отечественной и зарубежной литературы. Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.
Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В 5, 6, 9 классах на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, в 7 и 8 классах – 2 часа в неделю. Суммарно изучение литературы в основной школе по программам основного общего образования рассчитано на 442 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС
Мифология.
Мифы народов России и мира.
Фольклор. Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Сказки народов России и народов мира (не менее трёх).
Литература первой половины XIX века И. А. Крылов. Басни (три по выбору). Например, «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет», «Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица».
А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино».
Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Литература второй половины XIX века.
И. С. Тургенев. Рассказ «Муму».
Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети», «Школьник» и др. Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент).
Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».
Литература XIX–ХХ веков.
Стихотворения отечественных поэтов XIX–ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной (не менее пяти стихотворений трёх поэтов). Например, стихотворения А.К.Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова.
Юмористические рассказы отечественных писателей XIX– XX веков.
А. П. Чехов (два рассказа по выбору). Например, «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и др.
М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» и др.
Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее двух). Например, А. И. Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского.
А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова», «Никита» и др.
В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».
Литература XX–XXI веков.
Произведения отечественной литературы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П. Катаев. «Сын полка», К.М.Симонов «Сын артиллериста» и др.
Произведения отечественных писателей XIX–XXI веков на тему детства (не менее двух). Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М. С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян.
Произведения приключенческого жанра отечественных писателей (одно по выбору). Например, К. Булычёв. «Девочка, с которой ничего не случится», «Миллион приключений» и др. (главы по выбору).
Литература народов Российской Федерации. Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела».
Зарубежная литература.
Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей» и др.
Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы по выбору), Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы по выбору).
Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору). Например, М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы по выбору); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы», «Звук бегущих ног», «Зелёное утро» и др.
Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору). Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» и др.
Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору). Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свёрток»; Дж. Лондон. «Белый клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» и др.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 КЛАСС
1) Иметь начальные представления об общечеловеческой ценности литературы и её роли в воспитании любви к Родине и дружбы между народами Российской Федерации;
2) понимать, что литература – это вид искусства и что художественный текст отличается от текста научного, делового, публицистического;
3) владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанные произведения:
определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные представления о родах и жанрах литературы; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять элементарные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи;
понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; литературные жанры (народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня); тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; литературный герой (персонаж), речевая характеристика персонажей; портрет, пейзаж, художественная деталь; эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; аллегория; ритм, рифма;
сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей;
сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения фольклора и художественной литературы с произведениями других видов искусства (с учётом возраста, литературного развития обучающихся);
4) выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 5 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития и индивидуальных особенностей обучающихся);
5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки прочитанного (с учётом литературного развития обучающихся);
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее 70 слов (с учётом литературного развития обучающихся);
8) владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора и литературы;
9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития;
10) планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение, расширять свой круг чтения, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков;
11) участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством учителя и учиться публично представлять их результаты (с учётом литературного развития обучающихся);
12) владеть начальными умениями использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернет-ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
Раздел 1. Мифология |
1.1 | Мифы народов России и мира | 3 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413e80 |
Итого по разделу | 3 | |
Раздел 2. Фольклор |
2.1 | Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413e80 |
2.2 | Сказки народов России и народов мира | 5 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413e80 |
Итого по разделу | 7 | |
Раздел 3. Литература первой половины XIX века |
3.1 | И. А. Крылов. Басни (три по выбору). «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет», «Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица» | 4 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413e80 |
3.2 | А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». | 6 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413e80 |
3.3 | М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино» | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413e80 |
3.4 | Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413e80 |
Итого по разделу | 14 | |
Раздел 4. Литература второй половины XIX века |
4.1 | И. С. Тургенев. Рассказ «Муму» | 5 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413e80 |
4.2 | Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети». «Школьник» и др.. Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент) | 3 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413e80 |
4.3 | Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» | 5 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413e80 |
Итого по разделу | 13 | |
Раздел 5. Литература XIX—ХХ веков |
5.1 | Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной (не менее пяти). Например, стихотворения А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова | 4 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413e80 |
5.2 | Юмористические рассказы отечественных писателей XIX—XX веков. А. П. Чехов (два рассказа по выбору).Например, «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и др. М.М.Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» и др. | 4 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413e80 |
5.3 | Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее двух). Например, произведения А. И. Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского | 4 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413e80 |
5.4 | А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору).Например, «Корова», «Никита» и др. | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413e80 |
5.5 | В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро» | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413e80 |
Итого по разделу | 16 | |
Раздел 6. Литература XX—XXI веков |
6.1 | Произведения отечественной литературы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П. Катаев. «Сын полка», К.М.Симонов. "Сын артиллериста" и др. | 3 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413e80 |
6.2 | Произведения отечественных писателей XIX–XXI веков на тему детства. (не менее двух), например, произведения В.Г.Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю.П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю.Я.Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М. С. Аромштам, Н. Ю.Абгарян | 3 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413e80 |
6.3 | Произведения приключенческого жанра отечественных писателей. (одно по выбору). Например, К. Булычёв «Девочка, с которой ничего не случится», «Миллион приключений» и др. (главы по выбору) | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413e80 |
6.4 | Литература народов Российской Федерации. Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела» | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413e80 |
Итого по разделу | 9 | |
Раздел 7. Зарубежная литература |
7.1 | Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей» | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413e80 |
7.2 | Зарубежная сказочная проза. (одно произведение по выбору). Например, Л.Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы); Дж.Р.Р.Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы) и др. | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413e80 |
7.3 | Зарубежная проза о детях и подростках. (два произведения по выбору). Например, М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы», «Звук бегущих ног», «Зелёное утро» и др. | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413e80 |
7.4 | Зарубежная приключенческая проза. (два произведения по выбору). Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» (главы по выбору) и др. | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413e80 |
7.5 | Зарубежная проза о животных. (одно-два произведения по выбору).Например, Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свёрток»; Дж. Лондон. «Белый Клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» и др. | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413e80 |
Итого по разделу | 8 | |
Развитие речи | 8 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413e80 |
Внеклассное чтение | 7 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413e80 |
Итоговые контрольные работы | 2 | 2 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413e80 |
Резервное время | 15 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413e80 |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 102 | 2 | 0 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Развитие речи. Книга в жизни человека | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a19572a |
2 | Легенды и мифы Древней Греции. Понятие о мифе | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a195838 |
3 | Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия» | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a195946 |
4 | «Яблоки Гесперид» и другие подвиги Геракла | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a195a5e |
5 | Внеклассное чтение. Мифы народов России и мира. Переложение мифов разными авторами. Геродот. «Легенда об Арионе» | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a195c02 |
6 | Фольклор. Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a195d1a |
7 | Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a195e28 |
8 | Сказки народов России и народов мира. Сказки о животных, волшебные, бытовые | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a196062 |
9 | Русские народные сказки. Животные-помощники и чудесные противники в сказке "Царевна-лягушка" | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a196170 |
10 | Главные герои волшебных сказок Василиса Премудрая и Иван-царевич | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a19629c |
11 | Поэзия волшебной сказки | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a196418 |
12 | Сказки о животных «Журавль и цапля». Бытовые сказки «Солдатская шинель» | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a19658a |
13 | Резервный урок. Духовно-нравственный опыт народных сказок. Итоговый урок | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a19671a |
14 | Резервный урок. Роды и жанры литературы и их основные признаки | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a19685a |
15 | Внеклассное чтение. Жанр басни в мировой литературе. Эзоп, Лафонтен | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a196a9e |
16 | Внеклассное чтение. Русские баснописцы XVIII века. А. П. Сумароков «Кокушка». И. И. Дмитриев «Муха». | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a196bfc |
17 | И. А. Крылов - великий русский баснописец. Басни (три по выбору). «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет», «Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица» | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a196daa |
18 | И. А. Крылов. Историческая основа басен. Герои произведения, их речь. "Волк на псарне" | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a196ed6 |
19 | И. А. Крылов. Аллегория в басне. Нравственные уроки произведений «Листы и Корни», «Свинья под Дубом» | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a196fee |
20 | И. А. Крылов. Художественные средства изображения в баснях. Эзопов язык | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1970fc |
21 | А. С. Пушкин. Образы русской природы в произведениях поэта (не менее трёх). «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Няне» и др. | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a19720a |
22 | А. С. Пушкин. Лирический герой в стихотворениях поэта. Образ няни. | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a197354 |
23 | А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Сюжет сказки | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1974e4 |
24 | А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Главные и второстепенные герои | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a197610 |
25 | А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Волшебство в сказке | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a197728 |
26 | А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Язык сказки. Писательское мастерство поэта | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a197840 |
27 | М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»: история создания, тема, идея, композиция стихотворения, образ рассказчика | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a197bb0 |
28 | М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»: патриотический пафос, художественные средства изображения | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a197d4a |
29 | Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Жанровые особенности произведения. Сюжет. Персонажи | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a197e58 |
30 | Н. В. Гоголь. Повесть "Ночь перед Рождеством". Сочетание комического и лирического. Язык произведения | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a197fa2 |
31 | Резервный урок. Н. В. Гоголь. Реальность и фантастика в повестях писателя "Заколдованное место" | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a198128 |
32 | Резервный урок. Н. В. Гоголь. Народная поэзия и юмор в повестях писателя «Заколдованное место» | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a198268 |
33 | И. С. Тургенев. Рассказ «Муму»: история создания, прототипы героев | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a198754 |
34 | И. С. Тургенев. Рассказ «Муму»: проблематика произведения | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a198876 |
35 | И. С. Тургенев. Рассказ «Муму»: сюжет и композиция | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a19898e |
36 | И. С. Тургенев. Рассказ «Муму»: система образов. Образ Герасима | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a198aba |
37 | Развитие речи. И. С. Тургенев. Рассказ «Муму». Роль интерьера в произведении. Каморка Герасима | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a198c36 |
38 | И. С. Тургенев. Рассказ «Муму». Роль природы и пейзажа в произведении | 1 | | | | |
39 | Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети», «Школьник» и др.. Тема, идея, содержание, детские образы | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a198380 |
40 | Н. А. Некрасов. Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент). Анализ произведения | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a198498 |
41 | Н. А. Некрасов. Поэма «Мороз, Красный нос». Тематика, проблематика, система образов | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1985ce |
42 | Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник»: историческая основа, рассказ-быль, тема, идея | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a198d80 |
43 | Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика образов | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a199028 |
44 | Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Жилин и Дина. Образы татар | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a198ea2 |
45 | Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Нравственный облик героев | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a19914a |
46 | Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».Картины природы. Мастерство писателя | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a199258 |
47 | Развитие речи. Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Подготовка к домашнему сочинению по произведению | 1 | | | | |
48 | Итоговая контрольная работа. Литература и жизнь | 1 | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a199366 |
49 | Стихотворения отечественных поэтов XIX–ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной А. А. Фет. "Чудная картина…", "Весенний дождь", "Вечер", "Еще весны душистой нега…" | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a19947e |
50 | Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной И. А. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер…», «Бледнеет ночь… Туманов пелена...» | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1995aa |
51 | Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной А. А. Блок. «Погружался я в море клевера…», «Белой ночью месяц красный…», «Летний вечер» | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a199820 |
52 | Стихотворения отечественных поэтов XIX–ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной С. А. Есенин. «Береза», «Пороша», «Там, где капустные грядки...», «Поет зима — аукает...», «Сыплет черемуха снегом...», «Край любимый! Сердцу снятся...» | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1999e2 |
53 | [[Резервный урок. Стихотворения отечественных поэтов XIX–ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной [[Н. М. Рубцов. «Тихая моя родина», «Родная деревня»]] | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a199b04 |
54 | Развитие речи.Поэтические образы, настроения и картины в стихах о природе. Итоговый урок | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a199c30 |
55 | Юмористические рассказы отечественных писателей XIX–XX веков. А. П. Чехов. Рассказы (два по выбору). «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и др. Тематический обзор | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a199d48 |
56 | Рассказы А. П. Чехова. Способы создания комического | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a199e60 |
57 | М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). «Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова», «Встреча».Тема, идея, сюжет | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc29050 |
58 | М. М. Зощенко. «Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» и др. Образы главных героев в рассказах писателя. | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc29154 |
59 | Развитие речи. Мой любимый рассказ М.М. Зощенко | 1 | | | | |
60 | Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее двух). Например, А. И. Куприн «Белый пудель», М. М. Пришвин «Кладовая солнца», К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб», «Заячьи лапы», «Кот-ворюга». Тематика и проблематика. Герои и их поступки | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc2662a |
61 | Нравственные проблемы сказок и рассказов А.И.Куприна, М.М.Пришвина, К.Г.Паустовского | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc26ba2 |
62 | Язык сказок и рассказов о животных А. И. Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc26918 |
63 | Произведения отечественной литературы о природе и животных. Связь с народными сказками. Авторская позиция | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc26a6c |
64 | Резервный урок. Произведения русских писателей о природе и животных. Темы, идеи, проблемы. Итоговый урок | 1 | | | | |
65 | А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова», «Никита» и др. Тема, идея, проблематика | 1 | | | | |
66 | А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова», «Никита» и др. Система образов | 1 | | | | |
67 | В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Тема, идея произведения | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc28452 |
68 | В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Система образов. Образ главного героя произведения | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc28574 |
69 | Произведения отечественной литературы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П. Катаев. «Сын полка», К.М.Симонов. "Сын артиллериста" и др. Проблема героизма | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc27b60 |
70 | Произведения отечественной литературы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П. Катаев. «Сын полка», К.М.Симонов. «Сын артиллериста» и др.: дети и взрослые в условиях военного времени | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc27c82 |
71 | В. П. Катаев. «Сын полка». Историческая основа произведения. Смысл названия. Сюжет. Герои произведения | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc27da4 |
72 | Резервный урок. В. П. Катаев. «Сын полка». Образ Вани Солнцева. Война и дети | 1 | | | | |
73 | Резервный урок. Л. А. Кассиль. "Дорогие мои мальчишки". Идейно-нравственные проблемы в произведении. "Отметки Риммы Лебедевой" | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc27f98 |
74 | Внеклассное чтение. Война и дети в произведениях о Великой Отечественной войне. Итоговый урок | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc28146 |
75 | Произведения отечественных писателей XIX–XXI веков на тему детства. [[(не менее двух), например, произведения В.Г.Короленко, В.П.Катаева, В.П.Крапивина, Ю.П.Казакова, А.Г.Алексина, В.П.Астафьева, В.К.Железникова, Ю.Я.Яковлева, Ю.И.Коваля, А.А.Гиваргизова, М.С.Аромштам, Н.Ю.Абгарян.] Обзор произведений. Специфика темы | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc27926 |
76 | Произведения отечественных писателей XIX–XXI веков на тему детства. Тематика и проблематика произведения. Авторская позиция | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc27a48 |
77 | Произведения отечественных писателей XIX–XXI веков на тему детства. Герои и их поступки | 1 | | | | |
78 | Резервный урок. Произведения отечественных писателей XIX–XXI веков на тему детства. Современный взгляд на тему детства в литературе | 1 | | | | |
79 | Внеклассное чтение. Произведения отечественных писателей XIX–XXI веков на тему детства | 1 | | | | |
80 | Произведения приключенческого жанра отечественных писателей. (одно по выбору). К. Булычёв «Девочка, с которой ничего не случится», «Миллион приключений» и др. (главы по выбору). Тематика произведений | 1 | | | | |
81 | Произведения приключенческого жанра отечественных писателей. Проблематика произведений К.Булычева | 1 | | | | |
82 | Резервный урок. Произведения приключенческого жанра отечественных писателей. Сюжет и проблематика произведения | 1 | | | | |
83 | Литература народов России. Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела». Тематика стихотворений | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc288a8 |
84 | Резервный урок. Образ лирического героя в стихотворениях Р.Г.Гамзатова и М.Карима | 1 | | | | |
85 | Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей». Тема, идея сказки. Победа добра над злом | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc28b32 |
86 | Х. К. Андерсен. Сказка «Снежная королева»: красота внутренняя и внешняя. Образы. Авторская позиция | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc28c36 |
87 | Внеклассное чтение. Сказки Х. К. Андерсена (по выбору) | 1 | | | | |
88 | Развитие речи. Любимая сказка Х. К. Андерсена | 1 | | | | |
89 | Зарубежная сказочная проза. (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы); Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы) и др. Герои и мотивы | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc28e52 |
90 | Зарубежная сказочная проза. (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы); Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы) и др. Стиль и язык, художественные приемы | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc28d3a |
91 | Резервный урок. Художественный мир литературной сказки. Итоговый урок | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc28f4c |
92 | Резервный урок. Зарубежная проза о детях и подростках. (два произведения по выбору). Например, М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы», «Звук бегущих ног», «Зелёное утро» и др. Обзор по теме | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc2a3a6 |
93 | Зарубежная проза о детях и подростках. (два произведения по выбору). Например, М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы», «Звук бегущих ног», «Зелёное утро». Тема, идея, проблематика | 1 | | | | |
94 | Резервный урок. Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Тематика произведения. Сюжет. Система персонажей. Образ главного героя | 1 | | | | |
95 | Развитие речи. Марк Твен. «Приключения Тома Сойера»: дружба героев | 1 | | | | |
96 | Итоговая контрольная работа. Образы детства в литературных произведениях | 1 | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc29fd2 |
97 | Зарубежная приключенческая проза. (два произведения по выбору), например, Р. Л. Стивенсон.«Остров сокровищ», «Чёрная стрела» (главы по выбору) и др. Обзор по зарубежной приключенческой прозе. Темы и сюжеты произведений | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc2a108 |
98 | Резервный урок. Р.Л.Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» (главы по выбору). Образ главного героя. Обзорный урок | 1 | | | | |
99 | Внеклассное чтение. Зарубежная приключенческая проза. Любимое произведение | 1 | | | | |
100 | Зарубежная проза о животных. (одно-два произведения по выбору), например, Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свёрток»; Дж. Лондон. «Белый Клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» и др. Тематика, проблематика произведения | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc26d78 |
101 | Зарубежная проза о животных. Герои и их поступки | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc26e9a |
102 | Развитие речи. Итоговый урок. Результаты и планы на следующий год. Список рекомендуемой литературы | 1 | | | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 102 | 2 | 0 | |